Было модно фотографировать мертвых детей

«Викторианская эпоха». Романтика и сантименты. Но было в ней кое-что, что способно как-то смутить и покоробить даже современных людей, привыкших ко многому.

В те времена люди фотографировали своих недавно усопших родственников, обставляя все так, будто те живы.

Ушел из жизни малолетний сын – родители делали семейное фото. Отправился в мир иной почтенный глава семейства – его усаживали в кресло и делали портрет. Могли и домашних питомцев на колени посадить, чтобы все смотрелось живее.

Зачем все это делалось?

Здесь, современным людям, то есть – вам, нужно объяснять. Конец 19-го века. Фотография только появилась. И не каждый мог себе позволить заказать карточку. Это сейчас в большинстве мобильных телефонах есть камера. А фотографий на жестком диске у людей – тысячи. И это все обесценивается.

Единственная возможность оставить о ребенке память посмертная фотография

Раньше, зачастую, единственной возможностью запечатлеть человека, оставить о нем память было фотографирование его, когда он уже ушел из жизни. Но кто-то придумал делать так, будто осуществлялась съемка здравствующего лица. Так на человека было смотреть, безусловно, приятнее. Хотя, когда известно, как все происходило, становится как-то не по себе.

Техника

В те времена часто из жизни уходили малолетние дети. Что говорить, медицина была не на том уровне, что сейчас. Родителям хотелось оставить память о ребенке. И они шли на такой вот странный шаг – фотографировались с телом.

процесс съемки

Правда, надо сказать, что дети, да и взрослые смотрелись на фото, во многих случаях, как живые. Если не знаешь тайны, то и не поймешь, в чем подвох.

Искусно работали гримеры. Применялись всякие хитрые ходы. Например:

1. Взрослых и детей усаживали в кресла в вполне естественных позах.

2. Как указывалось, на колени к мужчине или женщине могли посадить живую собачку.

3. Применялись специальные «штативы» с фиксаторами, чтобы тело могло держаться в вертикальном положении.

4. Детей брали на руки.

5. Под голову усопшему могли подставить его собственную руку.

6. Часто тела усаживали за стол.

Есть фото, на котором юная девушка сидит и перебирает в руках розы. Видна только верхняя часть тела. А нижней, на самом деле, и не было, потому что несчастная накануне попала под поезд.

Цена фотографий

Любые карточки в те времена стоили дорого. Фотографы зарабатывали хорошо. Пишут, что, по нашим деньгам, одно фото стоило около 200 долларов. Но спрос был. Как отмечалось, фото в те времена были редкостью. Каждый, кому позволяло финансовое положение, старался заполучить карточку с изображением себя или родственников: живых или покинувших этот мир.

Мальчик и девочка на этих фото уже не живые

Дикие нравы?

Наверное, при всей неприятности задумки, людей, живших в «Викторианскую эпоху», вполне можно оправдать. Им, действительно, очень хотелось запечатлеть на фото своих родственников. Если при жизни последних это не удавалось, то оставался только один вариант. На ряде фото видно, как тяжело некоторым людям это давалось. Есть карточки, где родители держат на руках своих маленьких детей. Казалось бы, перед камерой нужно улыбаться, но лица у всех почему-то очень озабоченные и грустные. Теперь-то, понятно, почему так.

Ошибки

Сейчас можно найти много примеров фотографий, о которых идет речь – из той эпохи. На некоторых из них непонятно, где живой человек, а где – просто тело. Люди, организовывавшие съемки, зачастую, работали очень хорошо.

Есть фото, где наши современники долго считали, что люди на них сфотографированы после того, как их души улетели к небесам. А потом выяснялось, что снимали живого человека.

Есть карточка, на которой стоят два мальчик. Непонятно, кого из них, на момент съемки, уже не было в живых. Долго этот вопрос выясняли. Оказалось, что сфотографировано было два тела.

