Доля модных брендов на рынке
Моллы.Ru проанализировали данные крупнейших игроков на российском рынке модного ритейла.
Российский рынок одежного ритейла продолжает оставаться под давлением негативных факторов, главным из которых является сильное снижение потребительской активности на протяжении последних кварталов. Аналитики констатируют дальнейшее падение рынка даже относительно слабого 2017 года, когда крупные российские бренды вынуждены были массово закрывать низкорентабельные магазины.
Больше всех покупателей по результатам 2017 года потеряли марки среднего ценового сегмента, в то время как часть потребителей, на фоне сокращения расходов, вынуждена мигрировать в сторону более демократичных брендов.
На общем фоне увереннее чувствуют себя международные топ-бренды, каждый год планомерно увеличивающие долю на российском рынке. При сокращении рынка для большинства компаний, для самых сильных игроков сохраняется положительная динамика продаж от квартала к кварталу. И, в то время как многие российские ритейлеры замедляют или приостанавливают дальнейшую экспансию, лидирующие европейские бренды расширяют сети в расчете на восстановление рынка в краткосрочной перспективе.
Моллы.Ru проанализировали данные крупнейших игроков на рынке фэшн-ритейла в России по данным на начало 2018 года и определили 10 лидирующих ритейлеров. В десятке оказалось 4 международных и 6 российских компаний.
Inditex Group
Бренды: Zara, Pull & Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Zara Home, Oysho
Количество магазинов: 500
Испанская группа Inditex, один из трех крупнейших по объему выручки мировых фэшн-ритейлеров, по-прежнему делает ставку на российский рынок, хотя темпы роста сети в последние два года снизились. Россия остается третьим по величине рынком сбыта после Испании и Китая для компании с оборотом в 20 млрд евро. До 2006 Zara развивалась в России по франчайзингу, а партнером Inditex выступал финский Стокманн. После перехода на самостоятельное развитие, Inditex открыла в России уже более 500 магазинов и стала самым желанным и востребованным ритейлером на рынке. Ну и веру компании в российский рынок сегодня подтверждает и недавнее открытие флагманского магазина Massimo Dutti на Кузнецком мосту. А на днях стало известно, что Inditex подписала контракт на производство одежды Zara в России.
Глория Джинс
Бренды: Gloria Jeans, Gee Jay
Количество магазинов: 500
Крупнейший по объему продаж российский фэшн-ритейлер, специализирующийся на производстве и продаже недорогой одежды для всей семьи, завершил 2016 год с фантастическими показателями. На фоне общего снижения рынка, Gloria Jeans увеличила выручку на 40%, до 34 млрд рублей, а чистую прибыль – в 2,5 раза, до 5,6 млрд. В рамках новой стратегии развития ритейлер закрывает магазины небольшого формата и открывает новые в формате от 1000 кв.м. На сегодняшний день Gloria Jeans управляет сетью из более чем 550 торговых точек в России, Грузии и Украине, на 2017 год запланирована дальнейшая региональная экспансия и выход на новые европейские рынки.
Adidas
Бренды: Adidas, Reebok
Количество магазинов: 1000+
Как и на глобальном рынке, в России Adidas успешно перешел из спортивных брендов в фэшн и занял одну из ведущих позиций на рынке обуви и одежды lifestyle. На руку спортивному гиганту играет общемировой тренд по росту популярности спорта и активного образа жизни. Российские потребители все чаще выбирают модные кроссовки в качестве обуви на каждый день и на работу в офис. Несмотря на относительно слабые финансовые результаты последних лет, Adidas по-прежнему относит Россию к числу ключевых для себя рынков для дальнейшей экспансии. А гендиректор Adidas Герберт Хайнер в 2016 году сообщал, что компания может перенести часть производства в Россию.
