Бизнес по пошиву модной одежды

Вы сделали эскизы своей коллекции, нарисовали пальто, худи или платьев и думаете, где и как её пошить? В каких случаях лучше отдать задачу на аутсорс, а когда — запустить собственный цех? Сколько это будет стоить? На эти вопросы редакции «Своего дела» ответили эксперты и представители российских брендов одежды

Неопытным дизайнерам лучше начинать с аутсорса, как советует технолог швейных изделий Ирина Сухова. Достаточно нанять двух фрилансеров: конструктора, который построит лекала, и швею. Стоимость услуг обычно варьируется. Расценки первого специалиста зависят от типа изделия и количества деталей на модели. Минимальная стоимость лекал платья составляет 2,5–3 тысячи рублей, жакета — три-четыре тысячи, пальто — от пяти тысяч. Швеи в Москве, по данным портала Profi.ru, возьмут за работу от 2-3,5 тысяч рублей за платье, блузку или брюки, от шести тысяч — за пальто. Итоговая цена зависит от размера и сложности предмета одежды, материала, а также опыта специалиста.

«Отшив несколько изделий, вы поймёте, насколько вам это интересно, а также протестируете спрос без особых трат. Если вещи будут покупать, смело готовьте более крупную партию. Для пошива можно создать свой цех либо обратиться к подрядчикам», — рассказала эксперт.

Как работать с подрядчиками

При оптовом заказе цена за одну вещь будет ниже, чем при индивидуальном пошиве. С партией из 20–30 изделий можно пойти в ателье или на мини-фабрики. На крупные производства, где работают от 30 до 40 швей, есть смысл обращаться, если вещей больше 100.

Как отмечает Ирина Сухова, на меньшие объёмы подрядчики соглашаются редко. Швеям, как правило, платят за готовые изделия. Если цех загружен не до конца, работники могут уйти на другую фабрику. Чтобы сохранить коллектив, руководитель предприятия вынужден платить сотрудникам за простой. Поэтому брать партии из 10–20 вещей фабрикам невыгодно.

Дизайнер Нелли Недре уверена: стоимость пошива на предприятии будет зависеть от сложности изделия. В 2013 году Нелли основала бренд повседневной одежды NNedre. До этого она четыре года работала с маркой Trailhead — контролировала работу с подрядчиками. Одна футболка, по её словам, обойдётся в 150–200 рублей, толстовка — в 300–500 рублей. Дороже всего предметы верхней одежды, в том числе жакеты и пальто. Стоимость пошива варьируется от одной до двух тысяч рублей. Дизайнер предупреждает, что руководство фабрики может сделать наценку за «сложность» ткани. За работу с шёлковыми изделиями подрядчики берут на 10 % больше. Нелли объясняет это тем, что материал скользит, из него сложно выкраивать детали.

Эксперты предупреждают: культура деловых отношений в России — низкая. Подрядчики часто возвращают бракованные партии, задерживают заказы на несколько месяцев

«Мы пробовали работать с подрядчиками. Опыт оказался неудачным. Отдали на пошив партию шапок: привезли на фабрику ткани, лекала, образцы изделий. В итоге нам вернули видоизменённую модель. Технолог на производстве решила проявить фантазию и без спроса внесла правки в лекала. После того случая решили открыть собственный цех», — рассказала основательница омского бренда головных уборов «Просто шапка» Елена Харламова. На вопрос о том, какие убытки понесла компания в этой ситуации, представитель марки не ответил.

Проверить любую компанию за один клик можно с помощью сервиса проверки контрагентов от Сбербанка

Как минимизировать риски в работе с подрядчиками

Изучить портфолио подрядчика

Нужно уточнить, какие изделия могут пошить на фабрике. У некоторых производств есть профили в Инстаграме, там сотрудникивыставляют свои работы.

