Что модно в художественном направлении
Триумфальное возвращение классической картины; digital-революция имени Энди Уорхола и другие любопытные вещи, которые происходят в мире изящных искусств
Современное искусство больше не современно. Сontemporary art со всеми своими постмодернистскими трюками было придумано век назад.
Освежеванные туши коров, видеоперформансы, – поначалу это было увлекательно, но возникает вопрос, что же дальше. Смогут ли художники придумать что-то еще более абстрактное и непостижимое, чем квадрат Казимира Малевича и брызги Джексона Поллока?
Think outside the box, – советовал небезызвестный Бэнкси. Новые тренды в искусстве и арт-рынке пришли с неожиданной стороны.
Тренд № 1.
Рисованная картина: возвращение на трон
По мнению критиков, картина еще недавно «умирала», вытесняясь другими видами искусства – видеоартом, инсталляцией… В конце нулевых ситуация кардинально поменялась: картина возродилась как жанр.
Граница между fine art («изящное искусство», сделанное по старинке, кистью по холсту) и актуальным искусством (с его нарочитым безумием и нонкоформизмом) – внезапно куда-то улетучилась.
Зрители, а в первую очередь – сами художники – страшно соскучились по картинам в традиционном смысле. И выясняется, что здесь еще далеко не все сказано.
Однако, чтобы привлечь к себе внимание на гигантском, перенасыщенном арт-рынке, картина должна быть действительно талантливой.
Чешские художники Светлана Курмаз и Александр Сохт – яркие представители нового тренда. Знаменитые в Европе и США, они почти неизвестны в России, хоть и родом из Краснодарского края.
Супружеская пара давно эмигрировала в Прагу. Довольно быстро их работы обрели успех у западного сообщества.
Русские эмигранты с непростой судьбой теперь входят в список самых востребованный пул участниками престижных мировых арт-ярмарок и биеннале.
Не в последнюю очередь благодаря новому подходу к ведению арт-дел – поэтому именно на их примере мы рассмотрим свежие тренды.
От себя скажу: я недавно пересекся с блестящими работами Курмаз и Сохта и, совершенно не стесняясь, призываю вас с ним ознакомиться. Оно того решительно заслуживает.
Совсем скоро их работы впервые (после многолетнего перерыва) выставляются в России – не пропустите их выставку в Петербурге.
Тренд № 2.
Революция интерфейсов: рисуешь на планшете, получается холст с маслом.
Повсеместное использование iPad-механик серьезно повлияло на технологию создания картин. Например, стала популярна фронтальная печать diasec: принципу, схожему с печатью фотографий, краски наносятся на акрил.
Надежда Воронина, арт-критик:
– Александр Сохт создает свои произведения в графических программах, которые затем переносит на холст, бумагу или diasec. Таким образом инновационные техники помогают эволюции творческого метода.
Тренд № 3.
Демократизация арт-рынка: теперь искусство коллекционируют не скучающие миллионеры, а обычные студенты и домохозяйки.
Удивительный факт: подлинник работы известного мастера теперь может стоить меньше 100 долларов. Европейская аудитория уже распробовала прелести арт-шоппинга и массово скупает работы современников.
Демократизация цен на высокое искусство особенно заметно на примере многолетнего успеха крупнейшей международной ярмарки AAF (Affordable Art Fair, «ярмарка доступного искусства»)
Для его организаторов важнейшим критерием отбора работ является их стоимость: она не должна превышать ценовой потолок, доступный людям среднего достатка.
Тренд № 4.
«Авторский оригинал» – идея, которая стремительно меняет арт-рынок
Маркетинг эпохи копипаста и перепоста по-новому осмыслил идеи Уорхола: картина теперь может выпускаться в нескольких вариантах и с различной ценой.
Например, произведения тех же Курмаз и Сохта стоят совсем недешево. Но они придумали стратегию, которая позволяет захватить три разных ценовых категории.
Стратегия доступности достигается путем выпуска ограниченного тиража на бумаге и холстах авторских оригиналов.
