Что было модным в 1950 годы
Предыдущая часть здесь.
Советская мода 1950-х, в первой половине 1950-х, была ещё модой 1940-х. Информации о мировых модных трендов в страну пока не поступало, и в то время, когда весь мир стал приверженцем стиля “new look”, внедрённого Кристианом Диором еще в 1947 году, наши соотечественницы всё ещё одевались по привычке. Да и не до того было. Действительно можно одеваться в тот период могли себе позволить только очень избранные люди.
Но с приходом в страну хрущёвской “оттепели”, теплеть начало и в советской моде.
Именно в 1950-х стала известной советская манекенщица Регина Збарская, о которой сейчас только ленивый педерачу не снял.
В 1950-е годы в коллекциях советских домов моделей появилось много длинных платьев с отделкой шнуром, аппликацией и вышивкой. Очень модными считались платья и блузки с машинным кружевом «ришелье», им отделывали воротники, карманы, манжеты. В первые годы десятилетия в моделях, разрабатываемых советскими модельерами, еще очень чувствуется отголосок 30-х и 40-х годов, а влияние new look стало ощущаться лишь с середины 1950-х.
Классический new look Диора. Туго затянутая талия и очень пышная юбка.
Для вечерних туалетов чаще всего использовали натуральный и вискозный шелк. Рекомендовалось использовать при пошиве модных обновок шелковый креп-сатин, эпонж, мадаполам, маркизет, батист, иногда в журналах мод можно было увидеть платья из муара, тафты, парчи, но мы же понимаем, что купить их можно было в двух-трёх местах, во всём СССР, и за несколько инженерских зарплат. С середины 1950-х в обиходе появляется капрон и капроновые блузки сразу становятся хитом. Да и не только капроновые, любые белые блузки и блузки в полоску. Их шьют с рукавами-фонариками, без рукавов, с приспущенной проймой, с классическими отложными и небольшими закругленными воротничками, с воротниками-бантами
Для платьев 1950-х годов характерны: сложный крой, подчеркивающий фигуру, большое количество декоративных деталей, разнообразных отделок, складок. Рассмотрим же всё это на кинопримерах.
Начнём с хита – капроновые блузки. Их популярность настолько зашкаливала, что эти блузки мелькают едва ли не в каждом фильме 1950-х. Разумеется тех, что про современность. Вот, например, красавица Ольга Бган в фильме “Человек родился” 1956 года.
Гостья на новогоднем вечере в “Карнавальной ночи”.
Героиня фильма “Улица полна неожиданностей”.
Героиня Лидии Федосеевой (до Шукшина ещё лет шесть), ужасно похожая на свою дочь Марию, в фильме “Сверстницы”.
Героиня Клавдии Блохиной, в том же фильме, в эпизодической роли. Кстати, молодой человек, между Блохиной и Маргаритой Кошелевой, Владимир Высоцкий. Это его самое первое появление на экране. 1959 год на дворе.
И ещё вот эта чудная полосатая блузочка на героине Риммы Шороховой, в фильме “Весна на Заречной улице”.
Ещё можно вспомнить фильм “Москва слезам не верит”, снятый в 1979 году. Когда Катя и Людка устраивают приём в профессорской квартире, с кучей мужиков, Катя появляется в белой блузке, как раз отвечающей теме. Умница Меньшов к деталям в своём фильме отнёсся очень внимательно.
Воротнички были совершенно разные. С обычным отложным воротничком, как у Шороховой, с бантом, или маленькие, закруглённые, как на героинях Светланы Дружининой и Микаэлы Дроздовской в фильме “За витриной универмага” (1955).
Часто под воротнички прикалывали брошки. Не только блузок, а вообще всего. Разнообразные брошки – примета десятилетия.
Вот, например, Людмила Целиковская в фильме “Мы где-то встречались”. И, кстати, это первая кинороль Аркадия Райкина.
Или Инна Макарова в “Высоте”.
