Быть грамотным это модно сочинение
Быть грамотным человеком было модно, престижно во все времена. Ведь грамотность – это признак образованности, начитанности, эрудиции, общей культуры человека. Люди, обладающие такими качествами, ценились всегда.
Грамотный человек красиво, убедительно говорит, всегда может аргументированно доказать свою точку зрения. Он много читает, поэтому может поддержать разговор на многие темы. С ним просто интересно. Такой человек и пишет грамотно.
Грамотность не даётся с рождения. Нужно много учиться, чтобы ею овладеть : читать, изучать правила правописания, пополнять свой словарный запас.
Сегодня быть грамотным стало модно, ведь такие люди привлекают к себе внимание, у них больше шансов найти хороших друзей, работу. Они могут проявить себя с выгодной для них точки зрения. Красивая и грамотная устная и письменная речь- залог успеха во многих профессиях.
Грамотные люди имеют больше шансов хорошо устроиться в жизни: получить повышение по службе, найти работу, которая им нравится, да и просто добиться поставленных целей. Нужно стремится быть грамотным!
4
Диалог.
Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
Карточка собеседника- экзаменатора.
Тема 1. Опишите картину художника.
«Зима пришла. Детство». Художник С. А.Тутунов. 1960 г.
1.Любишь ли ты смотреть картины художников о природе — пейзажи?
2. Может ли фотография заменить картину?
3.Каких художников-пейзажистов ты знаешь?
Ответ:
Правильный ответ
Примерный ответ.
1.Да, мне нравится смотреть на картины художников-пейзажистов, рассматривать, как авторы красиво изобразили природу, мельчайшие её детали.
2.Я думаю, что и фотография, и картина художника хороши по-своему. На фотографии запечатлевается момент, мгновение из жизни природы, в ней нас привлекает реалистичность. На картине художник отражает своё видение уголка природы, с его помощью мы можем увидеть что-то новое, что, возможно, не заметили бы сами. Потому замена здесь не нужна, каждый вид искусства – и фотография, и живопись — прекрасны.
3.Мне нравятся картины И.И. Левитана, особенно посвящённые осени; люблю творчество И.И. Шишкина, В.Д. Поленова. Художники сумели передать свою огромную любовь к Родине, к её природе.
Карточка собеседника- экзаменатора.
Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в кинотеатр.
1.Как ты думаешь, почему сегодня, в век информационных технологий, люди любят ходить в кинотеатр, ведь фильмы можно посмотреть дома?
2.Чем, по -твоему, отличаются фильмы, созданные в 20-м веке и сегодня?
3.Как ты думаешь, в будущем останутся кинотеатры или они уже будут просто не нужны?
Ответ:
Правильный ответ
Примерный ответ.
1.Да, сегодня любой фильм можно посмотреть дома, ведь практически у каждого есть возможность выйти в Интернет. Однако люди продолжают ходить в кинотеатры, так как впечатления от просмотренных фильмов в них наиболее яркие, запоминающиеся.
2.Кончено, киноиндустрия не стоит на месте, и фильмы, созданные в 20-м веке, во многом отличаются от современных. Сегодня используется компьютерная графика, применяется больше разнообразных спецэффектов, есть возможность просмотра фильмов в режиме 3D.Однако и фильмы 20-го века до сих пор нравятся нам своей добротой, искренностью, юмором, освещением проблем, которые и сегодня нас волнуют.
3.Я просто уверен, что кинотеатры, просмотр фильмов в них не уйдёт в прошлое. Будут модернизироваться формы показа, станут более комфортными условия для зрителей, возможно, появится что-то ещё, что обязательно будет привлекать зрителей. Кроме того, в нашей стане, в мире так много талантливых актёров, которые всегда будут завораживать своей игрой.
Карточка собеседника- экзаменатора.
Тема 3. Согласны ли Вы с тем, что грамотным быть модно?
1.Приятно ли тебе общаться с грамотными людьми?
2.Хочешь ли ты повысить свою грамотность?
2.Что ты делаешь для того, чтобы стать грамотным человеком?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28
Исследовательская работа
по русскому языку на тему:
«Быть грамотным – модно! »
Выполнила: ученица 6»Б» класса Кулина Диана Руководитель: Чанцева Т. В.
