Брейк данс уже не модно
Месяц назад Международный олимпийский комитет (МОК) на 134-й сессии в Лозанне единогласно одобрил включение брейк-данса в программу Олимпийских игр 2024 года. Окончательное решение по присутствию брейкинга на Играх-2024, а также по квотам спортсменов будет принято исполкомом МОК в декабре 2020 года. ТАСС рассказывает, как изменился брейк-данс с приобретением нового статуса и с какими сложностями придется столкнуться спортсменам и судьям.
Стремительный олимпийский взлет
Пока новый олимпийский вид спорта по привычке именуют брейк-дансом, хотя правильное его название — брейкинг. Так он записан во Всероссийском реестре видов спорта, да и сами танцоры предпочитают именно такое название. Споры по поводу правильного произношения и написания идут еще с 80-х годов, но во всем мире, в том числе и на родине танцевального стиля — в США, принято говорить именно брейкинг.
Брейкинг возник в 70-х годах прошлого века и всегда был андеграундным танцевальным течением, уличным стилем, который противопоставляется классической хореографии. Тем более внезапным для обычных болельщиков и зрителей выглядело признание танцевального движения видом спорта, а потом и его включение в программу Олимпийских игр. На самом деле разговоры об этом шли еще с середины 2000-х годов, но реальные предпосылки появились только через десять лет. Официальной спортивной дисциплиной, признанной в России, брейкинг стал в 2017 году, еще через год дебютировал на юношеских Олимпийских играх, а в 2019 году был включен в программу взрослой Олимпиады.
“Для всех представителей брейкинга это было довольно неожиданно. Те, кто знал кухню изнутри, понимали, что все к этому идет, но мало кто ожидал, что все случится так быстро, — признался ТАСС Аслан Ныров, член комитета по развитию брейкинга Всероссийской федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла, лидер одной из самых успешных российских команд Predatorz Crew. — Лично я был рад, ведь это новый шаг в развитии нашего танца. После признания брейкинга видом спорта первые полгода в движении шли разговоры, нужно ли нам это, ведь брейкинг — это культура, которая должна остаться в андеграунде. Но прошло два года, и многие, кто сначала был против, сейчас участвуют в чемпионатах мира и довольны тем, что дал нам спорт”.
Первым олимпийским чемпионом по брейкингу стал россиянин Сергей Чернышев, победивший на юношеских Олимпийских играх 2018 года. На Олимпиаде в 2024 году у российских спортсменов есть все шансы повторить его успех. Россияне на данный момент входят в число топовых танцоров мира, сильные представители также у Южной Кореи и Японии, высокий уровень показывают французы и украинцы. Законодателями мод в брейкинге остаются родоначальники стиля — американцы.
По словам главы МОК Томаса Баха, брейкинг поспособствует привлечению к Олимпийским играм молодого поколения. Такого же мнения придерживается и почетный президент Олимпийского комитета России, первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков.
“Это очень правильная идея — включать в программу Олимпийских игр виды, популярные среди молодежи. Таким образом олимпийское движение развивается и не отстает от трендов, это делает более масштабными Олимпийские игры. Кто-то считает, что брейк-данс — это не серьезно, но я с ними не согласен, здесь колоссальные физические нагрузки и высочайшее мастерство. Этот очень популярный вид спорта”, — сказал Жуков ТАСС.
Соревновательные споры
Одной из основных сложностей брейкинга как спортивной дисциплины являлось отсутствие до недавнего времени официальных международных соревнований. Традиционно сильнейшие танцоры встречаются друг с другом на фестивалях, которые раньше имели неофициальный статус мировых первенств, а их победители с полным правом назывались чемпионами мира. К таким соревнованиям можно отнести Red Bull BC One World Final, Battle of the Year. Теперь к ним прибавятся официальные спортивные турниры, а брейкинг-сообществу предстоит понять, как не допустить раскола — на тех, кто сосредоточен исключительно на олимпийском спорте, и тех, кто остается только в андеграундной культуре.
“Если мы будем разделяться, движение может сильно разойтись в разные стороны. Хочется, чтобы эти аспекты не соперничали, а дополняли друг друга, именно это — наша основная цель, — отмечает Ныров. — Фестиваль Battle of the Year проходит на протяжении 30 лет, он и считался чемпионатом мира. Это самый известный турнир, даже просто поучаствовать в нем очень престижно. Но мы уже общаемся с его организаторами, обсуждаем возможности того, как подружить его со спортивными соревнованиями, может быть, сделать какой-то совместный отбор”.
