Что было модно у аристократов

Мы будем рассматривать моду позднего Средневековья, с 1066 по 1485 год. О, это было волнующее время в моде, особенно для королевских семей. Феодальная система в Европе полностью сформировалась, и законы о превосходстве не позволяли крестьянам и низшим классам носить такую же яркую и красивую одежду, как представителям знати. Изысканные платья для средневековых королей и королев шились только из лучших тканей и богато украшались.

Цвета

Красители для окрашивания одежды того времени были дорогими и не слишком стойкими. Цех красильщиков разделялся на несколько гильдий. Одни окрашивали одежду только с помощью красного пигмента, другие – с помощью синего. И секреты самых волшебных оттенков передавались в тайне из поколения в поколение.

Красный краситель делали из насекомого, найденного в Средиземноморье, зелёный из лишайника. А привычного нам черного в Средние века не было: смесь имевшихся красок давала скорее коричневатый оттенок.

Ткань

Ткани для королевской семьи, такие как бархат и шелк, обычно импортировались, и только королевской семье разрешалось носить золото и фиолетовый шелк. Крестовые походы оказали огромное влияние на моду благодаря множеству экзотических тканей, привезенных в Европу, таких как атлас. Был популярен мех животных, особенно горностая и лисица.

Многослойность

Одежда для королевских особ и знатных женщин состояла из множества слоев. Их нижнее белье было сделано из бриджей, рукавов и сорочек и покрыто нижней юбкой из льна или шелка. Поверх юбки было длинное платье, которое текло за благородной женщиной, и это платье было покрыто роскошной туникой. Внутри замка носили специальные замковые ботинки, а второй комплект обуви из дерева и кожи надевали для прогулок на свежем воздухе.

Украшения

Кружева, вышивка и драгоценные камни на одежде добавляли облику представительности и буквально кричали о богатстве. Мех урезал как мантии платьев, так и манжеты для мужчин.

Поначалу дамы носили шелковые покрывала , но в позднем средневековье стали предпочитать им шляпы, которые постепенно становились все острее и выше.

Основные тенденции:

  • Многослойность одежды. Благочестивым дамам следовало носить несколько слоев одежды, состоящей из длинной нижней рубашки и нижнего платья, сверху надевалось верхнее платье. Все слои имели длинный подол и зауженные рукава;
  • Средневековая одежда украшалась по-разному. Мастерицы маскировали швы, подолы, горловины или рукава различной вышивкой, кисточками, кружевами, мехом. Для скрепления одежды Средневековья использовали шнуровку, пуговицы, завязки;
  • Мода на костюмы из лоскутов. Их окраска повторяла цвета герба, поэтому можно было по одежде узнать представителя средневековой аристократической фамилии;
  • Простые крестьяне предпочитали серые и коричневые цвета костюмов, богатые горожане могли позволить сочетать несколько контрастных оттенков красного, зеленого, желтого, синего цветов;
  • В Средневековье одежда украшалась восточными мотивами. Во времена крестовых походов тамплиеры привозили моду на покрой, цвет и узоры нарядов с востока;
  • Бубенцами украшали одежду, пояса, головные уборы и обувь. Средневековую красавицу было слышно издалека, со временем ими стали декорировать только костюмы скоморохов;
  • Отсутствие нижнего белья. Было необязательно носить его, женщины в Средневековье обходились длинными рубахами;
  • Высокие головные уборы дополнялись накидками, которые плотно обхватывали шею и голову, плавными складками спадая на плечи.

Дополнением к средневековой одежде служили пояса, сумки, обереги. У коронованных особ пояса декорировались драгоценными камнями; рыцари носили пояса, свидетельствующие о посвящении в орден; священники довольствовались шнуровкой на талии.

