Быть здоровым это модно в библиотеке
авторы: Юлия Анатольевна Боженова, г. Санкт-Петербург
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Массовая театрализованная акция( флеш моб), в поддержку ЗОЖ среди молодежи ,снятая и поставленная ребятами ГБОУ Гимназия №295(1) г. Санкт-Петербурга и педагогом организатором и театрализованная спортивная игра ” В стране здоровья”
Форма мероприятия: игровая программа.
Место проведения: ГБОУ Гимназия № 295(1), Зеркальный зал
Целевая аудитория: подростки 9 -10 лет.
Оборудование и технические средства: 2 микрофона, аудио-система, колонки, усилители, видео-проектор, ноутбук, CD диски, DVD диски.
Декорации: воздушные шарики, плакаты.
Реквизит: свисток, фломастеры, цветной картон, корзины с фруктами, рюкзаки с набором для предполагаемого отдыха, скакалки, стульчики, корзины с овощами и фруктами, финишные флажки, демонстрационный стенд с магнитами.
Звуковые эффекты: звук хронометра отсчитывающего секунды, звук финальной сирены.
Музыкальное сопровождение: минусовки песен, видео клип с песней.
Действующие лица: Ведущая, Аскорбинка (театрализованный образ «Девчонки – помощницы здоровья»), три игровых команды подростков.
Сценарный ход программы
Зал украшен шариками и агитационными плакатами.
Пока гости рассаживаются играет минусовка №1.
Звучит минусовка №2. На сцену выходит Ведущая, обращается к зрителям.
Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть Вас сегодня на нашем празднике с ярким. говорящим названием “В стране здоровья!”. В век научно-технического прогресса и нано-технологий, как вы думаете, что надо беречь в первую очередь? Конечно же здоровье! Не зря говорят – «Здоровье иметь – до ста летнее не стареть!».[3,с.17] Ну а как иначе? Ведь будучи больными, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, радоваться жизни и добиваться успеха в намеченных целях Именно поэтому всегда и во все времена здоровье считалось огромной ценностью, залогом нормальной, полноценной жизни человека. Но как же го сохранить?
Чтобы ответить на этот вопрос мы сегодня хотим предложить вашему вниманию увлекательную игровую программу[4,с.17] и вспомнить, а из чего же собственно говоря оно состоит это самое здоровье, и что нужно чтобы его сохранить и приумножить? От каких плохих привычек лучше избавиться, а какие полезные – приобрести.
Ну а поможет мне провести нашу сегодняшнюю игру моя очень хорошая знакомая – девчонка, по имени Аскорбинка. Она желанный гость в Стране здоровья и всегда готова прийти на помощь ему когда оно в этом нуждается. А вот, кстати, и она!
Звучит минусовка №2.На сцену выходит Аскорбинка.
Аскорбинка. Здравствуйте ребята! Здравствуйте дорогие друзья! Меня зовут Аскорбинка! Спасибо что пригласили меня на праздник.
Ведущая. Спасибо что пришла!
Аскорбинка. А как я могла не прийти? Ведь я такой же друг здоровья, как; солнце свежий воздух, вода зарядка и правильный режим! [5,с.17]К тому же, я всегда за то, чтобы весело и с пользой для дела провести время!
Ведущая. Ну раз так, то давай знакомиться с участниками нашей игры?
Аскорбинка. Давай!
Ведущая. А вы уважаемые зрители поддержите их своими аплодисментами! Команду прошу на сцену!
Ирает минусовка №2.
Зрители аплодируют. На сцене появляются три команды участницы.
Ведущая обращается к первой команде. Кто вы? Представьтесь пожалуйста!
1 команда. Мы команда – «Свежий ветер» – мы сильнее всех на свете!
Ведущая. Скажите а почему вы так назвали свою команду???
1 команда. Потому-что свежий воздух полезен для здоровья!
Ведущая. Браво!
Ведущая подходит ко второй команде. Пожалуйста, представьтесь, кто вы такие?
2 команда. Мы команда «Ручеек» – наш девиз всегда вперед!
Ведущая. А почему вы назвали свою команду – «Ручеек»?
