Что было модно у подростков в 90 годы
Стена Цоя в Москве, 1990 год.
Фото: РИА Новости
Мода 90-х в России была абсолютно уникальным явлением. Названия стилю того времени не придумано до сих пор. Что не мудрено. Это было время, когда «сама мода вышла из моды».
Одевались кто во что горазд. На смену советской строгости в костюме пришли эклектика, асиметричный крой, цвета «вырви глаз»… Все хотели выделяться. Но большинство не умели. Да и позволить себе чаще всего не могли – время было сложное. Очень сложное, с этим никто не спорит. И тем не менее, сегодня многие испытывают ностальгию по «лихим 90-м». В том числе, и по стилю того времени (или, может, как раз по его отсутствию?).
Мы предлагаем вспомнить, как страна одевалась в 90-е. И что было в гардеробе у всех, кто считал себя первыми модниками России.
Участницы конкурса Мисс-Россия-1993. Тут, пожалуй, все тенденции и сразу!
Фото: РИА Новости
1) Джинсовые куртки, юбки, брюки, комбинезоны.
Это было «золотое время» джинсовой одежды! Модно было все из джинсовой ткани – и шорты, и юбки, и рубашки… В самом начале 90-х джинсы продолжали «варить» (начали еще в 80-х) – скручивали, перетягивали, вываривали в отбеливателе или уксусе. А затем еще и лейбл зачастую пришивали! Для пущей «крутизны».
Мода на джинсы-«варенки» пришла в СССР еще в 80-х, а в начале 90-х достигла своего пика. Фото – 1989 год.
Фото: РИА Новости
Но правда, после хитрых манипуляций в ванной джинсы получались поистине уникальными! И можно было быть уверенными – таких больше нет ни у кого!
Пара на Тверской улице в Москве, 1994 год.
Фото: РИА Новости
Символами времени можно назвать знаменитые джинсы Mawin («мальвины») и короткие джинсовые юбки с белыми оборочками и надписью Lambada!
Ирина Аллегрова (фото 1988 год) – одна из законодательниц мод конца 80-х, начала 90-х.
Фото: РИА Новости
2) Разноцветные лосины и «дольчики»
Лосины/леггинсы носили все девушки! Несмотря на жутчайшее качество… Черные леггинсы были почти у каждой (даже у тех, кого природа обделила ровными ножками). А цветные (кислотные!) считались настоящимо «писком» моды – ярко-желтые, розовые, бирюзовые…
Манекенщицы во время шоу-программы модельера Вячеслава Зайцева, 1992 год.
Фото: РИА Новости
А потом в моду вошли «дольчики» – цветные утепленные колготки. Самые стильные барышни носили «дольчики» в крупную полоску. Желательно очень яркой, контрастной расцветки.
Прозрачные колготки тоже были в моде. Но, конечно, они должны были быть с каким-то «прибамбасом» (в духе времени, в общем). Круче всего, если колготки были с цветочным орнаментом. А если среди орнамента еще и стразик найдется – то все, ты королева!
3) Кожаные куртки и юбки.
Кожа была не намного менее популярна, чем джинс. Косухи, кожаные жилеты, брюки – все это было на пике моды. Особенно ценились черные косухи со множеством замков и клепок.
Художник-модельер, сын кутюрье Вячеслава Зайцева – Егор Зайцев, 1992 год.
Фото: РИА Новости
4) Спортивные костюмы.
Были популярны как среди женщин, так и среди мужчин. Но у последних пользовались особой любовью. В спортивных костюмах ходили на работу, на дискотеку и на свидания. Ох, а если там была заветная надпись – Adidas – цены такому костюму не было!
Уличный художник на Старом Арбате, 1991 год.
Фото: РИА Новости
5) Болоньевые куртки.
Из верхней одежды, кроме джинсовых и кожаных изделий, зимой были популярны болоньевые куртки.
Минск, 1992 год. Женщина в болоневой куртке.
Фото: РИА Новости
А весной и осенью носили мягкие «жатые» плащи. Или опять же болоньевые куртки, если на модный плащ денег не было. Из головных уборов был популярен капор.
Уличная торговля на Арбате, 1995 год.
Фото: РИА Новости
6) Мини-юбки.
Юбки становились все короче и короче! Помимо «ламбады», носили и узкие джинсовые юбки, плиссированные юбки на подтяжках и юбки-резинки. Последние также были самых разных кислотных цветов!
Девушка на Арбате в Москве, 1990 год.
Фото: РИА Новости
7) Малиновые пиджаки у мужчин.
К середине 90-х часть мужчин из спортивных костюмов переместилась в строгую одежду. Ну, как строгую… Оделись в пиджаки, в общем. Малиновые, правда. Сейчас про них ходят анекдоты. А тогда это было правдой жизни. Появились те, кто назвал себя «новыми русскими». Отличить их можно было как раз по малиновым пиджакам, черным брюкам и остроносым ботинкам. Ах да, про золотую цепь чуть не забыли! Это тоже было важно, да.
Цех швейного объединения Надежда, Еврейская автономная область, 1996 год.
Фото: РИА Новости
Другие цвета пиджаков были куда менее востребованы. Да и вообще, напомним, подавляющее большинство мужчин ходили в спортивных костюмах.
Показ мужской одежды из коллекции модельера Вячеслава Зайцева «Как молоды мы будем», 1996 год.
Фото: РИА Новости
8) Свитера с орнаментом.
А если мужчина-модник не носил ни малиновый пиджак, ни спортивный костюм, то почти наверняка он не вылезал из свитеров с орнаментом. Кстати, девушки такими свитерами тоже не брезговали. Правда, среди представительниц прекрасного пола модно было носить искусственно вытянутые объемные свитера – под лосины.
Бывший вокалист рок-группы «Звуки Му» Петр Мамонов в модном свитере, 1991 год.
Фото: РИА Новости
9) Женские плащи, пиджаки и кофты с широкими плечами.
Любовь к силуэтам с широкими плечами перекочевала в 90-е из 80-х. Они были популярны почти все десятилетие.
Победительницы конкурса Мы – близнецы- Юлия и Светлана Левреневы, 1990 год.
Фото: РИА Новости
10) Белые рубашки с цветочным принтом и свитера из ангорки.
У девушек постарше в 90-е была любовь к объемным шелковым рубашкам с короткими рукавами и с принтом в виде ярких цветов.
Призеры зрительских симпатий конкурса Дочки-матери семья Ярославцевых, 1990 год.
Фото: РИА Новости
Почти поголовно женщины за сорок носили свитера из ангорки! Чаще всего с вышивкой бисером или пайетками. Еще среди дам в возрасте было модно носить кофты с люрексом.
11) Свободные платья с принтом.
Самый женственный предмет гардероба – платья – в 90-е были не так уж и популярны. Но если платья носили, то, естественно, в них должна была быть изюминка. Так, в моде были платья-футболки с принтом. Самый желанный рисунок начала 90-х – Микки Маус!