Вам может понравится:

Реклама сигарет и табака в царской России

Почему в викторианскую эпоху гибли дети: опасные аксессуары для ухода за младенцами

Эти страшные феминистки: как их изображали в начале ХХ века

Источник

Королева Маргрете, принцесса и принц Майкл Кентские, герцогиня Камилла и принц Чарльз – старая гвардия европейской аристократии, стилем которой можно любоваться бесконечно. Как им удается выглядеть «вне времени»?

Возраст ─ это вызов. Поисковые запросы пестрят вопросами «как одеваться после 40-50-60»? Адепты моды Анна Делло Руссо, Сьюзи Менкес, Донателла Версаче не могут дать однозначный ответ и часто сами хватаются за последнюю нитку непримиримо теряющего для них актуальность молодежного гардероба. А есть те, кто принимает свой возраст с завидным самообладанием. И, пожалуй, в 50+ нет ориентира лучше, чем гардеробы европейских аристократок. Эти дамы всегда выглядели солиднее своих сверстниц ─ положение обязывало, поэтому и юбка ниже колен и закрытое декольте не стало для них трагедией в возрасте. Самые удачные примеры разбирает Ксения Ферзь ─ имидж- и этикет-инструктор, специалист по светскому и деловому позиционированию, издатель онлайн-энциклопедии социальной компетентности AristoTwist.ru. 

Принц Майкл Кентский и принцесса Майкл Кентская

Примером пары можно воспользоваться, когда стоит вопрос посложнее: как безупречно одеваться в тандеме, подчеркивая, что у вас идиллия, но не прибегая при этом к шарфам одного цвета? Стиль принца Майкла Кентского ─ воплощение основательности и  порядочности. Крупный узел его галстуков ─ акцент на врожденной уверенности. 

Впрочем, секрет не в узле, а в модели: так называемый kipper tie ─ широкий галстук, популярный в Великобритании в 60-70-е годы, стал «автографом» образа принца, стоило только этим галстукам выйти из моды. Это, кстати, отличная иллюстрация того, как ретроградство может сыграть на руку персонализации, если вы способны не гнаться за трендом. Твид, двубортные пиджаки, респектабельная седина ─ признаки человека, далекого от политики, но отнюдь не дрожащего в тени славы своей знаменитой кузины.

Его супруга ─ урожденная баронесса Мария Кристина фон Рейбниц ─ снискала в прессе за одиозные реплики и выходки прозвище Princess Pushy («принцесса-нахалка»). Подробная история ─ в материале «Виндзорская нахалка: гордость и предубеждение принцессы Майкл Кентской». Тем временем, ей нельзя отказать в породистой внешности и чарующем стиле с флером озорства, галантности и покровительственной роскоши золотого века аристократии. Ключи Кентской ─ прохладные тона, сияющие ткани, лаконичные силуэты; крупные серьги, броши, ожерелья, пропорциональные не только галстуку супруга, но и ее собственной представительным очертаниям; шляпы с широкими полями и панашами; высокие тиары. 

И да, принцессе Майкл Кентской не откажешь в находчивости: даже операцию на катаракте она нашла способ сделать поводом для внимания и восхищения, надев на королевские скачки изящную пиратскую повязку вместо солнцезащитных очков!

Пожалуй, единственное, в чем принцесса не столь ловка ─ это в выборе обуви. При дворе королевы Елизаветы II босоножки в принципе считаются обувью не достойной формальных светских мероприятий. Выход без прозрачных чулок столь же предосудителен. Тем временем, Мария Кристина порой надевает и босоножки, и чулки одновременно. 

В своих интервью королева Маргрете утверждает, что с детства культ принцессы в нарядном платье был ей совершенно чужд. Тем не менее, никто из современных монархов не блистает на White tie приемах столь же по-королевски сказочно, как она. Словно снятые с полотен XVIII века, изобилующие парчей, драпировками, мантиями, мехами и драгоценностями, эти величественные наряды сообщают, что перед нами не только глава старейшей европейской монархии, но и визуальный художник, иллюстратор и модельер.

