Гофман и его новая теория моды и модного поведения

Вероника Даль

В Пермском филиале Высшей школы экономики говорили о моде вообще и о моде на благотворительность в частности

18 мая 2018 г.

Трудно себе представить, сколько серьёзных теорий и исследований посвящено моде, но если вы побывали на Неделе социологии моды, то у вас уже есть об этом представление. Главными лекторами мероприятия, прошедшего в конце апреля, стали доктор социологических наук Александр Гофман и почётный профессор Университета Хельсинки Юкка Гронов — учёные-социологи, занимающиеся модой глубоко и основательно, потому что она этого достойна. Мода — это сложнейший социальный механизм, и не нужно сводить её к круговороту тряпок в природе.

Александр Гофман

 
Матвей Ефименко

Инициатор проведения недели, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Пермь Юлия Папушина уверена, что такой разговор в высшей степени полезен и для теоретиков, и для практиков: «Некоторым исследованиям в области менеджмента не хватает широкого взгляда и фундаментальности; а между тем многое из того, что изучает менеджмент и экономика, объяснено не только в них, но и в других науках, в том числе социологии… Мы попытались понять, как функционирует механизм моды, механизм формирования модности. Пригласили двух известных учёных, чтобы люди несколько расширили свой кругозор в этой области. Одна из главных идей — «отцепить» моду от каких-то материальных её выражений и показать, что она бывает не только на фасоны платьев или шляп, но и на более серьёзные и менее очевидные вещи».

Вот как раз об этом и была лекция Александра Гофмана «Мода и благотворительность». Профессор Гофман — автор книги «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения» — ещё в 1990-е годы представил весьма стройную и внятную теорию, первое системное исследование моды на русском языке. Кроме того, он перевёл на русский язык труды многих классиков социологии и написал не один учебник по истории этой науки.

Здесь, в Перми, на одной из своих лекций он продемонстрировал, как работает его теория, попытавшись объяснить новую моду нашего времени — моду на волонтёрство и благотворительность.

Как отметил профессор, едва ли не главный недостаток теорий, объясняющих моду, — тенденция скатываться к легковесности, заражаясь общим настроением самого предмета исследования. Что ж, идеи Гофмана легковесностью не страдают — это настоящая наука. Мало что из услышанного можно напечатать в модных журналах.

«Не путайте моду с тем, что в моде, — постоянно напоминал профессор. — Если я хочу изучать лекарства, то я не начну с изучения моды на лекарства, но если я хочу изучать моду на лекарства, то изучать лекарства мне недостаточно. Я должен посмотреть, что вокруг этого; какие установки, какие ценности стоят за производством, распространением и потреблением лекарств. Если меня интересует одежда — это одно, если меня интересует мода на одежду — это другое. И так с любым объектом».

Заметив общемировую моду на благотворительность, учёный подробно это явление препарировал и результаты своих исследований представил нам: «Мода на благотворительность — это факт. Хорошо это или нет, но это факт. Он может не нравиться, но отрицать его невозможно». В самом деле, многим не понравится то, что в наших благородных попытках осчастливить ближнего и дальнего кто-то обнаружил всего лишь веяние времени. По данным некоторых исследований, 12% взрослого населения 37 стран заняты полный рабочий день как добровольцы, то есть 20,8 млн человек в мире являются профессиональными волонтёрами. Наша страна здесь занимает 138-е место из 150 возможных, но мы всегда отстаём от моды, а распространяется это веяние весьма стремительно. Глядишь, скоро и догоним… Благотворительность — явление массовое, и вероятность стать модой для него высока. Есть даже популярное понятие «глобальный альтруизм» — форма универсальности благотворительности.

По теории Гофмана, существуют четыре внутренние ценности моды, по которым мы её всегда узнаем: универсальность (до которой от массовости — рукой подать), современность, игра, демонстративность.

Можете возразить, что благотворительность — не такая уж и современность. Профессор с вами согласится: он сам напомнил и о мусульманском закяте, и о христианской милостыне. Потом заметил, что в XIX веке уже был первый всплеск осовременивания традиции милосердия, когда все вдруг стали говорить не о милости к падшим и пожертвованиях, но о солидарности. Тогда в обществе стали распространяться социалистические идеи — вошли в моду.

Сегодня, заметил Гофман, понятие солидарности возвращается. Пройдясь по типологии благотворительности: обычай, социальный институт, социальное движение и, наконец, мода и глубоко частное дело, учёный знатно «оттоптался» на недостатках этатистского государства, каковым он назвал СССР. Было заметно, что социальное государство старого, советского образца кажется ему чем-то возмутительно немодным. Он не советовал возвращаться к старым «фасонам»: «Социальное государство должно быть состоятельным, бедное государство социальным быть не может».

