Быть грамотным модно тотальный диктант
Проект
«Тотальный диктант.
Быть грамотным – модно!”
Оглавление
Введение…………………………………………………..….…………………………3
Раздел I. История Тотального диктанта………………………………….…..…4
1.1. Идея. …….…….……..…………………………………………………………4
1.2. Первые шаги и награды…………………………………………….…………. 4
1.3. Тотальный диктант шагает по планете………………………….……………4
1.4. Тотальный диктант в Омске…………………………………….……………5
1.5. Проведение Тотального диктанта в 2020 году………………….…………..6
Раздел II. Испытано на себе……………………………………….………………6
2.1. Эксперимент №1. Как я писал Тотальный диктант……….…………….……6
2.2. Эксперимент №2. Как я проводил Тотальный диктант………………….….6
2.3. Эксперимент №3. Делаем полезное приятным, а приятное полезным ….7
2.4. Эксперимент №4. Возмещаем ущерб………………………………………..7
Раздел III. Тотальный диктант: инструкция по применению………………..8 Заключение……………………………………………………………………………………………………8
Список источников и литературы………………………………………………………………10
Приложения..……………………………………………………………………………………………….11
Приложение №1. Нормы оценивания диктанта ………… …………..…………..11
Приложение №2. Текст диктанта…………..………………………………….12
Приложение №3. Бланки диктанта в количестве 26 штук …………………13-38
Введение
Русский язык – один из богатейших языков в мире. Этот факт признают как классики, так и современные поэты, писатели, учёные и деятели культуры. Сегодня проблема сохранения языка в России является наиболее актуальной. Современный человек постепенно утрачивает свою грамотность. «Правильно» писать нам помогает Word и новомодные гаджеты. Программы исправляют ошибки, но далеко не все. Теряется способность человека задумываться о корректном написании текста, отсутствует желание повышать уровень знания родного языка. Как сделать изучение русского языка вновь модным и популярным? Каким образом можно повысить грамотность всех желающих?
Объект моего исследования – Тотальный диктант – всемирная просветительская акция в форме добровольного диктанта для всех желающих. Раз в год ее участники могут проверить свою грамотность и знание русского языка, могут написать диктант так же, как в школе.
Предмет исследования – проверка и анализ грамотности среди учеников моего класса путем проведения тотального мини-диктанта.
Цель работы – на примере просветительской акции Тотальный диктант показать, что быть грамотным важно для каждого человека, что заниматься русским языком полезно и увлекательно, объединить всех, кто умеет или хочет писать и говорить по-русски.
В соответствии с целью я поставил следующие задачи:
– изучить информационное поле Тотального диктанта;
– предоставить всем желающим возможности проверки своей грамотности в доброжелательной атмосфере;
– мотивировать повышение уровня грамотности через обсуждение результатов диктанта и разбор ошибок;
– наметить выявление трудноусваиваемых правил русского языка с целью их отработки;
– оценка уровня грамотности.
Раздел I. История Тотального диктанта.
- Идея.
Идея проведения диктанта для всех желающих принадлежит членам студенческого клуба гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета (НГУ) “Глум-клуб”. Впервые мероприятие состоялось 11 марта 2004 года. В течение первых пяти лет в акции, проводившейся только в Новосибирске, участвовало в среднем по 200 человек. Для диктантов организаторы выбирали отрывки из произведений Льва Толстого, Александра Бека, Ивана Соколова-Микитова, Василя Быкова, Редьярда Киплинга. Диктовали эти тексты преподаватели гуманитарного факультета НГУ.
- Первые шаги и награды.
В 2009 году организаторы пригласили прочитать отрывок из повести Николая Гоголя “Невский проспект” известного музыканта и поэта Псоя Короленко. Это нововведение значительно повысило интерес к акции: число участников достигло 600 человек.
В 2010 году мероприятие привлекло 2,4 тыс. участников. Текст подготовил писатель Борис Стругацкий.
- Тотальный диктант шагает по планете.
