Были ли у профессора основания опасаться что чартков станет модным живописцем
Главная » Литература – 5 – 9 классы
Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
3. Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
4. Зачем так подробно описана комната Чарткова?
5. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?
6. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?
7. Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?
8.Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника? ?
9. Прав ли Чартков, когда думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбой» ?
10. Какие возможности дает Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?
11. Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?
Ответ №1
1.Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом.
2.Чартков, как художник, интересовался творчеством других людей, часто ходил по рынку и смотрел на картины. Его ещё никогда ничего так не привлекало, как портрет ростовщика. Хоть картина была не закончена, видно было, что это рука настоящего мастера. Глаза мужчины были, как будто живыми. Именно они оказали свое влияние на Чарткова. Он решает потратить последние деньги на покупку этой необычной находки. Думаю здесь герой просто оказался под неким влиянием портрета, поэтому и решил отдать последние средства.
3.Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства.
4.В реалистическом произведении интерьер — это важное средство характеристики персонажа.
Сори что не на все ответила((
Ответ №2
1) Ему не понравилось то что такие уродливые картины нравятся русскому народу!!!
2) Чартков, как художник, интересовался творчеством других людей, часто ходил по рынку и смотрел на картины. Его ещё никогда ничего так не привлекало, как портрет ростовщика. Хоть картина была не закончена, видно было, что это рука настоящего мастера. Глаза мужчины были, как будто живыми. Именно они оказали свое влияние на Чарткова. Он решает потратить последние деньги на покупку этой необычной находки. Думаю здесь герой просто оказался под неким влиянием портрета, поэтому и решил отдать последние средства.
3) Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства.
4)
Описание комнаты молодого талантливого художника Чарткова, в которой он ютился, выглядело не весьма привлекательно. Большая комната убогая и низенькая, узкий диванчик, слегка обтянутый кожей, полнейший хаос из холстов, эскизов, недоделанных в творческом порыве материалов – вот комната человека, прибывшего в большой город с большими оптимистическими надеждами на будущее. Чартков усердно занимается своей работой. Он творит, рисует и забывает о пище, о условиях в которых живет. Описание его комнаты подчеркивает его великий талант, который не волнует нищета. Но как же он изменился, когда разбогател. Живая душа превратилась в мертвую.
5) В повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет» у профессора, безусловно, была причина опасаться, что Чартков в погоне за славой и деньгами перестанет изображать то, что велит ему сердце, а будет рисовать лишь в угоду самолюбивым заказчикам. Талантливый и амбициозный художник, постепенно отходит от подлинного искусства, изменяет своей душе и сердцу. Теперь Чартков рисует лишь то, что требуют его богатые заказчики; так он становится модным и известным богачем, неспособным более создать ничего стоящего. Чартков понимает, что обменял талант на деньги.
Открытый урок по литературе с элементами интеграции в 10 классе «Тема творчества в повести Н.В.Гоголя «Портрет»: три типа художника, их нравственный выбор».
Цели урока:
Образовательная :
– проанализировать повесть Н.В. Гоголя «Портрет»
– определить тему, актуальность проблем повести
– вывести основные проблемы повести, пригодные для использования в качестве аргументов в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку
Развивающая:
– развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя
– устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников;
– умение работать с текстом.
Воспитывающая:
воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым;
– убедить учащихся, что чистота души человека зависит только от его самого;
– умение различать светлые и негативные стороны жизни.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-беседа
Наглядность: презентация
Оборудование: проектор, компьютер.
Опережающее домашнее задание.
Читать повесть, отвечая на данные вопросы (см. приложение)
Эпиграф к уроку:
«Спасай чистоту души своей.
Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть душою»
Н.В. Гоголь
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята, гости нашего урока. Сегодня мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблемы; постараемся определить, какой выбор стоит и перед гениями и перед обыкновенными людьми.
Я думаю, с этой задачей мы справимся, если будем на уроке… (активными, заинтересованными, мыслящими). Желаю нам успеха!
Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова? Первая часть эпиграфа относится к каждому из нас, а вторая? (К творцу). Как вы думаете, связан ли эпиграф с темой нашего урока? (Да, связан с темой творчества).
Запишем тему урока.
– Ребята, начнём анализировать повесть, оттолкнувшись от композиции. Какова она?
Повесть состоит их 2 частей. В первой части дана история художника Чарткова и параллельно (кратко) история русского художника из Италии); вторая часть рассказывает о художнике, создавшем портрет ростовщика.
Как вы думаете, зачем нарушена логическая цепочка событий? (Такая композиции держит читателя в постоянном напряжении).
– Что узнаем мы о молодом художнике Чарткове в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.)
Был ли у него талант? (чтение отрывков).
– О чем предупреждал Чарткова профессор живописи
? («Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец».)
– Мы видим, что в художнике есть светлое и темное начало? (Чартков – способный художник, но ему хочется скорее прославиться, хочется хорошо одеться и тд.)То есть Чартков испытывается соблазнами.
-Можем ли мы провести параллель между художником и обычным современным человеком? (Да, каждый из нас борется с какими-либо соблазнами.)