Oodji
Бренды: Oodji
Количество магазинов: 350
Компания Oggi, начинавшая в 1998 году как команда из 20 сотрудников с производством женской одежды в Санкт-Петербурге, сегодня выросла до международного бренда и одного из лидеров российского рынка фэшн-ритейла с оборотом более 400 млн евро в год. В 2011 году компания сменила название нм Oodji и начала развиваться на европейском рынке. Сегодня оперирует сетью из более чем 350 магазинов в 7 странах. В последнее время Oodji открывает магазины в крупном формате от 1000 кв.м, ассортимент моделей был расширен до 5000 моделей, а с 2016 года марка стала доступна для покупателей на европейских площадках Amazon.com.
Incity
Бренды: Incity, Deseo
Количество магазинов: 450
Компания «Модный континент», развивающая федеральную сеть магазинов под брендом Incity, в последнее время переживает не лучшие времена. С 2014 года отмечается снижение основных операционных показателей сети. Выручка компании в 2014 году составила 10 млрд рублей, в 2015 году – около 8 млрд. Вместе с тем, «Модный континент» остается одним из ведущих игроков среди российских брендов. Под управлением компании сегодня находится более 450 магазинов в формате от 250 до 1000 кв.м, а география сети насчитывает более 180 городов России и на других рынках.
H&M
Бренды: H&M
Количество магазинов: 100
Шведская Hennes & Mauritz, один из трех крупнейших мировых одежных ритейлеров с годовым оборотом более 8 млрд евро, делает ставку на российский рынок. Компания продолжает региональную экспансию, открывая флагманские магазины в городах с населением от 500 тысяч жителей, а также развивается в Москве. В ближайших планах ритейлера – открытие крупнейшего в России универмага H&M в «Галерее Актер» на Тверской. О серьезных планах по работе в России шведского гиганта также говорит появившаяся информация о возможном выводе H&M в Россию своего бренда COS.
Melon Fashion Group
Бренды: Zarina, Love Republic, befree
Количество магазинов: 560
Melon Fashion Group, развивающая три сеть монобрендовых магазинов женской одежды в среднем ценовом сегменте, входит в число лидирующих по объему выручки компаний на рынке. MFG активно развивается в регионах и открывает новые магазины befree, Zarina и Love Republic в ведущих торговых центрах. Сегодня управляет сетью из более чем 560 магазинов в России, а также Украине, Армении, Грузии, Белоруссии, Казахстане и, с апреля 2017 года, в Польше. Суммарная площадь магазинов под управлением MFG превышает 110 тысяч кв.м, число сотрудников – более 4000 человек.
Sela
Бренды: Sela.
Количество магазинов: 160
Российский производитель одежды Sela делает ставку на активное развитие на падающем рынке и планирует почти в два раза увеличить число магазинов до конца 2017 года. Sela рассчитывает воспользоваться выгодными условиями по аренде и занять значительную часть площадей, которые освобождают основные конкуренты. По результатам текущего года компания рассчитывает увеличить число собственных магазинов до 250 против 140 в начале 2016 года. Годовые инвестиции в развитие собственной розничной сети составят около 9 млн долларов.
Nike
Бренды: Nike, Hurley.
Количество магазинов: 70
Nike остается вторым по объемам продаж спортивным брендом на российском рынке, уступая только Adidas. В прошлом году американский производитель отчитался о росте глобальных продаж на 7,7%, до 9,1 млрд долларов. В России первый моностор «Фирменные магазины Nike» был открыт на Большой Полянке при поддержке Delta-MTI еще в далеком 1994 году. C 2003 года компания начала работать в России самостоятельно. В 2016 году Nike запустила в России интернет-магазин, а этой весной открыла на Кузнецком мосту в Москве флагманский магазин, который стал крупнейшим в Восточной Европе. Сегодня годовой оборот Nike в России оценивается более чем в 11 млрд рублей.
Zolla
Бренды: Zolla
Количество магазинов: 350
Бренд Zolla принадлежит компании Factor LLC. Марка появилась на рынке относительно недавно, и спустя 13 лет торговая сеть покрыла более 80% территории страны. Сегодня в сеть Zolla входит более 350 моносторов в ведущих торговых центрах Москвы и регионов. С 2009 года компания также развивала сеть YNG, но в кризис было принято решение отказаться от дальнейшей работы с дочерним брендом и сфокусироваться на основной сети. В последнее время Zolla открывает моносторы в более крупном формате и реконструирует действующие магазины в Москве в соответствии с обновленной концепцией.
