Что модно у молодежи казахстана
Изучение молодежи, ее социально-психологических, экономических аспектов отстает от потребностей в этой информации. Пробел попытались восполнить сотрудники агентства BRIF Research Group. Летом и осенью 2017 года было проведено комплексное исследование, включающее в себя серию фокус-групп и онлайн-форумов с молодежью в возрасте 14−30 лет, опрос экспертов, опрос 627 респондентов в 7 городах Казахстана и анализ статистических показателей.
Факт 1. Казахстанская молодежь в большинстве своем стремится к простым и консервативным жизненным сценариям. Открытие стартапов, карьера Цукерберга или желание остановить глобальное потепление не для большинства казахстанской молодежи. Несмотря на некоторое осовременивание понятия семьи, для молодых парней и девушек наиболее важная задача — завести семью, детей. В этом казахстанская молодежь намного более консервативна, чем, например, молодые жители Европы.
Согласно опросу лишь около 10−15% молодежи Казахстана можно назвать индивидуалистами. То есть они прежде всего думают о реализации своих жизненных целей (карьера, путешествия, саморазвитие и прочее). В Алматы и Астане доля таких людей выше.
Факт 2. Работа — это просто способ заработать. В большинстве своем казахстанская молодежь не хочет работать, но хочет зарабатывать. Они ориентированы на достаток и комфорт, но работа не является для них самоцелью, то есть молодежь хочет много получать, но не очень хочет много работать для этого. Молодежь может быть достаточно мобильна в поиске работы мечты. Мечта — «хорошая ЗП и поменьше впахивать».
Хорошим вариантом считается, чтобы тебя устроили куда-нибудь родственники. Для многих молодых казахстанцев в регионах пределом мечтаний является госслужба, желательно в Астане. Более продвинутая молодежь, желающая реализовывать идеи, развиваться профессионально, встречается, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. И ее доля выше в крупных городах Казахстана.
Факт 3. Учиться молодежь тоже не любит. Многие нерационально выбирают будущую профессию. В основном большинство молодежи не мотивированы на учебу, не видят от нее никакой пользы и относятся к учебному процессу достаточно формально.
Учатся больше для получения диплома, «корочки», так как без нее сложно устроиться на работу. Выбор будущей профессии делается нерационально, под влиянием близких, друзей и, к сожалению, на стереотипах.
Молодежь часто заблуждается, рассматривая какую-либо престижную профессию саму по себе как источник дохода, полагая, что деньги могут быть получены просто за то, что они ею обладают. Часто ни родители, ни сами абитуриенты не анализируют рынок труда. Они не осознают, что многие профессии, воспринимающиеся как перспективные, в реальности таковыми давно не являются. Отсюда часто и перекосы в подготовке специалистов в гуманитарную сторону, хотя уже давно со всех экранов и трибун вещают о катастрофическом недостатке в стране технарей.
Еще одним фактором, понижающим желание учиться, является недостаточно качественное образование. Многие рассматривают зарубежные вузы как хорошую замену обучению в Казахстане.
Факт 4. Среди молодежи достаточно сильны миграционные настроения. Как показало исследование, достаточно большое количество молодых казахстанцев (около 41%) задумывается о переезде из Казахстана либо насовсем, либо чтобы получить за рубежом более качественное образование. Основные причины таких настроений больше экономические. Большая часть едут за лучшей работой, перспективами в карьере. При этом активность желания покинуть Казахстан различна по регионам. Так, в северных регионах желание покинуть страну выше. А среди казахской молодежи желание уехать из Казахстана, наоборот, ниже.
Факт № 5. Казахстанская молодежь становится более мобильной и хочет путешествовать. Молодежь мечтает путешествовать, и путешествия стоят на третьем месте в списке важных планов (после семьи и работы). Желание увидеть мир, набраться впечатлений присуще нашей молодежи. Их привлекают страны дальнего зарубежья (Европа, Египет, Турция, ОАЭ, Япония, Южная Корея, Китай, США, Канада и др.) и страны ближнего зарубежья (особенно Россия),
Для тех, кто не может позволить себе съездить за рубеж (в основном это молодежь из регионов), поездка в Астану, Алматы или на местный курорт тоже маленькое приключение. В целом молодежь становится более мобильной. Территориальные границы уже не так важны. Развитие телекоммуникаций, интернета и медиа показывают, что вокруг них целый мир, и они, конечно, хотят попробовать его на вкус.
