А с пушкин зимнее утро зимний вечер опрятней модного паркета
Тема урока: «А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета…».
Цели урока:
1.Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
2.Прививать любовь к поэзии.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– учиться определять степень успешности своей работы;
2. Познавательные УУД:
– учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.
3. Коммуникативные УУД:
– развивать умение работать в паре, группе и умение слушать своих товарищей
4. Личностные УУД:
– формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Планируемые результаты:
1. Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
2. Высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.
3. Учиться сравнивать произведения искусства.
Ход урока
Организационный момент.
– Пожелайте друг другу удачи на уроке (хлопки ладошками)
II. Проверка домашнего задания.
– Домашнее задание вы выполняли в тетрадях ИА в.9. Сделаем взаимопроверку. Приготовьте зелёные ручки, обменяйтесь тетрадями. 1 человек – консультант. (дети ставят +).
Зачитывание части В (по желанию)
Дети сдают работы.
Постановка целей урока
– Давайте вспомним, с какими стихотворениями А.С.Пушкина мы познакомились? (Зимнее утро, Зимний вечер).
– Какие особенности стихотворений А.С.Пушкина о природе? (передаёт красоту родной природы, свои чувства и настроения; очень легко учатся).
– Сегодня мы продолжим изучать произведения великого русского поэта.
– Какие виды деятельности мы будем использовать на уроке? (выразительное чтение, рассуждение, объяснение непонятных слов…)
IV. Речевая разминка.
Работа по карточкам в парах.
V. Введение в тему урока.
– Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах? (Евгений Онегин)
– Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Но почему я упомянула о нём? Как это связано с темой нашего урока? (будем читать маленький отрывок из него).
НА ДОСКЕ: тема урока (напечатана).
– Откройте учебник на с.11. А почему нет названия стихотворения?(это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).
– Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.
VI. Первичное восприятие.
ДИСК. Чтение стихотворения диктором.
– Что вам особенно понравилось?
VII. Словарная работа.
– А теперь прочтите стихотворение самостоятельно и найдите слова, значение которых надо объяснить.
Модный – соответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.
Паркет – вид деревянного напольного покрытия.
А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.
Лоно – чрево, утроба, пазуха;
Работа по рядам: на карточках
Одна половина класса – Подберите синонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«блистает» (сверкать, сиять, светить(ся); переливаться (цветами радуги)
«бережно» (аккуратно, обдуманно, внимательно, осторожно)
Вторая половина класса – Подбери антонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«радостный» (тоскливый, печальный, грустный, унылый)
«тяжёлый» (лёгкий, невесомый)
Проверка! Карточки на доску.
– Есть дополнения?
ФИЗМИНУТКА
VII. Анализ стихотворения.
Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопросы 1-4)
Выразительное чтение стихотворения
– Давайте вспомним, как подготовиться к выразительному чтению (памятки).
– Попробуем с моей помощью расставить паузы и логические ударения (1 палочка – короткая пауза, 2 – длинная; подчеркнуть слова, которые выделяем голосом).
Чтение текста учителем, расстановка знаков детьми в учебниках.
Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопрос 5)
Выразительное чтение детьми вслух – несколько человек.
VIII. Работа с репродукцией картины П.Брейгеля (младшего)
– Что вы увидели на страницах помимо текста? (репродукцию картины Питера Брейгеля младшего «Зимний пейзаж»).
ПОРТРЕТ художника.
– Со второй картиной мы познакомимся на следующем уроке.
– Кстати, а что такое репродукция картины? Пока мы отвечаем, мой помощник найдёт точное определение в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова (работа со словарём; ответы детей)
Словарь стр. 603
– Зачитай толкование слова репродукция.
Слайд репродукции (на экране)
– Вы раньше слышали о таком художнике?
– А это художник современный? Почему?
– Всё верно. Питер Брейгель Младший родился в 1565 году (16 век) в городе Брюсселе, Бельгия. Он был старшим из трёх детей известного художника Питера Брейгеля Старшего. Дети рано потеряли родителей, и их воспитанием занималась бабушка, которая и стала первым учителем рисования.
– Рассмотрите картину внимательно. Что на ней изображено?
– Как расположены герои и предметы? Кто в центре картины?
– Какие краски использовал художник?
– О чём хотел рассказать художник?