В феврале 2011 года “Тотальный диктант” был удостоен Национальной премии в области общественных связей “Серебряный лучник” как лучший российский общественный проект. Весной 2011 года акция получила общероссийское распространение, к ней присоединились еще 12 городов.
В 2012 году “Тотальный диктант” впервые прошел в Москве и Санкт-Петербурге, в целом охватив более 40 городов. Тогда же он впервые был проведен за пределами России – в Великобритании, Франции, Германии и других странах. Из-за расширения географии текст был разделен на несколько частей: для Дальнего Востока, для Западной Сибири и Урала, для европейской части страны, Европы и Америки.
К 2014 году география акции расширилась до 350 городов в 45 странах, а количество участников достигло 64 тыс. В том году были организованы бесплатные подготовительные курсы, а также онлайн-трансляции диктанта.
В 2015 году в акции приняли участие уже более 108 тыс. человек из 58 стран мира.
В 2016 году в “Тотальном диктанте” суммарно участвовали 146 тыс. человек, из них за рубежом его написали 18,7 тыс.
“Тотальный диктант – 2017” прошел в 866 населенных пунктах, охватив в общей сложности 71 страну мира. Текст написали более 200 тыс. человек.
В 2018 году акция прошла в 76 странах мира. Число участников “Тотального диктанта – 2018” стало рекордным за все время проведения акции, превысив 227 тыс. человек. Свое знание великого и могучего проверяли экипажи парусника «Крузенштерн», нескольких ледоколов, сотрудники Российской антарктической экспедиции. Диктант звучал на Международной космической станции, в Кунгурской пещере, дайверы в Карелии писали «Тотальный диктант» под водой. Пишут в тюрьмах, исправительных учреждениях, на ходу троллейбуса и на борту самолета: акция прошла на высоте 10 000 метров! Диктант писали пассажиры рейса Новосибирск – Москва. Теперь диктант напишут пассажиры уже 10 воздушных рейсов.
В 2019 году “Тотальный диктант” прошел в 81 стране мира, его текст написали более 236 тысяч участников в 1200 городах. Лидерами массовости стали Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и Омск.
- Тотальный диктант в Омске.
В 2019 году город Омск вошел в число лидеров по количеству участников диктанта. В акции приняли участие 5000 омичей, самое большое количество которых пришло в аудитории главного организатора акции – Омского Государственного Университета имени Ф.М. Достоевского.
- Проведение Тотального диктанта в 2020 году.
В этом году Тотальный диктант должны были писать 4 апреля, но в связи с запретом на проведение массовых мероприятий из-за неблагополучной эпидемиологической ситуации в мире его проведение перенесено на 17 октября. Каждый раз текст диктанта специально пишет новый автор, к выбору которого тщательно подходят организаторы проекта, так как его миссия – продвижение современной русской литературы. Автором “Тотального диктанта – 2020” стал писатель из Сибири Андрей Геласимов. Текст произведения будет посвящен малоизвестным подробностям из жизни основателя русской теоретической космонавтики Константина Циолковского. Свой текст он прочитает в Санкт-Петербурге, столице Тотального диктанта, которая была выбрана по итогам конкурса. Столица проекта становится его центральной площадкой, к ней приковано всеобщее внимание. Сюда приезжает автор, который лично диктует написанный им текст. Отсюда же ведется одна из онлайн-трансляций.
Раздел II. Испытано на себе.
2.1. Эксперимент №1. Как я писал Тотальный диктант.
Свой первый, не обычный школьный, а взрослый «Тотальный диктант» я писал в 2019 году, и мне не стыдно признаться, что я написал его на «двойку». Это меня не огорчило, а лишь раззадорило писать еще. Текст на диктанте естественно сложнее, чем мы пишем в школе. Но ведь в акции участвуют те, кому и дальше интересно изучать и познавать русский язык. Я учту свои ошибки и следующий диктант в 2020 году постараюсь написать на “отлично”.
2.2. Эксперимент №2. Как я проводил Тотальный диктант.
