21 век и это стало модно
В ХХI веке за 2 минуты можно легко переместиться на 100 лет назад и узнать, как менялась мода на протяжении десятилетий. В этой статье фото и видео, которые демонстрируют все модные тенденции – от целомудренных нарядов 1915-го года до casual и selfies 2015-г .
1915-й год
В первые десятилетия ХХ века женщины одевались крайне сдержанно и консервативно: закрытые длинные платья, шляпы с широкими полями и перчатки. Однако, уже в этот период появляются туалеты, украшенные перьями и блестящими украшениями.
1925-й год
В 20-е годы повсюду танцуют чарльстон и танго, поэтому женщинам приходится укорачивать юбки, а пояс для подвязок вытесняет корсет. Представительницы прекрасного пола начинают активно носить бусы и ожерелья, появляются первые купальные костюмы для женщин, трикотаж, в моду входит плиссировка и зауженные пальто прямого кроя с меховым воротником.
1935-й год
Великая депрессия не повлияла на желание людей, как бы бедны они ни были, выглядеть достойно. Женщины, которые не могли купить новое платье, просто удлиняли старое с помощью лент и оборок. Одежда подчеркивала грудь, талию и бёдра, а волосы тщательно укладывали (кстати, предпочтение отдавалось блондинкам). Аксессуары подбирались очень строго: шляпка, сумочка, перчатки и обувь должны были быть в одной цветовой гамме, чтобы легко подходить к любому платью или костюму. В моде узкие сумочки-конверты без ручки или маленькая сумка-кошелек с защелкой-рамочкой.
1945-й год
В тяжелые годы войны женщинам некогда было заботиться о макияже и пополнении своего гардероба. Поскольку мужчины повсеместно ушли на фронт – женщины остались одни и на их плечи легли многочисленные суровые тяготы военного времени. Повседневная жизнь стала скудной, тяжелой и часто опасной – это естественным образом привело к тому, что люди стали одеваться так, чтобы быть незаметными. Определяющими качествами одежды стали ее функциональность, тепло, удобство, прочность и немаркость.
Одежду стали шить из ацетатного шелка и вискозы. А мадемуазель Шанель представила свой знаменитый костюм, который будут носить все последующие поколения женщин.
1955-й год
50-е годы можно смело назвать временем возрождения Высокой моды (Haute Couture). В послевоенные годы социальные различия заметно обострились и жены снова превратились в символ благосостояния своих мужей. Женщины стали активно посещать парикмахерские салоны и делать яркий макияж, носить пышные юбки, высокие “шпильки” и нейлоновые чулки со швом. Идеальная женщина уже с утра должна была быть во всеоружии: с макияжем, уложенной прической и на каблуках. Эталонами красоты того времени были признаны Элизабет Тейлор, Любовь Орлова, Софи Лорен, Людмила Гурченко, Мэрилин Монро.
Кристиан Диор
1965-й год
Легендарные 60-е годы – это ярчайшее десятилетие в истории мировой моды. Популярной становится бабетта – небрежно взбитая прическа с начесом, а также парики и шиньоны. Важная роль отводится аксессуарам: крупные бусы, массивная бижутерия, большие очки, закрывающие пол лица. В моду входят мини-юбки и высокие сапоги на низком каблуке. В то же время иконой стиля становится первая леди США Жаклин Кеннеди, обладающая безупречным вкусом. “Стиль Джеки” – это розовый цвет, маленькие геометрические платья, шляпки-таблетки, костюмы из укороченного жакета с рукавом три четверти и прямой юбкой чуть ниже колена, перчатки, туфли на невысоком каблуке, солнцезащитные очки в толстой оправе и маленькие сумочки.
1975-й год
Этника, диско, хиппи, ретро – всё это 70-е. Самым модным элементом гардероба, конечно же, были джинсы. Одежда стала более комфортной и практичной, поэтому модницы того времени с удовольствием носили брюки-клёш, туники, комбинезоны, блузки с крупным ярким принтом, водолазки и платья-рубашки. А шпильки и каблуки сменила обувь на платформе.
