Джаз фо ю из моден нью

Джаз

Предлагаем совершить путешествие по богатой истории джаза. Для этого мы выбрали пять самых лучших композиций. При этом не важно, являетесь ли вы джазовым фанатом или абсолютным новичком в его прослушивании. Эта подборка порадует абсолютно всех. Хотелось бы подчеркнуть, что джаз в наши дни – отнюдь не нишевый жанр. Именно благодаря ему мы обязаны появлению блюза и множества различных стилей музыки, которые до сих пор радуют миллионы слушателей.

Dave Brubeck Quartet – Take Five

Даже если вы совершенно не интересуетесь джазом, вы все равно сразу узнаете эту песню.

Много лет назад джаз считался разнообразным и сложным музыкальным жанром, слушать который могли лишь эстеты. Однако песня «Take Five», написанная саксофонистом «Dave Brubeck Quartet» Полом Дезмондом, успешно продвинула джаз в массы.

Впервые композиция появилась на альбоме «Time Out» в 1959 году, который неожиданно для всех разошелся многомиллионными тиражами. Эта пластинка остается самой продаваемой в истории джаза, несмотря на то, что была инновационной для своего времени.

В первую очередь, это касается необычной ритмики, которая прекрасно слышна и в «Take Five». При том, что композиция гармонична и услаждает слух, нельзя не заметить ее необычный ритмический рисунок. Легкие фортепианные мотивы сменяются умелыми сольными экспозициями разных участников квартета. И в этом ее прелесть.

Песня быстро завоевала популярность во всем мире и по праву считается хитом джазового движения.

Miles Davis – So What

«So What» – первый трек на революционном альбоме 1959 года легендарного трубача Майлза Дэвиса «Kind Of Blue», который также остается одним из самых продаваемых в истории. Пластинка стала первым записанным примером модального джаза и свидетельством дальнейшего раскрепощения импровизации на пути жанра к авангарду.

«So What» поистине уникальная композиция, в которой использованы новые принципы звукоряда, где гармоническое построение диктует лад. Аккорды движутся не более чем на тон вверх-вниз, при этом Майлз использует дорийскую минорную гармонию, распространенную в Античности и Средневековье.

Miles Davis

Не будем глубоко вдаваться в технические термины, предлагаем просто сесть поудобнее в кресле и погрузиться в исследование музыкальных эпох от великого Майлза Дэвиса. Вслушайтесь и в игру пианиста, который не повторяет за соло на трубе, а импровизирует по-своему, но в рамках этого же лада.

Осталось сказать, что альбом «Kind Of Blue» оказал колоссальное влияние на современную музыку. Отголоски модального подхода и попытки избавиться от диктата тональности можно найти даже у Курта Кобейна в хитах группы «Nirvana».

Подписывайтесь на наш канал, чтобы первыми узнавать интересное из мира джаза, блюза и рок-н-ролла!

Billie Holiday – Strange Fruit

Эту песню невозможно слушать, не ощущая мурашек, бегущих по коже. Несмотря на то, что вокал Билли Холидей звучит всего около двух минут, он просто завораживает. Дрожащий и в то же время очень настойчивый голос в этой композиции сопровождается простым аккомпанементом, и Билли с легкостью доказывает: возможно, она лучшая джазовая певица всех времен.

Billie Holiday

Лирическое содержание «Strange Fruit» будоражит не менее сильно, чем вокал. Изначально это было стихотворение, написанное в 1937 году нью-йоркским учителем и писателем Льюисом Алланом в знак протеста против расизма в США, в особенности, над линчеванием афроамериканцев. «Strange Fruit» была написана под впечатлением от знаменитой фотографии 1930 года, на которой были изображены повешенные судом Линча.

Билли Холидей вкладывает все свои усилия в этот посыл, страстно передавая послание очень близкое ее сердцу. Вот в чем уникальность «Strange Fruit».