Рекомендую прочитать:

Странности Викторианской Англии

Десятилетняя зима в Европе или мир в Черном тумане

Не забудьте подписаться на канал ЗАГАДКИ ИСТОРИИ и поставить лайк:)

Источник

Фотографировать мертвых детей. Нормальному человеку такое и в голову не придет. Сегодня это дикость, но еще 50 лет назад это было нормально. Карточки с умершими младенцами матери берегли как самое дорогое. А теперь по этим мрачным снимкам мы можем проследить эволюцию отношения человека к смерти и к своим близким.

Дети умирают медленнее стариков

Странный и, на первый взгляд, жуткий обычай — фотографировать мертвецов — зародился в Европе, а потом пришел и в Россию, в середине ХIХ века одновременно с появлением фотографии. Обыватели стали снимать своих умерших родственников. По сути, это было новое проявление традиции писать посмертные портреты близких и снимать с лиц усопших гипсовые маски. Однако портреты и маски были дорогим удовольствием, в то время как фотография становилась все более и более доступной для всех слоев населения.

Я видел одну из ранних фотографий умершего ребенка, относящуюся еще к 1840-м, — рассказал петербургский историк фотографии Игорь Лебедев.

Параллельно развивалось другое направление посмертной фотографии — криминальная съемка. Фотографы выезжали на места преступлений и снимали погибших для полиции. При этом речь идет не только о специфической съемке, когда фиксировали, как лежит тело или куда попала пуля. Мертвецов также аккуратно укладывали на кровати и снимали. Так было, например, с семьей Парсонс. Отца, мать и трех малолетних детей убили, а тела сбросили в воду. Когда их обнаружили, то собрали всех вместе и сделали последнюю семейную фотографию. Однако на ней видно, что все заснятые уже мертвы.

Когда же фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.

Часто родители даже старались улыбаться, держа на руках мертвых грудничков, как будто они просто мимоходом зашли в фотосалон с ними во время первой прогулки. Детям иногда дорисовывали на снимках зрачки, чтобы эмитировать открытые глаза.

Были даже фото, на которых мертвецы запечатлены с домашними животными — птицами, кошками, собаками. Что особенно поражает — мертвых и живых сыновей и дочерей снимали вместе. Например, есть кадр, где на диване сидят девочки-близняшки — одна мертвая, другая живая.

 девочка слева-мертва

Детских фотографий довольно много еще и потому, что детская смертность в те годы была очень высокой по сравнению с современной, — объясняет Лебедев, — к тому же умерший ребенок дольше выглядит живым, в то время как старики быстро изменяются, кожа обвисает, начинается разложение плоти.

Книги мертвых

Уже в 20–30 годы XX века ученые начали исследовать феномен посмертных фотографий. Тогда появилось выражение «фотография — это маленькая смерть». Щелчком камеры фотограф будто убивал мгновение и одновременно делал его вечно живым. Так вечно живыми оставались на карточках мертвецы, которых снимали в привычной для них обстановке — за чтением газет, в любимом кресле, с друзьями и родными. Особо смелые даже делали снимки мертвецов, смотрящихся в зеркало. Серия таких снимков составляла книгу мертвых. В дни эпидемий в этих мрачных книгах собирались целые семейные альбомы.

Собирали их в основном женщины. Они становились хранительницами не только очага, но и истории рода, — говорит Игорь Лебедев.

Просматривать чужому такие подборки, конечно, жутко. Но для родных это были милые сердцу памятки.

Есть несколько объяснений, зачем делались эти фотографии. Прежде всего, это была мода — люди просто копировали поведение друг друга.

Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека — его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.

Но главное — таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека. В XIX–XX вв. семья значила гораздо больше, чем сегодня. Поэтому же были традиции хранить локоны, кусочки одежды умерших.

А в случае с детьми — это могли быть и вовсе единственные их снимки. Родители не всегда успевали снять их при жизни. А так им на память оставалось хоть что-то.