учитель русского языка и литературы
2017 г.
Содержание:
Введение
Цитата Лихачёва
Современный русский язык
Проблемы русского языка
Заимствованные слова
Сленг
Слова – паразиты
Нецензурная брань
Заключение
Язык ещё в большей мере,
чем одежда, свидетельствует о вкусе человека о его отношении к окружающему миру,
к самому себе…
Д.С. Лихачёв
Современный русский язык – это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры. Он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны. Это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения. Язык живёт во времени, и это время отражается в нём. С каждым десятилетием меняются нравы и образы жизни людей, и в связи с этим, появляются новые слова. К сожалению, не все слова украшают и обогащают русский язык. Полно разных иностранных выражений, которые постепенно вытесняют корневые русские слова, тем самым, подвергая опасности исчезновению языка, народ часто неправильно произносит слова, и создаёт сленги.
Целью моей работы является: задуматься разным поколениям о красоте нашего родного языка.
Задачи:
Задуматься молодому поколению об их речи.
Повысить культуру речи.
Проанализировать речь молодёжи на сегодняшний день.
Актуальность:
Парадоксально, но в настоящее время остро встаёт проблема грамотности. Уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в самых элементарных словах. Читая статью в газете можно найти уйма грамматических ошибок.
Задача каждого, кто считает себя носителем языка, – осваивать его самостоятельно и пользоваться его богатством в полной мере.
Гипотеза:
Изучая правила и читая больше полезной литературы (классическую, художественную, научную, публичную и др.) можно стать более образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.
Во-первых, хочу поговорить о литературном языке и вообще о речи. В связи с появлением новых средств коммуникации изменяется не только разговорная речь, но и литературный язык. Современный русский литературный язык многофункционален: он используется в различных сферах общественной и индивидуальной деятельности человека для разных коммуникативных целей – передачи информации, освоения опыта, выражения эмоций, общения и т.д. Сейчас этот язык понемногу заменяется просторечием, т.к. литературные выражения обычно бывают длинными. Что касается разговорной речи, то народ всё чаще делает орфоэпические ошибки, например, очень распространено говорить не «езжу», а «ездю», «ездию» и не «ляг», а «ляжь». Она «пестрит» своего рода такими ошибками, которые чаще всего не замечает не говорящий, ни слушающий. Безусловно, нецелесообразно было бы во избежание ошибок, пользоваться языком, к примеру, XIX века, не смотреть телевизор и не слушать радио, не читать газеты. Всем известно, что от прогресса не убежишь. Всё равно когда-нибудь сделаешь стилистические ошибки. И нет тут ничего зазорного, когда это уместно. Вспомним, как писал Пушкин в своём романе «Евгений Онегин»: «Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю». Или, наоборот, искушение выразиться оригинально, может привести к обратной реакции. Это будет лишь свидетельствовать о небрежности говорящего и, можно сказать, о необразованности.
Во–вторых, хочу рассказать о заимствованных словах, т.к. они занимают большое место в русском языке. Русскому народу на протяжении истории приходилось вступать в политические, торговые, научно-культурные и прочие связи с другими народами. В результате подобных разносторонних контактов русская лексика пополнялась иноязычными словами. Заимствование иностранных слов – один из способов развития современного языка. Как правило, заимствования полезны: употребление отсутствующего слова позволяет избегать лишних словосочетаний, язык становится более простым. Например, длинное словосочетание «торговля в определённом месте один раз в год» в русском языке удачно заменяется пришедшим из немецкого языка словом «ярмарка». В современной России, к сожалению, часто приходится сталкиваться с неправомерным и не оправданным употреблением иностранных слов в обыденной речи. В настоящее время русский язык испытывает достаточно сильное влияние иностранных языков, в частности английского. Причинами этого являются расширение международных контактов, использование сети Интернет и растущая экспансия западной культуры. Все возможные «консалтинги», «маркетинги» и «лизинги» буквально засоряют русский язык, отнюдь не украшая его. Конечно легче сказать «мотель», чем «гостиница для автотуристов», но нельзя же все русские слова заменять на иностранные. Иногда зайдёшь на русскую Интернет-страницу, и ничего не можешь понять. Обязательно там встретишь слова «дедлайн», «прайс- лист», «хедлайнер». Даже обыкновенное русское слово «лук» приобрел новое значение. Теперь это не только овощ, но и «образ». И всё же раздражаются голоса в защиту нерусских слов, закрепляющихся в языке. Академик Челышев справедливо утверждает: «Нет никаких оснований возражать против многих современных заимствований. Разве лучше «электронно-вычислительная машина», чем компьютер?». Все эти слова в большей или меньшей степени влияют на нашу жизнь. Сами того, не замечая, хотим быть на Западном уровне: одеваться как Европа, выражаться также и делать евроремонт. В этом нет ничего плохого, но не надо забывать кто мы такие, и свою культуру.
