Что было модно в музыке в 2011
“Лента.ру” совместно с компанией 2М, отслеживающей легальные продажи музыки (альбомы на CD и песни в цифровом формате) на территории России, представляет сводный музыкальный чарт 2011 года.
В традиционном итоговом рейтинге указаны лидеры легальных физических и цифровых продаж альбомов и песен в России. Полную версию отчета можно скачать здесь (pdf).
Общие розничные продажи первых 150 альбомов чарта 2011 года составили 750 тысяч экземпляров, то есть в среднем тираж каждого диска составил пять тысяч копий. Первая десятка альбомного топа разошлась в количестве более 250 тысяч дисков, повторив таким образом результат 2010 года. Впрочем, общемировая тенденция сокращения продаж музыки на физических носителях все также неукоснительна и постоянна – за отчетный период объем продаж дисков упал еще на восемь процентов.
Второй общеизвестный факт, лишний раз доказанный и проиллюстрированный нашим рейтингом, заключается в том, что Россия является страной победившего шансона. Если в 2009 и 2010 годах этот жанр по количественному показателю уступал в чарте рок-музыке, то теперь уверенно лидирует – 35 процентов релизов против 21 процента рока и 20 процентов поп-музыки.
В прошлых рейтингах в тройку лидеров регулярно выбивались представители рэпа; в 2011 году исполнители шансона безапелляционно оккупировали первые четыре позиции. Лидером продаж оказался диск Григория Лепса “Пенсне”. Далее следуют два релиза Елены Ваенги и один от Стаса Михайлова. Эти два артиста стали наиболее успешными музыкантами 2011 года в России. Альбомы первой присутствуют на семи позициях в итоговом чарте из 150 альбомов (общий тираж – 85 тысяч экземпляров), а второго – на рекордных десяти позициях (более 80 тысяч проданных дисков).
Соотношение продаж отечественной и иностранной музыки в чарте дисков составляет 64 на 36 процентов. Самым успешным международным релизом 2011 года в России стал альбом Леди Гаги “Born This Way” (6-е место в итоговом рейтинге), он же единственный мультиплатиновый диск года.
Далее 50 самых продаваемых дисков 2011 года с указанием данных о наивысшей позиции альбома в чарте (графа Peak), его статусе (Cert – Р – платина, G – золото), жанре (Genre), годе выхода (Year) и издателе (Label).
Тоp 50 альбомов 2011
№ | Artist | Album/(Label, Year) | Peak | Cert | Genre |
---|---|---|---|---|---|
01 | Григорий Лепс | Пенсне (Мистерия рекордз, 2011) | 1 | G | Сhanson |
02 | Елена Ваенга | Grand Collection (Квадро-Диск, 2010) | 3 | G | Сhanson |
03 | Стас Михайлов | Лучшие песни на бис! (Квадро-Диск, 2010) | 1 | Р | Сhanson |
04 | Елена Ваенга | Лучшие песни (Монолит, 2010) | 2 | G | Сhanson |
05 | Баста/ Гуф | 2010 (Gazgolder, 2010) | 1 | G | Rap/Hip Hop |
06 | Lady Gaga | Born This Way (Universal Music Russia, 2011) | 1 | 4P | Pop |
07 | Zaz | Zaz (Sony Music Russia, 2011) | 3 | P | Pop |
08 | Armin Van Buuren | A State of Trance 2011 (Armada Music/Правительство звука, 2011) | 2 | P | Trance/House |
09 | Игорь Крутой, Лара Фабиан | Мадемуазель Живаго (АРС Рекордз, 2010) | 4 | G | Pop |
10 | Елена Ваенга | Клавиши (Квадро-Диск, 2008) | 8 | Chanson | |
