А пришел к тебе на хаус в модных джинсах леви страус
Бравые ребята в джинсах. Кадр из фильма 1983 года “Изгои”.
Фото: кадр из фильма
В субботу, 20 мая все прогрессивное человечество отмечает День рождения джинсов. Между прочим, уже 144-й по счету. Хотя первые запатентованные штаны из грубой парусины с множеством карманов и прошитые для крепости двойной строчкой, человек по имени Леви Страусс продал какому-то калифорнийскому золотоискателю еще в 1850 году за доллар и 46 центов. Но вот лицензию на единоличное право производства таких брюк с заклепками фирма «Levi Strauss & Co» получила лишь в 1873 году.
«Odra» за неимением лучшего
Знаменитые «ливайсы» во времена СССР были одной из излюбленных торговых марок у калининградцев. Впрочем, наряду с такими не менее популярными брендами, как «Montana», «Lee», «Rifle», «Wrangler»…
– Именно «вранглёры» мне мама и купила в 1980 году в магазине «Альбатрос», – подтверждает калининградский писатель Александр Адерихин. – Она была учительницей, очень хорошей учительницей, ученики которой работали практически во всех сферах народного хозяйства. В том числе и в море ходили. Моряки-то и помогли с бонами (чеки Внешторгбанка, своего рода параллельная валюта в Советском Союзе в 1964-1988 годах – Ред.). Тогда в моде был клёш, но эти джинсы были прямые, как немецкий автобан. Носил я их года три, практически не снимая. Пока не протерлись во всех местах.
Но настоящую «фирму» (с ударением на последней букве) могли себе позволить или дети моряков загранплавания и прочих состоятельных родителей, или люди уже достаточно взрослые, сами зарабатывавшие себе на жизнь. Ибо стоили фирменные джинсы от 100 до 200 рублей за пару. Поэтому большинству калининградских школьников до поры приходилось ограничиваться польской «Odra» или индийскими «Miltons». Стараясь не обращать внимания на издевательскую шуточку продвинутых джинсоновладельцев: «В джинсах польской фирмы «Одра» носят мусорные ведра».
– Вышло так, что брюки «Одра» у меня оказались, как и положено, синими, а вот куртку (это тогда вообще был супердефицит) удалось купить такого темно-красного цвета, – вспоминает калининградец Игорь Аверин. – К тому же, я очень быстро из нее вырос. И тогда родители купили другой польский джинсовый костюм той же фирмы. Но вместо куртки там была жилетка, отчего расстроился я просто неимоверно. И, признаться, не любил ее носить.
«Барахолка» на острове и МДМ на площади
Между прочим, соседи-поляки тоже прекрасно осознавали пропасть, отделявшую их джинсовую продукцию от западной.
– Помниться, мне первые фирменные джинсы подарила бабушка, которая привезла их из Канады – она туда часто ездила к брату, – рассказывает руководитель Польского культурного центра в Калининграде Томаш Оманьский. – Кажется, в 1979-м это было. Я был совсем мелким еще, может, лет восемь или девять мне было, но помню, родители говорили: ого, вот у тебя крутые настоящие джинсы! А я-то не понимал тогда, что же в них такого крутого? Обычные штаны. Сейчас я понимаю что бабушка канадский секонд-хенд привозила, но для молодых жителей Польши это тогда было сродни лунным камням или кускам метеорита.
В советском Калининграде фирменные джинсы можно было приобрести только с рук. Было два знаковых места для этого: под колоннами Межрейсового дома моряков на площади Победы и Барахолка на Октябрьском острове.
– Я свои первые иностранные джинсы в 1979 году купил на Барахолке, – признается калининградский археолог Евгений Калашников. – Правда, они оказались производства Тайваня, может, поэтому и обошлись мне «всего» в 120 рублей. Зато материал мне чрезвычайно нравился – светло-синий, мягкий такой. Расклешенные – писк тогдашней моды. Проносил я их больше года, а потом дал надеть по случаю концерта приятелю – руководителю ВИА, а тот их умудрился порвать на колене! Пришлось нашить заплатки вроде вставок на брюках армейского «хэбе». Но я подобрал мягкую светло-коричневую кожу, поэтому в итоге все отлично смотрелось. Тогда же примерно знакомая портниха сшила мне точную копию «ливайсов» (это до сих пор моя любимая фирма), но не из коттона, а из толстенного брезента – тогда «брезентуха» как раз была на пике популярности. Ну а потом, когда уже ходил в моря, за боны купил в «Альбатросе» настоящие «ливайсы» – тоже расклешенные.
Лучший улов моряка
Во второй половинее1980-х на изготовление джинсов замахнулась и отечественная промышленность, выпустив товар с брендом «Тверь». Дизайн, понятное дело, оставлял желать много лучшего, зато ткань была неплохая. К слову, на «всамделишность» джинсы проверяли при помощи мокрой спички: нужно было потереть ее о штаны, и если дерево приобретало синий оттенок – все в порядке, можно брать. На этот же период пришелся расцвет «самострока», когда продвинутые портные из джинсовой ткани мастерили брюки «под фирмУ» прямо на дому.