Хочу поговорить о сленге. Сленг – это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни. В основном сленгом пользуется молодёжь. Ведь молодому человеку важно не только «что сказать», но и «как сказать», чтобы быть интересным рассказчиком. Опять же всё начинается от заимствований из английского языка. Например, вместо слова «деньги» молодёжь говорит «бабло», «баксы». Или используют немецкое выражение «даст или фантастиш», что означает «это потрясающе». Молодёжный сленг часто прибегает к переосмыслению слов («даун» – глупый, несообразительный человек, «грузить» – много говорить). Так «рождаются» новые значения слов, утрачиваются их многовековые особенности. Многие исследователи считают, что именно сленг является причиной, того, что русский язык ухудшается. Но если сленгом пользоваться в меру, то он может и не мешать развитию языка. Во–первых, он выступает как средство неформального общения молодых людей, помогает самоутвердиться, почувствовать своё единство. Во-вторых, фразы, употребляемые молодёжью, звучат более игриво, чем обыкновенные, придавая речи юмористический характер. Правда, действительно сленг имеет и негативное влияние. Яркий пример- всевозможные чаты (или переписки) по компьютеру. Там полное отсутствие пунктуации, множество орфографических ошибок, множество сокращений и т.д. С этим меняются и ценности молодёжи. Если девушек стали называть «тёлками», а одежду «тряпкой», то какие тут могут быть ценности уважения вообще? Поэтому сленг может использоваться только ограниченно и ни в коем случае сленгу нельзя попадать в СМИ, иначе все взрослые и дети начнут так говорить, и тогда никаких ценностей не останется совсем. Молодёжный сленг-отход от обыденности, игра, маска. Рискованный, непринуждённый молодёжный жаргон стремится уйти от скучного мира взрослых. Подобно его носителям, он резкий, громкий, дерзкий. Это – результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой». Среди юного поколения часто считается модным и привлекательным употребление таких слов, которых не встретишь ни в одном словаре. Ведь значение их не связано с самим корнем, а применённые в речи, они служат как бы вычурным заменителем и пошлым растворителем грамотного и красивого языка.
Еще один враг речи – это слова-паразиты. Ими нередко люди пытаются как-то заполнить свою скудную речь и совершенно перестают замечать их. Всем знакомы выражения: значит, так сказать, ну, вообще, в общем, это самое, короче(говоря), вот, как бы, то есть, просто, как его, типа, конечно, в принципе, так сказать, однозначно, представь, понимаешь и т.д. У каждого есть свой «индивидуальный запас» подобных слов. Часть их- вводные слова, которые указывают на отношение говорящего к высказываемой мысли. Но, не к месту употреблённые, они превращаются в слова-паразиты, не несущие никакую смысловую нагрузку. Говорящий бессознательно стремится заполнить ими образовавшуюся паузу или заменить какое-нибудь слово, которое не хочется вспоминать или выговаривать. Если всерьёз прислушаться к его реплике, то можно обнаружить странные психологические несоответствия. Человек, постоянно употребляющий слово «короче», так и стремится сократить свою речь, повторяющий слово «вообще» или «в общем» всё время обобщает свои мысли, у человека с «как бы» всё очень приблизительно, зыбко, а человек, говорящий «в принципе», очень принципиален и категоричен. «То есть» -непрестанно поправляет, «просто» – упрощает, а «это самое» – указывает на непонятно что.
Эту особенность нелитературной речи прекрасно подметил Н.В. Гоголь и дал блестящий образец её в «Повести о капитане Копейкине» (1 том «Мёртвых душ»). В рассказе малокультурного почтмейстера, находим такой отрывок: «Ну, можете представить себе, эдакой какой-нибудь, то есть капитан Копейкин, и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире. Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шахерезада. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, чёрт возьми! Или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения – словом, Семирамида, судырь, да и полно!»