1985-й год
80-е – это чрезмерность во всем. Успехом пользовались дизайнеры, которые не боялись экспериментов и создавали необычную одежду с оригинальными элементами декора: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье. В 80-е все слишком узкое, слишком объемное, слишком броское. В моду входят подкладные плечи и массивная бижутерия, люрекс и потертая джинсовая ткань (варенка), яркие леггинсы и брюки-бананы, короткие кожаные куртки и длинные пальто, мини-юбки и макси-платья, белокурые локоны и разноцветные ирокезы, косметика с блестками и перламутром.
1995-й год
Девяностые – это комфорт, унисекс и минимализм, главный девиз того времени –« быть таким, какой ты есть! » В моде простота и функциональность, а значит джинсовая одежда, футболки, свитера и кроссовки. Главный модный акцент девяностых делается не на одежду, а на ее владельца. Супермодели становятся образцами для подражания, а модники и модницы активно посещают спортивные клубы, косметические кабинеты и даже пользуются услугами пластической хирургии.
2005-й год
Начало ХХI века в моде можно охарактеризовать как вседозволенность и эпатаж. Сначала, подражая поп-звездам, молодые девушки активно демонстрировали животы с пирсингом, носили джинсы-клеш и обувь на платформе. Затем популярными становятся брюки-капри, обтягивающие джинсы, платья и юбки с завышенной талией. Массовая культура и шоу-бизнес рождают “гламур”, направленный на роскошь и внешний блеск.
2015-й год
Сегодня мода демократична как никогда. Каждый выбирает то, что ближе и понятнее: простые и удобные вещи или смелые и дерзкие эксперименты. Более того, одежда и аксессуары “умнеют” с каждым днем, делая нашу жизнь проще и комфортнее. Также появляются новые стандарты красоты , и на смену худощавым моделям 90-60-90 приходят девушки с пышными формами.
Видео наглядно демонстрирует модные тенденции каждого десятилетия, начиная с 1915-го года. А завершается ролик “классическим” образом 2015-го года.
Будьте модными !
Всегда ваш Doctor Fashion *
В прошлом все было предельно просто: определенные каноны красоты существовали веками и менялись очень медленно. Античность воспевала стройность и атлетичность тел, Средневековье — болезненную худобу и бледность, Возрождение — пышную телесность, Викторианская эпоха — миниатюрность и изящество.
Слева: Анна Павлова Справа: Мэрилин Монро
Но XX век стал провозглашать новые модные иконы чуть ли не каждое десятилетие: субтильная балерина Анна Павлова, аппетитная Мэрилин Монро, астеничная Одри Хепберн, девушка-подросток Твигги, спортивная Джейн Фонда, агрессивно сексуальная Мадонна, идеально пропорциональная Клаудиа Шиффер, андрогинная Кейт Мосс, сильная и атлетичная Анджелина Джоли…
Слева: Одри Хепберн Справа: Клаудиа Шиффер
Эталонные параметры манекенщиц «90-60-90» в течение века глобально трансформировались.
И что же мы имеем сегодня? Какое тело сейчас считают совершенным, красивым и модным? На этот вопрос однозначного ответа не существует, ибо «проверять алгеброй гармонию» очень сложно. Хотя правила золотого сечения, божественной меры красоты, конечно, никто не отменяет.
Расстояние от макушки до пола относится к расстоянию от макушки до пупка как 1,618:1. Это и есть знаменитое золотое сечение.
Мы получим тот же результат, соотнеся расстояния от верхней части бедра до пола и расстояние от колена до пола, или расстояния от плеча до кончиков пальцев и от локтя до кончиков пальцев, длину пальца к длине фаланги от кончика подушечки до сгиба.
Но есть более простой способ определить соответствие пропорций тела золотому сечению. Женское тело принято условно делить на восемь частей. Мерой измерения выступает голова — так что для начала измерьте ее от темени до подбородка.
Cама голова и будет первой мерой.
Между подбородком и подмышечной впадиной — вторая мера.
От подмышечной впадины до линии талии — третья.
От линии талии до линии основания туловища — четвертая.
От линии основания туловища до середины бедра — пятая.
От середины бедра до подколенной впадины — шестая.
Между подколенной впадиной и основанием икроножной мышцы помещается седьмая мера.
От основания икроножной мышцы до пятки — восьмая.