11 | Стас Михайлов | Только ты (Квадро-Диск, 2011) | 4 | Chanson | |
12 | Кипелов | Жить вопреки (Мистерия рекордз, 2011) | 2 | Rock | |
13 | Ленинград | Хна (Soyuz Music, 2011) | 1 | Rock | |
14 | ДДТ | Иначе (Навигатор Рекордз, 2011) | 1 | Rock | |
15 | Slim | Отличай людей (ФГ Никитин, 2011) | 2 | Rap/Hip Hop | |
16 | Britney Spears | Femme Fatale (Sony Music Russia, 2011) | 1 | P | Pop |
17 | Michael Jackson | Michael (Sony Music Russia, 2010) | 1 | 2P | Pop |
18 | Adele | 21 (Soyuz Music, 2011) | 5 | G | Pop |
19 | Градусы | Голая (ООО “Азбука Про”, 2011) | 4 | Pop | |
20 | Sade | The Ultimate Collection (Sony Music Russia, 2011) | 8 | Soul/R&B | |
21 | Нюша | Выбирать чудо (Gala Records, 2010) | 6 | Pop | |
22 | N1NT3NDO | N1NT3NDO (Gazgolder, 2011) | 1 | Rap/Hip Hop | |
23 | Стас Михайлов | Все для тебя… (Квадро-Диск, 2007) | 4 | P | Chanson |
24 | Аквариум | Архангельск (Мистерия звука, 2011) | 2 | Rock | |
25 | Mylene Farmer | Bleu Noir (Universal Music Russia, 2010) | 3 | G | Pop |
26 | Елена Ваенга | The Best (KDK Records, 2007) | 11 | Chanson | |
27 | Red Hot Chili Peppers | I/m With You (Warner Music/ФГ Никитин, 2011) | 1 | G | Rock |
28 | Стас Михайлов | Grand Collection Vol.2 (Квадро-Диск, 2011) | 9 | Chanson | |
29 | Алиса | 20:12 (Торговый Союз, 2011) | 2 | Rock | |
30 | Tiesto | Club Life. Las Vegas Vol.1 (Soyuz Music, 2011) | 6 | G | Trance/House |
31 | Ария | Феникс (Студия Союз, 2011) | 1 | Rock | |
32 | Александр Иванов | Это был я (Soyuz Music, 2011) | 10 | Pop/Rock | |
33 | Jennifer Lopez | Love? (Universal Music Russia, 2011) | 4 | G | Pop |
34 | Стас Михайлов | Живой (Квадро-Диск, 2010) | 1 | Р | Chanson |
35 | Moby | Destroyed (EMI/Gala Records, 2011) | 7 | G | Dance/Electronic |
36 | Beyonce | 4 (Sony Music Russia, 2011) | 5 | G | Pop |
37 | David Guetta | Nothing But The Beat (EMI/Gala Records, 2011) | 3 | G | Dance/Electronic |
38 | Дима Билан | Мечтатель (Gala Records, 2011) | 8 | Pop | |
39 | Стас Михайлов | Grand Collection (Квадро-Диск, 2010) | 16 | Chanson | |
40 | Sophie Ellis-Bextor | Make A Scene (Universal Music Russia, 2011) | 12 | G | Dance/Electronic |
41 | Avril Lavigne | Goodbye Lullaby (Sony Music Russia, 2011) | 5 | G | Pop |
42 | Ляпис Трубецкой | Веселые картинки (Soyuz Music, 2011) | 11 | G | Rock |
43 | Armin Van Buuren | A State Of Trance Yearmix (Armada/Правительство звука, 2011) | 8 | G | Trance/House |
44 | Стас Михайлов | Романсы (Квадро-Диск, 2011) | 12 | Chanson | |
45 | Limp Bizkit | Gold Cobra (Universal Music Russia, 2011) | 3 | G | Rock |
46 | Стас Михайлов | Grand Collection Vol.3 (Квадро-Диск, 2011) | 15 | Chanson | |
47 | Mujuice | Downshifting (Soyuz Music, 2011) | 11 | Dance/Electronic | |
48 | Звери | Музы (Навигатор рекордз, 2011) | 13 | Pop/Rock | |
49 | Scorpions | Sting In The Tail (Sony Music Russia, 2010) | 6 | P | Rock |
50 | Roxette | Charm School (EMI/Gala Records, 2011) | 8 | G | Pop |
Следом цифровые продажи музыки. Графы в таблице означают следующее: Peak – наивысшая позиция трека в чарте, WoC – количество недель, проведенных в топе, Label – правообладатель, Year – год выпуска.