В сочетании благотворительных порывов с консюмеризмом он не видит ничего страшного. Если кафе даёт вам возможность почувствовать себя хорошим человеком за совсем небольшие деньги, потраченные на дополнительную чашку чая к заказу, — что в этом плохого? Главное, чтобы деньги собирались и работали на благие дела. Гофман не наблюдает такой тенденции, как желание противопоставить потребительство милосердию: «Благотворительность не вытесняет ценности потребительского общества».

На Западе ко всему этому относятся легче, без жертвенного надрыва. Для многих включение опыта волонтёрства в резюме — способ установить полезные контакты и продвинуть карьеру, путешествовать. Благотворительность используют для пиара, морального комфорта, снижения налогов. Сегодня почти никто не хочет оставаться безымянным дарителем. Отдельные люди и целые компании охотно рассказывают о своих милосердных деяниях: демонстративность — одна из ценностей моды.

И ещё важный тренд в этом деле… Люди подчёркивают, что жертвуют средства на благие дела не как подданные своего государства или приверженцы той или иной религиозной конфессии: нет, это их глубоко личный выбор. Учёный назвал это «мотивом антиэтатизма»: «Стремление осознать себя как гражданина, но не как подданного государства, а как субъекта, наделённого гражданским достоинством». Это новое, прогрессивное веяние. Мы же знаем, как мода любит прогресс.

Тут же все обсудили моду на благотворительность как признак цивилизованности — особенно в России.

Ну, и последняя из ценностей моды — игра — в современной моде на благотворительность тоже распространена заметно. На ТВ-шоу, например… Сильно игровое начало в моде на благотворительность среди знаменитостей: тут вообще всё гламурно и пышно.

Да, бывает, что это лицемерие. Учёный вспомнил рассуждения Милана Кундеры о современных медиа и благотворительности: вас неделю будут пугать и мучить новостями о несчастных голодных детях из страны третьего мира, а со следующего понедельника все эти жертвы голода исчезают с экранов, чтобы больше никогда там не по­явиться.

Завершил свою лекцию профессор наблюдением о глобальном тренде: «Сегодня мы наблюдаем взаимодействие благотворительности как обычая, как института, как движения, как самоорганизации и моды».

Подпишитесь на наш Telegram-канал
и будьте в курсе главных новостей.

Источник

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

«Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения» — Гофман Александр Бенционович — издание: 1994

Гофман Александр Бенционович

Гофман Александр Бенционович

О произведении

Ответственность

Ин-т социологии

Библиотека

Российская государственная библиотека (РГБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Портал НЭБ предлагает вам скачать или читать онлайн диссертацию (автореферат) на тему «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения» , автора Гофман Александр Бенционович Документ был издан в 1994 году.

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

Источник

Мода как явление «праздного класса»: подход к fashion-феномену через призму социологических и философских исследований

Слово «мода», как правило, сопровождается ярким, но однообразным ассоциативным рядом из подиумов, глянца и рекламных щитов. В обществе постмодерна fashion-индустрия действительно развивается стремительно именно за счет массовости, рекламы и демонстративного потребления. Однако, из виду упускаются классические концепции социологии, согласно которым мода – это социокультурный феномен, неразрывно связанный с социальными и экономическими характеристиками общества. Предлагаем ознакомиться с работами крупнейших социологов IX, ХХ и ХХI вв., которые связывали моду с исследованиями поведения людей, экономическими факторами, знаковыми системами, а также теориями массового и демонстративного потребления.

1. Герберт Блумер «Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору»
В своей работе американский социолог анализирует процесс возникновения моды как явления и приходит к выводу о том, что в этом процессе участвует множество акторов – от дизайнеров до байеров. Блумер подчеркивает, что мода – это своеобразное взаимодействие трех факторов: осознанной рефлексии дизайнеров, выбора байеров и ориентации вышеперечисленного на вкусы и ожидания публики, для которой бесконечная гонка за модой является попыткой не отстать от времени и верифицировать свой хороший вкус.

2. Ролан Барт «Система моды. Статьи по семиотике культуры»
Для Барта мода – это система знаков, состоящая из различных комбинаций и замещений, возможных среди едениц одежды. Эта система формирует «риторику моды», которая анализируется социологом на примере «машин для производства моды» – французских журналов. Каждый знак в системе рождается своевременно, например, к очередному модному сезону, а затем внезапно и быстро удаляется, но лишь на время (ведь моде свойственно спиралевидное развитие).