То есть произведение может существовать в пяти копиях, но при этом каждая из них является оригиналом, что подтверждает сертификат международного образца.
Тренд № 5.
Галереи теперь открывают не галеристы, а сами художники.
Важнейшая тенденция: главным местом взаимодействия участников арт-рынка становится персональная галерея художников. Это такая же передовая формация, как маленькая лавочка, где хозяин сам стоит за прилавком.
Надежда Воронина, арт-критик
– В центре Праги у Курмаз и Сохта есть собственная галерея, созданная для выставления самих себя. Пожалуй, это один из самых успешных вариантов современной галереи, выставляющей и продающей искусство, так как здесь слито воедино все необходимое – четкая концепция, цели и задачи художника. Это тип галереи будущего, ведь в современном искусстве все упрощается.
В данном случае работает механика фейсбука и твиттера. Прямая коммуникация между автором и ценителями его творчества становится более выигрышной стратегией, чем общение через агентов и байеров.
Модные направления в искусстве и живописи постоянно сменяют друг друга. Направления динамично развиваются, и предугадать завтрашние тенденции невозможно. Многие из модных течений, ставших популярными ещё в 80-х годах прошлого столетия в Европе, сегодня становятся трендовыми в странах СНГ.
Мы расскажем о самых модных и оригинальных направлениях живописи. Сейчас особенно популярны натуральность, минимализм, фактура и «национальные» мотивы.
- Содержание
- Природа и натуральность
- Тренд минимализм
- Фактура и рельеф
- Национальные мотивы
- Модные направления интерьера и живописи
- Другие модные направления
- Заключение
Природа и натуральность
Борьба за экологию и здоровый образ жизни сегодня особенно актуальна. Этот тренд отразился и на живописном искусстве.
Жители мегаполисов не могут позволить себе частое единение с природой, поэтому приобретают «замену» в виде композиций и деталей декора с натуральным сюжетом.
Ботаническая живопись
Направление Botanicals (ботаническая живопись) включает в себя изображение зелени, цветов, ягод. Это могут быть как детальная прорисовка, так и общая композиция растений.
Композиции подойдут для спальни, гостиной и кухни. Мягкие цветовые гаммы с преобладанием зеленых и салатовых оттенков подойдут для спокойного интерьера в пастельных тонах.
Эко
Экоживопись – модное направление живописи. Картины создаются из природных «продуктов». Уникальны картины, сделанные из мха (натурального или искусственного).
Необычные композиции создадут особый уют в доме. Если цветы на подоконнике уже давно стали привычным явлением, то настенное полотно с живой растительностью – новое слово в декоре.
Такое «полотно» впишется в любой стиль и интерьер. Существует множество оттенков зеленого цвета, который можно подобрать под любое оформление, будь то теплые оттенки дизайна или холодные. Также мох сочетается с кирпичной стеной (индустриальный стиль лофт), с деревянной мебелью и камнями.
Полотна из мха можно разместить:
- в гостиной;
- на балконе;
- в ванной комнате;
- в спальне;
- в детской;
- в офисе.
Полотно добавит сочность, свежесть и яркость в дизайн.
Тренд минимализм
Стиль минимализм вот уже несколько лет является одним из лидеров трендов интерьера. Для него характерны четкость, лаконичность, обилие света и пространства. При этом минимализм не подразумевает пустоту и безжизненность.
Выбор картин для данного стиля: это может быть абстракция, минималистичный пейзаж, натюрморт, авторский портрет и геометрическая фигура.
Геометрия
Геометрический орнамент – выражение четкости, эстетики и стиля. Незамысловатые геометрические фигуры не перегружают интерьер и всегда смотрятся современно и легко.
Сочетается с функциональной мебелью простой формы. Для спален подбирают крупные геометрические рисунки, чтобы не напрягать глаз. Для гостиных и кухонь, напротив, подходит мелкий сюжет – он придает динамику.
Абстракция
Абстракция не ограничивается формами и рамками.
Сейчас в моде абстракция, выполненная золотой поталью (материал, имитирующий золото). Её часто используют для декора мебели и интерьера.