– Сравните два произведения, над которыми мы работали на уроке. Почему авторы учебника расположили их на одной странице?
– Можно ли сказать, что эта картина является иллюстрацией к стихотворению Пушкина? Почему?
–
IX. Итог урока. Рефлексия.
– Какой же вывод мы сделаем в конце урока? (что описать природу, выразить свои чувства и настроение можно и с помощью литературы и с помощью произведений живописи)
Таблица «Оцени свою работу на уроке»
– Сегодня очень хорошо работали………
– Оценки за урок….
X. Домашнее задание.
– Сделать более полную разметку текста (по памятке) и выучить отрывок наизусть.
-Спасибо за урок!
Анализ стихотворений А.С. Пушкина
Урок литературного чтения 3 класс
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
1.Напиши интересные факты из жизни поэта.
За весной, красой природы…
1.Объясни значение слова «знойный».
2. Подбери синонимы к словам «скучно», «горе», «непогода».
3. Подбери антонимы к словам «знойное (лето)», «поздняя (осень)».
4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся.
5. Объясни слова поэта: «Людям скучно, людям горе».
6. Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Приведи цитаты.
Уж небо осенью дышало…
1.Объясни значения слов: «сень», «караван».
2.Подбери синонимы к словам «блистало», «крикливый».
3.Подбери антонимы к словам «короче», «таинственный»
4 Объясни слова поэта: «Уж небо осенью дышало».
5. О каком периоде осени говорится в стихотворении?
6. Объясни слова поэта: «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась».
7. Почему поэт называет позднюю осень «скучной порой»?
8. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
9. Какое настроение создает стихотворение?
В тот год осенняя погода…
1. Объясни значения слов «куртины», «кровли», «устланные».
2. Подбери синонимы к словам «ярко», «лёгкий (узор)».
3. Подбери антонимы к словам «мягко», «рано».
4. Объясни слова поэта: «Зимы ждала, ждала природа».
5. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
6. Выпиши метафоры
7. Почему в предложении «зимы ждала, ждала природа» глагол «ждала» повторяется дважды?
8. Какое настроение у этого стихотворения?
Опрятней модного паркета…
1. Объясни значения слов: «модный», «паркет», «лоно вод», «мелькает».
2. Подбери синонимы к словам «модный», «бе режно», «мелькают».
3.Подбери антонимы к словам «модный», «бе режно».
4.Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся.
5. Выпиши сравнения и метафоры
6. Напиши, что можно изобразить на иллюстрации к этому стихотворению.
7. Выпиши слова-движения
8. Выпиши слова-звуки
9. Выпиши четыре образа, которые создал поэт
10. Что придаёт особую праздничность образам реки и снега?
11. Почему Пушкин пишет «блистает речка» а не «блестит речка»?
12.К какому слову относится прилагательное «весёлый»?
13.Какие чувства выразил поэт в стихотворе нии? Приведи цитаты
Зимнее утро.
1. Объясни значение слова «нега», «вечор», «нынче», «янтарь», «бурый».
2. Подбери синонимы к словам «прелестный», «вьюга», «думать», «бурый».
3.Подбери антонимы к словам «дремлешь», «великолепный», «нетерпеливый».
4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
5. Выпиши сравнения и метафоры
6.Сколько героев в этом стихотворении?
7.выпиши, как называет поэт свою подругу.
8.Как изменения в природе влияют на настроение героев стихотворения? Приведи цитаты.
9.Какие картины нарисовал поэт в этом стихотворении? Перечисли их.
10.Найди прием антитезы в этом стихотворении. Для чего он применен?
Зимний вечер.
1. Объясни значение слова «веретено», «кроет», «лачужка».
2. Подбери синонимы к словам «заплачет», «подружка», «обветшалая».
3.Подбери антонимы к словам «темна», «утомлена».
4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
5. Выпиши сравнения и метафоры.
6.Сравни настроение героев стихотворения «Зимнее утро» и стихотворения «Зимний вечер». Приведи цитаты.
7.Какой образ природы дан в начале стихотворения?
8.С кем и с чем сравнивает поэт бурю?
9.Как относится поэт к своей няне?
10.Приведи прием антитезы в этом стихотворении.
11.Спокоен ли лирический герой стихотворения и чувствует ли он себя защищенным?
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
1.Напиши интересные факты из жизни поэта.
6 июня 1799г. рождение внучки императора Павла.