– Мама моя в 1970-х работала в Военторге, и в один прекрасный день принесла домой плотный пакет, а в нем – целый джинсовый костюм, куртка и штаны! – рассказывает калининградец Стас Ломакин. – Но мой первоначальный восторг сменился разочарованием, когда выяснилось, что товар – польского производства. Впрочем, у моих одноклассников джинсовых штанов вообще не было, и я, будучи еще скромным парнем, стеснялся ходить в джинсах в школу, чтобы не вызывать зависть. Псле демобилизации из ВМФ в 1979-м у меня в кармане оказалось 400 рублей, заработанных на изготовлении и продаже сослуживцам неуставных бескозырок. Я поперся на знаменитый «Талон» на острове, где мне за 200 рублей впарили джинсы популярной в то время марки «Lois». И только дома я понял, что это голимая подделка, лишь поясная пуговица оказалась фирменной. Тем не менее, проносил я их довольно долго и даже простил гадам-спекулянтам этот обман. Потом все восьмидесятые я проходил в море. В славном городе Санта-Круз на Канарских островах был магазин, заточенный на небогатых советских моряков. Хозяева – индусы, назывался «M.Sunder» и там – «Montana» просто за копейки! Таможенники, правда, норовили срезать знаменитого орла, но даже без него брюки отрывали с руками, иногда выходило, что весь морской заработок уступал по рентабельности сбыту этой джинсовой фигни. Но самые лучшие джинсы, которые у меня были – это настоящий американский «Levi Strauss-501», купленный в Галифаксе за 150 долларов. Четыре года продержались! Забавно: прошло ведь не так много времени, а бывший предмет культа превратился в расходный материал. Что, разве кто-нибудь еще парится насчет торговых марок, фасона и то, что группа «Status Quo» играли рок в джинсах бренда «Ливайс»?
Òû ïðèø¸ë
Êî ìíå íà Õàóñ
 ìîäíûõ äæèíñàõ
Ëåâè Ñòðàóññ!!!
(ôîëüêëîð 70-õ)
 1853 ãîäó Ëåâè Ñòðàóññ è åãî äâîþðîäíûé áðàò Äýâèä îòêðûëè ãàëàíòåðåéíûé ìàãàçèí «Levi Strauss & Co.». Ëåâè Ñòðàóññ øèë øòàíû èç ëþáîé ïðî÷íîé òêàíè. Îí ðàçíîñèë ãîòîâûå øòàíû è äðóãèå òîâàðû â ëàãåðÿ çîëîòîèñêàòåëåé è â áëèæàéøèå ãîðîäêè. Âìåñòî ïàðóñèíû øòàíû íà÷àëè øèòü èç áîëåå ìÿãêîé ôðàíöóçñêîé òêàíè, íà ðóëîíàõ êîòîðîé áûëî íàïèñàíî «Serge de Nime». Çîëîòîèñêàòåëè íàçûâàëè å¸ «äåíèì».  1872 ãîäó ëàòûøñêèé ýìèãðàíò Äæýêîá Äýâèñ èç ãîðîäà Ðèíî, Íåâàäà, êîòîðûé øèë îäåæäó è ïîêóïàë ó Ñòðàóññà ðàçíûå íèòêè, èãîëêè, êðþ÷êè, ïóãîâèöû, íîæíèöû è ò. ä., çàêðåïèë êàðìàíû íà áðþêàõ ñâîåãî êëèåíòà, êîòîðûé èõ ÷àñòî îòðûâàë, ìåòàëëè÷åñêèìè çàêë¸ïêàìè. Áðþêè ñ çàêë¸ïêàìè ïîíðàâèëèñü åãî êëèåíòàì è Äýâèñ ðåøèë çàïàòåíòîâàòü ýòó èäåþ. Ñîáðàòü $68 íà ïàòåíò îí íå ñìîã, ïîýòîìó îáðàòèëñÿ ê ñâîåìó ïàðòíåðó Ëåâè Ñòðàóññó, íàïèñàâ åìó ïèñüìî. 20 ìàÿ 1873 ãîäà Ëåâè Ñòðàóññ è Äæýêîá Äýâèñ ïîëó÷èëè ïàòåíò íà ïðèìåíåíèå ìåòàëëè÷åñêèõ çàêë¸ïîê íà îäåæäå.  ïåðâûé ãîä Ëåâè Ñòðàóññ ïðîäàë 21 000 ïàð øòàíîâ è êóðòîê ñ ìåäíûìè çàêë¸ïêàìè. Çàêë¸ïêè íà çàäíèõ êàðìàíàõ ïîçäíåå ïðèøëîñü çàìåíèòü óñèëåííûì øâîì îíè öàðàïàëè ñåäëî è ïîðòèëè ìåáåëü.  1886 ãîäó ïîÿâèëñÿ çíàìåíèòûé êîæàíûé ëåéáë ñ äâóìÿ ëîøàäüìè, áåçóñïåøíî ïûòàþùèìèñÿ ðàçîðâàòü áðþêè. Ñîâðåìåííîãî âèäà äæèíñû íà÷àëè ïðîèçâîäèòü â 20-õ ãîäàõ XX âåêà. Ïåðâûå äæèíñû ìîäåëè 501 íå èìåëè ïåòåëü äëÿ ðåìíÿ ïðåäïîëàãàëîñü, ÷òî èõ áóäóò íîñèòü âìåñòå ñ ïîäòÿæêàìè.