Особенно интересна техника совмещения золотой и серебряной потали на холсте. Сочетание оттенков двух металлов выглядит благородно и роскошно.
Золото – аксессуар богатого человека, обладающего высоким статусом. Обычно такие картины выбирают люди руководящих должностей, желающие продемонстрировать свою состоятельность.
Картина с абстракцией и геометрическими фигурами гармонично впишется в интерьер комнаты или гостиной, если её дизайн имеет другие «абстрактные» элементы. Например, декоративные подушки или обои с отвлеченным сюжетом, занавески/тюль с характерными для размытыми контурами и узорами.
Картина должна сочетаться с окружающим интерьером, иначе она «затеряется». Абстракцию можно разместить в соседстве с простой картиной. Главное, чтобы не было противоречий в гамме и в восприятии сюжета. Например, «абстракция + сюрреализм» создадут излишне причудливое сочетание, вызывающее чувство беспокойства. Уместнее разместить абстракцию рядом с натюрмортом, чтобы «разбавить» оба жанра.
Большие картины уместны в гостиной. Относительно размера важно учитывать, что, чем больше самой абстракции в дизайне и оформлении интерьера, тем масштабнее композицию можно себе позволить.
Фактура и рельеф
Существует несколько техник выполнения рельефных и фактурных композиций.
Картины текстурной пастой
Полотна, выполненные текстурной пастой, получаются объемными и очень эффектными. Мазки наносятся специальной техникой с использованием густого вязкого материала. Композиция может быть выполнена как разными цветами, так и одним, идентичном фону.
Полотна отличаются нежностью и чувственностью. Фактурная живопись подойдет для спальной комнаты или гостиной. Лучше, если это будет спокойный дизайн, выполненный в нежных гармоничных тонах.
Композиция, выполненная текстурной пастой, – идеальный подарок для человека, любящего красоту и эстетику. Текстурная картина смотрится ненавязчиво, создает атмосферу легкости и невесомости.
Картины эпоксидной смолой
Композиции из эпоксидной смолы (Resin Art) – уникальный жанр, набирающий популярность. Эпоксидную смолу в быту используют при ремонте пластиковых поверхностей и металлических изделий.
Выполняются такие картины часто на круглой поверхности. Они получаются ровными и глянцевыми, напоминающими водную гладь. Краски, добавленные в прозрачную основу, сохраняют свою стойкость в течение долгих лет.
Пользуются спросом:
- изображения с золотыми вставками, создающими эффект позолоты;
- морские сюжеты, выполненные с использованием голубых и бирюзовых оттенков смолы и с добавлением камешков.
Стиль понравится тем, кто предпочитает размытые сюжеты и плавные контуры. Композиции успокаивают и придают всему интерьеру специфичную атмосферу.
Сегодня такие работы пока встречаются нечасто. Стиль Resin Art подходят под любой дизайн и стиль квартиры, главное – соблюдать органичное сочетание цветов.
Работы из эпоксидной смолы долговечны, смотрятся красиво, необычно и модно, подчеркивая оригинальный вкус обладателя. Стиль понравится человеку, стремящемуся к спокойствию и внутренней гармонии.
Картины мастихином
Картины, выполненные мастихином (специальная лопаточка для нанесения масляной краски на полотно), яркие, насыщенные и экспрессивные.
Первые мастихины использовались для смешения красок или для их удаления с картины. После инструмент «эволюционировал», и его стали использовать для нанесения мазков.
Мастихином выполняются работы разных жанров: натюрморты, портреты, пейзажи. Картина получается объемной и «живой». Эффектнее всего мастихином получается изображение природы: гор, лесов, неба, скал и морей.
Такой стиль не подойдет для комнаты в пастельных и нежных тонах, акцентируя внимание на себя, при этом делая весь фон блеклым. А вот, к примеру, стиль лофт любит объемность и брутальные элементы – это как раз то, что представляют собой полотна, выполненные мастихином. Так, урбанистический пейзаж или портрет будет безупречно смотреться в «фабричном» интерьере.