John Coltrane – Acknowledgement

Вот еще один превосходный инструментальный трек, на этот раз от джазового саксофониста, чья фамилия любовно сократилась друзьями до прозвища Трейн (Trane). В некотором роде «Acknowledgement» можно назвать музыкальной одиссей. Композиция является частью альбома артиста под названием «A Love Supreme», представляющим собой сюиту, разбитую на четыре части: «Acknowledgement» («Признание»), «Resolution» «Pursuance» («Осуществление») и «Psalm» («Псалом»).

Эта выразительная, красивая пластинка, пронизанная эмоциями, представляет личную борьбу художника за чистоту. Созданная, как глубокая духовная работа, композиция «Acknowledgement» идеальна и на техническом уровне, демонстрируя мастерство авангардного стиля Колтрейна. Сегодня с уверенностью можно сказать, что он создал новый прецедент не только для джаза, но и для артистизма в целом.

Вам также может быть интетересна статья “Топ 5 лучших исполнителей рок-н-ролла”

Weather Report – Birdland

Последняя композиция в нашем списке – ярчайший пример фанка и джазового бума конца 1970-х. «Birdland» сочетает в себе классические аспекты джаза с электрическим, рокерском звучанием.

Когда мы слушаем эту композицию, то сразу понимаем, насколько гибким может быть джаз. Здесь же заключен ответ на вопрос, почему так трудно его классифицировать, как жанр. Но неоспоримым остается факт: сущность джаза отразилась в большей части музыки, которую мы слышим сегодня.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы первыми узнавать интересное из мира джаза, блюза и рок-н-ролла!

Источник

  • 02:00

  • 06:32

  • 03:56

  • 06:21

  • 03:45

  • 04:15

  • 06:28

  • 05:21

  • 01:45:32

  • 07:50

  • 08:05

  • 06:37

  • 04:21

  • 03:57

  • 02:36

  • 03:11

  • 08:31

  • 05:36

  • 04:23

  • 03:58

  • 05:38

  • 04:37

  • 02:56

  • 03:38

  • 03:06

  • 03:08

  • 02:51

  • 05:04

  • 03:58

  • 02:41

  • 04:08

  • 04:17

  • 03:44

  • 03:59

  • 03:05

  • 03:25

  • 04:10

  • 04:23

  • 05:10

  • 02:39

  • 04:10

  • 03:37

  • 06:50

  • 06:00

  • 04:15

  • 05:55

  • 03:30

  • 05:17

  • 05:07

  • 06:22

  • 05:13

  • 03:56

  • 06:17

  • 03:51

  • 02:50

  • 05:12

  • 03:42

  • 04:16

  • 04:18

  • 03:47

  • 01:16

  • 05:19

  • 10:25

  • 03:25

  • 04:08

  • 07:57

  • 03:01

  • 07:28

  • 04:00

  • 04:15

  • 04:45

  • 04:05

  • 06:46

  • 02:59

  • 05:14

  • 04:55

  • 03:34

  • 02:33

  • 02:57

  • 03:42

  • 02:46

  • 02:25

  • 03:20

  • 02:59

  • 03:13

  • 04:08

  • 04:52

  • 06:03

  • 03:55

  • 03:09

  • 04:14

  • 04:10

  • 06:39

  • 02:47

  • 02:28

  • 02:47

  • 05:57

  • 05:10

  • 05:10

  • 04:12

  • Источник

    ТEКСТ:
    sasha_belyaev 07 сентября 2017, 09:01Комментарии (55)

    79.54 дБ

    7 треков, чтобы понять и полюбить джаз навсегда

    Джаз, как принято считать — «интеллектуальная» музыка. Не всем доступная. С высоким входным порогом. Известное противоречие: чтобы слушать джаз, нужно в нем разбираться, но чтобы разобрать — нужно знать, что именно слушать! Но это все проблемы только на первый взгляд. Во-первых, наших читателей словом «интеллект» не испугать (даже мы в редакции его не очень боимся). Во-вторых… стесняюсь сказать, но ведь джаз — это тоже музыка, и тоже, простите, душевная.