В свете всех этих размышлений особенно удручающим явлением является – нецензурная брань или простонародье матершинные слова. Само понятие «нецензурный» связано с явлением цензуры в языке. Конечно же, никаких людей и организаций, которые бы контролировали речь людей, отслеживали и наказывали бы виновных в ошибках, не существует. Но есть нравственный цензор- это совесть. Когда человек матерится он теряет всякий стыд и чувство человечности перед окружающими, идёт против своей совести. Ведь нередко при появлении на людях разошедшегося матершинника многим бывает как-то не по себе, как будто каждый лично становится соучастником чего-то грязного, похабного. Поэтому среди культурных и грамотных людей нецензурщина немыслима.
Некоторые сегодня пытаются узаконить мысль, что мат-глубоко русская традиция, национальная особенность и даже гордость народа. Эти невежды совершенно не знают истории, а пытаются таким образом оправдать перед собой и другими свой порок. На самом деле сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и очень долго являлось уголовно наказуемым! Ещё при царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче на Руси выматерившегося человека подвергали публичной порке. А народная мудрость утверждала и утверждает, что в семье сквернослова нет мира. Сама склонность к матерщине всегда сопровождается и другими пороками- начиная алкоголизмом и кончая всевозможными формами бытовой агрессии.
В заключении хочу сказать, что изменения в современном русском языке происходят интенсивные. Как это изменит облик русского языка, обогатит его или «испортит», покажет время. А пока пусть молодое поколение, само для себя решает, нужна ли ему правильная и красивая речь.
Быть грамотным – модно, потому, что грамотность- это уважение к себе и к окружающим!
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12» городского округа
город Стерлитамак Республики Башкортостан
Исследовательская работа
по теме
«Грамотным быть – модно!»
Выполнил:
ученик 7 Б класса
МАОУ «СОШ№12»
г. Стерлитамак
Ерошенко Павел
Руководитель:
Агибалова В.Н.
Стерлитамак 2017 г.
Содержание
Введение
Актуальность:
Парадоксально, но в настоящее время остро встаёт проблема грамотности. Уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в самых элементарных словах. Читая статью в газете, можно найти уйма грамматических ошибок.
Цель исследования:
Обоснование необходимости быть грамотным для человека 21 века.
Задачи:
выяснить причины безграмотности среди молодого поколения современных людей;
найти практические способы и рекомендации повышения грамотности на бытовом уровне;
провести опрос среди одноклассников, с какими людьми им приятнее общаться, сделать выводы.
Объект исследования
Исторические сведения о развитии грамотности в прошлом и факты из жизни современных людей с разными уровнями грамотности.
Предмет исследования
Причины и проблемы, связанные с низким уровнем образования.
Гипотеза
Безграмотность не позволяет человеку в современном мире быть успешным и конкурентоспособным.
Методы исследования:
– изучение специальной литературы;
– опрос среди знакомых, друзей:
– сравнение и анализ полученных данных и выводы;
Этапы исследования
Глава (Теоретический этап).
изучение исторических фактов из жизни людей в прошлом и необходимости появления грамоты и образования;
обоснование необходимости быть образованным в современном мире;
Выводы по главе I
Глава (Практический этап).
практические способы и рекомендации повышения грамотности на бытовом уровне;
опрос среди одноклассников и друзей, с какими людьми
им приятнее общаться и почему.
Список литературы.
I. Глава (Теоретический этап).
1.1 Есть хорошее выражение: “Встречают по одежке, а провожают по уму”. Первое впечатление о незнакомом человеке основывается на том, во что он одет. Точно так же дело обстоит и с грамотностью. Как только видишь, что человек неправильно пишет, говорит, сразу же меняется к нему отношение. К сожалению, в наше время есть люди, которые делают огромное количество ошибок в самых простых словах. Мне бывает стыдно за них. Например, приходишь в магазин и читаешь: “Могазину требуется груздчик”. А недавно в интернете я увидел, выложенный кем – то протокол ГАИ по факту нарушения правил дорожного движения. Там я насчитал 15 орфографических ошибок. Обидно, что такие безграмотные люди работают в государственных учреждениях.