Картины данного направления наполнены силой, четкостью и выразительностью. Портреты, выполненный мастихином, имеют свою неповторимую специфику, передают особое настроение, экспрессию и динамику в каждой линии. Стиль понравится тем, кто коллекционирует предметы искусства разных жанров и любит сочетание нескольких направлений в дизайне.
Национальные мотивы
Народный (или национальный) стиль отличается самобытностью, экзотичностью и яркостью красок. Сегодня старинные узоры становятся модным направлением живописи и интерьера.
Примеры:
- африканские сюжеты с орнаментами. Эффектные картины, где превалируют желтые, красные, песочные и коричневые цвета. В интерьере должны присутствовать тона: черный, коричневый, бежевый, ореховый, песочный. Добавьте в дизайн вазу с африканскими фигурами, подушку и светильник;
- азиатские мотивы (японский, корейский, китайский). Изображение цветущей сакуры или рассвета «разбавят» минимализм, создадут атмосферу легкости и спокойствия. Такой жанр не сочетается с громоздкой вычурной мебелью, кроватями со спинкой и острыми углами: сдержанный и нежный стиль живописи вступит в «конфликт» с резкой геометрией и помпезностью;
- египетский стиль обладает тысячелетней историей и особенным колоритом. Картины с изображением фараонов, пустыни, египетских божеств будут гармонировать с лаконичной мебелью из темной древесины и теплыми оттенками декора. Её поверхность должна быть матовой, т.к. глянец в сочетании с египетским стилем смотрится неестественно, что нарушает подлинность оформления.
Модные направления интерьера и живописи
Современные тенденции в интерьере и живописи тесно связаны между собой. Рассмотрим несколько примеров.
- Скандинавский стиль, который отличается светлыми тонами интерьера, сдержанностью и простотой оформления. В таком дизайне много белого, ведь на формировании стиля сказалось географическое расположение стран Скандинавии с продолжительными снежными зимами. Подходящие оттенки полотен для скандинавского стиля: белый, черный, серый, бежевый и пастельные оттенки. Подходящие направления живописи: графика, морская тематика, абстракция, пейзажи, натюрморты, картины с животными.
- Прованс – стиль дизайна, популярный в России. Для него характерны изысканность, чувственность и утонченность. Элементы прованса в интерьере: миниатюрные подушки с рюшами, красивые вазы, статуэтки и мини-библиотека. Картины выполняются в светлых тонах и отличаются своей легкостью и воздушностью. Одним из ярких примеров такой живописи является работа Клода Моне «Поле маков в Живерни».
- Ампир – классический стиль, полюбившийся россиянам. Для него характерны помпезность, торжественность, монументальность и акцент на роскоши. Композиции, подходящие для ампира, – это классические сюжеты, репродукции полотен всемирно известных художников, портреты исторических личностей.
Другие модные направления
Кроме указанных течений живописи также популярны модные стили:
Китч. Отличается неординарностью, экстравагантностью и эпатажностью. Стилю присуща нелогичность сюжета и сочетание несочетаемых вещей, изображенных на полотне. Китч подойдет для индустриального дизайна (лофт) с бетонной и кирпичной стеной – они взаимно подчеркнут достоинства друг друга.
Бохо – стиль, соединяющий в себе несколько жанров: кантри, этнику, милитари. Для стиля характерна легкая небрежность, разнообразие цветов и стилей. Бохо гармонирует с интерьерами, выполненными в стиле эко, эклектики (смешение жанров) и этники. Такое сочетание, несмотря на противоречивость сюжетов, выглядит стильно и изящно.
Кантри – «деревенский» стиль. Для тех, кто любит спокойные сюжеты и деревенскую романтику. Стиль отлично сочетается с природными оттенками и материалом: дерево, камень, а также с каменной или кирпичной стеной. Композиция «кантри» подчеркнет уникальность такого дизайна.
Заключение
Многие из перечисленных стилей не являются новыми, что не мешает им уже несколько лет находиться в тренде. С развитием очередных тенденций и веяний скоро к ним присоединятся и другие оригинальные направления живописи.
