Анализ источника творчества и модных тенденций

Анализ творческого источника и обоснование темы

Мода – это тип реагирования на поведения, свойственный значительному количеству людей. Мода на ряду с обычаем и социальными институтами является формой социальной регуляции поведения. Мода – специфическая регуляция обусловливающая периодическую смену и циклический характер развития образов массового поведения.

Классический стиль одежды является фундаментом моды, отправной точкой всех модных тенденций, именно поэтому он всегда популярен у тех, кто хочет одеваться и удобно, и элегантно. Элегантная практичность – вероятно, именно этот слоган наиболее подходит понятию классического стиля женской одежды.

Одежда классического стиля подчеркивает достоинства фигуры и является единственным дополнением каждой женщины и зеркальным отражением ее характера. Фольклорный или, как его еще называют, национальный стиль – это одежда народов мира. У каждой национальности есть свой наряд, бывают русские, индийские, скандинавские и т. д. Если вы вдруг наткнулись на статью о восточном стиле, знайте, это просто обобщение типичных особенностей одежды народов, проживающих на определенной территории. Нередко к фольклорному стилю относят деревенскую одежду или «вестерн» – одежду Дикого Запада. О фольклорном стиле можно было бы говорить бесконечно. Народный костюм – это постоянный источник творческой фантазии художников-модельеров.

Отличительные особенности: силуэты фольклорного стиля – прямой и трапециевидный. Прямой силуэт – в нем удобно двигаться, он скроет полноту или, наоборот, худобу. Объемы – умеренные. Покрои рукава – самые разные, в зависимости от народной традиции.Виды одежды самые разные. Сегодня в моде восточный стиль с элементами азиатского фольклора, с орнаментами и жаккардными рисунками. Фольклор может просматриваться в крое, характере отдельных деталей, так, например, обычный прилегающий жилет, но из шелковой ткани с жаккардным рисунком может быть выполнен в китайском стиле: за счет воротника-мандарина и изящной застежки, выполненной в духе китайских традиций. Такой жилет может носиться с брюками из эластичного жаккарда.

Выбор ткани зависит от страны. Одна славится шелком, другая – парчой и т.д. Для этой коллекции была выбрана ткань напоминающая домотканую. Oформление: вышивка, тесьма, кант, рулик, мережки, атласные ленты, ручные хлопчатобумажные кружева и т. д. В данном случае были выбраны плетеные пояса и детали костюмов.

Цвета фольклорного стиля – это традиционные цвета национального костюма, те, которые идут из глубины исторически сложившихся традиций.

Стиль требует дополнений в соответствии с народным образом, положенным в основу конкретной модели. Обувь в фольклорном стиле может быть самая разная: от тапочек до сапожек, ботиночек на шнуровке и без, туфель и пр.

Фольклорный стиль может быть в моде, а может и нет. В любом случае он может существовать и сам по себе. Использовать фольклорный стиль в повседневной жизни лучше всего для отдыха. Костюм в народном стиле воспринимается как художественное произведение. Как правило, одежда этого стиля может носиться очень долго, она как бы вне времени, вне обстоятельств. Если интерьер выполнен в народных традициях, то национальный костюм будет как нельзя кстати. Например, если на кухне деревянная мебель и деревянные стены, с расписными досками для нарезки, яркими блюдами и блестящим самоваром, то и хозяйка, одетая в фольклорном стиле, будет смотреться гармонично. Фартук с аппликацией, блуза с мережкой и вышивкой, длинный сарафан в русском стиле создают атмосферу отдыха и домашнего уюта.

Благодаря простоте кроя и наличием богатой отделки национальный костюм отвечает требованиям современной классики. В данной коллекции были использованы прямой и трапециевидный силуэты, напоминающие по форме русские народные сарафаны, смещенные застежки и разнообразные воротники стойки ассоциируются с рубахами – «косоворотками».