Съездить на фабрику

«Я обычно смотрю, какие изделия изготавливают на фабрике, оцениваю качество работы, проверяю наличие оборудования. Например, мне обещают сшить пальто, а в цеху нет даже пресса для дублирования. Чтобы изделие дольше держало форму, к деталям добавляют прокладочную ткань. Пресс используют для скрепления слоёв», — рассказала Ирина Сухова.

Эксперт советует обратить внимание на количество сотрудников. Это позволит примерно оценить мощность производства, то есть то, сколько изделий сможет выпустить фабрика. «Мне говорят, что за неделю сошьют 100 пальто, а на потоке сидят три человека — сразу ясно, что с фабрикой будут проблемы», — добавила Сухова.

Отправить подрядчику тестовое задание

Перед заказом всегда лучше проверить, как на предприятии справятся с пошивом конкретной вещи. «Вам расскажут, что работают на рынке 10 лет и готовы взяться за партию из 100 пальто. А в процессе выяснится: там изготавливали чехлы для танков и ничего не знают о верхней одежде», — пояснила Сухова.

Заключить договор с подрядчиком

Укажите, в какие сроки подрядчик обязан пошить партию, что грозит партнёру в случае задержки. Чаще всего в документе прописывают размер пени, которую начисляют за каждый новый день просрочки. Это может быть 1 % от стоимости непоставленной продукции. В договоре также нужно прописать, что происходит, если исполнитель присылает бракованные вещи. Например, подрядчик некачественно сделал более трети партии — в этом случае можно потребовать вернуть аванс и возместить затраты на ткани и комплектующие.

Многие бренды вместе с лекалами высылают подрядчикам готовую модель — эталонный образец изделия — с техническим описанием и эскизом. «Так всегда делают представители всемирно известных марок вроде Chanel, а также те, у кого собственный цех находится далеко от офиса. Владельцу неудобно ездить туда постоянно», — рассказала Сухова.

Эталонный образец отшивают в экспериментальном цеху. Его можно разместить прямо в офисе: оборудовать рабочие места для конструктора и двух-трёх швей, поставить раскройный стол, стеллажи для тканей и несколько машинок, в том числе бытовую машинку, например Juki HZL-F600, которая выполняет 535 операций.

Зачем запускать свой цех

Как отмечает петербургский предприниматель Денис Шевченко, на собственном производстве можно постоянно контролировать процесс. В 2016 году Денис основал бренд одежды Gate 31 и запустил цех. Для этого в креативном пространстве «Ткачи» он арендовал за 80 тысяч рублей в месяц помещение площадью 80 квадратных метров. Затем купил четыре прямострочные промышленные машины японской фирмы Juki (за такие можно посадить четырёх швей), один оверлок (необходим для обмётки краёв изделий) той же фирмы, парогенератор с доской, два пресса, раскройный стол, дисковый и сабельный ножи. Расходы составили 300 тысяч рублей. Зарплату Шевченко начислял из расчёта 35 тысяч рублей на человека.

«Наш цех находится в одном здании с офисом, за стеной. Так можно отследить все этапы работы — от передачи конструктором лекал до получения партии на складе», — пояснил предприниматель. Сейчас в «Ткачах» у него два цеха общей площадью около 394 квадратных метров. Там работают 86 швей. В неделю производство в среднем выпускает 1104 изделия.

Другое преимущество собственного производства — возможность быстро реагировать на спрос и тренды. «Если одну из моделей резко начали раскупать, можно увеличить объём производства в тот же день, внести правки в конструкции или поменять материалы», — заметил Шевченко. Разместить заказ у подрядчика так не получится — фабрика может уже заниматься партией другой компании.

Начать можно с небольшого цеха и постепенно расширяться. Например, площадь первого помещения, куда въехала основательница NNedre Нелли Недре, составляла 12 квадратных метров. Там дизайнер поместила три машинки (оверлок, распошивальную, прямострочную) — минимальный набор оборудования для работы с трикотажем. Его используют поочерёдно, поэтому хватило одной швеи.