    Просто, может быть, не сразу понятно, во что именно вслушиваться и как реагировать на то, что услышал. И правда ж — ни «ла-ла-ла-лай» не подпеть, ни ногой в такт не потопать. Ну и форма: квадрат темы — а дальше сплошные импровизации. Где припев? Да не нужен он вообще: удовольствие от джаза как раз в том, чтобы следить за импровизацией, которая течет, как река или разговор, а не выбрасывать кулак вверх на осточертевшей ударной фразе припева.

    И все равно. Есть джазовые треки, которые цепляют, пленяют и не отпускают. Мы выбрали семь самых «заразных». Напоследок совет — слушайте импровизационные куски, держа в голове тему. Пусть оригинальная мелодия идет в голове фоном. И вот, поняв эту головокружительную перекличку игры гармонии и контрапункта, спонтанность и витальность, вы будете к поп-музыке относиться снисходительно-спокойно. Даже к Мадонне и Земфире!

    Take 5

    Брубек — один из создателей послевоенного стиля «кул-джаз», пианист и композитор, соединивший гармонии европейской классики и кул-джаз. Также он «научил» джаз свинговать в несимметричных размерах. Да, великие Макс Роуч и Телониус Монк играли пьесы в вальсовом размере и на 5/4, но то были единичные случаи.

    Квартер Брубека же в 1959 выпустили альбом «Time Out», где все пьесы в «кривых» размерах. Пьеса на 5/4 «Take Five» (авторства альт-саксофониста Пола Дезмонда) стала хитом. Позже к ней даже слова сочинили. Вы наверняка слышали эту мелодию, в основе которой, кстати, обычный блюзовый лад. Но и весь альбом хорош. И следующий — «Time Further Out».

    Song for My Father

    Редкой трогательности композиция — посвящение пианиста Хораса Силвера своему отцу, видавшему свет португальцу с Кабо-Верде. В версии со словами так и поется: «Если и был когда-нибудь мужчина столь щедрый, добрый и хороший — то это мой отец».

    Фотографию старика отца, Джона Тавареса Сильвера, Хорас поместил на обложку своего главного альбома, «Song for My Father» (1965). И таким образом увековечил папу, потому что альбом, записанный с командой крутых музыкантов вроде саксофониста Джо Хендерсона и трубача Блю Митчелла, стал классикой хард-бопа. Весь альбом — обязаловка для всех, кто хоть как-то интересуется джазом, да и просто любой нетупой музыкой.

    My Favorite Things

    Джон Колтрейн за свою недолгую жизнь написал массу гениальных пьес, которые двинули вперед джаз. Но, увы, почти ничего из этого не годится для входа в жанр. Кроме «My Favorite Things» — кавера на песню из мюзикла «Звуки музыки». Конечно, великий Трейн не играл кавера — он поднимал известные мелодии до своего уровня мудреца и визионера. Но конкретно «My Favorite Things» из одноименного альбома 1961 года — красивая мелодия в оригинальной аранжировке, с восточным ароматом, которая «заходит» ну абсолютно любому слушателю. Проверено.

    В том же 1961-м композиция даже была выпущена синглом, весьма, правда, своеобразным: разломали пополам и поместили на две стороны. Пожалуй, укороченную версию и послушаем.

    Girl from Ipanema

    Стоит сказать одно: с этой песни началась мировая слава босановы. Долгая предыстория, но, в общем, отец боссы Антониу Карлос Жобим и тенор-саксофонист Стен Гетц так хорошо спелись, что альбом с «Девушкой из Ипанемы» получил «Запись года» на «Грэмми» в 1965.

    А песню эту вы все, конечно, сто раз слышали. Но теперь знайте — это серьезная музыка, босса плюс кул-джаз — от мастеров!

