А с пушкин опрятней модного портрета

1. История создания

Рассматриваемое произведение вовсе не самостоятельное. Это отрывок из «Евгения Онегина» (IV глава величайшего романа). Следовательно, рассматривать его нужно в рамках шедевра.

Оно было написано в период с осени (октябрь) 1824 по январь 1825.

В это время автор находился в ссылке в Михайловском и параллельно работал над другими знаменитыми творениями: «Граф Нулин», «Борис Годунов», многочисленные лирические стихотворения.

В конце 1826 года поэт переделал уже написанную главу. Напечаталась она вместе с пятой, и случилось это только в 1828. Издание вышло с дружеским посвящением Плетневу, впоследствии перенесенном в заглавие романа.

2. Литературное направление

Литературное направление – реализм с элементами романтизма.

3. Род

Произведение относится к двум родам: одновременно и к лирике, и к эпосу.

4. Жанр

Если рассматривать в контексте всего творения, то по жанру это будет роман в стихах. А если взять как отдельное стихотворение, то пейзажная лирика.

5. Проблематика

В данном отрывке автор не поднимает никаких проблем. Он описывает бытовую картину, которую словно наблюдает из окна.

6. Тематика

Пушкин затрагивает тему красоты русской природы. Мы знаем, что произведение писалось поздней осенью и зимой, значит, скорее всего, эти строки созданы под собственными впечатлениями автора.

Кроме того, здесь поднимается тема русского крестьянского быта. Пушкин описывает, как развлекаются люди зимой, живо рисуя яркую картину.

7. Идея

Автор ввел этот отрывок в главу, чтобы сделать текст живее, понятнее и ближе читателю.

8. Пафос

Текст передает только положительные эмоции. Мы ощущаем радость, веселье, словно наяву видим сказочную красоту русской зимы.

9. Система образов

Вообще, анализируемый отрывок построен на множестве ярких, выразительных образов. Автор рисует зимний пейзаж, но не в статике, а в динамике.

Образ детей:

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед…

Образ животных:

На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает…

И даже природные явления и объекты не неподвижны. Речка «блистает… льдом одета», снег «мелькает, вьется».

Все движется, картина не стоит на месте, и оттого на душе становится как-то особенно весело и хорошо. Автор достигает своей цели, создав систему ярких, живых и активных образов.

10. Центральные персонажи

Тут нет центральных персонажей, необходимых для развития дальнейшего повествования.

Однако и мальчишки, и гусь становятся неотъемлемой частью картины. Они нам интересны, потому что описаны с особенной любовью и удовольствием, вызывают симпатию и умиление.

11. Лирический герой

В рассматриваемом отрывке нет лирического героя.

Однако, зная, что Пушкин писал эту главу зимой, вполне возможно, что поэт нарисовал именно ту картину, которую видел сам.

12. Сюжет

По сюжету мы видим зимние деревенские забавы.

Речка оделась новеньким льдом, и мальчишки радостно разрезают скользкую гладь своими коньками. Неторопливый и весьма упитанный гусь хочет поплыть по застывшей воде, но падает.

Представляется такая уютная и красивая картина деревенского быта.

13. Композиция

Как таковой, классической композиции в произведении нет.

Пушкин живописует бытовую зарисовку: перед нами открывается речка, на которой одновременно происходят разные события.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано очень легким, понятным языком.

Здесь много глаголов, благодаря которым перед нашими глазами разворачивается живой, постоянно меняющийся пейзаж. Жизнь динамична, она не стоит на месте.

Отрывок создает хорошее, восторженное настроение. Этот эффект достигается еще и за счет того, что поэт использует прилагательные, имеющие соответствующий эмоциональный оттенок: «веселый», «радостный».

15. Средства художественной выразительности

Отрывок небольшой, но богат разнообразными средствами художественной выразительности.

В представленном отрывке очень много олицетворений: «блистает речка, льдом одета» (не блестит, а именно блистает, как дама на светском балу), «веселый мелькает, вьется первый снег». Складывается стойкое ощущение, будто природа сама радуется вместе с мальчишками.