Россия оказалась одной из самых оперативных по части организации спортивных турниров по брейкингу. В феврале 2019 года в Казани прошел чемпионат России, ставший первым официальным национальным турниром в мире. По его итогам была составлена сборная России, которая представляла страну на чемпионате мира в Китае.
“Действительно, мы были первыми в мире, кто провел именно официальный чемпионат страны. После этого национальные первенства были организованы в ряде других стран, и чем дальше, тем больше будет официальных чемпионатов, — рассказал Ныров. — Самих танцоров мы по-прежнему называем “би-бой” и “би-герл”, и не думаю, что здесь что-то изменится. Конечно, можно говорить и “спортсмены”, но тут все индивидуально — кто-то из ребят пока не привык к такому обращению, кому-то нравится, кому-то все равно”.
Спортивные рамки для танца
В каждом виде спорта существует жесткий регламент, прописывающий особенности той или иной дисциплины. К таким параметрам, например, относится четкое количество спортсменов. В брейкинге четкой структуры пока нет. Есть разделение на сольные и командные соревнования, а вот дальше начинаются варианты.
“Все зависит от регламента того или иного турнира. В июне в Сочи прошел международный турнир Sochi Open, в котором были заявлены команды шесть на шесть, — пояснил Ныров. — Но вот в октябре в Москве состоится Russian Open Breaking Championships (ROBC-2019), и мы пока думаем над тем, какой состав команд будет там. Может быть, три на три, может быть, оставим формат пять на пять. Было бы интересно увидеть когда-нибудь мега-битву команд 20 на 20, но это крайне сложно с точки зрения организации”.
На первом чемпионате мира по брейкингу командный турнир организовывать не стали и провели только соло-соревнования, но в будущем ситуация может измениться. По словам Нырова, чемпионат мира в Китае постарались организовать максимально быстро, чтобы продемонстрировать членам МОК, как может выглядеть спортивное соревнование по брейкингу. Видимо, это сработало — буквально через два дня МОК утвердил включение брейкинга в программу Игр-2024.
Пока заявлено, что соревноваться на Олимпиаде в Париже будут только танцоры-одиночки. Но, например, на юношеских Олимпийских играх 2018 года турниры прошли как в женской и мужской соло-категориях, так и в смешанных парах.
Еще одним важным аспектом брейкинга является музыка. Танцоры не знают заранее, под какой трек им предстоит выступать, музыкальную составляющую определяет приглашенный диджей. В последние пять лет диджеи на подобных фестивалях стараются не использовать известные треки из-за возможных проблем с авторскими правами, а писать и представлять собственную музыку.
“Схитрить с помощью музыки в брейкинге не получится, — отмечает Ныров. — Даже если танцор знает трек, который ставит диджей, он все равно должен круто выступить и удивить всех, а для этого нужно много тренироваться, потеть в зале. В брейкинге ценится именно фристайл-подача, смысла узнавать музыку заранее просто нет. Больше всего оценивается именно то, насколько эффектно и экспрессивно станцует участник под то, что слышит”.
Путаница в судействе
Главный вопрос, который предстоит решить всему брейкинг-сообществу в ближайшие пять лет, — это судейство. Соревнования в брейкинге проходят в виде баттлов — выходов танцоров, которые за определенный промежуток времени должны по очереди показать, на что способны, обычно в каждом баттле у танцора от двух до пяти раундов-выходов. Победителя баттла определяет судейская команда, он проходит дальше по турнирной сетке. Все выглядит максимально просто, но не посвященному в тонкости брейкинга зрителю чаще всего абсолютно непонятно, почему победу присудили тому или иному танцору.
“Есть базовые критерии оценки. Во-первых, это музыкальность, ведь танцор должен танцевать под музыку, под бит. Второй критерий — техничность и техника исполнения — насколько чисто он это делает, не падает и не ошибается. Далее идет более сложный и довольно субъективный критерий — креативность. И еще множество подкритериев, например сложность и так далее”, — рассказывает Ныров.
