Что такое олицетворение 3 класс в литературе опрятней модного паркета
1. История создания
Рассматриваемое произведение вовсе не самостоятельное. Это отрывок из «Евгения Онегина» (IV глава величайшего романа). Следовательно, рассматривать его нужно в рамках шедевра.
Оно было написано в период с осени (октябрь) 1824 по январь 1825.
В это время автор находился в ссылке в Михайловском и параллельно работал над другими знаменитыми творениями: «Граф Нулин», «Борис Годунов», многочисленные лирические стихотворения.
В конце 1826 года поэт переделал уже написанную главу. Напечаталась она вместе с пятой, и случилось это только в 1828. Издание вышло с дружеским посвящением Плетневу, впоследствии перенесенном в заглавие романа.
2. Литературное направление
Литературное направление – реализм с элементами романтизма.
3. Род
Произведение относится к двум родам: одновременно и к лирике, и к эпосу.
4. Жанр
Если рассматривать в контексте всего творения, то по жанру это будет роман в стихах. А если взять как отдельное стихотворение, то пейзажная лирика.
5. Проблематика
В данном отрывке автор не поднимает никаких проблем. Он описывает бытовую картину, которую словно наблюдает из окна.
6. Тематика
Пушкин затрагивает тему красоты русской природы. Мы знаем, что произведение писалось поздней осенью и зимой, значит, скорее всего, эти строки созданы под собственными впечатлениями автора.
Кроме того, здесь поднимается тема русского крестьянского быта. Пушкин описывает, как развлекаются люди зимой, живо рисуя яркую картину.
7. Идея
Автор ввел этот отрывок в главу, чтобы сделать текст живее, понятнее и ближе читателю.
8. Пафос
Текст передает только положительные эмоции. Мы ощущаем радость, веселье, словно наяву видим сказочную красоту русской зимы.
9. Система образов
Вообще, анализируемый отрывок построен на множестве ярких, выразительных образов. Автор рисует зимний пейзаж, но не в статике, а в динамике.
Образ детей:
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед…
Образ животных:
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает…
И даже природные явления и объекты не неподвижны. Речка «блистает… льдом одета», снег «мелькает, вьется».
Все движется, картина не стоит на месте, и оттого на душе становится как-то особенно весело и хорошо. Автор достигает своей цели, создав систему ярких, живых и активных образов.
10. Центральные персонажи
Тут нет центральных персонажей, необходимых для развития дальнейшего повествования.
Однако и мальчишки, и гусь становятся неотъемлемой частью картины. Они нам интересны, потому что описаны с особенной любовью и удовольствием, вызывают симпатию и умиление.
11. Лирический герой
В рассматриваемом отрывке нет лирического героя.
Однако, зная, что Пушкин писал эту главу зимой, вполне возможно, что поэт нарисовал именно ту картину, которую видел сам.
12. Сюжет
По сюжету мы видим зимние деревенские забавы.
Речка оделась новеньким льдом, и мальчишки радостно разрезают скользкую гладь своими коньками. Неторопливый и весьма упитанный гусь хочет поплыть по застывшей воде, но падает.
Представляется такая уютная и красивая картина деревенского быта.
13. Композиция
Как таковой, классической композиции в произведении нет.
Пушкин живописует бытовую зарисовку: перед нами открывается речка, на которой одновременно происходят разные события.
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано очень легким, понятным языком.
Здесь много глаголов, благодаря которым перед нашими глазами разворачивается живой, постоянно меняющийся пейзаж. Жизнь динамична, она не стоит на месте.
Отрывок создает хорошее, восторженное настроение. Этот эффект достигается еще и за счет того, что поэт использует прилагательные, имеющие соответствующий эмоциональный оттенок: «веселый», «радостный».
15. Средства художественной выразительности
Отрывок небольшой, но богат разнообразными средствами художественной выразительности.
В представленном отрывке очень много олицетворений: «блистает речка, льдом одета» (не блестит, а именно блистает, как дама на светском балу), «веселый мелькает, вьется первый снег». Складывается стойкое ощущение, будто природа сама радуется вместе с мальчишками.
Для создания выразительного, красочного текста автор использовал множество эпитетов: «радостный народ», «гусь тяжелый», «веселый первый снег».
Кроме того, есть метафоры «нарядней модного паркета», «лоно вод», а также неявное сравнение «звездами падая на брег».
16. Размер, рифма, строфика
Анализируемый отрывок представляет собой часть онегинской строфы без первых четырех стихов.