Милейшая брошка Татьяны Конюховой в прелестнейшем фильме “Разные судьбы”.
Ещё одним нововведением стали трикотажные кардиганы и джемперы длиной чуть ниже пояса, на высокой резинке, плотно облегающие талию, украшенные вышивкой или вывязанными узорами . Без узоров тоже сойдёт. Вот как у героини фильма “Разные судьбы”.
Таня Левченко в “Весне на Заречной улице” тоже щеголяла в таком.
Теперь про платьишки. Во второй половине 1950-х началось настоящее платьишковое безумие. В моду, наконец-то, пришла женственность, и расцвела с появлением new look. Главным проповедником этого стиля стал фильм “Карнавальная ночь” (1956), где Людмила Гурченко гоняла в каноничнейшем силуэте Диора. Вот так, с опозданием в 10 лет, этот стиль (хоть и ненадолго) стал дико популярным в СССР.
Одно из платьев Леночки Крыловой (Гурченко) было белым. Абсолютно соблюдены каноны – тончайшая талия (которую Гурченко сохраняла до последних дней), очень пышная, длинная юбка. Разбавлено советскими реалиями – пышные рукавчики и маленький воротничок. Никаких декольте и открытых плеч.
Второе вечернее платье было даже больше диоровским. Совершенно облегающий верх и никаких аксессуаров, только муфта (мода на мех всё ещё бушевала).
Ещё одно платье Крыловой было более обыденным. Хотя для рядовой советской труженицы могло бы и за свадебное пойти. Милые фишки времени: воротничок-стоечка со шнурком, пышные рукава, не фонарики, а фонари с набережной Геленджика. И модный геометрический принт.
В моде остаётся ярко-белый цвет. В таком ярко-белом платье предстаёт доктор Муромцева (Элина Быстрицкая), которая лечит героя Сергея Бондарчука, в фильме “Неоконченная повесть”. Красоты неописуемой, с модными двуслойными рукавчиками. И бантиком из шнурков на груди.
В похожем белом платье, но с фонариками предстаёт и героиня Конюховой в фильме “Разные судьбы”.
Фильм тот же, Юматов тот же, а девушка другая (Валентина Ушакова), и платье тоже белое. Но уже с бантом на шее.
В белом платье с накладными карманами и Наталья Фатеева в фильме “Есть такой парень”. Помимо карманов, выделяется ещё и необычный верх – болеро в полосочку.
Главная героиня фильма “Разные судьбы” Таня Огнёва (Татьяна Пилецкая) дамочка довольно мерзкая, но очень эффектная. Возможно, именно для того, чтобы подчеркнуть её пустоголовость и несознательность, её так хорошо одевали. Ни о чём, кроме красивых тряпок, Таня серьёзно не задумывается. Ну и, соответственно, рядом с героинями Конюховой и Ушаковой в клетчатых, беленьких и в цветочек платьишках, смотрится кинозвездой.
ИМенно в этом фильме звучит знаменитый “Романс Рощина”, посвящённый стареющим композитором (Бруно Фрейндлих) вертихвостке Огнёвой. Слушает она этот романс в роскошном зелёном платье с карманами и модных босоножках на платформе (хрен достанешь!). На шее – лёгкий шарфик. Тоже модная фишечка.
А уж её финальный образ – за гранью добра и зла. Одной из модных тенденций, которые редко воплощались из-за непрактичности, были узкие юбки и летние перчатки. Так одевались респектабельные городские дамы, которым время девать некуда. И все им завидовали, конечно.
В похожем стиле одевалась героиня Евгении Козыревой в фильме “Обыкновенный человек”. Подобный костюм в то время было очень затратно и купить, и пошить. Таким нарядом режиссёр фильма лишний раз подчеркнул, что в этой семье нет финансовых затруднений. Там весь фильм, собственно, об этом.
Более рабоче-крестьянский вариант модницы – Светлана Дружинина в фильме “За витриной универмага”. её платьица были как раз уровня широкого потребления и не менее модные. Геометрический принт, женственный силуэт, воротник-стоечка.