Брейкинг-сообщество все еще находится в поиске идеальной судейской системы, которая сделает судейство максимально прозрачным, быстрым, непредвзятым и понятным как для спортсменов, так и для обычного болельщика. На данный момент систем несколько, и они отличаются друг от друга даже количеством оцениваемых критериев. Например, существует так называемая our system — в судейскую команду входит пять человек из разных стран, каждый из них оценивает определенный критерий: музыкальность, технику, оригинальность, динамику и стратегию битвы. Есть нидерландская система, в которой пятеро судей оценивают каждый раунд баттла, нажимая на синюю или красную кнопку на пульте, а победитель определяется простым большинством голосов.
“Специально к юношеской Олимпиаде появилась довольно сложная система trivium. Каждый судья оценивает выступление по шести критериям, каждый из критериев представлен своей шкалой с подвижным кросс-фейдером, бегунком, который нужно подвинуть в ту или иную сторону в процентном соотношении. При этом критерии взаимосвязаны, если ты подвинул бегунок на одном из них, это автоматически повлияло на тот, что шел с ним в паре. Например, оценка за технику сразу влияла на критерий разнообразия”, — рассказал Аслан Ныров.
Судьями на соревнованиях обычно становятся известные танцоры, кто-то из них уже не соревнуется и приглашается на турниры в статусе легенды. Но стать судьей может и еще выступающий би-бой, главное — объективность и большой опыт в брейкинге. “На Sochi Open мы пригласили восемь судей из стран, чьи участники выступали на турнире. Я был старшим судьей и представлял Россию, — рассказал Ныров. — В судейство организаторы обычно зовут тех, кто в танце уже лет 15–25, или тех, кто уже заслужил статус легенды. Мы смотрим на то, кто, по нашему мнению, наиболее объективен, и приглашаем их на турниры”.
Сохранить индивидуальность
Брейкингу предстоит пройти сложный путь — приобрести некоторые отличительные черты спортивной дисциплины, в первую очередь четкий регламент соревнований и судейства, сохранив при этом исторически сложившиеся ценности.
“Уверен, что у нас не будет обязательной и произвольной программ, все останется как сейчас, но будет более систематизировано, — считает Аслан Ныров. — У нас нет каких-то элементов, которые ты просто обязан сделать и добавить в выступление. Зато благодаря этому существует огромное разнообразие танцоров, и каждый из них представляет себя”.
“То, что брейкинг стал спортивной дисциплиной и вошел в программу Олимпиады, не говорит о том, что мы должны отрекаться от своей многолетней культуры. В первую очередь брейкинг все равно остается творчеством, хотя и со спортивной и даже экстремальной составляющей, сложными элементами”, — заключил собеседник ТАСС.
Полина Панина
Ñåãîäíÿ ÷åðëèäèíã – ýòî íå ïðîñòî ïðûãàþùèå íà ñïîðòèâíûõ ñîñòÿçàíèÿõ êðàñèâûå äåâî÷êè, íî è ñîâåðøåííî ñàìîñòîÿòåëüíûé âèä ñïîðòà: êîìàíäû ñîðåâíóþòñÿ ìåæäó ñîáîé, ïðîõîäÿò íàöèîíàëüíûå è ìèðîâûå ÷åìïèîíàòû ïî ÷åðëèäèíãó.
Èññëåäîâàòåëÿìè óñòàíîâëåíî, ÷òî òàíöû, êðè÷àëêè è óëûáêè ÷åðëèäåðîâ ïîìîãàþò óòèõîìèðèòü ðàçãîðÿ÷åííûõ ôàíàòîâ ñïîðòèâíûõ ñîñòÿçàíèé.
 êîìàíäû áåðóò íå òîëüêî õóäåíüêèõ äåâóøåê. Äåâóøêè ñ íåáîëüøèì âåñîì íóæíû òîëüêî äëÿ ïîñòðîåíèÿ ïèðàìèä – êàê çàâåðøàþùèé (âòîðîé, ìàêñèìóì òðåòèé ÿðóñ), à áîëåå ïëîòíûå ÷åðëèäåðøè ñòîÿò â ïîääåðæèâàþùåì ÿðóñå.
