Диджеем быть уже не модно
Нынче уже не модно «елозить винил» и петь гроулом. Downtown.ru разбирался, почему.
Мода, как известно, не стоит на месте. И многое из того, что было крайне актуальным ещё какой-то год назад, сегодня уже абсолютно не в тренде. Мы вспомнили четыре самых модных увлечения последних нескольких лет и попытались разобраться в природе их популярности и её потери.
Диджей
Модно:
2002–2009 г.
Почему стало модным:
Во-первых, потому что доступно и легко.
Нет, быть хорошим, стоящим диджеем, конечно, очень непросто.
Достаточно установить пару программ вроде Ableton, Ejay House или Fruity Loops, а то и просто Virtual DJ (взломанные «кряком»), поковыряться в них недельку — и новый крутейший мега-микс создан.
Правда, новоявленные диджеи немного рискуют ставить свои творения на публике и ограничиваются треками, слитыми с интернета. Разумеется, mp3 и на халяву, зато дёшево и сердито.
Во время живого сета модному диджею достаточно попадать в бит во время сведения одного трека с другим, ловко подогнав скорость, а также с умным видом крутить ручки эффектов (или делать вид, что крутить), энергично взмахивать рукой (заводить толпу) и так далее.
Во-вторых, потому что вроде как творческая личность.
А девушкам такие нравятся (наверное, поэтому среди девушек так мало диджеев).
Особого труда не требует, зато прекрасно повышает самооценку и свой рейтинг среди сверстников-самцов.
Как на самом деле:
Любой уважающий себя диджей никогда не будет ставить «ворованные» треки. Также быть диджеем — не просто «ставить музыку». Нужно угадывать настроение аудитории, заводить её и так далее. Плюс нужно прекрасно разбираться в музыке, да и быть технически подкованным. А этому нужно учиться.
Почему перестало быть модным:
В приличных клубах стало как-то не принято ставить ворованные треки, тем более в mp3, а из школьных дискотек подающие надежды диджеи уже выросли.
На покупку оригинальных миксов обычно не хватает денег, а собственные творения как-то никто не оценивает, кроме таких же друзей-диджеев. А творчество «в пустоту» — ну это ведь совсем не то. Да и у девушек теперь другие герои.
Сейчас:
Попасть за диджейский пульт в серьёзный клуб не так-то просто, да и вообще — появились «серьёзные клубы».
Ну а вечеринки в стиле «село на село» живы и до сих пор.
Хотя дело всевозможных DJ SMASH-ев живёт и процветает и в столице, но аудитория их поклонников становится всё меньше и маргинальней.
Фотограф
Модно:
2007–2010 г.
Почему стало модным:
Во-первых, потому что доступно и легко.
Обычно это происходило так: юная девушка со сложным внутренним миром никак не может найти себя в этой жестокой вселенной — как правило, перед тем как попросить родителей купить фотоаппарат (и сразу «зеркалку» — что мелочиться!), пытается рисовать или играть на фортепиано, но быстро выясняется, что верхние конечности к этому мало приспособлены. Но творить-то хочется!
Тут-то и вступает в дело фотоаппарат. Под горячую руку попадает всё: деревья, подружки, котики, много, очень много котиков.
Мальчиков, кроме этих причин, тянет к фотоаппарату, кроме всего вышеперечисленного, также интерес к противоположному полу. Который мигом становится взаимным, стоит только упомянуть про «фотосессию».
За которую, кстати, можно срубить немного наличности.
Во-вторых, потому что вроде как творческая личность.
Особенно это проявляется при наличии фотошопа. Кривизна рук — она и есть кривизна рук, но пара ловких движений — и уже «концепт».
Почему перестало быть модным:
Количество фотографов стало совсем невыносимым, и это занятие потеряло оригинальность. А быть «как все» никогда не было модным.
Остались либо те, у кого и правда есть к этому способность, либо самые стойкие.
На самом деле:
Как и любая профессия, фотограф — это в первую очередь много, очень много знаний и опыта. Правильно поставить свет, выбрать удачный ракурс, прекрасно владеть фотошопом и т.п. Особенно важно уметь принимать критику, обоснованную и не очень. Наверное, это самое трудное.
Сейчас:
Среди школьниц и первокурсниц до сих пор в тренде, но как-то вяло и недолго.
