Что было модно в 70х годах
Романтические 1960-е с физиками, лириками и “оттепелью” закончились. Начались приземлённые 1970-е, с дефицитом, фарцовщиками, “доставанием” всего и вся и застоем во всех сферах жизни. Во всех, кроме искусства. Для кино и музыки эпоха брежневского застоя стала золотым веком. А мода – тоже искусство.
В начала 70-х в СССР наконец-то пробились мини-юбки. Во всём мире их уже заменило макси, а в СССР бум коротких юбок только начался.
Ярчайший кинопример мини-юбки – Зиночка (Наталья Селезнёва) в фильме “Иван Васильевич меняет профессию” (1973). Коротенькое красное платье наброшено на ещё более короткое. Даже возможно, это не платье, а топ.
Другое кино-мини наверняка заставляло плакать наиболее впечатлительных зрительниц. В фильме “Неисправимый лгун” (1974) появляется Эдита Пьеха, в роли самой себя, в умопомрачительном платье с разноцветным геометрическим принтом. Мода на геометрию осталась с 1960-х. Ещё особенно возлюбили полоску и клетку.
Польская петербурженка Пьеха пользовалась тем, что она полька, и её наряды постоянно оплакивались восторженно-завистливыми слезами модниц.
В божественном клетчатом платье появляется преображённая Мымра Людмила Прокофьевна.
Отдельно нужно отметить, что на модную арену СССР пытается пробиться этника, давно завоевавшая весь мир (еще с конца 1960-х, с приходом хиппи). Приживается плохо, но просветления встречаются такие, что уф.
Галя (Ольга Науменко) из “Иронии судьбы” приходит к Лукашину встречать Новый Год, пока он летит в Ленинград, спя, в изумительном фиолетовом платье. С расклешёнными рукавами, в пол, явно достала по большой удаче и в ГУМе.
Особенно отмечу узор на груди (это весь декор платья) и просто распущенные волосы. Галя не стала мудрить с завивкой, отдав предпочтение модной (так же, как и завивка) простоте. Тоже наследие хиппи.
Отдельное место занимает розовое платье Зиночки-Селезнёвой из “Иван Василича”. Гайдай стремился подчеркнуть статус Зины, как киноактрисы, поэтому одевали её так, что модницы захлёбывались. Это платье шил сам маэстро Слава Зайцев. Он умудрился в нём соединить сразу несколько модных тенденций 70-х, считайте сами:
– мини
– макси
– этника
– геометрический принт
Я считаю, что это одно из лучших платьев советского кинематографа. ИМХО, разумеется.
Главное достижение 70-х – брюки. Женщин в брюках всё ещё не снимали в голубых огоньках и песнях года, но в жизни и на киноэкранах они уже царили. Та же Зиночка,в сцене разборок с Якиным, одета в шикарный белый брючный костюм. За похожий была подвергнута поруганию Светличная после “Бриллиантовой руки”.
Потом она его дополнила красной шляпой и перчатками.
Ещё один завоевавший умы брючный комплект носила Ольга (Антония Сантилли) в “Невероятных приключениях итальянцев в России”. Поскольку она возмутительно была итальянкой (капстрана!!), то носила возмутительно красивые вещи. Как вот эти белые брюки с тёмно-синим (по-моему, то ли замшевым, то ли бархатным) пиджаком.
Одним из главных модных хитов стали клёши. Клёши въелись в мозг людям на долгие-долгие годы и потом еще ненадолго возвращались в нулевых. Штанины должны были быть такими широкими. чтобы под ними можно было укрыть от дождя Люксембург. И чтобы сантиметров на 10 закрывали каблук.
Отличный пример таких клёшей был у Верочки (Лия Ахеджакова). В них она с утра в начале фильма бежит на работу. А как мы помним, она дама модная и туалеты у нее сплошь заграничные.
Абсолютно отдельная история – джинсы. Настоящие фирменные джинсы (фирмА) были мечтой каждого второго жителя СССР. Но такие можно было только
а) привезти из-за границы
б) купить в двухсотой секции ГУМа за особые чеки, выдаваемые только особым людям.
в) купить в “Берёзке” за валюту (а точнее за другие особые чеки, на которые обменивалась валюта)
г) купить у фарцовщиков по цене нового неношеного “Боинга”. Стоили от 150 рублей до бесконечности. Тогда как средняя зарплата составляла 100-110 рублей.