В действительности, кто бы ни кроил и ни шил ее платья ─ Balmain, Jorgen Bender или Birgitte Taulow ─ в них просвечивает рука самой Маргрете, натренированная историческими театральными постановками. Грандиозные силуэты бальных платьев, для которых за столом может понадобиться до двух свободных мест, объемные рукава, парюры и тюрнюры ─ в этом ее артистизм, не противоречащий, впрочем. королевской конвенции.

Днем же королева Маргрете одета весьма скромно, если не сказать утилитарно. На официальных функциях ─ это платье с жакетом или юбка и блузка с бантом у шеи, умеренно экстравагантная шляпка, обувь на низком ходу, брошь на правом плече. В повседневной жизни она и вовсе ничем не отличается от пожилой худощавой дамы, которая попросту ведет своих внуков в школу… через дорогу от королевского дворца.

Сигарета? О, да. Да, мы видим Ее Величество курящей и прикуривающей чуть ли не чаще, чем смеющейся. «Я курю всегда, когда рядом есть пепельница», ─ дает она краткое введение в основы этикета курильщика. В виду привычки сигарета для Маргрете сделалась таким же убедительным имидж-символом, как у ее британской тезки, ныне покойной принцессы Маргарет. Только последняя курила в чуть более изящной манере ─ неизменно с мундштуком.

Принц Уэльский Чарльз и герцогиня Корнульская Камилла

Брак с принцем Уэльским у Камиллы Паркер Боулз второй, как и у принца с ней. На момент долгожданного замужества Камилле было 58 лет, а Чарльзу ─ 57 (читайте «Чарльз и его Камилла: двое против всех»). Речи о пышном белоснежном платье невесты не шло. Равно, как в случае с Уоллис Симпсон, которая выходила  второй раз замуж за Эдварда VIII в голубом и бежевом платьях полной длины. Невеста же принца Уэльского для свадебной церемонии выбрала платье до колен с легким пальто кремового цвета ─ в общем-то, ее туалет ничем не отличался от комплекта morning dress. А для церемонии поздравлений ─ серо-голубое платье  в пол и плащ в тон к нему с жемчужным отливом и парчой.

Сейчас в статусе герцогини Корнуольской перед нами консервативная дама почтенного возраста, которая не флиртует с трендом, но мастерски интерпретирует британскую традицию. Камилла — адепт головных уборов Филиппа Трейси, и с этой страстью к экстравагантности в королевстве соревнуется, пожалуй, только принцесса Йоркская Беатрис. Тартан ─ тоже стихия Камиллы, ведь никто не носит его так изобретательно, варьируя цвета и детали согласно местности и случаю.

Принц Чарльз тем временем уже который год пребывает в полноправном статусе квинтэссенции английского стиля. Если говорить о том, как правильно носить сюртук-визитку — мы смотрим на Его Высочество; black tie ─ снова на Чарльза; как одеваться в стиле smart casual, не забывая про галстук и платок-паше ─ вновь Чарльз.

Не в пример ему сыновья принцы Уильям Гарри серьезно понижают статус публичного гардероба наследников короны, позволяя себе фотографироваться на значимых событиях королевской хроники в сорочке с двумя расстегнутыми верхними пуговицами или в смокинге нараспашку без жилета или каммербанда. Хочется думать, что аттитюд «ближе к народу» ─ политический обдуманный шаг монархии, а не случайное разгильдяйство ее наследников. Английские консерваторы серьезно возражают против такой классовой девальвации стиля: они хотят видеть в своей монархии предмет гордости, коль скоро на ее поддержание они продолжают выплачивать налоги.

Донья Фабиола Фернанда Мария де лас Викториас Антония Аделаида ─ шестой ребенок в семье маркиза де Каса Риера, графа де Мора ─ стала королевой Бельгии. Не только по любви, но и в силу сходства религиозных убеждений: король Бодуэн I искал себе невесту истой католической веры, какой славятся испанцы. Королева Фабиола совсем не стремилась стать законодательницей моды, в отличие от принцессы Лилиан (о ней ─ ниже), но все же стала. 