2 команда. Потому что купаться в воде и закаливаться тоже полезно!
Ведущая. Похвально!
Аскорбинка подходит к 3-й команде и спрашивает у них. А вы как называетесь?
3 команда. Мы команда «Апельсин» – друг за дружка как один!
Аскорбинка. Мне нравиться это название! В апельсине очень много полезного для здоровья витамина С! Однако почему вы решили так себя назвать?
3 команда. Потому что фрукты тоже очень полезны для здоровья!
Аскорбинка. Что ж, вы молодцы, ибо это абсолютно так!
Ведущая. Ну что ж, теперь, когда мы познакомились с нашими командами, давайте начнем нашу игру! Ребята вы готовы?
Команды хором. Да!
Аскорбинка. Тогда поехали!
Звучит минусока №2 ( 3-4 секунды)
Ведущая. Сегодня ребята мы совершим увлекательно путешествие в «Страну здоровья»! Вас ждет много сложных и не очень сложных, а иногда где-то даже шуточных заданий! Та команда, которая лучше всех справиться с тем или иным заданием, будет получать в свою копилку «Здоровья» вот по такому мандарину! В конце программы мы подсчитаем их количество у каждой команды и таким образом определим победителя!
Кстати, коль уж мы заговорили о полезности в самом начале нашей программы, то наш первый разминочный конкурс так и будет назваться – «Друзья здоровья»!
Сейчас я объясню его условия, а Аскорбинка пока раздаст командам необходимые материалы…
Аскорбинка раздает командам необходимы атрибуты дл я конкурса, пока Ведущая объясняет его суть.
Звучит минусовка № 3 для сопровождении конкурса.
Конкурс «Друзья здоровья»
Командам даются чистые листы бумаги на которых они маркерами, на время, пишут то, что по их мнению полезно для здоровья.
Примерные ответы
- Заниматься спортом;
- Не пить, не курить, не принимать наркотики, т.д.;
- Вести здоровый образ жизни;
- Больше бывать на свежем воздухе;
- Избегать неприятностей и конфликтов;
- Соблюдать режим
- Радоваться каждому дню;
- Закаляться.
В конце конкурса подсчитывается, кто больше написал, и ребята объясняют, почему они написали именно это.
Ведущая. Ну что, раз вы такие молодцы, то смело можно переходить к нашему следующему конкурсу, который мы назвали «Во саду ли, в огороде…»
Ребята вот вы правильно написали что фрукты и овощи полезны для здоровья!
(Пока она говорит Аскорбинка и кто-нибудь из работников СККЦ «Юбилейный», раскладывают атрибуты для конкурса).
А они, как всем известно, растут на огороде… и собрать их надо потрудиться. Давайте представим, что мы с вами находимся на даче, где посажено много овощей и фруктов. Но чтобы добраться до них и не затоптать молодые саженцы вам придется очень аккуратно ступать! В конце огорода каждую команду будет ждать корзина с вкусными фруктами. Ваша задача добраться до них осторожно прыгая по «кочкам», вот так как это делает сейчас Аскорбинка… Забрать корзину с фруктами и вернуться обратно! Та команда, которая быстрее перенесет все фрукты будет победителем из корзины. Готовы?
Команды хором. Да!
Ведущая. Тогда вперед!
Звучит минусовка № 3 для конкурса.
Конкурс «Во саду ли, в огороде»
На сцене выкладывается три извилистых «тропинки» из листов цветного картона. В конце каждой «тропинки» на стульчиках стоят корзины с овощами и фруктами для каждой команды. Каждый из членов команды перепрыгивает с одного листочка картона, из которого выложена «тропинка», на следующий и так далее, пока не доберется до корзины с фруктами. Каждый участник берет по одному фрукту или овощу и таким же образом возвращается к своей команде. Затем идет следующий игрок, и так далее, пока команда не перенесет все фрукты и овощи из корзины на свою половину.
Ведущая. Ну что ж молодцы, все отлично справились с заданием! Ой, Аскорбинка, а что это ты сейчас делаешь?..
В это время Аскорбинка делает вид, что пытается надуть воздушный шарик.
