А пушкина вот север тучи нагоняя опрятней модного паркета
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
____________
Отрывок из поэмы Евгений Онегин.
Анализ стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» Пушкина
Произведение «Вот север, тучи нагоняя» Александра Сергеевича Пушкина – отрывок с пейзажной картиной из седьмой главы «Евгения Онегина».
Стихотворение написано примерно осенью 1828 года. В эту пору поэту исполнилось 29 лет, он вернулся в столицу после ссылки в Михайловском, встретился с друзьями. Однако над ним уже нависла угроза нового разбирательства по поводу написанных им стихов. Одно с обвинением в кощунстве, другое – за вольнодумство и восхваление декабристов. Впрочем, в обоих случаях ему удалось оправдаться без последствий. Близится первая встреча с его будущей женой Н. Гончаровой. По жанру – пейзажная миниатюра, размер же – четырехстопный ямб с определенной рифмовкой, присущей так называемой онегинской строфе: перекрестная, смежная и опоясывающая. Здесь уже традиционное для романа лирическое авторское отступление, посвященное смене времен года. Поэт употребляет местоимение «мы», чтобы приобщить к своему настроению и читателей. Начинается описание с олицетворения: север дохнул, завыл. Следом появляется «волшебница-зима» (двойное слово, пример фольклорной лексики). «Сама»: собственной персоной, как живое существо, как повелительница. Далее идет перечислительная градация, искрящаяся снегом и морозом: пришла, рассыпалась, повисла. Природа словно наряжается, участвуют в преображении все: дубы, на суках которых наросли снежные шапки, поля и холмы, укрытые отныне «волнистыми коврами» (сравнение с эпитетом), брега (устаревшая форма слова) с замершей до весны рекой также облачились в радующую глаз «пухлую пелену». «Блеснул мороз»: кульминация фрагмента, выраженная инверсией. Завершается зарисовка энтузиазмом предвкушения «проказ», которые принято затевать в это время года, от бешеной езды в санях до игры в снежки. Осенняя хандра позади, поэт приветствует «матушку-зиму» (и вновь двойное слово, привычное для русского устного народного творчества) и зовет разделить свою радость всех читателей. Следует отметить, что героиня самого романа к этому веселью не присоединяется. Это момент подготовки отъезда семейства из деревни в город, в Москву. Ее сердце навсегда сроднилось с уголком уединенным, местами мирными. Здесь она полюбила, пусть и сердце ее с тех пор разбито. По всем этим причинам ей «страшен зимний путь». Лексика стихотворения живая, со сказочным колоритом. «Матушкой» зима стала неспроста: здесь и уважение к ее летам, и почтение к суровому нраву, и своеобразное выражение любви.
Седьмая глава «Евгения Онегина» А. Пушкина впервые была напечатана в 1830 году, в период повторного сватовства поэта к Н. Гончаровой, которое увенчалось заключением брачного союза.
- Следующий стих → Владимир Набоков — На сельском кладбище
- Предыдущий стих → Владимир Набоков — Мне так просто и радостно снилось
Читать стих поэта Александр Пушкин — Вот север, тучи нагоняя на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
урок по УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Цели: продолжать обсуждение тех художественных приемов (сравнение, олицетворение, контраст), с помощью которых поэт делает свои наблюдения и открытия достоянием читателей и создает яркие, наполненные жизнью образы; показать, что все яркие образы, которые создает поэт, складываются в единую, целостную картину и передают главное впечатление — переживание автора.
Урок
литературного чтения в 3 а классе
Тема:
«Сравнения. А.С. Пушкин «Вот север, тучи
нагоняя…», «Опрятней модного паркета…»
Цели:
продолжать обсуждение тех художественных
приемов (сравнение, олицетворение,
контраст), с помощью которых поэт делает
свои наблюдения и открытия достоянием
читателей и создает яркие, наполненные
жизнью образы; показать, что все яркие
образы, которые создает поэт, складываются
в единую, целостную картину и передают
главное впечатление — переживание
автора.
Ход
урока
Организационный
момент. Актуализация знаний.
(Проверка
домашнего задания-стих-ние наизусть
Берестова или Лунина)
Подготовка
к восприятию. Постановка целей урока
Сегодня
мы познакомимся с произведениями А.С.
Пушкина. А о чем они, вы узнаете, отгадав
загадку.
Тройка,
тройка прилетела.
Скакуны
в той тройке белы.
А
в санях сидит царица,
Белокоса,
белолица.
Как
махнула рукавом,
Все
покрылось серебром.
(Зима.)
Вам
нравится зима? Чем? (Восхищает
красота природы, нравятся зимние
забавы.)Как
вы думаете, чему будет посвящен наш
урок?
Мы
должны исследовать, какими средствами
А. Пушкин создает в своем стихотворении
зимние образы.
Работа
по теме урока
(Учитель
выразительно читает стихотворение в
учебнике нас. 18.)
