Быть грамотным модно или необходимо внеклассное занятие

Слайд 1

– Ум без книги, что птица без крыльев – Учёный водит, а неучёный следом ходит -Человек неучёный, что топор неточёный -Мир освещается солнцем, а человек – знанием -Корень учения горек, зато плод сладок -Книгу читаешь – на крыльях летаешь Народная мудрость о обучении и грамотности

Слайд 2

Антон Павлович Чехов В сущности для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличием, как не уметь читать и … Для не очень интеллигентного – тоже .

Слайд 3

Лев Николаевич Толстой Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания.

Слайд 4

Ежегодный Международный день грамотности объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. 8 сентября — день торжественного открытия этой конференции. Этот день призван активизировать усилия общества по распространению грамотности .

Слайд 5

Количество грамотных людей в мире 4 миллиарда. Более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными. А более 100 миллионов детей не ходят в школу. Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию. Около 20% взрослого населения мира неграмотны.

Слайд 6

Полностью неграмотные проживают в Африке, частично в странах Азии и Латинской Америки В современном обществе невозможно выжить неграмотным В России, США и Европе нет полностью неграмотных

Слайд 7

В 1991 г. ЮНЕСКО ставила советское высшее образование на 3 -е место в мире. К 2007 г. Российская Федерация опустилась в том же рейтинге на 7 -е место. 1 –е место занимает Германия. 43 –е место – Великобритания. 44- е место -США

Слайд 8

Популярность грамотности в современной России растёт, и теперь быть грамотным – это действительно модно .

Слайд 10

Писатель Захар Прилепин (писатель, автор теста тотального диктанта) «В моду входит интерес к русскому языку. Грамотность говорит о состоянии интеллекта. Человек, который озабочен состоянием своего интеллекта, в любом случае будет стремиться знать и помнить какие-то вещи. А пренебрежение этими знаниями легко довести до абсурда: можно ведь и вообще неграмотным быть».

Слайд 11

«Я впервые за последнее время положительно оценил действия Тины Канделаки, когда она провела замер грамотности в блогах известных людей. Самой неграмотной оказалась Ксения Собчак,которая вообще не ставит запятых »

Слайд 12

Самым грамотным в списке Тины оказался Михаил Галустян : в его записях Канделаки не обнаружила ни одной ошибки.

Слайд 13

Галина БОГДАНОВИЧ, доктор филологических наук, профессор, эксперт РАН : Модно ли быть грамотным? Актуально ли быть грамотным? Можно сколько угодно говорить, что именно культура речи современного человека, мягко говоря, далека от совершенства, что существует так называемый олбанский язык, что в интернет-коммуникации можно себе позволить отступление от правил, что экономия языковых ресурсов – веление времени. Однако именно эти и другие сведения не оправдывают отсутствие мотивации: быть достойным – значит, быть грамотным. (Крымская газета)

Слайд 14

Евгения Коробкова (журналист) Символами нового времени становятся грамотные молодые люди. Например, писательница Майя Кучерская делает героиней своего романа корректора тетю Мотю. В тренде — быть грамотным.

Слайд 15

Наталия Занегина , кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русского языка РАН. Грамотным быть не столько важно, сколько удобно. Так сложилось, что у нас по-прежнему довольно лингвоцентричная страна: мы обращаем внимание на то, как говорит и пишет собеседник.

Слайд 16

Галина Боголюбова, президент Славянского фонда России По речи мы понимаем, каков человек — интеллигент и образованный или деловой и малокультурный. С развитием цивилизации, экономики, культуры и интеграционных процессов надо обязательно быть грамотным. Без грамотности у личности нет перспективы развития и творческого роста. Если человек не грамотен, то он будет пресмыкаться, как животное, ведь сегодня неграмотный человек не востребован обществом.

Слайд 17

Искусство и социальная реклама за грамотность Известная в Интернете под ником dalwen художница Анна Беловицкая решает вопрос грамотности с помощью любимчиков мировой паутины – котов.