Русский орнамент в любом изделии – это композиционное построение рисунка из многих элементов. Тенденция моды весны – лета 2009 это этнический орнамент. В Южнорусских вышивках в большинстве случаен преобладал геометрический узор. Поэтому в качестве отделки изделий был использован орнамент, в основе которого лежат русские народные мотивы. В данной работе были использованы цвета характерные для народной вышивки (оттенки красного, желтый, коричневого). Весьма важным приемом в вышивке и ткачестве на Руси, было включение фона ткани в узор рисунка. Этот прием можно проследить и в данной модели, где фон и орнамент дополняют друг друга. В течение длительного времени украшением национального костюма служили декоративные пуговицы и плетеные пояса. Они служили не только для застежки одежды, но зачастую нашивались как украшение, а пояса завязывались для подчеркивания талии.

Плетение на дощечках – это техника производства плетеных лент, используемая с начала нашей эры и вплоть до нового времени. Викинги и англосаксы делали таким способом красивейшую тесьму и шнуры, которые использовались для отделки одежды. Они также использовали ленты сделанные таким методом как пояса и головные повязки. Некоторые виды тесьмы украшались шелком, отделывались золотыми и серебряными нитями, вышивались бисером, жемчугом и драгоценными камнями, украшались металлическими накладками.

Вообще дощечка – это квадрат с проделанными по углам дырочками Для такого рода плетения не нужно много материалов. Оригинальные дощечки делались из кости и дерева, но вы можете использовать дощечки сделанные из картона, например, взять подставку под пиво и прорезать по углам четыре отверстия. Через каждую такую дощечку пропускается шерстяная или льняная пряжа, проходящая через все отверстия. Для начала легче всего использовать толстую пряжу, для этого нужны большие дощечки, со сторонами примерно по пять с половиной сантиметров. Но не желательно делать их слишком большими, так как с ними будет трудно управляться. Длину нитей можно определить из следующего соотношения: Длина нити = 1.2 окончательной длины тесьмы + 50 сантиметров.

Пряжа пропускается через четыре отверстия в дощечках. Ее можно продернуть в двух направлениях S или Z. (см. рис. 1)

Каждое отверстие обозначается буквами. А, Б, В, Г. (см. рис.2). На рис. 3 изображен план для шести дощечек. Верхний ряд показывает направление, в котором нить проходит через дощечку. Четыре следующих ряда показывают, какого цвета нить пропускается через четыре отверстия в дощечке.

После того как все дощечки будут продернуты, они устанавливаются бок о бок в некое подобие колоды. Один из концов общей нити привязывается к какому нибудь неподвижному предмету, например дверной ручке. Другой конец надо ровно растянуть и завязать на конце большой узел. Нити, пропущенные через дощечки, называются основой, а нить, которая будет их соединять называется уток. Уток можно обмотать вокруг мизинца, намотать на тонкую палочку или просто свернуть в клубок. Привяжите уток и концы основы к своему поясу. Все, теперь можно начинать плетение. (см. рис. 4) Потяните все изделие на себя, что бы поплотнее натянуть нити основы и используйте свой пояс, для того чтобы держать нити в натянутом состоянии. Найдите промежуток между верхними и нижними нитями основы, если вы затрудняетесь это сделать, попробуйте провести пальцем между верхом и низом основных нитей вдоль всего плетения, если у вас все равно ничего не получается, тогда возьмите вместе все дощечки и проведите взад и вперед несколько раз, в этом случае промежуток должен быть виден.

Затем, пропустите уток через этот промежуток, уток должен пройти либо с лева направо, либо с права налево. Теперь поверните весь набор дощечек на четверть по направлению к себе. Это означает, что вы сплели первый ряд будущей тесьмы. Найдите новый промежуток, расширяя его в своем направлении, вы можете слишком сильно затянуть первый ряд плетения, но если он выглядит чересчур ослабленным, то несколько раз подвигайте нити основы в разные стороны. Пропустите уток через новый промежуток, но уже в направлении противоположном предыдущему разу. Поверните дощечки еще на четверть по направлению к себе и можно считать, что вы закончили второй ряд будущей тесьмы.