Так что вы теперь можете проверить на соответствие «золотому» идеалу саму себя и внимательно оглядеться по сторонам — вдруг эталон красоты сидит где-то рядом с вами?
И не забудьте просчитать самое главное — соотношение талии и бедер.
В результате деления объема талии на объем бедер должен получиться коэффициент 0,7. Отклонения от идеала допускаются в диапазоне от 0,60 до 0,72. То есть объем красивой талии должен составлять приблизительно 70% от объема бедер.
Британская актриса и модель Келли Брук
Понятное дело, что заветное и такое притягательное для мужчин соотношение талии и бедер не дает им покоя уже много лет. Вот ученые Техасского университета, например, решили найти по этой формуле красотку с идеальным телом. И таки нашли! Ею оказалась британская актриса и модель Келли Брук — наглядная визуализация той самой пропорции. У нее этот коэффициент равен 0,70588253. Пышные формы и параметры, далекие от пресловутых 90-60-90, Келли совсем не мешают. Еще бы, ведь главное не цифры объемов, а гармоничность фигуры.
«Мне нравится мое тело, — говорит она. — Чем больше я вешу, тем больше мне нравятся мои грудь и пятая точка. Я становлюсь счастливее!»
И вообще, моду сегодня задает не идеальная красота, а, наоборот, всевозможный отход от стандартов.
Но как же выделиться из толпы? XXI век отвечает на этот вопрос однозначно: модифицировать свое тело! «Модифицировать» в самом широком смысле. Я не говорю о радикальных мерах, когда человек превращает себя в киборга. «Модифицировать» значит совершенствовать, украшать, делать не таким, как у других — вот главный тренд современной моды, который рождает появление в фэшн-сфере людей, диктующих новые стандарты красоты. Давайте познакомимся с ними и с их самыми модными на сегодняшний день телами поближе!
Не «чистый лист»
Слева: австралийская топ-модель Кэтрин Макнил. Справа: американская топ-модель Эрин Уоссон
Татуировки вот уже несколько лет являются настоящим модным фетишем — настолько, что перестали быть знаком профнепригодности для профессиональных моделей. Наоборот, многие топ-модели даже сделали тату своим «конкурентным преимуществом». Раньше «нательные рисунки» усиленно прятали под слоем тонального крема или ретушировали — сейчас ими гордятся и превращают с их помощью свое тело в своеобразный арт-объект.
То ли девушка, то ли…?
Слева: успешная нидерландская модель Саския де Брау. Справа: «Принцесса андрогинов» датчанка Фрея Беха Эриксен
Андрогинное тело, как будто бесполое и одинаково легко воплощающее женские и мужские образы, — еще один современный тренд. Не знаю, насколько он востребован в обычной жизни, но в модельном бизнесе андрогины стали звездами.
Девушки-«тени»
Слева: успешная модель из Австралии Кэсси Ван Ден Данген, которая уверяет, что совершенно здорова и не отказывает себе в еде. Справа: украинка Снежана Онопка, которую официально провозгласили самой худой из подиумных моделей (ее рост: 175 см, вес: 45 кг)
Они так худы, что похожи на тени или приведения. Несколько лет назад фэшн-мир всколыхнула целая череда смертей моделей от анорексии. В ответ многие дизайнеры оставили «прозрачных» моделей без работы. В Израиле в силу вступил закон против анорексичных моделей. Однако некоторым девушкам их болезненная худоба совсем не мешает, даже наоборот. Сейчас, когда моделей такого типажа стало меньше, они стали еще более востребованы. Как бы это ни было печально, болезненная худоба все еще в тренде.
Девушки-«песочные часы»
Слева: украинская модель Валерия Лукьянова (талия 47 см.). Справа: румынкая модель из Германии Йоана Спангенберг (талия 38 см.).
На что только не идут женщины, чтобы сделать талию тоньше: носят корсеты, утягивающее белье или даже удаляют ребра… Но некоторым повезло: они утверждают, что тонкую талию им даровала природа. Стоит ли удивляться, что они незамедлительно стали фэшн-звездами, ведь осиная талия всегда в моде!