В другом варианте – отложной воротник и накладные карманы.
Характерное эпохе платье у героини Людмилы Касаткиной в фильме “Медовый месяц” 1956 года. Клетчатое, с V-образным вырезом и подчёркнутой талией.
Головные уборы из моды не ушли и их диапазон даже расширился. Например, необъяснимым феноменом стали маленькие шляпки, прикрывающие затылок, прозванные в нашей стране «менингитками». Подобная декоративная шляпка была придумана для Дома Диора компаньонкой и музой Кристиана Диора мадам Брикар. В коллекциях Диора было огромное количество разнообразных шляп, но именно менингитка стала очень популярной в СССР, причем не только как шляпка, но и как вязаная зимняя шапочка, что крайне странно. Где-нибудь в Новосибирске такая шапочка легко оправдывала своё народное название, как только наступал более-менее приличный мороз. Но всё равно носили. Как героиня Фатеевой в фильме “Есть такой парень”.
Вернулись в моду косынки и платки, но уже завязанные под подбородком, как у Алёнушки. В таком образе была подруга Румянцева-Баталова в фильме “Дело Румянцева”, которую играла Нинель ПОдгорная.
Девушка без адреса Светлана Карпинская тоже гоняла именно так.
Снова обрели популярность береты. Береткой, мехами и красной помадой создатели “Дела Румянцева” подчёркивают, что Нонна Снегирёва – нехороший человек.
Причёски остаются примерно на том же уровне. Очень популярна химзавивка и различные укладки на бигуди. Юля из “За витриной универмага” вполне отвечает этому требованию.
С кудрями вымудрялись по разному. Могли и хвостики сделать, как Екатерина Савинова в фильме “В один прекрасный день”.
Остаются популярными косы. Их носят в корзиночке, как Нина Дорошина в фильме “Человек родился”.
Или распущенными, как Тамара Носова в “Карнавальной ночи”.
Разумеется, 1950-е – время стиляг. Стиляжная субкультура – отдельный мир и рассказывать про неё – значит потратить ещё кучу букв и времени. Поэтому вот вам ссылка на другой мой пост про стиляг, а здесь оставлю отрывок из фильма “Дело пёстрых”. Здесь наглядно представлено, какими режиссёры видят стиляг в обществе.
Мода 1950-х стала десятилетием, в котором ни до, ни после не было столько модельеров, чьи идеи могли так влиять на моду широких масс. Прежде всего, следует назвать Кристиана Диора, создавшего в 1947 году «Новое направление», символизирующее оптимизм и изобилие, о котором мечтали почти все женщины после ужасов войны.
Поэтому, несмотря на то, что достичь такого положения, купить платье стоимостью 40 тысяч франков могла далеко не каждая, «Новое направление» имело успех во всём мире. Если достаточно многие осуждали его на первом представлении, указывая на жалкое существования большинства, то всего несколько лет спустя, оно было уже само собой разумеющимся.
Богато одетая и ухоженная до кончиков волос женщина – вот образ 1950-х. Она была свидетельством успеха её мужа. «Новое направление» было доступно далеко не всем, но оно явилось стимулом к развитию и возникновению нового среднего слоя общества. И этому способствовали новые технологии, которые могли дать среднему человечку дешёвые синтетические ткани и многие другие предметы и развлечения, чтобы каждый из них имел возможность копировать стиль богатых.
Разве не это нужно было человеку? Почувствовать себя счастливым, потребляя всё больше и больше, и главное, как у «них», то есть у богатых и сильных мира сего.
Модная одежда и стиль 1950 годов
В 1950-х женщины никогда не выходили из дома без шляпы и перчаток, тщательно подбирали все аксессуары в соответствии с цветом и даже макияж выбирали того же тона. Старались носить высокие каблуки и нейлоновые чулки, редко изменяя этому правилу. Неприличным считалось декольте днём, в нём появлялись только вечером. Ткани выбирали соответственно времени дня, например, бархат – только вечером.