Все самые интересные новости на официальном сайте news-textile.ru
Падение продаж ультрамодных вещей в России вынуждены были признать даже отраслевые консалтинговые агентства, правда, реалии пытались всячески завуалировать. В 2019 мы анализировали ситуацию, уже тогда рынок fashion был в аховом положении и, судя по всему, лучше не стало. Итоги прошедшего FASHION TECH DAY – 2020 прогнозы оправдали, более того, положение оказалось хуже пессимистических прогнозов.
Российский рынок fashion
Если дорогая одежда продается реже, надо продавать её дороже
Этот принцип, вытащить себя за волосы из болота никому не нужных складских остатков сегмента лакшери попытались реализовать все ведущие бренды. Однако погоня за состоятельными покупателями закончилась фиаско, хотя с точки зрения аналитических отчетов не всё так плохо.
Один из примеров – сегментирование лакшери товаров, где наблюдается (внушающий оптимизм?) рост доли вещей категории люкс.
Динамика ценовых сегментов
Хочется порадоваться за тех, кто продаёт квадратные сантиметры ткани по цене рулонов. Только радоваться нечему:
- Рост средней стоимости в люксовом секторе составил от 10 до 15%, без видимых причин (курсовые колебания, рост качества и т.д.) дорогая одежда стала дороже, видимо, деньги очень нужны;
- В средней ценовой категории наблюдалась стагнация на фоне падения общего количества проданного, в том числе онлайн;
- Нижний ценовой сектор отметился рекордами акций, скидок и распродаж, что увеличило количество проданных изделий (в штуках) при отрицательном приросте объема в денежном выражении.
Как раз в денежном выражении и выросла доля люкса (12% в 2019, против 10% к уровню 2018), однако в штучном выражении это 40% проданных вещей от количества 2014.
Нехорошая тенденция, в рамках которой российский рынок fashion индустрии выглядит плачевно.
Динамика изменения объемов продаж по модным сегментам в денежном и штучном выражении к уровню 2014 года
Разовые всплески спроса позапрошлого года, компенсировавшие «отложенный спрос», продавцов бутиков ничему не научили. Дорогие вещи стали дороже, распродажи оказались обманом, и закончился год ожидаемым обвалом. Хотя на прошедшем саммите лидеры отрасли пытались сделать хорошую мину при плохой игре.
В мире банкротства на рынках FASHION – спасение марки, в России – позорное клеймо
Собрание ведущих игроков признало, что пока в стране есть один официальный банкрот из сегмента – Fashion House. Компания не побоялась публичного признания харассмента, чем спасла сеть магазинов мужской и женской одежды. Почему харассмент? Причиной банкротства стало домогательство до кошельков покупателей и ставка на продажи по завышенным ценам.
Если говорить про текстильный рынок, пример скорее символический, поскольку по данным Росстата, на грани банкротства находится более сотни продавцов, в том числе мультибрендовых.
Российский рынок fashion
Давайте догадаемся – почему? Валютные колебания? Санкционная политика Европы? Неумение россиян одеваться и следовать моде? Нежелание выглядеть одетыми с иголочки? Не улыбайтесь, такие причины звучали на саммите, как отягчающие бездействие российского покупателя обстоятельства.
Партнер Deloitte Егор Метелкин вообще заявил: «Россияне спускаются вниз по шкале доступности из среднего в массовый сегмент, а оттуда в категорию подержанных вещей». Сказано это было с негативным оттенком и более резко. Возникает ощущение, что российские рынки FASHION для людей, а всё остальное для нищебродов. Хорошо ещё про свалки не вспомнили, там модных вещей прибавляется.