Поэтому люди искали выход. Покупали индийские или отечественные аналоги откровенного говнокачества, саржевые или ещё какие. И очень сильно завидовали тем, у кого была фирмА.
Поэтому Антония Сантилли, в тех же “Итальянцах…” была объектом поклонения. Причем на ней были не просто джинсы, а джинсовый комбинезон – за гранью добра и зла.
Фильм “Романс о влюблённых” (1974) вызывал такое же пригорание задов. В нём уже отечественные Елена Коренева и Евгений Киндинов рассекали в джинсах, от которых даже через экран пахнет “Левайсом”.
Кстати, 70-е вообще отмечены развитием мужской моды. Конечно, модники и раньше в рванье не ходили, но в это десятилетие модно и не скучно одетые мужчины совсем перестали удивлять. Из советских медийных персон главным модником, как мне кажется, стал Владимир Высоцкий. В семидесятых он смог выезжать за рубеж, к французской жене, и привозить оттуда ништяки. Такими ништяками, например, стали джинсы клёш. Сейчас просто нельзя представить, как он крут. В нашу эпоху пресыщенности настолько модных вещей просто не бывает.
В своей книге Марина Влади писала, как однажды Высоцкий привёз из загранпоездки модную кожаную куртку, которой страшно гордился. Возможно, это как раз она.
Носил Высоцкий и страшно модную “водолазку-лапшу”. Кстати, я как человек, которого в 70-е не задумывалось даже в отдалённом будущем (моя мама в 1972 пошла в первый класс), долго не могла понять, почему лапша, пока не разбиралась в этих вопросах. Мне казалось, что это водолазка, порезанная снизу в лапшу.
Но всё проще – лапша оказалась рубчиком, или еще проще – рельефными полосками вдоль водолазки. Как раз в такой запечатлён Высоцкий на известной фотографии.
А Игорь Костолевский в такой играет в “Гараже” (1979).
Ещё одна отличительная черта 70-х – многослойность. Наглядно можно увидеть на той же Верочке – под голубой туникой видна вязаная кофточка, да ещё и многоэтажные бусы сверху.
Другое модное многослойное ответвление – вязаные жилетки поверх блузок и батников. Очень удобно для тех, у кого руки не из оппы. И затрат минимум, и одета модно. Отличный выход для Оли Рыжовой из того же фильма, которая не страдает лишними деньгами.
У Верочки тоже был вязаный кардиган (но уже вряд ли самодельный) поверх модной водолазки.
Другой фетиш 70-х – сапоги-чулки. Их достать было сложно, но возможно, а к концу 70-х стало совсем хорошо. Любили эти сапоги до безумия. В “Служебном романе” Рязанов уделил иим целый эпизод. Именно такие сапоги примеряет Верочка, натянув один, и поставив второй на свои бумаги. И это про них было сказано “Значит хорошие сапоги, надо брать”.
Всё там же несчастный Бубликов страдает, что мимо него весь день ходят ногастые девицы. И одна из них тоже в таких сапогах.Причём у нее они лаковые, у Верочки были замшевые. Замшевые на сто пунктов круче, но лаковые достать проще.
На редкость противная директор рынка из “Гаража” (Анастасия Вознесенская) тоже была в таких.
Отдельная статья моды 70-х – верхняя одежда. Если платье и даже джинсы еще можно было сшить-ушить-перешить, то с красивой и модной верхней одеждой было очень трудно. Тем эпохальнее становились осенне-зимние образы киногероинь. Особую любовь завоевали:
пальтишко Натальи Фатеевой, на молнии и с капюшоном опушкой из “Джентльменов удачи” (1971).
пальто Александры Яковлевой с умопомешательной опушкой на воротнике и манжетах из “Экипажа” (1979). У мамы до сих пор приступы икоты при виде него.
А нейлоновой шубе даже был посвящён целый фильм “Нейлон 100%”.
В отдельный абзац решила выделить розовый костюм и отдельно пиджак-тренч Марианны Вертинской из фильма “Семь невест ефрейтора Збруева”. Он за гранью моды и купить такой вряд ли было возможно.