Историей возникновения грамотности является точка создания первого алфавита. После появления алфавита, появилось письмо, а значит и чтение. Грамотность
начинается в тот момент, когда письмо становится условный характером и его понимание не нуждаются в специальной подготовке. В целом, развитие грамотности направлено к демократизации, вначале она была доступна незначительной части населения, как правило, духовенство и знать, были самыми образованными в обществе, основной целью было сделать грамотность доступным для широких масс народа. История нам сообщает, что в те времена, когда люди были в основном безграмотными, среди них встречались «Грамотеи», это такие люди, которые были обучены грамоте и умели читать и писать. К ним-то и ходил весь безграмотный народ, чтобы вместо плюсика записать фамилию, какой-либо документ составить, письмо прочитать. Со временем, «грамотеев» становилось все больше, наши предки стремились быть грамотными. В обществе высоко ценились и почитались образованные, грамотные и знающие люди. На торжествах, свадьбах и празднествах их сажали на самые почётные места. Основные светочи знаний – книги – были большой редкостью. Трудно поверить, что за одну книгу можно было купить дом и землю, на которой он стоял. А если обратиться к истории нашего государства, то выяснится, что системы образования до принятия христианства на Руси не существовало, но население древнерусских городов являлось поголовно грамотным. Грамотность распространялась путем системы домашнего обучения. Существовало три вида письменности у славян. Высшие слои общества, к которым относились волхвы, пользовались греческим и русским письмом. Торгово-ремесленные слои пользовались русским и руническим письмом. Низшие слои населения пользовались примитивным ямочно-гребенчатым письмом. С принятием христианства возникает первая школа в Киеве, имевшая светский характер и готовившая государственных чиновников высшего звена. При Ярославе Мудром наряду со светскими школами возникают церковные училища, готовившие священнослужителей для укрепления и распространения христианства. Это были два разных типа начальных учебных заведений. С 1086 г. начинает распространяться и третий тип: женские светские училища. В первых двух типах преподавали приглашенные византийские монахи. В женских училищах светские учителя.
Древнеиндийская пословица гласит: “Пятеро всегда мертвецы, хотя и живут: бедняк, больной, глупец, живущий на чужбине и слуга”. К ним я бы добавил и неграмотного. Конечно, и в наши дни сложно будет отыскать человека, не умеющего писать и читать. Зато можно оценить степень грамотности человека, от того, насколько хорошо он владеет навыками чтения и письма на родном языке. Сегодня, в 21 веке, быть грамотным — значит быть образованной личностью. В настоящее время считается, что грамотность — это тот фундамент, на котором строится все развитие личности. Хочется привести знаменательный пример: великий русский поэт А.С. Пушкин в детстве тайком (ему не разрешали читать ночью) пробирался в библиотеку отца и проводил там бессонные ночи за “пожиранием” книг. А известный писатель А.М. Горький в повести “В людях” пишет: “Ночь была светлая, луна смотрела прямо в окно, мелкий шрифт не давался зрению. А читать хотелось мучительно”.
1.2 Современный русский язык – это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры. Он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны. Это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения. Язык живёт во времени, и это время отражается в нём. С каждым десятилетием меняются нравы и образы жизни людей, и в связи с этим, появляются новые слова.
Грамотность закладывается с самого детства. Ребенок воспринимает речь родителей. Она служит для него примером. И от того, насколько правильно будут выражаться взрослые,
зависит будущая грамотность детей. Важно быть грамотным и для того, чтобы найти достойную работу. Многие работодатели обращают особое внимание на речь человека,
когда проводят с ним собеседование. Ведь ни один руководитель не захочет принимать на должность, которая подразумевает общение с людьми или оформление документации, безграмотного специалиста. Речь претендента, которому отдаст работодатель предпочтение, должна быть чистой, неискаженной, наделенной определенным смыслом. Если суть работы состоит в составлении документов, руководитель будет особо изучать правильность, аккуратность заполнения анкеты. У соискателя, который не допустит ошибок, увеличиваются шансы на получение такой должности. Многие люди, которые занимают рабочие места, не требующие особой грамотности, соответствующего образования, не задумываются о том, насколько правильно они высказываются или пишут. Но у каждого человека появляются дети. Первоначальные основы для их развития закладывают их родители. Следовательно, грамотная речь нужна каждому человеку хотя бы для того, чтобы обучить своего ребенка. Ведь вы не знаете, кем предстоит стать вашему отпрыску. Возможно, он выберет такую профессию, которая будет требовать достаточных знаний русского языка, подразумевающих правильное выражение мыслей, безошибочное заполнение документов . Практически у каждого человека есть своя страничка в социальных сетях. Люди общаются между собой, и от того, насколько правильно будет высказываться пользователь, зависит то, как поймет его собеседник. Множество людей создают свои сайты, выкладывают определенные тексты. И от того, насколько грамотным будет писатель, зависит восприятие читателями информации.