Если в процессе плетения дощечки перепутаются, и вы не сможете разобраться с ними, тогда расположите их также как они располагались при плетении первого ряда и начинайте все сначала. Меняя направление поворота дощечек можно изменить вид образца. Менять направление поворота дощечек просто необходимо, чтобы предотвратить закручивание нитей основы, проще всего это сделать, поворачивая дощечки в обратную сторону.

На рисунке 5, показана тесьма, где отмечены повороты дощечек в обратную сторону.

Вы сделали простой образец тесьмы и можете зарисовать его в процессе плетения на листе бумаги. Для получения разных образцов, можно поэкспериментировать с дощечками, поворачивая их как все вместе, так и по отдельности. Как видите, в таком способе плетения тесьмы нет ничего сложного и освоить его можно довольно быстро.

Еще толком не началась зима, а уже точно известны все тенденции моды на предстоящий весенне-летний сезон 2009. Можно сказать даже больше, уже известны тенденции на год вперед и сделаны прогнозы на 4 сезона вперед!

Но столь далекие перспективы нас пока не интересуют, тем более, что все они находятся пока на уровне прогнозов и рекомендаций. А вот тенденции следующего сезона обычно известны очень хорошо, потому что показы дизайнерских коллекций весна-лето 2009 уже состоялись и по ним можно провести сравнительный анализ.

Неделя моды в Москве

Герои нашего обзора – российские дизайнеры, показавшие свои коллекции в Гостином Дворе на Неделе моды в Москве. Конечно, было бы неверным сказать, будто наши дизайнеры определяют моду. Однако, они следят за общемировыми тенденциями, находятся в контексте моды и в большой степени отражают основные тренды сезона в своих коллекциях.

Собственно Неделя моды в Москве прошла с 22 по 28 октября 2008 года. Представлять свою коллекцию в Гостином Дворе считается престижным, поэтому подиумы Недели привлекают многих состоявшихся кутюрье России и Ближнего Зарубежья. В рамках Недели свои коллекции представили 54 дизайнера, среди которых Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Максим Черницов, Сергей Ефремов, Алина Асси и другие. Повторяющиеся идеи в коллекциях дизайнеров позволяют выделять основные направления моды на сезон весна-лето2009.

Тенденции, весна-лето 2009

Итак, первое и главное – это контраст черного и желтого. Вспомните про подсолнухи. Их яркий образ как нельзя лучше выражает эту тенденцию. Если контраст с желтым для вас слишком утомителен или вызывает ассоциации с Билайном, попробуйте другие контрастные сочетания однотонных тканей – белый и черный, желтый и фиолетовый, зеленый и красный.

Почувствовать себя художником позволяет и следующая тенденция. Берите яркие краски и целиком окрашивайте свою палитру одним цветом или смело сочетайте в одном комплекте близкие оттенки! Синий, бирюзовый, малиновый, желтый, зеленый, оранжевый… Одевайте любимый цвет с головы до ног! Главное, чтобы он был чистым и ярким.

Можно пойти и еще дальше. Возьмите побольше разных красок и художественно перемешайте их в разводах, переливах, абстрактных фантазийных рисунках. Можно немного притушить цвет белилами при желании. В общем, будьте художником без ограничений!

Между тем, сдержанные особы и приверженцы деловой классики могут полностью выдержать свой гардероб в самых спокойных тонах – бежевом, сером, молочном с добавлением черного и белого. Все цвета можно использовать одновременно, а можно по частям, составляя полностью монохромные ансамбли. Да-да, даже летом total black остается вне времени! Впрочем, тенденция “вся в белом” тоже обещает быть очень востребованной.