Соответственно, имеет определенную рифмовку: смежную ААББ, опоясывающую ВГГВ и парную ДД.
Написано четырехстопным ямбом, как и весь роман.
17. Значение произведения
Этот отрывок помогает лучше понять и прочувствовать красоту русской природы, но и не только.
Он необходим роману как лирическое отступление и как характеристика происходящего. Ведь известно, что окружающий пейзаж влияет на поведение и поступки героев, более того, отражает их внутреннее состояние и помогать лучше понять мотивацию персонажей.
18. Актуальность
Лирические отступления романа «Евгений Онегин» настолько талантливо написаны, что передают настроение, заставляют читателя переживать определенные эмоции.
Они будут актуальны всегда, вызывая сильнейший душевный отклик.
19. Моё отношение
Мне очень нравится представленный отрывок: он яркий, выразительный, написан с необычайной любовью к родной природе.
20. Чему учит
Учит любить и чувствовать свою родину, уметь любоваться привычными пейзажами и наслаждаться простотой деревенской жизни.
Тема урока: «А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета…».
Цели урока:
1.Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
2.Прививать любовь к поэзии.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– учиться определять степень успешности своей работы;
2. Познавательные УУД:
– учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.
3. Коммуникативные УУД:
– развивать умение работать в паре, группе и умение слушать своих товарищей
4. Личностные УУД:
– формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Планируемые результаты:
1. Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
2. Высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.
3. Учиться сравнивать произведения искусства.
Ход урока
Организационный момент.
– Пожелайте друг другу удачи на уроке (хлопки ладошками)
II. Проверка домашнего задания.
– Домашнее задание вы выполняли в тетрадях ИА в.9. Сделаем взаимопроверку. Приготовьте зелёные ручки, обменяйтесь тетрадями. 1 человек – консультант. (дети ставят +).
Зачитывание части В (по желанию)
Дети сдают работы.
Постановка целей урока
– Давайте вспомним, с какими стихотворениями А.С.Пушкина мы познакомились? (Зимнее утро, Зимний вечер).
– Какие особенности стихотворений А.С.Пушкина о природе? (передаёт красоту родной природы, свои чувства и настроения; очень легко учатся).
– Сегодня мы продолжим изучать произведения великого русского поэта.
– Какие виды деятельности мы будем использовать на уроке? (выразительное чтение, рассуждение, объяснение непонятных слов…)
IV. Речевая разминка.
Работа по карточкам в парах.
V. Введение в тему урока.
– Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах? (Евгений Онегин)
– Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Но почему я упомянула о нём? Как это связано с темой нашего урока? (будем читать маленький отрывок из него).
НА ДОСКЕ: тема урока (напечатана).
– Откройте учебник на с.11. А почему нет названия стихотворения?(это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).
– Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.
VI. Первичное восприятие.
ДИСК. Чтение стихотворения диктором.
– Что вам особенно понравилось?
VII. Словарная работа.
– А теперь прочтите стихотворение самостоятельно и найдите слова, значение которых надо объяснить.
Модный – соответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.
Паркет – вид деревянного напольного покрытия.
А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.
Лоно – чрево, утроба, пазуха;
Работа по рядам: на карточках
Одна половина класса – Подберите синонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«блистает» (сверкать, сиять, светить(ся); переливаться (цветами радуги)
«бережно» (аккуратно, обдуманно, внимательно, осторожно)
Вторая половина класса – Подбери антонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«радостный» (тоскливый, печальный, грустный, унылый)
«тяжёлый» (лёгкий, невесомый)
Проверка! Карточки на доску.
– Есть дополнения?
ФИЗМИНУТКА
VII. Анализ стихотворения.
Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопросы 1-4)
Выразительное чтение стихотворения
– Давайте вспомним, как подготовиться к выразительному чтению (памятки).
– Попробуем с моей помощью расставить паузы и логические ударения (1 палочка – короткая пауза, 2 – длинная; подчеркнуть слова, которые выделяем голосом).
Чтение текста учителем, расстановка знаков детьми в учебниках.
Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопрос 5)
Выразительное чтение детьми вслух – несколько человек.
VIII. Работа с репродукцией картины П.Брейгеля (младшего)
– Что вы увидели на страницах помимо текста? (репродукцию картины Питера Брейгеля младшего «Зимний пейзаж»).
ПОРТРЕТ художника.
– Со второй картиной мы познакомимся на следующем уроке.
