Интервью с редактором модного журнала

T

Карьера Лидии Витальевны Орловой начинается в 1970 году: в журнале «Работница» она ведет рубрики о моде и домоводстве почти двадцать лет. Затем Орлова возглавляет «Журнал мод», где полностью перепридумывает формат работы: теперь у редакции есть новое здание с фотостудией на Кузнецком Мосту, а в журнале печатают и репортажи с парижских показов.

Под руководством Лидии Витальевны команда «Журнала мод», а затем журнала «Московский стиль» открывала новые имена в дизайне, находила манекенщиц среди читательниц и доставала французские выкройки. Возможно, некоторые приемы работы сегодня могут показаться не совсем актуальными, но нам точно есть чему поучиться у Лидии Витальевны — например, любить своего читателя.

О команде «Журнала мод»  

В «Журнал мод» я пришла из «Работницы», где 19 лет вела моду и домоводство. Специалистов, которые бы хорошо знали моду, у нас не было, зато были искусствоведы, работавшие в доме моделей. Мы вешали объявления: «Требуются…». Приходили прекрасные люди, говорили, что всю жизнь мечтали работать в модном журнале; эти люди потом вырастали у нас. Все взаимоотношения и структура команды только складывались.

У нас был прекрасный фотограф — Эдуард Ефимович Красташевский. Он всегда работал в команде с модельером съемки — модельер был вторым по важности человеком на площадке, а может быть, даже и первым. В то время именно модельер определял, кого будут снимать, как будут причесывать, какой образ редакция рисует. Бывали случаи, когда мы снимали сразу целую толпу — человек семнадцать. При этом съемки мы делали параллельно с ремонтом здания, где текла крыша, а в комнатах стояли столбы, которые придерживали потолки. Первый номер реорганизованного «Журнала мод» вышел в 1988 году.

Нам важно было показывать и западную моду тоже. Здесь у нас нашелся добровольный помощник — польский журналист Войцех Ласки, живший и работавший в Москве, при этом он ездил на парижские салоны, дружил с мастерами парижской моды, снимал моду. Он давал нам отснятые там фотографии — уже через 10 дней после окончания салона мы отсматривали слайды Войцеха и выбирали кадры для печати. В зарубежные командировки, когда такие случались, я чаще всего ездила одна. Поэтому пришлось осваивать профессию фотографа — нужно было собирать фотоматериалы для журнала. Судорожно записывала, на что где нажимать. До сих пор боюсь подойти к фотокамере, потому что у меня всегда это было связано с какими-то проблемами.

Видеоинтервью с Лидией Орловой создано в рамках программы «Полевые исследования» Музея современного искусство «Гараж» для выставки Atelier E.B «Прохожий»

Тамара Мокеева — дизайнер, о которой нужно слагать легенды. Такая скромная и такая удивительная. Она одевала нашу первую леди Раису Максимовну Горбачеву, но это считалось большим секретом, который ни в коем случае нельзя было раскрывать. Между тем сама Мокеева даже не могла выехать за рубеж по причине секретности своей работы. Мы очень просили, чтобы ее выпустили на фестиваль моды в Мюнхене. Да, выпустили, но пресс-конференцию проводить запретили. Спрашивали у Горбачевой: можно сказать, кто ее одевает? Нет, нельзя. Невероятно плодовитым был Вячеслав Зайцев: сидит и на твоих глазах создает шедевры. Кроме того, был Ленинград со своими прекрасными модельерами. Также мы рассказывали о модельерах из таллинского и рижского домов моделей.

