Гофман мода и люди новая теория модного

Вероника Даль

В Пермском филиале Высшей школы экономики говорили о моде вообще и о моде на благотворительность в частности

18 мая 2018 г.

Трудно себе представить, сколько серьёзных теорий и исследований посвящено моде, но если вы побывали на Неделе социологии моды, то у вас уже есть об этом представление. Главными лекторами мероприятия, прошедшего в конце апреля, стали доктор социологических наук Александр Гофман и почётный профессор Университета Хельсинки Юкка Гронов — учёные-социологи, занимающиеся модой глубоко и основательно, потому что она этого достойна. Мода — это сложнейший социальный механизм, и не нужно сводить её к круговороту тряпок в природе.

Александр Гофман

 
Матвей Ефименко

Инициатор проведения недели, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Пермь Юлия Папушина уверена, что такой разговор в высшей степени полезен и для теоретиков, и для практиков: «Некоторым исследованиям в области менеджмента не хватает широкого взгляда и фундаментальности; а между тем многое из того, что изучает менеджмент и экономика, объяснено не только в них, но и в других науках, в том числе социологии… Мы попытались понять, как функционирует механизм моды, механизм формирования модности. Пригласили двух известных учёных, чтобы люди несколько расширили свой кругозор в этой области. Одна из главных идей — «отцепить» моду от каких-то материальных её выражений и показать, что она бывает не только на фасоны платьев или шляп, но и на более серьёзные и менее очевидные вещи».

Вот как раз об этом и была лекция Александра Гофмана «Мода и благотворительность». Профессор Гофман — автор книги «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения» — ещё в 1990-е годы представил весьма стройную и внятную теорию, первое системное исследование моды на русском языке. Кроме того, он перевёл на русский язык труды многих классиков социологии и написал не один учебник по истории этой науки.

Здесь, в Перми, на одной из своих лекций он продемонстрировал, как работает его теория, попытавшись объяснить новую моду нашего времени — моду на волонтёрство и благотворительность.

Как отметил профессор, едва ли не главный недостаток теорий, объясняющих моду, — тенденция скатываться к легковесности, заражаясь общим настроением самого предмета исследования. Что ж, идеи Гофмана легковесностью не страдают — это настоящая наука. Мало что из услышанного можно напечатать в модных журналах.

«Не путайте моду с тем, что в моде, — постоянно напоминал профессор. — Если я хочу изучать лекарства, то я не начну с изучения моды на лекарства, но если я хочу изучать моду на лекарства, то изучать лекарства мне недостаточно. Я должен посмотреть, что вокруг этого; какие установки, какие ценности стоят за производством, распространением и потреблением лекарств. Если меня интересует одежда — это одно, если меня интересует мода на одежду — это другое. И так с любым объектом».

Заметив общемировую моду на благотворительность, учёный подробно это явление препарировал и результаты своих исследований представил нам: «Мода на благотворительность — это факт. Хорошо это или нет, но это факт. Он может не нравиться, но отрицать его невозможно». В самом деле, многим не понравится то, что в наших благородных попытках осчастливить ближнего и дальнего кто-то обнаружил всего лишь веяние времени. По данным некоторых исследований, 12% взрослого населения 37 стран заняты полный рабочий день как добровольцы, то есть 20,8 млн человек в мире являются профессиональными волонтёрами. Наша страна здесь занимает 138-е место из 150 возможных, но мы всегда отстаём от моды, а распространяется это веяние весьма стремительно. Глядишь, скоро и догоним… Благотворительность — явление массовое, и вероятность стать модой для него высока. Есть даже популярное понятие «глобальный альтруизм» — форма универсальности благотворительности.

По теории Гофмана, существуют четыре внутренние ценности моды, по которым мы её всегда узнаем: универсальность (до которой от массовости — рукой подать), современность, игра, демонстративность.

Можете возразить, что благотворительность — не такая уж и современность. Профессор с вами согласится: он сам напомнил и о мусульманском закяте, и о христианской милостыне. Потом заметил, что в XIX веке уже был первый всплеск осовременивания традиции милосердия, когда все вдруг стали говорить не о милости к падшим и пожертвованиях, но о солидарности. Тогда в обществе стали распространяться социалистические идеи — вошли в моду.

Сегодня, заметил Гофман, понятие солидарности возвращается. Пройдясь по типологии благотворительности: обычай, социальный институт, социальное движение и, наконец, мода и глубоко частное дело, учёный знатно «оттоптался» на недостатках этатистского государства, каковым он назвал СССР. Было заметно, что социальное государство старого, советского образца кажется ему чем-то возмутительно немодным. Он не советовал возвращаться к старым «фасонам»: «Социальное государство должно быть состоятельным, бедное государство социальным быть не может».

В сочетании благотворительных порывов с консюмеризмом он не видит ничего страшного. Если кафе даёт вам возможность почувствовать себя хорошим человеком за совсем небольшие деньги, потраченные на дополнительную чашку чая к заказу, — что в этом плохого? Главное, чтобы деньги собирались и работали на благие дела. Гофман не наблюдает такой тенденции, как желание противопоставить потребительство милосердию: «Благотворительность не вытесняет ценности потребительского общества».