3. Георг Зиммель «Созерцание жизни», глава «Мода»
В понимании Зиммеля мода становится и формой социализации индивида, и формой его индивидуализации. Мода может объединять людей, но главное ее свойство в том, что она никогда не распространяется на все общество, позволяя тем самым отдельным группам индивидов дифференцироваться и ощущать себе особенными. Когда же очередной тренд становится полностью массовым (распространяется на все группы), это модное веяние исчезает, уступая место новым платформам для удовлетворения потребностей в «различении».

4. Ларс Свендсен «Философия моды»
Современный критический анализ моды в ключе постмодерна. Книга Свендсена наполнена всевозможными отсылками как к представителям классической мысли, таким как Иммануил Кант, Адам Смит и Георг Зиммель, так и к деятелям искусства ХХI века (Энди Уорхол, Вивьен Вествуд). Автор подчеркивает то, что мода – важная часть «эстетизации» жизни, а ее влияние на общество стремительно возрастает из года в год.

5. Александр Гофман «Мода и люди»
Полноценный анализ моды как социокультурного феномена, включающий в себя такие аспекты, как функции моды в современном мире, связи между производителем и потребителем, понятие «престижного потребления», а также взаимовлияние моды и массовых сообществ: конгломерата, толпы и публики.

Источник

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Мода и люди Новая теория моды и мод. поведения — книга автора Гофман А. Б. — издание: 2000

Гофман Александр Бенционович

Доступна только бумажная версия документа

224 с.

Количество страниц

О произведении

ББК

64.33, 37.24, С550.74

Общее примечание

Загл. обл. : Мода и люди, или Новая теория моды и модного поведения

Еще

Библиотека

Российская национальная библиотека (РНБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Источник

Книги бесплатноНа нашем сайте
можно скачать книги всех жанров и
авторов, живших в разные времена. На данный
момент в
библиотеке находится около 30 000 книг
разных авторов и жанров, примерно 6000 авторов.
Скачать книги можно бесплатно, без регистрации и
безо всяких ограничений. Да-да, у нас все книги
бесплатные! Скачивайте и читайте, изучайте,
совершенствуйтесь сами, улучшайте свой бизнес,
делайте свой дом уютнее, а участок красивее.
Наша библиотека для тех , кто ставит перед собой
высокие задачи.

Для
удобства поиска нужной книги или
автора в электронной библиотеке, существует
навигация. Все книги и авторы в библиотеке
распределены по жанрам, к которым их можно
отнести. Так, можно увидеть все имеющиеся книги
определённой тематики, например, книги по
психологии, фантастику, детектив, исторические
книги или книги русских классиков и т. д. Наши
эксклюзивные книжные новинки и самые интересные
последние книги можно увидеть в разделе
новые
книги.

Книга Мода и люди (Новая теория моды и модного поведения.) Гофман А.Б., доступные форматы:

Автор
Название
Раздел
Размер469113
ФайлFashion1.rar
Дата внесения2011-02-27
Скачали312 раз
Книгу скачать в архиве RAR
Краткое описание, вступление:
своем движении легко преодолевают межгосударственные границы, на
какие бы замки они ни запирались. Это обусловлено особенностями со
временного массового производства и потребления, развитием средств
коммуникации, культурных контактов и т.д.

*’Тард Г. Законы подражания. СПб., 1982. С. 243-244.
‘*О понятиях “мы”, “мы-группа” и “внутренняя группа”, характеризующих
архаическое
сознание и противопоставляемых понятиям “они”, “они-группа” и “внешние группы”,
см.:
SumnerW. О. Folkways. Boston, 1907: Поришев Д.Ф. Социальная психология и
история. М.:
Наука, 1966. С. 73-1 1 8. Ср. понятие “наш костюм”, связанное с национальной
традационной
(т.е. внемодной) одеждой и описанное П.Г. Богатыревым ( Богатырев П.Г. Вопросы
теории
народного искусства. М.: Искусство, 1971. С. 357-360).

20

Все перечисленные моменты оказывают воздействие на соотношение
“своего” и “чужого” в общественном сознании. В архаических обществах
мизонеизм, неприятие нововведений, нередко связан с ксенофобией,
отрицательным отношением ко всему “чужому”, иностранному. Что ка
сается моды, то в ней “чужое”, пространственно и культурно удаленное,
зачастую ценностно позитивно окрашено. Эта удаленность как бы ком
пенсирует временною близость модных стандартов (“современных”). Экзо
тическое происхождение модных стандартов и объектов иногда служит
одним из источников их привлекательности.