Аскорбинка. Как что? Надуваю шарик! Хочу взять его на память о нашей игре с собой в «В страну здоровья»!
Ведущая. Ну тогда бери уже не один а несколько!
Аскорбинка. Я бы с радостью, да боюсь, не успею надуть все…
Вед. Ты знаешь, а у меня есть идея! Давай попросим помощи у наших ребят! А ребята?.. Если у человека здоровые и чистые легкие для него надуть несколько воздушных шариков – пара пустяков!..а наши ребята такие молодцы сегодня, что я уверенна, без труда справятся с таким простым заданием, и у тебя будет много шариков самых разных цветов! Ребята, ведь вы поможите нашей Аскорбинке?..
Команды хором. Да!
Ведущая. Вот и чудесно! А чтобы вам не скучно это делать я предлагаю устроить состязание между командами. Мы раздадим им равное количество воздушных шариков и та команда, которая надует все предложенные шарики быстрее всего и выиграет этот конкурс
Звучит минусовка № 3 для конкурса.
Конкурс «Кто быстрее?»
Командам раздают одинаковое число воздушных шариков, и они за 2 минуты должны успеть надуть как можно больше шаров. Выигрывает та команда, у которой окажется больше надутых шариков.
Аскорбинка. Молодцы команды! Все успешно справились с заданием.
Ведущая. Да, но у нас впереди еще много испытаний! И чтобы дать возможность нашим командам немного отдохнуть и приготовить все для нашей следующей эстафеты, я предлагаю провести конкурс «Капитанов»! Мы вызовем сюда к микрофону капитанов каждой из команд, и Аскорбинка будет по очереди, каждому из них задавать вопросы. Капитанам же надо будет быстро и не раздумывая ответить на них и сделать это до того, как прозвучит финальная сирена!
Аскорбинка. Ну что, капитаны вы, готовы? Тогда подходите ко мне!
Звучит минусовка №2. На середину сцены выходят капитаны команд.
Конкурс «Капитанов»
Каждому участнику по очереди быстро задаются вопросы. Каждый должен быстро и не задумываясь правильно ответить на тот вопрос, который ему зададут. В случае ошибки или неправильного ответа очередь переходит к следующему участнику. Побеждает тот игрок, который правильно и быстро дал наибольшее число правильных ответов.
В конкурсе используется «Звук тикающего хронометра».
Вопросы для конкурса
- Утренняя физическая процедура?( зарядка)
- Необходимое качество характера человека?( доброта)
- Вредная привычка, от которой страдает наша дыхательная система?( курение)
- Чтобы экономить своё время, надо соблюдать ….(режим)
- Неосознанное повторение одного и того же действия? (привычка)
- Как называется сила, которая помогает нам бороться с вредными привычками? (воля)
- Какая привычка не даёт нам хорошо учиться? (лень)
- Чтобы вовремя вставать, надо во время что делать? (ложиться спать)
- Почему вредно долго сидеть за компьютером?(страдает нервная система, портиться зрение)
Ведущая. Скажи, Аскорбинка, а вот как ты думаешь, в лесу гулять полезно?..
Аскорбинка. Конечно! И не только в лесу, но и в парках и везде где есть зелень и деревья! Ведь там – свежий воздух, а в свежем воздухе непременно содержится – чистый кислород, а недостаток его, как известно, пагубно сказывается на здоровье.
К тому же на природе можно организовать так много веселых и интересных игр! А это значит что будет новый повод встретиться со своими друзьями и хорошо и весело отдохнуть!
Ну а еще, согласитесь, как здорово собраться всей компанией и сходить, например в поход, или на экскурсию в какой-нибудь парк, там сейчас так красиво!….
Ведущая подсказывает Аскорбинке. А зимой можно играть в снежки, кататься на ватрушках, строить из снега городки, устраивать шуточные «снежные бои», или кататься на лыжах любуясь красивым зимним пейзажем…..
Аскорбинка (хлопает в ладоши). Ах! Как было бы здорово прямо сейчас отправиться на прогулку в лес..
Играет минусовка №1 (3-5 секунд).