Девушки-«пышки»
Слева: Эшли Грэм на показе нижнего белья. Справа: модель и актриса Тара Линн
Хорошего человека должно быть много, а красивой девушки — тем более! Это стали понимать в модельном бизнесе — не случайно сегодня все более востребованы становятся модели размера plus size. Британка Эшли Грэм — одна из самых успешных моделей в «тяжелом весе».
Ни в чем не уступает коллеге по красоте американская модель и актриса Тара Линн. В одном из интервью она призналась, что борется за изменение тенденций моды в сторону женщин с более реалистичными размерами.
Сильные девушки
Слева: бразильская модель и спортсменка Ева Андресса Виейра. Справа: одна из самых успешных в этой сфере моделей, американка, Дженнифер Николь Ли.
Не менее важный современный тренд — мода на атлетичные, совершенные тела. Фитнес-модели, красивые сильные девушки, постепенно становятся новыми иконами моды.
Рассказываем еще о востребованных звездах фэшн-индустрии, которые меняют отношение людей к моде и самим себе: С другой планеты: девушки, которые меняют представления о красоте.
Здравствуйте, Уважаемые читатели! Каждая женщина на Земле красива по-своему, и если ее близкие дают ей понять, что она прекрасна, то у нее вырастают крылья. Однако в различных странах и в разные эпохи были определенные эталоны красоты, на которые девушки равнялись и стремились к ним любыми способами.
Древний Египет. Женщины уделяли много времени своей внешности, и особой изюминкой в облике дев считался взгляд зеленых глаз с поволокой. Девушки готовы были на многое, лишь бы придать глазам зеленый оттенок и сделать взгляд томным. Для этого использовались различные средства, которые впрыскивали в глаза, они зачастую приносили вред здоровью. Кроме того, кожу делали абсолютно гладкой – волоски тщательно удалялись. Но чего не сделаешь ради красоты? Женщина должна была быть стройной и высокой.
Источник фото: Яндекс Картинки
Древний Китай. Здесь ценились крохотные ножки. И опять женщины мучили себя, с самого детства ноги туго бинтовали, чтобы остановить рост ступни. Девушку разрисовывали, как куклу, сооружали немыслимую прическу. И это считалось красотой, которую воспевали китайские стихотворцы.
Источник фото: Яндекс Картинки
Древняя Греция. У греческих женщин ценилась небольшая грудь, широкие бедра.
Источник фото: Яндекс Картинки
Рекламный материал:
За классной одеждой – сюда. Постоянные распродажи и скидки на весь ассортимент для всех возрастов и для всех размеров. Нужно подготовить ребенка к школе? Одеться мужчине или женщине ? Тогда заходи. Приятных покупок к осени!
Древний Рим. Идеал красоты – светлые волосы, бледная кожа.
Источник фото: Яндекс Картинки
Средние века. Здесь красоту не принято было выставлять напоказ. Женщины были безликими, бледными, они надевали бесформенные платья, волосы были спрятаны под головные уборы. Если же женщина была яркой и красивой, ее могли посчитать ведьмой и подвергнуть сожжению на костре. Поэтому в Средние века быть красивой было не модно.
Источник фото: Яндекс Картинки
Эпоха Возрождения. Эталон красоты – длинная шея и овальное лицо. Дамы добивались идеала красоты, сбривая волосы на лбу, на затылке, а так же выбривая брови.
Источник фото: Яндекс Картинки
Эпоха Барокко и Рококо. В это время ценились пышные формы, роскошный бюст. Дамы затягивались в тугие корсеты, надевали пышные платья, сооружали немыслимые конструкции на голове, выбеливали лицо, рисовали брови и мушки на щеках.