Выводы :
Почему же современному человеку важно быть грамотным? Да потом что в любом случае ему приходится вступать в общение каждый день! Со своими учителями, начальниками, коллегами, соседями, одноклассниками, друзьями! И если мы не будем стремиться к грамотному общению, нас просто перестанут серьезно воспринимать! Мы не сможем укрепиться в обществе, чувствовать себя комфортно и свободно. Возможно, мы будем комплексовать и переживать из-за незнания языка и не сможем проявить свои способности и возможности, потому что будет страшно и стыдно показывать безграмотность в разговоре и на письме. А значит, у нас не получится продвигаться выше, как по карьерной лестнице, так и просто, в живом общении. А значит, мы можем потерять многое… мы можем потерять мечту… Мечту быть умным, нужным и значимым.
Глава (Практическая часть).
1.1 Русский учёный и педагог Сухомлинский сказал, когда – то такие слова:
«Все другое в жизни становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что ходит в школу, читает, пишет, познает, – он чувствует радость и обретает человеческую
гордость».
Но человек не должен ограничиваться только получением школьных знаний, он также должен и саморазвиваться. Необходимость в получении новых знаний и непрерывное саморазвитие помогает каждому из нас достигать новых вершин. В мире информации самообразование — ключ к успеху в обществе знаний. Информацию можно получать разными способами, повышая квалификацию и обогащая мир. Не секрет, что большинство технологий стареет уже через пять лет, а это неустанно двигает самообразование и саморазвитие
Современный человек для того, чтобы быть успешным в жизни, должен быть грамотным в самом первом, прямом значении: орфографическом, пунктуационном, грамматическом. Многие дети и взрослые считают, что усиленно работать над орфографией сейчас не нужно: компьютер сам все исправит. Это глубокое заблуждение. Компьютер исправляет не всегда и не все ошибки. Это хорошее оправдание для ленивых, но современный человек обязан писать грамотно, соблюдая все правила орфографии и пунктуации. В будущем нам придётся
писать “от руки”, составлять какие-то заявления, просьбы и другие деловые документы. Не всегда под рукой есть словарь, а знания за плечами не носить. Правильно и грамотно написанные заявление, автобиография, резюме, необходимые при устройстве на работу, создадут благоприятное впечатление о писавшем. А написанное со множеством
орфографических ошибок сразу составят негативную характеристику: этот человек интеллектуально ограниченный, неразвитый.
Что же нужно делать для того, чтобы быть грамотным? Нужно выучить правила и исключения из правил, много читать. Учителя русского языка советует переписывать тексты русских классиков. Это развивает зрительную память, и правильное написание откладывается в подсознании. Грамотность – это работа над собой, кропотливый труд. Он дает повод человеку задать себе вопросы: а все ли у тебя хорошо с орфографией и пунктуацией? А если есть пробелы, то вы в силах их исправить.
Какие же ещё существуют практические способы повышения своей грамотности на бытовом уровне:
Много читать. Очень много читать Сначала вы будете читать, затем воспринимать, после — запоминать слова, фразы и предложения, которые потом уже будете воспроизводить на бумаге на подсознательном уровне.
Читать вслух. Механизм примерно такой же. Паузы, прямая речь, обороты, интонация — все это способствует запоминанию прочитанного.
Конспектировать. Отличный навык, который приобретается в течение долгого времени. Главное, научиться конспектировать без ошибок, часто сверяясь с оригиналом.
Переписывать. Этот навык отшлифует знание правил написания слов и предложений, и научит писать грамотно.