    Waltz for Debby

    Все лучшее (и худшее) человек делает для родных и близких. Не исключение Билл Эванс, выдающийся пианист стиля «кул», написавший трогательный «Вальс Дебби» для своей племянницы. Пьеса впервые появилась как сольная фортепианная на дебютном альбоме Эванса «New Jazz Conceptions» (1957). Несколько лет спустя — уже в версии трио, на концертном альбоме «Waltz for Debby» (1962). В этой аранжировке пьесу все и играют.

    Autumn Leaves

    Да, еще один кавер поп-песни, но зато какой песни! «Осенние листья» (Les Feuilles mortes, 1945) Владимира Космы и Жака Превера — классическая любовная баллада. И вроде все джазмены ее пели-играли, но саксофонист Кэннонболл Эддерли сделал для своего альбома «Somethin’ Else» (1958) нечто особенное. Аранжировка — шагающий бас, сиплая труба Майлса Дейвиса — усилили щемящую ноту просто донельзя!

    So What

    Главный авторский хит Майлса Дейвиса из альбома «Kind of Blue» (1959). У ролика архивного более десяти миллионов просмотров — как у рэп-баттла какого-нибудь. Классика кул-джаза, между прочим.

    Но если уж «So What» не зайдет — то вы просто бесчувственная скотина. Простите, это описка, я хотел сказать — попробуйте «My Funny Valentine» в его же исполнении (альбом «Cookin’ with the Miles Davis Quintet»).

    В общем, джаз — это не страшно. Страшно, когда джаза нет.

    Источник

    фото www.electronicbeats.net

    Так получилось, что мое знакомство с джазом началось именно с фьюжна – то есть, считай, с конца. Но мне повезло: фьюжн мне посоветовал мой дядя – большой коллекционер и поклонник джаза, сам в прошлом ударник, и я начал с лучших образцов жанра. Поэтому благодаря фьюжну я влюбился в джаз, и мне захотелось узнать: а с чего всё начиналось?

    Про историю джаза мы еще поговорим, а пока вот вам мой топ-10 фьюжна:

    1)      Miles Davis – Bitches Brew

    Майлз Дэвис был, конечно, не первым, кто стал играть электрический джаз, но именно он узаконил фьюжн, ведь если даже такой титан, как Дэвис, предпочел синтезатор роялю, а бас-гитару – контрабасу, то и остальным можно! Хотя своим решением он нажил себе кучу врагов: от него отвернулись пуристы от джаза, но, кажется, Дэвису было все равно.
    Пластинка «Bitches Brew» была записана не как обычно у мастера – с первого дубля и живьем, а обработана с использованием звуковых спецэффектов, наложений и монтажа. Возможно, именно поэтому она получилась самой доступной для широкой аудитории, и с неё вполне можно начинать знакомство с жанром как с первоисточником. Дальше была более экспериментальная музыка, которую, на мой взгляд, было увлекательнее играть, чем слушать. Начало этого альбома (я регулярно переслушиваю именно первые минут 15) производит такой же эффект, как извержение вулкана или взрыв ядерной бомбы. Ну и, как обычно у Дэвиса, практически каждый из музыкантов, принимавших участие в записи, стал самостоятельной звездой джаза и начал записываться сольно.

    2)      Herbie Hancock – Flood

    Квинтэссенция лучшего периода творчества бэнда. Свой переход в фьюжн Хэнкок начинал с экспериментов в стиле «Bitches Brew» и продолжения мрачных поисков Майлза Дэвиса, в конце 70-х ушел в коммерческое звучание, а затем и вовсе в электронику. Но то, что было между этим, а именно студийная трилогия «Head Hunters», «Thrust» и «Man-Child», было прекрасно во всех отношениях. Это была золотая середина в самом хорошем смысле слова, пик могущества группы. «Flood» – альбом концертный, записанный в Японии, но именно здесь собраны лучшие композиции эпохи расцвета.

