Что в 1778 году в париже было модно носить на женской шляпке

Об огромных вычурных париках XVIII века, куда больше напоминающих сложные скульптурные композиции, чем женские прически, написано так много, что почти каждый слышал. А вот шляпки века XIX незаслуженно обойдены вниманием публики, хотя там тоже есть на что посмотреть и удивиться. Попытаюсь отчасти исправить это упущение.

Джон Ллойд Стревенс, «Модная шляпка»

В начале позапрошлого столетия, впрочем, шляпки выглядели довольно скромными, особенно после пышных париков рококо. Это была «сдержанная классика» периода, который у нас и во Франции принято называть «ампир», а в Британии – «эпоха регентства». Впрочем, и тогда шляпки украшали уже кружевами и оборками, лентами и бантами, перьями, цветами, ягодами и брошами. Ну и, разумеется, дамские шляпки-капоры то и дело стремились поразить всех шириной и длиной полей. Так что удостаивались весьма выразительных карикатур.

Les Invisibles en Tête-à-Tête, французская карикатура, 1810

Однако настоящее буйство началось в викторианскую эпоху, когда шляпки превратились в настоящие произведения искусства. И периодически это были произведения в жанре чистого сюрреализма. Например, в моду вошли не просто перья, а сразу целые птичьи крылья, украшающие шляпу.

Фото с сайта victoriana.com

Или даже птицы целиком, которые пристально смотрели с головы дамы на подозрительных кавалеров.

Шляпка из коллекции Метрополитен-музея

Цветочные клумбы на голове тоже пользовались большой популярностью.

Страница из каталога дамских шляпок

А сами шляпки были всех возможных форм и размеров, порой тоже весьма причудливых.

Р​е​k​л​а​м​а 1890 года

К концу столетия, то бишь к началу эдвардианского периода, дамы решили, что для самовыражения им нужно больше пространства. Эдвардианские шляпы были огромны, ничуть не менее впечатляющи, чем парики периода рококо. И больше всего походили на огромные торты на голове. С розами, пышными, как крем, перьями и нагромождениями слоистых лент.

Шляпки со Всемирной выставки в Париже 1900 года

При взгляде на все это великолепие у многих возникает резонный вопрос: а как оно, собственно, на голове-то держалось? И это отдельная интересная история. Прически женщин были ничуть не менее сложными и пышными, чем их шляпки. И одно скреплялось с другим специальными шляпными булавками.

8,5 дюймов, или 22 сантиметра – вполне обычная длина для шляпной булавки (фото с сайта worthpoint.com)

Длинные, с острым концом, похожие на тонкую спицу – их можно было использовать, как довольно опасное оружие. И женщины активно отбивались булавками от воров, насильников и прочих мутных типов. И от домогательств. Что, на волне повального страха тех времен перед суфражистками и эмансипацией, породило массу страшных историй о женщинах, нападающих на ни в чем не повинных мужчин, которые домогаться даже и не думали. А «убийство шляпной булавкой» даже стало расхожим литературным штампом.

Уроки самообороны булавкой от San Francisco Sunday Call, 1904

Впрочем, в первую очередь булавки, конечно же, были украшением: разнообразных форм, украшенные бусинами и камнями. У женщин их было не по одной и не по две. И хранили их на туалетных столиках в специально предназначенных для этого подставках.

Подставка со шляпными булавками (фото с сайта seveneyesantiques.com)

Пока вычурные женские шляпки оставались обязательным предметом гардероба, они, заодно с булавками, успели стать предметом особой эстетики и культурным явлением. Отголоски этой эстетики сохраняются и до сих пор. Афоризм про салат, скандал и шляпку из ничего – происходит ровно из тех времен. Шляпок уже нет, а фраза есть.

__________

Было интересно? Ставьте лайк!

Хотите что-нибудь спросить или поделиться впечатлениями? Добро пожаловать в комментарии!

Источник

На протяжении веков женщины и шляпки были единым целым, но на самом деле это очередное “воровство” из мужского гардероба.

