Что было модно в 1970 1980
Автор:
27 января 2014 09:06
Во времена Советского Союза хоть и не было такого разнообразия вещей как сейчас, однако люди умели одеваться достойно и красиво. Предлагаю вспомнить вам как одевались советские граждане в 70-80 года.
Когда начинают вспоминать Советский Союз, сразу начинают говорить о дефиците всего и вся. Так послушаешь иного говоруна, и представишь изможденного работой и голодом советского гражданина, доедающего последний хрен с солью, и одетого в робу непонятного цвета, и обутого в кирзовые сапоги.
А это ни так. Советские люди любили одеваться красиво, и кстати умели это делать.
Тяжелое было детство во времена СССР. Недостаток витамин, слаще морковки мы ничего не ели, да и игрушки были деревянные…прибитые к полу:) Шутка конечно:)
Одевались мы в общем то добротно. Не так разнообразно как сейчас, все же время то не стоит на месте, все развивается, появляются новые технологии и материалы. И одевались довольно опрятно.
Да и советская лёгонькая промышленность в общем то справлялась со своей задачей — дети и молодежь были, хоть и без особого шика, но одеты и обуты. Конечно не без помощи стран СЭВ – ГДР, Югославии, Польши… Я вот хорошо помню в подростковом возрасте довольно приличный югославский костюмчик, и как в начальных классах бегал на физкультуру в китайских кедах с лейблом, на котором изображен паровоз.
Лучше один раз посмотреть, чем пять страниц прочитать:
В Детском мире всегда можно было что то найти. А вот это уже реалии первичного накопления капиталов дикого российского капитализма:
Уже в юности молодежь одевалась разнообразнее чем в детстве — брюки-клеш, батники, джинсы, водолазки, у девчонок платья и костюмчики из тогда новомодного кримплена… Брюки -клеш шили под заказ, клеш либо от бедра, либо от колена, и чем шире внизу, тем круче было:)
Джинсы В СССР впервые попали в 1957 году, во время всемирного фестиваля молодежи, и в основном их покупали на барахолках. Довольно приличные советские джинсы шили в Твери,кстати на итальянском оборудовании, и из импортного коттона. Также в магазинах, если повезет, можно было купить индийские, немецкие и итальянские джинсы. Опять же Болгария помогала, в союзе помню продавали их джинсы «Рила». Самый шик конечно были от Levi’s, Wrangler и Lee Cooper , но они стоили очень дорого. Из более-менее доступных самыми крутыми считались Montana:
Я сам, бывая в Москве, в командировках, любил посещать в Кунцево универмаг «Молодежный», там продавались, в том числе и модельные молодежные вещи, до сих пор помню рубашку с коротким рукавом и воротником стойкой.
Интересная вещь, вот эту рубашку помню, а что покупал например год назад, не помню. Это не склероз, это просто зажрались мы господа, в век потребления.
Ну что говорить, давайте посмотрим немного фотографий:
Сами видите, одевались по разному. Можно было конечно накидать фотографий сереньких людей в фуфайках, кирзовых сапогах, ушанке от Деда Щукаря, но что было, то было.
Нравы были не те, и соответственно одежда была не та. Все было именно так, как было.
И что интересно, каких либо кардинальных отличий в советской моде от моды зарубежной не было. Если что нельзя было купить в магазине, шли на барахолку, в ателье, либо шили сами.
Более того, не буду говорить о мужчинах, им в основной массе, лишь бы костюмчик сидел, а вот наши женщины и сейчас, и тогда в советские времена выгодно отличались от иностранок. Они никогда из дома не выйдут не накрасившись, не надев красивую вещь и туфли на каблуке. Этого у них не отнять.
Кстати, если кто не знает, особенно молодежь нынешняя, даже реклама, столь надоевшая нам сейчас,в СССР была:
На двух страничках всего не расскажешь, потому прошу извинить, если что не упомянул.
У каждого человека свое видение на историю страны, в том числе и на то, как тогда одевались.
Закончу повествование строчками Эдуарда Асадова:
« К черту в мире всяческие моды!
Хватит быть бездарными весь век!
Пусть живет, исполненный свободы,
Для себя и своего народа
Умный и красивый человек! »
Источник:
Ссылки по теме:
Любите повспоминать, как всё было раньше?
Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:
Годы правления Леонида Брежнева вошли в историю как «эпоха застоя». В отношении моды эта оценка не совсем справедлива: актуальные образы стремительно менялись, разнообразие моделей и варианты оттенков менялись. Так, узкие брюки-дудочки быстро уступили лидерство «клешам», а заметно укоротившие мини уже никого не возмущали. С другой стороны, купить хорошую одежду было невозможно — только «достать» у фарцовщиков или за границей.