Кстати, о принтах. В 1997 году, после выхода фильма «Титаник», писком моды стали топики (непременно до пупка или даже выше!) с Лео Ди Каприо и Кейт Уинслет. Топики были из жуткой синтетики. Но их носили почти все девочки и девушки-подростки!
Модницы (платье с портретом!) на Красной площади в Москве, 1990 год.
Фото: РИА Новости
Что касается вечерних платьев, то в середине 90-х они стали облегающими и блестящими! (тут до сих пор мало что изменилось)
Показ коллекции Валентина Юдашкина на Неделе Высокой моды в Москве, 1997 год.
Фото: РИА Новости
12) Брюки-клеш
Брюки-клеш, появившиеся в XIX веке как униформа американских матросов, в России стали второй раз популярны к середине 90-х (первая волна пришлась на 60-е – 70-е). Носили их и девушки, и парни. Модный в нашей стране клеш начинался не от бедра, а от колена.
Если в 80-х были в моде были брюки-бананы, то в 90-х -на смену им пришли брюки-клеш. На фото – группа На-На, 1994 год.
Фото: РИА Новости
13) Повязки, банданы, кепки.
В 90-е стало среди парней стало популярно носить кепки и банданы. А среди девушек – повязки на голову. Как для занятий аэробикой (она как раз становилась модной).
Певица Наталья Ветлицкая, 1994 год.
Фото: РИА Новости
14) Прически: начесы и акцент на челку
Невероятные начесы-башни на голове продолжали свое триумфальное шествие по стране. Популярной была и химическая завивка.
Певица Ирина Аллегрова, 1996 год.
Особое внимание уделялось челке – она должна была буквально «стоять»!
Певица Анжелика Варум, 1994 год.
Фото: РИА Новости
Волосы красили в невероятные цвета! И в синий, и в зеленый – тоже. Но осмеливались в основном неформальные подростки.
Модель Дома моды Лекоане Эман, Россия, 1994 год.
Фото: РИА Новости
Кто же побаивался красивать все волосы, но все равно хотел быть модным, пользовался… тушью для волос! Туши для волос были рыжие, синие, красные… Использовали их экономно. В основном, на челку. Также можно было покрасить челку цветным лаком для волос.
Для причесок также было модно покупать цветные резинки и заколки-бабочки.
15) Макияж: синие тени для глаз, коричневый карандаш для губ.
Конечно же, в 90-е броским был и make-up девушек. Сейчас такую раскраску, пожалуй, назовут боевой. Акцент не стеснялись делать и на глаза, и на губы.
Певица Татьяна Буланова, 1997 год.
Фото: РИА Новости
При этом для губ было модно использовать темные карандаши, а помаду – бледную. Но и красная помада тоже была в тренде. Что касается макияжа для глаз, то тени использовались каких угодно цветов. Даже ярко-синих… Сегодня, согласитесь, редко кто осмелится на подобное.
Модель – одна из участниц международного фестиваля красоты Интершарм, 1994 год.
Фото: РИА Новости
В моде также были цветные подводки для глаз с блестками и яркие цветные туши для ресниц – чаще всего синие, зеленые, фиолетовые.
Мисс КГБ-1990 – Екатерина Майорова.
Фото: РИА Новости
Вот такой она была – мода 90-х. Яркой, бесшабашной, запоминающейся.
А к концу десятилетия наметилась устойчивая тенденция к укорачиванию одежды – топы начали носить так, чтобы был виден пупок, а юбки стали напоминать старшему поколению широкие ремни (этот стиль получил название порношик). Кислотные цвета стали забываться, а вот страз, блесток, пайеток, напротив, стало больше. Страна поднялась на ноги. Начался потребительский бум. На смену непонятному стилю 90-х пришло то, что окрестили российским гламуром. На целое десятилетие пришло – даже кризису весьма долго сопротивлялось. Но это уже совсем другая «модная история»… И, пожалуй, уже менее интересная.
А что вы носили в 90-е годы? Делитесь в комментариях!
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ
Гость №2134
– А еще всем маленьким девчонкам мамы разрезали на тонкие вертикальные полосочки нижнюю часть ярких (розовых и зеленых) маечек с Микки. А на концах этой «лапши» завязывали узелочки. На Урале такая футболка была всем футболкам — футболка.
Jo-Ana
– Огромные карманы «карго», кожанные перчатки без пальчиков, большие блестящие клеенчатые сумки. Дезодоранты и шариковые деодоранты тоже были необходимыми атрибутами.
Гость №1985
– Еще супермодными были вязаные шапочки с кисточкой кислотных цветов, которые называли «кенгуру», но стоили жутко дорого, так я её тогда и не купила. Модными считались штаны из микровельвета, у меня были зелёные и красные.А еще мы с подружкой в 1990 летом обрезали джинсы, превратив их в трусы, и так и ходили по городу, шокируя окружающих. В красную помаду мы добавляли «серебрянки», которой красили раньше батареи, варили на газу в кастрюльке, чтобы получить модную фиолетовую помаду с перламутром. Креативное было время.
Гость №7852
– Тени забыли трехцветные, полосатые — малиновый, сиреневый, зеленый — или черные, до висков, черный контурный карандаш для губ в сочетании с сиреневой помадой.
Lera
– Зато была радость от покупок, а наличие чего-то из перечисленного делало из тебя королеву в коллективе и на улице! Помню, когда мне купили первую кожаную сумку, я даже ночью просыпалась на неё поглядеть!
Катя
– Еще во второй половине девяностых подростки поголовно ходили в обуви на платформе и да, в клешах. Чуть раньше были цветные (бордовые и темно-зеленые в основном) джинсы. В треде были и темно-зеленые из грубой кожи дубленки, мы такую с мамой подкрашивали зеленкой для пущей красоты!
Гость №4757
– Забыли про шнурки! В обувь вставляли шнурки ярко розового или салатового цвета, достать их было трудно. А еще шнурки красили сами цветной шуршащей бумагой.
У мужчин вошло в моду подчеркивать одеждой свое социальное положение, что породило массовое появление легендарных «малиновых пиджаков». Для этого времени были характерен переход из избыточности конца 80-х к очевидному гротеску.
Желание выделяться и «быть самим собой» дало старт массовому переодеванию в брендовую одежду Adidas, Montana, Nike, которая, в подавляющем большинстве случаев, являлась плохой кустарной подделкой. Популярными стали «кислотные» цвета, причем вызывающи ярким могло быть что угодно, от леггинсов и платьев, до купальников и зимних шапок.
От 80-х годов сохранилась мода на «варенки» и стиль унисекс — бесполые рубахи, джинсы, куртки и кроссовки пришлись по вкусу как молодежи, так и людям среднего возраста. На особенности фигуры никто не обращал внимания и в лосинах щеголяли как стройные барышни, так и упитанные дамы бальзаковского возраста.
Появился интерес не только к одежде, но и к человеческому телу. В России узнали, что такое пирсинг и тату, а также оценили все плюсы яркого макияжа. Что касается странной моды конца 80-х носить нижнее белье поверх одежды, то она получила в 90-х небывалый размах.