Еще в древние времена люди думали, как защититься от палящего солнца. По одной из древнегреческих легенд шляпы придумал бог Гермес, они были с широкими полями и тульей. Такие шляпы использовали при полевых работах и во время пеших путешествий. Конструкция этой шляпы стала прародителем всех известных нам видов.

Средние Века

В Средневековье функции шляпы расширились, она стала не только средством защиты. Теперь шляпа показывала благосостояние человека, место, которое он занимал в обществе. Шляпы богато декорировались мехом, перьями, полудрагоценными камнями, причем мужские по обильности украшений не уступали женским. Также в моду вошли новые фасоны – конусообразные шляпы и в форме полумесяца.

Источник фото: Яндекс.Картинки

Ближе к 1500-м гг. большой популярностью среди богемы – художников, архитекторов, скульпторов, поэтов и тд. – начали пользоваться объемные бархатные береты.

Источник фото: Яндекс.Картинки

Начиная со Средних веков и вплоть до начала XX века женщинам предписывалось покрывать голову. Поначалу женские и мужские шляпы были одинаковы, но к XIII-XIV вв. все изменилось. Женские шляпы стали в прямом смысле расти в высоту и ширину, некоторые тулья достигали высоты до 1 метра! Шляпы носили знатные горожанки, а вот крестьянки надевали платки, а в XV веке в моду вошли соломенные шляпы. Кстати, шляпы с очень широкими полями были придуманы не случайно: в те времена не было системы канализаций и нечистоты выливали из окон, а шляпы спасали лица и прически тех. кто неспешно шел по улице.

Эпоха Просвещения

Ближе к XVII веку благодаря торговым кампаниям в Европу из Восточных стран прибыли невиданные ранее диковинные головные уборы – тюрбан и чалма. И женщины, и мужчины были в восторге – их носили дома наряду с появившимися тогда шалями и халатами. Тюрбаны и чалмы делали из ярких тканей, декорировали камнями и перьями, это был крайне востребованный аксессуар в XVII-XVIII вв.

Источник фото: Яндекс.Картинки

В XVII веке появляются чепцы – изначально, как защита волос от намокания во время купания (мужчины тоже их носили), но чуть позже он стал использоваться только женщинами. Чепцы быстро перешли в разряд домашней одежды: в них спали, носили в утренние часы, а пожилые дамы могли находиться в нем в течение всего дня. Начиная с 1820-х гг. чепцы носили исключительно замужние женщины. Чепцы украшали кружевом так, что казалось, что он состоит только из них, актуальны были аж до конца XIX века.

Источник фото: Яндекс.Картинки

Ещё одно нововведение XVII века – фетровые шляпы, украшенные лисьим хвостом и треуголки. В следующем столетии шляпы становятся приложением к парикам. Тогда же произошел расцвет шляпной моды – их делали в виде кораблей, корзины с фруктами или цветами, клетки с живой или механической птицей. Также в моде были плоские соломенные шляпки, перевязанные лентой – дань моде Китая, которая была весьма популярна. Богатые люди хотели выделиться и шляпка была одним из инструментов. Но Великая Французская революция убрала вычурную и искусственную моду, привнеся новое – красные колпаки, декорированные трехцветными кокардами.

Источник фото: Яндекс.Картинки

Век промышленности

В XIX веке ношение шляп приобрело едва ли не сакральный смысл. Женщины не выходили из дома без головного убора, иначе их могли счесть за неприличных. Даже дети с самого раннего возраста приучались к шляпкам. Многообразие форм было объединено одним – лентами под подбородком, которые завязывали, чтобы шляпка не слетела. Их изготавливали из шелковых лент или из кружева ручной работы. Одной из самых популярных моделей шляп на протяжении всего века были шляпка-тока и шляпка-шуте. Эти шляпки были универсальным вариантом для каждой женщины. Как правило, изготавливались несколько вариантов для разных времен года, из ткани и из соломы.

1 – шляпка-ток; 2 – шляпка-шуте. Источник фото: Яндекс.Картинки

В 1830-х гг. в Европе стал популярен “русский стиль”, а именно кокошники. Для вечерних мероприятий стали изготавливать богато украшенные жемчугом и драгоценными камнями тиары в виде кокошников. Особенно полюбились такие виды представительницам королевских семей.