Говорили в семье на французском языке
Дядя был известным поэтом.
Первое стихотворение написано по-французски
В 6 лет приехал впервые к бабушке в Захарово
Бабушка научила маленького Сашу писать по-русски
Няня Арина Родионовна и дядя рассказывали сказки
Цитата – строка из стихотворения, заключенная в кавычки.
Олицетворение – слова-краски, при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ? Вспомните название этого приема.
Сравнение – «Весь день стоит как бы хрустальный».
Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте.
Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака
За весной, красой природы…
1.Объясни значение слова «знойный». Жаркий, пышущий зноем
2. Подбери синонимы к словам «скучно»- : безотрадно, горько, жалобно, невесело, неинтересно, нерадостно, однообразно, , тоскливо, уныло
«горе», – несчастье, беда
«непогода»- ненастье; слякоть..
3. Подбери антонимы к словам «знойное (лето)» – холодное, «поздняя (осень)» – раннее.
4. Выпиши эпитеты (Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок – красочное прилагательное) вместе со словами, к кото рым они относятся.
Знойное лето, весна, краса природы
5. Объясни слова поэта: «Людям скучно, людям горе».
6. Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Приведи цитаты. («Людям скучно, людям горе».)
Уж небо осенью дышало…
1.Объясни значения слов: «сень», «караван».
Сень – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь
Караван – движущаяся друг за другом вереница животных, людей.
2.Подбери синонимы к словам «блистало»- гореть, мерцать, сверкать, сиять, переливаться цветами радуги.
«крикливый» -шумный, громкий.
3.Подбери антонимы к словам «короче» – длиннее, «таинственный» – (синоним – загадочный) –явный открытый, известный
4 Объясни слова поэта: «Уж небо осенью дышало». (реже солнышко блистало; ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу)
5. О каком периоде осени говорится в стихотворении? (поздняя осень – (реже солнышко блистало; короче становился день, ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу; стоял ноябрь уж у двора))
6. Объясни слова поэта: «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась». (Опадали листья)
7. Почему поэт называет позднюю осень «скучной порой»?
8. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (лесов таинственная сень, гусей крикливых караван)
9. Какое настроение создает стихотворение?
В тот год осенняя погода…
1. Объясни значения слов «куртины» – цветочные грядки, клумбы, «кровли» – крыша, «устланные» Покрыть всю поверхность чего-нибудь.
2. Подбери синонимы к словам «ярко» -красочно, «лёгкий (узор)» – слегка заметные, тонкие, прозрачные.
3. Подбери антонимы к словам «мягко» -жестко, «рано» -поздно.
4. Объясни слова поэта: «Зимы ждала, ждала природа».
5. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (легкие узоры, деревья в зимнем серебре, сорок веселых, блистательный ковер зимы)
6. Выпиши метафоры (выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака, перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.)
(блистательный ковер зимы; ждала природа, зимнее серебро)
7. Почему в предложении «зимы ждала, ждала природа» глагол «ждала» повторяется дважды?
8. Какое настроение у этого стихотворения?
.
Опрятней модного паркета…
1. Объясни значения слов: «модный» – временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры.,
«паркет» – натуральное деревянное напольное покрытие.,
«лоно вод» -место на воде, в котором покой и блаженство,
«мелькает» -Являться на короткое время, быстро показываться и исчезать .
2. Подбери синонимы к словам «модный» – популярный, современный,
«бе режно» – аккуратно, деликатно, заботливо.
«мелькают» – возникать, показываться.
3.Подбери антонимы к словам «модный» – устаревший, старомодный,
«бе режно» – небрежно, неаккуратно.
4.Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся. (модный паркет, радостный народ, звучно режет, гусь тяжелый)
5. Выпиши сравнения и метафоры (опрятней модного паркета, звездами падая, веселый снег, речка льдом одета)
6. Напиши, что можно изобразить на иллюстрации к этому стихотворению.
7. Выпиши слова-движения (режет, ступает, скользит, падает, мелькает, вьется)
8. Выпиши слова-звуки (радостный народ, звучно, падает))
9. Выпиши четыре образа, которые создал поэт (речка – опрятней модного паркета, блистает, льдом одета; мальчишек радостный народ; на красных лапках гусь тяжелый; веселый первый снег мелькает, вьется, звездами падая.)