Ближе к вечеру дамы одевались в более дорогие одежды. Вечерние платья из шелка или бархата, часто с меховой отделкой. Те, кто мог позволить, в вечерние часы одевались чрезвычайно роскошно.
В 1950-х считалось, что по внешнему виду женщины можно было узнать, как зарабатывает ее муж…
Если женщина была замужем, причём семья относилась к более обеспеченной, то приличным для неё было переодевание до шести – семи раз в день, при этом менялся макияж, причёска и тем более аксессуары. Стиль жизни дамы 1950-х строго следовал определённым правилам благопристойности перед обществом. Женщина должна была быть образцовой домашней хозяйкой и добропорядочной женой и матерью.
В европейских странах большинство женщин, даже самого скромного состояния, старались не показываться «на людях» без косметики. Муж такой дамы редко видел её без макияжа, так как она вставала рано, до того, как он откроет глаза, и делала всё необходимое, украшая себя.
Конечно, так было заведено не у каждой. В России дамы высокого достатка, которые были лишь в партийной элите, могли позволить такой уход за собой. Во многих же семьях огромной страны под названием Советский Союз не было надобности накладывать макияж, вставая рано утром, потому что некому было показать себя – в начале 1950-х те, кому за тридцать, остались вообще без мужей, погибших во время войны.
Но женщина остаётся женщиной, и несмотря на невзгоды понёсшей утраты страны, каждая старалась выглядеть, как можно лучше хотя бы на работе.
Но вернёмся в Европу, где в это время, дамы, отлично ухоженные, выбирали нарядную и модную одежду даже для дома. Не будем обманывать себя, такая жизнь могла протекать и в Европе лишь у хорошо обеспеченных. И всё же время шло, годы войны уходили всё дальше в прошлое. Те, кому было двадцать, прочувствовали все утраты иначе. И потом, юность всегда смотрит вдаль, ведь будущее кажется далеким и беспредельным.
Именно среди них – двадцатилетних появились те, кто пытался подражать обычаям господствующего класса. Но как только средний и низший слои народа начинают подражать верхним, тут же старые стандарты начинают разрушаться, расшатываются установленные правила хорошего вкуса. Для верхних слоёв общества бывший хороший вкус уже не являлся хорошим, ведь к нему стал причастен мелкий народец, поэтому верхи развлекались разрушением стиля.
Вспомните «Завтрак у Тиффани» – в 1950-х в Европе устраивались шумные вечеринки, на которых с хорошим вкусом одетые господа начинали разрушать былые нравственные устои. Но были и такие, которые дорожили этими нравственными устоями, пусть только внешне, но всё же. Декольте в 50-х не были такими глубокими, а юбки – слишком короткими, а ткани – слишком прозрачными.
На протяжении всей истории мода всегда находилась в непосредственной связи с изменениями, происходящими в общественной, экономической и культурной жизни. И тогда в 1950-х, в послевоенное время, открывались двери танцевальных клубов, где можно было встретить свою половинку.
Танцы и кино были типичным развлечением в те времена. А потому девушки и женщины старались себя показать в самом лучшем виде. Особенно популярны были ткани в клетку, горох и, конечно, в цветочек. В качестве декора часто использовались пуговицы, бантики, ленточки. Ведь именно эти детали легко снять с платья и на следующий вечер нашить другие на то же платье, а потому выглядеть опять в новом.
В качестве аксессуаров очень модны были шарфики, косыночки, их можно было по-разному драпировать и появляться каждый раз с новым шарфиком на плечах. Под платье надевали несколько нижних юбок, чтобы во время танцев была видна многослойность оборок. В Советском Союзе подобное появилось значительно позже.
Силуэт женщины 1950-х – мягкие, покатые плечи, тонкая, осиная талия и круглые-круглые бёдра. В деловой обстановке предпочитали приталенный костюм, в котором в паре с жакетом, плотно облегающим талию, была узкая юбка-карандаш либо широкая пышная. В быту платья-рубашки занимали почётное место. В те годы любили и юбки в складку. Длина всех изделий, конечно же, была ниже колена, почти до середины голени.