В 2013-м расходы на запуск составили 400 тысяч рублей: 100 тысяч рублей девушка взяла из своих накоплений, 300 тысяч — в кредит. На регистрацию товарного знака Нелли потратила 60 тысяч рублей, месячная аренда помещения составляла восемь тысяч. Швее дизайнер платила 25 тысяч рублей в месяц. «На старте я не могла платить больше. Сейчас швеи тоже получают фиксированную сумму. Но зарплата варьируется в зависимости от опыта, скорости, разряда сотрудницы. На сделке многие гонятся за количеством, и качество работы страдает», — пояснила предпринимательница. Остальные средства ушли на ремонт и оформление помещения, покупку мебели, оборудования, материалов.

Читайте также

Методом перебора: зачем ателье онлайн-конструктор

Первые полгода цех производил по 40–50 единиц в месяц. В 2014 году, когда объёмы увеличились до 100, Недре сняла помещение размером 30 квадратных метров. Спустя ещё полгода бренд выпускал по 300 единиц в месяц, и сотрудники переехали в помещение площадью 63 квадратных метра Сейчас компания размещается в здании фабрики «Большевичка» в Санкт-Петербурге. NNedre занимает этаж площадью 200 квадратных метров. Там находятся цех, офис для менеджера, кухня и рабочий стол Нелли. На производстве работают три сотрудницы. В месяц они могут отшить тысячу трикотажных изделий или 400–500 платьев и рубашек.

Что учесть при открытии цеха

Если у вас нет опыта работы на производстве, то в первую очередь стоит нанять технолога швейных изделий. Он выберет помещение, оборудование, подберёт персонал. «При запуске собственного бренда я очень смутно понимал, как строится производственный процесс. Никогда бы не отличил оверлок от прямострочной машинки. Поэтому первым делом я нанял начальника производства. Он всё настроил», — поделился Денис Шевченко из Gate 31.

По словам технолога Ирины Суховой, при запуске цеха нужно понять ассортимент — и только потом закупать оборудование. Например, для создания коллекций из текстиля достаточно прямострочной машины и оверлока. Минимальные цены на это оборудование составляют 30 тысяч рублей и 50–60 тысяч рублей соответственно.

Лучше покупать новые машинки. «Нашей главной ошибкой стало желание сэкономить. Мы купили недорогие подержанные и думали, что они будут служить не хуже новых. В итоге всё, что приобрели на „Авито“, пришлось заменить или оплачивать дорогостоящий ремонт», — рассказал сооснователь Feelz Никита Серебров. Компания управляет цехом площадью 80 квадратных метров. В работе постоянно задействованы три швеи. По необходимости приходят раскройщики и механики, которые ремонтируют машинки. За один день на производстве могут отшить 30–60 худи и шесть-девять жакетов на подкладке. На зарплату сотрудникам, аренду, обслуживание оборудования компания закладывает 250 тысяч рублей в месяц.

Читайте также

Отвязный цех: как производить дизайнерские носки в России

От типа изделий будет зависеть и выбор помещения. Согласно требованиям ГОСТ, норма площади на одного рабочего в цеху составляет 5,8 квадратного метра — при пошиве платьев, мужских сорочек и женских блуз. Если на производстве изготавливают мужские и женские пальто и полупальто, требуется уже 7,5 квадратных метра на человека, на фабриках белья и корсетов — пять квадратных метров.

Главный риск, на который обращают внимание владельцы цехов, — производство может не окупиться. «Такое случится, если вещи не покупают. В таком случае владельцу придётся продавать всё закупленное оборудование, скорее всего по сниженным ценам», — рассказал Серебров.

При запуске цеха нужно учесть и постоянные затраты: на аренду помещения, обслуживание и ремонт оборудования, зарплаты сотрудникам. «Мы создаём рабочие места и несём ответственность перед сотрудниками. Нужно постоянно думать наперёд. К примеру, если ты планируешь развиваться и увеличивать мощности до определённых показателей, нужно своевременно докупить оборудование, найти работников, увеличить размер склада и т. д.», — добавил Денис Шевченко.