Слайд 18

ГРАМОТНОСТЬ – определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. (Большой Энциклопедический словарь)

Слайд 19

Грамотный человек – какой он?

Слайд 20

Почему же грамотным быть модно?

Источник

Познавательно- развлекательное мероприятие для младших школьников и дошкольников  на тему: « Грамотным быть модно!»

Разработано

 социальным педагогом

 Максимовой И.С.

                                                    п.Тарасовский 2017г

Цель: формировать умение использовать знания в нестандартной     ситуации,  повышать учебную мотивацию;

Задачи:

  1. развивать познавательные интересы;
  2. формировать товарищеское доброжелательное отношение к членам    команды и соперникам, учить толерантности;
  3. развивать чувства сопереживания результатам труда, развивать чувство юмора, быстроту реакции.

Ведущая: Дорогие ребята!

 Сейчас я предлагаю вам посоревноваться и выполнить задания.

 Надеюсь, работа над ними доставит вам удовольствие.

Давайте ребята для выполнения заданий разделимся на 2 команды: «Умницы» и «Умники». Команды займите свои места.

Оценивать конкурс будет жюри.

 Все задания, как вы понимаете, рассчитаны на сообразительность и смекалку, поэтому давайте немного разомнемся, сделаем зарядку для ума.

                    Разминка. «Да или нет?»  

В радуге 7 цветов. (Да.)

 У человека 10 пальцев. (Нет, 20.)

 Рыбы откладывают яйца. (Нет, икру.)

 Маленькую лошадь называют теленком. (Нет,жеребенком.)

 Мухомор — ядовитый гриб. (Да.)

 Осенью птицы улетают на юг. (Да.)

  Белый медведь живет в лесу. (Нет, на Северном полюсе.)

  Изюм делают из винограда. (Да.)

  Черном море вода черная, а в Красном —красная. (Нет.)

  Томат — это то же самое, что и помидор.(Да.) 

     В году 10 месяцев. (Нет, 12.)

  Троллейбусу не нужен бензин. (Да.)

Конкурс I.   Математика.

Ведущий: 
Пусть всякий знает 
Кто же лучше вычисляет! 
Мне задачки прочитать, 
Вам же думать и считать!

  Задачи-шутки.

 1.Шла старуха в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1старуха).

2.По дороге ехали 9 машин. Одна машина остановилась. Сколько машин на дороге? (9)

3.Наступила осень. Маша принесла из леса 5 подснежников. Три цветка она подарила маме, один бабушке, остальные оставила себе. Сколько подснежников оставила Маша себе? (Осенью подснежников не бывает.)

4. Шарик из Простоквашино пошел на охоту. Он сделал четыре выстрела из фоторужья. Сколько зверей застрелил Шарик? (Фоторужьем не убивают.)

5.Стоя на двух лапах, пудель весит 6 кг. Сколько он будет весить, если встанет на четыре лапы? (6 кг.)-

6.На столе лежала яблоко. Его разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит 
на столе? 

Привела гусыня- мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки.

Три сынка, а сколько дочек?(3)

                                                                         На тарелочке 7 слив,

                                                                         Вид их очень уж красив.

                                                                        Съел 4 сливы Павел

                                                                       Сколько мальчик слив оставил?(3)

Две большие галки

Шли домой с рыбалки.

В сумке каждая из них

Пять сельдей несла больших.

Сколько сельдей галки

Принесли с рыбалки?.(10)

                                                    Двое шустрых поросят

                                                  Так замёрзли аж дрожат.

                                                 Посчитайте и скажите :

                                                Сколько валенок купить им? (8)

Конкурс 2.   Русский язык.

1. «Забавные недоразумения».

Ведущая:   Послушайте стихи и найдите в них ошибки.

На верхушке каланчи день и ночь кричат врачи.

А о чем они кричат, вы спросите у врачат.

                                   Говорят, один рыбак, в речке выловил башмак,

                                   Но зато ему потом на крючок попался дом.

2 «БЛИЦ-ТУРНИР»

1.   Как пишутся имена и фамилии людей, клички животных?