Ведущая. Ну это можно легко устроить, потому что в следующем конкурсе, который мы подготовили для наших ребят, наши команды отправятся в воображаемый поход!
Играет минусовка №1
…Итак давай представим, мы собираемся идти на прогулку в лес!..
Конкурс «Нужные вещи!»
Участникам предлагается собраться в воображаемый поход, для этого нужно собрать в рюкзак нужные вещи. Каждой команде дают по рюкзаку, на другом конце сцены выставлен стол на котором лежат самые разнообразные, нужные и ненужные в походе предметы; компас, фен, утюг, панама, средство от комаров, коробок спичек, кастрюля, зубная щетка, расческа, сотовый телефон, салфетки, книга, канцелярские принадлежности, гантели, медицинский бинт, детская лопатка, папка для бумаг, ножницы и т.д….
Каждая команда по сигналу должна подбежать к столу. и в течении 1-й минуты собрать в рюкзак, те вещи, которые, как они считают должны пригодиться в походе. Время заканчивается и сравниваются результаты. Ребята должны показать вещи в своем рюкзаке зрителям и ведущим и объяснить, почему они выбрать именно этот предмет из тех что лежали на столе.
Побеждает та команда, которая собрала рюкзак правильно и не положила в него лишних вещей. Спорные моменты обсуждаются со зрителями, после чего, путем голосования выбирается «лучший рюкзак».
Играет минусовка №1
Аскорбинка. Ну вот теперь я точно знаю, что мне пригодиться в лесу и какие вещи брать туда не стоит.
Ведущая. Я рада, Аскорбинка, что этот урок был для тебя полезным. Однако у нас остался еще один, последний на сегодня конкурс и прежде чем приступить к нему, я бы кое-что спросить у наших ребят.
(обращается к командам)
Скажите ребята, а вы любите спорт? А какие виды спорта вы знаете? Поднимите пожалуйста руку те из вас, кто занимается каким-либо видом спорта! А как вы считаете заниматься спортом полезно для здоровья? Это увлекательно и интересно? Почему?..
Проводится небольшой опрос среди участниц-команд. Ребята рассказывают кто, каким спортом занимается, делятся впечатлениями. Если таковых немного, то просто вспоминают о том, какие интересные виды спорта существуют, перечисляют их.
Ведущая. Все правильно, ребята! Вы молодцы! Конечно же, люди занимающиеся каким-либо видом спорта лучше выглядят, реже болеют, потому, как любой вид спорта будь то; ходьба, плавание или бег укрепляют иммунную систему. И вообще навряд ли кто-то возразит, если я скажу, что занятия спортом что не только укрепляют веру в собственные силы и самооценку, но и позволяют выделиться человеку из серой массы.
Аскорбинка. И не просто выделиться! Ребята, вспомните, сколько наших знаменитых спортсменов стали известны всему миру благодаря своим достижениям? А ведь они тоже, как и вы, когда были подростками, так же учились в школе, ходили на тренировки и на занятия. А возможно даже участвовали в игровых программах!
Ведущая. Да, Аскорбинка, ты абсолютно права! Ну если никто не возражает, то я объявляю начало нашего следующего заключительного конкурса, который кстати имеет, самое что ни на есть, прямое отношение к спорту! Ребята вы готовы?
Команды хором. Да!
Конкурс «Немая олимпиада»
От каждой команды вызываются по два участника и им дают листочки бумаги на которых написаны различные виды спорта; бальные танцы, футбол, метание ядра, парусный спорт, фехтование, велоспорт, альпинизм, спортивная ходьба, автогонки и.т.д..
Ребята не должны показывать остальным членам команды что именно написано на листе у каждого, и должны по команде ведущего, как только заиграет музыка, изобразить пантомиму на тот вид спорта, который написан у каждого на листе. Аскорбинка покажет ребятам пример того как это делается.
Остальные члены команды пытаются отгадать, какой именно вид спорта изображает их товарищ. Выигрывает та команда, которая все отгадает правильно.
Примечание: в музыкальном сопровождении конкурса будут скрыты подсказки для команд.[12.с,17]
Ведущая. Ну вот настало время подводить итоги нашей сегодняшней игры!
