Что было модно для стиляг

Стиляги: актуальный стиль в одежде

Свой расцвет стиль стиляги пережил в середине XX века. Это был своего рода вызов советской молодежи серым и однообразным будням. Но и после того как пик популярности субкультуры прошел, периодически наблюдается всплеск интереса с этому необычному и яркому направлению.

Что было модно для стиляг

Стиль стиляги – способ сделать свою жизнь ярче

Первые стиляги были «замечены» в СССР в первые годы после окончания Второй мировой войны. Это были дети дипломатов и торговых работников – тех, кто часто выезжал в заграничные поездки. Наблюдая за западной жизнью, молодежь стремилась тоже как-то выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность. За основу были взяты западные модные тенденции, музыка и другие атрибуты новой субкультуры. Так началась история новой субкультуры и всего того, что с ней было связано.

Что было модно для стиляг

Что было модно для стиляг

Сами себя молодые люди изначально называли штатниками, то есть теми, кто берет пример с США. Однако в 1949 году на страницах популярного тогда сатирического журнала «Крокодил» был опубликован фельетон о штатниках, в котором их поведение называлось недостойным и даже вредным для консервативного советского общества. В этом фельетоне его автор Беляев впервые употребил слово «стиляги». Удивительно, но поклонники все ширящегося движения ничуть не оскорбились и, резонно рассудив, что новое слово происходит от понятия «стиль», окончательно переименовали себя в стиляги.

Постепенно наряды поклонников субкультуры видоизменялись. Особенно изменилась женская одежда, которая стала более элегантной и функциональной. Однако, из-за постоянного прессинга со стороны уже к середине 60-х годов движение практически сошло на нет. Но и в настоящее время считается очень даже оригинальным и стильным устроить вечеринку в данном направлении и примерить на себя необычные и неординарные образы, с помощью которых был когда-то брошен вызов всему будничному и обычному.

Характеристики и особенности направления

Главной особенностью женской одежды в стиле стиляги являются выразительные и пестрые образы, подчеркивающие женственность.

Среди других отличительных черт субкультуры:

  • неординарные прически;
  • использование броской крупной бижутерии;
  • обилие экстравагантного декора на элементах гардероба;
  • яркий макияж;
  • особая любовь к перчаткам.

Что было модно для стиляг

Стильный гардероб из 50-х

Платья

Главным атрибутом гардероба для женщин было приталенное расклешенное снизу платье. Для придания его юбке больше объема, под нее одевали несколько фатиновых подъюбников. При этом верх одежды мог быть украшен глубоким открытым декольте или широкими бретелями. Рукав мог быть любой длины либо вообще отсутствовать. Большой популярностью пользовались рукава-фонарики. Нередко наряд драпировался на лифе.

В качестве дополнений щедро использовали декоративные элементы (рюши и кружева). Самым шиком считалась широкая яркая лента, подвязываемая на талии под лифом большим бантом. Длина этого предмета одежды, как правило, была средней – до колен.

Юбки

Классическим вариантом была юбка-миди. В некоторых случаях, например, для коктейльных вечеринок, допускалось уменьшение длины до мини. Изначально они были такими же пышными, как и платья, но со временем «трансформировались», стали более короткими и узкими.

Блузки

Отличаются простым, но не классическим фасоном. Могут быть с длинным или коротким рукавом либо вовсе без него. Воротники варьируются от округлых до моделей с острыми краями.

Основное требование – отсутствие подплечников.

Брюки

Брюки в стиле стиляг были немного укороченными, что позволяло демонстрировать всеобщему взору такую яркую деталь, как пестрые носки. Брюки имели разнообразный покрой, но более популярны расклешённые или зауженные модели. В начале 60-х в моду вошли брюки-дудочки.

Сегодня к луку прекрасно подойдут бриджи, капри, шорты-бермуды.

Жакеты

Маст-хев гардероба стиляги считается жакет с немного расширенными плечами и квадратными карманами. Наиболее популярен вариант в стиле Шанель – без воротника и с отделкой по подолу. Еще один популярный атрибут гардероба женщин-стиляг – грация (разновидность корсета без шнуровки) вместо нижнего белья. Этот элемент позволял подчеркнуть формы и сделать фигуру более стройной и подтянутой.

Что было модно для стиляг

Что было модно для стиляг

Используя эти элементы гардероба, составить тематический наряд на корпоратив или клубную вечеринку не составит труда.