Музыкант
Модно:
2004–2010 гг.
Почему стало модным:
Очередной взлёт популярности самодеятельного музицирования был вызван творчеством групп вроде Stigmata, Amatory, «Психея» и им подобным.
Молодые люди отращивали чёлки, делали пирсинг на своих юных лицах и начинали собирать группу.
Своё творчество обычно они называли каким-нибудь хардкором, эмокором и так далее.
Особый смак звучанию подобного коллектива придавал душераздирающий звук дешёвой гитары и попытки петь «гроулом», что на выходе напоминало эффект вызывания сатаны.
Кроме этого, также было модно создавать поп-панк группы, где в качестве ролевых моделей брались группы вроде Blink-182, Sum-41 и так далее.
Подобные эпигоны выделялись текстами про половое созревание и катание на BMX-ах вкупе с блатными аккордами и незамысловатым битом.
На самом деле:
Даже не беря в расчёт то, что человек, который называет себя музыкантом, должен, по идее, закончить музыкальную школу, не говоря об училище (всё-таки самообразование никто не отменял), знание музыкальной грамоты просто необходимо. Ну хотя бы его основ. Плюс постоянные часы практики игры на инструменте.
Почему перестало быть модным:
Скорее потому, что перестали быть модными поп-панк и альтернатива, что предопределило закат их многочисленных последователей.
Сейчас:
Фактически рок-музыкантом всегда быть модно. Но сегодня место представителей неактуальных жанров заняли пост-рокеры, инди-рокеры и так далее.
Конечно, остались группы вроде Radio Feelings, но аудитория их уже не та.
Хэндмейдер
Модно:
2004–н.в.
Почему стало модно:
Конечно, было бы неправильно называть в числе их вдохновителей Тимура Кизякова и Андрея Бахметьева и их хит утреннего эфира «Очумелые ручки». Тут скорее дело в другом. Изготовление самодельных украшений, нарядов и безделушек — хобби многих поколений. Конечно, гораздо приятнее надеть юбку, сшитую собственноручно, чем купленную в магазине. Во-первых, оригинально, во-вторых, дешевле, в-третьих — гордишься.
Но, к сожалению, поделками «для себя» и подарками друзьям это не ограничивается.
Девушки, услышав несколько хвалебных отзывов о своём творчестве, вдруг внезапно начинают видеть себя гениальными дизайнерами и продавать свои изделия по несусветным ценам.
Девушка, например, решает, что кусок кожезаменителя, пробитый в нескольких местах, — настоящая «дизайнерская» вещь и цена ей ну никак не меньше тысячи рублей. И ведь покупают же! Ведь «дизайнерская»! Хорошо, если просто покупают — а то ведь начинают это делать сами. Количество «хэндмэйдеров» растёт как на дрожжах — ведь всё сделано «своими руками», «творчество» и так далее.
На самом деле:
Многие и вправду делают качественные и оригинальные вещи. Но беда в том, что безмерно раздутое мнение об уникальности собственных изделий ведёт к тому, что за оригинальность выдаётся вопиющая посредственность.
Сейчас:
Находится в самом расцвете, но всё же есть тенденция к тому, что молодёжь будет находить новые методы проявления себя — тут слишком много конкурентов.
Да, мода меняется постоянно. Многие занятия быстро надоедают, потому что зачастую мы подходим к ним с позиции «это так просто, я могу так же», а когда сталкиваемся с трудностями, то быстро переключаемся на что-то другое. Однако это не значит, что это так категорично плохо. Ведь таким образом мы ищем что-то новое. А кто-то и находит — и когда тысячи мечутся между фотоаппаратом и рок-группой, остаются единицы, которые становятся прекрасными фотографами и музыкантами, для которых перечисленные тенденции — не следование моде, а главное дело жизни, в котором они добиваются успеха. Ведь одна из самых главных вещей в жизни — это найти то, для чего ты создан, и не позволять обществу влиять на себя.
А у вас не возникало желания на волне мейнстрима податься в одну из «модных» профессий?
Диджей и би-бой Михаил Сивец, более известный как DJ Climate, рассказал как стать диджеем. Он поведал нам, с чего стоит начинать заниматься диджеингом и что является самым сложным в этом занятии. В ходе интервью DJ Climate рассказал интересные факты из собственной жизни.