Ее головные уборы вывели Бельгию на мировую модную арену, где до сих пор весь мир изо дня в день с замиранием ждал только новых шляп королевы Елизаветы II. Представляя бельгийское королевство, испанская аристократка порой иронично напоминала о своем происхождении ─ веером в руке.

В возрасте ее тяга к цвету и аксессуарам на испанский манер окрепла. При том, что на ней могло быть надето несколько ниток бус, галстук-аскот, булавка в узле, серьги, брошь и пуговицы ─ и все это при хрупком торсе и совсем невысоком росте ─ Фабиола выглядела рафинированно и снисходительно-аристократично, уравновешивая избыточность деталей высокой прической.

В подобной манере причесывалась графиня Район Спенсер, мачеха леди Дианы, первая леди США Джекки Кеннеди, Грейс, принцесса Монако, премьер министр Великобритании Маргарет Тетчер. Несмотря на своеобразную моду второй половины 20 века, волосы убранные от лица ─ по-прежнему своеобразный индикатор класса, как среди женщин, так и среди мужчин. Именно поэтому ни принца Филиппа, ни короля Карла XVI Густава редеющие шевелюры не побуждают побриться наголо: они продолжают прилежно зачесывать назад немногочисленные пряди. Дамы же в это время следуют золотому правилу: чем больше возраст ─ тем короче волосы и тем длиннее подол.

Принцесса Лилиан, герцогиня Халландская

Простой английской девушке Лилиан Мэй Дэвис, рожденной сто лет назад в Уэльсе, посчастливилось не только быть моделью для Vogue и служить отечеству во время второй мировой войны, но и выйти замуж с существенным повышением статуса ─ за принца Бертиля, герцога Халландского. Однако принцессой она стала только в преклонном возрасте ─ в 58 лет. В отличие от выше упомянутого принца Майкла Кентского, потенциального наследника трона Великобритании, который отказался пусть от небольшой, но перспективы быть королем ради свадьбы с красавицей-католичкой баронессой Марией Кристиной, принц Бертиль от шведского трона во имя любви с англичанкой-простолюдинкой отказываться не собирался. Гибель старшего брата, оставившего после себя годовалого наследника, сулила принцу регентство, которого он бы не получил, случись ему жениться на простушке. Впрочем, отец принца, король Густав VI, жил долго, и ко времени его смерти прямой наследник трона стал совершеннолетним. Только тогда пара наконец поженилась. Так, с момента знакомства Лилиан ждала замужества 30 лет, находясь в статусе де факто «тайной принцессы», а де юре ─ любовницы принца.

Став почтенным членом королевской семьи Швеции, она в общем-то ни в чем не уступала своим благороднорожденным родственникам. В ее образе даже в большей степени сквозила англосаксонская строгость и отчужденность, которые привычно принимают за царственность. При невысоком росте и хрупкой фигуре, у принцессы Лилиан была стать, которую она эффектно подчеркивала высоким воротником-каркасом или глубоким квадратным вырезом, не обнажавшим больше допустимого в соответствии хорошим тоном и здравым смыслом.

Дневные ее туалеты были безупречно скроены и пригнаны. Она часто носила юбочные костюмы из плотной ткани, благодаря которым миниатюрная фигура была как бы заключена в футляр и приобретала авторитетные очертания. Ей был совершенно не свойствен mix and match ─ она выбирала лаконичные комплекты, потому что с костюмом нельзя было ошибиться. Еще один любопытный признак ее стиля ─ воротник блузок фасона аскот, со стойкой и лентами, которые можно завязывать в бант, но которые Лилиан носила распущенными, и поверх которых надевала медальон или сатуар.

Пожалуй, единственным ее недочетом был красный лак для ногтей ─ не столь универсальный тренд, как, возможно, хотелось бы думать. Однако, предположим, что тем самым Лилиан подчеркивала свой модный провенанс.