Источник фото: Яндекс картинки
И лишь на рубеже двадцатого века девушки стали стремиться к естественности. Но и здесь, в течение столетия, идеалы женской красоты менялись со скоростью ветра. В 40-50 годы иконой красоты считалась Мерлин Монро. Женщины перекрашивались в блондинок, рисовали родинку на щеке, шили платья, подчеркивающие их тонкую талию и пышный бюст. Образ красивой, но глупенькой девушки считался эталоном. Но уже в 60-е годы, мода на красоту стала иного рода – олицетворяла ее девушка-модель Твигги. Она имела худенькую фигуру подростка, большущие глаза на милом личике. Девушки стали худеть и стремиться соответствовать этому образу. Тогда в моду вошли коротенькие платьица, массивные туфли на каблуке .В 80-х годах ценились высокие и спортивные дамы с полной грудью такие как, например, Синди Кроуфорд. Но еще через десятилетие популярными стали чрезмерно худые девушки, у которых женские формы отсутствовали. Примерно такой типаж был у модели Кейт Мосс. Дамы опять начали изнурять себя диетами и бесконечно худели, потому что везде навязывались такие эталоны внешности. Начался 21 век, и стандарты красоты стали размытыми, их нельзя выделить.
Источник фото: Яндекс Картинки
В наше время сознание женщин стало меняться, и они стали понимать, что красота не ограничивается лишь одними внешними данными. Мода очень переменчива, поэтому не стоит гнаться за призрачными идеалами, каждая женщина прекрасна по-своему. Главное, быть в гармонии с собой и окружающими.
Благодарим за прочтение и желаем хорошего дня. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, а также делитесь статьей в социальных сетях!
Также рекомендуем к прочтению: Загадочное исчезновение самолета во времени
Îïûò íå óäàëñÿ, Ëåîíèä. Âìåñòî ñîñòîÿíèÿ «õî÷åøü, íî íå ìîæåøü» ñîñòîÿíèå «ìîæåøü, íî íå õî÷åøü». Ýòî íåâûíîñèìî òîñêëèâî ìî÷ü è íå õîòåòü.
«Äàëåêàÿ Ðàäóãà», áðàòüÿ Ñòðóãàöêèå, 1963ã.
– 640ÊÁ äîëæíî áûòü äîñòàòî÷íî äëÿ êàæäîãî.
Âîçìîæíî, Áèëë Ãåéòñ, 1981ã.
—-
Ïðåäèñëîâèå.
Ñåãîäíÿ, òàê ñêàçàòü ïî äîëãó ðàáîòû, ÿ ïðèñóòñòâîâàë íà êîíôåðåíöèè, ñïîíñèðîâàíîé êîìïàíèåé Autodesk äëÿ èíæåíåðîâ-ìåõàíèêîâ, ãðàôèêîâ è àðõèòåêòîðîâ. Íà êîíôåðåíöèè áûëè ïðåäñòàâëåíû íîâûå òåõíîëîãèè â ìàòåðèàëîâåäåíèè, ñòðîèòåëüñòâå, è ãëàâíîå, ïðîãðàììíîì îáåñïå÷åíèè äëÿ ýòèõ îòðàñëåé.  