– Кстати, а что такое репродукция картины? Пока мы отвечаем, мой помощник найдёт точное определение в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова (работа со словарём; ответы детей)
Словарь стр. 603
– Зачитай толкование слова репродукция.
Слайд репродукции (на экране)
– Вы раньше слышали о таком художнике?
– А это художник современный? Почему?
– Всё верно. Питер Брейгель Младший родился в 1565 году (16 век) в городе Брюсселе, Бельгия. Он был старшим из трёх детей известного художника Питера Брейгеля Старшего. Дети рано потеряли родителей, и их воспитанием занималась бабушка, которая и стала первым учителем рисования.
– Рассмотрите картину внимательно. Что на ней изображено?
– Как расположены герои и предметы? Кто в центре картины?
– Какие краски использовал художник?
– О чём хотел рассказать художник?
– Сравните два произведения, над которыми мы работали на уроке. Почему авторы учебника расположили их на одной странице?
– Можно ли сказать, что эта картина является иллюстрацией к стихотворению Пушкина? Почему?
–
IX. Итог урока. Рефлексия.
– Какой же вывод мы сделаем в конце урока? (что описать природу, выразить свои чувства и настроение можно и с помощью литературы и с помощью произведений живописи)
Таблица «Оцени свою работу на уроке»
– Сегодня очень хорошо работали………
– Оценки за урок….
X. Домашнее задание.
– Сделать более полную разметку текста (по памятке) и выучить отрывок наизусть.
-Спасибо за урок!
Что такое олицетворение
Олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.[1] Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов живыми качествами!
Олицетворение – глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы. Например, природа притихла; спит трава.
В стихотворении “Вот ветер тучи нагоняя” А.С.Пушкин говорит о зиме, как о человеке, о живом существе. Например, она [зима] пришла, легла, сровняла, проказничает. Это олицетворение.
Олицетворение – это оживление неживого предмета
Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.
И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются;осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, изовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. (М.М.Пришвин.)
К сравнению и олицетворению близки метафоры. Метафоры по праву могут претендовать на главенствующую роль среди всех тропов.
В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими.
Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.
В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть (С.А.Есенин).
Особенно ярким средством изобразительности речи являютсяразвёрнутые метафоры. Они возникают в том случае, когда одна метафора влечёт за собой новые, связанные с ней по смыслу.
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (С.А.Есенин).
Что такое эпитет
Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественноименем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).
Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе. Многие писатели используют эпитеты (Т.Г. Шевченко, И. Франко)
Эпитет – это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и cуществительным, глаголом или наречием.
Эпитет – это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.
Что такое сравнение
Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
В сравнении выделяют: сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения, сравнительный признак, лат. tertium comparationis). Одной из отличительных черт сравнения, является упоминание об обоих сравниваемых предметах, при этом общий признак упоминается далеко не всегда Сравнение следует отличать отметафоры.
Сравнения характерны для фольклора.
Известны разные виды сравнений:
Сравнения в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союзов как, будто, словно, точно: «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт». Бессоюзные сравнения — в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом — моя крепость». Сравнения, образованные при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем». Отрицающие сравнения: «Попытка не пытка»
Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
…чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты (Н.В.Гоголь).
Сравнение может представлять собой
- сравнительный оборот (отражались, как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями) присоединяется с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, подобно, что;
- сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным (Замрёшь на берегу лужи, словно скала в небесах тебя держит, а внизу – сине.);
- сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа (ползёт улиткой);
- форму сравнительной степени прилагательных, наречий (Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка.)
Сравнения могут быть прямыми (И листочки бегут по дорожке,словно жёлтые мышки от кошки…) и отрицательными:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи:
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…
(Н.А.Некрасов)
Конспект урока по литературному чтению
3 класс
Тема урока: «А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»П. Брейгель «Зимний пейзаж» сравнение произведения литературы и произведения живописи»
Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством художников (П. Брейгель), поэта А.С Пушкина.
Предметная задача: развивать умение понимать смысл лирического и художественного произведения настроение авторов.
Метапредметные задачи:
Регулятивная: определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте;
Познавательная:формировать умения понимать смысл произведений;
Коммуникативные: формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками;
Личностные: учить понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.
Ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! «Ладошки»
Речевая разминка
Мы с вами находимся на уроке литературного чтение и нам необходимо подготовить наш речевой аппарат, то есть провести речевую разминку.
1.На выдохе пропеть гласные буквы.
2. Прочитайте отрывок из произведения Пушкина на выдохе.Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
Актуализация знаний
Перед вами таблица с буквами. Попробует найти в ней как можно больше слов.
