Хогарт модный брак брачный контракт
Óèëüÿì Õîãàðò,Áðà÷íûé êîíòðàêò, 174345 ,Íàöèîíàëüíàÿ ãàëåðåÿ, Ëîíäîí
Ìíå î÷åíü íðàâèòñÿ òâîð÷åñòâî Óèëüÿìà Õîãàðòà àíãëèéñêîãî õóäîæíèêà.Îí îñíîâàòåëü è êðóïíûé ïðåäñòàâèòåëü íàöèîíàëüíîé øêîëû æèâîïèñè, èëëþñòðàòîð, àâòîð ñàòèðè÷åñêèõ ãðàâþð, îòêðûâàòåëü íîâûõ æàíðîâ â æèâîïèñè è ãðàôèêå.
Î õóäîæíèêå
Õîãàðò ðîäèëñÿ â Ëîíäîíå â ñåìüå ó÷èòåëÿ; ïðîôåññèîíàëüíîìó ìàñòåðñòâó ó÷èëñÿ ó ãðàâåðà; ñàìîñòîÿòåëüíî ðàáîòàòü íà÷àë â îáëàñòè ãðàâþðû è èëëþñòðàöèè.  ýòî âðåìÿ ñêëàäûâàåòñÿ åãî ìåòîä, îñíîâàííûé íà íàáëþäåíèÿõ æèçíè.
Ñàìûå çíàìåíèòûå ïðîèçâåäåíèÿ Óèëüÿìà Õîãàðòà: ñåðèè ãðàâþð «Ìîäíûé áðàê», «Êàðüåðà ïðîñòèòóòêè», «Êàðüåðà ìîòà», «Âûáîðû â ïàðëàìåíò», ãðàâþðû «Óëèöà ïèâà», «Ïåðåóëîê äæèíà», «Õàðàêòåðû è êàðèêàòóðû», êàðòèíû «Àâòîïîðòðåò», «Ïîðòðåò êàïèòàíà Êîðåìà», «Äåâóøêà ñ êðåâåòêàìè».
 1744 ãîäó ïîä êèñòüþ Õîãàðòà ðîæäàþòñÿ øåñòü êàðòèí íîâîé ñåðèè, ñàìîãî çíàìåíèòîãî åãî æèâîïèñíîãî òåàòðà «Ìîäíûé áðàê», ãäå õóäîæíèê âûñìåèâàåò è îñóæäàåò óæå íå äåøåâûõ ïðîñòèòóòîê è ñâîäåí, íå íè÷òîæíûõ ðàçâðàòíèêîâ, à âûñøèå êðóãè àíãëèéñêîãî îáùåñòâà.  íåé îòîáðàæåíà èñòîðèÿ æåíèòüáû è äàëüíåéøåé æèçíè îáåäíåâøåãî àðèñòîêðàòà è äî÷åðè áîãàòîãî òîðãîâöà.
 ýòîé ñåðèè õóäîæíèê âûñìåèâàåò ñèòóàöèþ,â êîòîðîé îêàçàëèñü ëþäè èç-çà áåçíðàâñòâåííîñòè îáùåñòâà,ïîýòîìó ãåðîè ýòèõ êàðòèí âûçûâàþò ñêîðåå æàëîñòü ,÷åì íàñìåøêó.
 òå âðåìåíà áåäíåþùàÿ àðèñòîêðàòèÿ Àíãëèè ñòðåìèëàñü ñáëèçèòüñÿ ñ áîãàòûìè áóðæóà, çà÷àñòóþ èäÿ íà «ìîäíûå áðàêè» – «äåëîâûå» ñîþçû áåç ëþáâè.
Ñåãîäíÿ ìû ïîäðîáíî ðàññìîòðèì ïåðâóþ êàðòèíó â ýòîé ñåðèè-Áðà÷íûé êîíòðàêò,êîòîðóþ âû âèäèòå íà èëëþñòðàöèè.