îñíîâíîì, àêöåíò áûë ñäåëàí íà òàê íàçûâàåìûå Cloudû. Êòî íå â êóðñå, êëàóäû ýòî ñóïåð-êîìïüþòåðû, ê êîòîðûì ìîæíî ïîäêëþ÷èòñÿ è èñïîëüçîâàòü èõ â êà÷åñòâå ðàáî÷åãî «æåëåçà», âìåñòî ðåñóðñîâ ñâîåãî êîìïüþòåðà. Òî åñòü, ìîæíî ñî ñëàáîãî ÏÊ, èëè äàæå àéïàäà, èìåÿ äîñòàòî÷íî áûñòðîå ïîäêëþ÷åíèå ê èíòåðíåòó, ïðîñòî ïîäêëþ÷èòüñÿ, è ïðîèçâîäèòü ìîùíûå ðàñ÷åòû, ðåíäåðû, ñèìóëÿöèè, ìîäåëèðîâàíèå è ïðî÷åå, èñïîëüçóÿ òîëüêî èõ ðåñóðñû. Ãðàíèöà âîçìîæíîñòåé ëåæèò ëèøü â ñêîðîñòè òâîåãî èíòåðíåòà íàñêîëüêî áûñòðî òû ìîæåøü äàâàòü êëàóäàì ðàñïîðÿæåíèÿ î ðàáîòå. Ëþáûå îïåðàöèè îíè ïðîèçâîäÿò çà íåñêîëüêî ìèíóò. Äàæå ãðàôèêó äëÿ îòîáðàæåíèÿ ýòèõ ñëîæíûõ ïðîöåññîâ îíè ìîãóò ïåðåäàâàòü ïî Ñåòè. Êàçàëîñü áû, ýòî íîâûé êà÷åñòâåííûé ñêà÷îê â òåõíîëîãèè: èìåÿ â êàðìàíå ëèøü óñòðîéñòâî äëÿ ïîäêëþ÷åíèÿ, ìîæíî äåëàòü âñå, ÷òî óãîäíî. Áîëüøå íå íóæíî áåñêîíå÷íî óëó÷øàòü ñâîå «æåëåçî» è ãíàòüñÿ çà ðåñóðñàìè. Âûðàæåíèå «ó ìåíÿ êîìï ñòàðûé íå òÿíåò ïðîãðàììó/èãðó/ÎÑ/ìîäåëü» ìîæíî çàáûòü. Ïåðåâîðîò, íå òàê ëè? Íî, ïî÷åìó-òî, â ïåðâóþ î÷åðåäü ìíå âñïîìíèëèñü ïðèâåäåííûå âûøå ôðàçû. Íåìíîãî â äðóãîì ðàçðåçå, íåæåëè îíè áûëè ïðîèçíåñåíû â èõ êîíòåêñòå, íî âñå æå, èìåííî îíè. À ïîñëå íèõ ðîäèëàñü è ñàìà çàìåòêà. Èòàê…
———
XXI âåê: âåê áåñêðàéíèõ òåõíîëîãè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé è êîíå÷íûõ ÷åëîâå÷åñêèõ ñòðåìëåíèé.
Ïîñëå âåêà äâàäöàòîãî, ïîñëå íåâåðîÿòíîãî òåõíîëîãè÷åñêîãî ñêà÷êà, ãîëîâîêðóæèòåëüíûõ ïðîðûâîâ ×åëîâåêà è îòêðûòèÿ íîâûõ ãîðèçîíòîâ, íàñòàëî âðåìÿ çàñòîÿ. Âû õîòèòå ïîñïîðèòü? Ïðàâî æå, ïîäîæäèòå, äî÷èòàéòå äî êîíöà. Ïîæàëóé, äëÿ íà÷àëà ÿ ïåðå÷èñëþ íåêîòîðûå îòêðûòèÿ, èçìåíèâøèå íàøó æèçíü çà ïîñëåäíèå ïîëòîðà âåêà (âðåìÿ, òàê íàçûâàåìîé, íîâåéøåé èñòîðèè). Îòêðûòèÿ, î êîòîðûõ çíàåò, íåñîìíåííî, êàæäûé. Ýëåêòðè÷åñòâî. Ïåíèöèëëèí. Èçîáðåòåíèå äâèãàòåëÿ âíóòðåííåãî ñãîðàíèÿ è ïåðâûé ïîëåò. Ðàäèî. Òåëåâèäåíèå. Àòîìíàÿ ýíåðãåòèêà. Ïåðâûé ïîëåò â êîñìîñ. ×åëîâåê â êîñìîñå. ×åëîâåê íà Ëóíå. Èíòåðíåò. Ìîáèëüíûé òåëåôîí… Íà ýòîì âñå çàêàí÷èâàåòñÿ.
Ïåðâûé ìîáèëüíûé òåëåôîí äëÿ îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ áûë èçîáðåòåí â 1983 ãîäó. Ïåðâûé ñåíñîðíûé ýêðàí â 1998, òî åñòü 15 ëåò íàçàä. ×òî ìû èìååì ñ òîãî âðåìåíè? Íè÷åãî. Ìû óëó÷øàåì íàøè òåõíîëîãèè è óìåíüøàåì ïðèáîðû, ñïîñîáíûå ïîëüçîâàòüñÿ ýòèìè òåõíîëîãèÿìè. Òåïåðü òåëåôîí êàæäîãî èç íàñ â ðàçû, åñëè íå â äåñÿòêè ðàç, ñèëüíåå îáîðóäîâàíèÿ, íà êîòîðîì Ãàãàðèí ïîëåòåë â êîñìîñ, Àðìñòðîíã íà Ëóíó, à «Âîÿäæåð» – íà êðàé Ñîëíå÷íîé ñèñòåìû. È ÷òî ìû äåëàåì ñ ýòèìè òåõíîëîãèÿìè? Ê ÷åìó ìû ñòðåìèìñÿ ñ íèìè?
