Что такое концепция модной коллекции
Дизайн одежды – особая творческая деятельность, в процессе которой преодолевается разрыв между красотой и пользой, стирается граница между искусством и техникой. Дизайн костюма является проектной деятельностью и связан с культурой нового типа – проектной культурой,объединившей научно-техническую и гуманитарную культуры. Дизайн – проектирование материальных объектов, как правило, потребительских изделий для удовлетворения потребностей человека и общества.
Дизайн является, несомненно, инновационной деятельностью, но, в отличие от открытия и изобретения, имеет точно определенную цель, которая формулируется в виде проектной задачи.В нашей науке долгое время под словом «дизайн» понимали только «художественное конструирование».
Коллекция – это серия моделей различного назначения, объединённых единством авторской концепции, образа, применяемых в коллекции материалов, цветового решения, формы, базовых конструкций, стилевого решения и имеющая свой источник вдохновения. В зависимости от типа и назначения коллекции будут преобладать те или иные её признаки. Главный признак коллекции – цельность, которая обеспечивается единством стиля, творческого метода, цветовой гаммы, структуры материалов, формы, единством образов. Кроме того, признаком грамотно разработанной коллекции является развитие идеи, центральной в данной коллекции.
Признаки коллекции:
- • целостность;
- • единство: авторской концепции, образов, стилевого решения, творческого метода, цветового решения, формы, базовой конструкции, применяемых в коллекции материалов;
- • динамика – развитие центральной идеи в данной коллекции.
Необходимым условием целостности коллекции является наличие композиционного центра. В зависимости от типа и назначения коллекции в ней преобладают те или иные признаки. В авторской коллекции более существенным является единство концепции, стиля и образа, при этом могут отсутствовать базовые конструкции.
Коллекция может состоять из разных составляющих элементов – это могут быть ансамбли, комплекты, единичные изделия, дополнения и аксессуары.
Коллекции различаются по:
- • ассортименту
- • сезонности
- • возрастным категориям
- • конкретному назначению
- • стилевой направленности
Виды композиционной связи моделей в коллекции:
- • тождество
- • нюанс
- • контраст
Мало кто из нас представляет, что именно вносит в себя понятие слова «концепция». Проведя небольшие собственные «исследования» можно подобрать синонимы «идея», «замысел».
Дизайн-концепция – это проектный замысел, обобщенной конструкции, излагающий идею решения актуальной научно-обоснованной задачи и указывающий пути для достижения цели. Она состоит из четырех блоков: 1. Выработка профессиональной идеологии (результат проектного анализа); 2. Выработка системы принципов проектирования; 3. Формирование принципиальной модели, видимого образа объекта; 4. Предварительное обоснование, социально-экономическое решение проблемы. Существует правила становления концепции, которая складывается из трех пунктов: 1.Формулирование проектных проблем; 2. Формулирование проектных задач; З. Формулирование проектных требований.
Концепция создания коллекции « В ритме мегаполиса» заключается в использовании декоративных техник и выразительных форм, в сочетании ярких цветов, в разработанных и выполненных самостоятельно элементах декора и аксессуаров. На примере рассмотрения истории возникновения стиля уличной моды и ее многообразных течений проследить ее особенности, передать дух,воссоздать самобытность и уникальность творческого подхода к реализации творческого замысла городского стиля в одежде.
Проектная задача творческой концепции – создание полноценной перспективной коллекции современной женской одежды, яркой, красочной, стильной, запоминающейся, индивидуальной,отображающей жизнь большого города.
Главный замысел – создать молодежную коллекцию, отличающуюся от привычной серой и будничной одежды; коллекцию, которая настраивает на позитивный лад и вызывает массу ярких эмоций,добавить красок в рабочие будни,через уличную моду передать цвет и самобытность модельного ряда . Для достижения этого эффекта использовать яркие цвета, декоративные элементы, крой, не стесняющий движений при носке, ассиметричные элементы костюмов задающие ритм и динамику. Добавить многослойность тканевых решений для создания демократизма,новых оттенков и красок.
Художественное конструированиепостроить как решение проектной задачи, включающий в себя этапы разработки концепции, для выявления конкретных целей, анализа объекта, проектирования, разработки проектной документации и создания образа вещи. В технологии изготовления изделий использовать нарочито ассиметричный край, свободный или полуприлегающий силуэт, наложение тканей друг на друга для усиления декоративного эффекта и создания игры цвета.