Царила безвкусица и вульгарность. Образ дополнялся высокими прическами, массивными пластиковыми очками, ядовито-яркими заколками и резинками для волос и крупной бижутерией. Про изящные каблуки все почти забыли, так как женщины предпочитали массивную платформу. Мужчины также выглядели не особо изысканно, сочетая любую одежду с кроссовками и остроносыми туфлями.
В конце XX столетия жизнь молодежи проходила под знаком различных субкультур. На западе кумиром была группа Nirvana, а у нас — «Сектор Газа» и «Гражданская Оборона». Кумиры оказывали серьезное влияние на манеру одеваться — на парнях и девушках появились джинсовые куртки и «косухи», полинявшие футболки с принтами, рваные и мятые брюки и платья.
За рубежом тоже царило смешение стилей и направлений, но оно выражалось более цивилизованно. Люди, даже одетые максимально броско, все же выглядели гармоничнее и сдержаннее. Отличалась мода и качественным показателем, так как на Западе у модников был доступ к оригинальным, качественным вещам. В этот период можно было выделить несколько основных стилей в одежде.
Гранж
Кумир молодежи 90-х, Курт Кобейн, серьезно повлиял на то, как одевалась молодежь в 90-х. Его сценические наряды прочно вошли в повседневную жизнь, принеся с собой небрежность, равнодушие к красоте и изяществу.
Мытые, рваные и изношенные вещи, состаренная обувь, потертые кожаные куртки — все это носили не только прожженные рокеры, но и совсем юные симпатичные девушки. Гранж шагнул с улиц на подиум, став величайшим модным трендом. Среди самых ярких его поклонниц можно назвать Наоми Кемпбелл, которая стала буквально иконой стиля гранж.
Минимализм
Этот стиль не так ярко прослеживался в моде 90-х, но его элементы можно было заметить то там, то тут. Зауженные джинсы, однотонные короткие рубашки и футболки, топики, пиджаки строгого покроя — эти вещи были в гардеробе каждого юноши и девушки последнего десятилетия XX века.
В конце 90-х минимализм начал постепенно преобладать над излишеством — с улиц начали пропадать яркие леггинсы и крупные броские аксессуары, а «малиновые пиджаки» стали признаком дурного вкуса и перекочевали в анекдоты и байки. Минимализм плотно переплелся с унисексом, постепенно подготавливая почву для андрогинности «нулевых».
Рейв и неон
Конец 90-х ознаменовался появлением стиля рейв. В моду вошли Scooter и Prodigy, химические наркотики и девиз «бери от жизни все». Для этого периода характерны психоделические принты на майках, экстремальное мини и, опять, кислотные цвета.
Женская, а затем и мужская обувь поднялась на предельно высокие платформы. Можно сказать, что чем безумнее выглядел человек, тем он был более модным и крутым. Это направление отлично показано в культовом фильме «Пятый элемент» и в «Стражах галактики», где типичным примером был Йондо Удонта. Интересно, но рейв и неон практически никак не были представлены в мире высокой моды.
Спорт шик
Первая половина 90-х годов, как это ни печально признавать, у многих ассоциируется с бандитами. Если «новые русские» предпочитали пиджаки малинового цвета, то рядовые члены преступных и околокриминальных группировок выбрали для себя подчеркнуто спортивный стиль.
Стало очень круто носить «фирменный» спортивный костюм, пошитый в лучшем случае в Китае, а в худшем — в подвале соседней многоэтажки. В мире обуви царили массивные кроссовки и лакированные туфли, которые без стеснения сочетали со спортивными костюмами. Девушки носили узкие топы, леггинсы и те же кроссовки, предпочтительно на платформе и яркие.
Эко-стиль
Для всего мира 90-е — это пора потрясений не только социальных и политических, но и экологических. Уходят в прошлое натуральные меха и им на смену пришел подчеркнуто синтетический мех. Появился небывалый спрос на вещи из природных волокон, таких как лен и хлопок.
Отдельно стоит упомянуть и моду на перешивание старых вещей на новый лад. Такая переделка была не только отличным способом сэкономить, но и хорошей демонстрацией отрицания потребительского отношения к окружающей среде.
Стиль 90-х сегодня
В наши дни стиль 90-х возвращается и в моду входят некоторые вещи той славной эпохи. Правда, вещи стали более сдержанными и по-настоящему брендовыми. Многие выбрали для себя минимализм, который сегодня практичен и удобен. Унисекс, родившийся в конце 90-х, также нашел поклонников и вслед за ним снова подтянулась мода на высокие прически, крупные очки и бесформенные куртки.
Как ни странно, но снова входит в моду и такой спорный бельевой тренд как «китовый хвост», некогда вызывавший активные споры между модницами и поборниками морали.
Смотрите также — Мода, ты сошла с ума! 16 модных безумств, от которых глаза на лоб лезут
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.
Ñåé÷àñ î÷åíü ìîäíî íîñòàëüãèðîâàòü ïî “ëåãåíäàðíûì 90-ì”. Êàê ïðàâèëî,ýòî ëþäè ÷ü¸ äåòñòâî/þíîñòü ïðèøëèñü íà òå íåïðîñòûå ãîäà è,êîíå÷íî,èì âñïîìèíàåòñÿ òîëüêî ñàìîå ëó÷øåå. Íî 90-å ýòî íå òîëüêî “äåíäè”,”òóðáî” è “Êàð-ìåí”. Ýòî åù¸ è óãîëîâíûå ïîíÿòèÿ êîòîðûå áûëè î÷åíü ñèëüíû â ñðåäå ìîëî䏿è òåõ ëåò. Î ñèòóàöèè â ìî¸ì ãîðîäå ÿ ñåé÷àñ è ðàññêàæó.
Ðîäèëñÿ ÿ â ãîðîäå Äçåðæèíñêå,Ãîðüêîâñêîé (íûíå Íèæåãîðîäñêîé) îáëàñòè â 82-ì ãîäó,øêîëó çàêîí÷èë â 99-ì. Òàê ÷òî ñìåëî îòíîøó ñåáÿ ê “äåòÿì 90-õ”. Äçåðæèíñê ãëàçàìè ïîäðîñòêà òåõ ëåò äåëèëñÿ íà çîíû âëèÿíèÿ ìîëî䏿íûõ áàíä(“ãðóïïèðîâîê”) êîòîðûå çàïðàâëÿëè íà óëèöàõ,äèñêîòåêàõ, â øêîëàõ,øàðàãàõ,òåõíàðÿõ. Íàçâàíèÿ ó ãðóïïèðîâîê ñêëàäûâàëèñü,â îñíîâíîì,èç íàçâàíèé óëèö íà êîòîðûõ îíè îáèòàëè,ëèáî áûëè ñâÿçàíû ñî çíàêîâûìè îáúåêòàìè âîçëå êîòîðûõ íàõîäèëèñü èõ “ïÿòàêè” (ìåñòà ñáîðîâ). Íàïðèìåð “Ïîïîâêà” è “Ñòðîèëêà”- óëèöû Ïîïîâà è Ñòðîèòåëåé ñîîòâåòñòâåííî. “Êîëõîçíèêè”- èõ “ïÿòàê” ðàñïîëàãàëñÿ íåïîäàë¸êó îò îäíîèì¸ííîãî ìàãàçèíà, “Ðåñòîðàí”- ðåáÿòà èç ýòîé ãðóïïèðîâêè ñîáèðàëèñü âî äâîðàõ,âîçëå ñàìîãî èçâåñòíîãî â ãîðîäå,ðåñòîðàíà “Îêà”.