Никому не пришло в голову обсудить разумное предложение, прозвучавшее в январе 2019 от Минпромторга РФ: «Бренды, поумерьте аппетиты, а то бутики к 2021 исчезнут как явление даже в Москве». Но бренды были готовы обсуждать всё что угодно, кроме снижения цен до разумного уровня.
Российский рынок fashion
На фоне отказа от объявления банкротства (продавцы подменяют безнадежные долги «реструктуризацией бизнеса», «временными финансовыми трудностями» и т.д.) «аналитики», сидящие у «модной кормушки», внушают оптимизм инвесторам.
Даже грустное заявление Рубена Арутюняна (Президент «Дома моды HENDERSON») полно оптимизма: «При положительном сценарии выхода России из кризиса российский рынок прогнозирует восстановление докризисного уровня продаж fashion не ранее 2021 года».
Зачем переживать? До начала 2021 осталось всего ничего, а там глядишь Правительство РФ денег подкинет, бюджет утвердили, и даже увеличили из-за пандемии.
Российский рынок fashion
Но бюджетные деньги не спасут, как и радужные отчеты аналитиков: «27%россиян сохранили траты на прежнем уровне, а 14% даже увеличили расходы на одежду и обувь». Не улыбайтесь, данные серьёзной международной исследовательской компании YES Group, которая в мае опросила аж 600 москвичей.
Инвесторы могут спать спокойно, если поверят в сказки
И не обратят внимания на данные Росстата, которые в корне расходятся с радужными прогнозами «модных аналитиков».
Динамика изменения валовой выручки по сегментам в %, по отношению к периодам 2018 года
Картина прогнозируема, если кого и ждет восстановление, это нижний ценовой сегмент luxury индустрии. Падение объемов торговли до 50% можно поправить. Например, онлайн продажами и отказом от офлайн магазинов.
Люксовый сегмент уже не спасти, скорее речь может идти о том, что на развалинах бывших ультрамодных заведений выстроят новый бизнес. Вероятно, с учётом ошибок предшественников, живших по принципу «так всегда было и так всегда будет». Со средним сектором пока не всё очевидно, точка невозврата не пройдена, разумные предприниматели будут в состоянии сохранить магазины, и даже лояльность покупателей.
Российский рынок fashion
Очевидно одно – мир ультрамодных магазинов и бутиков уже не будет прежним, текстильный рынок переживает кардинальные изменения. Миф о том, что россиянки не могут жить без высокой моды начал рушиться в прошлом году. В этом году ограничительные меры в связи с пандемией COVID-19 этот миф окончательно похоронили.
Оставляйте ваши комментарии, ставьте лайки под публикацией. Это позволит нам держать обратную связь с вами и развиваться каналу.
Fashion-рынок — это громкие имена, яркие бренды и их проблемы. В российском варианте — высокая импортозависимость и оторванность кутюрье от легкой промышленности. О стоп-факторах и стимулах отрасли рассказываем по материалам доклада Института «Центр развития» НИУ ВШЭ «Индустрия моды 2019».
Мода: в мире
Для элиты и масс
Мода в узком значении — это потребление модных товаров и услуг для удовлетворения эстетических потребностей и подчеркивания социального статуса человека.
Ключевым фэшн-товаром считается одежда. Родственной продукцией — обувь и аксессуары (головные уборы, сумки, ремни, перчатки, очки, шарфы, чулочные изделия, ювелирные украшения, бижутерия, косметика, парфюмерия).
Возможности массового производства сделали моду доступной для людей разного достатка. Сегодня индустрия — активно развивающийся сектор экономики, формируемый двумя базовыми отраслями промышленности: текстильной и швейной.
Глобальный рынок моды постоянно растет (в 2016 году — на 1,5%, в 2017 году — на 3%, почти до $2 трлн). В основном за счет продаж в развивающихся странах: доходы населения увеличиваются, бренды открывают новые магазины, азиатские дизайнеры заявляют о себе на мировом уровне: Issey Miyake и Yohji Yamamoto (Япония), Zuhair Murad и Elie Saab (Ливан), Sankuanz и Ms Min (Китай) и др.