Если же ваша сдержанность лишь внешняя, то проявить свою креативность и озорную натуру можно с помощью небольших, но ярких акцентов. Подойдет цветной пояс, кант, яркая отделка, лосины или гольфы любого цвета, отличного от основной одежды. Что вы скажете, например, насчет бежевого платья и зеленых лосин? Или розового комбинезона с синим поясом? В предстоящей моде можно и то, и другое. Не ограничивайте себя старыми шаблонами цветовых сочетаний! Пробуйте новые варианты, мода благоволит к цветовым экспериментам.

Когда вы определились с цветом, самое время подумать о ткани. Ткани надо много. Дизайнеры сообща работают над увеличением расхода материи на одно изделие. Это, вообще, характерно для кризисных времен. Вспомните послевоенный new look, требовавший невозможной расточительности: Диора ругали за перерасход ткани на одно платье, ведь жизнь после войны была так тяжела… Впрочем, у нас ситуация совсем другая. Войны нет, разрухи нет, а есть лишь плавное погружение в мировой кризис. Однако, расход ткани уже возрос.

Итак, какими способами можно увеличить потребность в ткани? Находки сезона: пышная юбка-солнце в складку, два слоя ткани вместо одного, можно еще добавить и третий слой из кружева – не прогадаете, очень хороши в этом смысле складки и рукава-крылья. Вы, без сомнения, сможете придумать и свои способы увеличить расход ткани.

Кстати, складки и защипы можно делать практически везде: на груди, по талии, по бедрам, по линии низа. На топах, платьях, брюках, шортах. В общем, везде, где вам захочется добавить немного объема с помощью складочек, можно это смело сделать.

Стилистика нового сезона вдохновлена эпохой хиппи 70-х. Отсюда платья-туники, многослойные свободные ансамбли, многоярусные юбки, обувь на платформе и другие атрибуты моды “детей цветов”. Свое влияние на сезон оказали и 80-е. Эти годы дарят нам моду на комбинезон. Не очень удобно в быту, но зато на хорошей фигуре – очень выигрышно! Комбинезоны можно делать короткими с шортами, длинными с брюками, свободными как рабочая одежда и сексуально облегающими фигуру как вторая кожа. Комбинезон можно сшить из атласа или крепдешина, а можно связать из шелковой пряжи с люрексом. Талию – непременно подчеркнуть поясом!

Шорты и брюки можно носить и сами по себе, вне комбинезона. Оба изделия – в обтяжку или со складочками у пояса. Брюки-бананы – это, вообще, самый модный и актуальный покрой сезона! Обычные брюки-сигареты можно сделать более модными, если оформить рельефы по серединам передних и задних (особенно, задних) половинок.

И последнее, на чем мне хотелось остановиться – это платья. Платья, платья и еще раз платья! Идеальное платье имеет длину до коленей и романтический аромат. Не менее замечательно летом выглядят длинные платья из струящихся тканей. На каждый день уместны платья-туники и платья-рубашки. И на самом деле, будет ваше платье приталенным или объемным, длинным или коротким – совершенно неважно. Главное, чтобы это было платье! И лучше всего, если они будет ярким. Ведь за окном – лето. И яркие краски – это так естественно в это время!

Тема дипломного проекта «Классика по – русски», точнее можно сказать это русская классика. Когда национальная одежда, за счет композиционных изменений превращается в вечное, а вечное – это классика. Тождество и статика еще больше приближает костюм к классическому. Главным является орнамент – композиционный центр. А плетеные пояса придают изюминку классическому костюму, делая его более актуальным. Модный образ становится более дипломатичным, сохраняя безупречность, элегантность, но с оттенком индивидуальности.

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда,прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей

Русская народная одежда, сохранившаяся в основных чертах в крестьянской среде вплоть до начала XX века, ценнейший памятник народного творчества. Колорит одежды, обилие вышитых и вытканных узоров и украшений – всё это свидетельствует о вкусах и традициях народа, о его понимании красоты и гармонии.