Играет минусовка №1.
Аскорбинка и Ведущая подсчитываю сколько каждая команда собрала «мандаринов» и объявляют победителя. Всем вручаются памятные подарки: наборы ручек, блокноты, билеты на киносеанс в СККЦ «Юбилейный». Победителю вручается почетная грамота «За участие в игровой программе и за 1-е призовое место».
Аскорбинка. Ну что? Я надеюсь, что всем сегодня было интересно и весело на нашей игре с нами, и я предлагаю всем нашим участниками вместе со мной станцевать напоследок веселый и озорной танец под одну всем знакомую и очень любимую песню. Присоединяйтесь!
Звучит песня группы «А-Студио» на стихи В.Высоцкого «Утренняя гимнастика». Аскорбинка и Ведущая становятся на середину сцены, лицом к зрителям. Приглашают ребят последовать их примеру и танцуют под песню. Движения в танце – это элементы ежедневной утренней зарядки.
Танец заканчивается. Все расходятся. Пока зрители и команды покидают зал на проекторе играет ролик с песней «О здоровом образе жизни».
Конец.
«Здоровье
– это еще не всё,
но всё ничто без
здоровья»
Сократ
В современных
социально-экономических условиях остро встает проблема формирования
здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у
детей. В условиях быстро меняющегося общества происходят изменения социальных
функций библиотеки. Она выступает не только как информационный центр и
досуговое учреждение – активно расширяется социально-педагогическое содержание
её работы.
Здоровье – не подарок,
врученный при рождении раз и навсегда. Его можно укрепить, а можно разрушить.
Формирование здорового образа жизни – общекультурная и социальная задача,
стоящая перед обществом.
Участие библиотеки в решение
этой задачи – подтверждение её
просветительской и педагогической функции. Работа ведется в тесном
сотрудничестве с образовательными учреждениями. Наиболее приемлемые формы
работы – беседы, книжные выставки, просмотры, обзоры, уроки здоровья, часы
размышлений и др. Планируются выпуски издательской продукции: памятки,
тематические рекомендательные списки литературы и др.
Библиотека в первую очередь как
центры информации должны участвовать в формировании здорового образа жизни
подрастающего поколения.
Пропаганда здорового образа
жизни является эффективной в том случае, если она ведется постоянно. Формы её разнообразны: викторины, конкурсы,
вечера вопросов и ответов, игры.
В очень интересной и
увлекательной форме можно организовать тренинги по формированию
навыков здорового образа жизни. Тренинги способствуют выработке умения
отстаивать свою жизненную позицию, учит преодолевать трудности. Среди них:
·
«Вверх по лестнице, ведущей вниз»
·
«Поверь в себя – найди свой путь»
·
«Мое здоровье – основа моей жизни»
·
«Будь в курсе. Правила
уверенного отказа»
·
«Наркотики – трагедия и
боль»
По формированию здорового образа жизни можно
использовать наглядную форму работы – книжные выставки:
·
«На краю пропасти»
·
«Остановись и подумай!»
·
«Вредным привычкам – бой!»
·
«В здоровом теле – здоровый дух»
·
«Жизнь стоит того, чтобы жить!»
·
«Здоровье дороже богатства»
·
«Здоровье – это здорово!»
Помимо книг и периодических
изданий можно представить тесты про здоровый образ жизни и его профилактика,
энциклопедии, рекламную продукцию (буклеты, листовки) направленные на
пропаганду здорового образа жизни. Среди них:
·
«Горькие плоды сладкой
жизни»
·
«Как не стать жертвой наркомании»
·
«Скажи жизни «Да»!
·
«страна здоровья, силы, красоты»
·
«Право на жизнь»
·
«Знать, чтобы жить»
Также наиболее активно можно
организовать беседы, игры
занимательного характера:
·
«Беда по имени наркотик»
·
«Здоровый образ жизни: альтернативы нет»
·
«100 советов на здоровье»
·
«Игра – здоровью верная сестра»
·
«Когда человек себе враг»
В целях профилактики асоциальных явлений
провести различные акции: Среди них:
·
«Молодежь – за здоровый
образ жизни»
·
«Молодежь — за ЗОЖ»
·
«Нет наркотикам!»