Откуда ты и как судьба тебя связала с диджеингом?
Родом из Бердянска, где диджеинг не очень-то развит. В 2000-м году начал заниматься брейкингом, интересоваться хип-хоп культурой. От звуков скрейча и насыщенных битов, просто сносило крышу, так меня это зацепило.
На тот момент в Украине самым продвинутым источником информации о субкультурах из доступных моему окружению был журнал X3M. Когда ознакомился с тем, каким должен быть минимальный сетап для диджея и сколько это стоит, понял, что моя семья не потянет мое желание царапать пластинки. С появлением первого домашнего компа, установил себе диджейское ПО и стал изучать как все устроено и экспериментировать со звуком. Позже работал (недолго) резидентом в местном ночном клубе, где играли с PCDJ Red, там закрепил основы в области миксинга полученные дома и от моего местного наставника DJ Choice.
В 2012 году работал артистом балета в парке развлечений г. Шеньчжень (Китай), насобирал нужную сумму и купил себе пару вертушек Technics, пульт и DVS. Мечта сбылась и с этого момента началась моя эпоха тёрнтейблиста (вертушечника).
Расскажи, пожалуйста, как начать диджеить: что нужно знать, можно ли пройти этот путь самому или лучше обратиться в школу? Какой минимальный набор оборудования нужен и т.д?
Как показывает мой личный опыт, диджеем в современном мире можно стать и без каких-либо школ, но это как изобретать велосипед. Поэтому я считаю, что лучше записаться в диджей школу, если она есть в вашем городе, либо посещать диджей школы в других городах по возможности. Деньги и время, которые вы потратите на школу вполне оправданы и помогут быстрее понять основы и определится с вектором своего развития.
Ежели школу нет возможности посещать, то можно научится некоторым основам в интернете, присоединится к какому-либо диджей-комьюнити и спрашивать советы у более опытных единомышленников. Что касается минимального набора, то тут универсального ответа нет, так как диджеинг многообразен и от этого зависит набор вашего оборудования. Лично мое мнение о минимальном сетапе, это пара вертушек, пульт, наушники, иглы, слипматы ну и конечно же пластинки. Но также это может быть и контроллер в паре с компьютером. Самое главное, что нужно в любом деле это страсть, не желание, а именно страсть к делу, которое вы собираетесь освоить. Диджеинг не легкое дело. Помню мой друг спросил меня, мол Миша, у меня ничего не получается, это нормально или я без таланта. Это нормально, что вначале любого пути у вас ничего не получается. Упорство и страсть к делу расставят все на свои места.
А как именно ты проходил этот путь? Помнишь ли ты свои первые выступления?
Мое первое публичное выступление было в роли «продюсера» в 2000-м году. Я учился в 8-м классе в моей предыдущей школе устроили конкурс лучшего диджея среди учеников, мой друг принял участие в том конкурсе. Он пришел ко мне, чтоб записать микстейп на кассету, так как у меня был музыкальный центр.
В процессе подбора музыки я ему продемонстрировал свою композицию, которую я сочинил на Play Station моего харьковского друга. У него была диск с ПО по типу Dance eJay, там была уйма семплов, из которых можно было лепить свои композиции, а также изменять их. Вот и взяли мы тот семплированный трек в качестве интро. Я прибежал из своей школы, чтоб увидеть премьеру. Множество подростков выбежали во двор школы на большую перемену, мой друг включил ту кассету и, к моему удивлению, школьники пританцовывал и кивали в такт музыки головой, как бы одобряя услышанное. На вертушках мой дебют состоялся в г. Мариуполь на фестивале «Стремление» в 2013 году, все было удачно, никаких курьёзов.
Кто был для тебя ориентиром в творчестве? Кто твои кумиры среди диджеев, битмейкеров?
Ориентиром для меня всегда были хип-хоп диджеи. Конечно, я знаком с творчеством диджеев других направлений, но движет всю эту индустрию именно хип-хоп диджеи. Развитие оборудования, технические инновации, новаторские творческие подходы к миксингу и всему остальному происходят благодаря хип-хоп ветке диджеев мира. Такими «маяками» для меня являются DJs Qbert, Mix Master Mike, Nu Mark, Def Cut, Cut Chemist и их ещё очень много, всех не перечислю.