Цветовые решения и модные принты

Если намечается вечеринка и как одеться в ретро стиле стиляг – первоочередной вопрос, необходимо вспомнить о том, что все образы должны быть яркими и разнообразными. Обычно наряд этого направления формируется из вещей 2-3 доминирующих оттенков, сочетающихся меду собой. При этом белый и черный цвета встречаются намного чаще остальных, а пастельные и блеклые тона и вовсе под запретом. Весьма популярны неоновые цвета, помогающие создать настоящий праздник, поднимая настроение и заставляя забыть даже о морозах и слякоти в серые осенне-зимние будни.

Обязательным условием считаются цветовые контрасты и яркие сочные сочетания, насыщенные рисунки (например, предметы белого, желтого и красного цвета).

Самыми распространенными были и остаются принты в виде крупного гороха, горизонтальных и вертикальных полос, узоров из цветов и орнаментов из геометрических фигур. Своеобразной изюминкой наряда первых последовательниц новой субкультуры было то, что их подъюбники были не белыми, а цветными.

Сегодня отличным решением для девушек, собирающихся на тематическую вечеринку, станет использование сразу нескольких подъюбников различных цветов.

Что было модно для стиляг

Ткани

Для создания модного образа, чаще всего используются вещи из искусственных материалов, который могут передать все разнообразие красок и фактур. Самые востребованные ткани: атлас. Шелк и хлопок.

Актуальные аксессуары

Элементам, дополняющим образ, присущи броскость и яркость. В тренде:

  • Массивная незамысловатая бижутерия из пластмассы. Например, круглые или округлой формы однотонные сережки, пестрые бусы и многочисленные браслеты.
  • Длинные перчатки, служившие не для утепления и защиты рук, а исключительно в виде аксессуара. Поэтому их носили в любое время года.
  • Шляпки, как и перчатки, использовались не с практической целью, а в качестве украшения.
  • Платки и шарфики контрастных цветов.
  • Яркие пояса или ленты, подвязывавшиеся вокруг талии (ленты могут также служить и украшением для волос).

Что было модно для стиляг

  • Сумочки. Подбираются в тон платью. Их декор также должен соответствовать оформлению основного наряда.
  • Обувь. Подбирая эту часть наряда, стоит предпочесть лодочки, туфли или сапожки на высоком каблуке и с острыми носами. Также можно использовать босоножки из тонких ремешков и балетки. Добавят стильности, одетые под туфли белые или цветные короткие носки.

Что было модно для стиляг

Прическа и макияж

Прически и косметика занимают важное место в стиляжном направлении. Характерными прическами являются высокие начесы, бабетты, распущенные локоны, щедро «сдобренные» лаком. Украсить волосы можно повязками, лентами, ободками, заколками и другими интересными и яркими элементами.

Что касается макияжа, то яркая помада и широкие стрелки черной подводкой вокруг глаз – классика жанра. Допускается использование ярких теней, например, морковных, желтых или синих.

Что было модно для стиляг

Что было модно для стиляг

Создание образов

Сегодня одеться в стиле стиляг можно не только на тематический вечер, но и, например, на выпускной школьный бал. Для этой цели прекрасно подойдут платья без рукавов с пышной юбкой, опоясанные крупным широким бантом. Можно использовать платье на бретелях. Особенно красиво смотрится наряд с петлей-бретелькой. Последний вариант прекрасно подойдет девушкам с красивой формой груди.

Дополнят лук лаковый кожаный пояс и изящная дамская сумочка.

Актуальны короткие облегающие модели ярких цветов, дополненные крупными аксессуарами. Надев подобный наряд на свой день рождения, можно сделать этот праздник поистине незабываемым. А если предложить гостям поддержать идею и всем нарядиться в стильные платья а-ля 50-е, то яркие эмоции и впечатления будут обеспечены надолго.

Отличный лук поможет создать белое платье с принтом в виде крупного черного гороха в сочетании с длинными перчатками черного или красного цвета.

Что было модно для стиляг

Стильно и эффектно будет выглядеть одежда с крупными красными цветами или нежными голубыми незабудками, ярко-желтыми астрами или дарящими солнечное настроение подсолнухами. Такие модели легко дополнить сумочкой зеленого цвета и атласной лентой с искусственным цветком в прическе. Важно, чтобы цветок на ленте гармонировал с цветами на наряде.