 специалист по светскому  и деловому позиционированию, основатель онлайн-академии имиджа и этикета www.esthetiquette.club

Текст:
Marie Claire Editorial·24 мая 2020

Источник

Возраст ─ это вызов. Поисковые запросы пестрят вопросами «как одеваться после 40-50-60»? Адепты моды Анна дело Руссо, Сьюзи Менкес, Донателла Версаче не могут дать однозначный ответ и часто сами хватаются за последнюю нитку непримиримо теряющего для них актуальность молодежного гардероба. А есть те, кто принимает свой возраст с завидным самообладанием. И, пожалуй, в 50+ нет ориентира лучше, чем гардеробы европейских аристократок. Эти дамы всегда выглядели солиднее своих сверстниц ─ положение обязывало, поэтому и юбка ниже колен и закрытое декольте не стало для них трагедией в возрасте. Самые удачные примеры разбирает, Ксения Ферзь ─ имидж- и этикет-инструктор, специалист по светскому и деловому позиционированию, издатель онлайн-энциклопедии социальной компетентности AristoTwist.ru. 

Принц Майкл Кентский и принцесса Майкл Кентская

Примером пары можно воспользоваться, когда стоит вопрос посложнее: как безупречно одеваться в тандеме, подчеркивая, что у вас идиллия, но не прибегая при этом к шарфам одного цвета?

Стиль принца Майкла Кентского ─ воплощение основательности и  порядочности. Крупный узел его галстуков ─ акцент на врожденной уверенности. 

Впрочем, секрет не в узле, а в модели: так называемый kipper tie ─ широкий галстук, популярный в Великобритании в 60-70-е годы, стал «автографом» образа принца, стоило только этим галстукам выйти из моды. Это, кстати, отличная иллюстрация того, как ретроградство может сыграть на руку персонализации, если вы способны не гнаться за трендом. Твид, двубортные пиджаки, респектабельная седина ─ признаки человека, далекого от политики, но отнюдь не дрожащего в тени славы своей знаменитой кузины.

Его супруга ─ урожденная баронесса Мария Кристина фон Рейбниц ─ снискала в прессе за одиозные реплики и выходки прозвище Princess Pushy («принцесса-нахалка»). Тем временем, ей нельзя отказать в породистой внешности и чарующем стиле с флером озорства, галантности и покровительственной роскоши золотого века аристократии. Ключи Кентской ─ прохладные тона, сияющие ткани, лаконичные силуэты; крупные серьги, броши, ожерелья, пропорциональные не только галстуку супруга, но и ее собственной представительным очертаниям; шляпы с широкими полями и панашами; высокие тиары. 

И да, принцессе Майкл Кентской не откажешь в находчивости: даже операцию на катаракте она нашла способ сделать поводом для внимания и восхищения, надев на королевские скачки изящную пиратскую повязку вместо солнцезащитных очков!

Пожалуй, единственное, в чем принцесса не столь ловка ─ это в выборе обуви. При дворе королевы Елизаветы II босоножки в принципе считаются обувью не достойной формальных светских мероприятий. Выход без прозрачных чулок столь же предосудителен. Тем временем, Мария Кристина порой надевает и босоножки, и чулки одновременно. 

Королева Дании Маргрете

В своих интервью королева Маргрете утверждает, что с детства культ принцессы в нарядном платье был ей совершенно чужд. Тем не менее, никто из современных монархов не блистает на White tie приемах столь же по-королевски сказочно, как она. Словно снятые с полотен XVIII века, изобилующие парчей, драпировками, мантиями, мехами и драгоценностями, эти величественные наряды сообщают, что перед нами не только глава старейшей европейской монархии, но и визуальный художник, иллюстратор и модельер.