Три правила для начинающего дизайнера

1

Перед запуском бренда лучше отшить несколько моделей будущих изделий, например пять экземпляров. Заказ можно поручить конструктору и швее на аутсорсе. Это позволит понять, нравится ли вам швейное дело и есть ли спрос на коллекцию.

2

С партией из 20–30 изделий можно обратиться в мини-цех. С более крупной, от 100 единиц, можно пойти на предприятие, где работают 30–40 швей. Перед отправкой партии на производство нужно съездить на фабрику, оценить качество изделий и количество швей в штате, отправить тестовое задание и заключить договор.

3

Подрядчики часто отдают партии с опозданием и с бракованными изделиями. Собственный цех позволит контролировать все процессы, следить за качеством и сроками. Чтобы запустить производство, достаточно снять помещение площадью от 12 квадратных метров, купить три промышленные машины и нанять одну швею.

Источник

Бизнес по созданию одежды, как олимпийская медаль, имеет две стороны. Лицевая, парадная часть — это реклама в глянцевых журналах или витрины магазинов, где на манекенах так хорошо сидят теплые стильные курточки.

Но всё это было бы просто невозможно без оборотной стороны — швейного производства. Герои этого тыла — конструкторы, швеи, закройщики — трудятся в цехах, выводя ровные строчки, чтобы куртка могла попасть в продажу.

Почему производители одежды открывают собственные швейные производства? Сколько это стоит? И как организовать всё правильно и с умом?

С чего начать?

Когда мы говорим о швейном производстве, возможны два сценария развития событий. В первом случае предприниматель закупает оборудование, нанимает персонал и набирает заказы от различных дизайнеров, компаний и даже других производств, которым не хватает мощностей чтобы отшить всё, что необходимо. В этом случае не идёт никакой речи о создании собственной одежды и бренда, не нужно думать о том, как сбыть продукцию.

Второй случай — и это как раз моя ситуация — подразумевает, что сначала будет изготовлена продукция, изучен спрос на неё и найдены каналы сбыта, а уже только потом запустится собственная фабрика.

Производства обоих типов могут работать в симбиозе, и каждый путь имеет как плюсы, так и минусы. На запуск производства, которое работает с заказами, понадобится большая сумма инвестиций и постоянные расходы. Плюс же второго пути в том, что никаких постоянных расходов нет. Но при этом вы никак не можете контролировать производственный процесс и сроки выполнения заказа у исполнителей.

Если бы были фабрики, которые брались точно в срок и качественно пошить продукцию, я бы не стал открывать своё производство.

Если вы решите не просто открыть швейное производство, которое берёт заказы, а планируете создавать свой бренд и шить продукцию по собственным лекалам, придётся определить с тем, что именно шить и для какой аудитории работать.

Когда я только начинал Northwestfur, производства как такового не было, а главной задачей было разработать модель, лекала. С этими лекалами мы шли на производство и заказывали промышленную партию. За счёт того, что не было большого производства, своё внимание мы сосредоточили на спросе. Сначала шили куртки для массовой аудитории и продавали их через интернет-магазин. Проблема была в том, что рекламировать такую продукцию было трудно. В то время я общался с людьми, которые занимаются путешествиями. Поэтому как-то раз я подумал, что было бы неплохо делать куртки непосредственно для таких вот людей. Таким образом удалось попасть в более узкую целевую аудиторию, до которой донести информацию о нашей одежде оказалось легче.

Неудачный выбор целевой аудитории и непонимание её приоритетов способны поставить крест на всём вашем бизнесе. Многие из производителей курток закрылись просто потому, что делали упор на моду и шили для молодых людей. Это был путь в никуда, поскольку молодёжь лучше пойдёт на рынок и купит себе там поддельный, но хорошо известный бренд, а не качественную одежду под мало известным брендом.