Авторы: Петр Вальтер (BRIF Research Group), Дмитрий Казаков (аналитик)
В современном обществе проблема самоопределения и самоутверждения личности молодого человека является сверхактуальной и приоритетной задачей государства. Молодежи Казахстана необходимо помочь четко обозначить пространство для приложения своего интеллектуального и инновационного потенциала. В Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Новоедесятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» определено, «молодежь – основа будущего, получит новые возможности строить свое будущее» [1].
В настоящее время происходит расширение инвестиций в собственный человеческий капитал, вложение капитала в самого человека. Человеческий капитал определяется как образовательный, социальный ресурс человека, его культурный потенциал. В быстро меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех обществ, которые смогут эффективно накапливать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. Молодежь выступает как совокупность воплощенных в нем ценных ресурсов – знаний, способностей, мотиваций, навыков к восприятию и продуцированию информации, полученных в процессе образования, самообразования, практической деятельности.
Фундаментом миропорядка современного бытия в глобализирующемся мире является гуманистически-ориентированная культура. В современных условиях молодежь Казахстана отличается большей мобильностью и избирательностью в своем отношении к миру ценностей, поиском себя, своей индивидуальности. Современная шкала ценностей осложняется изобилием выбора, в системе ценностных ориентаций проявляются ситуативные и долговременные представления молодежи. Молодежь восприняла ценности рынка, поставив популярность жизненных стратегий социального успеха на первые места: среди целеполагающих ценностей молодежи доминирует образование, которое оказывается на самых верхних ступенях иерархии, а также принцип индивидуального планирования собственной жизни самим человеком, личная инициатива, ценность свободы личности, ее суверенитет, свободная конкуренция, плюрализм, важность влиятельных друзей и знакомых, помощь «нужных» людей, гедонистические ценности, прагматизм. Экономический, духовный кризис породил ситуацию глубокой мировоззренческой дезориентации среди молодых людей, и не следует думать, что ситуация разрешится сама по себе, в этих реалиях необходимо вовлекать молодежь Казахстана в общественную жизнь социума, общество нуждается в жизненных силах, свежих идеях. В лице современной молодежи в казахстанском обществе сформировался абсолютно новый культурный тип, существенно отличающийся от прежних поколений: сформировался слой молодежи с новыми ориентирами, ценностными установками на достижение успеха, рациональным экономическим поведением. В этом плане, на своих многочисленных встречах с молодежью Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркивает: «Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить, умение жить вместе в современном мире» [2].
Образ культуры и мышления современной казахстанской молодёжи станет типичным для нашей социокультурной действительности уже через несколько лет. По природе своей молодежь значима для общества, это тот человеческий капитал, инновационный, стратегический ресурс общества. Молодежь в настоящее время воспринимается как субъект истории, в которой общество воспроизводит себя на каждом следующем этапе собственного развития, ей не отводится второстепенная роль, напротив, возросла ее статусная позиция. Отводя ей позитивную роль, связывая с ней прогрессивные перемены, нельзя не обращать внимания на то, что она является носительницей социальной нестабильности, ее потенциал может иметь разную направленность: от позитивно-созидательной, конструктивной до экстремистско-революционной. В этом ключе необходимо помочь молодому поколению усвоить мировоззренческие представления о том, что полезно освоить, важно выработать, разрешено осуществлять в практической деятельности, показать негативные стороны жизни, что является вредным для здоровья, жизни в целом, запрещено претворять в личностных поступках.
Высокий динамизм общества, большой поток информации, сложные отношения между людьми требуют постановки вопроса о компетенции в образовательном процессе, которой должна овладеть современная молодежь.
Ключевые компетенции современной молодежи: способность учиться всю жизнь:
«непрерывная модель образования», «образование всю жизнь»;
личностный рост: самообразование, активизация внутренних ресурсов,выстраивание жизненной стратегии; развивать в себе высокий коммуникативный уровень:
партнерские отношения в команде, уважение к представителям различных культур, религий, профессий и т.д.;
овладеть в совершенстве родным и иностранными языками; владеть навыками информационной технологии: уметь использовать новые технологии информации, работать с документацией, упорядочивать и классифицировать их, пользоваться моделирующими и вычислительными приборами.