Применить синтез в дизайне, мысленно упорядочить проектные сведения, отобранных при дизайнерском анализе, и соединенить их в единое целое – проектный образ.
Разработать методы синтеза либо системного характера (комбинаторные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивные (ассоциативные). В процессе синтеза сформировать творческую концепцию – важнейшее звено решения дизайнерской задачи.
Выявить концепцию коллекции- основную идею, смысловую направленность целей, задач и средств проектирования.
Кроме предпроектного анализа при проектировании нового изделия прибегнуть к социально-экономическому анализу, функциональному анализу (исследование способов использования изделия), функционально-стоимостному анализу(исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных, с точки зрения затрат, способов их удовлетворения),технологическому анализу(исследование материалов и возможных способов изготовления изделия), анализу формы(исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений).
Для многих людей, которые шьют, вяжут или валяют одежду, рано или поздно одним из шагов на творческом пути становится создание своей собственной коллекции. Зачем? Потому, что коллекция – это солидно, её можно показать на каком-нибудь конкурсе, она может стать жемчужиной вашего портфолио, да и просто потому, что иногда одной вещи мало, чтобы полностью раскрыть идею.
Так уж вышло, что по специальности я модельер. Точнее сейчас я студент-дипломник специальности “дизайн костюма”. Поэтому какой-никакой, а опыт создания коллекций вместе со знаниями, заботливо вдолбленными в мою голову преподавателями у меня имеется. Ни в коей мере не претендуя на истину в посленей инстанции, попробую описать как я вижу процесс разработки коллекции одежды.
Первое и самое главное, что нужно для коллекции – это Идея. Как говорит мой преподаватель – “от форточки” ничего хорошего не получится. И действительно, довольно сложно сделать целую коллекцию ни от чего не отталкиваясь и ни чем не вдохновляясь. Это может быть все что угодно: природа, архитектура, история. Источников творчества может быть несколько, и они должны быть конкретными. То есть не просто “русский стиль”, а “гжель” или “русская архитектура”, “народный костюм русского севера”. Главное не переборщить, иначе получится не коллекция, а винегрет (кстати, интересный источник…)) Только учтите, что выбранный вами один или несколько источников должны прослеживаться во всей коллекции. Нельзя одну модель сделать в стиле модерн, а другую в стиле киберпанк.
Второе что нужно сделать – это решить кто и по какому случаю сможет вашу коллекцию носить. Иными словами в коллекции важна Адресность – для кого она предназначается. Это коллекция деловой одежды? Вечерних платьев для выпускного бала? Или может быть это театральный костюм и его предназначение – только подиум или сцена. Довольно плохо, если вы хотели сшить коллекцию повседневной одежды, а выглядит она как “недооткутюр”, слишком театрально для жизни, и слишком просто для театра. Хорошо, если ваша коллекция многослойна, и в целом создает довольно интересный, пусть даже театральный образ, но стоит разобрать её на составные части и все спокойно можно носить.
Наглядный пример адресной коллекции “Дневник Нельсона” Степана Козявина (сам он – третий слева).
С первого взгляда становится понятно её назначение и целевая аудитория. Если считаете что в таком виде образы чересчур экстравагантны, попробуйте их разобрать и получите вещи простые, но с долей оригинальности.
Пример хорошей коллекции прет-а-порте “Из тьмы к свету” Александры Ульяновой.
А креативно-театральной коллекции – “Новый стиль” Екатерины Королевой.
Проанализировав первые два пункта можно выводить Концепцию коллекции. Какой вы хотите чтобы ваша коллекция была? Какое впечатление производила? Ну например вы выбрали в качестве вдохновения эпоху Модерна. Ей характерны плавные, текучие линии, мягкие формы, раснительный орнамент. И, допустим, при этом у вас – верхняя одежда. Это все влияет на создание форм и силуэтов коллекции и конечно же на выбор ткани. На этом этапе вы должны решить практически все – какие будут ткани, какая отделка, какие формы, и какие особености будут в коллекции. И при этом не перебрать лишнего, от каких-то приемов отказаться.
Конечно же важен Цвет. Сложно сочетать одновременно больше 3-4 цветов. Однако, если вы все-таки это делаете, старайтесь чтобы какой-то цвет доминировал, а какие-то служили ему фоном. Тут важны пропорции, сколько у вас в коллекции одного цвета по отношению у другому. Воспринимайте коллекцию как единое целое, а не каждую вещь по отдельности.