Я сразу же решил пойти другим путём и выбрал для себя аудиторию постарше — 30-40 лет. Это люди, которым уже нет дела до бирки на одежде. Им важно, чтобы продукция была качественной и удобной. Чуть позже мы немного переориентировались и теперь шьём одежду в первую очередь для путешествий, но у нас есть так же городские модели курток.

Имейте ввиду, что шить крупную партию продукции сразу не стоит. Для начала лучше изготовить небольшое количество изделий и посмотреть, как они будут продаваться. ​​​​​​​

Определившись с целевой аудиторией и продукцией, нужно продумать каналы сбыта. К примеру, продавать свои изделия можно как оптовикам, которые уже перепродадут их в своих магазинах, так и розничным покупателям через собственную сеть магазинов или интернет-магазин с доставкой. Мы в своей практике используем и тот, и другой способы. Но основной упор делаем всё-таки на розничных покупателей.

Приступать к запуску собственного производства спонтанно не стоит. Идеальный вариант, если у вас уже есть какой-то опыт работы в швейном производстве или лёгкой промышленности, предпринимательский опыт. В этом случае у вас будет представление о работе и определённые связи в этой среде. Желательно подсмотреть за тем, как строится работа у других производителей. Кроме того, стоит сразу же привлечь в свою команду профессионалов, которым можно доверить решение узкоспециализированных вопросов, в которых вы не совсем компетентны. Хорошие технологи, конструкторы и директора производств избавят вас от головной боли.

Франшизы

Франшизы в сфере производства прочие на нашем сайте

Печати5

Печати5

Печати5

Производство ЭЦП, печатей и штампов

135 000 — 185 000 ₽

Умная SREDA

Умная SREDA

Умная SREDA

Экологичное производство из вторсырья

4 500 000 — 5 500 000 ₽

Makeup Kitchen

Makeup Kitchen

Makeup Kitchen

Франшиза лаборатории персонализированной косметики

800 000 — 2 000 000 ₽

НЦИ

НЦИ

НЦИ

Производство дезинфецирующей продукции и рециркуляторов

1 500 000 — 3 000 000 ₽

Купить франшизу производства

Сумма вложений будет зависеть главным образом о того, какое именно производство вы хотите. Если планируете просто брать заказы от других, работать на давальческом сырье, нужно как минимум 20-30 машинок, чтобы был достаточный объём выпуска. При небольших объёмах такое швейное производство не будет рентабельным.

Помимо 20 обычных швейных машинок вам понадобится ещё 10 разных приспособлений: оверлоки, пуговичные и заклёпочные машины и так далее. Цены на такие инструменты могут быть самыми разными, но вполне можно рассчитывать на средний показатель в 15 тыс. рублей за б/у машину. Если вы работаете на давальческом сырье, ткань, нитки, фурнитуру и прочие необходимые вещи вам предоставит заказчик, поэтому данная статья расходов отпадает.

Но учтите, что зарплату рабочим придётся платить уже с первого дня открытия производства, а больших заказов на первых порах, скорее всего, не будет.

Самая большая проблема любого производства — постоянные расходы.

Вы не можете просто распустить штат, когда нет заказов. Хороших швей и других профессионалов найти очень сложно. Поэтому желательно, чтобы на первое время у вас была определённая финансовая подушка, позволяющая выплачивать зарплату персоналу. В общей сложности, на запуск по такой схеме понадобится около 2 млн рублей. Этой суммы хватит, если заказы пойдут сразу же.

Если вы планируете работать по схеме, когда сначала создаётся бренд, сумма инвестиций может быть сколь угодно разной. Например, вы можете изобрести крутую куртку или футболку, потратив на её разработку около 15 тыс. рублей. После этого можно заказать на стороннем производстве небольшую пробную партию — 20-30 изделий — и попытаться продать её. В таком случае вложений понадобится не так уж много, а увеличить выпуск продукции и запустить своё производство можно позже.