“Áðà÷íûé êîíòðàêò” ïîâåñòâóåò î íà÷àëå òèïè÷íîé äëÿ òîãî âðåìåíè èñòîðèè. Ãðàô ïî ôàìèëèè Ñêâàíäåð (“ìîò”) ðåøèë æåíèòü ñâîåãî ìîëîäîãî ñûíà íà äî÷åðè ïðåóñïåâàþùåãî ãîðîäñêîãî òîðãîâöà. Äåéñòâèå ïðîèñõîäèò â îäíîé èç êîìíàò äâîðöà ãðàôà.
Áîãàòî îäåòûé ïîæèëîé ãðàô (êðàéíèé ñïðàâà) ãîðäî âîññåäàåò íà äèâàíå, äåìîíñòðèðóÿ ëèñò ñî ñâîèì ãåíåàëîãè÷åñêèì äðåâîì-åäèíñòâåííîå ñâî¸ äîñòîÿíèå. Òóò æå âèäíû è ïðèíàäëåæàùèå åìó êîñòûëè, áåç êîòîðûõ îí óæå òîæå íå ìîæåò îáîéòèñü èç-çà ðàçâèâøåéñÿ ïîäàãðû. Ñêëîííîñòü ê ðàñòî÷èòåëüñòâó (ïîìèìî ãîâîðÿùåé ôàìèëèè ãðàôà) è òóò èìååò íàãëÿäíîå ïîäòâåðæäåíèå: ñêâîçü îêíî âèäíî çäàíèå íîâîãî åùå íåäîñòðîåííîãî äâîðöà.
Òîðãîâåö, âåñüìà ñêðîìíî îäåòûé, äåðæèò â ðóêàõ òåêñò áðà÷íîãî êîíòðàêòà â òî âðåìÿ, êàê åãî äî÷ü, ñèäÿùàÿ ïîçàäè íåãî, âíèìàòåëüíî ñëóøàåò ìîëîäîãî àäâîêàòà ïî ôàìèëèè Ñèëüâåðòàí “ñåðåáðÿííûé ÿçûê” .
Ñûí ãðàôà, Âèêîíò, òåì âðåìåíåì ëþáóåòñÿ ñâîèì ëèöîì, èçó÷àÿ åãî ïðåëåñòè ïðè ïîìîùè çåðêàëà.Íà êàðòèíå ïðèñóòñòâóþò íåñêîëüêî ñèìâîëîâ.
Íà ïåðåäíåì ïëàíå äâå ñîáàêè, ñêîâàííûå îäíîé öåïüþ, ñèìâîëèçèðóþò ýòîò áðàê (îáû÷íî â ïðîèçâåäåíèÿõ, èçîáðàæàþùèõ âëþáëåííûõ èëè ñóïðóãîâ, ñîáàêà ñèìâîë âåðíîñòè .
À òàê æå êàðòèíû íà ñòåíàõ («Äàâèä è Ãîëèàô», «Ìó÷åíè÷åñòâî ñâ. Ëàâðåíòèÿ», «Óáèåíèå Àâåëÿ», «Ñâ. Ñåáàñòüÿí», «Þäèôü è Îëîôåðí»), ïðîðî÷àùèå ïå÷àëüíûé êîíåö ýòîãî ïðåäïðèÿòèÿ.
Áûòîâàÿ æèâîïèñü Õîãàðòà ñ åå çëîáîäíåâíîé òåìàòèêîé, áåçæàëîñòíîé îáëè÷èòåëüíîé ñèëîé íàìíîãî îïåðåæàåò ñâîå âðåìÿ, ïðîêëàäûâàÿ ïóòè êðèòè÷åñêîìó ðåàëèçìó â èñêóññòâå 19 âåêà, à òàêæå ðàçâèòèþ áûòîâîé è ïîëèòè÷åñêîé êàðèêàòóðû, è â ýòîì îòíîøåíèè Õîãàðò áûë íîâàòîðîì.
https://maxpark.com/community/6782/content/3384493
« Модный брак» (англ. Marriage à-la-mode) — цикл из шести картин Уильяма Хогарта, созданный в 1743—1745 годах. В этом цикле Хогарт высмеивает высшее общество.