 2. С какой буквы пишется первое слово в предложении?

3.Сколько букв в русском алфавите?

 4.Сколько гласных букв в русском языке?

5.Как узнать, сколько в слове слогов?

           6.Как нужно переносить слово?

 7. Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?

 8. Как пишутся сочетания ЧА, ЩА?

9. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что? называются…( имена существительные).

10. Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? (имена прилагательные)

5. «Словесная перестрелка».

Кто больше назовет слов на букву «Д».

6. «Угадай, не ошибись!»

 Быстро ответь на вопрос: «Кто это? Что это?»

Зеленый,   продолговатый, сочный — … (огурец).  

 Маленькая, серенькая, пугливая — … (мышка).

 Ветвистая, зеленая, колючая … (ель).

 Интересная, новая, библиотечная — … (книга).

 Белоствольная, высокая, стройная … (береза).

 Желтые, красные, осенние — … (листья)

Холодный, белый, пушистый — … (снег).

Красное, спелое, сладкое — … (яблоко).

Конкурс болельщиков «Загадки»
Разгадайте загадки о школе. (школьники)

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник)

На ноге одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (Циркуль)

Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа)

Поселились мудрецы
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне. (Книги)

отгадаете мои сказочные загадки:( дошкольники)

Скачет баба на метле.

Страшная и злая.

Кто она такая? (Баба-Яга)

>>> 

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт. (Бабушка Федора)

>>>>

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

>>>>

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался. (Колобок)

Конкурс 3.Окружающий мир:

2. ЯДОВИТЫЙ ГРИБ С КРАСНОЙ ШЛЯПКОЙ – ЭТО?.. 
А) Подосиновик; 
Б) Подберезовик; 
В) Мухомор;
Г) Сыроежка.

3. У КАКИХ ПТИЦ КРАСНАЯ ГРУДКА? 
А) Снегири; 
Б) Вороны; 
В) Синицы;
Г) Голуби.

4. ЯГОДА КРАСНАЯ, ЯГОДА ВКУСНАЯ, РЕЖЬ, ДА СОЛИ. ЕШЬ, ДА 
 ХВАЛИ!
А) Земляника; 
Б) Помидор; 
В) Смородина;
Г) Малина.

5. ПОЧЕМУ ПТИЦЫ НЕ ЕДЯТ БОЖЬЮ КОРОВКУ? 
А) Из-за пучеглазости; 
Б) Кусается; 
В) Быстро убегает;
Г) Из-за яркой окраски.

6. КРАСНАЯ ДЕВИЦА СИДИТ В ТЕМНИЦЕ. А КОСА НА УЛИЦЕ.
А) Василиса прекрасная; 
Б) Морковь; 
В) Царевна Несмеяна;
Г) Свекла.

ЖЕЛТЫЕ ВОПРОСЫ:
1. ИЗ ЧЕГО ПЧЕЛЫ ДЕЛАЮТ МЕД? 
А) Из сахара; 
Б) Из пыльцы; 
В) Из овцы; 
Г) Из росы.

2. ЖЕЛТОПУЗИК – ЭТО . . . ?
А) Лягушка; 
Б) Подушка; 
В) Ящерица;
Г) Цыпленок.

3. КРУГЛЫЙ ЖЕЛТЫЙ СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ? 
А) Принц Лимон; 
Б) Колобок; 
В) Круглишок;
Г) Репка.

4. КАКОЙ ОВОЩ ПОМОГ ЗОЛУШКЕ ПОПАСТЬ НА БАЛ? 
А) Дыня; 
Б) Тыква; 
В) Кабачок;
Г) Баклажан.

4. «Назови детёныша»

Ведущая:  – Вам необходимо определить название детеныша животного

Собака – щенок,   коза – козленок,

кошка – котенок,   гусь – гусенок,

корова – теленок,   утка – утенок,

лошадь – жеребенок,   индюк – индюшонок,

свинья, – поросенок,   курица – цыпленок,

овца – ягненок,    кролик – крольчонок.

