Гофман мода и люди новая теория модного
Вероника Даль
В Пермском филиале Высшей школы экономики говорили о моде вообще и о моде на благотворительность в частности
18 мая 2018 г.
Трудно себе представить, сколько серьёзных теорий и исследований посвящено моде, но если вы побывали на Неделе социологии моды, то у вас уже есть об этом представление. Главными лекторами мероприятия, прошедшего в конце апреля, стали доктор социологических наук Александр Гофман и почётный профессор Университета Хельсинки Юкка Гронов — учёные-социологи, занимающиеся модой глубоко и основательно, потому что она этого достойна. Мода — это сложнейший социальный механизм, и не нужно сводить её к круговороту тряпок в природе.
Матвей Ефименко
Инициатор проведения недели, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Пермь Юлия Папушина уверена, что такой разговор в высшей степени полезен и для теоретиков, и для практиков: «Некоторым исследованиям в области менеджмента не хватает широкого взгляда и фундаментальности; а между тем многое из того, что изучает менеджмент и экономика, объяснено не только в них, но и в других науках, в том числе социологии… Мы попытались понять, как функционирует механизм моды, механизм формирования модности. Пригласили двух известных учёных, чтобы люди несколько расширили свой кругозор в этой области. Одна из главных идей — «отцепить» моду от каких-то материальных её выражений и показать, что она бывает не только на фасоны платьев или шляп, но и на более серьёзные и менее очевидные вещи».
Вот как раз об этом и была лекция Александра Гофмана «Мода и благотворительность». Профессор Гофман — автор книги «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения» — ещё в 1990-е годы представил весьма стройную и внятную теорию, первое системное исследование моды на русском языке. Кроме того, он перевёл на русский язык труды многих классиков социологии и написал не один учебник по истории этой науки.
Здесь, в Перми, на одной из своих лекций он продемонстрировал, как работает его теория, попытавшись объяснить новую моду нашего времени — моду на волонтёрство и благотворительность.
Как отметил профессор, едва ли не главный недостаток теорий, объясняющих моду, — тенденция скатываться к легковесности, заражаясь общим настроением самого предмета исследования. Что ж, идеи Гофмана легковесностью не страдают — это настоящая наука. Мало что из услышанного можно напечатать в модных журналах.
«Не путайте моду с тем, что в моде, — постоянно напоминал профессор. — Если я хочу изучать лекарства, то я не начну с изучения моды на лекарства, но если я хочу изучать моду на лекарства, то изучать лекарства мне недостаточно. Я должен посмотреть, что вокруг этого; какие установки, какие ценности стоят за производством, распространением и потреблением лекарств. Если меня интересует одежда — это одно, если меня интересует мода на одежду — это другое. И так с любым объектом».
Заметив общемировую моду на благотворительность, учёный подробно это явление препарировал и результаты своих исследований представил нам: «Мода на благотворительность — это факт. Хорошо это или нет, но это факт. Он может не нравиться, но отрицать его невозможно». В самом деле, многим не понравится то, что в наших благородных попытках осчастливить ближнего и дальнего кто-то обнаружил всего лишь веяние времени. По данным некоторых исследований, 12% взрослого населения 37 стран заняты полный рабочий день как добровольцы, то есть 20,8 млн человек в мире являются профессиональными волонтёрами. Наша страна здесь занимает 138-е место из 150 возможных, но мы всегда отстаём от моды, а распространяется это веяние весьма стремительно. Глядишь, скоро и догоним… Благотворительность — явление массовое, и вероятность стать модой для него высока. Есть даже популярное понятие «глобальный альтруизм» — форма универсальности благотворительности.
По теории Гофмана, существуют четыре внутренние ценности моды, по которым мы её всегда узнаем: универсальность (до которой от массовости — рукой подать), современность, игра, демонстративность.
Можете возразить, что благотворительность — не такая уж и современность. Профессор с вами согласится: он сам напомнил и о мусульманском закяте, и о христианской милостыне. Потом заметил, что в XIX веке уже был первый всплеск осовременивания традиции милосердия, когда все вдруг стали говорить не о милости к падшим и пожертвованиях, но о солидарности. Тогда в обществе стали распространяться социалистические идеи — вошли в моду.
Сегодня, заметил Гофман, понятие солидарности возвращается. Пройдясь по типологии благотворительности: обычай, социальный институт, социальное движение и, наконец, мода и глубоко частное дело, учёный знатно «оттоптался» на недостатках этатистского государства, каковым он назвал СССР. Было заметно, что социальное государство старого, советского образца кажется ему чем-то возмутительно немодным. Он не советовал возвращаться к старым «фасонам»: «Социальное государство должно быть состоятельным, бедное государство социальным быть не может».
В сочетании благотворительных порывов с консюмеризмом он не видит ничего страшного. Если кафе даёт вам возможность почувствовать себя хорошим человеком за совсем небольшие деньги, потраченные на дополнительную чашку чая к заказу, — что в этом плохого? Главное, чтобы деньги собирались и работали на благие дела. Гофман не наблюдает такой тенденции, как желание противопоставить потребительство милосердию: «Благотворительность не вытесняет ценности потребительского общества».