Кто есть кто
Абсолютный мировой лидер по совокупному объему розничной торговли одеждой — испанский концерн Inditex (ключевой бренд — Zara). Компания специализируется на «быстрой моде», то есть адаптации и тиражировании ультраактуальных идей ведущих дизайнеров мира. На втором месте Nike — мировой производитель спортивной одежды и обуви. На третьем французский конгломерат LVMH, ориентированный на люкс и премиум.
Марочные портфели крупнейших мультибрендовых игроков фэшн-рынка
(2018 г., по данным компаний)
LVMH (Moët Hennessy — Louis Vuitton) — Франция. Бренды концерна в сфере моды: Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy, Fendi, Celine, Loewe, Moynat, Kenzo, Emilio Pucci, Fenty, Marc Jacobs, RIMOWA, BERLUTI, Loro Piana, Nicholas Kirkwood;
Richemont (Швейцария): Azzedine Alaïa, Chloé, Peter Millar, Purday, Separian, Albert Dunhill;
Kering (Франция) : Gucci, Saint Laurent, Bottega Veneta, Balenciaga, Alexander McQueen, Brioni;
Inditex (Испания): Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull and Bear, Stradivarius, Tempe, Uterque, Lefties;
GAP (США): GAP, Banana Republic, Old Navy, Athleta, Intermix.
Рынок одежды. Ключевые сегменты
Почти 70% модной розницы в мире занимает одежда. Ее продажи с учетом предметов роскоши оцениваются в $1,4 млрд, средняя динамика с 2011 года — 4,2%.
Исходя из стоимости и качества товаров, рынок одежды делят на несколько сегментов:
три ценовых категории: высшая, средняя, низшая;
три «качественных»: люкс, премиум/бридж (как правило, дизайнерская одежда) и масс-маркет.
На бридж (высококачественная одежда более простого кроя и аксессуары по умеренным ценам) и демократичные марки приходится свыше 70% рынка. Люкс в 2017 году занимал более 28-30% (около $400 млрд).
Дизайнерская (авторская) одежда.
Цены и производители
Люкс (высшая ценовая категория) — товары в сегментах:
Haute Couture (от $20 тыс.). Участники Синдиката высокой моды: Chanel Haute Couture, Couture Atelier Versace, Givenchy Haute Couture, Yudashkin, Gautier Paris и др.
Pret-a-Porter de Luxe (от $700): Chanel, Christian Dior, Gucci, Prada, Louis Vuitton, Giorgio Armani, Versace, YSL, Valentino, Fendi, Burberry, Kenzo, Ralph Lauren и др.
Pret-a-Porter (от $300): Marc Jacobs, Michael Kors, Max Mara, Calvin Klein, Emilio Pucci, Etro, Anna Sui, Burberry, Masha Tsigal, Comme des Garcons, Exte, Celine и др.
Премиум/бридж (средняя ценовая категория) — товары в сегментах:
диффузные бренды (от $100): Miu Miu (Prada), Just Cavalli (Roberto Cavalli), D&G (Dolce& Gabbana), Versus (Versace), Сalvin Klein Jeans (Calvin Klein) и др.
бренды знаменитостей (от $80);
бридж-бренды (от $50): Morella, Apriori, Cavita, IKKS, Zadig&Voltare, Stefanel, Laurel, Tommy Hilfiger и др.
Отказ от сезонности
До недавнего времени модная индустрия при выпуске изделий ориентировалась прежде всего на сезон. Модельеры представляли в год несколько коллекций (Весна-лето, Осень-зима, Круизная коллекция, Пре-фол и проч.), по ходу представления начинал формироваться пакет заказов, для определения объемов производства было достаточно времени.
Глобализация и цифровые технологии сезонный график размывают. География продаж расширяется, а разные погодные условия в регионах приводят к тренду на транссезонные вещи.
Меняется и интервал между дефиле и поступлением в магазины. В условиях жесткой конкуренции бренды переходят на систему see now, buy now — приобретение моделей сразу после показа, не дожидаясь наступления сезона. Пионерами в 2017 году стали британские бренды Tom Ford и Burberry.