– Какой портрет он купил однажды? (Портрет ростовщика.)
-Кто такой ростовщик, каково значение этого слова (Ростовщик – тот, кто дает деньги в долг под большие проценты). Описание портрета в 1 части и во 2-ой.
– О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести: «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!»
– Убьет святых и ангелов … Сказано страшно, но верно: искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу.
– О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета? (
Он думает, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую … »)
– Ребята, перед Чартковым два пути, выбор. Первый путь – это Добро, второй – Зло. Как вы понимаете Добро для Чарткова (Добро – это жить в бедности, но сохранить свой талант, душу) а Зло? ( «стать модным художником, жить в достатке и растратить свой талант).
– Какой путь выбрал художник?
(Он выбрал зло. Приоделся, «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи.)
-Угождая своим покупателям художник стал терять талант, мастерство? Найдите в тексте: « … Кисть его хладела и тупела … »)
– Понимал ли это сам художник?
(Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант, признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать каким образом может угаснуть дарованье в человеке … но этих толков не слышал упоенный художник..)
-Что стало целью для Чарткова? (Им овладела страсть наживы, золото как самоцель)
-Так бы и продолжалась жизнь Чарткова, если бы ни одно происшествие, какое?
– Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?
(Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.)
– В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку своего гениальное произведение, литературоведы усматривают черты художника А.А. Иванова, чей труд над картиной «Явление Христа народу» стал для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Художник Иванов много лет писал свое грандиозное полотно.
-Что рассказывается об этом художнике, какой путь выбрал он? Каково его творение? (чтение цитаты)
-Гоголь подводит нас к мысли, что талант – это дар Божий, и дан он, чтобы служить добру, истине. Дарование нужно не только заслужить, но и сохранить в себе.
– Что почувствовал Чартков, когда понял, что потерял свой талант?(Чтение цитаты: «С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня … Им овладела, ужасная зависть до бешенства»)
-Как вы думаете, может ли этот момент считаться кульминационным в истории Чарткова? (да, может. Герой прозрел, осознал гибель своего таланта).
Но только ли талант погиб в художнике?
– Что такое зависть? (Зависть – один из смертных грехов. О ней говорил Христос в Нагорной проповеди. А Чартковым овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение носившее печать таланта».
Душа Чарткова умерла (духовная смерть героя, в скором приведшая к физической смерти является развязкой истории о художнике Чарткове)
– Какое адское намерение родилось в его душе?
Подтвердите текстом (Чтение цитаты: «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».)
– Как закончил жизнь Чартков? (У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткой … K этому присоединились все признаки безнадежного, сумасшествия … Наконец, :жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания».)
Проследим и запишем цепочку пороков, погубивших Чарткова: нетерпение, желание хорошо одеться, жить,- жажда славы, – страсть наживы, – страсть к золоту (бессмысленное накопительство),- осуждение, отвержение таланта, злоба, – зависть. Какой приём использует Гоголь? (градация). Но Чартков сам выбрал этот путь.
– Жизнь Чарткова закончена, а портрет ростовщика с его дьявольской силой, остался.
– Как отзывались люди о портрете ростовщика? «В нём сидит нечистая сила». «Переходя из рук в руки он приносил страдания и несчастья.)
-Как называется повесть? (
«Портрет»)
Так что же здесь главное? Портрет приносит горе каждому, кто с ним соприкоснётся. Портрет у Гоголя – это олицетворение зла, темного начала в мире).
В чем заключается смысл названия? Зло – неотъемлемая часть этого мира, оно всегда где-то среди нас, оно способно овладеть любым человеком. – А сейчас поговорим о судьбе 3-го живописца, авторе портрета ростовщика. Что вы можете сказать о нем? (До создания портрета художник был добрым семьянином, писал картины для церкви).
-Какие чувства испытывал художник, смог ли закончить работу? После написания портрета жизнь резко меняется, он стал злым и эгоистичным).
Художник вовремя понял свою беду и решил уединиться в монастыре, очиститься от греха.
– Простил ли его Бог? (Да. Он заслужил прощение)
– Какую картину он написал в конце жизни? (Икону «Рождество Христово».)
Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех. (Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах Божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину. Все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое».
Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын.
– Давайте прочитаем заповедь, которую произносит этот художник, напутствуя сына, «Я ждал тебя, сын мой. Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его … Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуто одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечет множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».
– Эти слова, ребята, можно считать гимном жизни. Они и сейчас актуальны.
Вернёмся к эпиграфу
«Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Почему талантливый должен быть чище душой? Истинное искусство должно служить добру. Дар дается не каждому человеку. Кому же он дан, тот должен быть чище всех душою. Обязан не растерять, не разменять его на мелочи.)
Какой литературный прием использует автор в повести? (Три жизни, три художника. Прием сопоставления).
Подведём итог урока. Материалы из этой повести можно использовать в качестве аргументов в сочинении-рассуждении на ЕГЭ. Заполним таблицу «Банк аргументов на ЕГЭ».