На Западе ко всему этому относятся легче, без жертвенного надрыва. Для многих включение опыта волонтёрства в резюме — способ установить полезные контакты и продвинуть карьеру, путешествовать. Благотворительность используют для пиара, морального комфорта, снижения налогов. Сегодня почти никто не хочет оставаться безымянным дарителем. Отдельные люди и целые компании охотно рассказывают о своих милосердных деяниях: демонстративность — одна из ценностей моды.
И ещё важный тренд в этом деле… Люди подчёркивают, что жертвуют средства на благие дела не как подданные своего государства или приверженцы той или иной религиозной конфессии: нет, это их глубоко личный выбор. Учёный назвал это «мотивом антиэтатизма»: «Стремление осознать себя как гражданина, но не как подданного государства, а как субъекта, наделённого гражданским достоинством». Это новое, прогрессивное веяние. Мы же знаем, как мода любит прогресс.
Тут же все обсудили моду на благотворительность как признак цивилизованности — особенно в России.
Ну, и последняя из ценностей моды — игра — в современной моде на благотворительность тоже распространена заметно. На ТВ-шоу, например… Сильно игровое начало в моде на благотворительность среди знаменитостей: тут вообще всё гламурно и пышно.
Да, бывает, что это лицемерие. Учёный вспомнил рассуждения Милана Кундеры о современных медиа и благотворительности: вас неделю будут пугать и мучить новостями о несчастных голодных детях из страны третьего мира, а со следующего понедельника все эти жертвы голода исчезают с экранов, чтобы больше никогда там не появиться.
Завершил свою лекцию профессор наблюдением о глобальном тренде: «Сегодня мы наблюдаем взаимодействие благотворительности как обычая, как института, как движения, как самоорганизации и моды».
Подпишитесь на наш Telegram-канал
и будьте в курсе главных новостей.
Мода как явление «праздного класса»: подход к fashion-феномену через призму социологических и философских исследований
Слово «мода», как правило, сопровождается ярким, но однообразным ассоциативным рядом из подиумов, глянца и рекламных щитов. В обществе постмодерна fashion-индустрия действительно развивается стремительно именно за счет массовости, рекламы и демонстративного потребления. Однако, из виду упускаются классические концепции социологии, согласно которым мода – это социокультурный феномен, неразрывно связанный с социальными и экономическими характеристиками общества. Предлагаем ознакомиться с работами крупнейших социологов IX, ХХ и ХХI вв., которые связывали моду с исследованиями поведения людей, экономическими факторами, знаковыми системами, а также теориями массового и демонстративного потребления.
1. Герберт Блумер «Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору»
В своей работе американский социолог анализирует процесс возникновения моды как явления и приходит к выводу о том, что в этом процессе участвует множество акторов – от дизайнеров до байеров. Блумер подчеркивает, что мода – это своеобразное взаимодействие трех факторов: осознанной рефлексии дизайнеров, выбора байеров и ориентации вышеперечисленного на вкусы и ожидания публики, для которой бесконечная гонка за модой является попыткой не отстать от времени и верифицировать свой хороший вкус.
2. Ролан Барт «Система моды. Статьи по семиотике культуры»
Для Барта мода – это система знаков, состоящая из различных комбинаций и замещений, возможных среди едениц одежды. Эта система формирует «риторику моды», которая анализируется социологом на примере «машин для производства моды» – французских журналов. Каждый знак в системе рождается своевременно, например, к очередному модному сезону, а затем внезапно и быстро удаляется, но лишь на время (ведь моде свойственно спиралевидное развитие).
3. Георг Зиммель «Созерцание жизни», глава «Мода»
В понимании Зиммеля мода становится и формой социализации индивида, и формой его индивидуализации. Мода может объединять людей, но главное ее свойство в том, что она никогда не распространяется на все общество, позволяя тем самым отдельным группам индивидов дифференцироваться и ощущать себе особенными. Когда же очередной тренд становится полностью массовым (распространяется на все группы), это модное веяние исчезает, уступая место новым платформам для удовлетворения потребностей в «различении».
4. Ларс Свендсен «Философия моды»
Современный критический анализ моды в ключе постмодерна. Книга Свендсена наполнена всевозможными отсылками как к представителям классической мысли, таким как Иммануил Кант, Адам Смит и Георг Зиммель, так и к деятелям искусства ХХI века (Энди Уорхол, Вивьен Вествуд). Автор подчеркивает то, что мода – важная часть «эстетизации» жизни, а ее влияние на общество стремительно возрастает из года в год.
5. Александр Гофман «Мода и люди»
Полноценный анализ моды как социокультурного феномена, включающий в себя такие аспекты, как функции моды в современном мире, связи между производителем и потребителем, понятие «престижного потребления», а также взаимовлияние моды и массовых сообществ: конгломерата, толпы и публики.