Источник фото: Яндекс.Картинки

Изготовление шляпок было весьма специфической профессией – даже во времена промышленной революции, когда многих мастеров заменяли машины, шляпы все равно в основном делали вручную. Профессия модистки была весьма популярна, она хорошо оплачивалась, но требовала особенного мастерства и знания разных видов работы, например, вышивка, декорирование и т.д.

К началу XX века шляпы были в моде широкополые шляпы с обилием лент, перьев и полудрагоценных камней. Шляпы могли весить несколько килограммов, но женщины стоически носили их ради красоты. В период Первой Мировой войны огромные шляпы утратили свой смысл – изменилось время и мода.

Шляпы образца 1911 г. Источник фото: Яндекс.Картинки

В 1920-х гг. в моду вошли маленькие шляпки-клош, надвинутые на глаза, украшенные маленьким перышком или брошью. В 1930-е гг. звезды кино ввели новую моду на шляпки с вуалью. Они желали защититься от назойливых поклонников, а женщины хотели немного быть похожими на актрис. Тогда же стало модно иметь шляпку в цвет костюма или сумочки.

Во время Второй Мировой войны возвращается мода на тюрбаны, чалмы и береты – шляпки становятся дорогим удовольствием в непростое военное время. поэтому дамы прибегают к модным уловкам. 1950-е и стиль New Look вернул в моду шляпки-таблетки, но с начиная с середины 1960-х головные уборы уходят с пьедестала обязательных предметов гардероба.

1 – шляпка-клош 1920е; 2 – шляпка с вуалью 1930е; 3 – тюрбан,1940е. Источник фото: Яндекс.Картинки

Сейчас чаще всех шляпки носят члены королевских семей (им положено по протоколу), и стритстайлеры. Мода на головные уборы потихоньку возвращается, и кто знает, вдруг она принесет нам что-то новое?

Источник фото: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на мой блог о моде и стиле в Instagram – @boyar_style

Если вам понравилась статья, не поленитесь оценить ее 🙂 А еще лучше, если вы подпишитесь на мой канал. Спасибо за внимание!

Источник

Как мангуст создает грязевой бронежилет против укусов змей (8 фото)
Хитрый, кровожадный и подозрительный пройдоха, живет по многим берегам и рукавам великой реки Нил.

Древние египтяне называли его ихневмон, что значит «сыщик», и тогда это был очень уважаемый зверёк, даже после смерти, мангустов бальзамировали и хоронили в специальных местах. Было много мифов и легенд относительно жизни и охоты этих животных.

добавлена 3 января в 12:00

Кот способный убить леопарда, животные Азии, виверровый кот рыболов (2 фото + 1 видео)
Большинство кошачьих не любят воду, но есть среди них те, кто прекрасно себя чувствует в воде и не боится промочить свои лапки.
Давайте перенесемся в Азию именно там обитает герой нашего сегодняшнего видео.
Виверровый кот или кот рыболов, рыбья кошка, крапчатая кошка. Каких только названий ей не придумывали. Внешне этот представитель кошачьих очень похож на циветту, от части поэтому и носит название виве

По своему характеру это драчуны, но человека предпочитают избегать. Есть интересный зафиксированный документально факт, что в 1964 году один представитель этой породы, особо крупных размеров содержавшийся в зоопарке, совершил побег и попав в клетку к леопарду убил того. Хотя это тяжело представить, все-таки леопард — это леопард.
Основным рационом питания этих кошек является рыба, наверное, поэтому они обожают разные водоемы.
Очень интересен стиль охоты животного.

добавлена 2 января в 12:00

Птицы научились ловко использовать «Реку смерти» из тысяч муравьёв, сметающих всё на своем пути (6 фото)
Некоторые пернатые из тропических лесов Африки и Южной Америки нашли хитрый лайфхак, чтобы не тратить время на поиск пищи. Они ищут насекомых при помощи других насекомых.

Знакомьтесь, бродячие муравьи. Они променяли гигантские мегаполисы-муравейники на вечные странствия. Постоянных гнёзд они не строят — лишь время от времени делают привалы. Вместо этого они путешествуют, принося разбой и смерть всему, что встречается у них на пути.