Для создания выразительного, красочного текста автор использовал множество эпитетов: «радостный народ», «гусь тяжелый», «веселый первый снег».

Кроме того, есть метафоры «нарядней модного паркета», «лоно вод», а также неявное сравнение «звездами падая на брег».

16. Размер, рифма, строфика

Анализируемый отрывок представляет собой часть онегинской строфы без первых четырех стихов.

Соответственно, имеет определенную рифмовку: смежную ААББ, опоясывающую ВГГВ и парную ДД.

Написано четырехстопным ямбом, как и весь роман.

17. Значение произведения

Этот отрывок помогает лучше понять и прочувствовать красоту русской природы, но и не только.

Он необходим роману как лирическое отступление и как характеристика происходящего. Ведь известно, что окружающий пейзаж влияет на поведение и поступки героев, более того, отражает их внутреннее состояние и помогать лучше понять мотивацию персонажей.

18. Актуальность

Лирические отступления романа «Евгений Онегин» настолько талантливо написаны, что передают настроение, заставляют читателя переживать определенные эмоции.

Они будут актуальны всегда, вызывая сильнейший душевный отклик.

19. Моё отношение

Мне очень нравится представленный отрывок: он яркий, выразительный, написан с необычайной любовью к родной природе.

20. Чему учит

Учит любить и чувствовать свою родину, уметь любоваться привычными пейзажами и наслаждаться простотой деревенской жизни.

Источник

Тема урока: «А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета…».

Цели урока:

1.Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

2.Прививать любовь к поэзии.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– учиться определять степень успешности своей работы;

2. Познавательные УУД:

– учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.

3. Коммуникативные УУД:

– развивать умение работать в паре, группе и умение слушать своих товарищей

4. Личностные УУД:

– формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Планируемые результаты:

1. Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.

2. Высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.

3. Учиться сравнивать произведения искусства.

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Пожелайте друг другу удачи на уроке (хлопки ладошками)

II. Проверка домашнего задания.

– Домашнее задание вы выполняли в тетрадях ИА в.9. Сделаем взаимопроверку. Приготовьте зелёные ручки, обменяйтесь тетрадями. 1 человек – консультант. (дети ставят +).

Зачитывание части В (по желанию)

Дети сдают работы.

  1. Постановка целей урока

– Давайте вспомним, с какими стихотворениями А.С.Пушкина мы познакомились? (Зимнее утро, Зимний вечер).

– Какие особенности стихотворений А.С.Пушкина о природе? (передаёт красоту родной природы, свои чувства и настроения; очень легко учатся). 

– Сегодня мы продолжим изучать произведения великого русского поэта.

– Какие виды деятельности мы будем использовать на уроке? (выразительное чтение, рассуждение, объяснение непонятных слов…)

IV. Речевая разминка.

Работа по карточкам в парах.

V. Введение в тему урока.

– Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах? (Евгений Онегин)

– Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Но почему я упомянула о нём? Как это связано с темой нашего урока? (будем читать маленький отрывок из него).

НА ДОСКЕ: тема урока (напечатана).

– Откройте учебник на с.11. А почему нет названия стихотворения?(это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).

– Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.

VI. Первичное восприятие.

ДИСК. Чтение стихотворения диктором.

– Что вам особенно понравилось?

VII. Словарная работа.

– А теперь прочтите стихотворение самостоятельно и найдите слова, значение которых надо объяснить.

Модныйсоответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.

Паркет – вид деревянного напольного покрытия.

А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.

Лоно – чрево, утроба, пазуха;

Работа по рядам: на карточках

Одна половина класса – Подберите синонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите

«блистает» (сверкать, сиять, светить(ся); переливаться (цветами радуги)

«бе­режно» (аккуратно, обдуманно, внимательно, осторожно)

Вторая половина класса – Подбери антонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите

«радостный» (тоскливый, печальный, грустный, унылый)

«тяжёлый» (лёгкий, невесомый)

Проверка! Карточки на доску.