Åñëè áû, ÿ ìàëü÷èøêà, æèâóùèé â êîíöå ñåìèäåñÿòûõ â ïðèãîðîäå Ìàãàäàíà «Ñíåæíàÿ Äîëèíà». Çíàë áû èñòîðèþ ñâîèõ «øòàíîâ», ïðèâåä¸ííóþ ìíîé âûøå è âçÿòîé èç âèêèïåäèè. Òî íåñîìíåííî áû åù¸ áîëüøå ãîðäèëñÿ âåùüþ, êîòîðàÿ àññîöèèðóåò ìåíÿ ñ ãåðîÿìè Ìàðêà Òâåíà, Äæåêà Ëîíäîíà è àâàíòþðèñòàìè Àëÿñêè, ïåðèîäà Çîëîòîé Ëèõîðàäêè!!! Íî ß îáû÷íûé Ñîâåòñêèé ìàëü÷èøêà, ê òîìó æå æèâóùèé â Ìàãàäàíå. Ãäå ïðèñóòñòâóåò äóõ «çîëîòîèñêàòåëüñòâà è ðîìàíòèêè ãåîëîãèè». Åù¸ çà îêíîì ñåìüäåñÿò âîñüìîé ãîä, ñàìûé ðàñöâåò «Áðåæíåâñêîãî Çàñòîÿ» è ìíå âñåãî 13, à ñêîðî áóäåò 14 è ÿ ñîâñåì âçðîñëûé!!!
Øòàíû ìíå ïðèâåçåíû Ìàìîé èç Ïîëüøè, êóäà îíà åçäèëà ïî ïóò¸âêå, à çà îäíî è ïîëó÷èëà òàì ãîíîðàð îòöà, çà îïóáëèêîâàííûå åãî íàó÷íûå òðóäû. Íà êîòîðûé îíà è ïðèîáðåëà ìíîãî ÷åãî è â ÷àñòíîñòè ìíå øòàíû Ëåâèñ, ïî ñîáñòâåííîé èíèöèàòèâå. Äà, ÿ ðåá¸íîê ñîâåòñêèõ ó÷¸íûõ, íî íå ìàæîð èëè êàêîé-ëèáî «áëàòíîé». Äà è îáùàþñü ÿ â êðóãó ñâîèõ îáûêíîâåííûõ ðîâåñíèêîâ. Ñàìîãî ðàçíîãî ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà. Îäåòûõ òîæå ðàçëè÷íûé çàãðàíè÷íûé øèðïîòðåá òèïà Ìèëòîíñà è Ñòåéòîíà. Ýòî òîæå äæèíñû, íî ïî ìîåìó íå èç ÑØÀ, à èç Ôèíëÿíäèè. Êîðî÷å, Ìàãàäàí âñ¸ òàêè ïîðòîâûé ãîðîä è ó íåêîòîðûõ ðîäèòåëè ìîðÿêè è ïîëó÷àþò òå, çà ñâîþ ðàáîòó «áîíàìè èëè ÷åêàìè», êîòîðûå çàòåì è îòîâàðèâàþò â ñïåö ìàãàçèíàõ. Òàê âîò, ó ìåíÿ ñàìûå êëàññíûå øòàíû, åù¸ íå ïîò¸ðòûå, íî òàêèå æ¸ñòêèå, áëàãîðîäíîé ò¸ìíî-ñèíåé ðàñöâåòêè, äà åù¸ è ðàñêëåø¸ííûå, ïî ìîäå òîãî âðåìåíè. Íà íîãàõ îäåòû áîòèêè ñ ïëàòôîðìîé, êàíàðåå÷íîãî öâåòà. Íó ÷åì íå «ñòèëÿãà èëè õèïñòåð» ñâîåãî âðåìåíè. Âñå ñ çàâèñòüþ ïîãëÿäûâàþò â ìîþ ñòîðîíó è äàæå ñòàðøåêëàññíèê, âîîäóøåâë¸ííûé ìîèì âèäîì. Íà÷èíàåò ðàññêàçûâàòü, ÷òîáû ïðèâëå÷ü ê ñåáå âíèìàíèå, î òîì, ÷òî âîò ó íåãî «Òåõàñû». È ÷òî ýòî ñàìûå êðóòûå äæèíñû â Àìåðèêå, à òàê êàê èõ íîñÿò òîëüêî êîâáîè øòàòà Òåõàñ, òî ýòî è åñòü «ïîêàçàòåëü êà÷åñòâà» øòàíîâ, êîòîðûé íàïèñàí íàä åãî çàäíèì êàðìàíîì. ß êîíå÷íî æå íå çíàþ åù¸ èñòîðèþ âîîáùå äæèíñîâ, íî óæå ãäå òî ïîä÷åðïíóë èíôîðìàöèþ, ÷òî íàñòîÿùèå äæèíñû øüþòñÿ èç õëîïêîâîé òêàíè, êîòîðàÿ èñïîëüçóåòñÿ äëÿ èçãîòîâëåíèÿ ïàðóñîâ. Òóò æå ïðåðûâàþ åãî, îñìåëåâ îò òîãî, ÷òî ìîè øòàíû òàêèå æ¸ñòêèå è ïðî÷íûå, äà åù¸ è ñ áåçóïðå÷íûì Êîâáîéñêèì âèäîì íà ëåéáëå. Ãäå ëîøàäè ïûòàþòñÿ ðàçîðâàòü øòàíû êàê ó ìåíÿ, íî âèäíî, ÷òî íå ìîãóò ýòî ñäåëàòü!!! ß îñìåëåë äî òîãî, ÷òî ïîäîø¸ë ê íåìó âïëîòíóþ è ñîãíóâ íîãó â êîëåíå, ñêàçàë: – «Ïîòðîãàé è èçâèíèñü, ó òåáÿ ïðîñòî òðÿïêà, íàñòîÿùèé äåíèì òîëüêî ó ìåíÿ è âîò êàêîé îí íà îùóïü»!!! Ãðóïïà «Äåñÿòîê», à ýòî áûëè âûïóñêíèêè ýòîãî ãîäà, äàæå ïðèêóñèëè ÿçûêè îò ìîåé íàãëîñòè. Íî ïîòîì, íà÷àâ îñìàòðèâàòü ìîè øòàíû. Óâèäåëè êàðòèíêó, ãäå ëîøàäè ðàçðûâàþò äæèíñû è íå ìîãóò èõ ïîðâàòü. Ñîãëàñèëèñü, ÷òî òàê îíî è åñòü, à ÿ îñìåëåâ îêîí÷àòåëüíî, ïîïðîñèë ó íèõ çàêóðèòü è âçÿâ «áû÷îê» ó îäíîãî èç íèõ, íàïðàâèëñÿ ê ñâîèì. Êîòîðûå çàòàèâ äûõàíèå, ñëåäèëè, ÷åì âñ¸ êîí÷èòñÿ. Ïðåäñòàâëÿþ êàêîé «âåñ» ÿ ïðèîáð¸ë â èõ ãëàçàõ, íî ýòî æèçíü è êàê ìíå ïîìîãëà ìíå ìîÿ æå íîâàÿ âåùü, ýòî óæå êîìïåòåíöèÿ ïñèõîàíàëèòèêîâ. À òîãäà ÿ ïðîñòî áûë Ñ×ÀÑÒËÈÂ. Ñïàñèáî Ëåâè Ñòðàóññó!!!
25 ìàÿ 2012ã. Áëþç , Ôèëèïïîâ Åâãåíèé Àíàòîëüåâè÷.