В действительности, кто бы ни кроил и ни шил ее платья ─ Balmain, Jorgen Bender или Birgitte Taulow ─ в них просвечивает рука самой Маргрете, натренированная историческими театральными постановками. Грандиозные силуэты бальных платьев, для которых за столом может понадобиться до двух свободных мест, объемные рукава, парюры и тюрнюры ─ в этом ее артистизм, не противоречащий, впрочем. королевской конвенции.

Днем же королева Маргрете одета весьма скромно, если не сказать утилитарно. На официальных функциях ─ это платье с жакетом или юбка и блузка с бантом у шеи, умеренно экстравагантная шляпка, обувь на низком ходу, брошь на правом плече. В повседневной жизни она и вовсе ничем не отличается от пожилой худощавой дамы, которая попросту ведет своих внуков в школу… через дорогу от королевского дворца.

Сигарета? О, да. Да, мы видим Ее Величество курящей и прикуривающей чуть ли не чаще, чем смеющейся. «Я курю всегда, когда рядом есть пепельница», ─ дает она краткое введение в основы этикета курильщика. В виду привычки сигарета для Маргрете сделалась таким же убедительным имидж-символом, как у ее Британской тезки, ныне покойной принцессы Маргарет. Только последняя курила в чуть более изящной манере ─ неизменно с мундштуком.

Принц Уэльский Чарльз и герцогиня Корнульская Камилла

Брак с принцем Уэльским у Камиллы Паркер Боулз второй, как и у принца с ней. На момент долгожданного замужества Камилле было 58 лет, а Чальзу ─ 57. Речи о пышном белоснежном платье невесты не шло. Равно, как в случае с Уоллис Симпсон, которая выходила  второй раз замуж за Эдварда VIII в голубом и бежевом платьях полной длины. Невеста же принца Уэльского для свадебной церемонии выбрала платье до колен с легким пальто кремового цвета ─ в общем-то, ее туалет ничем не отличался от комплекта morning dress. А для церемонии поздравлений ─ серо-голубое платье  в пол и плащ в тон к нему с жемчужным отливом и парчой.

Сейчас в статусе герцогини Корнуольской перед нами консервативная дама почтенного возраста, которая не флиртует с трендом, но мастерски интерпретирует британскую традицию. Камилла — адепт головных уборов Филиппа Трейси, и с этой страстью к экстравагантности в королевстве соревнуется, пожалуй, только принцесса Йоркская Беатрис. Тартан ─ тоже стихия Камиллы, ведь никто не носит его так изобретательно, варьируя цвета и детали согласно местности и случаю.

Принц Чарльз тем временем вошел в 71 год в полноправном статусе квинтэссенции английского стиля. Если говорить о том, как правильно носить сюртук-визитку — мы смотрим на Его Высочество; black tie ─ снова на Чарльза; как одеваться в стиле smart casual, не забывая про галстук и платок-паше ─ вновь Чарльз.

Не в пример ему сыновья принцы Уильям Гарри серьезно понижают статус публичного гардероба наследников короны, позволяя себе фотографироваться на значимых событиях королевской хроники в сорочке с двумя расстегнутыми верхними пуговицами или в смокинге нараспашку без жилета или каммербанда. Хочется думать, что аттитюд «ближе к народу» ─ политический обдуманный шаг монархии, а не случайное разгильдяйство ее наследников. Английские консерваторы серьезно возражают против такой классовой девальвации стиля: они хотят видеть в своей монархии предмет гордости, коль скоро на ее поддержание они продолжают выплачивать налоги.

Королева Фабиола

Донья Фабиола Фернанда Мария де лас Викториас Антония Аделаида ─ шестой ребенок в семье маркиза де Каса Риера, графа де Мора ─ стала королевой Бельгии. Не только по любви, но и в силу сходства религиозных убеждений: король Бодуэн I искал себе невесту истой католической веры, какой славятся испанцы. Королева Фабиола совсем не стремилась стать законодательницей моды, в отличие от принцессы Лилиан (о ней ─ ниже), но все же стала. 