И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее, — сообщил Лебедев.

 девушка в центре мертва

Сегодня уже трудно понять такой способ увековечить любимых — ведь в наши дни, когда практически у всех есть «мыльницы», за жизнь человека скапливаются сотни его карточек. Так что нет необходимости делать посмертные.

Могила заменила человека

В европеизированном Петербурге эта традиция была более развита, чем на периферии. В деревнях съемки всегда были событием, по значимости сопоставимым с похоронами. Часто эти два события совмещали. На траурную фотосъемку собирались всей деревней. При этом на первый план выставляли гроб с покойником, а за ним выстраивались собравшиеся на похороны.

Получалось противопоставление мертвых и живых, покойник всегда смотрел в небо, собравшиеся вокруг — прямо в камеру, — отмечает историк Игорь Лебедев.

Практически при всех похоронных конторах работали фотографы. Это были мастера, которые просто делали свое дело.

У профессионалов всегда стоит вопрос: «А кто, кроме меня?» Пойти на поводу у этики и отказаться от съемок мертвецов или нажать на кнопку и оставить родным снимок любимого человека, — объясняет Лебедев.

Возможно, поэтому мы — не профессионалы — не понимаем, как можно снимать мертвецов. Только Ленин в мавзолее — исключение.

Известно, что традиция снимать мертвых детей сохранилась в нашей стране еще и в послевоенные годы. Посмертные фото стали исчезать только в 60-е годы. Тогда же начали приклеивать снимки на надгробные памятники. И в те годы можно было увидеть редкие посмертные карточки на крестах и стелах.

Практически в каждой семье в России были такие снимки, но потом их стали уничтожать, теперь почти не найдешь, — уверен Игорь Лебедев.

Рвали и выбрасывали картинки с мертвецами потому, что уже не помнили этих людей, а семейные ценности — как, например, память рода — уходили в прошлое. Значимее стало внешнее проявление близости. Именно поэтому в Советском Союзе появилось уникальное явление — съемки похорон. Если в других странах ограничивались одним-двумя траурными кадрами, то у нас снимали всю процессию. И если в другое время человек никогда бы не согласился показать своих слез, то здесь это было допустимо — чтобы все видели, как он опечален случившимся.

Фотографии с мертвецом были вытеснены фотографиями с могилой. Люди могли сниматься у креста и при этом обнимать его, улыбаться, как будто они стоят с умершим, — рассказал о трансформации традиций историк Игорь Лебедев.

До сих пор фотографы работают на кладбищах во время похорон. Хотя и этот обычай постепенно отмирает.

Елена Михина, “МК” в Питере”

Источник

Корни традиции

Викторианская эпоха овеяна овеяна романтическим флёром. Эстетика модерна заставляет трепетать сердца и наших современников. Однако викторианское искусство – это не только цветущие барышни с картин прерафаэлитов. Это ещё и первые фотографии. В тот период, неспроста впоследствии названный декадентским, модно было фотографировать своих новопреставленных родственников. И фотографироваться вместе с ними. Можно всей семьёй, можно и животных на руки усадить, дабы выглядело натуральнее!

19-й век, фото, декаденство, фотоаппарат

Объяснение этому феномену достаточно простое. В те времена фотография только появилась, и была удовольствием не из дешевых. Это сейчас у каждого есть смартфон с камерой, создающей приличного качества снимки, а на жёстких дисках компьютеров хранятся тысячи фотографий. А тогда посмертное фото порой являло собой единственную возможность запечатлеть безвременно ушедшего родственника, сохранив тем самым память о нём.

Доподлинно неизвестно, кто придумал фотографировать усопших так, будто они ещё живы. Для человека стороннего и невнимательного эти снимки выглядят, как самые обычные, однако если присмотреться получше и вообще владеть информацией по вопросу, то становится как-то не по себе.