Ðåäêî áûâàëî ÷òî êàêàÿ-òî “óëèöà” ñóùåñòâîâàëà ñàìà ïî-ñåáå. Êàê ïðàâèëî “óëèöû” ñëèâàëèñü â àëüÿíñû ÷òî ïîçâîëÿëî èì “äåðæàòü” áîëåå êðóïíóþ òåððèòîðèþ è óñïåøíî ïðîòèâîñòîÿòü âðàæåñêèì ãðóïïèðîâêàì êîòîðûå,â ñòðåìëåíèè íàðàñòèòü áîåâóþ ìîùü, òàêæå âðåìåíè íå òåðÿëè. Âîò ñàìûå êðóïíûå,èçâåñòíûå è âëèÿòåëüíûå:
– ÊÁÐ (àááðåâèàòóðà): “êîëõîçíèêè”,”áîðöû”,”ðåñòîðàíîâñêèå”
– ÑÓÏ: “ñòàðîïðàâäèíñêèå”,”óðèöêèå”,”ïîáåäèíñêèå”
– ÎÏÓÑ: “îêòÿáðÿòà”,”ïîïîâñêèå”,”óíèâåðñàìîâñêèå”,”ñòðîèëîâñêèå”
– ÍÀÒÎ. Ýòî íå àááðåâèàòóðà. Ïðîñòî òàê íàçûâàëèñü. Ìîæåò ÷òî áû ïîä÷åðêíóòü ñâîþ ñèëó è ìîùü. Õ.Ç. ×ëåíû àëüÿíñà- “Áóäÿãà”,”Øêîëüíèê”,”Âîäîçàáîðêà”,åù¸ êòî-òî… Ñåé÷àñ íå âñïîìíþ. Äà è íå âàæíî.
– Ñâåðäëîâêà
– Ìèêðîðàéîí
Ïîñëåäíèå äâå ñîñåäñòâîâàëè íà îäíîé èç îêðàèí ãîðîäà,îáëàäàëè ñàìûìè ìíîãî÷èñëåííûìè àðìèÿìè è ÿâëÿëèñü ëþòûìè âðàãàì. Áûëè åù¸ “ìàëåíüêèå,íî ãîðäûå”, òèïà “Ìîðêîøêè” èëè “Êîðîáêè” êîòîðûå õîòü è ïîëüçîâàëèñü óâàæåíèåì çà òî ÷òî îíè åñòü,íî ïîãîäû â ãîðîäå íå äåëàëè äîâîëüñòâóÿñü âëàñòüþ âíóòðè ñîçäàííûõ èìè àíêëàâàõ.
Èåðàðõèÿ âíóòðè ãðóïïèðîâêè:
Ìèêðîîãóðöû (òîëüêî íå ñìåéòåñü,íàçâàíèå ðåàëüíîå)- ñàìûå ìëàäøèå ÷ëåíû ãðóïïèðîâêè. Ëåò 10-12.  áèòâàõ,êàê ïðàâèëî,íå ó÷àñòâîâàëè. Âûïîëíÿëè ðîëü “ñêàóòîâ” è ïîäãîòàâëèâàëè îðóæèå ïåðåä ïðåäñòîÿùèìè ñðàæåíèÿìè.
Îãóðöû. Ñëåäóþùàÿ ñòóïåíü. Óæå ó÷àñòâîâàëè â äðàêàõ,íàáèðàÿñü áîåâîãî îïûòà îò ñòàðøèõ òîâàðèùåé. Ñðåäíèé âîçðàñò- 13-14 ëåò.
Ìèêðîíû. Àâàíãàðä ãðóïïèðîâêè. Ïåðâûå ðåäóòû â ìàññîâûõ ñòîëêíîâåíèÿõ. Èìåííî â ñòàòóñå ìèêðîíà ïîÿâëÿëàñü ðåàëüíàÿ âîçìîæíîñòü ïðîÿâèòü âîèíñêóþ äîáëåñòü è çàðàáîòàòü äîñòîéíóþ ðåïóòàöèþ êàê âíóòðè îðãàíèçàöèè,òàê è ñðåäè “êîëëåã ïî öåõó” óæå â ìàñøòàáàõ ãîðîäà. Êàê âû,íàâåðíîå,äîãàäàëèñü,ñðåäíèé âîçðàñò þíèòîâ- 15-16 ëåò.
Ìàëîëåòêè.  îòëè÷èè îò íàøèõ äíåé ýòî ñëîâî èìåëî îòíþäü íå ïðåíåáðåæèòåëüíûé îòòåíîê. Ýòèì ñëîâîì èìåíîâàëèñü “îôèöåðû” ìîëî䏿íûõ ãðóïïèðîâîê. Îíè ïëàíèðîâàëè,êîîðäèíèðîâàëè è îòäàâàëè ïðèêàçû. Íåïîñðåäñòâåííîå ó÷àñòèå ïðèíèìàëè òîëüêî â ñàìûõ ýïè÷íûõ ïðîòèâîñòîÿíèÿõ ñ ñàìûìè íåïðèìèðèìûìè âðàãàìè. Àâòîðèòåò ñðåäè ÷ëåíîâ íèçøèõ ñòóïåíåé èìåëè íåïðåðåêàåìûé. Èáî îí ó íèõ áûë. Îñòàëüíûì åãî íóæíî áûëî åù¸ çàðàáîòàòü. Âîçðàñò- 16-18 ëåò.