– Есть дополнения?

ФИЗМИНУТКА

VII. Анализ стихотворения.

Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопросы 1-4)

Выразительное чтение стихотворения

– Давайте вспомним, как подготовиться к выразительному чтению (памятки).

– Попробуем с моей помощью расставить паузы и логические ударения (1 палочка – короткая пауза, 2 – длинная; подчеркнуть слова, которые выделяем голосом).

Чтение текста учителем, расстановка знаков детьми в учебниках.

Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопрос 5)

Выразительное чтение детьми вслух – несколько человек.

VIII. Работа с репродукцией картины П.Брейгеля (младшего)

– Что вы увидели на страницах помимо текста? (репродукцию картины Питера Брейгеля младшего «Зимний пейзаж»).

ПОРТРЕТ художника.

– Со второй картиной мы познакомимся на следующем уроке.

– Кстати, а что такое репродукция картины? Пока мы отвечаем, мой помощник найдёт точное определение в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова (работа со словарём; ответы детей)

Словарь стр. 603

– Зачитай толкование слова репродукция.

Слайд репродукции (на экране)

– Вы раньше слышали о таком художнике?

– А это художник современный? Почему?

– Всё верно. Питер Брейгель Младший родился в 1565 году (16 век) в городе Брюсселе, Бельгия. Он был старшим из трёх детей известного художника Питера Брейгеля Старшего. Дети рано потеряли родителей, и их воспитанием занималась бабушка, которая и стала первым учителем рисования.

– Рассмотрите картину внимательно. Что на ней изображено?

– Как расположены герои и предметы? Кто в центре картины?

– Какие краски использовал художник?

– О чём хотел рассказать художник?

– Сравните два произведения, над которыми мы работали на уроке. Почему авторы учебника расположили их на одной странице?

– Можно ли сказать, что эта картина является иллюстрацией к стихотворению Пушкина? Почему?

IX. Итог урока. Рефлексия.

– Какой же вывод мы сделаем в конце урока? (что описать природу, выразить свои чувства и настроение можно и с помощью литературы и с помощью произведений живописи)

Таблица «Оцени свою работу на уроке»

– Сегодня очень хорошо работали………

– Оценки за урок….

X. Домашнее задание.

– Сделать более полную разметку текста (по памятке) и выучить отрывок наизусть.

-Спасибо за урок!

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя

«Севастопольский педагогический колледж имени П.К. Менькова»

(ГБОУ ПО «СПК им. П.К. Менькова»)

План-конспект урока по литературному чтению

Тема урока: А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…»

2 – А класс

Подготовила студентка:

Калюшик Наталья Сергеевна

Группа НК-14/2

Севастополь, 2017

Литературное чтение 2 класс

УМК «Планета Знаний»

Тема: А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…»

Цели урока:   1. Показать поэтический образ зимы, созданной А.С. Пушкиным;

2.Читать выразительно лирическое стихотворение.

3. Развить детское воображение, обогатить словарный запас.

Задачи урока: 1. Прививать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

2.Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы.

3. Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение, его художественные особенности.

Тип урока: урок изучения и открытия новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, аудио, карточки с заданиями.

Ход урока: 

I. Организационный момент.

Учитель- Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Сергеевна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Учитель– Ребята, отгадайте загадку:

Холодной вьюгой налетела,

Деревья в белое одела,

Стоит холодная погода.

Какое это время года? (Зима)

II. Постановка целей урока.

(Звучит песня «Кабы не было зимы…» из мультфильма «Зима в Простоквашино».)

Учитель: – Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось.

Учитель: – А когда наступает зима по календарю? Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их.

– А сейчас какой месяц? Можно ли сказать, что зима уже наступила?

– Какой главный отличительный признак русской зимы? (снег).

-Кто догадался, о чем мы будем сегодня на уроке говорить?

-Чему научимся?