Любишь ли ты экспериментировать или всё-таки отдаешь предпочтение классическому звучанию?
Несмотря на то, что я сторонник старой школы диджеинга, я всегда открыт для экспериментов со звуком. Я сам использую некоторое техническое оборудование, которого не было у старой школы и при этом играю на классических вертушках с самым, что не на есть, классическим пультом. Так же считаю, что диджей, играющий на виниле, может сыграть на абсолютно любом оборудовании, будь то контроллеры или деки. Сравнимо с механической коробкой передач в автомобиле: умеешь на механике – легко на автомате, но не наоборот.
Что является самым сложным в работе диджея
Иногда сложно подобрать музыку, балансируя между количеством хитов и теми редкими треками, которые диджей «отрыл» в силу изысканности или просвещенности публики. Бывает, что «вечеринка продвинутого техно организована в селе» и публика просто не готова услышать то, что ты им пытаешься донести. Как правило, это ошибка организатора, с которой приходится бороться диджею. А еще тяжело тащить домой вертушки после вечеринки из-за того, что они весят вместе с кейсом 20 кг каждая. Выделить «самую сложную» часть работы диджея не могу, так как все зависит от обстоятельств. Но, как правило, самое сложное остается за кулисами.
Как организатор ивентов, расскажи, какие наиболее частые ошибки совершают DJ на мероприятии?
На мероприятиях, что я организовывал не могу припомнить какие-то яркие ошибки от диджеев. Так, может по мелочи кто-то чисто технически ошибался либо с подбором музыки «не угадывал». Могу пройтись по своим ошибкам.
Самая распространенная ошибка – это забыть какое-либо комплектующее звено: переходник, шнур, пластинку, грузик для тонарма, миди клавиши, трансформатор (мои вертушки на 110 Вольт) и даже наушники и иглы. Всякое бывало, благо мероприятия были локальные и все решалось в течение получаса. Вот почему важно проводить саундчек заранее.
«True DJ» как и «true bboy/bgirl» в моем понимании это человек, постоянно совершенствующийся, как технически, так и духовно, ведь такое абстрактное понятие как «хороший вкус» на одних тренировках не добудешь. Я считаю, что несмотря на то, что «хип-хоп безграничен и потому актуален» нужно копаться в знаниях не только о нашей культуре, но и всесторонне развиваться дабы понимать все причинно-следственные связи.
Что откуда взялось и к чему это привело вы можете знать только когда в вашей голове будет общая картина этого мира. Разбираться в тонких материях хип-хоп культуры очень важно, ведь тогда вы сможете объективно понимать значение нашей культуры и всю ее глубину. Также важно не потерять ту истину первой инстанции во время вашего коммерческого пути.
Публика ведь разная бывает. На выступлениях ценится хайп, как следствие грамотных действий со стороны исполнителя. Непросвещенная публика оценит сальто или бейбискретч. «True» публику подобным не удивишь, здесь нужна глубина ваших знаний, более сложные технические умения гармонично сочетающихся с происходящим. Этот путь ведёт в андерграунд, но именно на дне лежат жемчужины.
Правда ли, что диджеи пользуются популярностью у девушек? Знакомились ли с тобой во время или после выступления?
Диджей – один из главных людей на ивентах, поэтому недостатком внимания такие люди как правило не страдают, в том числе и со стороны прекрасного пола. Бывали разные случаи знакомств в моей практике приятные и не очень, пусть они останутся не освещенными.
Что делать, если твое музло не заводит публику?
Если моя музыка не заводит публику, то скорее всего это не моя публика. Можно, конечно, в таком случае «прозондировать» эту публику кидая хиты из разных жанров и наблюдать за реакцией, далее определится с тем, что им надо и «продать счастье». Но я предпочитаю и считаю это правильным вариантом, когда публика приходит на выступление конкретного диджея и имеет хоть какое-то представление о том, что он играет. В идеале такая публика должна жаждать услышать что-то новое и тогда царит гармония на танцполе.
Диджей – это полноценные артист, так сказать человекоркестр. Приходя на выступление к Jay Z никто не подходит к нему и не просит зачитать «пободрее». Почему же публика себе позволяет то же с диджеями? Ответ два: 1) публика не видела настоящего диджея, а видела лабухов (коим я когда-то являлся) готовых выполнять заказы в силу неимения своего стиля и вкуса 2) публика порой непросвещённая в клубной культуре и имеет представление о клубе, как о месте где можно выпить, подергаться под музыку и снять кого-то… отдыхать то тоже нужно уметь, а этому в школе и ВУЗах не учат.