«Мы все равно будем тянуться к красивому». Интервью с Лидией Орловой, главным редактором «Журнала мод» и «Московского стиля» (фото 1)

«Мы все равно будем тянуться к красивому». Интервью с Лидией Орловой, главным редактором «Журнала мод» и «Московского стиля» (фото 2)

«Мы все равно будем тянуться к красивому». Интервью с Лидией Орловой, главным редактором «Журнала мод» и «Московского стиля» (фото 3)

«Мы все равно будем тянуться к красивому». Интервью с Лидией Орловой, главным редактором «Журнала мод» и «Московского стиля» (фото 4)

О команде «Журнала мод»  

В Таллине тогда делали много модных показов. Накануне отделения Эстонии от нашей страны в Таллине как раз проходил один из фестивалей моды. Мы поехали туда большой бригадой, еще ничего не подозревая. Все было организовано подозрительно странным образом: у одного нашего модельера отобрали аккредитацию, фотограф обнаружил, что кто-то просматривал его личные вещи. Я начала волноваться и пошла в журнал [таллинского дома моделей] Siluett, где у меня были знакомые. Спросила, что происходит, потому что мы видим только парадную сторону. На что мне ответили: «Ты заметила, что нас там нет?» Мне объяснили, что планировалась антисоветская акция: нас — художников и модельеров — хотели увезти как заложников. В тот же вечер мы всей группой уехали. Мода, казалось бы, ни к чему не причастна, но все равно стала предметом такого жуткого торга.

«Мы все равно будем тянуться к красивому». Интервью с Лидией Орловой, главным редактором «Журнала мод» и «Московского стиля» (фото 5)

«Мы все равно будем тянуться к красивому». Интервью с Лидией Орловой, главным редактором «Журнала мод» и «Московского стиля» (фото 6)

Когда я ходила по инстанциям и умоляла помочь «Журналу мод», у которого на тот момент не было здания, я повторяла одну и ту же фразу: «За державу обидно». Мы не ценим своих прекрасных дизайнеров и мастеров — нам подавай по-западному. Наверное, поэтому у нас до сих пор нет своего журнала о моде. Зато есть чужие: пускай они хорошо сделаны, пускай у них есть вкус, но они не отражают нашу культуру.

Сложилось мнение, что на Западе знают, как нам всем нужно одеваться. Включаешь телевизор: ведущие одеты с иголочки. Но как? Просто содрогнуться. Бордовые брюки, рубаха клетчатая, кроссовки на белых сверкающих подошвах. Я живу рядом с консерваторией, но нормально со вкусом одетых людей, идущих на концерты, вижу редко. А если увижу, потом целый день хожу под впечатлением. Можно понять, когда вкуса нет. Но перед нами другой случай: это бестолковая тактика все время оглядываться на Запад. Раньше я бы стала писать об этом и бороться за чистоту идеи. Сейчас понимаю, что никому это не нужно. Сложился свой, как бы сказать, местечковый вкус — модно так, как у них. Кому-то понравились эти дурацкие кроссовки — и теперь их носят на вечерние концерты.

«Мы все равно будем тянуться к красивому». Интервью с Лидией Орловой, главным редактором «Журнала мод» и «Московского стиля» (фото 7)

«Мы все равно будем тянуться к красивому». Интервью с Лидией Орловой, главным редактором «Журнала мод» и «Московского стиля» (фото 8)

«Мы все равно будем тянуться к красивому». Интервью с Лидией Орловой, главным редактором «Журнала мод» и «Московского стиля» (фото 9)

О газете и журнале «Московский стиль» 

Как это обычно бывает, когда дело уже сделано, людям выше по должности кажется, что они вполне могли бы справиться сами. Зачем им главный редактор, которая даже не модельер? В «Журнале мод» начались интриги и проблемы. Стало понятно, что нам пора было уходить. Меня поддержала почти вся редакция. Ушли в никуда. Были 1990-е. 

Мы стали выпускать газету «Московский стиль»: печатный лист, где на одной стороне размещалось всякое разное о моде, а на другой печатались выкройки. Стоимость — 5 рублей, копейки. Тираж — 200 тысяч экземпляров. Но наше счастье длилось недолго: с 1992 года в стране ввели НДС, и издавать газету стало невыгодно. Штатный сотрудник, который занимался финансами, сказал, что нужно срочно закрываться, потому что иначе мы не расплатимся потом. У нас уже был большой кредит. Я не могу передать, как тяжело было тогда: мы распустили акционерное общество (все были акционерами), сотрудники ушли, я осталась одна, денег взять было негде. Когда я шла по улицам, ждала, что из подъезда кто-то выбежит и меня просто-напросто пристрелит. 