VATNIKSTAN продолжает цикл статей о моде, и сегодня в фокусе внимания первая половина 1970-х годов: были ли коренные отличия от предыдущего десятилетия и какая одежда была настолько популярной, что её ввозили в страну тайно, под угрозой тюремного заключения?
Тенденции: конец эпохи самопошива
В первой половине 1970-х годов остаются актуальными большинство ключевых тенденций 1960-х годов: простые линии, А-образные силуэты и искусственные ткани. Качество последних растёт, их всё труднее отличить от натуральных. Женщины продолжают приобщаться к брюкам и мини-юбкам: такая одежда становится нормой и уже редко вызывает чьё-либо возмущение. Мужчины носят рубашки приталенного силуэта и длинные плащи.
Однако одна новая, странная тенденция всё же появилась. Касалась она не вещей и образов, а отношения к ним. В 1970-е годы самопошив перестаёт быть актуальным. Ранее он существовал как вынужденная мера для тех, кто не мог купить одежду в условиях дефицита. Покупать ткань и шить по выкройкам из журналов, а также подгонять вещи под свой размер считалось абсолютной нормой. Носить такую одежду не считалось «непрестижным», а тем более «стыдным».
Теперь ситуация кардинально меняется. В моду входят заграничные вещи — джинсы, кроссовки — которые невозможно произвести в домашних условиях. Социальный разрыв становится очевиднее, его становится всё сложнее скрывать. Женщины, чья молодость пришлась на 1950–1960-е гг. вспоминали, что одевались «не хуже, а подчас и лучше других», только с помощью мам и бабушек, которые их обшивали. С 1970-х годов это становится невозможным: чтобы выглядеть «модно», нужно носить исключительно дефицитные заграничные вещи. Шитьем на дому занимаются только энтузиасты, для которых это хобби, и необеспеченные люди.
Юмористический фельетон «Иностранцы»:
В лексикон входит «фирмА» (преимущественно с ударением на последний слог) — ёмкое понятие, которым называли все вещи иностранного производства. По умолчанию они считаются более красивыми и качественными, чем отечественные — даже если это не соответствовало действительности. Состоятельные граждане избегают советских магазинов (кроме «Берёзки») и стремятся либо шить одежду на заказ в ателье, либо покупать за границей. Ателье, впрочем, ценились не обычные, а ведомственные. Рядовым гражданам доступ туда был закрыт. В одной только Москве к 1980-м годам число таких ателье достигнет 700.
Самостоятельно пошитые вещи презрительно назывались «самопалом» или «самостроком». Даже если они были прочными, красивыми, изготовлены из хорошей ткани и по актуальным фасонам, их было недостаточно, чтобы заслужить уважение «модного сообщества». Ценились исключительно иностранные вещи. Общество начало расслаиваться на тех, кто мог позволить себе дорогие товары, и тех, кто не имел возможности покупать заграничное.
Расцвет фарцовки
Фарцовка — подпольная торговля редкими товарами — зародилась в СССР в 1957 году, во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. В первой половине 1970-х годов она становится массовым явлением — модную иностранную одежду можно было «достать» только у фарцовщиков. Как правило, эксклюзивную одежду и обувь (а ещё музыкальные пластинки, технику и другие отсутствующие в советских магазинах товарах) поставляли люди, имеющие стабильные контакты с иностранцами, или научившие доставать эксклюзив самостоятельно (например, покупать у туристов, вылавливая их у гостиниц).
У фарцовщиков в любое время можно было найти всё, что нужно — были бы деньги. Можно вспомнить сцену из легендарной комедии «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 год), когда Шурик покупает транзисторы из-под полы у фарцовщика, потому что магазины закрыты на обед.
По сути фарцовщики были мелкими предпринимателями, но тогда их профессия была сопряжена с большими рисками. Например, статья 88 УК РСФСР предусматривала серьезную ответственность за валютные операции (а фарцовщикам регулярно приходилось иметь дело с иностранными деньгами) в виде лишения свободы от 3 до 15 лет, конфискации имущества и даже смертной казни. Впрочем, торговля была настолько выгодной, а спрос настолько огромным, что даже суровое наказание не отпугивало сотни предприимчивых людей. К началу 1980-х годов фарцовка превратится в полноценную систему с разделением труда и оборотом в десятки тысяч рублей.