Как у Ирины Найдановой в коллекции “Город взлетающих драконов”
Следует также подумать об Ассортименте. Он конечно же зависит от назначения. У вас может быть коллекция, состоящая только из вечерних платьев, или в основном из пальто. Но если назначение позволяет, интереснее ассортимент разнообразить. Пусть будут и платья, и юбки, и брюки, пусть будет многослойность, жакеты, жилеты… И не забудьте о деталях вроде карманов, если одежда повседневная.
И еще – если вы готовите коллекцию к конкурсу – обязательно выберите номинацию, в которой будете участвовать и не выходите за её рамки. Имеет также смысл шить на 42 размер, потому что профессиональные модели на конкурсах носят именно его.
Подробнее о дизайнерских конкурсах в следующей статье.
И чуть не забыла на последок. Разработка коллекции штука довольно долгая, глаз может замылиться, поэтому полезно иногда абстраироваться от того что это ваше творчество, смотреть как бы со стороны спрашивать себя “А не ерунду ли я делаю?”.
Надеюсь, была полезна=)
Модный показ, неделя моды, дизайнеры, причудливые силуэты, разнообразие цветовой гаммы, прекрасные модели, вспышки фотоаппаратов, посты в социальных сетях, интервью гламурных журналов… Представили эту картинку? При упоминании слов “мода, fashion, показ” в голове сразу всплывает ассоциация с презентацией коллекции какого-нибудь известного (или не очень) дизайнера. Мало кто задумывается, что это только картинка результата кропотливого труда большой команды. Так как же организовать процесс, чтобы создать свою коллекцию? Какие этапы существуют при создании коллекции? Какая команда нужна? В этой статье мы постараемся разложить все по полочкам.
Показ коллекции только начало коммерческого пути, так сказать, старт продаж. Показу или презентации коллекции предшествуют определенные подготовительные мероприятия. Любая коллекция имеет определённые требования – должно прослеживаться единое настроение, цветовая гамма, вдохновение/идея дизайнера должна быть чётко выделена, описание коллекции (важно для пресс релизов), просчёт минимального заказа в единицах, продумать архетип целевого потребителя, каждый образ должен быть продуман до мелочей, локация показа коллекции, подбор моделей. С чего начать?
1. Вдохновение, общая идея и настроение коллекции. При разработке коллекции дизайнерская группа чем то вдохновляется. Это может архитектура, общественный резонанс, исторический период, катастрофа и так далее. Источник вдохновения очень важен для дальнейшего развития коллекции. На этом этапе необходимо ограничивать фантазию дизайнеров стратегией бренда. Коллекция являет собой визуализацию идеологии бренда. Критично, чтобы каждый элемент коллекции подчёркивал ДНК бренда.
2. Количество образов. Какое количество образов или единиц должно быть в коллекции? 150 или 20 или 75? Сколько элементов должно быть в каждом образе? Множество образов предполагает огромный бюджет на разработку коллекции, не считая инвестиций в производство, маркетинг и логистику. Слишком мало образов таит в себе риск нерентабельности, байерам будет не из чего выбрать. Выбирайте среднее количество, чтобы все было сбалансировано.
3. Единая стилистика. В коллекции должны быть единые элементы, чтобы визуально прослеживалась целостность коллекции. Это могут быть цветовые решения либо аксессуары либо принты. Когда в одной коллекции встречаются вечерние платья и мужские спортивные костюмы, то у зрителей остаётся двоякое впечатление. Рассматривайте коллекцию как визуализацию своего сторителлинга. Исключите “выбивающегося” из общей канвы образа. Например, на одном из показов дизайнер взял тематику “special occasions”, поэтому в коллекции доминировали вечерние платья ручной работы. Ко всеобщему удивлению в середине показа выходят дети в спортивной одежде, а показ завершился мужскими образами в уличном стиле. Можете себе представить, что общее впечатление коллекции равно как и идея, которую хотел донести дизайнер изначально, были сильно размыты.
4. Текстурная комбинация. Материалы и фурнитура, которые используются при создании коллекции, должны быть гармоничны между собой, подчёркивать каждый образ и передавать изначальную идею. Если вы хотите создать деловой образ и планируете использовать костюмную ткань для блузы, убедитесь в составе и характеристиках ткани. При обсуждении материала с текстильщиками обязательно акцентируйте внимание на композиции, структуре и желательных свойствах материала. Тогда поставщик сможет разработать ткань отвечающую всем вашим требованиям. Если вы ищете уже готовые ткани, обязательно проверяйте сертификаты, состав и характеристики ткани. На заметку! Воспользуйтесь алгоритмом создания коллекции для того, чтобы учесть возможные ошибки и подойти к проекту более осознанно.