Ñåðåäíÿêè. Ëþäè êîòîðûå,â ñèëó îïðåäåë¸ííûõ îáñòîÿòåëüñòâ,âðåìåííî íå ìîãëè ïðèíèìàòü àêòèâíîå ó÷àñòèå â äåÿòåëüíîñòè ãðóïïèðîâêè. Ïðîùå ãîâîðÿ òå,êòî “ñèäåë” èëè “îòäàâàë äîëã Ðîäèíå”. Ïî äîñòèæåíèè 18-òè ëåò “ìàëîëåòêè”,êàê ïðàâèëî,óõîäèëè â àðìèþ. Îíè,â îñíîâíîì, è ïîëó÷àëè ñòàòóñ “ñåðåäíÿêîâ”. Òèïà âðîäå è ñ íàìè,íî ïîêà íå ñ íàìè. Êàê íàçûâàëèñü òå êòî ïîñòóïàëè â èíñòèòóò è ïî îêîí÷àíèè åãî îñòàâàëèñü â àñïèðàíòóðå èñòîðèÿ óìàë÷èâàåò 🙂
Ñòàðèêè. Ðåáÿòà âåðíóâøèåñÿ èç àðìèè/çîíû (â îñíîâíîì,âñ¸-òàêè,èç àðìèè). Îíè óæå íèêîìó íè÷åãî íå îáÿçàíû.  áîëüøèíñòâå ñâî¸ì óñòðàèâàëèñü íà ðàáîòó,çàâîäèëè ñåìüè.  îáùåì ñòàíîâèëèñü ïîëíîöåííîé ÿ÷åéêîé îáùåñòâà. Íà “óëèöå” èõ óâàæàëè. “Ñòàðèê” ìîã â ëþáîå âðåìÿ çàéòè íà “ïÿòàê” ïîïèòü âèíà. Íèêòî ñëîâà íå ñêàæåò. “Ñòàðèêîâ” è èõ ñåìüè çíàëà âñÿ ìåñòíàÿ ãîïîòà. Íèêòî íå ñìåë ïðè÷èíèòü çëà æåíå-ïàïå-ìàìå-äåòÿì “ñòàðèêà”. Õîòü îí óæå è îòîø¸ë îò äåë,íî àâòîðèòåò îñòà¸òñÿ íàâñåãäà. Çàñëóæèë. Áûëûå “ïîäâèãè” “ñòàðèêè” ñåé÷àñ âñïîìèíàþò êàê èçäåðæêè ìîëîäîñòè. Íåìíîãî ñìóù¸ííî,íî â öåëîì,ñ ãîðäîñòüþ. Êñòàòè,ñåé÷àñ óæå âñåì ïî-ôèã êòî òàì ñòàðèê-íåñòàðèê. Êàê “óìåðëè” ãðóïïèðîâêè,òàê óìåð è ïî÷¸ò ê “ñòàðèêàì”. Íûíåøíÿÿ ìîëî䏿ü î òåõ âðåìåíàõ óæå è íå ïîìíèò íè÷åãî.
Ïÿòàê. Ïÿòàê- ýòî,êàê ÿ óæå ðàññêàçûâàë,ìåñòî ñáîðà ÷ëåíîâ ãðóïïèðîâêè. Êàê ïðàâèëî,ýòî áûëî âêîïàííûé âî äâîðå ñàìîäåëüíûé ñòîë ïîä ñàìîäåëüíûì æå íàâåñîì è ñêàìåéêàìè âîçëå íåãî. Äí¸ì òàì èãðàëè â äîìèíî è âûïèâàëè ìåñòíûå ïåíñèîíåðû,à âå÷åðîì èõ ñìåíÿëè ìîëîäûå õóëèãàíû. Òàêèå “áåñåäêè” äî ñèõ-ïîð ñòîÿò âî ìíîãèõ ãîðîäàõ áûâøåãî Ñîþçà ñ ñîâåòñêèõ âðåì¸í,òàê ÷òî áîëüøèíñòâî ïðåäñòàâëÿåò î ÷¸ì èä¸ò ðå÷ü. Íà ïÿòàêå ñîáèðàëèñü ïåðåä ïðåäñòîÿùèìè äðàêàìè èëè ïðîñòî âåñåëî ïðîâåñòè âå÷åð ñ áðàòüÿìè ïî îðóæèþ. Òàêîé êðóæîê ïî èíòåðåñàì. Ãðóïïà “âêîíòàêòå” IRL. Ïðîñòûå îáûâàòåëè (îñîáåííî íåñîâåðøåííîëåòíèå) îáõîäèëè ïÿòàêè çà êèëîìåòð. Õîäèòü íà ïÿòàê åæåäíåâíî ÷ëåíîâ ãðóïïèðîâêè (äàëåå,äëÿ ïðîñòîòû- þíèòîâ) íèêòî íå îáÿçûâàë. Íå âñåì áûëî èíòåðåñíî ãîãîòàòü ñ áóõèìè òîâàðèùàìè. Êîìó-òî ïî÷èòàòü ëþáèìóþ êíèãó áûëî áîëüøå ïî-êàéôó. Íî áûëè äíè “îáÿçàëîâêè”- 1) “ñáîðû” ; 2) “áàçàðû” ; 3) äèñêîòåêà.
“Ñáîðû”.  êîíöå êàæäîé íåäåëè þíèò äîëæåí áûë ïðèíåñòè îïðåäåë¸ííóþ ñóììó äåíåã êîòîðàÿ ñêëàäûâàëàñü â “îáùèé êîò¸ë”. Äåíüãè ðàñõîäîâàëèñü íà òåêóùèå íóæäû ãðóïïèðîâêè,íà íèõ ñîáèðàëèñü ïîñûëêè â çîíû è àðìèþ è,ïîäîçðåâàþ,âûïèòü-çàêóñèòü íà õàëÿâó “ñòàðøèå” òîâàðèùè áûëè òîæå íå äóðàêè. Êàê þíèò äîáóäåò ýòè äåíüãè íèêîãî íå èíòåðåñîâàëî. Õî÷åøü- íà øêîëüíûõ îáåäàõ ýêîíîìü, õî÷åøü- âîðóé,õî÷åøü- îòíèìàé ó áîëåå ñëàáûõ. Ïîñëåäíèé âàðèàíò áûë ñàìûì ðàñïðîñòðàí¸ííûì. Èáî ñòàòóñ “ãóëÿþùåãî” (ñîñòîÿùåãî â ãðóïïèðîâêå) èìåþùåãî çà ñïèíîé ìîùíóþ ïîääåðæêó,áîëüøèíñòâó “áûêîâ” (íå “ãóëÿþùèì”) âíóøàë áëàãîãîâåéíûé òðåïåò è îòáèâàë âñÿêîå æåëàíèå ñîïðîòèâëÿòüñÿ. Íåïîñðåäñòâåííî â ó÷åáíûõ çàâåäåíèÿõ äåíüãè “êà÷àëè” òîëüêî ñ ñàìûõ çàøóãàííûõ. Íà óëèöå æå æåðòâîé “áûñòðîãî” ðýêåòà ìîã ñòàòü êàæäûé.