Просьба подготовить к следующему уроку двойной листочек – сигнал, известный всем школьникам, он означает «Внимание! Диктант!» Начинали бояться всего — забыть правило, отстать от учителя, сделать помарку, запутаться в переносе слова. Сегодня же название акции «Тотальный диктант» – символ не школьного страха, а наоборот, возродившейся моды на грамотность. Кстати, девиз Тотального диктанта: «Писать грамотно – модно!». Среди учеников своего класса (8 класс) я провел «Тотальный мини-диктант 2020» по произведению автора диктанта в 2019 году Павла Басинского. Все одноклассники справились с диктантом. Минимальное количество допущенных ошибок – 1, максимальное – 10. По результатам проверки выставлены оценки. На «отлично» справился 1 человек, оценку «хорошо» получили 13 человек, «удовлетворительно» – 12 человек. Все будут поощрены сертификатами участника диктанта. Тотальный диктант – это не способ развесить ярлыки (отличник или троечник), а дать возможность каждому понять, какие он делает ошибки, вдохновить на работу над собой. Каждый человек имеет право на ошибку, поэтому, если вы получили двойку, не стоит расстраиваться и стыдиться. Во-первых, оценку видите только вы. Во-вторых, само участие в диктанте – это уже победа, и в-третьих, за год можно подготовиться и в следующий раз улучшить результат.
2.3. Эксперимент №3. Делаем полезное приятным, а приятное полезным.
Участие в диктанте – это не только способ вспомнить школьные годы, но и весело провести выходной в компании друзей или семьи. Всегда можно выбрать площадку, где комфортно. Это может быть тихая библиотека или театр, университеты, стадион и даже крейсер «Аврора». Можно выбрать и известного чтеца, так называемого «диктора», и получить более яркие эмоции: не только написать диктант, но и побывать в интересной обстановке, увидеть в качестве чтеца нетипичную персону. Тотальный диктант хорош еще тем, что можно увидеть людей разных поколений. Приходят даже целыми семьями. Некоторые участники приходят проверить своих детей, а потом выясняют, что у детей с грамотностью все неплохо, а вот им самим есть чему поучиться. Для кого-то это доказательство того, что он еще в форме и умеет писать грамотно, для кого-то возможность вспомнить школьные годы, а для кого-то мероприятие, призванное сплотить коллектив, когда коллеги по работе приходят вместе, и повысить эффективность его работы.
Еще одной важной акцией является аллея Тотального диктанта. Каждый год для печати бланков тратится очень много бумаги, поэтому организаторы проекта придумали, как возместить природе этот ущерб. Было подсчитано, что на печать бланков уходит примерно 30 деревьев, поэтому в ботаническом саду Челябинского государственного университета высадили саженцы лиственницы и можжевельника, каждому из которых присвоены буква и интересный факт, связанный с Тотальным диктантом, а также имена авторов текстов.
Раздел III. Тотальный диктант: инструкция по применению.
Участие в диктанте бесплатное. Для того чтобы принять участие, нужно зарегистрироваться на сайте “Тотального диктанта”, найти страницу своего города и выбрать наиболее удобную площадку. Если в городе не проводится “Тотальный диктант” или лень идти на площадку, можно поучаствовать онлайн. Для этого тоже нужно зарегистрироваться на сайте и в назначенное время присоединиться к любой из четырех онлайн-трансляций. Во многих городах с 22 февраля стартуют очные курсы подготовки. Уроки также доступны всем на сайте проекта. С 13 марта открывается онлайн-школа “Тотального диктанта”- это несколько видеолекций, на которых филологи разберут наиболее актуальные для текста этого года правила. Кроме того, на сайте проекта размещен онлайн-курс “Никогда не пиши “ни когда”, который не привязан к конкретному диктанту и охватывает 28 основных тем русского языка.
Заключение
В эпоху, когда главными достоинствами считаются знание английского и языка программирования, зачем же нужна орфографическая грамотность? Знание русского языка необходимо хотя бы для того, чтобы написать резюме при приеме на работу. Ошибка в тексте может привести к тому, что возможный руководитель поймет вас неправильно или составит не самое хорошее мнение даже о самом лучшем кандидате, а неграмотно составленные деловые письма негативно отражаются на имидже компаний. Многие участники показывают полученный сертификат с оценкой при приеме на работу, а некоторые университеты добавляют один балл отличникам диктанта при поступлении.