Культ знания, стремление к знанию – верхняя ступень в иерархии ценностей современного молодого человека. Образование выступает в современном обществе как одна из главных ценностей, эталон времени – высокообразованная, конкурентоспособная личность. Здесь налицо совпадение интересов молодежи и государства, ведь только образованная нация в дальнейшем успешно будет решать задачи социума. Об этом концептуально изложено в актовой лекции, прочитанной Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Казахском национальном университете им. аль-Фараби «Казахстан в постиндустриальном мире: интеллектуальный прорыв в будущее»: «Первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках» [3]. Особый приоритет в сфере образования в Казахстане в настоящее время отводится проектам «Интеллектуальные школы», программе «Балапан», «Ауыл жастары». Реализация инновационного проекта «Новый Международный университет имени Н.А. Назарбаева» будет способствовать формированию в стране современной модели интеграции образования, науки и производства, в создании эффективной академической среды.
Молодой человек XXI в. должен четко определить для себя приоритетные ценностные установки, тренды, которые помогут ему реализоваться в жизни, выстроить собственную ценностную планку, иерархическую лестницу предпочтений. Каждому необходимо реализовать личностный потенциал, имеющиеся способности, стать полноправным членом общества, здесь, не последнюю роль играет фактор, что, молодой человек ощущает себя частью социума.
Первыми социальными трендами, проникнувшими с Запада, были институты субкультур, в основном определявшимися многочисленными музыкальными стилями и направлениями.
В дальнейшем появилось новое модное понятие в молодежной среде, которое обозначалось «кулхантингом» – выявление новых, оригинальных, креативных трендов и стилей, соответствующих вкусам и предпочтениям молодежи. Современные кулхантеры выявляют, анализируют ростки новых явлений, течений, которые зарождаются в массах.
С началом социально-экономических преобразований перед казахстанской молодежью встали новые задачи, решение которых требует от каждого молодого человека личностного миропонимания и следование им в своей жизни.
- Тренд «Блестящее, качественное образование» – национальный проект казахстанского общества. Образование – высшая ценность, приоритет мировоззренческих установок молодого поколения, это и мотивационная и культурная составляющая социума, человеческий капитал, путь преодоления финансового и духовного кризиса.
- Тренд «Креативная, мобильная личность» – успешная, динамичная, инновационная экономика Казахстана будет создана на основе воспитания креативных, мобильных личностей, способных генерировать и реализовывать новые компетентностные идеи, умеющих находить и принимать нестандартные решения, имеющих желание к творческой самореализации внутренних ресурсов человека, воплощение их в жизнедеятельности.
- Тренд «Конкурентоспособная, профессиональная личность» – стратегическая задача государства. Данный тренд предполагает воспитание людей новой формации нацеленных на достижение успеха. В условиях рыночных отношений – профессионал в определенной области, высококонкурентоспособная личность, четко определяющая цель деятельности, умеющая прогнозировать варианты, умеющая выбирать наиболее рациональный и нравственно оправданный путь, способствующий развитию профессиональной и жизненной карьеры.
- Тренд «Высокая информационная культура» – современный уровень овладения новыми информационными технологиями, умение человека систематизировать, анализировать, перерабатывать колоссальную информационную базу, доступную человеку XXI века, использование ее данных в морально – этическом аспекте для личностного и профессионального роста.
- Тренд «Четкая жизненная стратегия» -целостное и многоаспектное образование необходимых компонентов в выстраивании мировоззренческих ориентиров индивида, включающей в себя: жизненное целеполагание основных ориентиров, выстраивание определенной жизненной концепции человека, наличие конкретных ценностных ориентаций, готовность к преодолению жизненных коллизий и трудностей, желание извлекать уроки из временных неудач и проявлять инициативу, адекватно оценивать результаты и т.д.
- Тренд «Высокая компетентность»: в содержание данного тренда включены следующие аспекты: проблемно-практический – адекватное понимание ситуации каждым человеком, постановка и выполнение целей, задач, норм в определенной профессиональной области; смыслосодержательный – способность индивида содержательно реализовать жизненную стратегию, желание к непрерывному выявлению своих неограниченных возможностей для личностного роста; аксиологический – способность личности адекватно оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных и общезначимых ценностей.
- Тренд «Личностный рост» – процесс внутренних изменений, самосовершенствования, преодоления конфликтов (внешних, внутренних), выявление личностного потенциала, не имеющего логического завершения, реализация обозначенных задач.
Конкурентоспособность государства в значительной степени определяется его возможностью и способностью по сравнению с другими государствами: формировать у молодежи прогрессивные, общественно значимые ценности и доминирующие ценностные ориентации на самоконструирование жизненной стратегии жизни, самосовершенствование и самоменеджмент.