Что было модно для стиляг

Что было модно для стиляг

В любую ситуацию прекрасно впишется ансамбль юбка + блуза. Для его создания понадобятся однотонная шелковая блузка на бретельках и пышная юбка с контрастным принтом. Завершит образ лакированный поясок и соответствующая ему по тону лента в волосах. Можно также одеть крупные бусы и яркий браслет.

Мамочкам, задумывающимся о том, как одеть ребенка на праздник, дизайнеры советуют также обратить внимание на красивые, разнообразные и веселые стиляжные наряды.

Что касается цветовых предпочтений, то женщинам, обремененных лишним весом, подойдут наряды с цветочным принтом (в мелкий узор) или же в вертикальную полоску с длиной чуть ниже колен. Такой вариант позволит скрыть полноту и визуально вытянет фигуру.

Что было модно для стиляг

Что было модно для стиляг

Блондинки и рыженькие будут великолепно смотреться в изумрудных, красных и синих платьях, а брюнеткам и шатенкам стоит отдать предпочтение фиолетовым, желтым, светло-оранжевым и светло-зеленым оттенкам.

Что было модно для стиляг

Источник

«Стиляги — типы, уходящие в прошлое», написал в марте 1949 года Д. Г. Беляев, автор фельетона, опубликованного в журнале «Крокодил». Именно там появилось это замечательное, ёмкое слово, обозначившее чисто советское, отечественное явление. И прав был товарищ Беляев: время стиляг ушло безвозвратно, как и время дефицита.

В 90-е мы ринулись в сторону общества потребления (правда, с «китайским акцентом»). Сейчас сложно себе вообразить тот контекст, те бытовые условия, в которых явились наши «первенцы свободы» моды и стиля.

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 1

Героиня Инны Макаровой собирается на танцы, она надела оранжевую атласную блузку и узкую зелёную юбку-карандаш. На голове — какой-то немыслимый головной убор, а над головой — оранжевый абажур. Предмет совсем не случайный! Это — акцент, подчеркивающий пестроту и нелепость «кричащего» (было тогда популярно такое определение) наряда. Сердечный друг героини (актёр Николай Рыбников), шокированный её нарядом, внёс свои коррективы и на фото ниже мы видим результат…

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 2

Скромное, однотонное платьице «японка», шифоновый шарфик и прическа (!). Да, тут явно обошлись без услуг парикмахера-стилиста.

А вот на замечательном фото Кузьмина советские девушки собираются на танцы.

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 3

Простые советские девушки — это тоже примета времени и популярное определение, означающее всё что угодно, но только не это:

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 4

Не все в СССР были готовы согласиться с аргументами толерантной мамы.

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 5

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 6

Новомодными молодёжными тенденциями озаботились и официальные идеологи-пропагандисты, обеспечив пристальное внимание советской прессы и правоохранительных органов. Подключили общественность, руководство вузов, где новые тенденции моды были особенно популярны.

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 7

С конца 40-х и далее, в 50-70-е года авторы журнала «Крокодил» не расставались с полюбившейся темой, которая приносила неплохие дивиденды. И надо сказать, что карикатуры были замечательные! Как и комментарии в стихах и прозе! Полюбуемся?

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 8

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 9

Модная тема была активно поддержана студенческим фольклором, который сегодня почти забыт.

С удовольствием напомню строчки: О, Сан-Луи, город стильных дам! Но моя Москва не уступит вам!

Москва, Калуга, Лос Анжелос объединились в один колхоз!

Колхозный сторож, Иван Кузьмич, хлебнувши виски, толкает спич.

Вот получим диплом, хильнём в деревню, Будем там удобрять навозом землю. Мы будем сеять рожь-овёс, лабая буги, Прославляя колхоз на всю округу!

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 10

Нет, такие наряды, такие танцы не к лицу простой советской девушке, как и простому, рабочему парню.

Официальная пропаганда выдвинула радикальный тезис: Сегодня он играет джаз, А завтра Родину продаст!

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 11

Студенческий фольклор: А мой пиджак, он канареечного цвета! Тот не чувак, кто не носит узких брюк!

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 12

Чувствуете разницу? Противопоставление положительного образа советской молодёжи западным веяниям, буржуазной культуре принимало порой анекдотические формы. Но для молодых любителей джаза и модной, яркой одежды — стиляг — это было достаточно серьёзно! Им грозило исключение не только из комсомола, но и из института, серьёзными осложнениями в будущей карьере.