На Западе ко всему этому относятся легче, без жертвенного надрыва. Для многих включение опыта волонтёрства в резюме — способ установить полезные контакты и продвинуть карьеру, путешествовать. Благотворительность используют для пиара, морального комфорта, снижения налогов. Сегодня почти никто не хочет оставаться безымянным дарителем. Отдельные люди и целые компании охотно рассказывают о своих милосердных деяниях: демонстративность — одна из ценностей моды.

И ещё важный тренд в этом деле… Люди подчёркивают, что жертвуют средства на благие дела не как подданные своего государства или приверженцы той или иной религиозной конфессии: нет, это их глубоко личный выбор. Учёный назвал это «мотивом антиэтатизма»: «Стремление осознать себя как гражданина, но не как подданного государства, а как субъекта, наделённого гражданским достоинством». Это новое, прогрессивное веяние. Мы же знаем, как мода любит прогресс.

Тут же все обсудили моду на благотворительность как признак цивилизованности — особенно в России.

Ну, и последняя из ценностей моды — игра — в современной моде на благотворительность тоже распространена заметно. На ТВ-шоу, например… Сильно игровое начало в моде на благотворительность среди знаменитостей: тут вообще всё гламурно и пышно.

Да, бывает, что это лицемерие. Учёный вспомнил рассуждения Милана Кундеры о современных медиа и благотворительности: вас неделю будут пугать и мучить новостями о несчастных голодных детях из страны третьего мира, а со следующего понедельника все эти жертвы голода исчезают с экранов, чтобы больше никогда там не по­явиться.

Завершил свою лекцию профессор наблюдением о глобальном тренде: «Сегодня мы наблюдаем взаимодействие благотворительности как обычая, как института, как движения, как самоорганизации и моды».

Подпишитесь на наш Telegram-канал
и будьте в курсе главных новостей.

Источник

Мода как явление «праздного класса»: подход к fashion-феномену через призму социологических и философских исследований

Слово «мода», как правило, сопровождается ярким, но однообразным ассоциативным рядом из подиумов, глянца и рекламных щитов. В обществе постмодерна fashion-индустрия действительно развивается стремительно именно за счет массовости, рекламы и демонстративного потребления. Однако, из виду упускаются классические концепции социологии, согласно которым мода – это социокультурный феномен, неразрывно связанный с социальными и экономическими характеристиками общества. Предлагаем ознакомиться с работами крупнейших социологов IX, ХХ и ХХI вв., которые связывали моду с исследованиями поведения людей, экономическими факторами, знаковыми системами, а также теориями массового и демонстративного потребления.

1. Герберт Блумер «Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору»
В своей работе американский социолог анализирует процесс возникновения моды как явления и приходит к выводу о том, что в этом процессе участвует множество акторов – от дизайнеров до байеров. Блумер подчеркивает, что мода – это своеобразное взаимодействие трех факторов: осознанной рефлексии дизайнеров, выбора байеров и ориентации вышеперечисленного на вкусы и ожидания публики, для которой бесконечная гонка за модой является попыткой не отстать от времени и верифицировать свой хороший вкус.

2. Ролан Барт «Система моды. Статьи по семиотике культуры»
Для Барта мода – это система знаков, состоящая из различных комбинаций и замещений, возможных среди едениц одежды. Эта система формирует «риторику моды», которая анализируется социологом на примере «машин для производства моды» – французских журналов. Каждый знак в системе рождается своевременно, например, к очередному модному сезону, а затем внезапно и быстро удаляется, но лишь на время (ведь моде свойственно спиралевидное развитие).

3. Георг Зиммель «Созерцание жизни», глава «Мода»
В понимании Зиммеля мода становится и формой социализации индивида, и формой его индивидуализации. Мода может объединять людей, но главное ее свойство в том, что она никогда не распространяется на все общество, позволяя тем самым отдельным группам индивидов дифференцироваться и ощущать себе особенными. Когда же очередной тренд становится полностью массовым (распространяется на все группы), это модное веяние исчезает, уступая место новым платформам для удовлетворения потребностей в «различении».

4. Ларс Свендсен «Философия моды»
Современный критический анализ моды в ключе постмодерна. Книга Свендсена наполнена всевозможными отсылками как к представителям классической мысли, таким как Иммануил Кант, Адам Смит и Георг Зиммель, так и к деятелям искусства ХХI века (Энди Уорхол, Вивьен Вествуд). Автор подчеркивает то, что мода – важная часть «эстетизации» жизни, а ее влияние на общество стремительно возрастает из года в год.

5. Александр Гофман «Мода и люди»
Полноценный анализ моды как социокультурного феномена, включающий в себя такие аспекты, как функции моды в современном мире, связи между производителем и потребителем, понятие «престижного потребления», а также взаимовлияние моды и массовых сообществ: конгломерата, толпы и публики.

Источник

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Мода и люди Новая теория моды и мод. поведения

Доступна только бумажная версия документа

224 с.