В связи с этим представляется, что главной задачей современной молодежной политики должно стать создание условий для расширения возможностей молодого поколения в участии жизни общества и направления молодежного потенциала на развитие Казахстана, обеспечения должного уровня ее конкурентоспособности. Прагматичность современной молодежи требует инновационных подходов к молодежной работе. Существует необходимость разработать методы, предполагающие переориентацию ценностных установок молодежи с карьерно-потребительского на творческо-созидательное отношение к самому себе и обществу.
Молодежь, как поколение, вступающее в жизнь, проявляет особый интерес к собственному будущему. Молодое поколение верит в свои возможности, четко знает, какие знания и умения могут стать ему полезными в будущем.
Современная молодежь Казахстана является субъектом истории, казахстанское общество открыло его для себя как социальную ценность особого рода. Нынешняя молодежь исключительный и важный фактор перемен, носитель новых идей. В связи с этим и необходима современная государственная молодежная политика, отвечающая запросам XXI века.
Новая философия формирования молодежной государственной политики Казахстана исходит из современных реалий. Приоритетными для молодежной государственной политики Казахстана должны стать: раскрытие индивидуальных способностей молодежи к выполнению общественно значимых социальных ролей; выработка позитивного отношения молодежи к браку, подготовке молодежи к семейной жизни, материнству; развитие новых досуговых практик, влияющих на интеллектуальное, нравственное самочувствие современной молодежи.
Назарбаев Н.А. Послание Президента Казахстана: Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана // Казахстанская правда. – 2010. – 30 января.
Назарбаев Н.А Актовая лекция Президента РК. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее. – Алматы: Казак, университеті, 2009. – С. 20.
Фамилия автора: А.М. Канагатова
Начавшийся 2019-й объявлен в нашей стране Годом молодежи. И наверняка профильные ведомства в эти дни разрабатывают соответствующий план мероприятий. Что же они должны учесть, чтобы не превратить инициативу президента РК в простую формальность? И что нужно сегодня самой молодежи?
Как показывают результаты ряда исследований, для поколения Z (условное название родившихся после 1995 года) характерны стремление жить в свое удовольствие, неприспособленность к труду и учебе, одержимость культом легких денег. Ради последних молодые люди готовы пренебречь даже здоровьем и свободой, не говоря уже о морально-этических нормах. И это, кстати, одна из главных причин роста в нашей стране молодежной преступности, которая достигла уже таких масштабов, что впору говорить о реальной угрозе национальной безопасности…
Наряду с этим, утверждают эксперты, поколение Z обладает такими ценными качествами, как творческое мышление, высокий уровень владения современными технологиями и готовность работать за идею, что было не совсем свойственно предыдущему поколению Y. И если грамотно распорядиться этим потенциалом, то он может быть использован на благо общества и государства.
Понятно, что одними «культурно-патриотическими» мероприятиями тут не обойтись. Как мы уже не раз убеждались, все эти инициированные сверху форумы, флэшмобы, конкурсы и т.д. не дают должного эффекта. Что касается «идеологического оружия» и особенно телевидения, то оно давно перестало выполнять функции, связанные с воспитанием и просвещением подрастающего поколения: отечественное ТВ обильно потчует его в основном развлекательными передачами, в том числе откровенно пошлыми, которые, как уверяют телевизионные начальники, «делают рейтинги».
Конечно, Год молодежи не внесет кардинальных изменений, но это повод и возможность заложить некий фундамент, на котором в дальнейшем можно будет выстраивать грамотную и эффективную молодежную политику, считают эксперты. Им слово…
Ольга Симакова, координатор проектов Центра социальных и политических исследований «Стратегия»: «Между молотом традиций и наковальней глобального мира»
– Надо признать, что в Казахстане молодежная проблематика поднимается довольно часто, особенно в последние годы. И тот факт, что данная тема выбрана главной в нашей стране на нынешний год, можно только приветствовать. С другой стороны, мне не совсем понятно, с какой целью это делается – то есть, каков стержневой тезис, какова философия? Мы будем работать на инкорпорацию молодежи в общественные отношения (социализацию) или рассматривать ее как вестника перемен и одну из движущих сил общества (ювентизацию)?
– Это так важно?
– Принципиально важно, поскольку от этого будет зависеть определение статуса молодежи как объекта или субъекта отношений. К тому же это поможет нам правильно выстроить работу в рамках Года.