Тоp 25 цифровых треков 2011
№ | Artist | Title (Label, Year) | Peak | WoC |
---|---|---|---|---|
01 | Потап и Настя | Чумачечая весна (Mozgi Entertainment/ПМИ, 2011) | 1 | 28 |
02 | Selena Gomez & The Scene | Love You Like A Love Song (Universal Music Russia, 2011) | 1 | 16 |
03 | Dan Balan и Вера Брежнева | Лепестками слез (Gala Music/ПМИ, 2011) | 1 | 20 |
04 | Слава | Одиночество (ПМИ, 2010) | 1 | 44 |
05 | Градусы | Голая (Монолит, 2011) | 1 | 24 |
06 | Верка Сердючка | Dolce Gabbana (Театр Данилко, 2010) | 2 | 33 |
07 | Serebro | Мама Люба (Монолит, 2011) | 2 | 12 |
08 | Джиган и Юлия Савичева | Отпусти (Black Star Inc./ПМИ, 2011) | 1 | 26 |
09 | Вера Брежнева | Реальная жизнь (ПМИ, 2011) | 1 | 14 |
10 | Потап и Настя | Если вдруг тебя не станет (ПМИ, 2011) | 3 | 8 |
11 | Нюша | Больно (Gala Music, 2011) | 1 | 26 |
12 | MainstreaM One | Секс и виски, кокс карибский (ИП Щербинская, 2011) | 7 | 8 |
13 | Елка | Прованс (Velvet Music, 2011) | 3 | 18 |
14 | Arash & Helena | Broken Angel (BroMa16, 2010) | 3 | 18 |
15 | Alexandra Stan | Mr Saxobeat (RDS Records, 2010) | 3 | 14 |
16 | Jennifer Lopez feat. Pitbull | On The Floor (Universal Music Russia, 2011) | 1 | 22 |
17 | Виктория Дайнеко | Сотри его из memory (ФГ Никитин, 2011) | 3 | 14 |
18 | DJ Chris Parker | Symphony 2011 (Монолит, 2011) | 6 | 16 |
19 | 23:45 | Летим (Интерактив, 2011) | 9 | 2 |
20 | МакSим | Как летать? (Gala Music, 2011) | 5 | 10 |
21 | Нюша | Выбирать чудо (Gala Music, 2010) | 1 | 24 |
22 | Rihanna feat. Calvin Harris | We Found Love (Universal Music Russia, 2011) | 2 | 8 |
23 | Нюша | Выше (Gala Music, 2011) | 3 | 10 |
24 | Sak Noel | Loca People (Медиалайн/Sony Music, 2011) | 4 | 12 |
25 | Inna | Sun Is Up (RDS Records, 2010) | 4 | 20 |
Важнейшей составляющей цифровых продаж остаются рингбэктоны – мелодии вместо гудков на телефон. В таблице также указаны правообладатели (Label), год выпуска (Year) и статус треков (S: P – платина, 200 тысяч скачиваний, G – золото, 100 тысяч скачиваний).
Top 10 RBT 2011
№ | Artist | Title/(Label, Year) | S |
---|---|---|---|
01 | Arash feat. Helena | Broken Angel (BroMa16, 2010) | 4P |
02 | Alexandra Stan | Mr. Saxobeat (RDS Records, 2010) | 3P |
03 | Джиган и Юлия Савичева | Отпусти (Black Star Inc./ПМИ, 2011) | 3Р |
04 | Юля ПРоскурякова | Ты мое счастье (Диджитал Прожект, 2011) | 2P |
05 | Lady Gaga | Alejandro (Universal Music Russia, 2010) | 4P |
06 | Tony Igy | Astronomia (United Music, 2010) | 4P |
07 | DJ Chris Parker | Symphony 2011 (Монолит, 2011) | 2P |
08 | Слава | Одиночество (ПМИ, 2010) | 3P |
09 | Don Omar feat. Lucenzo | Danza Kuduro (Gala Music, 2011) | P |
10 | Фабрика | Я тебя зацелую – Radu Sirbu Remix (ФГ Никитин, 2011) | P |
Топы продаж винила и музыкальных Blu-ray традиционно не пестрят новинками и остаются уделом скорее меломанов, нежели бездумных потребителей музыки.