Поделитесь
впечатлениями. Что вы себе представили?Картина
сказочная или реалистическая?
(Сама картина зимы реалистическая, но
те
образы — олицетворения, с помощью
которых поэт создает эти картины, можно
назвать сказочными, ведь именно в сказке
оживают явления природы.)
Зима
действительно волшебница, она преображает
мир. Это единственное время года,
обладающее способностью рисовать одной
белой краской, но сколькими оттенками!
Подумайте,
на сколько частей можно разделить это
стихотворение.
(На две.)Прочитайте
первую часть. О чем говорится в этой
части?Какие
слова и даже звуки передают шум северного
ветра?Расставьте
паузы и подчеркните слова, на которые
падает логическое ударение (произносятся
с большей силой голоса).
(Вот
север,
тучи нагоняя,
Дохнул,
завыл // — и вот сама
Идет
волшебница зима.)
Докажите.
(После слова «завыл» надо остановиться,
сделать паузу, так как дальше говорится
не о севере, а о зиме. В конце третьей
строчки более длительная пауза, так
как заканчивается первая часть
стихотворения.)Прочитайте
вторую часть стихотворения и расставьте
паузы.
(Пришла,
рассыпалась;/ клоками
Повисла
на суках дубов;/
Легла
волнистыми коврами
Среди
полей, вокруг холмов; /
Брега
с недвижною рекою /
Сравняла
пухлой пеленою;//
Блеснул
мороз. //
И
рады мы //
Проказам
матушки зимы.)
Определите
ритм этого стихотворения. (Ритм
идущего человека.)Что
вы хотите донести до слушателей своим
чтением? (Примерный
ответ.
Радость,
что наступила зима.Восхищение
ее неожиданным приходом.Восхищение
красотой природы.)
Выразительное
чтение стихотворения.
Физкультминутка
Продолжение
работы по теме урока
Прочитайте
на с. 19 название следующего стихотворения.
(«Опрятней
модного паркета…».)
(Учитель
читает стихотворение вслух.)
Поделитесь
впечатлениями. Что вам понравилось?
Что удивило? Какое настроение у вас
возникло?Все
ли вам понятно? Найдите значение
непонятных слов в толковом словаре.
Блистает
—
блестит, ярко светится, сверкает. Звучно
—
звучный, издающий громкие чистые звуки.
Полону
вод —
по открытой воде. Брег
—
берег.
(Чтение
высказывания Анишит Йокоповны на с.
19.)
Как
поэт создает ощущение праздника? Для
того чтобы ответить на этот вопрос,
прочитайте стихотворение и подумайте,
сколько образов создает автор. Много
ли их? (Четыре.)Как
бы вы назвали эти картины?
(Речка, мальчишки, гусь, снег.)Прочитайте
отрывки, соответствующие этим картинам.Картина
1Прочитайте.
Что вы поняли?
(Речка, покрытая льдом, блистает.)Как
вы думаете, отличаются ли слова «блистает»
и «блестит» по смыслу? (Блистает
— значит, выделяется своим особенным
качеством, она до блеска начищена
морозом.)О
ком или о чем можно сказать: блистает?
(Человек
блистает умом, остроумием; дамы
блистают своими нарядами.)Какой
прием автор использовал, чтобы подчеркнуть
особенности речки?
(Сравнение: речка, как паркет.)Почему
поэт сравнивает поверхность речки
именно с модным паркетом?
(Модным дорогим паркетом устилали пол
в бальных залах, где проходили праздники;
он складывается в рисунок.)А
откуда рисунки на льду?
Картина
2
Прочитайте
следующую картину. Может, она подскажет,
откуда рисунки на льду?
(Это узоры от коньков.)Почему
поэт называет мальчишек «радостный
народ»? Какой образ создается?
(Оживленные голоса, ощущение движения.)Проведем
эксперимент. Заменим слово «звучно»
на слово «громко». Прочитайте, что
получилось. Осталась ли та же наполненность
звуками? Какой прием использовал здесь
автор?
(Звукопись.)Какие
слова передают ощущение звуков? (Звучно,
режет.)Какой
вывод мы можем сделать?
(В стихотворении каждое слово важно,
его нельзя заменить другим, иначе
меняется полнота ощущений.)Миша
нашел сценку, которая показалась ему
смешной. А вы сумеете ее отыскать?
Прочитайте ее внимательно.
Картина
3
Что
вы поняли?
(Гусь обманулся, подумав, что это вода.)Какое
настроение добавляет к общему ощущению
эта картина?
(Комическое.)На
чем держится этот комический эффект?
(Гусь тяжелый и поэтому кажется, что он
ступает по льду особенно важно; и отсюда
комический эффект его падения.)Какие
слова помогают представить самого гуся
и то, что с ним случилось?
Картина
4
Прочитайте.
Что вы поняли? Почему снег мелькает?