Приобретая и презентуя модную картину, помните, что она должна приносить эстетическое удовольствие, придавать комнате уникальный стиль и создавать приятную ауру.
Приобщайтесь к искусству и привносите в жизнь больше прекрасного!
Основные направления современной живописи
Современная авторская живопись и графика в своем нынешнем виде, как вид современного искусства, сформировалась в 60-70-ее гг. прошлого столетия, когда, как альтернатива модернизму, французскими философами был введен термин «постмодернизм». К этому стилю примкнули многие европейские художники.
«Гуру постмодерна» французский социолог, фотограф и философ Жан Бодрийяр назвал эру постмодернизма гиперреальностью, отметив тем самым утрату в ней чувства реальности. Его философия стала корнями гиппереализма – нового направления в живописи и скульптуре, появившегося в США в конце 60-х гг. 20 в. и основанного на «фотореализации объекта». Гиперреализм (фотореализм) и сегодня – одно из модных течений в изобразительном искусстве. Его яркими представителями стали Ж.Боден, Ч. Клоуз, Р. Мьюек, Р. Петров и др. Копируя действительность, гиперреалисты создают убедительную иллюзию, ложную реальность. Авторская живопись и графика, весь художественный опыт гиперреализма стали предвестником появления неомодернизма – стиля, наиболее ярко воплотившегося в архитектуре.
Гиперреализм противопоставляет себя концептуализму – еще одному многогранному и заметному явлению в современном искусстве середины 20-ого века, в котором идея является первостепенной по отношению к техническому совершенству исполнения. В своей же эстетике натурализма и прагматизма гиперреализм более близок поп-арту – современному направлению в живописи, истоки которого также берут начало с середины прошлого века.
Поп-арт, как концепция нового авангардизма, ознаменовал собой отказ от форм абстракционизма, ему свойственно использование, осмысление и переработка образов масскультуры, в нем наблюдается возвращение к сложной фигуративности композиции и рисунка. Художники поп-арта показывают механический мир через призму вещей, представляя их как нечто прекрасное. Массовость поп-арта проявляется и на бытовом уровне. В виде различных постеров на холсте поп-арт часто используется как живопись для интерьера. Всемирную известность этому направлению принесли работы Э. Урхолла, Р. Раушенберга и др.
Также близко по своему выражению поп-арту и гиперреализму и оптическое искусство (оп-арт) – направление в живописи 2-ой половины 20 в. Это движение продолжило рационалистическую линию техницизма, одной из разновидностей модернизма. Как искусство зрительных иллюзий оп-арт опирается на особенности визуального восприятия плоских и пространственных фигур.
Из других направлений искусства 60-70-х гг. можно выделить минимализм. Его часто рассматривают как реакцию на эмоциональный взгляд художников абстрактного экспрессионизма – популярного течения в живописи в 40-50-х гг. Минимализм в своей сущности абстрактен, объективен и анонимен, он лишен какой-либо внешней декоративности и экспрессии жеста. Живопись и графика минимализма способна пробудить возвышенное ощущение бытия, но, в основном, она монохромна и нередко воспроизводится в виде математически правильных решеток и линейных структур. Создавая геометрические формы, скульпторы-минималисты прибегают в своих работах к использованию промышленных материалов – стали, пенопласта, флюоресцентных трубок. В этом видна интеграция живописи в различные сферы бытия, в социум, а заметная связь с другими видами искусства – характерная черта развития живописи 20-ого века.
Что касается тем произведений, то во многих из них в 70-е гг. прослеживается усиление социальной направленности художественного процесса. Это присуще и советской живописи, которой свойственен реализм, во многом критический, с острым ощущением реальности, духовной насыщенностью образов, чувственной, материальной плоти мира, и часто романтической приподнятостью образного строя. Советская живопись объективно обогатила современное искусство новым видением мира, торжеством метода социалистического реализма, линией лиричной русской пейзажной живописи и развитием индустриального пейзажа с мотивами преображенной природы. Натюрморт, как жанр, достигает в советской живописи высокого уровня.