До даты погашения кредита оставалось 10 дней, а потом тебя к стенке поставят. Посоветовали сходить в национальную страховую компанию: я никого там не знала, но пошла прямо к президенту компании, взяв с собой макет журнала «Московский стиль». Он говорит: «Ничего в этом не понимаю, но покажу жене. Завтра приходите». Прихожу на следующий день. «Ей понравилось, — говорит, — хороший журнал. Сколько вы должны этим [по кредиту]? Хорошо, сейчас оплатим. Журнал будет наш. Я вас буду финансировать». Так получили возможность издавать «Московский стиль».

В 1994 году вышел номер «Московского стиля», созданный совместно со знаменитой французской школой моды Esmod: впервые в нашей стране печатали французские выкройки. В номере их было больше 40 штук: школа дала их нам, а наш специалист по лекалам Нина Малькова перевела выкройки в стилистику нашего журнала. Любопытно, что технология шитья была не такой, как мы привыкли: к примеру, вся летняя одежда делалась на подкладке из тончайшей органди, чтобы форма держалась. 

О моде в непростые времена

Большое заблуждение считать, что после пандемии мода людям будет не нужна. Да, возможно, легкая промышленность какое-то время будет приходить в себя, но мы все равно будем тянуться к красивому: доставать старые вещи, перешивать, использовать нереализованные ткани, шить что-то самостоятельно. Об этом свидетельствует наш исторический опыт. Первые модные журналы в нашей стране появились после революции. Существовали, правда, они недолго: закончился НЭП — перестали выпускать и эти журналы. В мае 1945 года вышел первый номер «Журнала мод» — это был подарок женщинам, после войны жившим в руинах и потерявшим близких на войне. Красивые платья, нарядные дети, мужчины, одетые в костюмы, а не в военную форму — журнал давал надежду, что пройдет время и люди будут жить так же и одеваться так же, как нарисовали художники.

«Мы все равно будем тянуться к красивому». Интервью с Лидией Орловой, главным редактором «Журнала мод» и «Московского стиля» (фото 10)

«Мы все равно будем тянуться к красивому». Интервью с Лидией Орловой, главным редактором «Журнала мод» и «Московского стиля» (фото 11)

«Мы все равно будем тянуться к красивому». Интервью с Лидией Орловой, главным редактором «Журнала мод» и «Московского стиля» (фото 12)

«Журнал мод», вышедший в мае 1945 года (Из Архива Лидии Орловой)

Сейчас мы думаем, зачем нам мода, когда во всем мире люди болеют и умирают. А потом придет другое время — все постепенно восстановится. Мы снова начнем думать о том, как мы выглядим и что носим. Подрастут дети, кому-то надо будет выйти замуж — все закрутится опять. Как только мы пройдем пандемию и начнем налаживать жизнь, мы вернемся к моде. Это неизбежно.

BURO. выражает благодарность Музею современного искусства «Гараж»
и кураторам выставки Atelier E.B «Прохожий». 24 апреля в рамках публичной программы музея пройдет лекция «Глянец по-советски. Советские журналы моды: парадная витрина несуществующего». Дискуссия пройдет на онлайн-платформе Zoom — участие свободное, по предварительной регистрации.

false7671300truetruetrue{“width”:1000,”column_width”:65,”columns_n”:12,”gutter”:20,”line”:25}{“mode”:”page”,”transition_type”:”slide”,”transition_direction”:”horizontal”,”transition_look”:”belt”,”slides_form”:{}}{“css”:”.editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}”}

Источник

Сегодня наши друзья, портал о звездах PEOPLETALK.RU, отмечают день рождения – четыре года! В честь такого события мы решили поговорить с новым главным редактором сайта Оксаной Кравчук (до этого октября она занимала пост шеф-редактора портала) о российских звездах, работе 24/7 и о том, как уход из журнала Vogue стал для нее началом новой жизни.

Поздравляю с назначением на пост главного редактора Peopletalk! Для вас это было ожидаемо? 