·
«Вместе с папиросой сгорает и курящий ее»
·
«Подростки против
наркотиков»
Реализовать программы: «Азбука
здоровья», «Слагаемые здоровья», «Наше здоровье — в
наших руках», «Здоровая молодежь – здоровая Россия».
Также можно организовать выставки плакатов под названием «Горькие
плоды сладкой жизни», «Экология и мы», «Я за ЗОЖ!», «ЗОЖ — это лучший выбор для
вас!». Можно
постоянно организовать встречи с ведущими специалистами по правовому, антинаркотическому,
нравственному воспитанию подростков и молодежи.
— лекции: «Здоровье — знак
благополучия», «Что значит быть эмоционально здоровым?», «Курение и алкоголизм
— это беда»;
— организовать беседы на тему:
«Здоровый образ жизни», «Мифы и правда о наркотиках», «Экология и здоровье»,
«Твори добро во имя жизни», «Жизнь у вас одна!», «Убеждают в пользе ЗОЖ»;
— уроки нравственности:
«Благоразумие и глупость», «Наркотик губит талант», «Посеешь привычку — пожнёшь
характер», «Что спасёт нас?»;
— тематические дискотеки: «Суд
над табаком», «Быть здоровым — это модно», «ЗОЖ — лучше, чем сигареты», «Чтобы
не очутиться в кошмаре», «Всё в наших руках», «Правильный выбор — жизнь без
наркотиков» и многие другие.
Библиотека принимает участие в
формировании у подростков чувства ответственности за своё будущее. Побудить их
к размышлению можно через Дни информации, например такие как:
·
«Что читать, чтобы не попасть в дурное общество»
·
«Ступени здоровья»
Высокий результат по пропаганде здорового
образа жизни можно получить через
проведение конференций:
·
«Стратегия формирования
здорового образа жизни молодого поколения»
·
«Формула будущего: «Молодежь + здоровье»
В рамках конференций можно
организовать мастер – классы, круглые столы,
творческие проекты:
·
«Молодежь против наркотиков»
·
«Жизнь без вредных привычек»
·
«Знать, чтобы не ошибиться»
·
«Жизнь прекрасна, не губите её»
Пропаганда здорового образа
жизни проводится в виде приобщения к физической культуре. Для учащихся младших
классов можно организовать «Веселые переменки», «веселые старты», конкурс на
лучшую физзарядку, экскурсии на природу, прогулки в парк с игровой программой.
Для учащихся старших классов
провести спортивные праздники,
игры:
·
«Путешествие на поезде здоровья»
·
«Зимние забавы», «Ура, каникулы!»
·
«Мама, папа, я — здоровая
семья»
·
«Рыцарский турнир».
В библиотеке можно организовать
«Уголки здоровья»: «Советы
доктора Градусника», «Неболейки», где
дети получают знания валеологического характера. Работа в уголках помогают ребенку познать себя, избавиться от
комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие,
поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и
укрепления здоровья.
В «уголках здоровья» следует оформить материал: дидактические игры и пособия по
культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию,
соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.
Пропаганда здорового образа
жизни в библиотечной работе, должна
носить профилактический характер: предлагать альтернативу, возможность выбора
своего места в жизни; заинтересовать разнообразными увлечениями. Важно, чтобы
подрастающее поколение поняло, что в
реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Это – занятие спортом,
увлечение музыкой и т. д
Сценарий тренинга
«Пропаганда здорового образа жизни»
Познакомить
с понятиями здоровье и ЗОЖ, способствовать формированию ценностного отношения к
собственному здоровью.
1) Дать представление о понятии
здоровье в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах.
2) Способствовать формированию
потребности здорового образа жизни.
3) Создать благоприятную эмоциональную
обстановку.
1.
Приветствие.
–
Ребята, когда мы встречаемся с людьми,
мы здороваемся. Мы тоже хотим с вами поздороваться, но сделаем это несколько
необычно. Поприветствуем друг друга на разных языках. Какие слова-приветствия
вы знаете? (дети называют слова).