В конце прошлого века художников разных стран отличает индивидуализм, творческие эксперименты и искания в желании придать своим произведениям национальный характер.
Под влиянием различных новейших течений обогащается и живопись для интерьера, а с возникновением и развитием интернета живопись и графика познает цифровые технологии. Компьютер заменяет художнику и краски и холст. Цифровые технологии порождают такие гибридные техники, как фотоимпрессионизм.
В конце 20-ого века появляются и новые альтернативные виды живописи, такие, как аэрография. Подобный товар – в основном «штучный», и живопись и графика на заказ здесь довольно частое явление.
Основные направления современного искусства в мире
Ассамбляж (фр. assemblage – соединение, сборка, монтаж)
Вид произведения современного искусства, или артефакт, представляющий собой трехмерную композицию, составленную из каких-либо предметов утилитарного назначения или их деталей и обломков или (и) специально созданных объектов и заключенную в пространство какого-либо ящика или коробки.
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Абстрактный экспрессионизм Послевоенный (кон. 40-х – 50-е гг. XX в.) этап развития абстрактного искусства. . В 1929 г американец Барр (А.Н.Вагг) применил его для характеристики ранних работ Кандинского, а в 1947 г. назвал “абстрактно-экспрессионистскими” работы де Кунинга и Поллока. С тех пор понятие А. э. укрепилось за достаточно широким, стилистически и технически пестрым полем абстрактной живописи (а позже и скульптуры), получившей бурное развитие в 50-е гг. в США, в Европе, а затем и во всем мире. Прямыми родоначальниками А. э. считаются ранний Кандинский.
“Живопись действия”
В рамках американского абстракционизма была развита так называемая “бесформенная живопись” Джексона Полока, который считал процесс творчества самоценным, а результат не важным, имевшим смысл только как воспоминание о творческом процессе, оставшееся на полотне. Возвращаясь к первобытному , Полок трансформировал живопись в священный танец художника. Полoк вешал полотно на стену или клал его на пол, “совершая” вокруг него некий шаманский обряд, художник, по его словам, “входил внутрь живописи”. Он выработал технику получившию название дриппинг, которая состояла в разбрызгивании красок из банки (французская параллель – “ташизм” – живопись пятнами.) Художественный метод Полока получил в Англии название “живописи действия”. В 1952 году на выставке в Париже его живопись произвела грандиозное впечатление на жаждущих очередного нового слова критиков. Многие, правда, оспаривали оригинальность техники Полока, видя что-то похожее в изображениях Хартунга 1922 года.
А Б С Т Р А К Ц И О Н И З М
Абстракционизм, беспредметное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшиеся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Абстрактное искусство возникло в 1910-13 в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма.Первые его образцы создали работавший в Германии В. В. Кандинский, француз Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, некоторые итальянские футуристы (У. Боччони и др.), в России – К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах – представители неопластицизма (П. Мондриан, Т. ван Дусбюрги др.). Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны 1914-18 годах тенденции абстрактного искусства зачастую проявлялиськак в отдельных произведениях, так и в архитектуре, декороративном искусстве, дизайне…
АВАНГАРД РУССКИЙ
Русский авангард 1910-х годов представляет довольно сложную картину. Он характерен стремительной сменой стилей и направлений, изобилием групп и объединений художников, каждое из которых провозглашало свою концепцию творчества. Нечто аналогичное происходило и в европейской живописи в начале века. Однако, смешение стилей, “неразбериха” течений и направлений были неведомы Западу, где движение к новым формам было более последовательным. Многие мастера молодого поколения с необычайной стремительностью переходили от стиля к стилю, от этапа к этапу, от импрессионизма к модерну, затем к примитивизму, кубизму или экспрессионизму, проходя множество ступеней, что было совершенно нетипично для мастеров французской или немецкой живописи. Ситуация, которая сложилась в русской живописи во многом была обусловлена предреволюционной атмосферой в стране. Она усугубила многие из тех противоречий, которые были присущи всему европейскому искусству в целом, т.к. русские художники учились на европейских образцах, были хорошо знакомы с различными школами и живописными течениями. Своеобразный русский “взрыв” в художественной жизни сыграл таким образом историческую роль. К 1913 году именно русское искусство вышло к новым рубежам и горизонтам. Появилось совершенно новое явление беспредметности – черта, за которую не решились перейти французские кубисты. Один за другим переходят эту черту: Кандинский В.В. Ларионов М.Ф. Малевич К.С. Филонов П.Н. Татлин В.Е. Свои силы испытали: Альтман Н.И. Глебова Т. Гончарова Н.С. Кончаловский П.П. Куприн А. Лентулов А.В. Машков И.И. Пуни И.А. Родченко А.М. Розанова О.В. Фальк Р.Р. Шагал М.З. Экстер А.А. Через несколько лет в творчестве Татлина сомкнутся воедино техника и искусство, искусство и наука. Он скажет:”…Наиболее эстетические формы и есть наиболее экономические. Работа над оформлением материала в этом направлении и есть наиболее искусство” Это будет в 1932 году, когда новые эстетические принципы сформируются на основании творчества многих художников авангардного направления.