Сатирическая серия «Модный брак» стала первой в Англии, высмеивающей нравы высшего общества. В ней отображена история женитьбы и дальнейшей супружеской жизни сына обедневшего аристократа и дочери богатого торговца. Во всех шести картинах чётко проработаны фигуры персонажей и тщательно продуман интерьер. В те времена модные браки были очень распространены среди беднеющих аристократов, которые стремились сблизиться с богатыми буржуа, это и послужило вдохновением для Хогарта. В этой серии художник высмеивает ситуацию, в которой оказались люди из-за безнравственности общества, поэтому герои картин вызывают у зрителя скорее жалость, чем насмешку. На основе серии Хогарт в дальнейшем создал серию гравюр.
По-настоящему серия была оценена лишь в XX веке. Сейчас все шесть картин из цикла находятся в Национальной галерее Лондона.
Брачный контракт. 1743—45
«Брачный контракт» — первый эпизод цикла, в котором показано подписание брачного контракта. Примечательно, что супруги не смотрят друг на друга: жених любуется своим отражением в зеркале, а невеста заигрывает с другим молодым человеком, адвокатом по имени Сильвертанг. Отец жениха граф Сквандер держит в руках свиток с изображением генеалогического древа, а отец невесты — брачный контракт. Отцы супругов больше заинтересованы в браке детей, чем они сами. Благодаря браку семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты купит себе связи в высшем обществе.
На картине присутствуют несколько символов. Это собаки, скованные одной цепью и символизирующие описанный брак и картины на стенах («Давид и Голиаф», «Мученичество св. Лаврентия», «Убиение Авеля», «Св. Себастьян», «Юдифь и Олоферн»), пророчащие печальный конец этого предприятия.
Вскоре после свадьбы. 1743—45
“Вскоре после свадьбы” – второй эпизод описывает утро из жизни супружеской пары. Часы на стене показывают 1:20. Супруга энергична и радостна, из чего можно заключить, что она только встала, а супруг, судя по костюму и шляпе всю ночь провёл вне дома. Из его кармана торчит дамский чепчик, которым заинтересовалась собачка, но он его даже не замечает. У ног мужа лежит сломанная шпага. Возможно, это намёк на его импотенцию. Из комнаты выходит управляющий имением, держащий в руках неоплаченные счета и лишь один оплаченный. Беспорядок в комнате свидетельствует о празднестве, которое проводилось недавно. На стене висит картина, изображающая амура среди развалин. Амур играет на волынке, но у него нет стрел. Всё это символизирует неудачный брак.
Графиня провела вечер за игрой в карты. У её ног лежит книга Эдмонда Хойла (Edmond Hoyle) о висте, а чуть дальше разбросана колода карт. В отличие от мужа она бодра и довольно потягивается. Сидит она в неженственной позе с широко раздвинутыми ногами. На юбке графини виднеется большое влажное пятно. Полузакрытыми глазами она смотрит вправо и как будто с помощью карманного зеркальца даёт сигнал кому-то, находящемуся за пределами картины.
На стене в дальней комнате висят три портрета апостолов и одна картина, вероятно, настолько неприличная, что её закрыли зелёной занавеской, из-за которой видна лишь обнажённая ступня.
Визит к шарлатану. 1743—45
“Визит к шарлатану” – Действие третьего эпизода происходит в комнате доктора-шарлатана по имени де ла Пилюль. Доктора посетил виконт вместе с любовницей, стоящей справа от него, которая ещё очень молода, и её матерью. Судя по чёрному пятну на шее, виконт болен венерической болезнью. Доктор посоветовал виконту принять ртутные пилюли, считавшиеся в то время способом излечения от венерической болезни. Видимо, пилюли не подействовали, и поэтому все присутствующие требуют от доктора другого способа лечения.
Коробочки с пилюлями держат в руках доктор и девочка, ещё одна коробочка есть на стуле виконта[9]. Виконт угрожающе приподнял трость, а предполагаемая мать девочки держит в руках нож.