Спасибо! Решение основателя портала Лауры Джугелия о моем назначении было неожиданным. Просто Лаура вернулась из декрета с массой новых проектов и идей и передала бразды правления, но я точно не сидела каждый день в ожидании этой новости (смеется).

Как изменилась жизнь после вступления в новую должность? Работа шеф-редактора была спокойнее? 

Мы с Лаурой давно договорились: за контент, тексты, всю нашу внутреннюю кухню отвечаю я. А она работает над стратегией и, скажем так, внешними связями, и с новой должностью жизнь проще точно не стала. Режим работы у меня прежний: 24 на 7, с двумя полноценными выходными в году, когда точно можно просто даже не брать телефон в руки. Все остальное время я могу и не находиться в редакции, но всегда на связи. Мы выдаем не меньше сорока материалов в день, как тут отключишься?

Вы уже много лет работаете в кино, были вторым режиссером на втором “Притяжении”, “Мифах” и других крупных проектах.  Чем вас привлекло кино и как вам удается это совмещать? И получается ли совмещать сейчас? 

Когда я переехала в Москву, я начала работать в журнале Vogue. А потом меня пригласили в кино, вторым режиссером. Из Vogue я тогда ушла, а потом, через пару лет, уже когда пришла в PEOPLETALK.RU, поняла, что могу совмещать две карьеры. Это непросто, но возможно. Просто я беру только те проекты, которые мне интересны, сценарием, режиссером, командой, в общем, могу позволить себе делать это не только ради денег (смеется).

Опишите ваш рабочий распорядок. Какими приемами тайм-менеджмента вы пользуетесь? 

Мой день начинается в 7:00 с сообщения новостника, в 7:30 я уже читаю подборку новостей на день, к 9 приезжаю в офис, а дальше – как сложится, бывает, мы и ночуем там. Например, когда ведем трансляцию Оскара. Самый главный прием – ничего не откладывать, все делать сразу, потому что по статистике только 30 процентов отложенных дел потом имеют шанс быть реализованными. Ну, и конечно, нужно вести ежедневник. У меня была долгая война с редакторами на этот счет, бывало, просто выбрасывала обрывки листочков, на которых они записывали задания – в таком случае и одного шанса из ста нет, что оно будет выполнено.

Некоторые главреды считают, что “редакция будет плохо работать, если вместе не выпивать”. Вы с этим согласны? Как мотивируете работать сотрудников? 

У нас редакция не маленькая, но и сравниться с издательским домом по количеству сотрудников мы не можем, так что атмосфера у нас, конечно, демократичная. Я даже не переезжаю в отдельный кабинет, работаю в опен-спейс вместе со всеми. Конечно, мы обсуждаем и мужей, и любовников, и родителей, и кое-что похлеще (смеется), но редакторам я давно объяснила: это не отменяет субординацию, у нас, в общем, как в армии – принцип единоначалия (смеется)

За что вы больше всего любите свою работу? Что дает вам силы жить в этом ненормированном режиме? 

Я не только в работе, я вообще в жизни всегда ориентируюсь на результат, никак не приучу себя кайфовать от процесса. Так вот, когда ты видишь, что тема, придуманная тобой, выстрелила, что съемка, которую вы провели, определенно одна из лучших у этого героя, вот это чувство и дает силы.

Вы много лет в журналистике. Как справляетесь с эмоциональным выгоранием? 

Я раньше думала, что ресурсы моего организма безграничны, что я могу спать по часу и делать десять проектов одновременно. Оказалось, что я ошибалась. И вот как раз сейчас я учусь восстанавливать силы, подумываю о том, чтобы заняться медитацией и пошла на спорт, и даже (а это для меня почти невозможно) на этот час тренировки выключаю телефон. Потом, правда, несусь со всех ног к шкафчику (смеется)

Вы сказали, что ваша главная отрицательная черта – нетерпимость. К чему или кому? И как с ней бороться? 

Мне тяжело дается общение с непрофессиональными людьми, причем в любой области. Девочки смеются, что найти для меня хорошего таксиста – настоящий квест. Еще не люблю хамство, панибратство, не понимаю неблагодарных людей. Тут я взлетаю, а в общем, не следует, конечно.