Тор 10 винила 2011
№ | Artist | Title | Label | Year |
---|---|---|---|---|
01 | Dire Straits | Brothers In Arms | Universal Music Russia | 1985 |
02 | Nirvana | MTV Unplugged In New York | Universal Music Russia | 1994 |
03 | Dire Straits | The Best of Dire Straits & Mark Knopfler: Private Investigations | Universal Music Russia | 2005 |
04 | Metallica | Metallica | Universal Music Russia | 1991 |
05 | ABBA | The Album | Universal Music Russia | 1977 |
06 | Yello | Touch Yello | Universal Music Russia | 2009 |
07 | OST | Pulp Fiction | Universal Music Russia | 1994 |
08 | Black Sabbath | Sabbath Bloody Sabbath | Universal Music Russia | 1973 |
09 | Black Sabbath | Sabotage | Universal Music Russia | 1975 |
10 | Creedence Clearwater Revival | Cosmo’s Factory | Universal Music Russia | 1970 |
Тор 10 музыкальных Blu-ray 2011
№ | Artist | Title | Label | Year |
---|---|---|---|---|
01 | Mylene Farmer | Stade de France | Universal Music Russia | 2010 |
02 | Sting | Live In Berlin | Universal Music Russia | 2010 |
03 | U2 | U2360 At The Rose Bowl | Universal Music Russia | 2010 |
04 | Dire Straits | Alchemy: Dire Straits Live | Universal Music Russia | 2010 |
05 | a-ha | Ending on a High Note | Universal Music Russia | 2011 |
06 | Metallica, Slayer, Megadeth, Anthrax | The Big Four: Live From Sofia Bulgaria | Universal Music Russia | 2010 |
07 | George Michael | Live In London | Sony Music Russia | 2009 |
08 | Andrea Bocelli | Vivere Live In Tuscany | Universal Music Russia | 2008 |
09 | Bon Jovi | Live at Madison Square Garden | Universal Music Russia | 2009 |
10 | Il Divo | An Evening With Il Divo – Live In Barcelona | Sony Music Russia | 2009 |
Рейтинг охватывает только легальные розничные продажи, не затрагивая традиционно развитый в России и не поддающийся учету пиратский рынок. Мониторинг продаж альбомов производится компанией 2М еженедельно по основным сетевым и несетевым магазинам, образующим, по экспертной оценке, более 75 процентов легального музыкального рынка Российской Федерации. Альбомный чарт не включает данные о продажах сборников, а также альбомов в формате mp3. Цифровой чарт формируется на основе данных стриминга “Яндекс.Музыки”, “Yota.Музыки”, а также продаж треков Nokia OVI Music Store, “Муз.Ру”, ООО “Информ-мобил”, ООО “Инкор Медиа”, “МТС”, “Мегафон”. Начинающие розничные продавцы музыки, мониторинг продаж которых 2М не производит, но желающие на регулярной основе участвовать в формировании чартов, могут высылать сводки на адрес 2m@lenta-co.ru.
От ню-метала до новой русской волны — Лайфхакер собрал ключевых исполнителей и их альбомы. Читайте и включайте треки!
2000–2005 годы: конец эры ню‑метала, R&B‑поп и MTV
В начале 2000‑х продолжали существовать жанры из 1990‑х. В тяжёлой музыке таким стилем был ню‑метал. Самыми яркими работами в то время можно назвать альбом Iowa группы Slipknot и Untouchables от Korn. Тем не менее ню‑метал доживал последние благополучные годы: совсем скоро эти и подобные им коллективы либо подстроились под меняющиеся предпочтения слушателей, либо пропали с радаров.
Музыкальные вкусы значительно определяли радио и ТВ, особенно канал «MTV Россия». Именно благодаря ему наши слушатели так полюбили группы Linkin Park, Evanescence, HIM и The Rasmus.
В мире был популярен поп‑панк. MTV выступал проводником музыки Blink 182, Sum 41 и ранней Аврил Лавин.