Как мне показалось, в нём нехилая такая отсылка на знаменитые костюмы битлов.
Вот эти. В СССР как раз началась битломания (через 6-7 лет. после распада битлов) и эта отсылка, хоть и была пижонской, но уместной.
Шляпки ушли в прошлое и место главных головных уборов заняли лисьи шапки. Огромные лисьи шапки, как у ленинградской учительницы Нади. По этим шапкам началась такая истерия, что людей, отстоявших за ними и доставших это сокровище, не удивить никакими пятикилометровыми очередями за айфонами.
Про причёски. Главная причёска 70-х – локоны. Абсолютно разные и каждая вымудрялась, как могла. Но настоящий хит – завитые концы, как у “Аббы”
В моду ненадолго (слава Б-гу) вошли парики и сооружения типа “а то как дом на голове” (с) Людмила Прокофьевна. Как раз с таким вавилоном на макушке снималась Ирина Скобцева в “Молчании доктора Ивенса” (1974).
Мерзопакостная мразь Аля Ненарокова из “Экипажа” натянула парик, когда пришла в суд отбирать ребенка у хорошего мужика.
А Наталья Крачковская в “Иван Василиче” и вовсе меняла парики как перчатки.
В пику этим массивным сооружениям в моде держались простые и натуральные причёски – распущенные волосы до плеч, с немного рваными чёлками. Как у Натальи Варлей в фильме “Три дня в Москве”
И у Елены Кореневой в “Романсе о влюблённых”.
На своем канале, я уже писала про женщин поколения своей бабушки, чья молодость пришлась на 40-50-е годы. Многие читатели, да и я сама, были удивлены, тому, что, не смотря на дефицит одежды и косметики женщины после войны на фотографиях выглядели очень достойно.
Сегодня мне хотелось бы обсудить стиль следующего поколения, чья молодость пришлась на 70-е -80-е (поколение моей мамы). Половина фотографий взята из семейных альбомов. К сожалению, фото черно-белые и не самого лучшего качества.
Молодые специалисты
70-е годы часто называют периодом застоя, однако многие считают, что это были лучшие годы в истории СССР. В стране активно развивалась промышленность, люди имели возможность получить качественное и бесплатное образование, жилье, медицинские услуги. Они чувствовали стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Конечно в СССР были и свои недостатки, такие как железный занавес, жесткая цензура, а также слабая конкуренция в промышленности, ведущая к производству огромного числа однотипных вещей.
Тем не менее, даже в строгом социалистическом государстве многие молодые люди в 70-е выглядели стильно и ярко. Советская одежда, продававшаяся в магазинах, не отличалась разнообразием, но люди и в те времена хотели показать свою индивидуальность. Поэтому во многих семьях была швейная машинка, спицы и чемоданы с тканями и нитками. Но даже у тех, кто шить не умел была возможность пошить одежду на заказ в ателье.
Женская мода
Одежда
Девушки 70-х одевались достаточно смело, по сравнению с предыдущим поколением. В моду вошли мини-юбки, короткие платья, водолазки, яркие батники и футболки.
Раньше ношение девушками брюк в СССР подвергалось строгому осуждению, но в 70-е наступил настоящий брючный бум. Хотя, наверное, бабушки, сидящие во дворах, активно брызгали желчью и ядом, при виде проходящих модниц, одетых в брюки или мини. Одним из главных модных хитов 70-х были брюки клеш.
Причем носили их и мужчины, и женщины. Купить их было достаточно сложно, обычно шили сами или на заказ. Брюки-клеш периодически входили в моду и после 70-х, но в те годы они отличались необычно большой шириной к низу.
В 70-х в моду вошли джинсы, правда официально купить их было практически невозможно, первые джинсы завозились в СССР из-за бугра нелегально, а цена на них равнялась примерно 1-2 зарплатам. В 80-х купить джинсы стало проще. На фото 81 года, я вижу как минимум двух девушек в джинсах.
1981 год, как минимум 2 девушки на фото в джинсах
Косметика и прически
Многие девушки 70-х активно пользовались косметикой. Конечно, выбор декоративной косметики был не столь разнообразен, как сейчас. В СССР было 2 основных производителя косметических средств: “Свобода” и “Новая заря”, кстати, эти фабрики были открыты еще в царской России.