Какие цели ставите перед собой и перед Peopletalk? 

Просто быть самыми лучшими. И мы к этой цели активно идем, даже бежим!

Чем ваш сайт отличается от конкурентов? В чем ваше преимущество?

Мы решили однажды, что никогда не будем просто сайтом, а попробуем совместить лучшие качества журнала и портала. Мы проводим собственные съемки, работаем над десятком рубрик, в качестве героев рассматриваем не только знаменитостей, но и звезд в своей отрасли, которых пока не знает аудитория, но они как никто этого заслуживают.

Как устроиться к вам на работу? Берете ли вы стажеров? 

Стажерам мы всегда рады. Но – предупрежу сразу – выдерживают не все. Зато самые талантливые и классные остаются надолго и строят карьеры. Тут недавно был случай, пришла к нам стажер, а потом написала обиженное такое сообщение: “у меня потенциал больше, чем ходить за едой редакции и расшифровывать тексты”. Амбиции – это, конечно, хорошо, но сначала придется гениально порасшифровывать тексты и поносить пакеты, чтобы ваш потенциал разглядели. Все большие карьеры начинались с этого.

Оксана Кравчук и Лаура Джугелия

В российском менталитете прочно укоренился образ главреда гламурного издания, воплощенный Мэрил Стрип в фильме “Дьявол носит Prada”. Есть ли хоть что-то общее с реальность в этой картине? 

Конечно, есть! Все главреды – абсолютные фанаты своей работы и трудоголики. Это большое заблуждение думать, что в редакциях трудятся невесомые гламурные феи с идеальными укладками и макияжем. К первому визиту в Vogue, я помню, очень долго готовилась, и даже туфли на каблуках захватила. А в редакции увидела классных, молодых и очень живых девушек, которые волосы собирали карандашом – просто потому, что некогда было искать резинку.

Расскажите о самом трешовом или крутом пресс-туре за вашу карьеру? Как распределяете пресс-туры в редакции? 

У нас система простая: список. А я в пресс-туры почти не езжу – просто не успеваю.

Что думаете о скандале вокруг Ольги Сушко? Что бы вы ей посоветовали? Как бы вы поступили на ее месте? 

Как заявляет Ольга, она обращалась к фрилансерам, чтобы именно они готовили для нее тексты. Оценивать подобные ситуации считаю делом неблагодарным, критиков и так достаточно. Могу лишь сказать, что украинский Vogue действительно был ярким и цитируемым изданием. И неизвестно, был бы он так успешен с другим главредом.

Почему журналисты друг друга не поддерживают? Почему чаще критикуют друг друга и смеются над чужими неудачами, а не сочувствуют друг другу? Как переломить эту ситуацию?

Я вообще мало знаю профессий, в которых специалисты друг друга поддерживают. Вот кинооператоры России объединены в профсоюз и выступают единым фронтом. А остальные… Дело, думаю, не в сфере, где ты работаешь, а в человеческих качествах. Я иногда читаю комментарии в нашем Instagram и ужасаюсь – просто нам всем в принципе не хватает доброты.

Как вы попали в журналистику? И что вообще привлекло в этой сфере? Если бы Гермиона отдала свой маховик времени, вы бы повторили свой путь? 

Меня вдохновил когда-то фильм “Господин Никто”, в котором в финале звучала фраза “Любой выбор правильный” – я научилась вообще не жалеть ни о каких своих поступках. Любое решение, которое мы принимаем, правильно именно сейчас, в данную минуту, с теми обстоятельствами, которые есть, а значит, уже завтра, когда все это изменится, ты можешь и пожалеть. И как же тогда жить? Можно же просто сойти с ума! Так что лучше не жалеть ни о чем. Даже на первый взгляд казалось бы плохом событии. Вот меня в журналистику привело то, что я просто не поступила на факультет “Связи с общественностью”, завалила один экзамен. В итоге отправиться пришлось в другой ВУЗ.