Научиться печатать. Особенно очень длинные тексты. Это позволит расширить и укрепить вашу оперативную память.
Среди своих одноклассников я провёл анкетирование, в котором приняли участие 23 человека. Они ответили на заданные вопросы следующим образом:
п/п
Вопросы анкеты
Да
Нет
Сомневаюсь.
1.
Считаешь ли ты себя грамотным человеком?
15 ч.
1 ч.
7 ч.
2.
Любишь ли ты читать книги?
14 ч.
2 ч.
7ч.
3.
Считаешь ли ты своё близкое окружение (родственники, родители, друзья) грамотными людьми?
22 ч.
1 ч.
0 ч.
4.
Приятно ли тебе общаться с человеком, который явно проявляет себя как безграмотный?
1 ч.
14 ч.
8 ч.
5.
Хотелось бы тебе стать грамотным человеком?
23 ч.
0 ч.
0 ч.
6.
Должны ли граждане нашей страны быть грамотными?
22 ч.
0 ч.
1 ч.
7.
Будет ли твоя будущая жизнь напрямую зависеть от уровня твоего образования?
18 ч.
1 ч.
4 ч.
Выводы: данный опрос показал, что большинство моих одноклассников, т.е – 15 ч. считают себя достаточно грамотными ; 7 ч. – сомневаются и только один считает себя неграмотным. Любят читать книги – 14 ч.; 7 ч. – сомневаются и 2 ч. читать не любят. Но почти все хотят быть грамотными людьми и считают, что граждане нашей страны должны быть образованными. А на самый главный вопрос: будет ли их будущая жизнь напрямую зависеть от уровня их образования? Ответили следующим образом: 18 человек видят прямую зависимость успешности своей жизни от уровня образования, 4 человека в этом сомневаются, и только один человек считает, что его жизнь не зависит от его образования. Из этого я делаю следующий вывод: большинство моих одноклассников понимают всю значимость образования в своей будущей жизни и хотят видеть себя и других сограждан нашей страны образованными и конкурентно – успешными людьми. Без этого невозможно сделать нашу страну процветающей и благополучной, потому что самое ценное достояние любого государство – это образованные и грамотные люди, способные развивать её научный, технический и культурный потенциал. Мы, сегодняшние школьники, и есть будущий потенциал нашего государства.
Заключение.
Что бы человек ни говорил об уровне своей грамотности, всё равно “нет предела совершенству”. Грамотность в широком смысле слова подразумевает, по-моему, не только отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. Большой энциклопедический словарь даёт следующее определение грамотности: “Грамотность – определённая степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка; один из базовых показателей социально-культурного развития страны”. Очевидно, что чем выше грамотность каждого, тем выше уровень развития государства в целом. Это как раз характеризует степень участия народа той или иной страны в умственной жизни всего человечества.К большому сожалению, наш народ, особенно подрастающее поколение, в общей своей массе — безграмотен. И вы знаете, это очень выгодно власть имущим — безграмотным народом легче управлять! Это же аксиома: если ты не умеешь грамотно писать, значит, ты очень многого не знаешь. А раз ты многого не знаешь, то тебя и «облапошить» будет нетрудно.
Вывод напрашивается сам собой. Надо учиться управлять собой и своей собственной жизнью. И нести за это личную ответственность. Если мы хотим быть грамотными, образованными людьми, то умение грамотно писать и говорить, должно быть обязательным качеством. От этого напрямую зависит наша успешность.
Список литературы
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004;
Горбачевич. Г.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1989;
.Дерягин В.Я.,.Люстрова З.Н ,.Скворцов Л.И, Беседы о русском слове. – М.: «Знание», 1978;
Карпова Т.Б. Нормы русского литературного языка в таблицах и схемах. Пермь. 2009;
Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. Санкт-Петербург. 2000;
Крылов Г.А. Словарь ошибок русского языка. Санкт-Петербург. 2010;
Мир мудрых мыслей. / Сост. Л.Л.Ермолинский, Т.Ф.Ермолинская. – Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ»,1985;
Матвеева Т.В. 15 уроков по культуре речи.
Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. Москва. Айрис и пресс. 2009;
Соколова Н.Л. Говорим и пишем правильно. ОНИКС. Литература и образование. 2008;
8