Работа над проектом показала мне, что цель Тотального диктанта – помочь каждому человеку задуматься, насколько он грамотный, и привить желание эту грамотность повышать. Поэтому участие в диктанте – это не оценка знаний в прямом смысле этого слова, а повод выяснить, над чем стоит работать в плане грамотности. Ведь быть грамотным – это не просто нормально, это нужно и важно для каждого современного человека, так как писать грамотно – это модн
Список источников и литературы
1. Официальный сайт “Тотального диктанта” /Электронный ресурс/ Режим доступа https://totaldict.ru /
2. Официальная страница ВКонтакте /Электронный ресурс/ Режим доступа https://m.vk.com/totaldict
3. Официальная страница в Инстаграм /Электронный ресурс/ Режим доступа https://www.instagram.com/totaldict.ru/
4. YouTube – канал всемирной акции по проверке грамотности /Электронный ресурс/ https://m.youtube.com/channel/UCAilGg2F6O5oyVUBno8NMAQ
5. Википедия /Электронный ресурс/ Режим доступа https://ru.m.wikipedia.org
Приложение 1.
Нормы оценивания диктанта
Оценка | Количество ошибок: орфографические/пунктуационные | ||||
“5” | 0/0 | 0/1 | |||
“4” | 0/2 | 0/3 | 0/4 | ||
1/0 | 1/1 | 1/2 | 1/3 | ||
2/0 | 2/1 | 2/2 | |||
“3” | 0/5 | 0/6 | 0/7 | 0/8 | |
1/4 | 1/5 | 1/6 | 1/7 | ||
2/3 | 2/4 | 2/5 | 2/6 | ||
3/0 | 3/1 | 3/2 | 3/3 | 3/5 | |
4/0 | 4/1 | 4/2 | 4/4 |
Автор материала: А. Яремко (8 класс)
Цель Тотального диктанта — обратить внимание людей на свою грамотность и развить культуру грамотного письма. Ведь немаловажно не просто указать человеку на его ошибки, но и разбудить желание повышать свой уровень грамотности.
В какой-то степени Тотальный диктант можно обозначить как флеш-моб: канонически ежегодный сбор на событие и сопутствующая информация публикуются в Интернете, затем незнакомые люди собираются в одном месте и в одно время, совершают некое действие и расходятся. Чем не флеш-моб? Однако проект, зародившийся в Новосибирске более десяти лет назад, успешно распространился с 2011 года на всю Россию и за её пределы, ведь содержание и форма данной акции выше всех похвал. Казалось бы, почему? Что может быть скучнее, чем писать диктанты?
Не будем отрицать, что в классическом образовании, да и в обществе сохраняется тенденция некой элитарности в отношении высокого уровня начитанности и навыка грамотного письма. К примеру, известные всем до головной боли споры об ударениях и последующий выпуск «демократического» словаря сомкнули цепи ещё сильнее, ведь «сильные духом» и воспитанники определенных альма-матер принципиально придерживаются старых правил. От себя замечу, что не зря, но об этом — в другой раз.
Буквально в середине «нулевых» мировая общественность приняла во внимание феномен культуры сквозь парадигму образования и постепенно определила, что безграмотность, плохая эрудиция и некачественное образование — это плохо, а острый ум и качественное (само-)образование — это хорошо, престижно, а порой даже сексуально («Smart is sexy» — слоган популярнейшего сериала The Big Bang Theory). В массовой культуре почитают и подражают новому Шерлоку, а также Доктору Хаузу, Шелдону Куперу и Патрику Джейну. Перечислять можно долго. Даже неофициальный призыв акции звучит всеобъемлюще и с вызовом: «Тотальный диктант. Раз в год. Для всех, кто умеет писать».