Ритейл в онлайн
В 2017 году в мире было закрыто более 5 тыс. крупных торговых центров. В 2018-м тенденция сохранялась. В ближайшие пять лет, как прогнозирует Credit Suisse, общее число моллов сократится на 25%.
Традиционные каналы (моно- и мультибрендовые бутики, универмаги и т.д.) постепенно вытесняются онлайн-коммерцией. Крупнейшие интернет-ритейлеры (например, Amazon, Macy’s, Tmall) превращаются в мультисервисные платформы. Мощным каналом продаж становятся социальные сети.
По результатам исследования WWD, в 2018 году объем онлайн-торговли модными товарами (одежда, обувь, сумки и аксессуары) составил $481 миллиардов. В ближайшем будущем предполагается рост на 8,2% — до $713 млрд в 2020 году.
Одна из причин перемен в дистрибуции — поколенческая. Сегодняшняя целевая аудитория для модной индустрии — люди, выросшие на современных технологиях: миллениалы (родившиеся с 1982 по 2004 годы) и центениалы (с 2005 года). Ожидается, что к 2025-му покупательная способность и тех и других составит 45% от всех потребителей люксовых товаров.
Мода: в России
Своим путем
Специфика российской фэшн-индустрии в редком сотрудничестве модельеров и фабрик. Фабрики предпочитают выпускать простую продукцию, пользующуюся спросом в регионах. Дизайнеры в основном отшивают свои коллекции небольшими партиями в экспериментальных цехах или ателье. О запуске в массовое производство речи нет, как нет и принятой в развитых странах поддержки со стороны крупных ритейлеров.
Себестоимость дизайнерских изделий в таких условиях высока. На цене, ассортименте и обновлении коллекций также сказывается ряд проблем отрасли. В частности, импортозависимость, нараставшая после распада СССР вслед за активным сокращением легкой промышленности и притоком дешевых зарубежных товаров.
Участники отрасли отмечают дефицит современных российских тканей и швейной фурнитуры. Сырье и полуфабрикаты для модной индустрии в большинстве случаев завозятся из-за границы. Доля импорта в секторе готовой продукции доходит до 80% (ключевой поставщик одежды и обуви в РФ — Китай).
Непотопляемый люкс
В 2018 году, по данным FCG, верхний ценовой сегмент (люкс) занимал 11% отечественного фэшн-рынка, средний — 24%, нижний — 65%.
Последний в экономический кризис (с 2014 года) прибавил 14% за счет трансформации потребительского спроса: россияне стали более внимательны к стоимости и требовательны к характеристикам товара; выросла популярность бюджетных марок, предлагающих тем не менее продукцию достаточно высокого для своего класса качества.
Люкс — единственная категория, на которую спад экономики серьезно не повлиял. С 2014 года продажи даже выросли — на 1%. Дело главным образом в стабильности и даже увеличении доходов целевой аудитории. Состояния богатейших россиян множатся, как и число долларовых миллионеров (по экспертным оценкам, в РФ оно достигает 182 тыс. человек).
Антикризис для производителей
В России работает около 23 тыс. предприятий легкой промышленности. Однако большая часть продукции модных отечественных марок отшивается в странах Юго-Восточной Азии (Gloria Jeans, Sela, Спортмастер, O’stin, InCity, Baon и др.), где производство стоит существенно меньше.
Затраты внутри страны снизились после кризиса, который дал локальным игрокам шансы на развитие:
ослабление рубля в 2014 году сделало поставку ряда товаров из-за рубежа невыгодной, а санкционные запреты — невозможной;
ограничение импорта способствовало активизации инвесторов — увеличились вложения в модернизацию и создание новых местных производств.
На фоне изменения моделей потребления и сокращения производственных затрат повышается интерес к изготовлению отечественной продукции. Маркировка «Сделано в России» становится конкурентным преимуществом. Ранее наблюдалось обратное — российские марки старались позиционироваться как зарубежные (обувные бренды Carnaby и Chester, одежды и обуви Finn Flare и др.)