Будуар графини. 1743—45
«Будуар графини» описывает утренний туалет графини, во время которого она принимает гостей и кокетничает со своим любовником — тем самым Сильвертангом, с которым она заигрывала на первой картине. То, как вольготно адвокат расположился на софе, говорит о его особом положении среди гостей. Он показывает графине приглашение на бал-маскарад. За спиной леди Сквандер стоит парикмахер, проверяющей температуру щипцов для завивки на листе бумаги. Слева от графини сидит её подруга, увлечённая оперным певцом. Оперный певец поёт под аккомпанемент флейты. Их слушают двое джентльменов, один из них ещё не вышел из состояния сонливости и подносит к губам чашку с горячим шоколадом, а другой делает вид, будто слушает певца и пытается дирижировать. За ними сидит тучный джентльмен, похрапывающий открытым ртом. Он не выдержал скуки, царящей на этом приёме. Судя по стеку, который он держит в руках, это сельский сквайр.
Со времени свадьбы прошло некоторое время, художник подчёркивает это с помощью двух деталей. Зеркало на столике и кровать увенчаны короной, а это значит, что отец мужа умер, и сам муж стал графом. На спинке стула графини висит красная лента с коралловой соской, намекающая, что графиня стала матерью. Возможно, няня уже приносила ребёнка для утреннего поцелуя и забыла соску.
Графиня, будучи дочерью торговца, ставшей аристократкой, пытается копировать ритуал «утреннего выхода короля» (фр. lever du roi), практиковавшийся при французском дворе. Он состоял из «малого выхода» (petit lever), когда высшие чиновники сообщали королю последние новости, и «большого выхода» (grand lever) — более открытого приёма, на котором король пил шоколад, его одевали и надевали на него парик. На картине показано, как леди Сквандер устраивает некое подобие «большого выхода». На ней утреннее платье, а на коленях часы, показывающие два часа дня. Когда парикмахер закончит свою работу, графиня, вероятно, наденет выходное платье и отправится наносить визиты. Об этом свидетельствует множество приглашений, валяющихся под стулом одного из музыкантов. Некоторые приглашения написаны на рубашке игральных карт. Тем самым художник показывает, что карточные игры были обычным времяпрепровождением в окружении графини.
Вероятно, что полный певец, изображённый в левом нижнем углу картины, — кастрат. Он одет в чрезмерно пышный костюм, в ухе — серьга, на все пальцы надеты кольца, шпилька галстука украшена бриллиантом, а пряжки на штанах и туфлях также инкрустированы бриллиантами. Худой флейтист комично контрастирует с толстым певцом, чей шёлковый жилет едва сдерживает его обрюзгшее тело.
На полу недалеко от графини лежат вещицы, купленные ей на аукционе. С них ещё не успели снять номерки. Слуга-негритёнок в индийском тюрбане показывает на фигурку с оленьими рогами — символ обманутого мужа. Эта статуэтка изображает Актеона, которого Артемида превратила в оленя за то, что он увидел её обнажённой во время купания. После этого Актеон был разорван собственными собаками. В корзинке рядом со статуэткой лежит поднос, на котором видны совокупляющиеся Леда и лебедь. Этот эротический сюжет выбран Хогартом неслучайно. Он намекает на запретные удовольствия и неверность в браке, ведь и Леда, и Зевс, превратившийся в лебедя, изменяли своим супругам.
У ног адвоката художник поместил книгу, на которой можно увидеть название «Le Sopha». Это скандальный роман «Софа» французского писателя Клода Кребийона, написанный в начале 1740-х гг. и вскоре переведённый на английский язык. В нём рассказывается о человеке, наказанном Брахмой и ставшего софой в следующей жизни. Так главный герой стал свидетелем любовных связей, происходивших скорее не из страсти, а от скуки. Книга была написана изящным языком, позволявшим разгуляться воображению, что быстро сделало её популярной.
Картина содержит много намёков на надвигающуюся беду.