Праздничная одежда крестьянок по покрою была одинаковой с будничной и отличалась лишь обилием вышитых и вытканных узоров. Обязательным дополнением к праздничному наряду служили головные уборы, часто очень сложные, нагрудные украшения и домотканные цветные пояса.

Народному костюму свойственна рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, строением человеческой фигуры, назначением вещей в быту. Основные детали одежды кроили, перегибая полотнища вдвое по утку или основе. Для клиньев по необходимости полотнища складывали по диагонали. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками ( полики, ластовицы ). В этом специфическом крое присутствует определённая архаика. К типичным чертам можно так же отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких надеваемых одна поверх другой одежд, насыщенный колорит с контрастным сочетанием окраски отдельных частей костюма. Верхняя сезонная женская одежда, за исключением отделки и некоторых деталей, в основном мало отличалась от мужской. Шилась она чаще всего из неокрашенного, натурального цвета сукна. В разных регионах она получила разные названия: кафтан, армяк, свита, зипун. Типичной была одежда халатообразного покроя,с большим воротником, широко был распространен покрой с подрезом и складками на спине. Верхняя одежда могла быть с карманами в боковых швах или складках.

В данной работе были заимствованы элементы колорита, текстуры, кроя, ассортимента русской народной одежды, а также был использован классический крой.

Источник

20 век- век острых противоречий, глубоких социальных конфликтов и разочарований и вместе с тем надежд человечества, век настойчивых исканий новых, более совершенных путей развития общества. Он принес с собой глубокие изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе идеологии, культуре, искусстве.

Никогда раньше живопись, скульптура и графика не были столь тесно и непосредственно связаны с реальной жизнью, никогда раньше не проявлялась в них так ясно критическая направленность, отрицание всего и вся. Бурно развивающееся искусство утрачивало свою прежнюю стилевую цельность, его развитие становилось все более неравномерным, скачкообразным, творческое взаимодействие отдельных видов искусства нарушалось, возрастали индивидуалистические тенденции. Как в прежние времена, так и в 20 веке художественные стили тесно связуются со смыслами эпохи, с ее мифологией. Очевидно, что место мифа в искусстве новейшего времени занимает научно-технический прогресс, заставивший художников отказаться от привычного взгляда на мир.

Наука пересмотрела большую часть «непреходящих истин» Нового времени, а также изменила отношение к гуманистическим ценностям эпох Возрождения и Просвещения. Каждый стал искать свой выход: одни в продолжение культурной традиции прошлого, вторые, третьи – в обретении утраченных связей с природой, в научно-технической революции, в нигилистическом самоутверждении.

Поиски новых путей, экспериментирование и революционное преобразование, многоликость, разнообразие и контрастность творческих исканий – отличительные особенности искусства 20-21 веков. Изобразительное искусство начала 20 века все настойчивее отходит от принципа жизнеподобия формы. Первыми в этом направлении пошли кубисты, деформировавшие натуру, разложив ее на простые геометрические формы. Их сменили футуристы, воспевающие динамизм жизни и красоту скорости; орфисты, ищущие гармонию в цветовых сочетаниях; пуристы, пропагандирующие машинную эстетику.

Но основным течением первой половины 20 столетия становится абстракционизм, полностью отошедший от передачи реального мира, предметной достоверности, отрицающий объективное существование мира и утверждающий стихийно- импульсивное самовыражение художника. Абстрактное искусство – это искусство без распознаваемых образов, сочетания чистых красок и линий. Оно появилось в Европе около 1910 года и разрушило идею классической красоты в искусстве. Его тенденцию продолжил дадаизм, культивировавший идею изобразительности безобразного.