Äëÿ ïðîôåññèîíàëüíîãî ÷åðëèäèíãà íóæíû îñîáûå òðåáîâàíèÿ: äåâóøåê áåðóò ðîñòîì îò 170 äî 180 ñàíòèìåòðîâ, ñ õîðîøåé ôèãóðîé, êðàñèâûì ëèöîì, ñïîðòèâíîé ïîäãîòîâêîé (ãèìíàñòèêà, ñïîðòèâíûå òàíöû). È äàæå ïîñëå òîãî, êàê äåâóøêà ïðèíÿòà â êîìàíäó îíà åùå íå ìåíåå ãîäà òðåíèðóåòñÿ.
Èçíà÷àëüíî, êîãäà ïîäîáíîå äâèæåíèå òîëüêî çàðîæäàëîñü, ïåðâûìè “÷åðëèäåðàìè” áûëè þíîøè. È ñåãîäíÿ ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ñìåøàííûõ êîìàíä.
×åðëèäåðû âûñòóïàþò íå òîëüêî ïåðåä íà÷àëîì ôóòáîëüíûõ ìàò÷åé, íî è âî âðåìÿ äðóãèõ âàæíûõ ñîáûòèé, òîðæåñòâåííûõ öåðåìîíèé â øêîëàõ è óíèâåðñèòåòàõ, âîåííûõ ÷àñòÿõ.
À â ßïîíèè åñòü ãðóïïû ÷åðëèäåðîâ, ñîñòîÿùèõ èç äàì ñòàðøåãî ïîêîëåíèÿ – èì âñåì ïî 70-80 ëåò.
Êîñòþìû ÷åðëèäåðîâ øüþò èç ñïåöèàëüíîé ðàñòÿãèâàþùåéñÿ òêàíè è ñòîèò îäèí òàêîé êîñòþì îêîëî 300 äîëëàðîâ. È îòäåëüíî åùå 50 çà ïîìïîíû.
Ñåãîäíÿ ÷åðëèäåðû çàðàáàòûâàþò äåíüãè, à íå ïðîñòî òàíöóþò, êàê ñïîðòèâíàÿ ïîäòàíöîâêà. Â ÑØÀ åñòü ñâîé ïðîôñîþç ÷åðëèäåðîâ è ñ íåäàâíèõ ïîð èì âûïëà÷èâàþòñÿ ñóììû, êîòîðûå íå ìîãóò áûòü íèæå ìèíèìàëüíîé îïëàòû òðóäà (îêîëî 10 äîëëàðîâ çà ÷àñ). Ïðè÷åì â íåêîòîðûõ êëóáàõ ó÷èòûâàåòñÿ è âðåìÿ òðåíèðîâîê, à íå òîëüêî âðåìÿ âûñòóïëåíèÿ.
50% âñåõ ñïîðòèâíûõ òðàâì â ÑØÀ ïðèõîäÿòñÿ íà òðàâìû ÷åðëèäåðîâ.
×àùå âñåãî òðàâìèðóåòñÿ “ôëàåð” – òà äåâóøêà, êîòîðàÿ âåñèò ìåíüøå âñåõ è çàáèðàåòñÿ âûøå âñåõ.
Âñåãî â ÑØÀ, ÷åðëèäåð â ñðåäíåì çàðàáàòûâàåò 200-400 äîëëàðîâ â ìåñÿö.
Íàïðèìåð, ïðîôåññèîíàëüíûå òàíöîâùèöû â Íàöèîíàëüíîé ôóòáîëüíîé ëèãå (ÍÔË) è Íàöèîíàëüíîé áàñêåòáîëüíîé àññîöèàöèè (ÍÁÀ) íà ñåãîäíÿøíèé äåíü çàðàáàòûâàþò îò 75 äî 150 äîëëàðîâ çà èãðó.
×åðëèäåðû èç Ðîññèè çàðàáàòûâàþò ìåíüøå, îêîëî 75-100 äîëëàðîâ â ìåñÿö è ïîòîìó ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ÷åðëèäåðñòâî â Ðîññèè ñêîðåå õîááè, íåæåëè ñïîñîá çàðàáîòêà.
Êñòàòè, â ôåâðàëå 2007 ãîäà ÷åðëèäèíã áûë îôèöèàëüíî ïðèçíàí ñïîðòîì â Ðîññèè.