«Наше радио» под руководством Михаила Козырева определяло русский рок нового десятилетия — примерно такой же, который любители жанра слушают до сих пор. Почитателей нашло творчество «Сплин», «Би‑2» и «Короля и Шута» — в начале 2000‑х эта музыка была особенна популярна у вчерашних поклонников группы «Кино» и «Наутилуса». Одна из главных звёзд эпохи — Земфира.
Серьёзные изменения происходили в поп‑музыке: распались главные бойз‑бенды 1990‑х и пришла мода на R&B и соул. На MTV звучала Cry Me a River — её исполнял Джастин Тимберлейк, только покинувший группу ‘N Sync.
Не менее успешно смешивали традиции R&B и поп‑музыки такие исполнители, как Крэйг Дэвид, Ашер и недавно начавшая творческую карьеру Рианна. В 2003 году Бейонсе Ноулз из Destiny’s Child выпустила дебютный сольник Dangerously in Love.
Второй хит альбома после Crazy In Love — Baby Boy. И тут можно проследить тенденцию: в поп‑музыке всё чаще стали встречаться черты восточной этники и реггетона — жанра, основанного на регги и популярного в Латинской Америке. Мода на этот синтез стилей сохраняется и сейчас: в жанре латиноамериканский поп пачками пишутся гимны для футбольных чемпионатов, а хиты вроде Despacito уверенно занимают верхушки чартов.
Главные отечественные поп‑звёзды того времени — скандальный дуэт t.A.T.u. На их счету набитый хитами альбом «200 по встречной», несколько популярных клипов и третье место на «Евровидении‑2003».
Хип‑хоп в 2000‑х ещё не успел стать самым прогрессивным жанром, но всё же был популярен. Главные западные рэперы для нашего слушателя — Jay‑Z и Эминем. Отечественные — Децл, «Каста», «Многоточие».
Главные альбомы
- Slipknot — Iowa.
- Linkin Park — Meteora.
- System of a Down — Toxicity.
- t.A.T.u. — «200 по встречной».
- Muse — Origin of Symmetry.
- Земфира — «Прости меня моя любовь».
- Бейонсе — Dangerously In Love.
- Джастин Тимберлейк — Justified.
- Эминем — The Marshall Mathers LP.
- Green Day — American Idiot.
2006–2010 годы: эмо и мода на англоязычную инди‑музыку
Время последней массовой субкультуры — эмо. Её представители находили друг друга по значкам, ска‑шашечкам на одежде, бутылке слабоалкогольного напитка в руке и, самое главное, по определённой музыке в плеере.
Эта музыка не имела ничего общего с эмо предыдущих эпох (сам термин появился ещё в 1980‑х). У жанра есть множество ответвлений, но эмо‑музыка 2000‑х строилась на мелодичных распевах, чередующихся с экстремальным вокалом, и тяжёлых гитарных риффах. Начало тенденции было положено ещё в первой половине 2000‑х такими группами, как Alexisonfire, The Used и Thursday, но полностью жанр раскрутился к 2007 году, ставшему мемом.
На MTV тогда можно было услышать менее экстремальные группы, например My Chemical Romance или Fall Out Boy.
Отечественная музыка же стала уходить в народ благодаря каналу A‑One, CD‑сборникам «Море эмоций», субкультурным концертам и первому широкополосному интернету. В плейлистах эмо-кидов играли «Оригами», Amatory, Jane Air, Stigmata, «IdeЯ Fix», Marakesh и Tenkorr.
Эпоха эмо продлилась недолго: молодым людям быстро надоели тяжёлые гитары и слезливые тексты. На смену пришло инди — такое название получила более аккуратная, благополучная и танцевальная музыка. Для этого уже была подготовлена почва: вышли первые релизы Franz Ferdinand и The Killers. Их треки и стали первыми гимнами поклонников инди.
Вместе со стилем отечественные коллективы взяли и язык. Это привело к появлению отличных групп, звучащих «как будто не из России». К таким можно отнести On‑The‑Go, Tesla Boy и Pompeya.
Уильям Бивэн, более известный как Burial, выпустил в 2007‑м альбом Untrue. Этот релиз стал одним из толчков для возрождения дабстепа — жанра электронной музыки с характерными басами. Особенно популярным стал Skrillex — сольный дабстеп‑проект Сонни Мура, покинувшего эмо‑группу From First to Last.