В Выставочном зале Музея изобразительных искусств РТ открылась выставка “Джинсы как культ”. Аналогов у экспозиции нет ни в одном музее мира. Джинсы были культовой одеждой для всех, кто успел пожить в СССР.
Инициатором выставочного проекта стал фотограф Рустем Валиахметов, который открыл в одном из подвалов казанской жилой многоэтажки Музей социалистического быта. Джинсовая экспозиция станет первой коллекцией этого музея. Но в нее войдут не только джинсы. Экспонаты выставки “Джинсы как культ” еле разместились на площади 300 квадратных метров: советских времен виниловые диски, гитары, магнитофоны, велосипеды, обувь и головные уборы, бытовая химия… Но джинсов, конечно, больше.
Лидер группы “Машина времени” Андрей Макаревич, узнав о выставке в Казани, передал свои джинсы в экспозицию. Да еще те, в которых он записывался на легендарный “битловской” студии “ABBEY ROAD” в Лондоне. Начинание Макаревича поддержали другие музыканты: Даниил Крамер, Игорь Сукачев, Вячеслав Бутусов, Сергей Чиграков, Сергей Шнуров, Игорь Бутман, Сергей Минаев, Анжелика Варум, группы “Ляпис Трубецкой” и “Сплин”, Александр Розенбаум…
Историки уже давно проследили происхождение джинсов по их названиям в английском языке: denim и jeans. Первое указывает на французский город Ним, который славился своими прочными тканями. Второе – на итальянскую Геную с ее текстильными фабриками. Официальной датой рождения джинсов считается 20 мая 1873 года. В этот день еврейский эмигрант из Баварии Леви Страусс выпустил в продажу первую партию голубых джинсов с медными заклепками на карманах. Стоили джинсы 1 доллар 46 центов.
В XX веке джинсы стали не просто одеждой, а, скорее, символом. Свободомыслие, анархия, протест – вот что значили эти синие штаны из парусиновой ткани. “Ты пришла ко мне на хаус в модных джинсах “Леви Страусс”, – так звучали строчки модного в 80-е годы стихотворения в Советском Союзе…
Кстати, в прошлом году историки моды поставили под сомнение официальный день рождения джинсов. Дело в том, что французские и итальянские искусствоведы проанализировали выставку картин неизвестного итальянского художника, экспонировавшуюся в парижском центре “Galerie Canesso”. И пришли к неожиданному выводу, что джинсовая ткань могла быть изобретена еще в конце XVII века. Потому что на картинах художника изображены люди в одежде, сшитой из ткани, сильно напоминающей джинсовую. Искусствоведы даже окрестили этого неизвестного художника “мастером голубых джинсов”…
Кто же на самом деле первый мастер джинсов – неизвестный итальянский художник или всемирно знаменитый Леви Страусс – не так уж и важно. На выставке “Джинсы как культ” очарование и ценность экспонатам придают имена их прежних владельцев, а не изготовителей. Сенсационной в экспозиции можно считать джинсовую куртку фирмы “Levi Strauss”, которая в свое время принадлежала Нобелевскому лауреату, эмигрировавшему из СССР в США, поэту Иосифу Бродскому. Через своего друга Евгения Рейна он передал ее в Москву в подарок для поэта Юрия Кублановского. В СССР “джинса” являлась своего рода валютой: ее можно было выгодно продать. Но Кублановский курткой дорожил, извлекать выгоду не стал. Кто бы мог подумать, что через несколько лет эта куртка станет музейной редкостью?