Хотелось бы надеяться, что предстоящие мероприятия не ограничатся только вопросами профориентации молодежи, ее трудоустройства, продвижения, организации досуга, – они и так постоянно поднимаются и решаются в рабочем порядке. Думаю, стоит изменить ракурс, риторику. Например, вместо безработицы начать говорить о самореализации молодых людей, вместо профориентации как проблемы – о существующих возможностях в учебе и приобретении навыков, вместо проблем организации досуга – об интеракции и инклюзии в широком понимании этих слов.
К сожалению, плохое исполнение, коррупция и безответственность могут даже самую замечательную идею превратить в формальный лозунг. Свидетельства тому мы видим каждый день. Поэтому среди организаторов этих мероприятий должно быть как можно меньше функционеров и как можно больше молодых креативных людей.
На мой взгляд, если инициатива будет исходить от самой молодежи, молодежных организаций и неформальных групп (их нельзя ни в коем случае сбрасывать со счетов), то что-то интересное все-таки может получиться. Сейчас модно говорить о нуждах и потребностях, – так почему бы не спросить у самих молодых людей, чего они хотят и как это лучше организовать? Вот это и есть лучшее руководство к действию.
– Сегодня много говорят о духовном, культурном, интеллектуальном развитии молодежи. Но что конкретно делается в этом направлении и насколько успешно?
– Очень интересный вопрос. Думаю, это опять же зависит от той степени свободы, которую общество и государство готовы дать молодым людям. Например, нельзя одновременно видеть в молодежи и надежду, и угрозу. Нельзя говорить о воспитании свободной, думающей личности и при этом сокращать часы на преподавание гуманитарных дисциплин. Нельзя ждать от молодежи социальной активности, одновременно ограничивая поле для ее самовыражения, даже если это фото в стиле ню, авангардная мода или андеграундная музыка. Должно быть место для «культурного бунта».
К сожалению, в последнее время тема молодежных субкультур не очень популярна среди исследователей. Мы практически не знаем, чем интересуются молодые люди, чем они живут. Исследования с целью выявления их ценностей крайне скудны и несистемны. При этом отдельные инициативы казахстанской молодежи показывают, что, вопреки всему, она имеет и интеллектуальный, и политический потенциал, что в большинстве своем это не протестный демон, а достаточно конструктивная группа, хотя и эклектичная. Нужно просто не мешать ей, поддерживать, когда это нужно. Подчеркну: именно поддерживать, а не превращать эти инициативы в бизнес, не использовать молодежь в сомнительных мероприятиях и не подрывать тем самым в ее глазах авторитет старших!
Что касается духовности, то прежде чем ориентировать молодежь, надо понять, что мы понимаем под этим словом. Многие молодые люди сейчас находятся между молотом традиций и наковальней глобального мира, и оказываются они в таком положении в том числе из-за страхов и химер старшего поколения.
Ирина Медникова, генеральный директор Молодежной информационной службы Казахстана: «Бюджет должен выделяться на осязаемое, а не на абстрактное»
– Объявление Года молодежи, как и любого другого тематического года, – уже само по себе формализация. Государство как бы придумывает себе повод сделать что-то для молодого поколения, хотя должно заниматься этим постоянно, без всякого пафоса, деклараций и дополнительных бюджетов. Особенно это касается его социально-экономических потребностей: качественного образования, трудоустройства, решения жилищной проблемы, возможности развиваться в честной конкурентной среде…
Президент предложил оказать «комплексную поддержку молодежи и институту семьи», создать «широкую платформу социальных лифтов, которая будет включать полный комплекс мер поддержки всех категорий молодежи». Пока не совсем понятно, как будут реализовываться эти установки, поскольку соответствующая программа или «дорожная карта» еще не обнародована. Но результаты исследований говорят о том, что проблемы молодежи и ее ожидания от государства лежат в основном, как я уже отметила, в социально-экономической плоскости. Надеюсь, именно на это и будут направлены главные ресурсы, а не на «развитие патриотизма». То есть бюджет должен выделяться на осязаемое, а не на абстрактное.
– В этом плане большая ответственность лежит на молодежных НПО, но создается впечатление, что таковые в стране отсутствуют… Может, стоит провести ревизию в их рядах, чтобы отсеять «пустышки» и создать вместо них действительно сильные организации?