Одно из наиболее известных средств фабрики “Свобода”, популярных у девушек в СССР, да и после его распада тоже, был тональный крем “Балет”.
Про сухую тушь-плевалку знают даже многие современные девушки, ее можно купить в магазинах и сейчас. Некоторые девушки умудрялись даже подводить ею глаза и брови. Так же в СССР была косметика и импортного производства (французская, польская), но купить её было гораздо сложнее, чем отечественную.
В моде были тонкие брови-ниточки, яркие румяна и тени разнообразных цветов, особенно популярны были голубые перламутровые тени, которые с яркой помадой смотрелись очень нелепо и вульгарно.
Женские прически в 70-е отличались большим разнообразием. Волосы могли быть как короткими, так и длинными. Популярным трендом тех лет была химическая завивка.
Мужская мода
Мужская мода в 70-е заслуживает отдельного внимания. В нашей стране мужчины никогда не выглядели настолько ярко и экстравагантно, как в 70-е. Сегодня ярко одетого парня с длинными волосами могут просто-напросто избить в подворотне, особенно в провинции. В 70-е почти все молодые мужчины носили длинные волосы, усы и яркую одежду, даже провинциалы, а также папы и дедушки сегодняшних унылых гопников. Подражали конечно же “Битлам”, творчество которых просачилось даже в СССР.
Брюки клеш были популярны не только среди девчонок, но и среди парней. Так же у молодых людей были популярны рубашки с длинным воротником и водолазки.
Хотя я родилась в 80-е, но прекрасно знаю, что носили мои родители и родственники, причем не только по фотографиям из семейных альбомов. У бабушки осталось несколько чемоданов старых вещей. Некоторые из них я донашивала подростком в нищие 90-е, когда не было денег на обновки. Это были брюки- клеш из ткани, имитировавшей джинсовую, водолазка, яркие футболки и платья. Кстати, в 90-е эти вещи были вполне уместны.
Многие вещи из 70-х актуальны до сих пор.
Годы правления Леонида Брежнева вошли в историю как «эпоха застоя». В отношении моды эта оценка не совсем справедлива: актуальные образы стремительно менялись, разнообразие моделей и варианты оттенков менялись. Так, узкие брюки-дудочки быстро уступили лидерство «клешам», а заметно укоротившие мини уже никого не возмущали. С другой стороны, купить хорошую одежду было невозможно — только «достать» у фарцовщиков или за границей.
VATNIKSTAN продолжает цикл статей о моде, и сегодня в фокусе внимания первая половина 1970-х годов: были ли коренные отличия от предыдущего десятилетия и какая одежда была настолько популярной, что её ввозили в страну тайно, под угрозой тюремного заключения?
Тенденции: конец эпохи самопошива
В первой половине 1970-х годов остаются актуальными большинство ключевых тенденций 1960-х годов: простые линии, А-образные силуэты и искусственные ткани. Качество последних растёт, их всё труднее отличить от натуральных. Женщины продолжают приобщаться к брюкам и мини-юбкам: такая одежда становится нормой и уже редко вызывает чьё-либо возмущение. Мужчины носят рубашки приталенного силуэта и длинные плащи.
Однако одна новая, странная тенденция всё же появилась. Касалась она не вещей и образов, а отношения к ним. В 1970-е годы самопошив перестаёт быть актуальным. Ранее он существовал как вынужденная мера для тех, кто не мог купить одежду в условиях дефицита. Покупать ткань и шить по выкройкам из журналов, а также подгонять вещи под свой размер считалось абсолютной нормой. Носить такую одежду не считалось «непрестижным», а тем более «стыдным».
Теперь ситуация кардинально меняется. В моду входят заграничные вещи — джинсы, кроссовки — которые невозможно произвести в домашних условиях. Социальный разрыв становится очевиднее, его становится всё сложнее скрывать. Женщины, чья молодость пришлась на 1950–1960-е гг. вспоминали, что одевались «не хуже, а подчас и лучше других», только с помощью мам и бабушек, которые их обшивали. С 1970-х годов это становится невозможным: чтобы выглядеть «модно», нужно носить исключительно дефицитные заграничные вещи. Шитьем на дому занимаются только энтузиасты, для которых это хобби, и необеспеченные люди.