Для современного арт-мира экспозиция “Джинсы как культ” – проста, но по-хорошему амбициозна. Чем-то она напоминает идею портных из Перу, которые три года назад решили сшить самые большие в мире джинсы, чтобы установить рекорд Гиннесса. Длина джинсов получилась 43 метра, вес – 7,5 тонны. Создатели предусмотрели огромные карманы, пуговицы и ремень на 30-метровую талию…
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Я пришел к тебе на хаус
В джинсах фирмы “Леви Страус”,
Находилась ты под кайфом
В новых джинсах “Супер Райфл”.
Мы разделись и легли,
Сняв купальник фирмы “Ли”,
Я надел гандон “Каприс”
И мы славно у@блись.
Поспорили как-то русский, француз и американец, где лучше живется.
Вот американец и говорит:
– У нас, в Америке, у каждого есть свой дом. И дома такие большие, что два человека могут жить в одном доме, и никогда не встретиться.
– А у нас, – говорит француз, – кровати такие большие, что два человека могут спать на одной кровати, даже не замечая друг друга.
– Это еще что, – говорит русский, – у нас, в России, бабы такие огромные, что два человека могут трахать одну и ту же бабу, даже не догадываясь о существовании друг друга.
.Юный солдатик стоял в карауле,
Метко в кого-то всадил он три пули.
Тихо на землю пришелец упал –
Жаль, что пароля не знал генерал.
Девочка Маша искала малину,
Ножкой она наступила на мину.
Долго мне будут являться во сне
Те голубые глаза на сосне.
Палками папа разгреб муравейник –
“Поди-ка сюда, мой законный наследник”.
Скоро украсит его кабинет
Чисто обглоданный детский скелет.
. Леша Морковкин в карьере играл,
И под бульдозер случайно упал…
Он невредимым вернулся домой:
Был у рабочих тот день выходной.
Мальчик вернулся в деревню из леса
С полной корзиной грибов.
Скоро пришлось всей деревней готовить
Несколько новых гробов.
– Если тебе Березовский имя . можешь правительство дергать за вымя!
Маленький мальчик на мине сидел,
Бедный мальчонка от страха вспотел.
Капля скатилась, замкнула контакты…
Пользуйтесь кремом марки “карпаты”!
Детям страны подавая пример,
Интеллигента топтал пионер:
Детский сандалик ударил в пенсне –
Смерть диссидентам в Советской стране!
Дети в песочнике в карты играли.
Коля и Петя весь день мухлевали.
Вот и повесили Ване туза:
Выколоть папе придется глаза.
Слева скелет, справа скелет,
Электростанция – не туалет!
. Маленький мальчик решил пошутить –
Папочке в супчик мышьяк подложить.
Оба скончались от приступа вмиг:
Папа был тоже великий шутник!!!
Маленький мальчик сидел у дороги.
Танком ему переехало ноги.
Добренький дядя в китайской фуражке
Пулей в живот успокоил бедняжку.
Если мальчик любит мыло И зубной порошок… То у этого дебилаБудет заворот кишок!
Маленький мальчик по стройке гулял.
За стенкой строитель его поджидал.
Лом просвистел как копьё Чингачгука.
Плачет старушка, нет больше внука…
Красную кнопку хлопчик нашел,
Скромно на нее нажал кулачком,
Всплыли подлодки, ракеты ушли,
Больше на свете нет ни души.
Я в песке нашел ворону
Грязную, вонючую,
Все равно ее не брошу
До конца замучую.
Маленький мальчик на вишню залез.
Дед Афанасий достал свой обрез.
Выстрел раздался, потом детский крик.
” Сорок восьмой! ” – ухмыльнулся старик.
Девочки в поле цветы собирали,мальчики рядом в индейцев играли,галя нагнулась,а в жопе топор,метко кидает индеец егор!
https://news.mail.ru/politics/1699873
Ровесники нового президента выросли на сломе эпох
В России теперь самый молодой президент за всю отечественную историю. Дмитрию Медведеву в сентябре исполнится только 43. Поколению 40-летних довелось пожить при нескольких эпохах — при брежневском «застое», андроповском «закручивании гаек», горбачевской перестройке, — они видели развал СССР, учились и начали зарабатывать во время ельцинского правления и окончательно повзрослели во время путинского.
Понятно, что приход к власти президента из поколения 40-летних не может не принести определенных перемен. Что же это за поколение, сформировавшееся на несколько иной почве, иных фильмах, музыке, моде, бытовых проблемах и политических событиях, чем поколение 50-летних? Какие у него ценности?
Об этом размышляют люди медведевского поколения — 40-летние.