Дуэль и смерть графа. 1743—45
“Дуэль и смерть графа” – действие пятого эпизода разворачивается в Багнио (дом, где можно снять комнату). Судя по костюмам и маскам, лежащим на полу, графиня и адвокат вернулись с маскарада и сняли эту комнату, где и произошла измена мужу. Граф, следивший за ними, вторгся в комнату и застал их.
Было решено выяснить всё с помощью дуэли на шпагах. Во время дуэли граф получил смертельное ранение. Его соперник убежал в окно, в комнату вбежали хозяин багнио и охранник. В этот момент графиня стоит на коленях и просит у мужа прощения. На стене висят картины «Суд Соломона» и портрет куртизанки.
Смерть графини. 1743—45
“Смерть графини” – последний эпизод описывает смерть графини. Прочитав в газете, валяющейся у её ног, что Сильвертанг казнён, графиня принимает смертельный яд. К ней подносят дочку для прощания. На лице дочки чёрное пятнышко от супа — признак сифилиса, доставшегося ей от отца, кроме того она хромает на одну ногу. Так художник подчёркивает, что потомство этой семьи вряд ли выживет. Так как у супругов нет детей мужского пола, титул потерян. Отец графини снимает с её руки обручальное кольцо, немного в стороне доктор разговаривает со слугой и обвиняет его в приобретении яда. На стенах висят картины фламандских художников, описывающие жизнь низших классов. Собака тянется к пище на столе.
- главная
- люди
- Алина Алексеева
Мне очень нравится творчество Уильяма Хогарта английского художника.Он основатель и крупный представитель национальной школы живописи, иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике.
Уильям Хогарт .Автопортрет.
О художнике
Хогарт родился в Лондоне в семье учителя; профессиональному мастерству учился у гравера; самостоятельно работать начал в области гравюры и иллюстрации. В это время складывается его метод, основанный на наблюдениях жизни.
Самые знаменитые произведения Уильяма Хогарта: серии гравюр «Модный брак», «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Выборы в парламент», гравюры «Улица пива», «Переулок джина», «Характеры и карикатуры», картины «Автопортрет», «Портрет капитана Корема», «Девушка с креветками».
В 1744 году под кистью Хогарта рождаются шесть картин новой серии, самого знаменитого его живописного театра – «Модный брак», где художник высмеивает и осуждает уже не дешевых проституток и своден, не ничтожных развратников, а высшие круги английского общества. В ней отображена история женитьбы и дальнейшей жизни обедневшего аристократа и дочери богатого торговца.
В этой серии художник высмеивает ситуацию,в которой оказались люди из-за безнравственности общества,поэтому герои этих картин вызывают скорее жалость ,чем насмешку.
В те времена беднеющая аристократия Англии стремилась сблизиться с богатыми буржуа, зачастую идя на «модные браки» – «деловые» союзы без любви.
Уильям Хогарт.Брачный контракт,1743—45,Национальная галерея, Лондон
Сегодня мы подробно рассмотрим первую картину в этой серии-Брачный контракт,которую вы видите на иллюстрации.
“Брачный контракт” повествует о начале типичной для того времени истории. Граф по фамилии Сквандер (“мот”) решил женить своего молодого сына на дочери преуспевающего городского торговца. Действие происходит в одной из комнат дворца графа.
Богато одетый пожилой граф (крайний справа) гордо восседает на диване, демонстрируя лист со своим генеалогическим древом-единственное своё достояние. Тут же видны и принадлежащие ему костыли, без которых он уже тоже не может обойтись из-за развившейся подагры. Склонность к расточительству (помимо говорящей фамилии графа) и тут имеет наглядное подтверждение: сквозь окно видно здание нового еще недостроенного дворца.
Торговец, весьма скромно одетый, держит в руках текст брачного контракта в то время, как его дочь, сидящая позади него, внимательно слушает молодого адвоката по фамилии Сильвертан “серебрянный язык” .
Сын графа, Виконт, тем временем любуется своим лицом, изучая его прелести при помощи зеркала.На картине присутствуют несколько символов.