В 2007‑м Mujuice представил альбом Cool Cool Death!, обозначивший музыканта как одну из главных фигур на отечественной электронной сцене.
Рождается витч‑хаус — мрачная электронная музыка с медленным темпом и глубокими басами. Родоначальники стиля вроде Pictureplane и Salem так и остались известны в основном интересующимся, но некоторые черты жанра перекочевали в музыку более популярных коллективов, например Crystal Castles.
Конец десятилетия в поп‑музыке проходил под знаком Леди Гага и её песен Poker Face, Paparazzi и Bad Romance. Тейлор Свифт выпустила кантри‑поп‑альбом Fearless, который до сих пор считается одним из самых успешных в её карьере. Бейонсе ворвалась на танцполы со своей Single Ladies, а Рианна — с хитом Umbrella.
Одной из ключевых фигур в хип‑хопе тогда становится Канье Уэст. Например, в своей самой эмоциональной работе 808 & Heartbreak он переосмысляет и окончательно легализует для рэперов всего мира использование автотюна — эффекта, меняющего тональность голоса.
Главные альбомы
- Radiohead — In Rainbows.
- The xx — xx.
- My Chemical Romance — The Black Parade.
- Foals — Antidotes.
- The Last Shadow Puppets — The Age of the Understatement.
- Канье Уэст — My Beautiful Dark Twisted Fantasy.
- Леди Гага — The Fame.
- Crystal Castles — Crystal Castles II.
- Placebo — Meds.
- «Оригами» — «И ангелы ошибаются».
2011–2015 годы: русский рэп в массах и новая русская волна
Пятилетие ознаменовалось смещением массового интереса от гитарной музыки к рэпу. Утвердились принципы рэпа новой школы: отказ от канонов в создании битов, использование эдлибов (например, «йак» и «эщкере»), связь подстилей жанра с модными атрибутами и нескончаемый поток фрешменов, которые предлагают свежий взгляд на музыку.
Продолжал набирать популярность и просачиваться в массовую музыку трэп — поджанр хип‑хопа, основанный на звуках драм‑машин, глубоких басах и тарелках‑хэтах. Появились различные стили электронной музыки, основанные на нём. Также влияния жанра ощутимы в поп‑музыке Леди Гага, Бейонсе и Кэти Пэрри.
Рэп начала 2010‑х в России принято ассоциировать с Oxxxymiron: в эти годы он выпустил первый полноформатник и два микстейпа, а также участвовал в первых баттлах. Своим появлением, музыкой, сопутствующими скандалами и панчами на Versus Мирон Фёдоров перевернул игру: теперь о рэпе услышали даже те, кто вообще не увлекался музыкой.
Альтернативный взгляд на хип‑хоп‑культуру показали клауд‑рэперы: A$AP Rocky представил релиз Live. Love. ASAP, а Yung Lean — свой дебютник Unknown Memory. Также вышла пара десятков альбомов Bones. На отечественной сцене появились и начали стремительно набирать популярность Pharaoh и Boulevard Depo.
Одной из главных фигур поп‑музыки эпохи стала Адель — британская певица, чей сингл Rolling in the Deep семь недель держался на первой позиции чарта Billboard Hot 100.
У Ланы Дель Рей вышел альбом Born to Die. Одноимённый сингл, а также треки Dark Paradise и Summertime Sadness стали ключевыми песнями начала 2010‑х.
Daft Punk вернулся после долгого перерыва с альбомом Random Access Memories. После его выхода французский дуэт вновь пропал с радаров, но Get Lucky стал одним из главных треков как 2013 года, так и всего десятилетия.
Также в это время начали говорить о феномене украинского попа. Иван Дорн, «Время и стекло», Луна, Quest Pistols — песни этих артистов попадали в отечественные чарты и влияли на образ всей русскоязычной поп‑музыки. Журналисты Esquire считают , что это связано с исторической демократичностью украинских музыкальных радиостанций и медиа, а следовательно, с большим количеством исполнителей, готовых экспериментировать.