Âû çíàåòå, êàê ëþäè ñòðàøèëèñü ïîñëå èñïûòàíèÿ àòîìíîé áîìáû? Âû çíàåòå, êàê ëèêîâàëè, ñëóøàÿ ïî ðàäèî î ïîëåòå Ãàãàðèíà èëè ñìîòðÿ ïî òåëåâèçîðó íà Ëóíó ãëàçàìè Àðìñòðîíãà? Êàêàÿ ãîðäîñòü çà âñå ×åëîâå÷åñòâî áûëà ó êàæäîãî æèòåëÿ, äàæå íåâåðîÿòíî äàëåêîãî îò ìèðà òåõíîëîãèé? Âåñü öèâèëèçîâàííûé ìèð ñïëîòèëñÿ âîêðóã ýòèõ ñîáûòèé, ïåðåæèâàë îäíè è òå æå ÷óâñòâà, áûë îäíèì öåëûì. Ýòî áûëà ïîáåäà Òåõíîëîãè÷åñêîãî ×åëîâåêà, îñóùåñòâëåíèå íåâîçìîæíîãî ïðè ïîìîùè ñèëû ìûñëè è ñèëû ïðîèçâîäñòâà. Êàêîå ñîáûòèå ïîñëåäíèõ ëåò âûçâàëî òàêîé æå àæèîòàæ âñåõ ëþäåé ïëàíåòû, èìåþùèõ äîñòóï ê ìàññîâîé èíôîðìàöèè? Íå çíàåòå? À ÿ çíàþ âûõîä ïÿòîãî àéôîíà è ÷åòâåðòîãî ãàëàêñè. Çàìå÷àåòå ðàçíèöó â ðàçìàõàõ ïåðâûõ è âòîðûõ ñîáûòèé?..
Ñåé÷àñ Òåõíîëîãèÿ íå ïîìîãàåò ×åëîâåêó â íîâûõ îòêðûòèÿõ è ïðîðûâàõ. Òåõíîëîãèÿ ñàìà ñòàëà îòêðûòèåì. Âìåñòî òîãî, ÷òîáû áûòü ñðåäñòâîì â äîñòèæåíèè öåëåé, îíà ñàìà ñòàëà öåëüþ. Ìû ãîíèìñÿ çà áîëåå ìîùíûìè ïðèáîðàìè è áîëüøèìè âîçìîæíîñòÿìè, ÷òîáû áûñòðåå è ëó÷øå èçîáðåòàòü íîâûå ïðèáîðû è óâåëè÷èâàòü âîçìîæíîñòè. ×òîáû èçîáðåòàòü âñå íîâûå ïðèáîðû è âñå áîëåå óâåëè÷èâàòü âîçìîæíîñòè. ×òîáû… Çàìêíóòûé êðóã, íå òàê ëè?..