Так вот, Тотальный диктант — ода русскому языку, что зародилась десять лет назад, но массовый характер приобрела сравнительно недавно. Теперь проект широко освещается СМИ, тексты пишут известные писатели и поэты, читают их не менее известные отечественные персонажи, а сдающий такой своеобразный экзамен имеет возможность разобрать свои ошибки, вникнуть в «пятиминутки ликбеза» и, кто знает, в дальнейшем писать более грамотно.
В 2011 году акция прошла в 13 городах России. В ней приняло участие 4 785 человек, ещё примерно 500 посмотрели трансляцию. Тотальный диктант 2014 года уже писали в 180 городах, 50 из которых находятся за границей. Количество участников выросло в 13 раз — до 64 000 человек, а количество просмотревших онлайн-трансляцию составило 52 000 человек.
Источники: ИТАС-ТАСС, totaldict.ru
Известно, что до последнего диктанта, прошедшего в этом году, количество «отличников» традиционно составляло 1-2% от всего числа участвующих. Данное соотношение вызвало негодования в СМИ относительно удручающего уровня грамотности в целом, который, к тому же, ещё умудряется становиться ниже из года в год.
Однако, организаторы проекта не распространяют статистику своего проекта и, вероятно, правильно делают. Ведь, если хорошенько подумать, акция не является глобальным экзаменом, и представлять результаты Тотального диктанта как объективный срез грамотности среди русскоязычного общества не совсем корректно. Тем более, тексты диктантов, с которыми вы можете ознакомиться на официальном сайте проекта объективно сложные, отчего «отличники» — это люди, скорее, не просто знающие язык, а владеющие им на профессиональном уровне. Да и цели данного проекта, как мы уже знаем, совершенно другие. Поэтому участие в акции — в первую очередь, проверка грамотности себя и по собственному желанию. И, думается, в последнюю. Ну, можно ещё результаты друзей краем глаза отметить.
Тем не менее, для любителей попричитать, как всё плохо в Датском королевстве, могу объявить следующее: по результатам Тотального диктанта в 2014 году количество «отличников» составило уже 3%. Возрадоваться, несомненно, стоит. Но без «танцев на костях».
Возможно, где-то увеличению доли «пятерок» поспособствовали специальные подготовительные курсы «Русский по пятницам». А возможно, что стремительно набирающий моду проект заставляет одних людей относиться к своей грамотности более серьёзно, а других — стремиться повысить свой уровень конкретно среди знакомых, тех же участников акции. Причин может быть много. И большая их часть является несомненным показателем, что акция Тотальный диктант — проект важный и нужный. А мерить по нему общий уровень грамотности населения, как мы уже выяснили, — занятие бесполезное и неблагодарное.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Тотальный диктант – ежегодная просветительская акция по проверке грамотности в форме добровольного диктанта для всех желающих. Фото с церемонии награждения отличников ТД в Красноярске. 2018 г.
Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню в одну из апрельских суббот я хожу на Тотальный диктант. Это моя многолетняя традиция, начавшаяся в 2011 году. Сейчас, чтобы принять участие в акции, можно прийти в школу, расположенную рядом с домом. Да что там рядом с домом! В последние годы где только ТД не писали: и в салоне самолёта, и под водой, и даже в космосе. А тогда написать текст под диктовку в Красноярске можно было только в одном месте – Сибирском федеральном университете. Зато там, в стенах родного вуза, можно было встретиться с однокурсниками и преподавателями, а после диктанта выпить чашечку кофе и поболтать.
А те, кто уехал по окончании университета в другие города и страны “сеять разумное, доброе, вечное”, услышав из своего “прекрасного далёка” о Тотальном диктанте, засыпали нас, первопроходцев, вопросами:
У вас что, на диктанты людей стадионами собирают, что ли? Так далеко любовь к словесности зашла?
Тотальный – то есть охватывающий все слои населения? Интересно посмотреть, кто туда таки пришёл? И на текстик бы взглянуть.