Юмористический фельетон «Иностранцы»:
В лексикон входит «фирмА» (преимущественно с ударением на последний слог) — ёмкое понятие, которым называли все вещи иностранного производства. По умолчанию они считаются более красивыми и качественными, чем отечественные — даже если это не соответствовало действительности. Состоятельные граждане избегают советских магазинов (кроме «Берёзки») и стремятся либо шить одежду на заказ в ателье, либо покупать за границей. Ателье, впрочем, ценились не обычные, а ведомственные. Рядовым гражданам доступ туда был закрыт. В одной только Москве к 1980-м годам число таких ателье достигнет 700.
Самостоятельно пошитые вещи презрительно назывались «самопалом» или «самостроком». Даже если они были прочными, красивыми, изготовлены из хорошей ткани и по актуальным фасонам, их было недостаточно, чтобы заслужить уважение «модного сообщества». Ценились исключительно иностранные вещи. Общество начало расслаиваться на тех, кто мог позволить себе дорогие товары, и тех, кто не имел возможности покупать заграничное.
Расцвет фарцовки
Фарцовка — подпольная торговля редкими товарами — зародилась в СССР в 1957 году, во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. В первой половине 1970-х годов она становится массовым явлением — модную иностранную одежду можно было «достать» только у фарцовщиков. Как правило, эксклюзивную одежду и обувь (а ещё музыкальные пластинки, технику и другие отсутствующие в советских магазинах товарах) поставляли люди, имеющие стабильные контакты с иностранцами, или научившие доставать эксклюзив самостоятельно (например, покупать у туристов, вылавливая их у гостиниц).
У фарцовщиков в любое время можно было найти всё, что нужно — были бы деньги. Можно вспомнить сцену из легендарной комедии «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 год), когда Шурик покупает транзисторы из-под полы у фарцовщика, потому что магазины закрыты на обед.
По сути фарцовщики были мелкими предпринимателями, но тогда их профессия была сопряжена с большими рисками. Например, статья 88 УК РСФСР предусматривала серьезную ответственность за валютные операции (а фарцовщикам регулярно приходилось иметь дело с иностранными деньгами) в виде лишения свободы от 3 до 15 лет, конфискации имущества и даже смертной казни. Впрочем, торговля была настолько выгодной, а спрос настолько огромным, что даже суровое наказание не отпугивало сотни предприимчивых людей. К началу 1980-х годов фарцовка превратится в полноценную систему с разделением труда и оборотом в десятки тысяч рублей.
Советский «социальный ролик» о фарцовщиках и рок-н-ролле:
Культ джинсов
Самым модным предметом гардероба и мужчин, и женщин становятся джинсы. Трудность была в том, что советские предприятия их не производили. Первые подпольные фабрики заработают в Одессе: там будут шить джинсы из контрабандного денима и заграничной фурнитуры. Покупатели ценили их меньше и покупали не так охотно, как «настоящие заграничные».
Образы 1970-х годов из фильма «Центровой из поднебесья»:
Ценились бренды: Lee Riders, Levi Strauss, Wrangler и Montana. Самым модным был фасон клеш. Фарцовщики нередко обманывали покупателей, пришивая фальшивые этикетки или выдавая за джинсу крашеные брезентовые штаны. Не найдя нужный размер, люди покупали пару больше нужного размера и отмачивали их в горячей водя, дожидаясь, когда ткань «сядет».
Джинсы были редкими и поэтому чрезвычайно дорогими. Стоимость могла составлять 200 рублей — при средней зарплате 125 рублей такая цена была просто заоблачной. В первую очередь джинсы оказались доступны морякам, спортсменам, актёрам — тем, кто регулярно бывал за границей. Они же ввозили брюки из денима в СССР. Джинсы были любимой одеждой Владимира Высоцкого. Он почти не носил обычные брюки. По моде десятилетия поэт отдавал предпочтение расклешённым фасонам. Джинсы сочетал с джинсовыми рубашками на пару тонов темнее или светлее брюк (чтобы не создавалось впечатление, будто он одет в рабочий комбинезон).
Джинсы стали предметом культа и нередко появлялись в культуре как важный атрибут поколения. Например, Борис Гребенщиков посвятил ей ироничную пьесу «В объятиях джинсни»:
«О, незнакомец! Странный вид
имеешь ты — как инвалид.