Советский «социальный ролик» о фарцовщиках и рок-н-ролле:
Культ джинсов
Самым модным предметом гардероба и мужчин, и женщин становятся джинсы. Трудность была в том, что советские предприятия их не производили. Первые подпольные фабрики заработают в Одессе: там будут шить джинсы из контрабандного денима и заграничной фурнитуры. Покупатели ценили их меньше и покупали не так охотно, как «настоящие заграничные».
Образы 1970-х годов из фильма «Центровой из поднебесья»:
Ценились бренды: Lee Riders, Levi Strauss, Wrangler и Montana. Самым модным был фасон клеш. Фарцовщики нередко обманывали покупателей, пришивая фальшивые этикетки или выдавая за джинсу крашеные брезентовые штаны. Не найдя нужный размер, люди покупали пару больше нужного размера и отмачивали их в горячей водя, дожидаясь, когда ткань «сядет».
Джинсы были редкими и поэтому чрезвычайно дорогими. Стоимость могла составлять 200 рублей — при средней зарплате 125 рублей такая цена была просто заоблачной. В первую очередь джинсы оказались доступны морякам, спортсменам, актёрам — тем, кто регулярно бывал за границей. Они же ввозили брюки из денима в СССР. Джинсы были любимой одеждой Владимира Высоцкого. Он почти не носил обычные брюки. По моде десятилетия поэт отдавал предпочтение расклешённым фасонам. Джинсы сочетал с джинсовыми рубашками на пару тонов темнее или светлее брюк (чтобы не создавалось впечатление, будто он одет в рабочий комбинезон).
Джинсы стали предметом культа и нередко появлялись в культуре как важный атрибут поколения. Например, Борис Гребенщиков посвятил ей ироничную пьесу «В объятиях джинсни»:
«О, незнакомец! Странный вид
имеешь ты — как инвалид.
Ты без джинсов, ты без шузни,
Без дисков ты и волосни…
Но смутно мне твой фейс знаком».
Брючные костюмы, базовые комплекты и другие женские образы
В начале 1970-х годов в женской моде нет однообразия: девушки и женщины подбирают наряды на свой вкус и кошелёк. Юбки-мини и брюки никого не смущают, поэтому становятся неотъемлемой частью гардероба большинства модниц. Впрочем, миди и макси не менее популярны — длина юбок достигает максимальной вариативности. Особенно ценятся джинсовые модели, но это большая редкость.
Спросом пользуются комплекты — наборы базовых вещей в общей цветовой гамме. Например, свитер, юбка, брюки или шорты. Было достаточно дополнить их несколькими блузками, чтобы создать несколько образов на каждый день.
В моду возвращаются длинные волосы. Их украшают лентами и заплетают в комы. Во многом это связано с появлением в коллекциях советских модельеров платьев «в русском стиле» (например, платье «Россия» Вячеслава Зайцева и Татьяны Осмёркиной). Орнаменты и вышивки «в цветочек» с элементами древнерусских узоров и традиционные фасоны отлично дополняются длинными волосами.
Самый остромодный образ — брючный костюм. Их сочетали с блузками, батниками и водолазками. Брюки носили не только костюмные. Модницы любили вельветовые брюки-клеш, украшенные вышивкой и блёстками. Украшали, зачастую, самостоятельно. Обтягивающие фасоны ещё не востребованы — они выйдут на пик ближе к концу десятилетия.
Популярные ткани — габардин, замша, кожа, вельвет. Больше других ценился кримплен — легкостирающаяся и немнущаяся ткань из синтетического волокна. Его фактура напоминала шерсть. Одежда из кримплена была тёплой, даже жаркой. Довольно быстро он уступит популярность другим синтетическим тканям, более похожим на натуральные.
Востребована обувь на деревянном каблуке или танкетке. Она красива и долговечна: служила без потери формы несколько сезонов.
Мужская мода: бадлон, «лапша» и каблуки
1970-е — эпоха мужских водолазок или бадлонов. Мужчины носят тонкие облегающие свитера с высокими воротниками. Уже упомянутый Владимир Высоцкий тоже оценил их, регулярно появляясь на концертах и в обычной жизни в таких свитерах. Их носили как самостоятельный предмет гардероба, так и сочетали с рубашками и батниками. Последние, кстати, тоже были на пике популярности: в особенности приталенные модели ярких расцветок. Ещё один популярный свитер — «лапша». Их шили из трикотажных и синтетических тканей «в рубчик». Чаще всего у них тоже был высокий подворачивающийся воротник.