Важные этапы создания fashion-коллекции
Выше представлены основные этапы разработки коллекции – от вдохновения до ритейла. Временные промежутки могут отличаться в каждом случае индивидуально. Разберем каждый этап подробнее с точки зрения бизнес процесса в компании.
- Бюджет на создание коллекции. Выделите определенную сумму на создание и проработку коллекции: поиск вдохновения, создание эскизов, подбор материалов и фурнитуры, поиск производственных баз, создание образцов, проведение фотосессий (для каталога, образные, предметные), организация и участие в недели моды либо трейд шоу.
- Целевая аудитория. Определитесь для кого вы создаете коллекцию. Прочитайте наш материал “Архетипы в fashion-индустрии”.
- План продаж. Изначально планируйте продажи и сбытовую стратегию. От этого зависят цели переговоров с производственными базами и поставщиками. План продаж покажет вам сколько необходимо инвестировать в маркетинг, создание коллекции и логистику. Решите как вы будете выстраивать продажи – опт или собственная дистрибуция, география продаж, розничные точки, франшизы.
- Продвижение и PR. Продумайте заранее маркетинговую стратегию. Изучите рынок, сделайте SWOT анализ своего бренда/компании, проанализируйте конкурентную среду. Важно понимать разницу между каналами продаж и каналами коммуникаций. Многие fashion-компании используют каналы коммуникаций в качестве инструмента продаж, в итоге получая кратковременные вспышки сбыта. Долгосрочно такая тактика малоэффективна.
Итак, при создании собственной коллекции опирайтесь на один из двух подходов – творческий и коммерческий. Первый путь ведет к созданию “коллекции без границ”, так как главным критерием выступает личная самореализация дизайнера. Второй путь более рациональный ведет к прагматичному выстраиванию компании/бренда, основываясь на цифры и факты.
Надеюсь материал окажется полезен на практике и каждый сможет найти здесь что-нибудь для стимулирования своего мышления.)
Модное шоу — всего лишь конечный результат долгого и кропотливого процесса создания коллекции. Вдохновение, создание образа, примерки, поиск постановки показа — и это только основные этапы на пути воплощения идеи в жизнь. А теперь о каждом этапе подробно.
Этап первый – вдохновение. Это когда ты понимаешь, что даже если кирпичи будут сыпаться с неба, ты всё равно будешь это делать. Коллекция одежды – это несколько экземпляров или десятков предметов гардероба, объединенные общей стилистической идеей. Чтобы создать художественную гармонию коллекции, дизайнерам приходится прикладывать массу усилий и учитывать множество нюансов.
Найдите идею, которая будет вдохновлять вас на создание коллекции. Это должна быть тема, объединяющая все наряды в одно целое. Именно благодаря идее коллекция отличается от простого набора хорошо сшитых вещей. Вдохновение можно получить от просмотра альбомов с исторической одеждой или народными костюмами, или рассматривая картины авангардных художников. Только учтите, что выбранный вами один или несколько источников должны прослеживаться во всей коллекции. Нельзя одну модель сделать в стиле модерн, а другую в стиле киберпанк.
Этап второй – решите, кто и по какому случаю сможет вашу коллекцию носить, для кого она предназначается. Это коллекция деловой одежды? Вечерних платьев для выпускного бала? Или авангардная и её предназначение только подиум или сцена.
Этап третий – создание эскизов. Сделайте первые наброски силуэтных форм. Определите цветовую гамму. Эскизов должно быть очень много. Ведущие дизайнеры признаются, для того, чтобы создать коллекцию из 10-12 нарядов, приходится обрабатывать до полутысячи эскизов. На этом этапе нужно представлять готовый ансамбль максимально реалистично. Важно понять, как предмет одежды будет сидеть на фигуре, какие ткани и фурнитура понадобятся, и насколько сложно их достать.
Выберете лучшие экземпляры. Еще раз сравните предварительные эскизы с первоначальной идеей, выберите лучшие. При выборе дизайнер руководствуется не только эстетическими предпочтениями, но еще и практическими рекомендациями технологов, конструкторов и закройщиков.