В отличие от современности и универсальности третья “внутренняя”
ценность моды – демнстративность – не ограничена пространственными
и временными рамками. Она имеет корни в биологических аспектах чело
веческого существования, хотя в различных культурах, безусловно, вы
ступает совершенно по-разному. Из многочисленных исследований этоло-
гов известно, сколь важную роль играет демонстративность в поведении
животных. Демонстративные аспекты поведения обнаруживаются уже на
ранних этапах человеческой истории. Они многократно описывались ис
следователями в одежде, танцах, украшениях, татуировке первобытног

Оценить:

Оставить отзыв

Скачайте книгу, “” автором которой является талантливый писатель .Эта книга представляет раздел .
написал не одну книгу. Ознакомиться с ними, скачать и прочитать, Вы
сможете в разделе
Книги этого автора.
Творческую биографию
Вы можете посмотреть в разделе биография автора.
“”
замечательная
книга, рекомендуем Вам её прочесть. Переходим по этой ссылке, для того что бы её

скачать Мода и люди (Новая теория моды и модного поведения.).
Все книги на сайте выложены для ознакомления,
авторские права, как и сами книги, принадлежат автору.
Теперь чтенее стало ещё приятнее с Мобильными телефонами и
смартфонами HTC! Читай книгу Мода и люди (Новая теория моды и модного поведения.) на большом ярком экране смартфона!

Интересно знать:
Нет файла: txt/3.txt
Аргументы и факты:
В этом году исполняется 191 год со дня рождения Исаака Зингера, изобретателя
и крупнеишего производителя первых ручных швейных машин. Он родился в городе
Освего, в штате Нью-Йорк, восьмым ребенком в семье немецкого иммигранта. Став
самостоятельным человеком, перепробовал ряд занятий: был бродячим актером,
канавокопателем, столяром-мебельщиком.
В цветущем возрасте 38 лет он занял 40 долларов в банке и начал возиться с тем,
что позже станет первой в мире швейной машиной. Будучи увлекающимся человеком,
он работал над своим изобретением всего год. Его новинку мог и хотел приобрести
любой семьянин. Выпущенная на рынок в 1850 году, эта машина сначала ручная,
потом с ножным приводом, а позже с электроприводом имела необыкновенный спрос и
успех. Имя владельца и изобретателя машины — помощницы любой швеи обрело
популярность на всех континентах. Зингер стал благодетелем человечества в
буквальном смысле слова. Но сам он в силу своего характера снисходительно
относился к своей славе. Вот его собственные слова: «Меня ничуть не интересует
мое изобретение. Звонкая монета — вот что оно принесет мне».
Однако не только простые люди, особенно многодетные, думали совсем иначе.
Махатма Ганди называл созданную Зингером машину «одним из полезнейших
изобретений за всю историю». Адмирал Ричард Берд возил семь зингеровских машин в
Антарктику, чтобы обшивать офицеров и матросов. Русский царь Александр III
приказывал службе тыла использовать эти машины для изготовления четверти
миллиона палаток для всей армии. Наконец, основанная в 1851 году фирма «Зингер»
оказалась в числе первых транснациональных корпораций.
Разбогатев на продаже идущих нарасхват швейных машин, Зингер частично потратил
скопленные им 13 миллионов долларов на воспитание своих двадцати четырех детей
от двух жен и по меньшей мере трех любовниц. Скончался Исаак Зингер в возрасте
64 лет в Англии, в собственном доме, стоившем полмиллиона долларов, который он в
шутку называл «вигвамом».
Фирма, созданная им 150 лет назад, ныне полностью преобразована.Традиционным
выпуском швейных машин занимается теперь новая компания, принадлежащая прежним
акционерам. Ее дирекция имеет право выпускать изделия под собственной маркой.
Такие современные модели, как, скажем, «Ультра анлимитед», больше похожи на
панель управления современного авиалайнера, чем на стандартную машинку. Она
работает на базе компьютера по заданной программе, делая множество разнообразных
стежков, вышивок и узоров по выбору.
Сама же фирма «Зингер» первоочередным бизнесом для себя считает авиа космическую
продукцию, создаваемую в организованном ею 33 года назад отделении. Как правило,
американские фирмы, чтобы удержаться на хорошем счету на рынке, должны
ориентироваться на разнообразную номенклатуру изделий. Так поступила и фирма
«Зингер». Указанное подразделение осуществляет сборку и выпуск имитаторов
полета, тренажеров для пилотов, оборудования для создания электронных помех, а
также навигационных систем для самолетов и наведения ракет.

Источник