Популярные в прошлом десятилетии брюки-дудочки сменяются фасоном «клёш» и джинсами. В СССР чаще всего встречались брюки шириной под коленом 23 сантиметра и 25 сантиметров у щиколотки — совсем не экстремальное расширение. Значительно реже встречались модели в соотношении 27 на 32. Легкая промышленность клёш не шила, их перешивали из стандартных прямых моделей, вшивая клинья в нижнюю часть брюк. Их украшали бахромой.
За рубежом в это время набирают популярность мужские туфли на каблуке: не на скромном квадратном двухсантиметровом, а на настоящем, «женском», высотой пять-семь сантиметров. В СССР такую обувь почти не носят, исключение — артисты, в частности Владимир Высоцкий. Большинство мужчин предпочитают более привычные и менее вызывающие туфли.
Отличительная особенность моды первой половины 1970-х годов — расслоение на тех, кто может позволить себе дорогие заграничные вещи и тех, кому «фирмУ» не достать. Государственная промышленность не справляется с запросами и не успевает за новыми фасонами: джинсы, «клёш» и другие новинки подлавливают у фарцовщиков. Женщины получают полную свободу самовыражения и свободно носят юбки любой длины и брюки. Мужчины носят приталенные цветастые батники, брюки-клёш с бахромой (собственной модернизации), а самые смелые пробуют туфли на каблуке.
Читайте также наш материал «Алла Пугачёва. Из забытого»
Источник
Подписаться на VATNIKSTAN zen || vk || facebook || telegram
Мода 70-х годов — яркое пятно в истории fashion-индустрии. Ее смелость и самобытность стали отражением целой эпохи и положили начало новым трендам. Расскажем, как одевались жители СССР в 70-е годы прошлого столетия.
Фото: Back-in-USSR.com: UGC
Мужская мода 70-х годов: СССР
Мода в СССР и во всем мире этого десятилетия отличалась от того, что носили 10 или 20 лет до этого.
В первую очередь, огромную популярность приобрел стиль унисекс, позволявший мужчинам и женщинам носить одинаковую одежду и при этом выглядеть стильно и оригинально.
Мужская мода 70-х устремилась в сторону феминных образов: мужчины не боялись обтягивающей одежды, ярких цветов и веселых принтов.
Эта свобода и экстравагантность немало привнесли в мужскую моду будущего: некоторые тенденции стали вдохновением для современных дизайнеров и устремили моду для мужчин в совершенно новое и неизведанное русло.
Вот наиболее яркие детали одежды мужчин 1970-х:
- Батник.
Приталенные рубашки самых разнообразных и невероятных расцветок были популярны среди сильной половины советского населения.
Впрочем, женщины их носили с не меньшим удовольствием.
Одно время модными были очень длинные края воротника батников, которые выкладывали поверх лацканов пиджака.
Если цвет рубашки и костюма контрастные, то образ можно было смело назвать ультрамодным.
- Водолазка.
Тонкий свитер с воротником-стойкой — неотъемлемая часть мужского гардероба.
Так как стиль 70-х тяготел к многослойности, надевали водолазки под все, включая рубашки и батники.
- Свитер-«лапша».
Так в СССР называли модели с вязкой «в рубчик». Их изготавливали из трикотажа и синтетических тканей.
Фото: БезФормата.Ru: UGC
- Брюки-клёш.
Как женщин, так и мужчин покорили брюки-клёш, причем сильный пол носил не только темные, но и яркие цвета.
Большинство шили модные штаны сами. Ключевой особенностью 70-х было расширение штанины от колена и длина: брюки должны были сильно закрывать обувь.
- Джинсы.
Деним, который доселе считался материалом для ковбоев и фермеров, стал весьма респектабельной тканью.
Джинсовый бум затронул все слои населения, а те, кто не мог себе позволить джинсы, обязательно о них мечтал.
Культура хиппи принесла моду на потертые джинсовые брюки и куртки. Их украшали вышивками и аппликациями.
Фото: Trendy-U: UGC
- Обувь с каблуками и платформой.
Еще один атрибут женской моды, который перекочевал в мужской стиль в 1970-е годы.
Обувь на каблуке и платформе выглядела на мужчинах довольно экстравагантно, но с учетом остальных деталей туалета весьма органично вписывалась в образ.
Особенно хорошо такая обувь сочеталась с брюками-клёш.
- Длинный плащ.
Длинные пальто и плащи тоже перестали быть прерогативой женщин.
В 1970-е мужчины облачались в них с превеликим удовольствием и не ограничивали себя в выборе цвета и оттенков: пестрота моды той эпохи прослеживалась даже в верхней одежде.
- Свободные рубашки.
Вместе с приталенными рубашками в мужскую моду вошли этнические мотивы, подхваченные движением хиппи.