  1. Конкурс  «Угадай, кто, где живёт»

Ведущая: назовите, кто,  где живет.

Птица – в гнезде,

Белка – в дупле,

Медведь – в берлоге,

Улитка – в домике – ракушке, который носит на себе,

Муравей – в муравейнике,

Рыба – в водоеме. 

Конкурс болельщиков   Это делают любители природы?

           -Разоряют птичьи гнезда. (Нет.)

   -Уничтожают несъедобные грибы. (Нет.)

 –  Вывешивают скворечники и кормушки. (Да.)

  – Рвут цветы охапками. (Нет.)

–   Сажают деревья. (Да.)

–   Оберегают родники. (Да.)

–  Ставят капканы. (Нет.)

–   Собирают березовый сок. (Нет.)

–  Ломают ветки деревьев. (Нет.)

     –   Разоряют муравейники. (Нет.)

–  Высаживают цветы на клумбах и балконах.(Да.)

–  Мусорят в лесу. (Нет.)

–  Жгут прошлогоднюю траву. (Нет.)

–  Участвуют в очистке водоемов от мусора. (Да)

      Конкурс IV.  Литературное чтение.

 1. Викторина. Вам предстоит прослушать отрывок и сказать из какого он произведения.

  1. «Залилась Аленушка слезами, села под стожок — плачет, а козленочек возле нее скачет». («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

   2.   «Жил старик со своею старухой

         У самого синего моря;

         Жили они в ветхой землянке

         Ровно тридцать лет и три года…» (А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

3.«Несет меня лиса За темные леса,

     За быстрые реки,

         За высокие горы!..» (Петушок — золотой гребешок».)

    4.   «Осел идет — кричит по-ослиному, собака идет — лает по-собачьи, кот идет — мяукает по-кошачьи, петух идет — кукарекает». (Бр. Гримм. «Бременские музыканты».)

   5.   « — Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша»

 («Царевна-лягушка».)

  1. «Ловись, рыбка, и мала и велика, Ловись, рыбка, и мала и велика». («Лиса и волк».

2. «Сказочные животные»

Ведущая: назовите как зовут этих сказочных животных
1. Пудель Мальвины. (Артемон)
2. Кого поймал Емеля? (Щуку)
3. Пёс Дяди Фёдора.(…?)
4. Собачка, которая помогала деду и бабе собирать урожай.(Жучка)
5. Кот из деревни Простоквашино. (Матроскин?)
6. Муха, которая напоила всех чаем. (Цокотуха)
7. Черепаха из сказки “Золотой ключик”. (Тартила)
8.Кто разбил золотое яичко? (Курочка Ряба)

3. Загадки.

•    На сметане мешен,

 На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

 Покатился   … (колобок).

•    Бабушка девочку очень любила.

 Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее! (Красная Шапочка.)

•    Носик круглый, пятачком,

 Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

 Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)

•    Лечит маленьких детей,

 Лечит птичек и зверей,

 Сквозь очки свои глядит

 Добрый доктор … (Айболит.)

•    Толстяк живет на крыше,

 Летает он всех выше. (Карлсон.)

•    Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

 Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

•    У отца был мальчик странный,

 Необычный, деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?… (Буратино.)

•    Она красива и мила,

Имя ей дала зола. (Золушка.)

•   Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш … (Малыш.)

Ведущая:  пока жюри подводит итоги

Конкурс болельщиков  «Немного перепутал».

Узнать героя сказки.

•    Красная Косыночка. (Красная Шапочка.)

•    Несоображайка. (Незнайка.)

•    Крести-Пух. (Винни-Пух.)

•    Сантиметровочка. (Дюймовочка.)

•    Рыльчик. (Пятачок.)

•    Тельняшкин. (Матроскин.)

•    Скелет Вечный. (Кощей Бессмертный.)

•    Кругляшок. (Колобок.)

•    Белольдинка. (Белоснежка.)

•    Чебурек. (Чебурашка.)