Один из главных гитарных альбомов начала 2010‑х — AM от Arctic Monkeys. Это уже не просто талантливая хулиганская инди‑музыка, а настоящий рок для стадионов — бойкий и интересный. Хитами стали треки Do I Wanna Know? и R U Mine?.
Также начало 2010‑х ознаменовалось выходом в свет героев интернета. Яркий пример — «Валентин Стрыкало». Проект начинался с напевов музыканта Юрия Каплана на веб‑камеру и публикации роликов на YouTube. Позже — полноценная группа, туры, клипы и всероссийский успех.
В независимой гитарной музыке к середине 2010‑х оформилась новая тенденция — возвращение к родному языку. Это касается многих жанров, но первыми обычно вспоминают новых адептов пост‑панка: «Буерак», Ploho, «Сруб», «Утро». Тенденция поддерживалась ещё существующим тогда медиа «Афиша‑Волна», а также пабликами «ВКонтакте»: Motherland и «Родной звук». Началась эра фестивалей местной музыки, таких как «Боль», «Ионосфера» и Moscow Music Week.
Главные альбомы
- Mujuice — Downshifting.
- Лана Дель Рей — Born to Die.
- Pharaoh — Dolor.
- Oxxxymiron — «miXXXtape II: Долгий путь домой».
- Motorama — Calendar.
- Иван Дорн — Co’n’dorn.
- Pompeya — Tropical.
- Кендрик Ламар — To Pimp a Butterfly.
- Адель — 21.
- Arctic Monkeys — AM.
2016–2019 годы: расцвет стриминговых сервисов и музыка во всём своём многообразии
Теперь музыку почти нельзя навязать с помощью радио и ТВ. Иногда достаточно просто загрузить трек на SoundCloud или видео на YouTube. Подобный сценарий привёл к успеху поп‑певицу Clairo и рэпера XXXTentacion.
Подобные случаи есть и в музыке России и СНГ. Удачное видео, пара упоминаний в медиа — и условный «Татарин» группы «АИГЕЛ» или «Рибки» Alyona Alyona становятся хитами.
Другой пример быстро взлетевшей звезды — Монеточка с альбомом «Раскраски для взрослых».
Забывать про артистов стали ещё быстрее. Так, например, случилось с «Валентином Стрыкало». Да и альбом от ещё недавно главного рэпера страны Oxxxymiron ждут куда меньше, чем три года назад.
Главная поп‑звезда нового поколения — Билли Айлиш. Подход к звуку, мелодичные хуки и лирика, построенная на рефлексии подростка, нашли отклик в каждой точке планеты, где вообще слушают поп‑музыку.
Ориентация на западные группы и английский язык в песнях отечественных коллективов не прошла проверку временем. Некоторые всё ещё продолжают работать в таком ключе, но популярность новой русской волны, появившаяся в середине 2010‑х, — явление более очевидное. Так, например, Tesla Boy теперь исполняет треки на родном языке, а одной из самых обсуждаемых в России и востребованных на Западе местных групп становится питерская Shortparis.
Демократичный интернет задаёт тенденции и в саунд‑продюсировании. Необязательно сидеть над релизом годами и оттачивать каждый звук. Например, дебютный альбом «Пошлой Молли» посчитали бы сырым в любое время, кроме нашего, однако это не помешало ему стать успешным.
Одним из самых популярных хип‑хоп‑проектов конца 2010‑х становится группа «Грибы».
Мы живём в интересное время, в котором существуют все жанры из прошлых десятилетий. Многие из стилей меняются, выходят из моды и возвращаются. При этом обозначать тенденции становится всё труднее: нет единого рупора, говорящего о том, что принято слушать сегодня. Интернет помогает выстрелить проектам, о которых ещё вчера никто не слышал, а значит, впереди только интереснее.
Главные альбомы
- Drake — Views.
- XXXTentacion — ?.
- Кендрик Ламар — DAMN.
- Tyler, the Creator — IGOR.
- Билли Айлиш — When We All Fall Asleep, Where Do We Go?.
- Монеточка — «Раскраски для взрослых».
- Канье Уэст — The Life of Pablo.
- The Weeknd — Beauty Behind the Madness.
- «Пошлая Молли» — «8 способов как бросить…»
- «Грибы» — «Дом на колёсах ч. 1».