Стали популярны широкие рубашки свободных силуэтов, которые часто сочетались с жилетами.
Феминный налет мужской моды 70-х выражался во всем. Мужчины стали носить украшения: браслеты и кулоны, отращивать волосы и укладывать шевелюры.
Тем не менее в парикмахерской моде вырисовалась и чисто маскулинная тенденция: многие мужчины в 70-е отращивали усы.
Читайте также: Мода 60-х годов: платья
Мода 70-х годов в СССР женская
Мода 1970-х годов менялась стремительно, а потому гардероб советских женщин в то десятилетие был весьма многообразным.
В этот период были популярны так называемые комплекты, которые, по сути, были набором базовых вещей.
В каталогах и магазинах предлагали приобрести костюм, к которому имелись юбки другого покроя, блузы или рубашки и прочие вещи, которые можно варьировать между собой и долго носить не повторяясь.
Вот вещи, без которых невозможно представить модниц 1970-х:
- Мини-юбка.
Длина мини, которая стала писком моды в 60-х, в последующее десятилетие не утратила актуальности, а наоборот, стала еще провокационнее.
Дамы носили очень короткие юбки и платья, причем позволяли себе это женщины с любым типом фигуры.
Материалы были разнообразны. Особой популярностью пользовались габардин, кожа и замша.
- Брючный костюм.
Брючные костюмы стали хитом. Этот новый деловой стиль в СССР обрел большую популярность.
С костюмами всевозможных цветов и расцветок носили блузы, батники и водолазки — все, что было модно в то десятилетие.
Самыми популярными были костюмы из кримплена. Несмотря на то что в них жарко, модницы были готовы выдержать все, чтобы блеснуть стильным нарядом.
В повседневной жизни до поры до времени брюки не были столь популярны, но затем ворвались и в так называемый стиль casual.
Фото: VELVET.by: UGC
- Платья в пол.
Влияние движения хиппи привнесло свои коррективы: в какой-то момент длина мини осталась в прошлом. Вместе с ней со страниц модных журналов ушли и простые геометрические силуэты 1960-х.
В моду ворвались миди и макси, широкие юбки и платья в пол свободного покроя.
Для многих девушек и женщин изменение длины и фасона стало облегчением: в просторных одеждах было легко и удобно.
В то же время мода била по бюджету: ткани на длинное платье или юбку требовалось куда больше, чем на мини.
Фото: VELVET.by: UGC
- Босоножки на деревянной подошве.
В моду начали входить натуральные материалы: это касалось как одежды, так и обуви.
Писком моды в 70-х был деревянный каблук или танкетка.
Советским женщинам нравились такие туфли и босоножки не только из-за моды, но и из-за практичности: обувь хорошо носилась и служила верой и правдой не один год.
- Брюки.
С приходом брюк в повседневную моду хитом стал клёш. Особенно популярен был вельвет.
Некоторые девушки украшали брюки блестками и вышивкой. Джинсовые брюки-клёш с градацией цвета от светло-голубого до синего — мечта каждой второй представительницы прекрасного пола.
Впрочем, помимо этих моделей, в 70-е было множество других модных фасонов: юбки-брюки (вновь модные сейчас кюлоты), капри, бермуды, бриджи.
В конце 70-х свободный брючный силуэт отошел в сторону, уступив место штанам в обтяжку.
- Джинсовые юбки и сарафаны.
Из джинсовой ткани шили все, включая сарафаны и юбки.
Особенно часто женщины носили их с водолазками, тем самым совмещая сразу два модных тренда в одном образе.
- Платья на пуговицах.
Платья, которые застегивались на пуговицы от верху до низа, приобрели популярность к концу 70-х.
Для них выбирали натуральные материалы (легкие ткани вроде льна и хлопка естественных цветов) и пуговицы из дерева и перламутра.
- Вязаные жилетки.
Вязаные жилетки были у всех — у мужчин и женщин. Их надевали поверх всего.
Кто-то вязал их сам, пуская в ход старые шарфы. Редкие счастливчики покупали модную деталь гардероба за границей.
Стоит отметить и прочие аксессуары, которые были популярны среди женщин 70-х: широкополые шляпы, очки в круглой оправе, обилие украшений в этностиле, бижутерию с цыганскими мотивами.
История моды помнит 70-е как одно из самых ярких десятилетий. Забавно, что некоторые вещи тех времен вполне актуальны сейчас, ведь, как все мы знаем, мода циклична.
А в вашем гардеробе есть вещи 70-х?
Читайте также: Винтажный стиль в одежде женщин и мужчин