добавлена 1 января в 12:00

Два призрака на картине Пукирева “Неравный брак” (5 фото)
«Неравный брак» Василия Пукирева – одна из самых известных академических работ, хранящих тайну.
На первый взгляд посыл картины очевиден – это обычная социальная трагедия несчастливого брака. Искусствоведы учат публику «читать» картину так: старый и довольно отвратительный старик ломает жизнь молодой красивой барышне заведомо несчастливым неравным браком.
Василий Пукирев Неравный брак. 1862

Трагедия в том, что никто за бедняжку не вступается, церковь освящает такой ненормальный союз, родители (в силу безвыходности или равнодушия) отдают дорогое дитя во власть старикашки.
Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак»

добавлена 31 декабря 2020 в 12:00

4 очень странных факта о Викторианской эпохе (4 фото)
Вы узнаете, почему все думали, что в обморок женщина падает от эмоционального возбуждения, как купание не считалось полезным, а не есть было модным.

Надо поголодать и попасть в газеты

добавлена 30 декабря 2020 в 12:00

История шахмат: от Древней Индии до холодной войны (7 фото)
Возможно, впервые в истории шахматы в интернет-магазинах разлетаются как горячие пирожки, а все благодаря сериалу «Ход королевы» от Netflix, который пробудил в зрителях интерес к древней игре. Как и любое другое занятие, шахматы могут входить и выходить из моды — сейчас это особенно заметно по США, где популярность шахмат не так стабильна, как в России или Индии. Если и вас недавно заинтересовали шахматы, то самое время ознакомиться с

добавлена 29 декабря 2020 в 12:00

Инопланетные расы погибли от избытка технологий? (4 фото)

Американские ученые нашли новое объяснение тому, что земляне, несмотря на множество попыток, так и не сумели наладить контакты с инопланетянами. По их мнению, в Млечном Пути жила не одна инопланетная раса – но научный прогресс и развитие технологий привели их всех к гибели.

добавлена 28 декабря 2020 в 12:00

Почему болотная трясина засасывает? (5 фото)
По сей день жертвами болот становятся многие люди. Отсутствие осведомленности мешает человеку спастись из липких лап смерти.

С чем же связана способность болота засасывать в себя все живое? И каким образом можно освободиться из трясины?
Образование трясин

добавлена 27 декабря 2020 в 12:00

Человек из несуществующей страны (4 фото)
В 1954 году в международном аэропорту Токио сотрудниками был задержан мужчина, который не намеревался нарушать закон и привлекать к себе внимание.

У стойки регистрации он всего лишь предоставил паспорт, который был выдан страной, которой нет на карте.
Гражданин неизвестной страны

добавлена 26 декабря 2020 в 12:00

Ученые нашли в янтаре редкий древний цветок (2 фото)
Ему может быть 100 млн лет!
Это растение может рассказать о том, когда Западно-бирманский блок отделился от суперконтинента Гондвана.
Исследователи из Университета штата Орегон (OSU) описали новый род и вид цветов из мелового периода, образец которых был найден в бирманском янтаре.
«Это не совсем рождественский цветок, но он прекрасен, особенно с учетом того, что он был частью леса, существовавшего 100 миллионов лет назад»

По словам ученого, найденный образец представляет собой крошечный мужской цветок всего около двух миллиметров в диаметре. Однако на нем исследователи обнаружили около 50 тычинок, расположенных по спирали.
«Несмотря на то, что они такие маленькие, их детализация потрясает. Наш образец, вероятно, был частью соцветия на растении, в котором было много похожих цветов, возможно, некоторые из них женские», — отмечает Пойнар-младший.
У новой находки есть яйцеобразная полая цветочная чаша — часть цв

Источник

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Эта статья – про великую женщину, модельера Габриэль Шанель, давшую свое имя всемирно известному бренду, и которую весь мир называл просто Коко. Пожалуй, нет другой такой женщины, которая бы столь сильно повлияла на стиль и моду целого века.

Шанель была красива, умна, предприимчива и очень талантлива. Она была смелой и не боялась быть первопроходцем. Образ ее жизни порой шокировал современников, но ей это было нипочем. Она шла своей изящной походкой тем путем, какой считала нужным.