Для создания осиной талии частым аксессуаром становился широкий ремень, который подчеркивал тонкую талию.
Обувь и мода 1950
Туфли носили узкие с острым носиком, каблук был либо высокий, либо средний, причем с годами он становился всё тоньше и тоньше, пока не превратился в «шпильку». Тогда же появились парчовые или шелковые босоножки, которые украшались пряжками и стразами. В моду вошли мюли – туфли без задника, на каблуке «рюмочка», носок которых был украшен пуховыми помпонами.
Именно в это десятилетие большим успехом пользовалась обувь Роже Вивьера, ведь он был главным дизайнером обуви у Диора. Что уж сказать о роскошной обуви, которую он создал в 1953 году к коронации Елизаветы. Из золотой кожи, усыпанная рубинами, она была достойна ножки будущей королевы.
В 1955 году Роже Вивьер придумал новый каблук, который был так сильно скошен, что о последствиях можно было не только предполагать. Каблук так и назвали – «шок».
В качестве украшений нитка жемчуга была наиболее востребована.
Кристиан Диор в каждой своей коллекции менял длину юбки или даже весь силуэт. О нем говорили, что Диор старался, чтобы поскорее мода вышла из моды. В конце 40-х Диор создал коктейльное платье, которое носили все десятилетие и даже в 60-х. Сегодня оно снова в моде.
Скромная длина пышной юбки, декольте, без рукавов или совсем короткие рукава. Иногда платье было с открытыми плечами, в качестве дополнения в этом случае использовался жакет-болеро, а само платье использовалось на любые вечеринки, его можно было надеть в театр, на танцы, пойти в гости. Платье по-настоящему можно назвать уникальным. Девушки любили его за то, что в нем они были, как дамы, а дамы – за то, что в нем они становились моложе лет на десять.
Именно в эти годы знаменитая Коко Шанель изобрела костюм, который стал вечным, его будут носить всегда, а он будет носить ее имя. Костюм из твида самого простого кроя, с юбкой, чуть прикрывающей колено, стал символом элегантности. «Диор? Он не одевает женщин, он их набивает» – так высказалась о Диоре Мадемуазель. «Я больше не могла видеть то, что сделали с парижским кутюром Диор или Бальмен», – сообщила она прессе.
Костюм Шанель стал классикой и основой офисного стиля. В нем легко и изящно можно было сесть в автомобиль, он не требовал корсета, но при этом придавал стройность любой фигуре. К костюму на ноги женщины Шанель надела двухцветные туфли-лодочки, которые зрительно уменьшали стопу, и вручила им сумочку на цепочке, повесив на плечо и освободив им руки.
Кристобаль Баленсиага. По происхождению испанец, он стал великим дизайнером того времени. В отличие от Кристиана Диора, создавая свои платья, к тканям он относился трепетно. Он был и остается одним из тех кутюрье, который имел практический опыт изготовления одежды. Платья Баленсиаги напоминали произведение искусства и в крое, и в фасонах, которые не требовали корректирующего белья и многослойных тяжелых нижних юбок. Он стремился достичь совершенства во всем, поэтому его платья были весьма комфортны.
Платья Баленсиаги и стиль 1950 годов
1951 год – чуть облегающие и чуть свободные с жакетом, в котором прилегающий лиф и летящая спинка.
1957 год – прямые и свободные платья-мешки, которые перешагнули десятилетие 50-х и отправились в 60-е.
1958 год – платья-трапеции с завышенной талией, платья-баллоны, пальто-коконы, платья в стиле ампир.
В это десятилетие пальто тоже было пышным. Объем в бедрах создавался за счет кроя или поясом на талии. Снова появился редингот, иначе его называли платье-пальто. Цельнокроеный с расклешением, он красиво облегал фигуру и часто имел двубортную застежку. Пальто кроились и свободными с расклешением от лифа. Все варианты кроя позволяли надеть под пальто пышную юбку. В женском гардеробе оставались модными и тренчкоты.