Òóò íåìíîãî ïîäðîáíåå. Ñõåìà îòú¸ìà êëàññè÷åñêàÿ,îòðàáîòàííàÿ ìíîãèìè ïîêîëåíèÿìè ãîïíèêîâ è óñïåøíî èñïîëüçóþùàÿñÿ ïî ñåé äåíü. Õîäèëè íà “îõîòó”,â îñíîâíîì, ïî 2-3 ÷åëîâåêà. Ìîãëî áûòü è áîëüøå,íî çà÷åì? Äåëèòü ñêóäíóþ “äîáû÷ó” íà áîëüøåå êîëè÷åñòâî ùåé áûëî áåññìûñëåííî. Ïðèøëîñü áû îêó÷èâàòü áîëüøå “áûêîâ”,à ýòî âðåìÿ è ðèñê. Äâîèõ “àâòîðèòåòíûõ” ïàðíåé áûëî âïîëíå äîñòàòî÷íî äëÿ òîãî ÷òî áû “çàãðóçèòü” îäíîãî íåàâòîðèòåòíîãî. Âûñìàòðèâàëè èç òåõ êòî íå òÿíóë íà “ãóëÿþùåãî”: íîðìàëüíàÿ ñòðèæêà (à íå “íîëü” èëè “¸æèê”),íåñòàíäàðòíàÿ äëÿ þíèòîâ îäåæäà (à îíè ïî÷òè âñå áûëè êàê ïîä êîïèðêó,â îäèíàêîâîì èëè ïîõîæåì,÷òîáû íè ìåíòû,íè “òåðïèëû” ïî ïðèìåòàì èõ íàéòè íå ìîãëè),îáû÷íàÿ,íå âûçûâàþùàÿ ïîõîäêà,ìàíåðû. Ïîòîì ïîäõîäèëè è ïðåäëàãàëè îòîéòè â óêðîìíûé óãîëîê. Ìîæíî,êîíå÷íî,áûëî çàêðè÷àòü,ïîáåæàòü,ïðèâëå÷ü âíèìàíèå ïðîõîæèõ,íî ýòî áûëî çàïàäëî. Òàê ïîñòóïàþò òîëüêî “ëîìîâûå”, òå êòî “ëîìÿòñÿ”,óáåãàþò. Òðóñû è ïðåçðåííûå ëþäè. Âûâåðíóòü êàðìàíû è îòäàòü ñâî¸ öåííîå íåçíàêîìöàì áåç ëèøíåãî êèïèøà áûëî íå òàê ïîçîðíî êàê “ïîäïèñàòü” ñåáÿ çà “ëîìîâîãî”. Ïñèõîëîãè,ìàòü èõ åòè… Äàëåå ñëåäîâàë ïðèìåðíî ñëåäóþùèé äèàëîã:
– Ãäå “ãóëÿåøü”?
– Íåò.
– Äåíüãè åñòü?
– Íåò..
– Çà 3,14ç䏿ü åá@ëî áü¸ì? (“3,14çäàáîëàì â ðîò íàññûì?”)
Åñëè íà ïîñëåäíèé âîïðîñ äîïðàøèâàåìûé,èñïóãàâøèñü ïîñëåäóþùåãî çà ëîæü íàêàçàíèÿ, îòâå÷àë “íåò”,òî ñòàíîâèëîñü ÿñíî ÷òî äåíüãè åñòü,æåðòâà äåìîðàëèçîâàíà è ãîòîâà äîáðîâîëüíî ðàññòàòüñÿ ñ íàëè÷íûìè. Ýòî áûë ëó÷øèé äëÿ ãîïíèêîâ âàðèàíò.
Åñëè æå íà ïîñëåäíèé âîïðîñ äàâàëñÿ îòâåò “äà”,òî ñêîðåå âñåãî äåíåã äåéñòâèòåëüíî íå áûëî. Êàêîé íîðìàëüíûé ÷åëîâåê ñàìîñòîÿòåëüíî ïîäïèøåò ñåáÿ çà 3,14çäàáîëà è ðàçðåøèò íàññàòü ñåáå â ðîò? Òîëüêî äóðàê èëè ÷ìîøíèê èç-çà íåñêîëüêèõ ðóáëåé ïîäâåðãíåò ðèñêó ñâî¸ çäîðîâüå èëè ñâîèìè ñëîâàìè äàñò ïðàâî “îïóñòèòü” ñåáÿ. Ïñèõîëîãèÿ,ìàòü 帅 Åñëè ìåñòî áûëî áåçëþäíîå,òî òîãäà øàðèëè ïî êàðìàíàì. Åñëè îæèâë¸ííîå è ñóùåñòâîâàë ðèñê ïðèâëå÷ü ñâîèìè äåéñòâèÿìè âíèìàíèå âçðîñëûõ- îòïóñêàëè. Âïðî÷åì,â êîíå÷íîì èòîãå,âñ¸ çàâèñåëî îò óðîâíÿ íàãëîñòè è ñòåïåíè àãðåññèâíîñòè “íàåõàâøèõ”.
Áîëüøèíñòâî ðåáÿò èìåþùèå â êàðìàíå äåíüãè è ïîïàâøèå ïîä ïðåññ “ãóëÿþùèõ” ñðàçó ñîãëàøàëèñü îòäàâàòü íàëè÷íûå äàáû èçáåæàòü èçâåñòíîãî äèàëîãà è íå “äðàêîíèòü” âûìîãàòåëåé. ×åì áûñòðåå îòäàøü áàáêè,òåì áûñòðåå òåáÿ îòïóñòÿò. È,êàê ïðàâèëî,ñ ìèðîì (åñëè ìîæíî òàê ñêàçàòü). Äîìà ãîâîðèëè ÷òî äåíüãè ïîòåðÿëè ÷òîáû èçáåæàòü ìó÷èòåëüíûõ ðàññïðîñîâ è íå ðàññòðàèâàòü ðîäèòåëåé (è ñåáÿ ëèøíèé ðàç).
Áûâàëî ÷òî þíèòû íàïàðûâàëèñü íà þíèòà. Åñëè þíèò áûë èç äðóæåñòâåííîé èëè õîòÿ áû íåéòðàëüíîé ãðóïïèðîâêè òî åìó æàëè ðóêó,æåëàëè âñåõ áëàã è ïåðåäàâàëè ïðîñüáó ïåðåäàòü ïðèâåò êàêîìó-íèáóäü Âîðîáüþ îò,íàïðèìåð,Êàìàçà ñ “ïîïîâêè”. Åñëè æå þíèò áûë èç âðàæäóþùåé,òî ó íåãî ñóùåñòâîâàëà ðåàëüíàÿ âåðîÿòíîñòü îãðåñòè ïî ïîëíîé. Ïî ïîíÿòèÿì,”ãóëÿþùèé” íå èìåë ïðàâà îòêðåñòèòüñÿ îò ïðèíàäëåæíîñòè ê áàíäå íè ïðè êàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ. Äàæå åñëè îí çíàë ÷òî ïåðåä íèì íåäðóãè,òî íà èõ âîïðîñ “ãäå ãóëÿåøü?” äîëæåí áûë ñìåëî îòâåòèòü “äà” è îçâó÷èòü íàçâàíèå ãðóïïèðîâêè. Åñëè êòî-òî æóëüíè÷àë, êîñÿ â òàêîé ñèòóàöèè ïîä “áûêà”,è ïîòîì ýòî âñïëûâàëî ïðîâèíèâøåãîñÿ æäàëî ñóðîâîå íàêàçàíèå â âèäå çíàòíûõ ïèçäþëåé âïëîòü äî îòëó÷åíèÿ îò ãðóïïèðîâêè.