На переднем плане две собаки, скованные одной цепью, символизируют этот брак (обычно в произведениях, изображающих влюбленных или супругов, собака — символ верности .
А так же картины на стенах («Давид и Голиаф», «Мученичество св. Лаврентия», «Убиение Авеля», «Св. Себастьян», «Юдифь и Олоферн»), пророчащие печальный конец этого предприятия.
Бытовая живопись Хогарта с ее злободневной тематикой, безжалостной обличительной силой намного опережает свое время, прокладывая пути критическому реализму в искусстве 19 века, а также развитию бытовой и политической карикатуры, и в этом отношении Хогарт был новатором.
В серии Модный брак шесть картин.С ними мы познакомимся более подробно в следующих статьях.
Источники.
https://vittasim.livejournal.com/132083.html
https://smallbay.ru/article/culture_england_hogart.html
https://wap.apropos.borda.ru/?1-7-40-00000011-000-0-0
За сутки посетители оставили 775 записей в блогах и 5574 комментария.
Зарегистрировалось 54 новых макспаркеров. Теперь нас 5025976.
Цикл картин Уильяма Хогарта “Модный брак” очень интересно рассматривать. С одной стороны. Там великое множество говорящих деталей. С другой стороны… я не очень люблю это делать – уж очень это местами неприятно и печально.
Начинается история с того, что заключается брак между сынком разорившегося графа и девушкой из богатой семьи. Ничего личного, как говорится – брак по расчёту.
“Брачный контракт”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон)
Разряженный жених даже не смотрит на невесту (впрочем, как и она на него), любуется собой в зеркале и демонстрирует нам огромную мушку на шее. Как пишут искусствоведы, мушка (заметим, на английском этот аксессуар без всякого кокетства именовали “чёрным пластырем”), которую мы видим на всех изображениях этого персонажа, видимо, прикрывает след либо от сифилиса, либо от золотухи. Перед нами молодой, но уже успевший вкусить жизни тип. Помимо этой мушки, на подбородке ещё одна, а брови явно подведены. Так что, возможно, маленькая мушка всё-таки красоты ради. Или прикрывает мелкий дефект.
“Брачный контракт”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон). Деталь.
На второй картине муженёк явился домой, уставший и растрёпанный.
“Вскоре после свадьбы”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон).
А на шее…
“Вскоре после свадьбы”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон). Деталь.
На третьей он отправляется к врачу. Ну как к врачу… К шарлатану-знахарю.
“Визит к шарлатану”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон).
Наш герой прихорошился – типичный щёголь той поры.
“Визит к шарлатану”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон). Деталь.
И протягивает таблетки с ртутью, которыми пробовал вылечить сифилис. Не помогли! Так что он требует вернуть деньги. Женщина, которая и сама разукрашена мушками, либо помощница аптекаря, либо… женщина пониженной социальной ответственности.
“Визит к шарлатану”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон). Деталь.
Его жена тем временем принимает у себя во время утреннего туалета “избранное общество”.
“Будуар графини”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон).
Особенно хороши два типчика, один – с папильотками на голове (есть версия, что это сам супруг), другой – с веером и с мушкой на нижней губе. Наверняка герпес!
“Будуар графини”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон). Деталь.
Семейка эта плохо кончила. Муж погиб на дуэли-экспромте с любовником жены (видите, негодяй вылезает в окно?).
“Смерть графа”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон).
Впрочем, любовника повесили. А жена, вернее, уже вдова, узнав о казни, покончила с собой…
“Смерть графини”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон).
Вот к её уже бездыханному телу поднесли попрощаться дочку. С таким образом жизни, как у папеньки и маменьки, дитя тоже нездорово: тонкие рахитичные ножки выравнивают и поддерживают с помощью специального приспособления, а на щеке… Всё та же мушка. Спасибо тебе, папенька, за сифилис.
“Смерть графини”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон). Деталь.
Мораль? Видимо, что надо вести здоровый образ жизни…
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И… чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!