Подведение итогов. Награждение по номинациям:

«Самые умные»
«Самые дружные»

Ведущая:      Всем спасибо за вниманье,

             За задор и звонкий смех,

             За азарт соревнованья,

             Обеспечивший успех.

             Вот настал момент прощанья,

             Будет краткой наша речь:

             Говорим мы: до свиданья,

             До счастливых новых встреч!

Источник

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Гостиница для обучающихся

г. Моршанск Тамбовской области

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

– формировать у обучающихся осознанную мотивацию к образованию, стимулировать к размышлению об отличительных особенностях образованного человека;

– знакомить обучающихся с историей образования;

создать положительный образ образованного человека, прививать желание быть грамотным;

создавать условия для творческого самовыражения обучающихся.

Форма проведения: Беседа, рассказ воспитателя, работа со словарем; фронтальная форма

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование; чистые листы бумаги, простые карандаши, плакаты с изображением тинэйджеров; выставка книг; толковый словарь русского языка, распечатанные тексты стихотворения Б. Заходера; микрофон.

ПРОВЕДЕНИЕ: 07 сентября 2018 г.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Организационно-мотивационная

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами на очень важную тему.

Как вы считаете, каким должен быть модный тинейджер? Свои мысли зарисуйте и прикрепите к сегодняшним героям (плакат с подростками).

Обучающиеся рисуют, прикрепляют свои наброски к прикреплённому на доске плакату и высказывают своё мнение.

Мы себя не представляем уже без телефона, компьютера и планшета, без всевозможных модных аксессуаров. Но не стоит забывать, что мода на самое главное в жизни не пройдёт никогда. Это – мода на грамотность.

Тема нашего занятия «Грамотным быть модно».

Что такое грамотность?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Беседа об истории образования

Давайте поговорим об истории образования.

Письменность появилась с принятия христианства на Руси. Славянская азбука связана с именами Кирилла и Мефодия.

Кто знает, как на Руси распространялась грамота?

А кто мог обучаться грамоте?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Справка для учителя:

Начальное образование в то время получали также с помощью мастеров грамоты. Это были дьяки или простые люди, для которых обучение детей становилось дополнительной или даже основной профессией. Они частным образом учили детей читать, писать, считать – подобно тому, как мастера учили своих учеников ремеслу.

Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Обычно каждый из них учил 8-10 детей. Ученики в качестве учебного пособия использовали особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Сначала дети изучали азбуку, учились писать и говорить буквы, дальше составляли, а уже потом учились читать. Читали молитвы (Псалтырь). Для письма использовали берестяные грамоты.

Особую роль образованию отводил Ярослав Мудрый. Ярослав не просто читал книги или покупал их (кстати сказать, в огромных количествах), но и создал библиотеку русских и греческих книг, которую передал Софийскому собору для общей доступности.

В его «Похвале книгам» мы читаем такие строки:

«Великая польза бывает от книжного ученья. Книги – реки, наполняющие Вселенную мудрость. В книгах – несчётная глубина, ими мы в печали утешаемся».

Похвала – это особый жанр древнерусской литературы. Произведения такого жанра создавались в честь выдающихся людей.

Ярослав Мудрый, сын Владимира I Крестителя, был великим князем киевским с 1019 года. Ярослав Мудрый понимал важность «учения книжного»: он сам много читал, открывал мастерские по изготовлению книг, при нём на древнерусский язык было переведено большое количество богослужебных и иных книг.

Можно сделать вывод: книжное слово на Руси воспринималось, в первую очередь, как слово Бога, – кто книги часто читает, тот беседует с Богом. Такое отношение к книге в нашей стране сохранялось на протяжении почти целого тысячелетия. Чтобы понять смысл этих слов, вспомним о том, что в Древней Руси говорили о божественном происхождении слова, что почти все книги были христианскими, церковными книгами. Важные христианские понятия – это понятия греха (нарушение Божьих заповедей) и покаяния (осознание этих грехов, признание в них и мольба о прощении). Цитата говорит, что божественная мудрость книг помогает человеку осознать себя, свои поступки и грехи и покаяться перед Богом в своих грехах, прося за них прощения. Основная мысль отрывка о пользе учения книжного в том, что чтение книг поможет человеку приобщиться к Божественной мудрости, содержащейся в этих книгах.