 ìèðå ïðîâîäÿòñÿ ÷åìïèîíàòû ÷åðëèäåðîâ ïî íåñêîëüêèì íîìèíàöèÿì:
– ×åð – ýëåìåíòû ñïîðòèâíîé ãèìíàñòèêè è àêðîáàòèêè, ïèðàìèäû è òàíöåâàëüíûå äâèæåíèÿ ïîä îáÿçàòåëüíûå êðè÷àëêè;
– Äàíñ – ñïîðòèâíûå òàíöû ñ ýëåìåíòàìè ãèìíàñòèêè;
– ×åð-ìèêñ – âûñòóïëåíèÿ êîìàíä, â êîòîðûõ åñòü è ïàðíè, è äåâóøêè;
– Ãðóïïîâîé ñòàíò – ïîñòðîåíèå ïèðàìèä;
– ×åð-äàíñ øîó;
– Èíäèâèäóàëüíûé ÷åðëèäèíã.
×åðëèäåðàì çàïðåùåíî âûñòóïàòü â êîëãîòêàõ è êàêèõ-ëèáî óêðàøåíèÿõ, êðîìå ñåðåã-ãâîçäèêîâ.
Брейк-данс зарождался в конце 60-х годов, но принято считать, что как отдельный танец он сформировался к 1973 году. Сегодня это отдельная культура: и спорт, и масштабное шоу, и призвание тысяч молодых (и не очень) людей по всему миру. Казахстан не исключение. Мало кто знает, но именно у нас закаляются сильнейшие би-бои Центральной Азии, которые потом едут на Red Bull BC One World Final – едва ли не самый звёздный брейк-данс-чемпионат современности. И ещё: брейк танцуют не только парни.
B-boys VS B-girls
Благодаря таким би-боям, как Killa Kolya, Shadr и Create, о Казахстане знают на мировой танцевальной арене. До 2018 года на международные соревнования ездили только парни, хотя миф, что брейк-данс – мужской танец, давно развенчан. Девушек в брейкиге называют b-girls, и в последние годы их стало заметно больше. Они ничуть не уступают парням в мастерстве, нередко побеждая даже би-боев на танцполе. Организаторы отгремевшего в прошлые выходные Red Bull BC One Camp Kazakhstan решили не отставать от мирового тренда и впервые устроили батл среди b-girls. Его победительница осенью выступит на Мировом финале Red Bull BC One в Цюрихе.
Брейк-данс – это не только пластика, финты и эмоции. За каждым танцором стоит личная история, которая помогает ему отличаться от тысяч других и придумывать новое там, где, казалось бы, нет смысла изобретать велосипед. Как найти собственный стиль и не стушеваться на батле с более известным соперником, может рассказать тот, кто сам прошёл путь от новичка до чемпиона и знает цену успеха. А ещё пережил травму, грозившую поставить крест на карьере профессионального танцора.
Nadia
Встретив b-girl Надю в обычной жизни, сразу и не догадаешься, что перед тобой неоднократная чемпионка Европы, России и СНГ по брейк-дансу среди девушек. Но если поймал её спокойный и солнечный взгляд, то и сам невольно улыбнёшься в ответ. В Алматы успешная танцовщица приехала с мастер-классом для казахстанских b-girls и заодно судила батлы.
B-girl Nadia / Роман Лукьянчиков
“Все равны в своём самовыражении, – считает Надя. – Сейчас девушки, особенно из Японии, делают невероятные вещи на одном уровне сложности с би-боями. Когда я только начинала, b-girl серьёзно не воспринимали. Считалось, что девушки не могут танцевать брейк, а b-girl – это что-то такое слабое и не очень прикольное. В последнее время этот стереотип успешно разбивается ”.
Брейк начался с гимнастики
Надя росла пацанкой и вместо девчачьих увлечений прыгала с друзьями по гаражам в родном Новосибирске. Там же ходила на художественную гимнастику. Пластичность и хорошая физическая форма позже пригодились в брейк-дансе, когда случай свёл её с командой Da funky style.
– Я ещё не танцевала брейк, но поняла, что хочу с этими ребятами протусить всю жизнь. До этого я занималась поп-локингом (разновидность верхнего брейка) и была достаточно хороша в этом. Ребята из команды заметили меня на соревнованиях. Как-то вместе мы смотрели видеозапись с Battle of the Year, и там один танцор сделал фриз – такую остановку в танце. Зрителям она очень нравилась. Нечто похожее есть в художественной гимнастике. Меня поразила реакция людей на то, чем я занималась всё детство.