За свой первый ТД по тексту Д. Быкова “Орфография как закон природы” я получила четвёрку (две пунктуационные ошибки: если не ошибаюсь, не обособила уточнения). Со вторым текстом (З. Прилепин “Мне – не всё равно”) произошла та же история. Но там очень уж много было авторских тире, которые я кое-где заменила на запятые. В 2012 так делать было нельзя: строго как у автора. Это сейчас перед проверяющими список с вариантами расстановки знаков препинания: можно так, можно сяк, а вот так уже ошибка.
Чреда моих пятёрок началась с текста Дины Рубиной “Евангелие от Интернета” в 2013-м и прервалась в 2019-м, потому что в прошлом году, в день написания диктанта, я находилась не дома, а на родине Дины Ильиничны – в Израиле.
Израиль в апреле сказочно красив и зелен. Бахайский сад. Фото из личного архива автора
Хайфа. Фото из личного архива автора
Нет, чисто гипотетически при желании можно было съездить в Тель-Авив и написать там. Но по субботам общественный транспорт в этой стране не работает (шабат!), а цены на такси нереально высокие. Можно было написать онлайн, но ощущения не те. Мне нравится сам эффект присутствия: когда вокруг тебя больше сотни дружелюбных и настроенных на ту же волну людей, которые пришли сюда совершенно добровольно, просто ради удовольствия; когда аудитория не вмещает всех желающих и организаторы несут дополнительные стулья, а люди пристраиваются на этих стульях к подоконнику, к краешку чужого стола или пишут просто на коленках, подложив под бланк какую-нибудь папку.
В общем, прогуляла я диктант в прошлом году. А в этом произошло сами-знаете-что, и акцию перенесли на осень. Если диктант в октябре состоится, предлагаю всем желающим попробовать свои силы. Если вы любите русский язык, получите огромное удовольствие от самого процесса и атмосферы этого действа. А если ещё и на высший балл напишете – это будет поводом для радости и гордости.
Кроме того, иногда для меня Тотальный диктант является открытием современного писателя. К стыду своему, я до 2015 года ничего не знала о Евгении Водолазкине. На ТД был предложен отрывок из его нового, тогда ещё не опубликованного романа “Авиатор”. Я влюбилась в этот текст и в то, с каким спокойствием и выражением его читал сам автор:
Мы в Полежаевском парке, середина июня. Там течет речка Лиговка, она небольшая совсем, но в парке превращается в озеро. На воде — лодки, на траве — клетчатые пледы, скатерти с бахромой, самовары. Я наблюдаю за тем, как компания, сидящая неподалеку, заводит патефон. Кто именно сидит, уже не помню, но всё еще вижу, как вращается ручка. Через мгновение раздается музыка — хриплая, заикающаяся, и всё же музыка.
Ящик, полный маленьких, простуженных, поющих, пусть извне и невидимых, — у меня такого не было. И как же я хотел им обладать: заботиться о нём, лелеять, ставить зимой у печи, но главное — заводить его с царственной небрежностью, как делают вещь давно привычную. Вращение ручки казалось мне простой и одновременно неочевидной причиной льющихся звуков, своего рода универсальной отмычкой к прекрасному. Было в этом что-то моцартовское, что-то от взмаха дирижерской палочки, оживляющего немые инструменты и земными законами также не вполне объяснимого. Я, бывало, дирижировал наедине с собой, напевая услышанные мелодии, и неплохо у меня получалось. Если бы не мечта стать брандмейстером, то хотел бы я быть, конечно же, дирижером.
С тех пор часто перечитываю “Авиатора” и каждый раз сопереживаю герою, на долю которого выпало столько испытаний. Каждый раз хочу верить, что финал, который автор оставил открытым, будет счастливым, хотя логика текста говорит об обратном.
Кстати, рекомендую прочитать этот роман одиннадцатиклассникам. Для итогового сочинения точно лишним не будет.
С прошлогодней публикацией “Литература на лето для итогового сочинения и ЕГЭ” можно ознакомиться здесь.
Девиз Тотального диктанта: “Писать грамотно – модно”. Я бы добавила, что это не только модно, но и полезно, приятно, интересно. Кроме того, отличники Тотального диктанта получают подарочки от спонсоров. Что дарят? Об этом я расскажу вам в следующий раз.