В 17-ом веке открывается первое высшее учебное заведение на Руси – Славяно-греко-латинская академия, которая стала кузницей подготовки богословов, философов, писателей, политиков высокого уровня. Двери академии были открыты для всех сословий. При участии одного из выпускников этой академии был учреждён Московский университет. По сей день университет носит имя автора его первоначального проекта – МГУ им. М.В. Ломоносова.

1782 – 1786 –е гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования.

1811 (до 1844) – Царскосельский лицей. Лицей был основан по указу императора Александра I. Программа лицея ориентирована на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов.

Как вы думаете, кто мог посещать лицеи и академии в XVII-XVIII веках?

А что же бедные люди – крестьяне?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Обратимся к мысли русского писателя Льва Николаевича Толстого:

«Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе».

Обучение крестьянских детей отличалось от обучения знатных, дворянских. Посмотрите на репродукции картин Н.П. Богданова-Бельского «Устный счёт» и В.Е. Маковского «В сельской школе».

Мы видим класс XIX века. Учитель – реальный человек – Сергей Александрович Рачинский. Как проходит обучение?

Рассматривание репродукций и обсуждение.

2. Рассказ об образовании XIX и XX-го веков

Образование всегда ценилось. Люди – и богатые, и бедные – стремились обучиться грамоте, познать мир. Народ создал множество пословиц и поговорок об обучении. Вот некоторые из них:

«Грамоте учиться – всегда пригодится».

«Ученье – красота, неученье – слепота».

«Учёный водит, а неучёный следом ходит».

«Корень учения горек, а плоды его сладки».

«Кто в грамоте горазд, тому не пропасть».

Об обучении и образовании высказывались и великие люди:

А.П. Чехов: «В сущности, для интеллигентного человека дурно говоритьдолжно считаться таким же неприличием, как не уметь читать и … для не очень интеллигентного – тоже».

Л.Н. Толстой: «Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».

Н.Г. Чернышевский: «Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны».

И.С. Тургенев: «Учение – только свет, по народной пословице, – оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание».

Прислушаемся к народной мудрости и мудрости известных писателей.

Грамотность – это критерий культурности и образованности. Взаимопонимание, независимость, возможности для развития и много другое даёт нам грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре.

8 сентября весь мир празднует День грамотности.

Мировая конференция министров образования на тему «Ликвидация неграмотности» состоялась именно 8 сентября 1965 года в столице Ирана – Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днём грамотности (International Literacy Day) день 8 сентября. Этот день призван активизировать усилия общества по распространению грамотности.

Немного статистики:

Количество грамотных людей в мире 4 миллиарда.

Более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными.

А более 100 миллионов детей не ходят в школу.

Менее 50 стран в мире обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию.

Около 20% взрослого населения мира неграмотны.

XX-й век – образование становится общедоступным.

XXI век

Образование в XXI веке:

Доступность.

Широкие возможности для каждого.

Инновационные школы.

Всестороннее развитие.

Современные канцелярские принадлежности и технические средства.

Развивающие поездки и экскурсии.

Всевозможные конкурсы и кружки.

В современном обществе неграмотным людям выживать очень трудно, практически – невозможно. В России, США, Европе нет людей, полностью безграмотных. Полностью неграмотные люди проживают в Африке, частично – в странах Азии и Латинской Америки.

В 1991 г. ЮНЕСКО ставила советское высшее образование на 3-е место в мире.

К 2007 г. Российская Федерация опустилась в том же рейтинге на 7-е место. 1-е место занимает Германия; 43-е место – у Великобритании; 44-е – у США.

В современной России популярность грамотности с каждым годом растёт, и теперь быть грамотным – это действительно модно. Политики и «звёзды», блогеры и журналисты пишут о том, что «…правильная устная и письменная речь – не менее важная черта, чем умение одеваться, хороший стиль и т.п.» (З. Прилепин).