Мари Лорансен “Портрет Габриэль Шанель”

На картине Мари Лорансен Коко – 40 лет. Художница изобразила ее в бело-голубых тонах, сидящей с собачкой на коленях. Выражение лица грустное, впрочем, как всегда. Шанель не часто выглядела веселой.

Ее жизнь начиналась весьма драматично, и вообще весь ее сюжет прекрасно ложится в сериал про то, как бедная девочка-сирота стала миллионершей и законодательницей мод, пройдя путь, по своей извилистости напоминающий полет летучей мыши, но имеющий четко заданную, алмазно сверкающую цель. Которой она, в конечном итоге, достигла.

Виктория Фомина “Шанель”

Вот эта картинка Фоминой сделана по известной фотографии Коко. Художница подчеркивает настороженной молодой женщины, ее решительность и готовность идти к своей цели, невзирая на все препятствия.

После приюта, в 18 лет юная Габриэль стала выступать в кабаре, где и получила свое прозвище Коко. Разумеется, красивая девушка, поющая в подобном заведении, была добычей для мужчин. В те времена выглядело естественно, если у нее был любовник, который содержит ее. Были такие мужчины и у Коко, но карьера кокотки (пардон за невольный каламбур) ее не устраивала. Она для этого была слишком умна, амбициозна и талантлива.

Жоржетта Таве “Портрет Коко Шанель”

Шанель открыла шляпное ателье, и ее шляпки стали пользоваться успехом. Безупречный вкус и мастерство были налицо. Потом ателье расширилось, Коко начала шить одежду, а потом делать аксессуары и, наконец, свой парфюм.

Ее личная жизнь была полна романов с разными мужчинами, среди которых был, кстати, русский великий князь, член императорской семьи. Но дело всегда было на первом месте.

Дэвид Хиндс “Шанель”

Ее дом моды рос и процветал. Шанель создала свой стиль, который был узнаваем без усилий. Это, в первую очередь, безупречная элегантность, и простота, выглядящая просто шикарно. «Мода проходит, стиль остается», – говорила она. И еще: «Оденьтесь плохо, и запомнят вашу одежду; оденьтесь безупречно, и запомнят женщину».

Война сильно изменила все планы Шанель. С ее началом она продала свои магазины, но осталась в Париже, который вскоре оккупировали немцы. Ее племянник был схвачен. Чтобы спасти его, Коко обратилась к знакомому немецкому дипломату. Племянника отпустили, а Шанель в свои 56 стала любовницей этого немца, который был моложе ее на 13 лет.

Гапчинская “Шанель”

Поведение Шанель во время войны вызывает большие сомнения. Ее любовник в своих мемуарах в открытую называл ее немецкой шпионкой. Она действительно на деньги немцев ездила по Европе, но с целью встречи с Черчиллем, а не ради шпионских дел в пользу Германии. Да и что она могла нашпионить?! История там туманная, но факт тот, что Шанель потом сидела в тюрьме за сотрудничество с фашистами, однако была при содействии Черчилля освобождена, но изгнана из Франции. То есть я вообще ничего не понимаю… Она прожила в Швейцарии до 1953 года.

Потом вернулась в Париж и, будучи уже 71-летней, восстановила свой дом моды. Три сезона она набирала обороты и, наконец, к ней потекли клиенты. Шанель также работала для Голливуда и одевала самых известных дам 50-60-х годов. Одновременно ее бренд давал возможность обычным женщинам одеваться красиво и элегантно. Про маленькое черное платье и духи вообще молчу…

«Некоторые люди думают, роскошь является противоположностью бедности. Это не так. Это противоположность вульгарности».

Коко Шанель

Знаменитая модельерша умерла в отеле “Риц”, где предпочитала жить, в 87 лет.

Почитайте еще на моем канале:

Первый исследователь Камчатки: что выявил в неизведанном ранее краю Степан Крашенинников

Женщина-математик, которая была возлюбленной и музой Вольтера

На канале мужа:

Удивительные фотографии Барбары Коул: эти девушки как будто написаны кистью художника

Источник