Искусство все больше становится своеобразным знаком, оно не сводится больше к декоративности. Одна из особенностей 20 века – гипертрофированный индивидуализм. Психоаналитические копания в глубинах индивидуального наиболее ярко проявились в сюрреализме, который более полувека доминировал в мировой художественной жизни. Его концепция утверждала загадочность и непознаваемость мира, в котором исчезают время и история, а человек живет подсознанием и оказывается беспомощным перед трудностями.

Со второй половины 20 века, особенно в 1960-1970-е гг., на художественную арену выходят абсолютно новые в содержательном плане направления: концептуальное и кинетическое искусства, оп-арт и поп-арт.

Совершив виток в абстрактно-авангардистское направление, искусство 1970-1980-х гг. попыталось вернуться к классическим традициям в эстетике постмодернизма, главной особенностью которой стала эклектичность, смешение стилей разных эпох и национальных субкультур, свободное владение или в живописном пространстве. Эта тенденция остается основополагающей и для наших дней. Искусство 20 века, явив собой отсутствие Большого стиля предыдущих эпох, представило совокупность авторских стилей, ярко выраженных индивидуальностей в русле разнообразных интернациональных течений.

В качестве источника творчества, в данном проекте, я использовала изображение девушки, окутанное миллионами невесомых брызг и легкостью невес омых прядей волос (рис.1)

В данной картине улавливается некая легкость, женственность,

таинственность, прохладный ветерок и свежесть прибоя. В то же самое время можно уловить в этой легкости некую игривость и женское коварство, которое в разработанной коллекции мне захотелось выразить в рыжем цвете.

Во все времена поэты в своих произведениях восхищались женщинами, воспевали их в своих стихотворениях и дарили их женщинам. Быть может это, потому что большинство поэтов были мужчинами, а может быть потому что женщины более нежны и прекрасны, их внешнюю красоту и внутреннее совершенство очень гармонично вплетается в стихотворения. Так же и данная картина вызывает ассоциации со стихами Э.Вартанова.

рис.1

Некрасивых женщин не бывает ,

А красивей всех всего одна:

Для неё черешня зацветает,

За неё мужчина пьёт до дна.

Рядом с нею и зимою лето,

Вместе с нею рай и в шалаше.

В этом нет особого секрета,

Ведь она живёт в его душе.

Некрасивых женщин не бывает,

А красивей всех всего одна:

Красота её не увядает,

Как букет старинного вина.

Красота у женщины от Бога, —

Сомневаться в этом нет причин, —

Только почему-то недотрога

Больше всех желанней для мужчин.

“Что он в ней нашёл, — порою спросят, —

Можно встретить краше во сто крат,

На руках зачем её он носит

И не спит по пять ночей подряд”?

Кто-то скажет: “Леший его знает”!

Но бесспорна истина одна:

Некрасивых женщин не бывает,

А красивей всех всего одна!