    3)      Chick Corea – Light as a Feather, Return to Forever

    «Родес» так не звучал никогда, да и не прозвучит. В отличие от подхода Майлза Дэвиса или Тони Уильямса с их погружением в мрачное бессознательное, музыка Чика Кории мелодичная и нежная. Да и сам он настоящий романтик от джаза. «Light as a Feather» и «Return to Forever» – главные шедевры Кории – были созданы в один год и воспринимаются как дилогия, поэтому выбрать между ними невозможно. Да и зачем выбирать? Лучше насладиться потрясающей музыкой и невероятной сыгранностью и профессионализмом исполнителей. Несмотря на импровизационную природу джаза, здесь есть ощущение, что выверена чуть ли не каждая нота.

    4)      Weather Report – Mysterious Traveller

    В этом списке по идее должен был быть альбом «Heavy Weather», как самый известный, продаваемый и хитовый альбом бэнда. Но мне всегда были ближе ранние альбомы WR, где много поисков, звуковых клякс и гения Джо Завинула, основателя группы, который начинал как ученик Майлза Дэвиса, а затем отправился в самостоятельное плавание.

    5)      Jaco Pastorius – Jaco Pastorius

    Когда-то Джако Пасториус пришел к Джо Завинулу и нагло заявил: «Я лучший басист в мире!». В ответ услышал порцию отборной брани. Но в итоге все-таки оказался в группе «Weather Report». И записал с ней лучшие альбомы. А потом начал и сольную карьеру. Пластинка «Jaco Pastorius» 1976 года как раз дебютная. И, что бывает крайне редко, шедевральная. Здесь и виртуозные басовые зарисовки, и проникновенные баллады, и грувовые фанк-боевики. 

    6)      Billy Cobham – Shabazz

    Билли Кобэм тоже начал с шедевра. Дебютный альбом «Spectrum» до сих пор считается лучшим в его дискографии. Но ограничиваться им явно не стоит. У Кобэма были светлая и темная стороны – и от альбома к альбому настроение мастера менялось. В «Shabazz» выдержан баланс.

    7)      Mahavishnu Orchestra – The Inner Mounting Flame

    Фьюжн дал нам много крутых гитаристов: Ларри Коруэлл, Аль ди Меола, Патрик Мэтини. Но настоящим флагманом был все-таки Джон Маклафлин. Его эпилептические пассажи на электрогитаре стали фирменным знаком фьюжновских альбомов Майлза Дэвиса. Ну а дальше Маклафлин собрал собственный бэнд. И чисто музыкальной группой это было назвать сложно, это был еще и мистический союз, группа единомышленников по духовным поискам. И, пожалуй, лучше всего это отражает альбом «The Inner Mounting Flame».

    8)      Jean-Luc Ponty – Upon the Wings of Music

    Удивительный и редкий даже для джаза инструмент – электроскрипка, а один из признанных мастеров, освоивших её в совершенстве – француз Жан-Люк Понти. Он не только органично вписал скрипку в фьюжн, тем самым раздвинув границы жанра, но и создал потрясающие по красоте композиции: то лирические и ангельские, то неистовые и испепеляющие.

    9)      The Tony Williams Lifetime – Emergency!

    Тони Уильямса считают одним из основателей фьюжна наряду с Майлзом Дэвисом. Он был пионером-первооткрывателем в смешении рока и джаза, и он же создал характерные черты жанра, без которых его уже невозможно представить.

    10)     Stanley Clarke – Children of Forever

     Альбом «School Days» называют Библией для басистов, но мне ближе все-таки самый первый альбом. Стэнли Кларк, который играл, кажется, со всеми великими той эпохи, на этот раз сам позвал их на помощь. И друзья откликнулись, оперативно собрали дрим-тим с участием Чика Кории, Айрто Морейры, Джо Фаррелла и Флоры Пурим и сделали его дебют по-настоящему незабываемым.

    Источник