Быть грамотным сегодня не модно

Быть грамотным человеком было модно, престижно во все времена. Ведь грамотность – это признак образованности, начитанности, эрудиции, общей культуры человека. Люди, обладающие такими качествами, ценились всегда.

Грамотный человек красиво, убедительно говорит, всегда может аргументированно доказать свою точку зрения. Он много читает, поэтому может поддержать разговор на многие темы. С ним просто интересно. Такой человек и пишет грамотно.

Грамотность не даётся с рождения. Нужно много учиться, чтобы ею овладеть : читать, изучать правила правописания, пополнять свой словарный запас.

Сегодня быть грамотным стало модно, ведь такие люди привлекают к себе внимание, у них больше шансов найти хороших друзей, работу. Они могут проявить себя с выгодной для них точки зрения. Красивая и грамотная устная и письменная речь- залог успеха во многих профессиях.

Грамотные люди имеют больше шансов хорошо устроиться в жизни: получить повышение по службе, найти работу, которая им нравится, да и просто добиться поставленных целей. Нужно стремится быть грамотным!

4

Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка собеседника- экзаменатора.
Тема 1. Опишите картину художника.
«Зима пришла. Детство». Художник С. А.Тутунов. 1960 г.
1.Любишь ли ты смотреть картины художников о природе — пейзажи?
2. Может ли фотография заменить картину?
3.Каких художников-пейзажистов ты знаешь?

Ответ:

Правильный ответ

Примерный ответ.

1.Да, мне нравится смотреть на картины художников-пейзажистов, рассматривать, как авторы красиво изобразили природу, мельчайшие её детали.

2.Я думаю, что и фотография, и картина художника хороши по-своему. На фотографии запечатлевается момент, мгновение из жизни природы, в ней нас привлекает реалистичность. На картине художник отражает своё видение уголка природы, с его помощью мы можем увидеть что-то новое, что, возможно, не заметили бы сами. Потому замена здесь не нужна, каждый вид искусства – и фотография, и живопись — прекрасны.

3.Мне нравятся картины И.И. Левитана, особенно посвящённые осени; люблю творчество И.И. Шишкина, В.Д. Поленова. Художники сумели передать свою огромную любовь к Родине, к её природе.

Карточка собеседника- экзаменатора.
Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в кинотеатр.
1.Как ты думаешь, почему сегодня, в век информационных технологий, люди любят ходить в кинотеатр, ведь фильмы можно посмотреть дома?
2.Чем, по -твоему, отличаются фильмы, созданные в 20-м веке и сегодня?
3.Как ты думаешь, в будущем останутся кинотеатры или они уже будут просто не нужны?

Ответ:

Правильный ответ

Примерный ответ.

1.Да, сегодня любой фильм можно посмотреть дома, ведь практически у каждого есть возможность выйти в Интернет. Однако люди продолжают ходить в кинотеатры, так как впечатления от просмотренных фильмов в них наиболее яркие, запоминающиеся.

2.Кончено, киноиндустрия не стоит на месте, и фильмы, созданные в 20-м веке, во многом отличаются от современных. Сегодня используется компьютерная графика, применяется больше разнообразных спецэффектов, есть возможность просмотра фильмов в режиме 3D.Однако и фильмы 20-го века до сих пор нравятся нам своей добротой, искренностью, юмором, освещением проблем, которые и сегодня нас волнуют.

3.Я просто уверен, что кинотеатры, просмотр фильмов в них не уйдёт в прошлое. Будут модернизироваться формы показа, станут более комфортными условия для зрителей, возможно, появится что-то ещё, что обязательно будет привлекать зрителей. Кроме того, в нашей стане, в мире так много талантливых актёров, которые всегда будут завораживать своей игрой.

Карточка собеседника- экзаменатора.
Тема 3. Согласны ли Вы с тем, что грамотным быть модно?
1.Приятно ли тебе общаться с грамотными людьми?
2.Хочешь ли ты повысить свою грамотность?
2.Что ты делаешь для того, чтобы стать грамотным человеком?

Источник

Быть грамотным почетно, а не модно.