–
А теперь мы будем ходить и здороваться с теми, с кем встретимся.
–
Как вы себя чувствуете?
2.
Вводное слово. Объявление темы и задач.
3.
Знакомство с группой :
энергизатор «Знакомство с мячом».
4.
Выработка правил
групповой работы.
–
На сегодняшнем занятии мы будем много работать в группах. Чтобы работа
была эффективной, нужно придерживаться определенных правил. Эти правила должны
соблюдать все члены группы. (Деление на группы «Яблоко – банан – груша»).
Каждая группа вырабатывает свои правила и представляет их.
5.
Упражнение
«Ассоциации». (Разделить детей на
пары).
–
Ребята, вы должны записать по одной ассоциации на одном листочке на
каждое слово, которое я произнесу.
1 слово: Здоровье.
2 слово: Здоровье.
6.
Каждая пара зачитывает
свои слова-ассоциации, которые записываются на лист бумаги.
–
И так, здоровье для вас – это…
(перечислить слова-ассоциации, записанные на листе бумаги).
–
А более подробно о здоровье вы узнаете из нашего рассказа.
7.
Мини – лекция.
И так, ребята, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым
вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности. ВОЗ дает следующее
определение: «Здоровье – это состояние
полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье –
это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно,
ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон –
бодрствование).
Сейчас мы с вами порассуждаем, что же
такое здоровье с позиции трех аспектов и сначала рассмотрим физическое
здоровье.
Физическое здоровье связано с работой
нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде
всего у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение,
достаточный вес, рост относительный своего возраста. Человек должен иметь
хорошую физическую подготовку: а это крепкую мышечную силу в руках и ногах,
хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной
усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет
простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию
против вирусов, микробов.
А теперь рассмотрим, что же такое
социальное здоровье?
Социальное здоровье связано с тем, как
мы воспринимаем себя как личность, как мы общаемся, в какой среде мы живем? Т.
к. большую часть времени вы проводите в школе, то на ваше социальное здоровье
влияет школьная среда: это освещение, температурный режим помещения, влажность,
наличие шума, школьная мебель, которая должна соответствовать вашему росту.
Каждый ученик должен знать свой рост, в соответствии со своим ростом садиться
за парту с определенной цветной маркировкой. Правильно сидеть за партой, с
прямой спиной, глаза должны быть на расстоянии 15 – 20 см от тетради. Во время
учебных занятий делать физкультминутки. Особо важное значение имеют занятия
физической культурой и для формирования активного здоровья необходимо
дополнительно заниматься в спортивных кружках и секциях, каждое утро делать
зарядку. В домашних условиях также важны бытовые условия, т.е. квартира, в
которой вы проживаете должна быть теплой, светлой, уютной.
Немаловажно каково экологическое
окружение вокруг вашего дома или школы.
Т.е. в каком районе вы проживаете вблизи от
промышленных предприятий, автомагистралей, аэропорта, в деревне или городе.
Безусловно, в сельской местности, где есть лес, поля, реки, отсутствуют
промышленные предприятия – экологические условия более благоприятны.
Большое значение имеют одежда, которую
мы носим. Она должна быть, прежде всего, удобной, из натуральных тканей, не
стесняющей. Так узкие, обтягивающие брюки отрицательно сказываются на развитии
половых органов, при тесной одежде нарушается их кровообращение, что приводит к
застойным, воспалительным заболеваниям и результатом всего может быть бесплодие.
Большое значение для формирования здоровья
имеет соблюдение режима дня, чередование умственного труда и физического
отдыха, прогулки на свежем воздухе, просмотр телевизора не более 2 часов в
день, частое проветривание комнаты, приобретение навыков самообслуживания, т.е.
вы должны самостоятельно заправлять постель, мыть посуду, убирать комнату,
постирать свои вещи, трудиться на садовом участке, оказывать помощь родителям
по домашнему хозяйству. Также основой
хорошего здоровья является отсутствие
вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, наркотических
веществ, токсикомания и т.д.
И конечно, основой нашего здоровья является
еще правильное питание. Мы должны употреблять в пищу как можно больше овощей и
фруктов, мясных, рыбных, молочных продуктов.