– Да, такие НПО в Казахстане практически выродились, но это произошло не само по себе, а в результате целенаправленной государственной политики. Третий сектор в целом, а не только его молодежный сегмент, сегодня представляет собой перепаханное и посыпанное солью поле. И если снова насадить на него что-то сверху, то, боюсь, это не даст эффекта. Созданные таким образом организации уж точно не будут брать на себя никакой ответственности за молодежь. Как показывает опыт, они берут ответственность лишь за бюджеты на молодежную политику.
Поэтому придется подождать, пока снова не начнут появляться инициативы снизу – на это, вероятно, потребуется десять, а, быть может, даже двадцать лет. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо создавать соответствующие условия – облагораживать почву, формировать необходимую атмосферу, концентрировать ресурсы…
– Какая роль в этом процессе отведена интеллигенции и СМИ?
– Невозможно создать развивающийся оазис под названием «молодое поколение» в авторитарном государстве, где разрушены основные институты, а старшее поколение перестало быть примером в интеллектуальном и духовном плане. Молодежь – такая же часть общей социальной ткани, что и другие группы. Она копирует и отзеркаливает все, чем ее питают государство и общество.
Где наши духовные лидеры и интеллектуалы, озабоченные будущим Казахстана? Как часто они выступают в масс-медиа и расставляют ориентиры? Кто из них объясняет молодежи, где черное, а где белое, кто критикует неэтичные поступки, невзирая на чины? Почему этого не делают те же депутаты? И почему самая частая новость о чиновниках – это то, что они попадаются на взятках? И что думать, что делать в такой ситуации нашей молодежи? Ведь в силу возраста она пока не имеет своего мнения, а только слушает старших.
– Вы уже много лет работаете с молодежью. Есть способы ее быстрого вовлечения в общественную жизнь?
– А разве у нас есть эта самая общественная жизнь? Возьмите то же волонтерство. Молодых попросту используют как техническое средство: они все время на побегушках, будь то какие-то крупные мероприятия или побелка и посадка деревьев… Сложно назвать такую деятельность общественной, поскольку интеллект и таланты ребят никого не интересуют.
Я не имею в виду вовлечение в бизнес, IT и другие креативные индустрии – этого у нас хватает (словно выделили отдельную песочницу)…. Я о том, чтобы допускать молодежь во все сферы, в которых она захочет участвовать, в том числе и в политику – туда, где формируются правила. Без свободы и без участия в принятии решений не родится ownership – чувство хозяина, чувство сопричастности к своей стране и ответственности за нее. Потому-то все больше молодых людей уезжает из Казахстана.
Конечно, одного Года молодежи явно недостаточно, чтобы решить названные проблемы. Но полагаю, что работать надо именно в этом направлении.
Жаксылык Сабитов, историк: «Все силы надо направить на качественное высшее образование»
– Значение молодежи у нас с каждым годом будет только возрастать. В 2020-х годах мы вообще придем к такому феномену, как «молодежный бугор», когда доля молодых граждан в структуре населения Казахстана станет максимальной за все годы независимости.
С другой стороны, мы имеем серьезные проблемы в плане воспитания молодежи. Одна из причин тому – низкая эффективность системы высшего образования. Проявилась она еще в 1990-х годах, когда в стране было создано много частных университетов, и, как следствие, большинство из них превратились в «фабрики дипломов».
Еще одна причина – падение доходов и профессионального уровня преподавателей. Если в 2013 году официальный средний заработок работников сектора высшего образования составлял 77489 тенге, то к 2017-му он упал до 53724 тенге (суммы указаны без вычета налогов и обязательных отчислений; на руки люди получают гораздо меньше). Понятно, что профессионалы за такие деньги работать не станут. Вот и редеют с каждым годом ряды квалифицированных кадров в системе высшего образования, что, естественно, ведет к снижению уровня знаний молодежи.
Поэтому считаю, что все силы надо направить на создание качественной системы высшего образования. Иначе мы получим целое поколение, которое будет лишь имитировать обучение, но при этом не иметь глубоких знаний в конкретных отраслях.
Не менее сложная задача – привитие молодежи уважения к труду. Типичный паттерн поведения «успешного человека» в Казахстане обычно никак не связан с трудоголизмом, да и вообще с трудовой деятельностью. Наоборот, эталонный образец «успешного человека» во многом нацелен не на труд, а на построение карьеры посредством использования родительского или своего социального капитала. Сложившееся статус-кво можно изменить в том случае, если наше общество будет эволюционировать в сторону развитых обществ, в которых доминирует «сила права», а не «право сильного».