Отдельная статья расходов — реклама и PR. И здесь суммы на продвижение тоже могут быть самыми разными. Во-первых, расходы по этой статье будут зависеть от выбранной вами схемы работы и, соответственно, от того, на какую аудиторию вы будете ориентироваться. Если вы шьёте на заказ, нужно искать выходы на потенциальных заказчиков. И здесь всё нет так дорого: можно составить коммерческие предложения и разослать их потенциальным клиентам, засветиться на профильных сайтах и т.д. Масштабной рекламной кампании не нужно.

Но если речь идёт о продвижении собственного бренда, нужно донести информацию о себе до более широкой аудитории, и здесь понадобится использовать другие каналы. Но даже в этом случае можно эффективно прорекламироваться при небольшом бюджете.

Личный опыт

Я выбрал достаточно узкую аудиторию — путешественников — и стал действовать через неё. Пошил пробную партию курток и раздал людям, которые активно путешествуют и известны в определённых кругах. Они стали упоминать нашу продукцию у себя в блогах, выкладывать фото. Но настоящий прорыв случился после того, как один из блогеров приехал, чтобы пообщаться на тему курток.

Разговор шёл не столько о куртках, сколько о бизнесе, и гость попросил разрешения записать беседу на диктофон. После этого он опубликовал запись беседы в своём блоге. Я был удивлён, что запись получила очень много положительных отзывов. После этой публикации мне стали поступать предложения о сотрудничестве от федеральных газет и телеканалов. Таким образом, самая крутая часть PR моего бренда не стоила мне практически ничего.

Так или иначе, у предпринимателя встаёт вопрос о том, где взять деньги на запуск своего производства. Ведь 2 миллиона рублей на дороге не валяются. Самая первая мысль — оформить кредит, но в сегодняшних условиях займы всё больше превращаются в камень, который топит бизнес.

Самый разумный способ — постепенное финансирование. Собрать пару сотен тысяч рублей вполне реально, и с этой суммы можно что-то начать. Такую схему лучше всего использовать, если вы запускаете собственный бренд.

К швейному производству на давальческом сырье такую схему применить весьма непросто. Поэтому стоит попытаться привлечь инвестора, например, пообещав ему долю в бизнесе. Хотя инвесторы вкладываются в производство весьма неохотно — рисков много, а рентабельность небольшая.

Бизнес-планы

Итак, на первых порах нужно определиться с типом швейного производства, целевой аудиторией, просчитать объём финансирования и найти его источник. После этого можно приступать непосредственно к созданию производства. И первое, что понадобится, — найти поставщиков оборудования и сырья.

Как известно, купить всегда проще, чем продать. Поставщиков оборудования — от б/у до самого нового и современного — в России очень много. При этом большинство из них сейчас крайне охотно идут на контакт, ведь к ним не выстраиваются очереди из покупателей. Найти таких поставщиков совсем несложно через интернет. Главное определиться, какое именно оборудование вам нужно и какую цену вы готовы за него заплатить.

Выбирая поставщика ткани, нужно исходить из того, какая у вас продукция. К примеру, если вы шьёте наряды в премиальном сегменте, имеет смысл тратиться на дорогие европейские ткани. В то же время, на рынке масса поставщиков, работающих с Россией и Китаем. Ткани производства этих стран могут стоить гораздо дешевле, поэтому если вы работаете на потребителя со средним достатком, лучше предпочесть их. Но важно, чтобы качество ткани оставалось на достойном уровне, а она не производилась на кустарной фабрике.

Если у вас достаточно большой объём производства, то можно обращаться к фабрикам напрямую. Хотя посредники сейчас тоже не сильно «накручивают» цены. ​​​​​​​

Основная сложность в швейном производстве — найти хороший персонал. Для начала вам потребуется начальник производства, который будет строго следить за дисциплиной. У него должна быть мотивация выполнять свою работу качественно. Кроме того, важно, чтобы он разбирался в самом процессе производства и мог подсказать, как что-то скорректировать.