          Быть грамотным и начитанным – значит быть модным, считалось всегда. Но, к сожалению,  этот тренд обошел  XXI век стороной. Настало время техники. Отныне она решает за нас практически все. А зачем, собственно говоря, думать, если всё проверит  Word? Интернет погряз в дебрях орфографических и других видов ошибок, достаточно почитать то, что пишут в социальных сетях. Даже на страницах писателей  или  разных представителей так называемой интеллигенции можно встретить тексты с таким количеством ошибок. Сегодня мало кто обладает лексической грамотностью. Люди просто не задумываются о том, что неверно употребляют то или иное слово. Еще более страшное явление — смысловая безграмотность. У современного человека нет ответственности за создание правильного текста. А ведь хорошее владение родным языком — это еще и уважение к окружающим, поскольку таким образом мы заботимся о том, чтобы нас правильно понимали . Грамотностью человек показывает свой интеллект. По традиции под грамотностью понимают степень владения чтением и письмом на родном языке. Однако недостаточно просто знать русский язык, важно правильно говорить на нем, ведь мы же живем на территории Российской Федерации!  На сегодняшний день все, что касается повышения грамотности с точки зрения знания родного языка остается на уровне лозунгов.  Сейчас прослеживается тенденция к упрощению основ русского языка, потому что люди перестали читать книги и предпочитают общаться в электронной форме. Как же с этим бороться, как повысить уровень грамотности людей?

         Тем, кто не знает, как это сделать, можно посоветовать обратиться к трем основным источникам. Во-первых, многие боятся пользоваться словарями, ссылаясь на то, что это признак безграмотности. На самом деле это не так. Более того, в ситуации, когда люди активно изучают два и более языка, активно их используют, такая мера единственная, которая может помочь приобрести и сохранить высокий уровень знаний. Следует заметить, что стать грамотнее поможет не только учебная и различная справочная литература, но и просто книги, позволяющие человеку бескорыстно применять данную сокровищницу мыслей и познаний, которая была сотворена прошлыми поколениями.  Причем надо много читать с детства, чем раньше, тем лучше. Потом уже не будет такого эффекта. Доказано, что маленький ребенок впитывает всё значительно быстрее и качественнее. Обращение к классикам часто отвечает на вопрос о том, как стать грамотным человеком, поскольку именно эти произведения повлияли на формирование нормы языка. Читайте вместе с детьми, посетите библиотеку, предпочтите книгу социальным сетям. И третий источник – устная речь. Умение говорить красиво будет полезно каждому человеку. Собеседники всегда позитивно реагируют на поставленный голос, хорошую дикцию, правильно построенные фразы и оправданные интонации. Красиво говорить, прежде всего, означает делать это членораздельно, убедительно. Владение культурой речи – своего рода визитная карточка человека, своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых разных направлений деятельности. Замечено, что люди, обладающие правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются большего успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек априори воспринимается как интеллектуально развитый, он более других уважаем. Иногда грамотные люди могут нас поправить. Вместо того, чтобы оскорбиться, нужно принять к сведению. Со временем вы привыкнете говорить правильно, но для этого необходимо всегда быть в процессе обучения. Избавьтесь от слов-паразитов, бессмысленных оборотов речи, старайтесь выражаться по делу.

       Мода – временное господство определенного стиля в какой – либо сфере жизни или культуры. Разве можно назвать грамотность временным господством? Грамотным быть почетно, а не модно. Так было, есть, и, мы надеемся, будет.  К грамотности нужно стремиться, ведь это один из признаков успешности в современном обществе.

         Пусть забота о нашем языке будет работой не только лингвистов и филологов, а каждого человека в отдельности. И тогда наша речь будет правильной, красивой и чистой. Тогда мы с вами донесём родной язык нашим потомкам, как величайший дар.

Источник

Кадушина Вера Юрьевна,
преподаватель–организатор ОБЖ, учитель
МКОУ «Староуткинская СОШ №13»

Классный час

«Быть грамотным модно или необходимо?»

Цели: приобщение школьников к всемирным традициям социума, способствующим утверждению среди обучающейся молодежи ЗОЖ;

образовательная: закрепление теоретических знаний обучающихся как полноправных граждан РФ, обучение навыкам самооценки;
воспитательная: формирование у обучающихся осознанной мотивации к образованию, как основному инструменту достижения личного успеха и процветания; воспитание ответственности, самостоятельности;
развивающая: развитие желания быть достойным образованным гражданином своей страны, познавательного интереса, творческой активности, коммуникативных умений. Содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности обучающихся.