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 13

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 14

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 15

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 16

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 17

Какой нейлон?! Какие буги-вуги?! Тут уместны совсем другие слова: Свиданье забыто, над книгой открытой склонилась подруга в окне золотом…

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 18

Ведь девушки краше (с улыбкой, как у Люсьены Овчинниковой) среди стиляг никогда и нигде не найти!

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 19

Стоит сказать и о сатирических комментариях к рисункам, зачастую стихотворных. Вот такой пример с использованием текста народной песни: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан, не входи, родимая, попусту в изъян! При таких ресницах, при таком колье, надо мне рядиться в модном ателье!».

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 20

И всё же, что выросло, то выросло. Бытовало такое антиобщественное явление, разумеется, только кто-о, кое-где у нас порой… Боролись, как могли.

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 21

В вузах создавались бригады содействия милиции. У Василия Аксёнова можно прочесть о примерах такого «содействия» : «разрезали крамольные узкие брюки, стригли волосы, отбирали стильные галстуки, фотографировали для окон сатиры «тех, кто мешает жить»…

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 22

Конечно, случались такие перегибы на местах. Об этих перегибах хотелось бы подробнее, может, кто подскажет случай из жизни? Буду очень рада такому комментарию.

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 23

Этот классический образ парня-стиляги полностью соответствует портрету, написанному Виктором Славкиным: Плечи ватные — во! Галстук вот до сих пор, с драконами «пожар в джунглях», волосы на бриллиантине, полуботиночки на белой микропорке — «манной каше», брюки-дудочки. Кок, галстук с драконами до полу! Подметки на обуви отрывали и наваривали вот такой белый каучук!

Интересно и то, что в советских журналах мод того времени как раз предлагались модели, соответствующие вкусу стиляг, во всяком случае, в женской моде. Девушки копировали модели одежды, причёски, макияж. Но, к сожалению, купить в магазине модную одежду и аксессуары они не могли. Советская лёгкая промышленность не откликалась на запросы молодых.

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 24

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 25

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 26

Да, фирменные, импортные наряды нельзя было купить, только «достать» (да и то втридорога) не без помощи особой касты предпринимателей — фарцовщиков.

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 27

Писатель Михаил Веллер воспел эту категорию «несоветских граждан». А сами несоветские граждане во всей красе показали себя в лихие 90-е.

А стиляжек, фифочек сыграли в советском кино актриса легендарного «Современника», Людмила Крылова (жаль, не нашлось фото в полный рост).

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 28

Людмила Шагалова и Тамара Носова. Впрочем, их героини к концу фильмов понимали, что сбились с пути и перековывались!

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 29

В 1979-м году в Московском театре К. С. Станиславского вышел замечательный спектакль «Взрослая дочь молодого человека». Поставил его Анатолий Васильев по пьесе Виктора Славкина. Этот спектакль был большим событием! Действие происходит в Москве, в 70-х годах. Герои пьесы не виделись много лет и вот встретились, вспомнили свою молодость, когда они учились в институте, увлекались джазом и слыли стилягами…

Стиляги на страницах советского журнала «Крокодил» и их современницы, фото № 30

Поседевшие стиляги вспомнили безвозвратно ушедшее время. По прошествии 25 лет потеряли актуальность модные тряпки. Но в их культурном багаже остались первая выставка Пикассо, организованная Ильёй Эренбургом в 1956-м году, великие мастера джаза, Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Глен Миллер… Чурлёнис, Хэмингуэй…

Спектакль «Взрослая дочь молодого человека» подводил черту, закрывал тему: социальные клише уже не имели никакого смысла. Старые социальные конфликты должны быть забыты.

А стиляги? Что это было? Оттепель? Детская болезнь, что-то вроде ветрянки?

Спасибо за ваше внимание! Жду комментариев и буду очень рада им.

С неизменным уважением, Жанна(gvasi).

Источник

Молодежь при любом режиме стремится к самовыражению, и поэтому периодически возникают различные направления, отличающиеся по внешнему виду и мировосприятию от всех прочих социальных групп. Такими были стиляги. Годы сталинской эпохи вызвали возникновение движения молодежи, которая отстаивала свое право на свободу при помощи одежды, слов и музыки. Они не призывали к смене режима, они только хотели иметь право на свою индивидуальность в мире серости и безликости. Расскажем о том, что это за субкультура и чем отличается образ стиляги.

Происхождение субкультуры.