Также вам понадобится закройщица, которая умеет не только кроить по готовым лекалам, но и может вносить в них изменения. Для большого производства будут нужны две закройщицы.

Далее, за каждую швейную машину понадобится посадить швею. Плюс к тому, должен быть человек, который будет управляться со вспомогательным оборудованием — оверлоками, заклёпочными машинами и так далее.

Важная фигура — технолог, который будет выбирать оптимальные режимы работы, контролировать качество изделий, усовершенствовать процесс производства и т.д.

Если вы планируете разрабатывать одежду самостоятельно, вам понадобится конструктор, который будет делать лекала. Но в том случае, если вы просто собираетесь работать со сторонними заказами, такого специалиста в штате тоже желательно иметь. Зачастую заказчик не предоставляют никаких лекал, а просто приносит образец готового изделия. Поэтому на производстве должен быть человек, который по внешнему виду куртки воссоздаст лекало.

Не советую брать на производство молодых сотрудников, поскольку они не замотивированы, а в результате страдает качество работы. ​​​​​​​

Халатное отношение персонала к работе влечёт за собой прямые материальные потери: нерадивые сотрудники могут просто испортить хороший дорогой материал. Как правило, люди предпенсионного возраста подходят к своим обязанностям более ответственно. И дело тут не только опыте или финансовой мотивации. Большинству из этих людей просто стыдно плохо выполнять свою работу.

Плюс швейного производства состоит в том, что часы работы могут быть практически любыми. Главное, чтобы за смену было сшито необходимое количество изделий. Когда я открывал производство в Санкт-Петербурге, работать мы начинали с 10 утра. Но переехав в Великий Новгород, я столкнулся с тем, что работникам хочется «подгадать» время смены так, чтобы успеть на свои приусадебные участки. Поэтому зимой и осенью мы обычно работаем с 8 до 5, а летом начинаем даже раньше. Вопрос с тем, сколько смен вводить на своём предприятии, зависит от его загрузки и от количества заказов.

Решая вопрос того, где открыть производство, стоит определиться не только с районом и инфраструктурой, но и с городом. Лучше всего открываться в небольших городах. Как правило, аренда помещений в них гораздо дешевле, а кроме того здесь больше шансов наладить связи с местным руководством, что может быть очень полезно.

Личный опыт

Я перенёс производство из Санкт-Петербурга в Великий Новгород. Аренда здесь дешевле, а кроме того город гораздо удобнее в плане логистики, поскольку расположен между двумя столицами.

Что касается расположения помещения, вам вовсе не нужен хороший пешеходный трафик или центральный район. Более того, снимать помещение в центре города достаточно затратно, поэтому лучше выбирать локацию на окраине. Но помните, что сотрудникам должно быть удобно добираться на работу. Площадь помещения будет зависеть главным образом от того, сколько у вас рабочих мест. Особых требований по ремонту нет.

Детально требования к швейному производству прописаны в СанПиН 5182-90, выпущенному ещё в 1990 году. Но многие требования в нём фактически устарели. К примеру, в документе прописано требование не превышать уровень шума в 80 дБА, но по факту никаких отдельных мер по снижению уровня шума не нужно, поскольку современные швейные машины работают достаточно тихо.

Основное требование — хорошее освещение. ​​​​​​​

В швейном цеху должны быть источники естественного освещения, а также люминесцентные лампы. Кроме того, каждое рабочее место должно быть оборудовано местным освещением.

Чтобы начать работу, не требуется никаких разрешений от СЭС и пожарных. Все необходимые документы и договора должен предоставить вам арендодатель. Желательно также сертифицировать производство в соответствии с ISO 9001.

