Гофман мода и люди новая теория моды и модного поведения
Мода как явление «праздного класса»: подход к fashion-феномену через призму социологических и философских исследований
Слово «мода», как правило, сопровождается ярким, но однообразным ассоциативным рядом из подиумов, глянца и рекламных щитов. В обществе постмодерна fashion-индустрия действительно развивается стремительно именно за счет массовости, рекламы и демонстративного потребления. Однако, из виду упускаются классические концепции социологии, согласно которым мода – это социокультурный феномен, неразрывно связанный с социальными и экономическими характеристиками общества. Предлагаем ознакомиться с работами крупнейших социологов IX, ХХ и ХХI вв., которые связывали моду с исследованиями поведения людей, экономическими факторами, знаковыми системами, а также теориями массового и демонстративного потребления.
1. Герберт Блумер «Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору»
В своей работе американский социолог анализирует процесс возникновения моды как явления и приходит к выводу о том, что в этом процессе участвует множество акторов – от дизайнеров до байеров. Блумер подчеркивает, что мода – это своеобразное взаимодействие трех факторов: осознанной рефлексии дизайнеров, выбора байеров и ориентации вышеперечисленного на вкусы и ожидания публики, для которой бесконечная гонка за модой является попыткой не отстать от времени и верифицировать свой хороший вкус.
2. Ролан Барт «Система моды. Статьи по семиотике культуры»
Для Барта мода – это система знаков, состоящая из различных комбинаций и замещений, возможных среди едениц одежды. Эта система формирует «риторику моды», которая анализируется социологом на примере «машин для производства моды» – французских журналов. Каждый знак в системе рождается своевременно, например, к очередному модному сезону, а затем внезапно и быстро удаляется, но лишь на время (ведь моде свойственно спиралевидное развитие).
3. Георг Зиммель «Созерцание жизни», глава «Мода»
В понимании Зиммеля мода становится и формой социализации индивида, и формой его индивидуализации. Мода может объединять людей, но главное ее свойство в том, что она никогда не распространяется на все общество, позволяя тем самым отдельным группам индивидов дифференцироваться и ощущать себе особенными. Когда же очередной тренд становится полностью массовым (распространяется на все группы), это модное веяние исчезает, уступая место новым платформам для удовлетворения потребностей в «различении».
4. Ларс Свендсен «Философия моды»
Современный критический анализ моды в ключе постмодерна. Книга Свендсена наполнена всевозможными отсылками как к представителям классической мысли, таким как Иммануил Кант, Адам Смит и Георг Зиммель, так и к деятелям искусства ХХI века (Энди Уорхол, Вивьен Вествуд). Автор подчеркивает то, что мода – важная часть «эстетизации» жизни, а ее влияние на общество стремительно возрастает из года в год.
5. Александр Гофман «Мода и люди»
Полноценный анализ моды как социокультурного феномена, включающий в себя такие аспекты, как функции моды в современном мире, связи между производителем и потребителем, понятие «престижного потребления», а также взаимовлияние моды и массовых сообществ: конгломерата, толпы и публики.