Анна МЕХЕД, победитель конкурса «Учитель года России-2007», 42 года: «Учителя шли продавцами в палатки»
— Я на один день младше Медведева. Наше поколение — последнее, воспитанное на общекультурных ценностях. 10 заповедей Библии заложены в моральном кодексе строителей коммунизма. Те, кто младше нас, уже формировались на волне фарцовки.
В советское время шутили: «Возможна ли в СССР двухпартийная система?» — «Нет, потому что не прокормим». И, когда появилась свобода, именно наше поколение смогло принять политизменения как естественные.
Помню август 1991 года, ГКЧП. Наши учителя разделились на две половины: чьи мужья в номенклатуре — были за советскую Россию. Вторая половина — непримиримые к коммунистам. Но если в 1991 году были дискуссии, то в октябре 1993-го стало по-настоящему страшно. Когда шел бой у Дома правительства, нам, учителям, нужно было удержать старшеклассников — они рвались в гущу, защищать Ельцина. Сторонников Хасбулатова не было — Москву тогда называли «кавказской пленницей».
Начало 90-х для школы было печальным, дети не хотели учиться, хорошие деньги зарабатывали только торгаши. В 90-м даже разрешили выдавать аттестаты с двойками. И только потом у детей появился интерес к учебе, а сейчас — и к моей математике. России нужны инженеры, а наша страна всегда была инженерной.
Юрий ГИДЗЕНКО, Герой России, космонавт (в космосе пробыл 320 дней), 46 лет: «Последние мечтатели о космосе»
— Наверное, нынешние 40-летние — это последнее поколение романтичных мальчишек, которые мечтали стать Гагариными.
В перестройку я был военным летчиком, и зарплата — около 300 рублей — еще позволяла жить достойно. Помню, как мы конспектировали Горбачева и шутили: «Ты перестроился? А я уже. И еще ускорился».
Помню недоумение от кампании по борьбе с пьянством. Когда служил в Тирасполе, видел, как рубили виноградную лозу, люди плакали. Свадьбы справляли безалкогольные, а в чайниках — вино. Нас толкали к лицемерию и обману.
Когда распалась страна, нам, офицерам, было больно: мы же присягали Советскому Союзу. Когда откололись славянские республики — ощущение, что кто-то близкий ушел навсегда.
Проблемы с зарплатами. Если раньше за полет можно было купить «Волгу», то в 90-х этих денег хватало только на стол для друзей.
Сильнейшим потрясением была гибель станции «Мир». Помню, мы вернулись из полета и через два дня в прямом эфире смотрели репортаж, как наш «Мир» входит в плотные слои атмосферы и сгорает. На следующий день после гибели «Мира» мы собрались его помянуть. Над столом повесили плакат: «Прости нас, “Мир”».
Тимур ХАКИМОВ, политтехнолог, исполнительный директор пиар-агентства, 40 лет: «Мы делали бизнес под дулами автоматов»
— В день, когда умер Брежнев, мы с другом прогуливали школу. И вдруг увидели, как вешают флаги с траурными ленточками. Помню, я обрадовался, что отменят занятия в школе: «Вот здорово!» Дядька, который вешал флаги, догнал меня: «Никогда так не говори, подумай о папе и маме».
Андропова боялись. Один наш учитель называл его Антрекотовым. Я спросил почему. А он испуганно: «А с чего ты взял, что я про Андропова? Я про Антрекотова»
В 90-х, после развала СССР, мы с братом затеяли бизнес. Сводили банки друг с другом и брали процент за посредничество. Делали бизнес на человеческой лени. В России тогда был беспредел: мы реально разговаривали с человеком, у которого в руках был автомат. Денег требовал…
В августе 1991-го я летел из США в Москву. Мне говорили: дурак, там гражданская война. Я отвечал: самое время жить в России. Пошел на баррикады, танки останавливал, кричал: «Ельцин!» И мама моя там была. Смешно. Сейчас уже не пошел бы.
Солженицына читали в самиздате. А еще помню книжку «Удивительные похождения Вани Чемоданова». Как Ленин воскрес, увидел, что творится, пришел в ужас и решил снова сделать революцию.
Мы обожали Qween, Deep Purple, Pink Floyd. Когда Медведев сфотографировался с группой Deep Purple, тут же заговорили, что, мол, пиар сделал себе. Нет же. Это кумиры юности, мечта, ностальгия.
Когда были карточки на продукты, мы выменивали у бабулек карточки на водку на карточки на сахар и крупу. Даже на моей свадьбе в 1993-м была водка, купленная на карточки. Хорошая, кстати, водка была.
Михаил САТАРОВ, модный художник (его картины висят в Кремле), 44 года: «Мы — матерые»
— В 14 лет мне дали на два дня поносить джинсы «Levi’s». «Я пришел к тебе на хаус в модных джинсах “Леви-страус”. Я себе казался принцем Монако.
В 1983 году, когда я учился в Суриковском институте, пытался продавать свои картины возле худсалонов. Милиция задерживала за торговлю в неустановленном месте, забирала в кутузку. А в салоны пускали только членов Союза художников. Чтобы вступить в него, надо было быть членом КПСС. А меня даже в комсомол не приняли.