Дай несколько советов начинающим, которые только-только врываются в эту движуху.
Универсальным советом для начинающих является немного видоизмененная фраза Xzibit: «Это стыд, если ты хочешь присоединится к этой игре только из-за денег и славы». Задумайтесь о том, что вами движет, к чему вы стремитесь? Будьте свободны в выборе темпа своего развития, подавляйте свое эго и тогда вы станете свободны. Ведь God is a DJ, в свою очередь DJ should be close to God. Будьте честны и созидайте!
Раньше многие хотели быть космонавтами, а сейчас многие хотят быть диджеями. Кто такой диджей? Что нужно для того, чтобы стать диджеем? Согласно википедии, диджеей (англ. DJ от disc jockey — диск-жокей) — человек, играющий для аудитории, записанные на звуковых носителях музыкальные произведения. Диджеи бывают разные, поэтому для начала вам нужно определиться, каким именно диджеем вы хотели бы стать.
Диджеев можно условно разделить по месту работы:
- диджеи в клубах;
- диджеи на радио;
- так называемые «мобильные диджеи» (mobile dj). Так во всём мире принято называть диджеев, работающих на различных праздниках (свадьбы, дни рождения, новогодние вечера, школьные дискотеки и любые другие мероприятия) преимущественно со своей аппаратурой. Такой диджей может привезти свою аппаратуру и провести дискотеку «с нуля» в любом месте, полагаясь только на свои силы. Во всём мире словосочетание «мобильный диджей» уже давно имеет своё особенное смысловое значение. К сожалению, в России это словосочетание встречается только по отношению к одноименной игре для мобильного телефона.
Можно было бы назвать и другие места, где работают диджеи, но эти три, по-моему, основные. И хотя работа диджея не слишком сильно отличается в каждом случае, но между этими диджеями есть большая разница. В то же время, один и тот же диджей может работать сразу в нескольких областях, что даёт ему преимущество.
Ещё диджеев можно условно поделить по типу музыкальных носителей. В таком случае, диджеев можно разделить на тех, кто играет:
- на виниле;
- на CD;
- при помощи компьютера, ноутбука.
Опять же, сейчас доступно такое оборудование, которое позволяет использовать одновременно винил, CD и ресурсы компьютера. В таком случае диджей может управлять своими цифровыми треками при помощи винила или CD-проигрывателя, или сочетать разные носители как ему удобно. Поэтому такое разделение не всегда уместно.
Ещё можно разделить диджеев по тем музыкальным стилям, которые они играют. Но есть универсальные диджеи, которые играют, если не всё подряд, то множество разных стилей одновременно.
В общем, как я уже говорил, вам нужно определиться, каким именно диджеем вы хотите стать. Мне хотелось бы подробнее рассказать об особенностях работы разных диджеев.
Клубный диджей
В ночные клубы люди приходят танцевать и отрываться. Люди хотят поколбаситься в выходные, и нужно чтобы им было весело. У владельцев клубов есть два легальных вида дохода: платный вход и бар. Поскольку за вход не так просто получить много денег, нужно, чтобы посетители оставались в клубе как можно дольше и оставили как можно больше денег в баре (и чтобы они это делали с удовольствием!). Поэтому, работа диджея должна заключаться в следующем:
- музыка должна колбасить всех;
- музыка должна звучать без остановки;
- диджей должен делать шоу, он не должен быть просто проигрывателем;
- диджей должен быть модным, стильным, соответствовать клубной атмосфере;
- «Секс, наркотики, рок-н-ролл» — то, что может характеризовать клубного диджея.
Поэтому, для того, чтобы получить работу в клубе, нужно уметь безошибочно сводить музыку определённых направлений. Музыка должна звучать громко и ошибки вам никто прощать не будет. Так же нужно уметь работать с диджейским оборудованием. Помните про то, что работа на деках Pioneer и Numark может отличаться. Чаще всего вам предложат работать именно на CD. У вас должно быть достаточно много дисков с собой, и у каждого диджея обычно есть свои наушники. О том, как получить работу в клубе, нужно рассказывать отдельно, потому что это может оказаться не так просто. В двух словах, у вас должен быть опыт и какой-то демо-материал, чтобы стать резидентом клуба.