А К Ц И Я
Акция (или искусство акции) Обобщенное понятие для обозначения динамических, процессуальных практик современного искусства (арт-практик), ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-), в которых акцент переносится с результата арт-деятельности на ее процесс. Первые А. проводились дадаистами (см.: Дада) и сюрреалистами (см.: Сюрреализм) еще в 1910-1925 гг. и носили, как правило, демонстративно эпатажный и деконст-руктивный характер. Следующим этапом сознательного перенесения внимания художника (а в какой-то мере и зрителя) с произведения на процесс его создания стала живопись действия (Action painting), крупнейшим представителем которой был Джексон Поллок. Спонтанный процесс разливания или разбрызгивания красок по холсту, которым управляли исключительно глубинные подсознательные импульсы художника (см.: Автоматизм), выходил здесь на первый план. Сама возникшая картина рассматривалась лишь как документ, подтверждающий факт совершения.
А Р Т Д Е К О
АРТ ДЕКО (фр. art deco, сокр. от art ” decoratif) – стилевое течение в искусстве стран Зап. Европы и Америки 2-й четв. 20 в. Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925), которая явилась отправным пунктом его распространения и развития. Для А. д. характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством. Центрами А. д. были Франция и США. А. д. сочетало элементы стиля модерн. кубизма и экспрессионизма, использовало выразительные особенности передового технического дизайна (в основном материалы и стилистику модных “обтекаемых форм”, заимствованную у новейших моделей автомобилей и локомотивов). На его развитие заметно повлияли новые открытия эффектных памятников древнеегипетского искусства (в т. ч. гробницы Тутанхамона, 1922) и древних цивилизаций Америки, а также стилистика новаторской сценографии 1910-1920-х гг. Полнее всего А. д. проявилось в оформлении и украшении интерьеров фешенебельных отелей, клубов, салонов, океанских лайнеров и представительских зданий большого бизнеса, включавших различные виды скульптурных, живописных и всевозможных отделочных работ. Также А. д. было представлено прикладными изделиями модных домов, рекламой, промышленной и журнальной графикой и т. д. Наиболее крупные произведения – Крайслер-билдинг (Нью-Йорк, 1928- 1930, архитектору. Ван Элен) и Рокфеллер-центр (Нью-Йорк, 1931-1940, архитектор Б. У. Моррис).