Êîðî÷å,êàæäûé þíèò äîëæåí áûë äî êîíöà íåäåëè ñîáðàòü îïðåäåë¸ííóþ ñóììó äåíåã,ïðèéòè íà ïÿòàê è îòäàòü å¸ ñâîåìó “àâòîðó” (“àâòîðèòåòó”). Ó êàæäîé ñòóïåíè èåðàðõè÷åñêîé ëåñòíèöû áûë ñâîé “àâòîð”- òèïà áðèãàäèðà. Ó ìèêðîîãóðöîâ ñâîé,ó îãóðöîâ ñâîé èò.ä. Îí îòâå÷àë ïåðåä “ñòàðøèìè” çà ñâî¸ “ïîäðàçäåëåíèå”. Íå ïðèíåñòè äåíåã â êîíöå íåäåëè- êîñÿê çà êîòîðûé íóæíî îòâåòèòü. Åñëè þíèò áîëåë èëè ôèçè÷åñêè îòñóòñòâîâàë â ãîðîäå- ýòî óâàæèòåëüíàÿ ïðè÷èíà. Åñëè “íå ñóìåë”,”íå íàø¸ë”,”íåòó”- ýòî íåóâàæèòåëüíàÿ ïðè÷èíà. Çà ýòî ìîãëè è “ïðîáèòü” (ïîñòó÷àòü ïî õëåáàëó â âîñïèòàòåëüíûõ öåëÿõ).  îáùåì ïîíÿòèå “ñáîðîâ” è èõ öåëü,ÿ äóìàþ,ÿñíà.
“Áàçàðû”. Òàê íàçûâàëèñü ìàññîâûå óëè÷íûå äðàêè êîòîðûå ðåãóëÿðíî ñëó÷àëèñü ìåæäó ÷ëåíàìè âðàæäóþùèõ ãðóïïèðîâîê. Î ìåñòå è âðåìåíè îáû÷íî äîãîâàðèâàëèñü çàðàíåå. “Ìàëîëåòêè” ñîâìåñòíî ñ íåêîòîðûìè íå îòîøåäøèìè îò äåë “ñòàðèêàìè” ðàçðàáàòûâàëè òàêòèêó è ñòðàòåãèþ,äàâàëè ÖÓ “àâòîðàì”,à òå â ñâîþ î÷åðåäü “ðÿäîâûì”. Õîòÿ òàêòèêà,êàê ïðàâèëî,íå îòëè÷àëàñü ðàçíîîáðàçèåì. Äðàêè,â áîëüøåé ñâîåé ìàññå,ïðåäñòàâëÿëè ñîáîé áàíàëüíîå ñòîëêíîâåíèå “ñòåíêà íà ñòåíêó” ñ ïðèìåíåíèåì âñåâîçìîæíîãî ïîäðó÷íîãî äðûíà.
Êàê ñîáèðàëè íàðîä? Ïðîñòî çàðàíåå îáãîâàðèâàëîñü ìåñòî âñòðå÷è. ×àñòü ñîáèðàëàñü íà ïÿòàêå, îñòàëüíûå ãäå-òî åù¸,ìàëûìè ãðóïïàìè â óñëîâëåííûõ ìåñòàõ. Ëèáî ñòàéêàìè áåæàëè ñðàçó íåïîñðåäñòâåííî ê ìåñòó “áàçàðà”. Âñåé áàíäîé ñîáèðàòüñÿ íà ïÿòàêå áûëî ÷ðåâàòî. Åñëè íà íåáîëüøîì ó÷àñòêå çåìëè ðåçêî ñîáèðàåòñÿ ÷åëîâåê 100-200 àãðåññèâíî íàñòðîåííîé ìîëî䏿è,òî ýòî î÷åíü ñèëüíî íåðâèðóåò ìåñòíûõ æèòåëåé,à ñëåäîâàòåëüíî è âûçâàííûõ èìè ìåíòîâ êîòîðûå ìîãóò ñîðâàòü ïëàíèðóþùååñÿ ìåðîïðèÿòèå. Ê òîìó æå ïÿòàê âñåãäà ïîä ïðèñòàëüíûì íàäçîðîì ó÷àñòêîâîãî è ïàòðóëèðóþùèõ ðàéîí ïàòðóëåé ÏÏÑ.  îáùåì â òàêèå äíè ëèøíåå âíèìàíèå íè ê ÷åìó.
Èíîãäà “áàçàðû” âîçíèêàëè íåîæèäàííî. Ëåæèò,ê ïðèìåðó,þíèò Âÿ÷åñëàâ íà äèâàíå,ñìîòðèò òåëåâèçîð. Âäðóã çâîíîê â äâåðü. Ìàìà îòêðûâàåò. “Ñëàâó ìîæíî?..”. “Ñëàâà,òóò ê òåáå…”. Ñëàâà âñ¸ ïîíèìàåò è íà÷èíàåò áûñòðî ñîáèðàòüñÿ ñòàðàÿñü íå ñìîòðåòü íà ìàòü: “ß ñêîðî”. Âûõîäèò â ïîäúåçä ê äðóçüÿì è óæå âìåñòå ñ íèìè èä¸ò âûòàñêèâàòü èç êâàðòèðû ñëåäóþùåãî þíèòà. Îòìàçû òèïà “ðîäàêè íå ïóñêàþò” èëè “ìû ñ ðîäèòåëÿìè íà ÄÐ ê áàáóøêå ñîáèðàåìñÿ” íå êàíàþò. Òîëüêî ñåðü¸çíîå çàáîëåâàíèå ÿâëÿåòñÿ óâàæèòåëüíîé ïðè÷èíîé äëÿ îòêàçà îò ó÷àñòèÿ â “áàçàðå”.
Îðóæèå õóëèãàíîâ:
– Êîëû. Òàê íàçûâàëè çàòî÷åííûå äåðåâÿííûå êîëüÿ. Ïðèìåðíî òàêèå,êàêèìè ïðîòûêàþò ñåðäöå âàìïèðó. Òîëüêî äëèííåå è òÿæåëåå. ×òî áû ìîæíî áûëî áåãàòü ñ íèìè íàïåðåâåñ. Îðóæèå ñðåäíåãî áîÿ. Ïåðâûå ðÿäû âîîðóæàëèñü êîëàìè.
– Ìîíòàæêè (òàê íàçûâàëè ìîíòèðîâêè). Âñÿêàÿ æåëåçíàÿ ôèãíÿ. Æåëåçíûé ïðóò,ãàå÷íûé êëþ÷, ôîìêà,ìåòàëëè÷åñêàÿ òðóáà. Íó âû ïîíÿëè. Èíîãäà åù¸ èñïîëüçîâàëèñü öåïè,â ò.÷. âåëîñèïåäíûå. Íî îíè íèêàê íå íàçûâàëèñü. Öåïè è öåïè. Îðóæèå áëèæíåãî áîÿ.