Я был первым художником, который стал продавать свои картины на Арбате. За валюту. На 10 долларов во время перестройки можно было жить не одну неделю. Если милиция не отбирала.
Горбачева люблю — за перестройку, свободу. И еще люблю за то, что его дочь Ирина Вирганская заказала мне свой портрет. Он очень понравился Горбачеву.
Недавно я узнал, что моя картина “Крымский вечер” висит в Кремле. Как-то Путин даже давал интервью на фоне моей картины.
Что отличает наше поколение? Матерость. Мы закаленные и опытные. Мы выросли в “тюрьме народов”, слушали “Голос Америки”, видели падение “железного занавеса”. Хотя сейчас я жалею, что нет разумной цензуры.
Как объяснить следующему поколению, что такое дефицит колбасы? Молодые не поймут загадку: “Длинное, зеленое, пахнет колбасой”. — “Электричка Москва — Тула”. И не поймут шутки того времени: “В Саратове раскрыта подпольная конспиративная квартира, где группа людей дурманила себя колбасой”.
Олег ПАВЛОВИЧ, адвокат, председатель Московской коллегии адвокатов “Павлович и партнеры”, 44 года: Хотелось Голливуда и рока
— Яркое впечатление детства: прием в пионеры и убежденность, что наше советское детство — самое счастливое. Радость юности — я поступил в Свердловский юридический институт. Стипендии 60 рублей не хватало, и ночами мы разгружали вагоны — 10 рублей за ночь.
В студенческие годы появились вопросы: есть Париж, Лувр, но я их не увижу. Бутусов пел “Гудбай, Америка, где я не буду никогда”. Хотелось смотреть голливудские фильмы, слушать рок. Почему у нас ничего этого нет?
В начале перестройки я пришел в прокуратуру следователем. Убийство было настоящим ЧП — все руководство прокуратуры выезжало на место! Потом ушел в армию. А вернулся в конце 80-х уже в другую прокуратуру: зарплаты мизерные, спецы уходят — зубры, гении сыска.
Помню последнее свое дело. Тогда за унижение чести Президента СССР светило до трех лет. Человек из партии Новодворской оскорбил на митинге Горбачева. Дело пошло в суд — за 2 дня до ГКЧП. А через несколько месяцев поста Президента СССР не стало. Судьи говорили: жаль, что не дошло до суда, интересное дело, единственное в СССР. А потом и СССР не стало.
И наступила вседозволенность 90-х. Убийства стали обычной вещью. Получить санкцию на арест — проблема. Платили копейки. Надо было брать взятки. Я взяток боялся. И ушел из прокуратуры.
АЛЕКСЕЙ НИЛОВ, актер, сериалы про “ментов”, 44 года: “С перестройкой счастливая жизнь кончилась”
— Я чувствую себя неуютно в нынешнем времени — бардак, беспредел. Со смертью Брежнева и с началом перестройки закончилась моя счастливая жизнь. Самым безмятежным для меня было время, когда я уехал из Питера работать в минский театр. Получал 130 рублей, жил с любимой женой и был спокоен за будущее.
Вернулся в Питер в 1991 году, когда моей страны уже не было, а Белоруссия стала другим государством. Я не могу смириться с развалом СССР, для меня и сейчас моя страна — это и Грузия, и Молдавия.
Помню самое модное в Питере кафе “Сайгон”. Тусовались хиппари, рокеры, пели “Зоопарк”, Цой, “Аквариум”, “Алиса”. Только в “Сайгоне” тогда варили настоящий кофе. Многие завсегдатаи курили травку. Я тоже пробовал, не понравилось. Я все больше по алкоголю. Пили портвейн по подворотням.
Потрясением стал “Солярис” Тарковского. А потом и все его фильмы. Обитал я на набережной Кутузова, в доме, где когда-то жил сам полководец. Моя комната была в его спальне. Я был уверен, что призрак Кутузова ходит тут ночами, скрипит половицами. Мы эту квартиру разменяли на 3 двушки — родителям, бывшей жене и нам с братом. О чем мечтаю сейчас? Только о личном покое.
Алексей МИТРОФАНОВ, политик, 46 лет: “Либеральное племя”
— Каждое поколение в России либеральнее предыдущего. Тем более у нас теперь первый президент, который не был коммунистом. Поколение Путина послевоенное, сохранившее остатки партийной дисциплины. Отсюда — стремление все взять под контроль.
Поколение рожденных в 60-е сформировалось на западной культуре. А детским идеалам люди стараются не изменять. Сходили с ума от Qween, помню, альбом у фарцовщиков покупал за 120 рублей, в магазинах же не было. Потом появились видаки, фильмы западные. И еще наше поколение стало первым активным пользователем Интернета. А при Интернете никакой идеологической монополии не бывает.
Конечно, событием стала смерть Брежнева. Я учился в МГИМО с внуком Брежнева. Помню, мой отец тогда сказал: вот ругают Брежнева, а еще вспомнят добрым словом. Понятно было: грядут перемены. Сейчас, когда пришел Медведев, говорят, что изменений не будет. Но они неизбежны при смене власти.
Потряс уход Горбачева. Я впервые увидел плачущего диктора. Это моя одноклассница Ирина Мишина. В программе “Время” показали, как опускается флаг СССР. И она со слезами на глазах сказала: “Вы слышали заявление Горбачева”.