Четвёртый этап – детальное конструирование. Отобранные рабочие эскизы поступают для технического воплощения к конструкторам и технологам. Первые превращают художественные эскизы в технические, содержащие четкую прорисовку модельных особенностей с учетом принципа пропорционирования и существующих способов формообразования. Технический эскиз служит исходной базой для дальнейшей конструкторской и технологической подготовки процесса изготовления проектируемой модели. В частности, для разработки лекал. Технологи разрабатывают последовательность пошива каждой модели с учётом свойств материалов, используемого технологического оборудования. И лишь затем, после выкраивания деталей будущего изделия, модель изготавливают швеи.
Я придерживаюсь мнения, что дизайнер должен четко представлять и технологию пошива своей коллекции, и создания конструкций. Но в команде могут быть люди, которые и лучше его шьют, и быстрее кроят. Мы в своей школе шитья даём навыки всех этапов создания коллекций.
Пятый этап – подбор тканей. При выборе тканей основное внимание уделяется расцветкам и текстуре – они должны быть модными, практичными и полностью соответствовать выбранной идее коллекции.
Контрастные цвета усиливают насыщенность друг друга. Например, жёлтый – фиолетовый. Существует ещё две пары дополнительных цветов: красный – зелёный, оранжевый – синий. Контраст может быть смягчён, если взять не чистые цвета, а их оттенки.
Использование близких, родственных цветов делает образ мягким и спокойным. Использование цветов в триаде (красный – жёлтый – синий, оранжевый – зелёный – фиолетовый) требует чувства меры и пропорционального равновесия.
Ахроматическое сочетание (белый, серый, черный) всегда смотрится строго и лаконично. Чёрный с белым – это классика, не требующая дополнений. Сочетания белого с серым, нескольких оттенков серого, серого с чёрным являются идеальными фонами для ярких цветовых акцентов. С ахроматическими цветами гармонируют все остальные цвета спектра.
В костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и темные полосы, то фигура будет казаться ниже и плотнее.
Старайтесь, чтобы какой-то цвет доминировал, а какие-то служили ему фоном. Тут важны пропорции, сколько у вас в коллекции одного цвета по отношению к другому. Воспринимайте коллекцию как единое целое, а не каждую вещь по отдельности.
Шестой этап – создание «макетов – эталонов». Отшиваются пробные модели – «эталоны», а затем примеряются на реальных людях (желательно разного размера и комплекции). Это позволит понять все возможные недостатки моделей и внести необходимые поправки.
Седьмой этап – отшив коллекции. Если у вас есть на примете друзья со стандартными фигурами, готовые поработать для вас моделями, заранее определите, кто какую модель будет демонстрировать. И шейте изделия именно для данного человека. Обращайте внимание на тщательность исполнения швов, точность кроя, обработку срезов. Не секрет, что такие мелочи могут полностью испортить впечатление от всей коллекции.
Подберите аксессуары, с которыми будут демонстрироваться ваши работы. Часто дизайнеры изготавливают аксессуары самостоятельно, чтобы они полностью соответствовали духу коллекции.
При показе коллекции “Шаманская метка” нам были снижены баллы за то, что модели вышли на подиум босиком. По условию конкурса это было не допустимо.
Техническая сторона показа — огромная работа. Манекенщиц нужно предварительно «расписать», т.е. составить карту порядка их выхода. Если одна девушка демонстрирует несколько моделей, между выходами у неё должно быть достаточно времени, чтобы переодеться (на это отпущено одна-полторы минуты). Манекенщице помогает небольшая группа, знающая все аксессуары и премудрости надевания сложных туалетов. В идеально подготовленной к показу коллекции каждая модель упакована в прозрачный пакет вместе со всеми аксессуарами. К пакету прикреплена карточка с именем манекенщицы, её фотографией и номером выхода. Все модели одной манекенщицы висят на одном кронштейне. Сам автор в это время тоже находится за кулисами.
При показе коллекции ” На крыльях ветра” некоторые манекенщицы не успели правильно обуться.
Создайте портфолио. Лучшим выходом будет договор с профессиональным фотографом и фотоссесия в хорошей фотостудии. Но, можно ограничиться и обычной домашней фотосъемкой. Постарайтесь обеспечить для вашей коллекции подходящий фон. Например, модели, созданные по мотивам русских народных костюмов, прекрасно будут смотреться среди берез или в интерьере деревенского дома.
Постарайтесь создать в своем портфолио настроение, отвечающее заявленной теме.