– Ïîäæèã,ñàìîñòðåë. Èç äåðåâÿøêè âûòà÷èâàëñÿ ãðóáûé ìàêåò ïèñòîëåòà. “Ñòâîëîì” ñëóæèëà ìåòàëëè÷åñêàÿ òðóáêà. Òóäà çàðÿæàëñÿ ïîäõîäÿùèé ïîä äèàìåòð òðóáêè ïîäøèïíèê. Äåëàëñÿ ñàìîäåëüíûé çàïàë èç ïîðîõà èëè ñïè÷å÷íîé ñåðû êîòîðûé ïîäæèãàëñÿ îò ñïè÷êè. Øìàëÿëî. Íî ïðè íåãðàìîòíîé ýêñïëóàòàöèè èëè íåäîñòàòî÷íîé êâàëèôèêàöèè îðóæåéíûõ äåë ìàñòåðà ìîã ïîðàçèòü ñòðåëÿþùåãî. Óðîí íàíîñèë ñóùåñòâåííûé. Íî áûë îïàñåí äëÿ îáëàäàòåëÿ. Îðóæèå äàëüíåãî è ñðåäíåãî áîÿ.
– Ñèôîíû,ñòàâêè. Ñàìîäåëüíàÿ âçðûâ÷àòêà. Íåáîëüøàÿ ïîëîñòü èç òâ¸ðäîãî ìàòåðèàëà íà÷èíÿëàñü ïîðîõîì,ñåðîé è ìåëêîé ìåòàëëè÷åñêîé õðåíüþ òèïà øëÿïîê îò ãâîçäåé è ìàëåíüêèõ ïîäøèïíèêîâ. Èç ñïè÷å÷íûõ ãîëîâîê äåëàëñÿ “çàïàë”.  íà÷àëå áèòâû “çàïàë” ïîäæèãàëñÿ è îðóäèå ìåòàëîñü â ñòîðîíó ïðîòèâíèêà.  òîëïå îíî âçðûâàëîñü è ïîðàæàëî âðàæåñêèõ þíèòîâ. Åù¸ íà íèõ âåøàëè “òðîéíèêè”- òðîéíûå ðûáîëîâíûå êðþ÷êè. ×òîáû áðîøåííàÿ áîìáî÷êà íå ïðîñòî ïîïàëà â òîëïó,à çàöåïèëàñü çà êóðòêó îòäåëüíî âçÿòîãî âðàæåñêîãî þíèòà è ðàçîðâàëàñü ïðÿìî íà í¸ì ïðè÷èíèâ ïîñëåäíåìó ìàêñèìàëüíûé óùåðá. Îðóæèå äàëüíåãî áîÿ. Î÷åíü îïàñíîå è äëÿ ñàìîãî “ìåòàòåëÿ”. Íåðåäêè áûëè ñëó÷àè êîãäà ñíàðÿä ðàçðûâàëñÿ ïðÿìî â ðóêå. Îòñóòñòâèå íåñêîëüêèõ ïàëüöåâ íà ðóêå “ãðåíàä¸ðà” ïî âûõîäå åãî èç áîëüíèöû íèêîãî íå óäèâëÿëî.
– Êèðïè÷è,êàìíè. Îðóæèå äàëüíåãî áîÿ.  ïðåäñòàâëåíèè íå íóæäàåòñÿ.
– Ñëûõàë åù¸ î “ëàìïàõ” (íàçâàíèå âûäóìàííîå,íå ïîìíþ êàê íàçûâàëèñü). Òàêîé ýðçàö-“êîêòåéëü Ìîëîòîâà”.  èñïîëüçîâàííûå ýëåêòðîëàìïî÷êè íàëèâàëñÿ áåíçèí,âîâíóòðü ëàìïî÷êè îïóñêàëñÿ ôèòèëü,ïîäæèãàëñÿ,ëàìïî÷êà áðîñàëàñü,â òîëïå ðàçáèâàëàñü è ãîðÿùèé áåíçèí ïîðàæàë âðàæåñêèõ þíèòîâ. Íî íà ïðàêòèêå,íàñêîëüêî ÿ ïîìíþ,îíè íå ïðèìåíÿëèñü. Ýòî áûëî óæå “ñëèøêîì” äàæå äëÿ âðàæäóþùèõ õóëèãàíîâ.
Îäåæäà õóëèãàíîâ. Ëåòîì- øèðîêèå ñïîðòèâíûå øòàíû è ôóòáîëêè êóïëåííûå íà ìåñòíîì ðûíêå. ×òî áû íå ñòåñíÿëè äâèæåíèé. Âåäü þíèòàì ïðèõîäèëîñü ÷àñòî äðàòüñÿ è áåãàòü. Ïëþñ âåùåé ñ ðûíêà áûë è â òîì îíè áûëè îäíîòèïíû è íå âûäåëÿëè îòäåëüíîãî þíèòà èç òîëïû. Òàêæå áûëè äåø¸âûìè. Ïîýòîìó,ïîðâàííûå è îêðîâàâëåííûå ïîñëå áèòâû,øìîòêè áûëî íå æàëêî âûêèíóòü â ìóñîðíûé ÿùèê. Õîòÿ êîìó êàê… Çèìîé ìíîãèå áåãàëè íà “áàçàðû” â ôóôàéêàõ. Ýòà “ìîäà” ïðîäåðæàëàñü ïðèìåðíî äî ñåðåäèíû 90-õ. Ôóôàéêà- î÷åíü ïðàêòè÷íàÿ âåùü. Ïîìèìî òîãî ÷òî îíà ò¸ïëàÿ,îíà åù¸ è ñóùåñòâåííî ñìÿã÷àåò óäàð ìîíòàæêîé ïî òåëó. Òàê ÷òî “Êîëàìáèÿ îìíè õèò” âðÿä ëè áû ïîëüçîâàëàñü ñïðîñîì ñðåäè õóëèãàíîâ òåõ ëåò. Ïóñòü áû îíà äàæå è ñòîèëà â äâà ðàçà äåøåâëå “âàòíèêà”. È,êîíå÷íî, ÷¸ðíûå òðèêîòàæíûå øàïî÷êè “Luhta” ñ áåëûìè ïîìïîíàìè… Ïîçæå,íà çèìíèå “áàçàðû” áåãàëè êòî âî ÷òî ãîðàçä.
Òèïè÷íàÿ äðàêà ïðîõîäèëà òàê. Íàâñòðå÷ó äðóã äðóãó áåãóò äâå òîëïû. 100 íà 100,ê ïðèìåðó. Îñòàíàâëèâàþòñÿ. Íà÷èíàþò øâûðÿòü äðóã â äðóãà êàìíè è ïîëîâèíêè êèðïè÷åé. Êîãäà “ïðèïàñû” çàêàí÷èâàþòñÿ íà÷èíàåòñÿ ëîáîâàÿ àòàêà.  ïåðâûõ ðÿäàõ- êàìèêàäçå ñ êîëàìè àë÷óùèå ðàòíîé ñëàâû. Îñíîâíûå êàíäèäàòû êàê íà èíâàëèäíîñòü,òàê è íà óâåëè÷åíèå à