Поколение 40-летних воевало в Афгане. Знакомый парень приехал оттуда злой, ходил в черных очках и говорил: “Вернусь и буду им мстить за Васю, за ротного”. “Афганцы” уезжали веселыми, а вернулись злые, опустошенные.
Елена ВОДОРЕЗОВА, шестикратная чемпионка СССР по фигурному катанию, 44 года: “Железного занавеса” я не ощутила»
— Все мое советское детство прошло на льду — в 7 утра уходила, в 9 вечера возвращалась. Моя жизнь отличалась от жизни сверстников — я ведь в 15 лет объездила весь мир, и мне странно слышать о «железном занавесе». В моей жизни его не было. Я была горда тем, что защищала честь СССР.
Сложности начались в перестройку, когда я ушла на тренерскую работу. Для фигуристов это было непростое время. Не хватало льда.
Меня приглашали работать за границу. Но я рано вышла замуж, а работу предлагали только мне. Я уеду работать, а муж что, будет при мне? И мы остались. И жизнь стала постепенно налаживаться. Для человека ведь что главное — работа и семья. У меня все это было. Хотя я жила в двух разных эпохах, мне было спокойно в новой России, как было в Советском Союзе. Какая разница — стать чемпионом в 1985 году при СССР или в 2008-м в России? Ты — победитель. Только это важно. Я чувствую себя комфортно в нынешней России, сыну уже 21 год. И, уверена, в моей стране все будет хорошо.
Дмитрий МЕДВЕДЕВ, 42 года.
Родился и рос в Ленинграде — ныне Петербурге, в школьные годы увлекался плаванием на байдарке, позже — тяжелой атлетикой. Любимая музыка юности — рок-группы Black Sabbath, Deep Purple, Led Zeppelin. Собрал полную коллекцию их виниловых пластинок. В одежде предпочитает стиль casual. Юрист. Женат, имеет сына. 2 марта 2008 года избран Президентом России.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Андрей КУРПАТОВ, психотерапевт: «40-летние увидели застой, но не успели к нему привыкнуть»
— Что психологически отличает поколение 40-летних от тех, кому сейчас уже за 50? Люди постарше успели получить опыт «эпохи застоя». Это небольшая зарплата, которую тебе платят за то, что ты ходишь на работу, а не за то, что ты делаешь. Это табу на инициативу, давление общественного мнения на личность. Тем, кому сейчас 40, удалось на все это посмотреть, но они не успели к этому привыкнуть. Они, с одной стороны, хорошо организованы, потому что воспитывались в жестко структурированной среде, но, с другой стороны, их первый опыт самостоятельной жизни проходил на фоне преобразований в стране. Потому в них и желание порядка, и стремление к переменам.
Надо разделить это поколение на тех 40-летних, что добились успеха в жизни, и на тех, кому это не удалось. Если человек относится к второй группе, то он хочет доказать, что причина его неуспеха во внешних обстоятельствах. А первые, напротив, — что их результат — это следствие вложенных ими усилий. По сравнению с более молодыми 40-летние в целом серьезнее относятся к таким понятиям, как семья, дом, дети, Родина. Но в отличие от более зрелых они считают, что личность и ее свободы важнее неких социальных институтов.
Можно ли предугадать, какие перемены 40-летние принесут с собой? Перемены будут. Мы будем двигаться в сторону личной ответственности человека за то, что происходит в его семье, бизнесе и с его страной. Будем двигаться к обществу индивидуальностей, но социально ответственных.
Этапы жизни 40-летних
Детство (1970-е годы)
Во что играли
Во дворах — в футбол, в школе — в фантики. Девочки — в «резиночку», в классики. Почти все ходили в кружки в домах пионеров и спортивные секции.
О чем мечтали
О маленьких машинках — моделях автомобилей. О велосипедах и магнитофонах. Об импортных жевательных резинках. Девочки — о немецких резиновых куклах «пупсиках» и больших красиво одетых куклах. О ярких бантах с рисунком.
Что смотрели
Детский журнал «Ералаш», мультики «Ну, погоди!», фильм «Три мушкетера», сериал «Вечный зов».
Школа, юность (конец 70-х — начало 80-х)
Что слушали
«Битлз», «Boney M», Deep Purple, Pink Floyd, «Машину времени», Гребенщикова, Qween, AC/ DC, Nazareth.
Что читали
— Трифонова, Астафьева, Аксенова, Стругацких, Ремарка, Фицджеральда, Рея Брэдбери.
Что мечтали достать
«Мастера и Маргариту» Булгакова, произведения Солженицына, «Доктора Живаго» Бориса Пастернака.
Что носили
Джинсы, отечественные «техасы» и футболки.
О чем мечтали
О фирменных джинсах Levi Strauss, Rifle, Lee, а также из модного микровельвета и цвета хаки, о футболках с иностранными надписями и панорамными картинками, видеомагнитофонах и японских кассетниках.
Что пили
В моду вошли слабоалкогольные коктейли в новых барах и кафешках, натуральный кофе из кофейных автоматов, за которым простаивали часами. Портвейн, рислинг, яблочную «шипучку», молдавские вина.
О чем мечтали
Виски «Блэк лейбл»
Tags: Медведев, поколения