Эдуард Вартанов

Родился в Пятигорске, городе, обладающем, и в этом убежден не только он, особой аурой. Отец имел трехклассное церковно-приходское образование, но был интеллигентом от рождения. На дальнейшую судьбу Эдуарда в немалой степени повлияло военное детство. Его родной городок полгода был оккупирован немецко-фашистскими войсками, и шестилетний мальчишка навсегда запомнил то время. А позже и стихотворение написал об этом. Август месяц. Год 42-й. Созревают кисти винограда. мой родной, к стенам Сталинграда. неполных лет, Но я знаю нас сильнее нету. нашим вслед, в «скатках» веру эту. Я видел это отступление усталых, раненых советских солдат, рассказывает он. Люди стояли вдоль дороги, и многие не скрывали слез. Отец у меня инвалид, взял и высказал полицаю все, что о нем думал. Пришлось около месяца прятать его от облав. Немцы бежали из Пятигорска стремительно, без боя, в снежную пургу, и утром 11 января 43-го в город вошли наши. Дядя у него был военным летчиком, и Эдуард тоже мечтал стать им. Но подкачало здоровье. А через год срочной службы в Советской армии был призыв в училище, и его как отличника зачислили на первый курс. Спустя годы была учеба и в Риге, в высшем военном училище им. Бирюзова. Помотало его по Союзу, служил и в Германии. Уволился в запас в 50 лет. Четыре года поработал на ВЭФе инженером, старшим инженером, затем в Госстандарте. Вроде обычная биография. И вдруг какое-то открытие своего второго «я», интересуюсь у собеседника. Иногда на встречах, особенно в начале моей творческой биографии, часто задавали вопрос: как же так, вы бывший военный, а пишете стихи? Поначалу это было смешно, потом стало сердить. Не сердитесь, но нечто подобное хотел спросить и я. Пожалуйста. Отец, родом из Нагорного Карабаха, но говорил по-русски почти без акцента, профессионально играл на мандолине, рисовал. Собрал огромную библиотеку русской и иностранной классики. Была у нас и большая фонотека, а в ней и пластинки эстрадных и оперных певцов Михайлов, Обухова, Лемешев, Александрович, Вадим Козин, у которого я учился романсу. А мама, дочь русского и украинки, прекрасно пела. Кстати, учился я читать по книгам Александра Сергеевича Пушкина. Поэтому я с детства в музыке, «петь» начал с двух лет. Позже был запевалой в школьном хоре и в музшколе, где учился по классу аккордеона. Потом случилась болезнь, и я три месяца не разговаривал. В результате потерял голос. А вот с поэзией иная история. Всю жизнь баловался пародиями на чужие стихи и известные песни. В репертуаре у меня было порядка 10 известных исполнителей: Утесов, Бейбутов, Пьеха и другие. Особенно хорошо получались пародии на Утесова. Случалось, что после концерта прибегали за кулисы с вопросом: «Где вы такую пластинку достали?» А как-то раз в ресторане «Рига» мы с женой отмечали свою серебряную свадьбу. Я спел пародии на нескольких певцов, причем без аккомпанемента. Так все посетители собрались. В последний раз я исполнил пародии в 1992 году. А когда же встретились с гитарой? Игре на этом инструменте начал учиться в Германии где-то в 197677 годах. У нас был прекрасный настройщик из Берлина, который и показал мне первые аккорды. Я привез плохонькую гитару и стал осваивать. Вот тогда стал и в пение возвращаться, правда, среди друзей. Опять потянуло к романсу. Почувствовал, что вновь начинаю петь. Как он признается, никогда не думал, что может всерьез заняться поэзией. Но в 1982 году приехал в очередной раз на родину. Стояло замечательное лето. И очень много времени проводил в прогулках в окрестностях Машука. А когда вернулся, непонятно откуда нахлынуло желание изложить все на бумаге. Впечатления вылились в стихи. Так продолжалось года два, рассказывает Эдуард. Причем не писал, а записывал стихи, словно кто-то диктовал мне. В 1984-м этим странным состоянием поделился со своим другом. Он познакомил меня со своим приемным сыном Димой Каменевым, работавшим редактором газеты «Советская молодежь». Тот просмотрел стихи и направил к литконсультанту «Молодежки» поэтессе Ольге Николаевой. Принес я ей стопочку своих произведений. Она прочитала, выбрала шесть или семь и сказала: «Вот это стихи. А над остальным надо работать и работать». Отобранные ею потом стали моими