Ты без джинсов, ты без шузни,
Без дисков ты и волосни…
Но смутно мне твой фейс знаком».
Брючные костюмы, базовые комплекты и другие женские образы
В начале 1970-х годов в женской моде нет однообразия: девушки и женщины подбирают наряды на свой вкус и кошелёк. Юбки-мини и брюки никого не смущают, поэтому становятся неотъемлемой частью гардероба большинства модниц. Впрочем, миди и макси не менее популярны — длина юбок достигает максимальной вариативности. Особенно ценятся джинсовые модели, но это большая редкость.
Спросом пользуются комплекты — наборы базовых вещей в общей цветовой гамме. Например, свитер, юбка, брюки или шорты. Было достаточно дополнить их несколькими блузками, чтобы создать несколько образов на каждый день.
В моду возвращаются длинные волосы. Их украшают лентами и заплетают в комы. Во многом это связано с появлением в коллекциях советских модельеров платьев «в русском стиле» (например, платье «Россия» Вячеслава Зайцева и Татьяны Осмёркиной). Орнаменты и вышивки «в цветочек» с элементами древнерусских узоров и традиционные фасоны отлично дополняются длинными волосами.
Самый остромодный образ — брючный костюм. Их сочетали с блузками, батниками и водолазками. Брюки носили не только костюмные. Модницы любили вельветовые брюки-клеш, украшенные вышивкой и блёстками. Украшали, зачастую, самостоятельно. Обтягивающие фасоны ещё не востребованы — они выйдут на пик ближе к концу десятилетия.
Популярные ткани — габардин, замша, кожа, вельвет. Больше других ценился кримплен — легкостирающаяся и немнущаяся ткань из синтетического волокна. Его фактура напоминала шерсть. Одежда из кримплена была тёплой, даже жаркой. Довольно быстро он уступит популярность другим синтетическим тканям, более похожим на натуральные.
Востребована обувь на деревянном каблуке или танкетке. Она красива и долговечна: служила без потери формы несколько сезонов.
Мужская мода: бадлон, «лапша» и каблуки
1970-е — эпоха мужских водолазок или бадлонов. Мужчины носят тонкие облегающие свитера с высокими воротниками. Уже упомянутый Владимир Высоцкий тоже оценил их, регулярно появляясь на концертах и в обычной жизни в таких свитерах. Их носили как самостоятельный предмет гардероба, так и сочетали с рубашками и батниками. Последние, кстати, тоже были на пике популярности: в особенности приталенные модели ярких расцветок. Ещё один популярный свитер — «лапша». Их шили из трикотажных и синтетических тканей «в рубчик». Чаще всего у них тоже был высокий подворачивающийся воротник.
Популярные в прошлом десятилетии брюки-дудочки сменяются фасоном «клёш» и джинсами. В СССР чаще всего встречались брюки шириной под коленом 23 сантиметра и 25 сантиметров у щиколотки — совсем не экстремальное расширение. Значительно реже встречались модели в соотношении 27 на 32. Легкая промышленность клёш не шила, их перешивали из стандартных прямых моделей, вшивая клинья в нижнюю часть брюк. Их украшали бахромой.
За рубежом в это время набирают популярность мужские туфли на каблуке: не на скромном квадратном двухсантиметровом, а на настоящем, «женском», высотой пять-семь сантиметров. В СССР такую обувь почти не носят, исключение — артисты, в частности Владимир Высоцкий. Большинство мужчин предпочитают более привычные и менее вызывающие туфли.
Отличительная особенность моды первой половины 1970-х годов — расслоение на тех, кто может позволить себе дорогие заграничные вещи и тех, кому «фирмУ» не достать. Государственная промышленность не справляется с запросами и не успевает за новыми фасонами: джинсы, «клёш» и другие новинки подлавливают у фарцовщиков. Женщины получают полную свободу самовыражения и свободно носят юбки любой длины и брюки. Мужчины носят приталенные цветастые батники, брюки-клёш с бахромой (собственной модернизации), а самые смелые пробуют туфли на каблуке.
Читайте также наш материал «Алла Пугачёва. Из забытого»
Источник
Подписаться на VATNIKSTAN zen || vk || facebook || telegram