10. Что придаёт особую праздничность образам реки и снега?
11. Почему Пушкин пишет «блистает речка» а не «блестит речка»?
12.К какому слову относится прилагательное «весёлый»? (снег)
13.Какие чувства выразил поэт в стихотворе нии? Приведи цитаты (мальчишек радостный народ, блистает речка, веселый мелькает, вьется первый снег)
Зимнее утро.
1. Объясни значение слова «нега» – блаженство,
«вечор» – вечер,
«нынче» – сегодня,
«янтарь» – окаменевшая смола хвойных деревьев,
«бурый» – цвет серовато-коричневый или тёмно-коричневый с красноватым отливом.
2. Подбери синонимы к словам «прелестный» – красивый, отличный, привлекательный,
«вьюга» – ветер, метель, буран,
«думать» – размышлять, рассуждать, соображать,
«бурый» – коричневатый, ржавый.
3.Подбери антонимы к словам «дремлешь» – бодрствуешь, «великолепный» – невзрачный, неприметный, «нетерпеливый» – терпеливый.
4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (сомкнуты негой взоры, тучи мрачные, прозрачный лес, янтарным блеском)
5. Выпиши сравнения и метафоры (звездою севера, луна, как бледное пятно, великолепными коврами снег лежит)
6.Сколько героев в этом стихотворении? (2 – няня и автор)
7.Выпиши, как называет поэт свою подругу.(друг прелестный, красавица, друг милый)
8.Как изменения в природе влияют на настроение героев стихотворения? Приведи цитаты.
9.Какие картины нарисовал поэт в этом стихотворении? Перечисли их.
10.Найди прием антитезы (противопоставление) в этом стихотворении. Для чего он применен?
Резкая смена настроения или картин на противоположное. Для яркости образа, для большей силы выражения. Одно как бы оттеняет другое.
Зимний вечер.
1. Объясни значение слова «веретено» – ручное прядильное орудие в виде длинной, тонкой палочки с заострёнными концами и утолщением посредине,
«кроет» – закрывает ,
«лачужка» – маленькое, бедное, жалкое жилище. .
2. Подбери синонимы к словам «заплачет» – заревет, зарыдает,
«подружка» – приятельница, друг,
«обветшалая» – ветхая, старая.
3.Подбери антонимы к словам «темна» – светла, «утомлена» – бодра.
4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (вихри снежные, ветхая лачужка, бедной юности)
5. Выпиши сравнения и метафоры. (буря – как зверь, как дитя, как путник)
6.Сравни настроение героев стихотворения «Зимнее утро» и стихотворения «Зимний вечер». Приведи цитаты.
7.Какой образ природы дан в начале стихотворения?
8.С кем и с чем сравнивает поэт бурю? (буря – как зверь, как дитя, как путник)
9.Как относится поэт к своей няне?
10.Приведи прием антитезы в этом стихотворении.
11.Спокоен ли лирический герой стихотворения и чувствует ли он себя защищенным?
Литературное чтение, 3 класс
Урок 13.А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Зимний вечер»
Перечень вопросов, изучаемых на уроке
- Как отличить прямое значение слова от переносного.
- Знакомство с литературными терминами.
- Приёмы художественной выразительности на примере творчества А.С. Пушкина.
Тезаурус
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение (например, костёр, утро, косы девочки, ребёнок, который спит). Оно обозначает предмет, явление, действие, признак, сразу вызывает представление о них и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова чаще всего выступают в прямом значении.
Переносное значение слова – это вторичное значение, которое возникло на основе прямого. Например, рябина с ягодами по цвету напоминает костёр, ветви берёзы напоминают по форме косы девочки.
Сущность переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Таким образом, формируется многозначность слова.
Этот приём художественной выразительности называется метафорой.
Метафора – перенос наименования по сходству, употребление слова в переносном значении.
Этот приём активно используют поэты в своих лирических произведениях.
Ключевые слова
Прямое и переносное значение слов, их многозначность, литературные термины и понятия (автор, художественный образ, сюжет, тема, герой), отличительные особенности стихотворного текста, средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение, метафоры, звукопись)
Основная и дополнительная литература по теме урока:
. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.
Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
Детская энциклопедия, т. 10, изд. Академия пед. наук., 1961
А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001
На уроке мы узнаем новые литературные понятия, познакомимся с биографией и творчеством А.С.Пушкина
Сможем понаблюдать за значением слов и выражений.