– Как вы думаете к какой теме будут относится эти слова. (творчество Пушкина)
Пушкин –поэт Александр Сергеевич
Арина – няня
Зимнее утро – стихотворение
Зимний вечер – стихотворение.
С каким стихотворение познакомились на прошлом уроке?
-Какое было д/з?
Легко было подготовить выразительное чтение стихотворения? (Потому что знаем «секреты» выразительного чтения.
-Какую работы провели на прошлом уроке? Давайте вспомним. (выстраиваем алгоритм)
Давайте проверим Д.Р. Можно выходить парами.
Определение темы урока и
постановка целей и задач урока и планирование
Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах? (Евгений Онегин)
– Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Но почему я упомянула о нём? Как это связано с темой нашего урока? (будем читать маленький отрывок из него).
НА ДОСКЕ: тема урока (напечатана).
– Откройте учебник на с.11. А почему нет названия стихотворения?(это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).
– Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.
Первичное восприятие. Слушание.
О каком времени года идет речь?
Какое настроение вызвало у вас это произведение?(В целом, картина зимы создает радостное настроение.
VII. Словарная работа.
– А теперь прочтите стихотворение самостоятельно и найдите слова, значение которых надо объяснить.
Опрятней – Тщательно прибранный;
Модный – соответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.
Паркет – вид деревянного напольного покрытия.
А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.
Лоно – чрево, утроба, пазуха;
Работа в группе:
Одна половина класса – Подберите синонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«блистает» (сверкать, сиять, светить(ся); переливаться (цветами радуги)
«бережно» (аккуратно, обдуманно, внимательно, осторожно)
Вторая половина класса – Подбери антонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите
«радостный» (тоскливый, печальный, грустный, унылый)
«тяжёлый» (лёгкий, невесомый)
Проверка! Карточки на доску.
– Есть дополнения?
ФИЗМИНУТКА подложим
VII. Анализ стихотворения.
Работа по вопросам учебника стр. 11.(вопросы 1-4)
– Давайте вспомним, что еще мы не сделали для того чтобы выразительно прочесть стихотворение?
– Попробуем с моей помощью расставить паузы и логические ударения (1 палочка – короткая пауза, 2 – длинная; подчеркнуть слова, которые выделяем голосом).
Чтение текста учителем, расстановка знаков детьми в учебниках.
С каким настроением мальчики скользят по льду?
Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег?
Теперь приготовьтесь читать это стихотворение выразительно. Когда вы будете читать весело, игриво, а когда – медленно, тревожно?
Прочитайте еще раз про себя выразительно, затем прочитаем вслух.
Выразительное чтение детьми вслух – несколько человек.
Находят слова в карточках
Александр Сергеевич Пушкин и Петер Брейгель
Практическая деятельность учащихся
Что вы увидели на страницах помимо текста? (репродукцию картины Питера Брейгеля младшего «Зимний пейзаж»).
ПОРТРЕТ художника.
– Со второй картиной мы познакомимся на следующем уроке.
– Кстати, а что такое репродукция картины? Пока мы отвечаем, мой помощник найдёт точное определение в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова (работа со словарём; ответы детей)
– Зачитай толкование слова репродукция.
Слайд репродукции (на экране)
– Вы раньше слышали о таком художнике?
– А это художник современный? Почему?
– Всё верно. Питер Брейгель Младший родился в 1565 году (16 век) в городе Брюсселе, Бельгия. Он был старшим из трёх детей известного художника Питера Брейгеля Старшего. Дети рано потеряли родителей, и их воспитанием занималась бабушка, которая и стала первым учителем рисования.
– Рассмотрите картину внимательно. Что на ней изображено?
– Как расположены герои и предметы? Кто в центре картины?
– Какие краски использовал художник?
– О чём хотел рассказать художник?
– Сравните два произведения, над которыми мы работали на уроке. Почему авторы учебника расположили их на одной странице?
– Можно ли сказать, что эта картина является иллюстрацией к стихотворению Пушкина? Почему?
Подведение итогов урока
– Почему авторы учебника расположили их на одних страницах?
– Можно ли сказать, что картина Брейгеля является иллюстрацией к стихотворению Пушкина?
– Какие строчки стихотворения иллюстрирует репродукция картины Брейгеля «Зимний пейзаж»?
Чтобы читая стихотворение видеть репродукции и представлять событие
Домашнее задание
Вашим домашним заданием будет придумать рассказ на тему «Как я ходил на каток».
Учебник стр.11, задание 7.