Âåäü, åñëè ìû ïîëåòåëè â êîñìîñ ïðè òàêèõ ìèçåðíûõ (äëÿ ñåãîäíÿøíåãî äíÿ) òåõíîëîãèÿõ è ðåñóðñàõ, ïðåäñòàâüòå, ÷òî ìîæíî áûëî áû ñäåëàòü ñ ñåãîäíÿøíèìè òåõíîëîãèÿìè! Íî îíè âñå çàíÿòû òåì, ÷òî ðàçðàáàòûâàþò âñå íîâûå òåõíîëîãèè… Íåóæåëè, ÷òîáû ðàçîðâàòü ýòîò êðóã, íóæíà íîâàÿ Õîëîäíàÿ Âîéíà, ãîíêà âîîðóæåíèé, êîñìè÷åñêàÿ ãîíêà? Íåóæåëè ëèøü ýòî ñïîñîáíî âûòîëêíóòü ÷åëîâåêà èç ïëîñêîñòè ñâîåãî óþòíîãî ìèðêà â ïðîñòðàíñòâî íîâûõ îòêðûòèé è íîâûõ èäåé? Äà ëàäíî, îäíîãî ÷åëîâåêà! Ïî÷åìó îãðîìíûå êîðïîðàöèè, èìåÿ ìèëëèîíû ïåòàáàéòîâ ïàìÿòè è òåððàáàéòû îïåðàòèâêè, çàíÿòû òîëüêî òåì, ÷òîáû óâåëè÷èòü èõ åùå áîëüøå è çàñòàâèòü èõ ðàáîòàòü áûñòðåå?! Ó íèõ íåòó äðóãèõ ïðîáëåì?! Ïî÷åìó ãëàâû âñåõ ñòðàí è êîðïîðàöèé êðè÷àò ñ òðèáóí î òîì, ÷òî â Àôðèêå ëþäè óìèðàþò îò ãîëîäà, à ïðèðîäíûå çàïàñû Çåìëè èñòîùàþòñÿ ñ êàæäûì ãîäîì, è ïðè ýòîì ïðîäîëæàþò âêëàäûâàòü âñå ñâîè ðåñóðñû äëÿ ðàçðàáîòêè íîâîãî òåëåôîíà «ñ êîòîðîãî Âû ñìîæåòå åùå áûñòðåå è óäîáíåå ïîñûëàòü ñîîáùåíèÿ â ôåéñáóêå»? Çà÷åì âñå ýòî? Êîìó ýòî õîðîøî?
ß íå íàõîæó îòâåòà íà ýòè âîïðîñû. Íåóæåëè íàì íóæíû áîëåå ñèëüíûå òåõíîëîãèè, äëÿ ðåøåíèÿ ýòèõ è ðÿäà äðóãèõ çàäà÷ ìèðîâîãî ìàñøòàáà? Âñïîìèíàÿ î ïîëåòå Ãàãàðèíà, ìíå ñëàáî â ýòî âåðèòñÿ. Íåóæåëè íîâûé ñìàðòôîí ïîìîæåò íàêîðìèòü ìèëëèîíû äåòåé â Àôðèêå èëè ðåøèò ïðîáëåìó íåõâàòêè íåôòè?.. ß â ýòî íå âåðþ. Èìåÿ íåñêîí÷àåìûå ðåñóðñû, ìû õîòèì èñïîëüçîâàòü èõ òîëüêî ðàäè ñâîåãî êîìôîðòà, è áîëüøå íè äëÿ ÷åãî. Ìû ïîêîëåíèå çàæðàâøèõñÿ ïîëüçîâàòåëåé, ó êîòîðûõ åñòü âñ¸, íî îíè õîòÿò åùå áîëüøå òîëüêî äëÿ òîãî, ÷òîáû áûëî.
———
Ïîñòñêðèïòóì.
Ñåãîäíÿ èñïîëíèëñÿ ãîä ñî ñìåðòè Áîðèñà Íàòàíîâè÷à Ñòðóãàöêîãî. Ïî ÷èñòîé ñëó÷àéíîñòè, ÿ íà÷àë ýòî ýññå ñ öèòàòû èç êíèãè, íàïèñàííîé áðàòüÿìè. Ñîçäàâ «Ìèð Ïîëóäíÿ», îíè ðàñêðûëè ñðàçó äâà áóäóùèõ áóäóùåå òåõíîëîãè÷åñêîé óòîïèè, è áóäóùåå ñîöèàëüíîé àíòèóòîïèè. Íà ïðîòÿæåíèè âñåõ èõ ðîìàíîâ, è «ëèòåðàòóðíîãî îïûòà», êîòîðûé îíè ñòàâèëè áîëüøóþ ÷àñòü ñâîåé æèçíè, òåõíîëîãèÿ, â êîíå÷íîì ñ÷åòå, íå ñìîãëà ñïàñòè ÷åëîâå÷åñòâî îò ñîöèàëüíûõ ïðîáëåì è äåãðàäàöèè. Íà ñàìîì æå äåëå, íå äîñòèãíóâ âåðøèí â òåõíîëîãèè, ìû äîñòèãëè äíà â ñîöèàëüíîì ñòðîåíèè îáùåñòâà. ß õî÷ó èçâèíèòüñÿ ïåðåä Âàìè, Áîðèñ è Àðêàäèé. Èçâèíèòå íàñ çà òî, ÷òî Âû áûëè ïðàâû.