песнями. Вскоре на страницах «Молодежки» появилось первое стихотворение Вартанова. И почти в это же время ему позвонила завотделом культуры Латвийского ТВ Яковлева, которая свела его с композитором Альбертом Масилюном. За несколько лет появилось немало песен, романсов. Их исполняли Павел Пожиленков, Владимир Смирнов, солисты филармонии. А с 1989 г. Вартанов начал и сам выступать как поэт и даже исполнять песни военных лет, затем рискнул включить в программу старинные романсы. Со стихами он ходил в студию поэта Ильи Дроздова, подружился с поэтом Валдисом Руйя. Казалось, все идет как надо. Но на авторскую программу он не решался слишком высокую планку установил для себя и считал, что еще рано. Помог случай. Одна из солисток Пятигорского театра оперетты, которой понравился его романс «Воздушный поцелуй», попросила написать для стихов музыку. Долго отказывался, а потом взял гитару, несколько аккордов и пошла мелодия! Кстати, этот романс исполняла в одном из спектаклей и артистка Рижского русского театра им. М. Чехова Нина Незнамова. И романсы пошли один за другим. Показал их Ольге Пирагс, Александру Петрову из Клуба авторской песни. Они его поддержали. Потом жизнь свела с Анатолием Савченко, который спел романс Эдуарда Вартанова в концертном зале «Аве сол». А потом свои романсы я стал петь сам. Однажды меня услышала журналистка Латвийского радио Светлана Видякина и взяла первое музыкальное интервью. Затем было участие в передачах ее коллег Татьяны Мыслевич, Татьяны Зандерсон. И в том же 1994 г. мне помогли выпустить музыкальный нотный сборник, куда вошли 15 романсов. Вскоре возникла творческая группа в составе поэтессы Людмилы Зайко, гитариста Вадима Гейко и Эдуарда Вартанова. Они объездили с концертами множество школ, санаториев. Через год Эдуард в РОЛе создал уже свой небольшой коллектив, куда вошли Татьяна Березина, Антонина Емельянова. На юбилее знаменитого рижского тенора Сокольского Эдуард Суренович впервые увидел известную российскую певицу Аллу Баянову. Познакомился с ней уже на ее концерте в Риге в 1988 г. Она оставила ему автографы на своих пластинках. А когда в 1994 г. оказался в Москве, с трудом нашел ее телефон, созвонился. С неменьшим трудом договорился о встрече. Буквально уговорил послушать несколько своих романсов. Но отведенные для рандеву 20 минут растянулись почти на час. Покидал квартиру певицы окрыленным. Потом была работа с известным рижским бардом Александром Бекназаровым. Состоялся их первый концерт, была записана первая кассета. Вскоре дуэт «БАРЭВ» (символическое совпадение такое слово в армянском языке означает «здравствуй», хотя в название вошли инициалы обоих исполнителей плюс Р ретро) стал известен не только в Риге. Были созданы две программы: «Между прошлым и будущим» из песен и романсов прошлых лет, и авторская. Затем было творческое содружество с актером Аркадием Астровым, режиссером молодежного театра «Камертон» Людмилой Станчик, гитаристами Александром Артамоновым, Вячеславом Солдатенковым и Никитой Кошелевым, в результате которого появились новые программы. Уверены, еще не раз нам представится возможность встретиться с талантом Эдуарда Вартанова, поющего поэта, который своей жизнью доказал, что войти в искусство никогда не поздно! Эдуард ВАРТАНОВ. Член Союза писателей России, член Русской писательской организации Латвии, член Клуба авторской песни, дипломант (третья премия) Всероссийского литературного конкурса 1988 г., председателем жюри которого был Лев Ошанин, является автором пяти поэтических сборников, шести компакт-дисков, одного нотного издания. Он часто выступает с благотворительными концертами как в Латвии, так и за рубежом. Эдуард Вартанов автор музыки и романсов к спектаклям Рижского театра русской драмы «Французские страсти на подмосковной даче» по пьесе Л. Разумовской и «Вешние воды» по роману И. С. Тургенева. В его репертуаре три авторские программы: «Романс уходящего века», «Романс о любимой», «Некрасивых женщин не бывает». А также программы «Между прошлым и будущим» (песни и романсы прошлых лет), «Осень. Прозрачное утро» (из репертуара Вадима Козина), «В этом мире я только прохожий» (на стихи Сергея Есенина) и «Эх, путь-дорожка фронтовая» (песни фронтовых лет).

Источник