Научимся различать прямое и переносное значение слов, объяснять значение некоторых слов с опорой на тест или, пользуясь словарём в учебнике и толковым словарём; находить средства художественной выразительности в лирических текстах.
Основное содержание урока
1. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение (например, костёр, утро, косы девочки, ребёнок, который спит). Оно обозначает предмет, явление, действие, признак, сразу вызывает представление о них и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова чаще всего выступают в прямом значении.
Переносное значение слова – это вторичное значение, которое возникло на основе прямого. Например, рябина с ягодами по цвету напоминает костёр, ветви берёзы напоминают по форме косы девочки.
Сущность переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Таким образом, формируется многозначность слова.
Этот приём художественной выразительности называется метафорой.
Метафора – перенос наименования по сходству, употребление слова в переносном значении.
Этот приём активно используют поэты в своих лирических произведениях для более эмоционального выражения своего душевного состояния.
Например:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
А.С. Пушкин
Зимы последние кусочки
Чуть всхлипывают под ногой…
А.С. Пушкин
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы….
С.А..Есенин
И стоит он, околдован
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован…
Ф.И.Тютчев.
На примере этих произведений можно понаблюдать за лексическим значением слов и выражений. Это удобно сделать с помощью таблицы:
Прямое значение | Переносное значение |
Весна | Утро года |
Тает последний снег | Зимы последние кусочки |
Ветви берёзы | Шёлковые косы |
Зимнее состояние леса | Сном волшебным очарован лес |
Ценность метафоры как приёма художественной выразительности заключается в её новизне и неожиданности обнаруженного автором сходства.
“Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство”, – говорил Аристотель.
2. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми литературными терминами и понятиями: лирическое произведение, стихотворный текст, автор, художественный образ, сюжет, тема, герой. Обратимся к Литературной энциклопедии терминов и понятий.
Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.
Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е. стихотворный текст.
Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.
Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.
Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы.
Лирическое произведение от прозаического отличается, прежде всего, тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и несёт большую эмоциональную нагрузку. В прозе предмет описывается чётко, а в поэзии автор рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя средства выразительности.
Метафора – употребление слова в переносном значении.
Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)
Автор – создатель художественного произведения.
Художественный образ – способ автора отобразить действительность.
Сюжет – ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих литературное произведение.
Тема – предмет изображения в произведении, его материал, указывающий место и время действий.
Лирический герой – образ поэта в лирике.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. Например, весна – краса природы
Эпитет – образное, художественное определение. Например, знойное лето
Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Например, лето пройдёт, осень несёт.
Слушаем аудиозаписи стихотворений А.С. Пушкина «Опрятней модного паркета..» и «Зимний вечер».
Поэт для создания образов в стихотворениях «Опрятней модного паркета…» и «Зимний вечер» использует следующие приёмы выразительности: сравнение, олицетворение, эпитеты, метафоры, звукопись.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: определите, какие понятия имеют отношение к стихотворному тексту, а какие – к прозаическому. Перенесите карточки со словами в соответствующие столбцы.
Прямое значение | Переносное значение |
Карточки со словами:
Седая голова
Волчий хвост
Седая зима
Волчий аппетит
Золотое кольцо
Золотая осень
Правильный ответ:
Прямое значение | Переносное значение |
Седая голова Волчий хвост Золотое кольцо | Седая зима Волчий аппетит Золотая осень |
Разбор типового контрольного задания
Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока
1 вариант
1. Автор стихов «Зимний вечер» и «Зимнее утро»?
2. Чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.
3. Как называется создатель художественного произведения?
4. Какой приём выразил А.С Пушкин в словах: речка-паркет ?
5. Какое время года описывал Пушкин в отрывках поэмы «Опрятней модного паркета..»?
2 вариант
1.Автор стихов «Зимнее утро» и «Зимний вечер»?
2. Образ поэта.
3. Как называется созвучие концов стихотворных строк?
4. Какой приём выразил А.С. Пушкин в словах: прелестный друг?
5.Синоним слова «лачужка».
Ответ
1 вариант
1. Пушкин
2. Ритм
3. Автор
4. Сравнение
5. Зима
2 вариант
1. Пушкин
2. Герой
3. Рифма
4. Эпитет
5. Избушка