Диджей на радио
Радио люди слушают, чтобы не было скучно. Можно слушать свою любимую радиостанцию почти везде и по желанию выключать. У вледельцев радиостанций есть один главный легальный источник дохода — реклама. Каждая секунда в эфире стоит денег. Весь радиоэфир разобран по частотам и расширяться там сейчас некуда. Именно поэтому информационный поток на радио всегда компактный и плотный. Существуют специальные короткие версии треков для ротации на радио. В этих треках обычно есть вступление, во время которого диджей говорит какие-то слова и перестаёт, когда в песне начинаются слова. Количество радиослушателей достаточно велико, чтобы возникла необходимость автоматизировать процесс подачи звука для избежание ошибок.
Поэтому, работа радио-диджея должна заключаться в следующем:
- ставить музыку непрерывно и без ошибок, если за него это не делается автоматически;
- быть внимательным и ответственным;
- иметь приятный голос и уметь непрерывно и грамотно говорить неопределённо долгое время;
- уметь обращаться с дорогостоящим студийным оборудованием.
Поэтому, чтобы получить работу на радио, нужно быть грамотным и ответственным специалистом, желательно иметь высшее образование и опыт работы. Не так важно, как выглядит диджей, зато имеет значение его ораторские способности. Сейчас на многих радиостанциях устраивают видео-трансляцию эфира в интернет, в таком случае требования к диджею ужесточаются. Вам нужно хорошо постараться, чтобы получить работу на радио. Но если вы не привыкли ждать и вам хочется попробовать себя в роли радио-диджея, вы можете уже сейчас начать работу на интернет-радио. Интернет радио не требует от вас больших усилий, зато вы сможете научиться всему, что делают другие диджеи в таких вполне реалистичных условиях. Интернет сейчас даёт вам бесконечную свободу, и только вы сами можете определить границы для своего творчества.
Мобильный диджей
Мобильный диджей (mobile dj)— наиболее близкая мне тема, которой можно посвятить множество статей. В рамках нашей темы я подчеркну только самое важное.
Мобильные диджеи работают на разных мероприятиях со своим оборудованием и этим их работа отличается от клубных и радио-диджеев. Чаще всего такие диджеи работают сами по себе, или на небольшую организацию.
Учитывая это, работу мобильного диджея можно охарактеризовать следующим образом:
- работа со своим оборудованием на территории, предложенной заказчиком;
- самостоятельная доставка, установка и использование оборудования (звук, свет и всё прочее);
- возможность ставить разнообразную музыку на протяжении всего мероприятия;
- самостоятельное ведение дел, начиная от поиска клиентов и рекламы, заканчивая собственно работой и ведением бухгалтерии.
- мобильный диджей следит за своим оборудованием и принимает решения о её покупке, замене или ремонте.
В итоге, часто мобильный диджей действует как самостоятельный предприниматель. Он может брать на себя роль босса и подчинённого, может быть рекламным агентом, менеджером по продажам, дизайнером, копирайтером, кладовщиком, водителем, техником, диджеем, MC, охранником, бухгалтером. Такое совмещение обязанностей и большие нагрузки могут нанести вред здоровью, с другой стороны, все ваши старания будут оценены соответственно. Многие не готовы взять на себя сразу большую ответственность, но именно эта повышенная ответственность оправдывает себя точно так же, как и в любом другом деле. Можно сказать, что для того, чтобы стать мобильным диджеем, нужно только ваше собственное желание – ведь даже оборудование можно сначала взять в аренду. Но для того, чтобы уверенно работать в этой сфере, нужно приложить немало усилий. В конечном счете, тот, кто отваживается — побеждает!
В заключение хочется снова отметить, что только вы сами решаете, на что вы способны. Если вы знаете чего хотите и готовы добиваться своей цели — вам будут открываться всё новые возможности для продвижения. Поэтому, хочешь быть диджеем — будь им!
Успехов вам в диджеинге!
я хотель бы узнать сколько доларров стоит минимальный комплект оборудования :мышкер,виниловый дек.и прочие принадлежности ?!