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Мода и люди Новая теория моды и мод. поведения
Доступна только бумажная версия документа
224 с.
Количество страниц
О произведении
ББК
64.33, 37.24, С550.74
Общее примечание
Загл. обл. : Мода и люди, или Новая теория моды и модного поведения
Еще
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Основная литература
1. Гофман, А. Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. − 3-е изд. − М. : Приор, 2004. – 208 с.
2. Ильин, В. И. Поведение потребителей / В. И. Ильин. − СПб. : Питер, 2000. – 224 с.
3. Килошенко, М. И. Психология моды : учебное пособие для вузов / М. И. Килошенко. − М. : Оникс, 2006. – 320 с.
Дополнительная литература
4. Андреева, А. Ю., Богомолов, Г. И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. От Древнего Египта до модерна / А. Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. − М. : Паритет, 2008. − 120 с.
5. Андреева, Р. П. Энциклопедия моды / Р. П. Андреева. − СПб. : Литера, 1997. − 411 с.
6. Блейз, А. И. История в костюмах / А. И. Блейз. − М. :Олма-Пресс, 2001. − 177 с.
7. Бодрийяр, Ж. Мода и Феерия кода / Ж. Бодрийяр. // Символический Обмен и Смерть − М. : Добросвет, 2000. − 387 с.
8. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. − М. : Рудомино, 1995. − 243 с.
9. Браун, Л. Имидж – путь к успеху / Л. Браун. − СПб : Питер, 2001. − 192 с.
10. Брун, В. История костюма от древности до Нового времени / В. Брун, М. Тильке. − М. : Эксмо, 2007. − 464 c.
11. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. − М. : Прогресс, 1984 − 368 с.
12. Гузявичуте, Р. А. Цикличность моды XX в. // Мода и промышленное моделирование одежды: докл. на Всесоюзн. научн. конф. (16−18 янв. 1979 г.). − М. : Моск. текст. институт, 1979. − С. 15−35.
13. Зелинг, Ш. Мода. Век модельеров. 1900-1999 / Ш. Зелинг − Кельн : KONEMANN, 2000.− 457 с.
14. Зиммель, Г. Мода / Г. Зиммель. // Избранное (Лики культуры). Том 2. Созерцание жизни − М.: Юрист, 1996 − С.266−291.
15. Зомбарт, В. Народное хозяйство и мода / В. Зомбарт. // Избранные работы − М. : Территория будущего, 2005 – С. 321−339.
16. Искусство и промышленность / Под ред. В. П. Толстого, К. М. Кантора. − М. : Искусство, 1967. − 156 c.
17. Кавамура, Ю. Теория и практика создания моды / Ю. Кавамура. − М. : Гривцов Паблишер, 2009 − 192 с.
18. Козлова, Т. В. Художественное проектирование костюма / Т. В. Козлова. − М. : Легкая и пищевая промышленность, 1982 − 144 с.
19. Кантор, К. М. Мода как стиль жизни // Мода: за и против / под ред. В. И. Толстых. − М. : Искусство, 1973 − С. 141−203.
20. Которн, Н. История моды в ХХ веке / Н. Которн. − М. : Тривиум, 1998. − 175 с.
21. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов. Том 2 / М. Н. Мерцалова. − М. : Академия моды, 1993. − 432 с.
22. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов. Том 3−4 / М. Н. Мерцалова. − М. : Академия моды, 2003. − 576 с.
23. Нагорских, Т. Н. Модная внешность и ценностные ориентации личности / Т. Н. Нагорских. − Ростов-на-Дону : Гуманитарные и социально-экономические науки, 2005. − № 3. − С. 58−60.
24. Нерсесов, Я. Н. Мода / Я. Н. Нерсесов. − М. : ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. − 239 с.
25. Орлова Л. Азбука моды / Л. Орлова − М. : Просвещение, 1989. − 179 с.
26. Паскье, Ж. Энциклопедия элегантности / Ж. Паскье − М. : ИНСОФТ, 1992. − 204 с.
27. Пименов, П. А. Вижу-хочу! Мерчендайзинг в мире моды / П. А. Пименов. − М. : Омега-Л, 2008. − 256 с.
28. Сестры Сорины. Язык одежды, или как понять человека по его костюму / Н. А. Коробцева, Е. А. Петрова. − М. : Глобус,1999. − с. 194.
29. Толстых, В. И. Мода как социальный феномен / В. И. Толстых // Мода: за и против / под. ред. В. И. Толстых. − М. : Искусство, 1973. − С. 7−39.
30. Хейзинга, Й . Homo Ludens. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга. − М. : Прогресс-Традиция, 1997. − 416 с.
31. Ятина, Л. И. Мода глазами социолога. Результаты эмпирического исследования / Л. И. Ятина// Журнал социологии и социальной антропологии. − 1998 год. − том I, выпуск 2.− С.34−55.
32. Blumer, H. Fashion // International Encyclopedia of the Social Sciences. − N.Y., 1968. − Vol.5. − P. 343.
Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 29; Нарушение авторских прав