(Первый снег сухой и легкий, поэтому
каждая снежинка, как звездочка.)Можно
ли эту картину назвать праздничной?
Как поэт создает ощущение праздника?
(Чистота
белого снега, радостное настроение
мальчишек, звуки, которые издают их
коньки, комическая ситуация с гусем —
все это создает праздничный настрой.)Перечитайте
стихотворение и найдите рифмы.
(Паркета — одета; народ — лед; тяжелый
— вод: лед — веселый;
снег — берег.)Как
вы думаете, есть ли здесь нарушение
порядка рифмующихся строчек?Почему
именно в третьей картине нарушен общий
строй стиха?
(Гусь здесь — случайный персонаж, этим
нарушается общая картина зимы, поэтому
автор поменял рифмы.)Прочитайте
стихотворение, останавливаясь в конце
каждой стоки.А
теперь прочитайте, делая паузы там, где
стоят знаки препинания.В
чем разница?
(В восьмой строчке слово «веселый»
относится к гусю, а во втором варианте
слово «веселый» относится к снегу.)Какой
вариант лучше выражает смысл стихотворения?Расставьте
паузы. Помните, что запятая — короткая
пауза; точка и точка с запятой — длинная
пауза.
(Учащиеся
работают над выразительностью чтения.
Учитель читает реплику Кости на с. 19.)
А
вы видите эту картину? Как вы представляете
себе такой зимний пейзаж? (Ответы детей.)Как
вы думаете, это вид сверху?
(Да, только сверху можно увидеть узоры
на льду, которые делают его похожим на
праздничный паркет.)Этот
вид многое вмещает?
(Он вмещает очень много, но в нем есть
яркие подробности.)Найдите
и прочитайте их. Создается ли у вас
ощущение красоты целого?
(Да, создается праздничная красота
целой картины.)
Рефлексия
Продолжите
фразу:
На
уроке пришлось по душе…
Меня
удивило…
Меня
поразило…
Подведение
итогов урока
С
какими произведениями А. Пушкина вы
познакомились?Какое
чувство испытывал автор, создавая свои
произведения?Что
объединяет эти два стихотворения?
(А.
Пушкин очень точно создает яркие,
наполненные жизнью образы, они
складываются в единую, целостную
картину и передают главное впечатление
— переживание автора.)
Домашнее
задание
Выучить
одно из стихотворений А. Пушкина наизусть
(учебник, с. 18-19).
Материалы подготовил(а): Горгадзе Любовь Григорьевна
Скачать
2018-11-05
Мне нравится | 1
Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь у нас на сайте.
7 лучших стихов А.С. Пушкина о зиме | Слушать стихи
1. Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
1829г.
2. Волшебница-зима
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
1828г.
3. В тот год осенняя погода…
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
1826г.
4. Зима! Крестьянин, торжествуя…
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
1826г.
5. Опрятней модного паркета…
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
1826г.
6. Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
1826г.
7. Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
1825г.
7 лучших стихов А.С. Пушкина о зиме | Слушать стихи
Представлены лучшие стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, посвященные теме русской зимы. Многие из стихотворений входят в школьную программу.
⁂☃⁂
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный −
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
⁂☃⁂
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
⁂☃⁂
Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
⁂☃⁂
В поле чистом серебрится…
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой! в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальный вой.
Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»
⁂☃⁂
Бесы
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошёл, ямщик!» − «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело,
Вьюга мне слипает очи,
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня,
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной,
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» —
«Кто их знает? Пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет,
Кони чуткие храпят,
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их? Куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
⁂☃⁂
Как быстро в поле, вкруг открытом…
Как быстро в поле, вкруг открытом,
Подкован вновь, мой конь бежит!
Как звонко под его копытом
Земля промёрзлая звучит!
Полезен русскому здоровью
Наш укрепительный мороз:
Ланиты, ярче вешних роз,
Играют холодом и кровью.
Печальны лес и дол завялый,
Проглянет день — и уж темно,
И, будто путник запоздалый,
Стучится буря к нам в окно…
⁂☃⁂
Отрывки о зиме из романа «Евгений Онегин»
Глава IV, строфа XLI
Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит — и путник осторожный
Несётся в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовёт его рожок;
В избушке распевая, дева
Прядёт, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
Глава IV, строфа XLII
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
Глава V, строфа I
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе,
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окне увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё блестит кругом.
Глава V, строфа II
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Cебя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
Глава VII, строфы XXIX-XXX
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Читайте также стихи других русских поэтов о зиме:
- Стихи С.А. Есенина о зиме
- Стихи А.А. Фета о зиме
- Стихи Н.А. Некрасова о зиме
- Стихи В.Я. Брюсова о зиме
- Стихи И.З. Сурикова о зиме
- Стихи К.Д. Бальмонта о зиме
- Стихи П.А. Вяземского о зиме
- Стихи русских поэтов о зиме
- Стихи русских поэтов про Новый год и Рождество