Оценки за урок.
Д/з : написать мини сочинение – рассуждение:
1. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
2. «Актуальны ли проблемы, поставленные Гоголем, в современном мире».
Спасибо за урок.
Вопросы для анализа повести.
Часть I.
Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе?
Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?
Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?
Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?
Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет “тайную связь с его судьбой”?
Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?
Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?
Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?
Почему “Золото сделалось… страстью, идеалом, страхом, целью” Чарткова?
Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?
Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в “зависть и бешенство”, почему он уничтожает талантливые произведения искусства?
Отчего Чартков впал в “безнадёжное сумасшествие” и умер?
Часть 2.
Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?
Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?
Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?
Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?
В чём значение искусства и почему “талант…чище всех должен быть душою”? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: “Гений и злодейство – две вещи несовместимые”?
«Банк аргументов на ЕГЭ».
Похожие вопросы:
Литература, 10.04.2019 16:46
Проследите, как изменялись взгляды чарткова на художников и искусство, когда он стал модным живописцем и когда боролся с талантливыми конкурентами. как вы оцениваете эти изменения-как развитие идей или как их деградацию? чем можно объяснить их? “портрет” н. в.гоголь.
Ответов: 3
Другие предметы, 17.04.2019 01:00
Дана кривая спроса d1 на товар Х. Покажите изменение спроса, если товар станет более модным
Ответов: 2
Право, 31.05.2019 18:40
Родная сестра скончавшегося прфессора соколова обратилась в суд, оспаривая принятие наследства сыном профессора. как она указала профессор с сыном были в ссоре, профессор запрещал даже называть имя сына, не хотел примириться, более 10 лет сын профессора ни разу не поинтересовался здоровьем отца, однако через 3 дня после похорон он обратился в нотариальную контору и квартиру профессора опечатали. сестра соколова утверждает, что она является наследницей, и ей негде будет жить, если квартира будет передана недостойному наследнику сыну профессора, и на ее имя должно выдаться свидетельство о наследстве. подлежит ли удолетворению требование сестры профессора?
Ответов: 1
Русский язык, 04.07.2019 18:40
Отношение к науке профессора доуэля и отношение к науке профессора керна(из произведения “голова профессора доуэля”)ещё отношение к людям профессора доуэля и профессора керна! прошу .оч. надо! заранее ! =)
Ответов: 1
Русский язык, 06.07.2019 13:00
Вкакой строке синонимы расположены в порядке усиления степени признака: а) опасаться, робеть, бояться, трепетать, ужасаться. б) робеть, опасаться, трепетать, бояться, ужасаться. в) опасаться, робеть, бояться, трепетать, ужасаться. г) опасаться, робеть, трепетать, бояться, ужасаться. люди, !
Ответов: 3
Обществознание, 12.07.2019 19:50
Согласны ли с мыслью о том, что не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов ученых
Ответов: 2
Литература, 06.08.2019 07:00
1) как чартков решил привлечь себе внимание? 2) когда чартков умер как художник? какой эпизод в повести показывает, как модный живописец понял, что погубил талант суетными заботами? 3) только ли мистическая сила виновата в произошедшем? ответы нужны мне.
Ответов: 1
Экономика, 09.08.2019 15:50
Как изменится спрос, если товар станет более модным. изобразите графически и опишите технологию решения .
Ответов: 1
Литература, 11.08.2019 22:10
Были ли у профессора основания опасаться, что чартков станет модным живописцем?
Ответов: 2
Математика, 28.08.2019 03:20
Охотничьи слова профессора сёмина состоял из 56 про поезд инкапсуляции с шариком профессора исключил из словаря 29 и добавил 17 новых фраз сколько проходит и исправленное и дополненное издание охотничьего словами профессора сёмина
Ответов: 3
Русский язык, 04.10.2019 16:09
Быть опровергнутым – этого опасаться нечего; опасаться следует другого – быть непонятным” и. кант сочинение
Ответов: 1
Литература, 29.10.2019 22:23
Вопросы по произведению н. в. гоголя “портрет”
1.чья оценка отразилась в высказывании “чистое и непорочное, как невеста стояла перед ним” ?
2.какие изменения произошли в душе чарткова? почему возникла идея изобразить “падшего ангела”
3. почему не было гармонии в мире, где проживал чартков?
4. как расплатился чартков за свою сделку с дьяволом?
Ответов: 1
У тебя есть свой ответ?
Были ли у профессора основания опасаться, что чартков станет модным живописцем?…
Отправлено
Вопросы по другим предметам:
Алгебра, 27.06.2019 12:40
Математика, 27.06.2019 12:40
Українська мова, 27.06.2019 12:40
Геометрия, 27.06.2019 12:40
Русский язык, 27.06.2019 12:40
Русский язык, 27.06.2019 12:40
Алгебра, 27.06.2019 12:40
Алгебра, 27.06.2019 12:40
Математика, 27.06.2019 12:40
Математика, 27.06.2019 12:40
У тебя есть свой ответ?
Были ли у профессора основания опасаться, что чартков станет модным живописцем?…
Отправлено