Учитель – Я сегодня приготовила для вас две картины, выполненные художницей Еленой Уваровой. Посмотрите на них и продолжите предложение:

Глядя на эти картины, мне хочется

(побродить по заснеженным дорожкам, вдохнуть бодрящего морозного воздуха, сесть на санки и лететь стрелой с высокой горы).

– Ребята, а вы любите зиму? Что вам особенно нравится? – Какие вы любите зимние забавы? (Лепить снеговика, играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.)

– Как вы думаете, а сто лет тому назад дети зимой играли в такие же игры или другие? (Ответы детей.)

–Ребята, давайте проверим, так ли это было.

III. Изучение нового материала.

Беседа

Учитель – Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с фактами из жизни и творчества А. С.Пушкина.

Родился автор 26 мая 1799 года в Москве. Воспитывался он дома при помощи французских нянь, благодаря чему у него появились прекрасные знания французского языка и необъятная любовь к чтению.

Няню Александра Сергеевича звали Арины Родионовна. Она ему рассказывала сказки, пела народные песни. В 12 лет Пушкин поступил в Лицей в Царском Селе под Петербургом. Окончив Лицей, Пушкин посвятил себя литературе. Первой его изданной книгой стала поэма «Руслан и Людмила».

-Наверняка, все вы знаете знаменитые строки из этого произведения:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

В 1820 году за непокорность царю и вольнолюбивые стихи Пушкина по приказу царя Александра I поэта выслали на юг России. Затем его сослали в псковское имение его родителей — село Михайловское. Там Пушкин жил замкнуто, слушал сказки няни Арины Родионовны, читал ей свои новые стихи. 27 января 1837 года, защищая честь жены, Пушкин дрался на дуэли и был смертельно ранен. Через двое суток (29 января) он умер.

Словарная работа

– Однажды Александр Сергеевич прогуливался зимой вдоль берега реки и на фоне той красоты, которая его окружала, к нему пришло вдохновение, у поэта родились строки стихотворения «Опрятней модного паркета…». Но прежде чем мы его прослушаем, давайте проведём словарную разминку:

-Что значит слово ОПРЯТНЫЙ ? – ( Опрятный – аккуратный, чистый, тщательно убранный .) (Прим.- опрятное платье ).

-Что такое ПАРКЕТ? – ( Паркет — пол, выстланный деревянными дощечками в виде какого-то рисунка ).

Что такое ЛОНО вод? – ( поверхность воды)

IV. Первичное восприятие текста

Учитель – (слушание аудиозаписи стихотворения А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…»)

Эмоц.-оц.восприятие

– Понравились ли вам эти строки?

-Какие чувства у вас вызвало стихотворение?

– Какому времени года они посвящены?

-Как вы догадались, ведь А.С. Пушкин ни разу не употребил слово «зима»?

Учитель – ребята у вас на партах лежат листочки, вычеркните повторяющеюся букву!

-Что у вас получилось (Лирическое произведение).

Учитель – ребята, а кто знает, что такое лирическое произведение?

Лирическое произведение – это произведение искусства, которое выражает чувства человека, его переживания.

Учитель – скажите, является ли наше стихотворение лирическим? Докажите? (в стихотворении Александр Сергеевич выражает свои чувства к красотам зимы).

V. Повторное восприятие материала (вторичный синтез)

-Самостоятельное чтение произведения.

Учитель – Откройте учебники на стр.118

– Прочитайте произведение шепотом. (жужжащее чтение)

-Читайте внимательно, не спеша, ведь от того, насколько вдумчиво вы сейчас прочитаете, будет зависеть наша дальнейшая работа на уроке.

-Кто прочитал, тихонько поднимает руку, чтобы я видела, что вы справились с заданием.

Чтение по цепочке. Стр.118

– Давайте мы сейчас немного разомнёмся, ведь зима – благодатная пора для закаливания организма.

 VI. Физкультминутка:

1. Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул пару раз.

VI.Анализ содержания произведения.

-Выборочное чтение (Работа в группах)

Учитель: – А теперь поработаем в группах. Несколько раз перечитайте отдельные строки и подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он их писал? (1-й ряд – 1,2 строчки, 2-й ряд – 3,4 строчки, 3-й ряд – две последние строчки).