Модные шляпки и стиль 1950
А какие шляпки носили в то время? Чаще всего верх симпатичных шляпок оставался маленьким, даже при широких полях. Украшались они перьями, вуалью, лентами и цветами. В 50-е годы шляпа была обязательна, она придавала наряду театральность.
Разнообразные шляпки: шляпки-таблетки, клоши, канотье, береты, широкополые шляпы были весьма популярны. Именно различные коктейльные вечеринки способствовали появлению такого множества шляпок. Часто шляпку помещали на затылок, чтобы не мешала пышной и тщательно уложенной прическе.
Материалом для роскошных фасонов шляп был фетр, тафта, соломка и другие материалы. Помимо шляп дамы не только украшали голову, но и защищали свою причёску-укладку шелковым платком, который складывали по диагонали, перекрещивали под подбородком и завязывали сзади на шее. При таком платке полагались ещё и солнцезащитные очки.
Сумки и перчатки 1950 годов
Не выходили дамы на улицу и без пары кожаных перчаток. Для костюма полагались короткие или полудлинные кожаные перчатки, а к вечернему наряду – перчатки длиной выше локтя.
Сумочки в это время были небольшие и плоские, чаще они были того же цвета или оттенка, что и платье. Были и сумки более объемного варианта, с одной или двумя короткими ручками. Именно в это десятилетие появилась сумка на длинной цепочке – сумка Шанель. Формы сумок чаще предпочитали в виде прямоугольника или трапеции.
Уже было сказано о том, что в эти годы домашняя одежда значила не менее, чем одежда для выхода в свет. В Европе женщины и дома выглядели элегантно, чего не скажешь о Советском Союзе. В последнем случае следить за собой было принято только в семье партийного либо торгового работника, то есть зависело от семейного бюджета и прибыли.
В 1950-х годах вечерние платья от кутюр были произведением искусства. Для их создания использовались натуральные дорогие ткани.
Без украшений так же, как и без шляпки и перчаток, женщины в то время не выходили из дома. Помимо истинных драгоценностей, были модны круглые клипсы, напоминающие пуговицы, колье из страз, бисера. Популярны были сеты: цепочка, серьги и браслет, и конечно, жемчужное ожерелье.
Прически 1950-х. О них следует вести совершенно отдельный разговор. Отметим лишь то, что на пике популярности были крупные локоны, пышные укладки, струящиеся волны шелковых волос. Такие прически в наши дни можно носить лишь на торжественном мероприятии, как и многое другое, созданное и в одежде, и в аксессуарах 50-х годов.
Модны были и укладки с челкой, как у Одри Хепберн. В 50-х женщины меняли прическу и даже цвет волос так же часто, как одежду. Поэтому нельзя было обойтись без шиньонов и лака для волос.
Мода и стиль 1950-х. Силуэт песочных часов, как никакой другой, подчеркивал красоту женской фигуры. Не потому ли в это время было столько невероятно красивых женщин? Если только перечислить красавиц Голливуда, и то, перечислим далеко не всех. Эталоном красоты были такие разные, но тогда популярные актрисы 50-х: Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро, Софи Лорен, Грейс Келли, Диана Дорс, Джина Лоллобриджида, Ава Гарднер и многие другие.
Моду 1950-х можно назвать по-настоящему женственной и элегантной. Ее называют самой изящной и очаровательной за всю историю ХХ века. Как верно, когда Кристиан Диор сравнивал женщину с цветком. Однако и не только он…
Многие мужчины повторяли слова, схожие с теми, которые звучали в оперетте И. Кальмана «Баядера»:
О, баядера, о, прекрасный цветок!
Тебя увидев, позабыть я не смог…
Я буду ждать тебя,
Я буду звать тебя
В надежде трепетной, волнуясь и любя,…