И наконец,
рассмотрим третий аспект здоровья – это психическое или эмоциональное здоровье.
Под психическим здоровьем мы понимаем
наши чувства, т.е. настроение ( хорошее, веселое либо грустное, плохое ),
чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, сочувствия,
сопереживания, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение,
унижение, обида, боль.
И в зависимости от того какие у них
преобладают чувства, таким будет наше
эмоциональное здоровье. Важным для комфортного положительного состояния
организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие
полной семьи (мамы и папы ).
Очень важно, чтобы человека понимали в его
окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать
свои претензии к окружающим, но и уступать друг другу, не создавать конфликтные
ситуации.
Важно нормально чувствовать себя при наличии
многих чувств, понимая при этом, что какие то из них вполне
приемлемы, а другие – нет.
Итак, ребята, мы с вами
рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.
8.
Упражнение со словами
ассоциациями.
– Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и
социального благополучия. Вы узнали что
такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.
У вас есть листочки со словами –
ассоциациями. Прикрепите их, пожалуйста, свои листочки к тому вагону, какое
здоровье по вашему мнению обозначает это слово ( на стене изображен паровоз с
тремя вагонами: 1 вагон- социальное здоровье, 2 вагон- психическое здоровье, 3
вагон – физическое здоровье ).
–
А самое главное вы узнали от чего зависит наше здоровье. Наше здоровье
зависит только от нас. И поэтому девиз
нашего занятия « мое здоровье – в моих руках». Давайте произнесем девиз все
вместе.
9.
Энергизатор « А я не
тормоз !».
Все дети садятся на стульчики по кругу. Ведущий без стульчика. Он встает
в круг и объясняет правила игры:
« по команде ведущего должны поменяться местами только те, кого имел в
виду ведущий. Кого не касается определение ведущего, остаются на местах. Кто
остался без места, встает в круг и произносит « а я не тормоз!». Все дети ему в
ответ « а мы заметили» и т.д.
10.
Работа в группах.
Составление портрета здорового человека.
Команда делится на 2 группы по принципу « футбол – волейбол».
Задание 1 группы: изобразить здорового человека и объяснить, почему
изобразили этого человека именно так.
Задание 2 группы: изобразить нездорового человека и объяснить, почему
именно так должен выглядеть нездоровый человек.
11.
Защита работы.
–
Как вы думаете, какой человек ( здоровый или нездоровый) чувствует себя
комфортно? От чего это зависит?
–
Т.о., человек, ведущий ЗОЖ чувствует себя гораздо лучше.
12.
Энергизатор «
броуновское движение».
13.
Работа в группах :
программа вечеринки людей, ведущих ЗОЖ.
Задание 1 группы: составить программу дня рождения на природе.
Задание 2 группы: составить программу дня рождения дома.
14.
Защита программ.
–
Вы составили очень интересные программы. Свое свободное время можно очень
интересно провести. Можно поиграть в подвижные игры, сходить в поход, провести
различные конкурсы, викторины.
15.
Итоговое индивидуальное
анкетирование.
« Оценка ЗОЖ, формирование индивидуального здорового жизненного стиля».
– Здоровье человека зависит от множества факторов, большую половину из
них составляют элементы индивидуального жизненного стиля.
Оцените по 5-бальной системе.
1.
Достаточно ли
внимания вы уделяете физической нагрузке?
2.
Правильно ли вы
питаетесь?
3.
Замечаете ли у себя
какие-нибудь неполезные ( вредные ) для здоровья привычки?
4.
Умеете ли вы
уменьшить проявление болезни?
Полученную сумму баллов разделите на 4. какая получилась средняя оценка?
Сделайте, пожалуйста, для себя вывод, на что вам надо обратить внимание,
чтобы быть здоровым и воплотите это в жизнь, чтобы вести ЗОЖ.
–
Что нового узнали для себя?
–
Давайте повторим девиз занятия « Мое здоровье – в моих руках!».
– Наше занятие подходит к концу. Нам хочется поблагодарить вас за
активность, доброжелательность и полное взаи?