Дети читают несколько раз (жужжащее чтение).

1)– А теперь читает первый ряд, а мы слушаем, следим и работаем вместе с ними.

– Чей образ вырисовывается в этих первых двух строчках?

Дети: – Образ речки.

– С чем поэт сравнивает гладь реки?

Дети: – С модным паркетом.

Что значит «опрятный паркет»?

(– Опрятный – аккуратный, чистый, до блеска начищенный морозом.)

Учитель: – «Чистота» ледяной реки, созданная природой, оказалась естественней и лучше рукотворной. Модный паркет проигрывает рядом с творением природы, и чтобы это подчеркнуть, Пушкин подбирает очень точное слово (блистает).

Учитель- Что значит «блистать»? (переливаться необыкновенным светом; пример: блистать в нарядном платье, блистать умом).

Учитель– Когда бывает так нарядно, пронизано всё необыкновенным светом, всё блестит и переливается?

(- На празднике.)

– Значит, уже с первых строк мы может почувствовать ощущение праздника.

Учитель – Так какие чувства владели поэтом в этот момент?

(- Радость, восхищение).

2) Учитель – Продолжит читать второй ряд.

Учитель – Кто рад зиме так же, как поэт? Кого он называет радостным народом?

(- Мальчишки рады снегу и морозу. Они не просто рады, а уже побежали опробовать лёд, и картина зимнего дня наполнилась звуками.

Учитель – Как вы думаете, был ли А.С. Пушкин счастлив в момент написания этих строк?

(Он умеет радоваться за других людей. Счастливым его сделала любовь к людям, родине, к жизни).

3) Учитель – А теперь свои строчки прочтёт третий ряд. Какому природному явлению они посвящены? Как падает снег? Какие слова мы произносим не так, как привыкли? Какое звучание они придают?

(- Торжественное).

– Да, перед нами картина зимнего дня в движении и сиянии.

Учитель – Какой человек может оценить красоту снега, зимней природы? (наблюдательный, искренний, любящий свой край, русскую зиму).

-Пушкин – русский человек, и зима для него привычна и желанна. И хочется даже воскликнуть вместе с ним: «Ах, как красиво! ».

Работа с иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию на стр. 119 . Кто изображён на ней?

Найдите строки в стихотворении, где говорится о гусе? Зачитайте!

– Какое впечатление к общей атмосфере праздника добавляет картинка с гусем? (комическое).

– На чём держится комический эффект? (гусь тяжелый, неповоротливый, важно ступает на лёд, но скользит и падает, отсюда комизм его падения).

– Мы разобрали все строчки поэта, великого мастера. Видим простые бытовые картины – речку, мальчишек, гуся.

Творческая работа

Учитель – Понравилась вам стихотворение?

-Хочется узнать, как вы его запомнили? Попробуйте вписать недостающие слова в текст стихотворения, проверьте свои знания:

Опрятней модного ________________

Блистает речка, льдом ______________.

Мальчишек радостный ________________

Коньками звучно режет ____________

На красных лапках ________ тяжелый,

Задумав ___________ по лону вод,

Ступает _____________ на лёд,

Скользит и _____________; весёлый

Мелькает, вьётся первый ___________,

Звездами падая на _____________…

Учитель – проверьте, правильно ли вы вписали пропущенные слова.

VIII. Подведение итогов урока

Учитель

  1. С каким стихотворением мы с вами познакомились и кто его автор?

  2. Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?

  3. К какому жанру относится это произведение? (лирическое стихотворение).

  4. Что такое лирическое стихотворение?

IX. Рефлексия

У вас на партах лежат листочки с изображением снеговика. Выберите смайл который соответствует вашему настроению и нарисуйте снеговику.

1)Если вам всё понятно. Я молодец!

2)Если у вас не всё получилось, но вы старались.

3)Если вам нужно быть внимательнее!

X.  Домашнее задание.

– Выучить стихотворение наизусть.

– Выставление оценок.

Источник