А Р Т Е П О В Е Р А
Арте повера (итал. arte povera – бедное искусство) Направление, официально оформившееся в итальянском искусстве (в Турине) в к. 60-х – нач. 70-х гг. и получившее достаточно широкое распространение в других странах Европы, хотя арте-факты, аналогичные по духу А. п., появлялись в европейском искусстве и ранее (работы немецкой художницы Евы Гессе или грека Власио Капиариса, например, и др.).В основе его лежит создание объектов и инсталляций из простых предметов обыденной жизни, подобранных на свалках отбросов и принадлежавших, как правило, к обиходу мало обеспеченных слоев населения – мешков, веревок, старой поношенной одежды и обуви, элементарных предметов домашней утвари, земли, песка, угля, старых тряпок, кожи, резины и т. п. А. п. возникло как своего рода реакция на повышенный интеллектуализм и рационализм минимализма и концептуализма и на входившее в то время в моду применение в арт-практиках и проектах дорогостоящих материалов и технологий изготовления объектов и элементов инсталляций. Итальянские художники Марио Мерц, Микеланд-жело Пистолетто, Марио Чероли, Джулио Паолини, Яннис Кунеллис (грек, живший в Италии), создавая свои инсталляции, стремились выявить особую скромную поэтику простых вещей. Например, —-многие работы Я.Кунеллиса, в которых художественное пространство создается из сочетания предметов, подобранных на свалке, мешков с углем, гипсов античных статуй и огня газовых горелок; или объект Лучано Фебри, поименованный “Принеси мне голову Иоанна Крестителя на блюде” и представляющий собой большую стеклянную чашу на белой скатерти стола, наполненную стеклянными осколками. Символизм этот, однако, имеет большое свободное ассоциативное поле и не претендует на какое-либо однозначное толкование. Для художников А. п. важно создать некую особую атмосферу путем неназойливого сочетания банальных вещей человеческой экзистенции.
Б О Д И А Р Т
Боди-арт (body art – англ.: телесное искусство) Художественное направление, использующее в качестве “сырой реальности” тело, телесность, позу, жест – невербальный язык тела. Объектом Б.-а. служит как тело модели, так и его фотографии, муляжи. Композиции создаются по принципу живых картин. Философско-эстетическая специфика связана с повышенным интересом к пограничным экзистенциальным ситуациям: жизнь – смерть, Эрос – Танатос, сознание – бессознательное, искусство – не-искусство. Другая доминанта – социальная, расовая, национальная, сексуальная самоидентификация, фрейдистская символика, садомазохистские мотивы.
Бодиарт – это искусство тела (бодипентинг – рисование по телу, татуаж – татуировка под кожу, пирсинг – “прокалывание дырок”, скарификация – шрамирование, брэдинг – выжигание клейма), авангардное направление, возникшее в 60-х годах.
ВИДЕОИСКУССТВО ВИДЕОАРТ
ВИДЕОАРТ (англ. video art), направление в изоискусстве последней трети 20 в., использующее возможности видеотехники. В отличие от собственно телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видео-арт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы в уникальных хэппенингах, а также производит экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники показывает как бы “мозг в действии”, – наглядный путь от художественной идеи к ее воплощению. Главный основоположник видео-арта – американец корейского происхождения Нам Чжун Пайк. Искусство, использующее телевизионные технологии – видеоарт, – как раз и возникло из протеста против засилья массовой культуры, высшим воплощением которой считается телевещание. “Отцы” видеоарта Нам Чжун Пайк и Вольф Фостель каждый по-своему иронизировали над добропорядочными гражданами, усаживающимися каждый вечер отдыхать перед телевизором. Вольф Фостель в 60-е годы устраивал хэппенинги, на которых телевизоры забрасывали кремовыми тортами, обвязывали колючей проволокой, торжественно погребали и даже расстреливали из автоматов. Нам Чжун Пайк, музыкант по образованию, поступал тоньше. Начав с опытов “визуализации музыки”, он перешел к созданию подобий живых существ с головой, руками и туловищем из мониторов разных размеров и соответствующими изображениями, называя их “Мама”, “Папа”, “Ребенок”, “Тетя”, “Дядя” и т.п.
В О Р Т И Ц И З М
Вортицизм Направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Название вортицизм обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски – vortizto). Подобно футуризму, вортицизм резкий, угловатый и очень динамичный стиль, распространившийся как в живописи, так и в скульптуре, – стремился передать процесс движения. Хотя вортицизм не дожил даже до окончания Первой мировой войны, он сыграл важную роль как этап в процессе формирования а?