Ход классного часа

«Орфографические ошибки в письме –
как клоп на белой блузке»
Фаина Раневская

Вначале у первобытных людей не было никакого языка. Они объяснялись изредка друг с другом при помощи сигналов-криков. Один крик означал опасность, другой выражал радость или гнев, третий призвал собраться вместе. Запас таких слов не превышал двух-трех десятков сигналов. У людей накапливались знания о природе, развивалось мышление, совершенствовался способ труда. И человеку уже недостаточно стало криков для выражения своих мыслей. Вместо условных сигналов криков возникли слова, из слов образовался язык. Люди уже могли разговаривать друг с другом, делиться своими впечатлениями. Но со временем разговорного языка стало мало. Часто требовалось сообщить то-то соседям или другим племенам. Снова возникла необходимость создания условных изображений, изобретение же знаков привело к появлению письменности. Раньше грамотным  считался человек, который умел читать и писать. К нему шли люди, чтобы прочитать письмо, составить документ, узнать новости. Такие люди были очень востребованы, их уважали и называли «грамотеями».
Быть грамотным сегодня – это не только уметь читать, считать и правильно писать. Ведь сегодня это умеют делать практически все люди цивилизованных государств. Однако на данный момент для того,  чтобы считать себя грамотным, этого мало. В ХХ веке, кроме грамматики и правил русского языка, необходимо иметь широкий кругозор, быть эрудированным, уметь пользоваться своими знаниями на практике. Грамотному в широком значении человеку никогда не скучно, он всегда найдёт, чем себя занять. Грамотный человек должен быть знаком с современными технологиями, ведь мы живём в век технического прогресса, и современный человек должен уметь с ними обращаться. Но даже в век всеобщей компьютеризации и новейших технологий ни в коем случае нельзя забывать о чтении книг. Пусть некоторые люди говорят, что читать не модно, но книга всегда была и остается атрибутом грамотного и, что не маловажно, современного человека. Книги формируют лучшие качества человека, развивают интеллект и ведут нас к успеху.

Вы устали от ошибок в объявлениях и вывесках на улицах города?
Вы хотите это изменить?
А всё-таки, зачем же нужно быть грамотным?
И нужна ли современному миру грамотность?
Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти сегодня.

В России всего два часа в неделю отводится на изучение русского языка. И это в выпускном классе. Притом что физкультуры и английского в расписании больше. Нет, дорогое министерство образования, я вовсе не пытаюсь осудить вас. Хотя кого я обманываю? Вот данные небольшого эксперимента, который я провела.
Популярная среди молодежи сетевая игра «Бутылочка». За моим столом в игре сидят подростки 13-16 лет. И за 5 минут в чате сделано 27 ошибок!
10% – ошибки с мягким знаком: «что делаеш?» и т.д.;
50% – ошибки в словах: «падари падарок», «хачу на дескатеку»;
40% – неправильное составление предложений (юноши и девушки просто не могли ясно и грамотно выразить свои мысли).

Зачем придумали грамотность?И так без неё всё понятно.Но это ведь некрасиво,Когда говорят все невнятно…Зачем придумали грамотность?Она никому не поможет,Но это лишь чье-то мнение,А на самом деле что же?От неё зависит умение…

ГРАМОТНОСТЬ – «Словесность, грамматика» (др.-греч.), степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке. Грамотность – фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.

В школьные годы, мы не раз слышали о том, что писать правильно нужно только на уроке русского языка. И действительно, какая разница учителю химии, умеешь ты проверять безударные гласные или нет. Может быть и так, но не легче ли просто всегда писать по правилам? Никому же не приходит в голову правильно считать только сдачу в магазине, а при получении зарплаты, например, не сильно обращать внимание на цифры. Грамотная письменная речь нужна не меньше. Иначе легко можно перейти грань читаемости и начать создавать вовсе неадекватные шифровки. Возвращаясь опять в прошлое, где не было никакого языка, а только сигналы-крики: грамотность – это лицо человека. Любовь к языку можно проявить очень просто, без пышных фраз: научиться говорить и писать грамотно! 

Личную культуру за деньги не купишь. Высокий властный пост её тоже не прибавляет. Основным критерием культурности и образованности человека остается старая добрая грамотность. Перед россиянами, считающих себя таковыми, стоит сегодня задача «сбережения» русского языка. Людям, обладающим грамотным письмом и речью, всегда проще понять друг друга. И есть за что друг друга уважать!

Грамотным быть сейчас очень модно:
Мысли свои излагать свободно,
Поддержишь смело любую беседу.
Грамотным будешь – одержишь победу!