Такое явление, как стиляга, – это результат действия целого ряда факторов. После октябрьского переворота 1917 года СССР находился в международной изоляции, и только после Второй мировой войны возобновляются контакты с иностранными государствами. Это приводит к тому, что в стране появляется прослойка людей, регулярно бывающих за границей, и их детей. Именно дети дипломатов и торговых работников и стали основой нарождающейся социальной группы золотой молодежи. Им хотелось подчеркнуть свою особенность, и для этого они избирают особый западный внешний вид, музыку и т. п. Также на формирование культуры стиляг влияет нарастающий внутренний протест молодежи против серости жизни и нищеты. Это чувство подхлестывали трофейные вещи, фильмы, музыкальные произведения. Молодым людям хотелось после многих лет лишений праздника, яркости, необычности. Стиль одежды стиляг, их музыкальные вкусы, танцы стали вызовом регламентированию сферы частной жизни.

Этимология названия.

Изначально представители этой субкультуры называли себя штатниками, так как брали пример во всем с Соединенных Штатов Америки. Но в 1949 году в популярном юмористическом журнале «Крокодил» появился фельетон «Типы, уходящие в прошлое». В нем описывалось новое социальное явление – поклонники западной культуры – как совершенно чуждое и вредное советскому обществу, там впервые и появилось слово «стиляги». Субкультура описывалась как некое извращенное поведение, недостойное советского человека. Яркая образность и едкость текста привлекли к нему внимание широкой общественности, и слово ушло в народ. Постепенно изначальное наименование «штатники» исчезло из лексикона газет, людей и самих представителей движения. Есть версия, что слово «стиляги» происходило от слова “стиль” как самого главного, что отличало молодых людей этого движения от всех прочих. И даже есть предположение, что такое наименование пришло из джазового сленга. Так или иначе, в начале 50-х годов новый термин прочно закрепился за этим социальным движением.

Идеология движения

Стиляга – это человек, который исповедует западные принципы свободы самовыражения. Впрочем, приписывание этой субкультуре бунтарской идеологии является ошибочным. Молодые люди хотели, чтобы им позволили слушать ту музыку, которая им нравится, и танцевать так, как им вздумается. У этой субкультуры не было никакой прозападнической идеологии, которую пытались им приписать. Но так как США официально считались враждебным государством, то и превознесение американской культуры воспринималось как государственная измена. На самом же деле образ стиляги – это была лишь форма отстаивания свободы на свое мнение и вкус и не более того. Главным времяпрепровождением стиляг были прогулки и вечеринки. В Москве главным местом их променада была улица Тверская – «Бродвей».

Мода и костюм стиляги

Главным признаком стиляг является их внешний вид. Типичный образ представителей этого сообщества эволюционировал и изменялся, пока не сформировался «классический» вариант. Костюм стиляги-мужчины состоял из узких брюк-дудочек, приталенного пиджака с широкими накладными плечами, яркого галстука и остроносых ботинок. При этом предпочтение отдавалось ярким расцветкам как способу противопоставления серой обыденности вокруг. Особый предмет заботы каждого стиляги – прическа. Высокий начес на голове, кок, был обязательным элементом образа. Также костюм нередко дополнялся солнцезащитными очками, абсолютно чуждыми советскому человеку. У девушек-стиляг вариантов костюма было больше. Обычно это было платье в стиле нью лук с узкой талией, пышной юбкой и декольте. Позже появились еще облегающие платья и юбки, подчеркивающие фигуру. Обязательным элементом образа были туфли на небольшом изогнутом каблучке и маленькая сумочка. Расцветки также приветствовались преимущественно яркие. Девушка должна была носить чулки – предмет небывалой роскоши. Поэтому те, кто не мог себе их купить, довольствовались тем, что рисовали шов прямо по голой ноге химическим карандашом. Девушки практиковали насыщенный макияж со стрелками на глазах и яркую помаду. На голове они возводили прическу в виде венца или украшали волосы лентой, ярким платком или ободком. Также девушки обязательно носили довольно крупную бижутерию: бусы, серьги, клипсы, браслеты. Такие яркие молодые люди, конечно, сильно выделялись на общем фоне серости и бедности и поэтому привлекали много внимания. Модную одежду можно было привезти из-за границы, что было доступно только единицам, купить у фарцовщиков или сшить самим. В этой среде формируется целый круг портных, которые обшивают стиляг. – Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/275180/stilyaga—eto-subkultura—godov-v-sssr

Источник