Количество страниц

О произведении

ББК

64.33, 37.24, С550.74

Общее примечание

Загл. обл. : Мода и люди, или Новая теория моды и модного поведения

Еще

Библиотека

Российская национальная библиотека (РНБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Источник

Основная литература

1. Гофман, А. Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. − 3-е изд. − М. : Приор, 2004. – 208 с.

2. Ильин, В. И. Поведение потребителей / В. И. Ильин. − СПб. : Питер, 2000. – 224 с.

3. Килошенко, М. И. Психология моды : учебное пособие для вузов / М. И. Килошенко. − М. : Оникс, 2006. – 320 с.

Дополнительная литература

4. Андреева, А. Ю., Богомолов, Г. И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. От Древнего Египта до модерна / А. Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. − М. : Паритет, 2008. − 120 с.

5. Андреева, Р. П. Энциклопедия моды / Р. П. Андреева. − СПб. : Литера, 1997. − 411 с.

6. Блейз, А. И. История в костюмах / А. И. Блейз. − М. :Олма-Пресс, 2001. − 177 с.

7. Бодрийяр, Ж. Мода и Феерия кода / Ж. Бодрийяр. // Символический Обмен и Смерть − М. : Добросвет, 2000. − 387 с.

8. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. − М. : Рудомино, 1995. − 243 с.

9. Браун, Л. Имидж – путь к успеху / Л. Браун. − СПб : Питер, 2001. − 192 с.

10. Брун, В. История костюма от древности до Нового времени / В. Брун, М. Тильке. − М. : Эксмо, 2007. − 464 c.

11. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. − М. : Прогресс, 1984 − 368 с.

12. Гузявичуте, Р. А. Цикличность моды XX в. // Мода и промышленное моделирование одежды: докл. на Всесоюзн. научн. конф. (16−18 янв. 1979 г.). − М. : Моск. текст. институт, 1979. − С. 15−35.

13. Зелинг, Ш. Мода. Век модельеров. 1900-1999 / Ш. Зелинг − Кельн : KONEMANN, 2000.− 457 с.

14. Зиммель, Г. Мода / Г. Зиммель. // Избранное (Лики культуры). Том 2. Созерцание жизни − М.: Юрист, 1996 − С.266−291.

15. Зомбарт, В. Народное хозяйство и мода / В. Зомбарт. // Избранные работы − М. : Территория будущего, 2005 – С. 321−339.

16. Искусство и промышленность / Под ред. В. П. Толстого, К. М. Кантора. − М. : Искусство, 1967. − 156 c.

17. Кавамура, Ю. Теория и практика создания моды / Ю. Кавамура. − М. : Гривцов Паблишер, 2009 − 192 с.

18. Козлова, Т. В. Художественное проектирование костюма / Т. В. Козлова. − М. : Легкая и пищевая промышленность, 1982 − 144 с.

19. Кантор, К. М. Мода как стиль жизни // Мода: за и против / под ред. В. И. Толстых. − М. : Искусство, 1973 − С. 141−203.

20. Которн, Н. История моды в ХХ веке / Н. Которн. − М. : Тривиум, 1998. − 175 с.

21. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов. Том 2 / М. Н. Мерцалова. − М. : Академия моды, 1993. − 432 с.

22. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов. Том 3−4 / М. Н. Мерцалова. − М. : Академия моды, 2003. − 576 с.

23. Нагорских, Т. Н. Модная внешность и ценностные ориентации личности / Т. Н. Нагорских. − Ростов-на-Дону : Гуманитарные и социально-экономические науки, 2005. − № 3. − С. 58−60.

24. Нерсесов, Я. Н. Мода / Я. Н. Нерсесов. − М. : ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. − 239 с.

25. Орлова Л. Азбука моды / Л. Орлова − М. : Просвещение, 1989. − 179 с.

26. Паскье, Ж. Энциклопедия элегантности / Ж. Паскье − М. : ИНСОФТ, 1992. − 204 с.

27. Пименов, П. А. Вижу-хочу! Мерчендайзинг в мире моды / П. А. Пименов. − М. : Омега-Л, 2008. − 256 с.

28. Сестры Сорины. Язык одежды, или как понять человека по его костюму / Н. А. Коробцева, Е. А. Петрова. − М. : Глобус,1999. − с. 194.

29. Толстых, В. И. Мода как социальный феномен / В. И. Толстых // Мода: за и против / под. ред. В. И. Толстых. − М. : Искусство, 1973. − С. 7−39.

30. Хейзинга, Й . Homo Ludens. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга. − М. : Прогресс-Традиция, 1997. − 416 с.

31. Ятина, Л. И. Мода глазами социолога. Результаты эмпирического исследования / Л. И. Ятина// Журнал социологии и социальной антропологии. − 1998 год. − том I, выпуск 2.− С.34−55.

32. Blumer, H. Fashion // International Encyclopedia of the Social Sciences. − N.Y., 1968. − Vol.5. − P. 343.

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 29; Нарушение авторских прав

Источник