Саломатникова Дарья, г. Москва

Источники информации

Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 томах – М.: АСТ: Астрель; 2010.

Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с. – (Сердце отдаю детям).

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Источник

Социальные сети не просто вошли в жизнь, но и изменили наши привычки, распорядок дня и, конечно, речь. О том, как интернет повлиял на русский язык, почему появился спрос на грамотность и вытеснят ли смайлы знаки препинания, «АиФ-Юг» узнал у лингвиста Лидии Медведевой.

Лидия Медведева в 2006 году закончила факультет романо-германской филологии Томского государственного факультета. На данный момент работает учителем английского языка в г. Туапсе Краснодарского края в школе № 11.

Лучше позвонить?

Татьяна Захарова, «АиФ-Юг»: Русский язык постоянно меняется. Что нового появилось в нём за последние лет пять, например?

Лидия Поцелуева: Это слишком короткий срок для каких-то значительных трансформаций в языке. Изменения начались в 1990-е с приходом в нашу жизнь новых технологий. Сначала появились явления, которым нужно было дать названия. Например, клавиатура, монитор, чат, онлайн. В то же время наступила глобализация. Люди стали много ездить по миру, общаться, в том числе и виртуально. Появилось много заимствований. Вместе с новыми технологиями в жизни стала преобладать письменная речь, которая повлияла на устную. В итоге разговорная стала упрощаться.

– В соцсетях переписываемся короткими фразами, такая же манера общения переходит в живой разговор. Почему не наоборот – письменный стиль с обилием прилагательных и развёрнутых предложений не перешёл в устную речь?

– Люди стали более занятыми, живут в постоянном цейтноте. Поэтому речь упрощается, предложения становятся короче. Переписка превалирует над телефонным разговором. Ещё пять лет назад я не понимала, зачем набирать сообщения, ведь лучше позвонить. Сейчас же всё чаще ловлю себя на мысли, что лучше написать. Ведь мой звонок может прозвучать в неподходящий момент для человека, или он не возьмёт трубку, а когда будет перезванивать, не смогу ответить. Написать проще, удобнее.

Когда большинство взрослых людей писали собственный текст в последний раз? Скорее всего, это было школьное сочинение.

– По общим наблюдениям, люди даже при встрече сидят, уткнувшись в гаджеты. Может, скоро вообще перестанем друг с другом устно общаться?

– Читала исследование на эту тему, американские учёные задались вопросом, не заменит ли виртуальное общение реальную жизнь. Выяснилось, что 80 % людей сидят в интернете пассивно, а потом делятся информацией с друзьями и родными в реальной жизни. Только 20 % пользователей ведут постоянную переписку. Ничего плохого в виртуальном общении не вижу. Для кого-то это единственная связь с людьми, миром.

Взрослые тоже учатся

– Некоторые родители и учителя жалуются, что дети перестали общаться, стали хуже устно отвечать и делают ошибки в письме. Это тоже вина интернета?

– Привычка ругать младшее поколение прослеживается ещё в переписке Александра Сергеевича Пушкина с другими классиками XIX века, античные авторы тоже осуждали молодых. Не могу сказать, что грамотность детей за последние годы упала.

Орфографические и пунктуационные ошибки были, есть и будут. Просто мы становимся взрослее, умнее. Это вечная проблема отцов и детей. Больше того, такое явление как блогерство, на мой взгляд, стимулирует быть грамотным. Причём, не только молодых. Когда большинство взрослых людей писали собственный текст в последний раз? Скорее всего, это было сочинение в 11 классе. Всё остальное, если не научные труды, как правило, компиляция текстов из интернета – по кусочку из разных источников. Выкладывая фотографию в Инстаграме, нужно подумать, как подписать. Для кого-то это сложно. Я, к примеру, свой блог веду для души, коммерческой цели нет, но мне поступает много запросов от людей, которые умеют хорошо говорить, а вот в письме допускают ошибки, с просьбой организовать короткий онлайн-марафон, ликбез по правописанию. Когда бы ещё люди во взрослом возрасте чувствовали потребность в такой услуге, как выучить русский язык? Это пришло с соцсетями. Известные блогеры пишут тексты, отправляют корректору и только потом публикуют. Быть грамотным модно.

– Постановка ударения считается маркером образованности, интеллигентности?