Прислушаемся к мнению российского писателя и автора тотального диктанта Захара Прилепина, журналиста Евгении Коробковой, доктора филологических наук и профессора РАН Галины Богданович, президента Славянского фонда России Галины Боголюбовой:

«В моду входит интерес к русскому языку. Грамотность говорит о состоянии интеллекта. Человек, который озабочен состоянием своего интеллекта, в любом случае будет стремиться знать и помнить какие-то вещи. А пренебрежение этими знаниями легко довести до абсурда: можно ведь и вообще неграмотным быть». (З. Прилепин).

«Символами нового времени становятся грамотные молодые люди. Например, писательница Майя Кучерская делает героиней своего романа корректора тётю Мотю. В тренде – быть грамотным». (Е. Коробкова).

«Модно ли быть грамотным? Актуально ли быть грамотным? Можно сколько угодно говорить, что именно культура речи современного человека, мягко говоря, далека от совершенства, что существует так называемый олбанский язык, что в интернет-коммуникации можно себе позволить отступление от правил, что экономия языковых ресурсов – веление времени. Однако именно эти и другие сведения не оправдывают отсутствие мотивации: быть достойным – значит, быть грамотным». (Г. Богданович).

«По речи мы понимаем, каков человек – интеллигент и образованный или деловой и малокультурный. С развитием цивилизации, экономики, культуры и интеграционных процессов надо обязательно быть грамотным. Без грамотности у личности нет перспективы развития и творческого роста. Если человек не грамотен, то он будет пресмыкаться, как животное, ведь сегодня неграмотный человек не востребован обществом». (Г. Боголюбова).

Грамотность внедряется также с помощью социальной рекламы и искусства. Известная в Интернете под ником dalwen художница Анна Беловицкая решает вопрос грамотности с помощью любимчиков мировой паутины – котов.

А формируется грамотность умением читать, понимать, интерпретировать и оценивать тексты, – особенно художественные. Писать с ошибками, коверкая слова, немодно и непрестижно.

Практическая работа (Работа со словарём)

Задание. Прочитайте стихотворение Бориса Заходера «Если мне подарят лодку». Найдите непонятные вам слова, объясните значения этих слов, обращаясь к толковому словарю:

Если мне подарят лодку,

Ялик,

Гичку,

Самоходку,

Барку

Или хоть байдарку,

Как я буду рад подарку!

Я согласен и наджонку,

Катер,

Яхту,

Плоскодонку,

На каяк,

Каноэ,

Ботик,

В крайнем случае, на плотик …

Буду рад

Катамарану,

Оморочке

И сампану.

Взял бы я охотношлюпку

Или даже душегубку.

Лишь бы мне

На вольной воле

Плыть и плыть

В своей гондоле,

На вельботе,

На пироге

Плыть без горя

И тревоги,

Лишь бы плыть и плыть часами:

Всё равно – под парусами

Иль с мотором,

Иль на вёслах

В те края,

Где нету взрослых!

Повидаюсь с океаном,

Потягаюсь с ураганом

И вернусь обратно и маме –

Прямо к чаю с пирогами.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия. «Свободный микрофон»

Обучающиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам с помощью настоящего микрофона.

Передаётся микрофон. Получая, обучающийся продолжает незаконченную фразу, указанную на экране:

На занятии я работал(а) …

Занятие для меня показалось …

Самым полезным и интересным для меня было …

Я понял(а), что …

Теперь я могу …

Я попробую …

Меня удивило …

Строки самому себе …

Итог

Подведём итог:

– Что такое грамотность?

– Модно ли быть грамотным сегодня? Почему, как вы считаете?

Не забывайте о собственной грамотности, повышайте её. Если видите ошибки у других, учитесь исправлять их корректно.

Грамотность – это «лицо» человека. В обществе всегда будут цениться грамотные люди. Быть грамотным – значит, быть престижным.

Источник