Ее головные уборы вывели Бельгию на мировую модную арену, где до сих пор весь мир изо дня в день с замиранием ждал только новых шляп королевы Елизаветы II. Представляя бельгийское королевство, испанская аристократка порой иронично напоминала о своем происхождении ─ веером в руке.

В возрасте ее тяга к цвету и аксессуарам на испанский манер окрепла. При том, что на ней могло быть надето несколько ниток бус, галстук-аскот, булавка в узле, серьги, брошь и пуговицы ─ и все это при хрупком торсе и совсем невысоком росте ─ Фабиола выглядела рафинированно и снисходительно-аристократично, уравновешивая избыточность деталей высокой прической.

В подобной манере причесывалась графиня Район Спенсер, мачеха леди Дианы, первая леди США Джекки Кеннеди, Грейс, принцесса Монако, премьер министр Великобритании Маргарет Тетчер. Несмотря на своеобразную моду второй половины 20 века, волосы убранные от лица ─ по-прежнему своеобразный индикатор класса, как среди женщин, так и среди мужчин. Именно поэтому ни принца Филиппа, ни короля Карла XVI Густава редеющие шевелюры не побуждают побриться наголо: они продолжают прилежно зачесывать назад немногочисленные пряди. Дамы же в это время следуют золотому правилу: чем больше возраст ─ тем короче волосы и тем длиннее подол.

Принцесса Лилиан, герцогиня Халландская

Простой английской девушке Лилиан Мэй Дэвис, рожденной сто лет назад в Уэльсе, посчастливилось не только быть моделью для Vogue и служить отечеству во время второй мировой войны, но и выйти замуж с существенным повышением статуса ─ за принца Бертиля, герцога Халландского. Однако принцессой она стала только в преклонном возрасте ─ в 58 лет. В отличие от выше упомянутого принца Майкла Кентского, потенциального наследника трона Великобритании, который отказался пусть от небольшой, но перспективы быть королем ради свадьбы с красавицей-католичкой баронессой Марией Кристиной, принц Бертиль от шведского трона во имя любви с англичанкой-простолюдинкой отказываться не собирался. Гибель старшего брата, оставившего после себя годовалого наследника, сулила принцу регентство, которого он бы не получил, случись ему жениться на простушке. Впрочем, отец принца, король Густав VI, жил долго, и ко времени его смерти прямой наследник трона стал совершеннолетним. Только тогда пара наконец поженилась. Так, с момента знакомства Лилиан ждала замужества 30 лет, находясь в статусе де факто «тайной принцессы», а де юре ─ любовницы принца.

Став почтенным членом королевской семьи Швеции, она в общем-то ни в чем не уступала своим благороднорожденным родственникам. В ее образе даже в большей степени сквозила англосаксонская строгость и отчужденность, которые привычно принимают за царственность. При невысоком росте и хрупкой фигуре, у принцессы Лилиан была стать, которую она эффектно подчеркивала высоким воротником-каркасом или глубоким квадратным вырезом, не обнажавшим больше допустимого в соответствии хорошим тоном и здравым смыслом.

Дневные ее туалеты были безупречно скроены и пригнаны. Она часто носила юбочные костюмы из плотной ткани, благодаря которым миниатюрная фигура была как бы заключена в футляр и приобретала авторитетные очертания. Ей был совершенно не свойствен mix and match ─ она выбирала лаконичные комплекты, потому что с костюмом нельзя было ошибиться. Еще один любопытный признак ее стиля ─ воротник блузок фасона аскот, со стойкой и лентами, которые можно завязывать в бант, но которые Лилиан носила распущенными, и поверх которых надевала медальон или сатуар.

Пожалуй, единственным ее недочетом был красный лак для ногтей ─ не столь универсальный тренд, как, возможно, хотелось бы думать. Однако, предположим, что тем самым Лилиан подчеркивала свой модный провенанс.

Источник