Съёмочный процесс

В те времена показатели детской смертности были просто вопиющими. Ничего удивительного – медицина была на несопоставимо более низком уровне в сравнении с ее нынешним состоянием. Поэтому родители фотографировались с мертвыми телами своих детей. Стоит отметить, что в результате на снимках все присутствующие выглядели примерно одинаково, поскольку в процессе съёмки были задействованы гримёры и применялись различные хитрости.

Посмертные фото детей

Так, например, всех членов семьи могли усадить в кресла в естественных позах. Или кому-то из членов семьи могли посадить на руки домашнего питомца. Покойных детей брали на руки. Иногда тела сажали за стол либо подкладывали усопшему под голову его же руку. Существует фото перебирающей розы покойной девушке. На снимке видна только верхняя часть тела, а нижней то на самом деле и нет, потому как накануне модель попала под поезд.

Расценки

Цены на фото в те времена были огромными. В пересчете на современные деньги эта сумма равна примерно 200 долларам. Тем не менее, спрос на услугу был большой. Каждый, кто мог себе позволить роскошь сфотографироваться с близкими, живыми или покойными, не упускал такой возможности.

Безумие или нет?

Возможно, сейчас это кажется чем-то диким, однако, понять представителей той эпохи не так уж сложно: часто складывалось так, что пока всё было благополучно, люди попросту экономили на дорогостоящей услуге фотографа, и получалось так, что посмертная карточка оставалась единственным вариантом запечатлеть воспоминания об усопшем. На многих фотографиях видно, насколько тяжело людям на них изображенным. Антураж, вроде, почти праздничный, а лица у всех печальные и озабоченные. Теперь-то ясно, отчего так.

Посмертная фотокарточка семьи

Визуальный обман

Примеров таких фотографий ныне обнаружено достаточно много. И стоит отметить, что далеко не всегда можно понять, где на снимках живой человек, а где – мертвое тело. Организация такого рода съёмок проходила по высшему разряду. Существуют также примеры, когда наши современники принимали за посмертные фотографии людей, которые на момент съёмки пребывали в полном здравии.

Не забудьте подписаться на канал Интересная история и оставить свое мнение по данное теме)

Источник

21 Викторианские Посмертные Фото. Жуткая мода фотографировать мертвых

Изобретение дагерротипа в 1839 году сделало портретную живопись гораздо более распространенным явлением, так как многие из тех, кто не мог позволить себе заказ портрета, могли позволить себе сидеть на фотосессии. Этот более дешевый и быстрый метод также предоставил среднему классу средства для увековечения памяти умерших близких.

The invention of the daguerreotype in 1839 made portraiture much more commonplace, as many of those who were unable to afford the commission of a painted portrait could afford to sit for a photography session. This cheaper and quicker method also provided the middle class with a means for memorializing dead loved ones.

Посмертная фотография была очень распространена в девятнадцатом веке, когда » смерть произошла в доме и была вполне обычной частью жизни. Эти фотографии служили на память об умершем. Это было особенно распространено среди младенцев и маленьких детей; уровень детской смертности Викторианской эпохи был чрезвычайно высок, и посмертная фотография могла быть единственным изображением ребенка, который когда-либо был в семье.

Post-mortem photography was very common in the nineteenth century when «death occurred in the home and was quite an ordinary part of life. These photographs served as keepsakes to remember the deceased. This was especially common with infants and young children; Victorian era childhood mortality rates were extremely high, and a post-mortem photograph might have been the only image of the child the family ever had.

Было модно фотографировать мертвых детей
1. Contrary to being creepy, these death photographs were meant to serve as mementos of the deceased loved one.
Вопреки тому, чтобы быть жутким, эти фотографии смерти должны были служить памятью умершего любимого человека.Было модно фотографировать мертвых детей
2. Because of that, many photographers tried to make their subjects look alive.

Из-за этого многие фотографы старались, чтобы их объекты выглядели живыми.

Было модно фотографировать мертвых детей
3. Photographers employed a variety of tricks to make their subjects look more life-like.