– В такие моменты вспоминаю высказывание Антона Павловича Чехова: «Воспитанный человек не тот, кто не прольёт соус на скатерть, а тот, кто не заметит, как это сделают другие». Несмотря на то, что я веду блог о грамотности, не отношусь к борцам за правописание. Если исправляю ошибки, то только у учеников, причём корректно. В редких случаях поправляю близких. Ездили как-то с друзьями в Дубай, предупредила их, чтобы не говорили «ДубаИ». Кто-то из филологов сказал, что, если хочется исправить человека, например, в ударении, лучше сначала задуматься: действительно ли таким образом принесёте пользу русскому языку или хотите в этот момент возвыситься над собеседником, указав на ошибку. Как правило, человек просто хочет показать себя умнее. Большой трагедии в неправильном ударении нет, если это единичные случаи. В целом же образованный человек должен говорить грамотно.

– Как говорить культурно и современно?

– Главное здесь, как и в одежде, – уместность. В поход идём в джинсах и кроссовках, а не в вечернем платье. Так и с языком. С коллегами или на конференции общаемся грамотно, культурно. Дома с друзьями для эмоциональности не запрещается и крепкое словцо употребить.

Коротко и по делу

– Зачастую в переписке в месенджерах люди не проверяют себя. Пропущенная буква или запятая, как правило, не препятствует пониманию сообщения. Была даже мода на специальное искажение слов: канеш, седня. Это откуда?

– Для экономии времени. У меня однажды был курьёзный случай с «спс» (спасибо – прим. ред.) Отправляла электронные документы, в ответ получаю «спс». Подумала, это аббревиатура, и с меня спрашивают ещё какие-то бумаги. Пришлось выяснять, что означают эти буквы. Общаясь в Сети, люди могут забыть прописные-строчные буквы, не расставить знаки препинания, но при составлении официального документа все правила русского языка учтут. Словом, дают себе отчёт, где пишут, и знают, как писать правильно. К всеобщей безграмотности общение в интернете не ведёт. В публикациях, комментариях пользователей не наблюдаю вопиющего количества ошибок. В основном тексты довольно стройные и грамотные. Суть понятна. Есть же и вторая сторона – граммар-наци, которые будто так и выискивают ошибки и обязательно указывают на них. И в моём блоге такое бывало. Комментаторы интересовались списком литературы, на основе которого делала пост. Но у меня не научная работа, пишу, когда есть 15 свободных минут. Стараюсь делать публикации не длинными, иначе не дочитают. Никого за это не осуждаю. Люди перестали читать большие тексты, потому что им некогда. У них работа, дети, спортзал, друзья. Но почитать и узнать что-то новое хочется. Поэтому ценят сейчас короткие энциклопедические знания. Сама обычно просто пролистываю ленту новостей в течение дня. Правда, есть авторы, чьи длинные публикации мне интересны, их оставляю на вечер, чтобы прочесть в спокойной обстановке.

– Общаясь в соцсетях и мессенджерах, обычно не ставим точку в конце предложения. Чаще это скобка. Как думаете, какое будущее у этих знаков препинания?

– Да, смайлы прочно вошли в нашу жизнь. Они здорово упрощают текст. Если не поставим улыбку или грустный символ, придётся выражать эмоции словами, а на это нужно время: обдумать, напечатать. Что касается знаков препинания, языковая норма исчезает долго – больше ста лет, беспокоиться по этому поводу не стоит.

– Каким видите будущее русского языка?

– Известные филологи, учёные не переживают за русский язык. За ним стоит фундаментальная литература, и огромное количество людей на нём разговаривает. Тоже считаю, ничего серьёзного с ним не произойдёт, английский его не вытеснит.

Если родители хотят, чтобы ребёнок знал язык более углубленно, тогда школьных уроков будет недостаточно.

Вообще, думаю, значимость английского языка преувеличена в нашей стране. У нас нет иностранных вывесок, меню в ресторанах, как и этикетки на продуктах, написаны на русском, поэтому можно прекрасно обходиться без него. Много успешных людей, состоявшихся в жизни, не владеют английским и не комплексуют по этому поводу. В путешествиях, конечно, зная иностранный, чувствуешь себя свободнее, но, тем не менее, незнание чужой лексики не мешает ездить в другие страны. Не вижу большого толка в том, чтобы трёхлетних детей учить английскому. Да, ребёнок будет знать названия животных, цветов, считать до десяти. Но то же самое он выучит за одну четверть в школе. Если родители хотят, чтобы ребёнок знал более углубленно язык, тогда школьных уроков будет недостаточно. В таком случае рекомендую заниматься дополнительно.

Источник