Помните, что действующими законами в первые три года запрещены проверки бизнеса в том случае, если на вас не поступали жалобы. То есть у вас будет запас времени для того, чтобы спокойно без спешки собрать все документы, привести помещение в соответствие нормам, сертифицироваться и работать.

В случае со швейным производством предпочтительнее регистрировать ООО, а не ИП. Просто потому, что в глазах заказчика ООО выглядит значительно надёжнее.

Лучше всего выбрать упрощённый режим налогообложения. В том случае, если вы работаете на давальческом сырье, выбирайте формулу «доходы минус расход». Учёт будет более строгим, но вы сможете сэкономить, поскольку основной статьёй расходов у вас будет зарплата персоналу.

Что касается кодов ОКВЭД, для швейного производства используется 18.2. Если же вы специализируетесь, например, на пошиве курток или шуб, то — 18.22.

  • Анализ рынка,
  • Выбор концепции предприятия,
  • Выбор ассортимента (если создаётся собственный бренд),
  • Пошив пробной партии (если создаётся собственный бренд),
  • Продажа пробной партии и анализ спроса (если создаётся собственный бренд),
  • Поиск помещения,
  • Заключение договора аренды,
  • Регистрация ООО, постановка на учёт в налоговой инспекции,
  • Оформление кредита/поиск инвестора,
  • Поиск поставщиков оборудования,
  • Заказ оборудования,
  • Проведение ремонтных работ,
  • Заказ сырья (если создаётся собственный бренд),
  • Разработка рекламной кампании,
  • Монтаж оборудования,
  • Поиск персонала,
  • Проведение собеседований, отбор кандидатов,
  • Составление графика смен,
  • Открытие.

Цена готового изделия, выпущенного на швейном производстве, складывается из трёх составляющих: стоимости материала, стоимости работы и наценки. Последняя будет зависеть главным образом о того, какой канал сбыла вы выбрали. В среднем наценка для оптовых покупателей, которые затем перепродают изделия, составляет 20-30%. Если же вы занимаетесь розничными продажами, например, через интернет-магазин, наценка будет гораздо выше — 100-150%.

Но учтите, что работа с розницей имеет и свои подводные камни. В частности, если вы шьёте сезонную одежду (пальто, куртки и т.д.), получение прибыли может сильно задержаться. Выпуская куртку летом, вы потратите деньги на материл и работу, но конечный покупатель приобретёт вещь только с наступлением холодов. Такова уж его психология.

Однозначно определить срок окупаемости швейного производства довольно сложно, поскольку на него влияет масса факторов, начиная собственно с объёма вложений и заканчивая тем видом одежды, которую вы шьёте.

В нашем случае срок окупаемости составил 2-3 года, поскольку мы работам под своим брендом и многое продаём сами в розницу. При работе на давальческом сырье срок окупаемости окажется больше, поскольку маржа невелика.

Ключевой фактор, влияющий на окупаемость производства, это объём продаж или количество заказов, если вы работаете на давальческом сырье. Но делать какие-либо прогнозы в этой сфере крайне затруднительно: вы можете набрать необходимое количество заказов сразу же, а можете несколько месяцев быть «на мели».

Главный способ сократить расходы производства — выпускать больше изделий. Чем больше объём производства в целом, тем дешевле обходится одна вещь. Дело в том, что приходится закупать больше материалов, при этом чем больше объём закупки, тем ниже в итоге цена. А вот на работе экономить нельзя никак.

Самая большая проблема, при чём не только для швейного производства, но и для всей страны, — производительность труда. Важно замотивировать работников шить больше, тогда в конечном итоге вырастет и оборачиваемость. С этой точки зрения самая большая экономия — увеличение производительности труда. Но это очень трудно сделать.

Что касается рисков, производство, как никакая другая сфера, оказывается зависимым от различных внешнеполитических событий. Если ритейл может переориентироваться и оперативно найти новых поставщиков, на производстве это не всегда возможно сделать. Рост цены на сырьё способен привести к банкротству предприятия.

Источник