Элементами из гимнастики брейк-данс не ограничивается. По словам Нади, всё, где есть движение и харизма, можно изучать, пропускать через себя и трансформировать в брейкинг, хоть кунг-фу, хоть русские народные танцы.
– Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан – это такой костяк. Нас очень уважают и признают наш стиль. В Америке прокачиваются от того, мы стараемся беречь и соблюдать традиции хип-хопа. Сейчас пробиться не особо сложно, девушек поддерживают. Достаточно хорошо натренировать себя, постичь азы и добавить что-то своё. Конечно, всё упирается в денежку, и поначалу её надо откладывать. Просто нужно круто выступить в определённых местах, чтобы тебя заметили, и продолжать танцевать.
Куда бы ни приезжала Надя, одна или с командой, она всегда на стиле, причём при своём, сибирском. Дать ему точное определение оказалось непростой задачей, поэтому обошлись ассоциациями.
B-girl Nadia / Роман Лукьянчиков
“Мы такие дети, которые вроде выросли, но любят жить ярко, свободно, прикольно, – с улыбкой рассказывает танцовщица. – Мы фанаты Сибири даже в одежде. В нашей команде есть человек, который запустил бренд сибирской одежды. Сам понимаешь, Россия – огроменная матушка-держава. Новосибирск вообще находится в центре, тебе что в одну сторону добираться двое суток, что в другую – трое. И живут все не особо богато, а хип-хоп заразен. Когда мы добились такого уровня, что нас стали приглашать, нам захотелось рассказывать о доме. Что, вообще, есть Сибирь? Она классная, там живут открытые и гостеприимные люди. Это уже целый бренд, представленный во многих городах”.
Между батлами и театром
Карьера профессионального танцора напоминает большой спорт: в ней тоже есть взлёты, падения и травмы. В 2009 году в Финляндии Надя прошла в финал Top Rock Battle и должна была победить того, чьим мастерством всегда восхищалась. “Просто, b-boy Robin для меня – такой брат-легенда. Я билась с ним в финале, и мне отдали победу в три руки, – вспоминает Надя. – Было сложно справиться со страхами и комплексами типа: я недостойна или какая-то не такая. На самом деле, на батле не важно, кто твой соперник. Мы оба делаем своё дело: ты танцуешь и я танцую, ты это любишь и я люблю. Всё. Погнали”.
В перерывах между батлами Надя вместе со командой сыграла в хореодраме “Отидо”. Театр научил её выражать глубокие эмоции через пластику и танцевальные импровизации, освежающие каждый спектакль. Премьера удалась, но потом Надя получила серьёзную травму, и о танцах пришлось на время забыть.
“Когда у меня была травма колена, жизнь научила меня вязать крючком”, – сказала Надя.
Сначала друзья Нади в шутку восприняли её новое увлечение, а когда стали получать в подарок стильные вязанные панамы, только сильнее зауважали. Правда, самой Наде тогда было не до смеха.
– Жизнь учит меня через разные травмы: сначала спина, потом колено – я получила очень серьёзные уроки принятия и смирения. В какой-то момент пришлось признать, что вообще не смогу никогда танцевать. Я продолжу выступать, просто не смогу сделать так круто, как раньше. Участвую, где могу, если неэкстремально. Поэтому мне не сильно хочется, зная, что могу проиграть тупо из-за травмы. То, что сделано, никуда не исчезнет, меня зовут за прошлые заслуги, приглашают делиться знаниями.
B-girl Nadia / Роман Лукьянчиков
На мастер-классах я стараюсь донести, что нет такого, что кто-то гений, а кто-то лох. Все уникальны, и надо освобождаться от рамок, в которые нас помещает общество, вытягивать индивидуальность. Важно научиться понимать себя и не тратить время зря. Моей бабушке 92 года, и она говорит: “Я вообще не успела оглянуться, как это случилось”. Когда настанет время уходить, никто не спросит, сколько батлов ты выиграл, сколько денег заработал. Хочется верить, что важнее, как ты трансформировал минусы в плюсы, что доброго сделал, чем поделился. Мне бы хотелось быть максимально полезной людям, чтобы от моего творчества исходила сила, способная растапливать сердца и делать их лучше”.