Дизайн в развитии
В последние годы, отмечают эксперты, существенно улучшился дизайн российских изделий. Дизайнеры начали открывать свои розничные магазины (12Storeez, LN Family, I am studio, Akhmadullina Dreams, Terekhov Girl). Прогрессируют небольшие ателье, где не только шьют на заказ, но и выпускают небольшими партиями авторские модели, как правило, для покупателей среднего класса.
Лучшие российские дизайнеры одежды
(рейтинг Russian Fashion Now, 2018)
Среди критериев для отбора: популярность дизайнеров по количеству поисковых запросов, активность в соцсетях, частота участий в неделях мод.
- Алена Ахмадулина. Бренды: Alena Akhmadullina, AKHMADULLINA DREAMS
- Ульяна Сергеенко: Ulyana Sergeenko
- Вика Газинская: VIKA GAZINSKAYA
- Алиса и Юлия Рубан: Ruban
- Евгения Легкодымова: Laroom
- Анастасия Романцева: A LA RUS
- Ольга Вильшенко: Vilshenko
- Эстер Абнер: Ester Abner
- Екатерина Геймур и Ирина Мясникова: Libellulas
- Александр Терехов: ALEXANDER TEREKHOV, Terekhov Girl
- Гоша Рубчинский: Gosha Rubchinskiy. В 2018 году было объявлено о закрытии именного бренда и создании нового проекта
- Валентин Юдашкин: Valentin Yudashkin, Yudashkin Jeans
- Артем Низов и Андрей Шилков: Maison Bohemique
- Васса: Vassa&Co
- Артем Шумов: Artem Shumov
- Вячеслав Зайцев: Slava Zaitsev
- Анастасия Докучаева: DOKUCHAEVA
- Юлия Далакян: Julia Dalakian
- Игорь Чапурин: CHAPURIN
- Ольга Гошева и Наталья Лешина: LAVA
«Умные» перспективы
В 2018 году объем модного рынка России остался на уровне 2017-го (2,36 трлн руб., по данным FCG). В ближайшие пять лет, по оценкам Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, ожидается постепенное посткризисное восстановление — ежегодно не более 2%.
Сохранится высокая зависимость от импорта. Устаревшее оборудование и несовершенная сырьевая база препятствуют активному наращиванию позиций отечественных производителей.
Масштабного закрытия магазинов не произойдет, но офлайн-ритейлеры не остановятся на пути в интернет, рост онлайн-продаж модных товаров внутри РФ продолжится.
Глобальными импульсами для моды в России, как и во всем мире, могут стать:
широкое использование высокотехнологичных материалов (в России подобные разработки пока сосредоточены в секторе спецодежды). Самые перспективные направления: биотекстиль (материалы из доступного биосырья: бамбука, ферментированного чая, микроорганизмов) и интеллектуальный текстиль (электронные ткани на базе интеграции текстиля, микроэлектроники и специальных химических веществ в функции красителей);
интеграция отрасли в Индустрию 4.0 (Промышленный интернет) — автоматизация и цифровизация производства, хранения и дистрибуции. Цепочка от smart (умных) фабрик до создания моделей одежды и обуви самими потребителями через спецприложения или в магазине с помощью 3D-печати (такую возможность уже реализовали Nike и Adidas).
Первый шаг к Индустрии 4.0 в РФ сделан в 2017 году утверждением проекта «Технет» — первой дорожной карты Национальной технологической инициативы (НТИ). К 2035 году задумано довести долю России в сфере мировых высокотехнологичных услуг минимум до 1,5%, в ряде отраслей, в том числе легпроме, запланирован запуск «умных» фабрик.
Для внедрения новых технологий непосредственно в сфере фэшн Агентством стратегических инициатив и Национальной Палатой моды создана концепция FashionNet, предполагающая рост рынка, наращивание доли российских марок внутри страны и их веса в глобальной индустрии.
IQ
Автор исследования:
Инна Седых, ведущий аналитик Института «Центр развития» НИУ ВШЭ