Фотографы использовали различные трюки, чтобы сделать свои объекты более похожими на жизнь.

Было модно фотографировать мертвых детей
4. One of the most common ways they did this was posing people with their favorite things (like this man in a chair with his dogs).

Один из самых распространенных способов, которым они это делали, — позировать людям со своими любимыми вещами (например, этот человек в кресле со своими собаками).

Было модно фотографировать мертвых детей
5. Or this girl here with her toys.

Или эта девушка со своими игрушками.

Было модно фотографировать мертвых детей
6. Sometimes, photographers would try to make it appear like the dead person was sleeping.

Иногда фотографы пытались сделать вид, что мертвый человек спит.

Было модно фотографировать мертвых детей
7. Here, the dead girl on the end is being propped up with a special device.

Вот, мертвая девушка на конце подпирается специальным устройством.

Было модно фотографировать мертвых детей
8. Notice the way the photographer has positioned the man’s arm in order to support the head?

Заметил, что фотограф расположил руку, чтобы поддержать голову?

Было модно фотографировать мертвых детей
9. Notice the odd position of the curtain behind the boy? It’s likely there was someone behind it holding the boy’s head up.

Обратите внимание на странное положение занавески за мальчиком? Скорее всего, за ним кто-то держал голову мальчика.

Было модно фотографировать мертвых детей
10. Here this little girl is sitting sideways on the chair so that the device propping her up is hidden.

Здесь эта маленькая девочка сидит боком на стуле, так что устройство подпирая ее вверх скрыта.

Было модно фотографировать мертвых детей
11. She almost looks alive in this picture.
На этой фотографии она выглядит почти живой.Было модно фотографировать мертвых детей
12. See anything strange about the background? This girl is sitting on someone’s lap. The person held her in place while the photo was taken.

Видишь что-нибудь странное на заднем плане? Эта девушка сидит на чьих-то коленях. Человек держал ее на месте, пока делалась фотография.

Было модно фотографировать мертвых детей
13. In this photograph, the girl standing in the middle is the deceased. The photographer attempted to make her look more alive by drawing on her pupils.

На этой фотографии девушка, стоящая посередине, — покойная. Фотограф попытался сделать ее более живой, нарисовав на ее зрачках.

Было модно фотографировать мертвых детей
14. Other times it wasn’t possible to make their subjects look alive.

В других случаях было невозможно заставить их подданных выглядеть живыми.

Было модно фотографировать мертвых детей
15. It was common for family members pose with their dead loved ones for these photographs.

Это было обычным для членов семьи позировать со своими умершими близкими для этих фотографий.

Было модно фотографировать мертвых детей
16. You can tell it must have been difficult for the living families members. The pain in these parents’ faces as they hold their dead child is obvious.

Вы можете сказать, что это должно быть трудно для членов семьи. Боль на лицах этих родителей, когда они держат своего мертвого ребенка, очевидна.

Было модно фотографировать мертвых детей
17. Imagine how difficult it must have been to pose with a dead loved one. At the time, the photography process was slow and you could not move while the photo was being taken.

Представьте, как трудно было позировать с мертвым любимым человеком. В то время процесс съемки был медленным, и вы не могли двигаться во время съемки.

Было модно фотографировать мертвых детей
18. In this photo you can see the dead girl is more in focus than her parents, as they moved while the photograph was being taken.

На этой фотографии вы можете видеть, что мертвая девушка находится в фокусе больше, чем ее родители, когда они двигались во время съемки.

Было модно фотографировать мертвых детей
19. There is just something about her eyes in this photo.

На этой фотографии есть что-то в ее глазах.

Было модно фотографировать мертвых детей
20. This one is pretty obvious.

Это довольно очевидно.

Было модно фотографировать мертвых детей
21. Not sure which one here is the deceased.

Не уверен, кто из них здесь покойный.

Было модно фотографировать мертвых детей

Шок

Источник