Как оцениваете ситуацию в современной российской журналистике? Вы бы посоветовали молодой девушке, которая мечтает писать, идти в эту профессию? 

Я могу говорить только о той отрасли журналистики, в которой работаю. Диджитал развивается семимильными шагами, здесь, конечно, нужны светлые головы, чувствуется дефицит кадров и есть необходимость в смелых идеях. А идти работать лучше не туда, куда посоветовали, а туда, к чему лежит душа.

Расскажите о своем первом начальнике? Чему вы у него научились? 

Мой первый начальник – руководитель канала на телевидении в Барнауле. И он меня научил самому главному: разбираться со своими людьми нужно только самостоятельно, и даже если они не правы, от внешних нападок их нужно защищать, а уже потом, в узком кругу, по-домашнему, раздать всем по заслугам (смеется)

Продолжите фразу: хороший главред – это человек, который…

Способен заставить людей работать без отдыха и еще этому радоваться (смеется)

У вас женский коллектив. Есть стереотип, что женский коллектив – это “гадюшник”. Давайте его опровергнем.

У нас какая-то своя атмосфера в коллективе, у нас “чужаки”, способные к каким-то подлостям, не приживаются. Так что, в PEOPLETALK.RU мир, дружба и жвачка. Конфликты, конечно, бывают, но они всегда открытые, поорали-разошлись, без холодного блюда мести.

Верите ли вы в женскую дружбу? С кем предпочитаете дружить – с мужчинами или женщинами? 

Я вообще в дружбу верю! И для друзей на многое способна пойти. Когда на свой день рождения я их собираю, каждый раз думаю: какой же я счастливый человек!

С кем из звезд вы дружите? Насколько я знаю, ваш лучший друг – Александр Петров. Как вы с ним подружились? 

Работа в кино, конечно, отразилась на моей жизни, и есть среди моих друзей звезды, но я же их так не воспринимаю, поэтому даже как-то неловко говорить об этом, будто хвастаешься (смеется)

Оксана Кравчук и Саша Бортич

Что важнее – личные отношения со звездами или работа? Если ваш известный друг попросит о чем-то не писать, вы пойдете ему навстречу? 

Да, мы пойдем навстречу. И всегда так делаем. Это еще одно наше отличие. Мы никогда не хотели трафика за счет цвета чужих трусов. Мне кажется, нас за это и любят. Ну а вообще мы о многих звездных романах знали еще в их самом начале, как и о разрывах, но всегда остаемся дипломатами и лишнего не говорим (смеется)

Что вы думаете об отставке Ивана Колпакова? Что этот прецедент значит для нашего медиабизнеса и страны в целом? “Схватить за попу” – это харассмент? 

Я не буду сейчас никого поощрять, оправдывать или, наоборот, обвинять – просто я знаю, как одну и ту же ситуацию можно видеть по-разному. Я сочувствую женщинам, которые становились жертвами домогательств на работе, но в то же время я понимаю, что некоторые из них могут разглядеть в этих ситуациях прежде всего выгоду. Когда мы писали о Харви Вайнштейне, читали очень много интервью на эту тему, и некоторые заявления жертв просто повергали в шок, вроде “На следующий год я снова случайно оказалась в его номере”. Позвольте, как это? Снова? Случайно? В его номере?

Вот если бы ваш сотрудник-парень на корпоративе схватил за пятую точку одну из ваших девочек, как бы вы поступили? Вы бы его уволили? Или не обратили бы внимания? 

Если бы это вызвало дискомфорт, вызвало бы негативную реакцию, то я прежде всего поговорила бы с этим сотрудником, но точно не вовремя корпоратива, а вызвала бы его на беседу на следующий день.  

Были ли в вашей жизни истории, связанные с харассментом? Как вы определяете понятия “харассмент” и “феминизм”? 

Во всем хороши мера и гармония. Если под понятием “феминизм” понимать борьбу за равноправие, за возможность выбирать, за возможность быть наравне в зарплате и профессии – то я тогда феминистка. Но если это разговор о том, чтобы запретить мужчинам платить за тебя в ресторане и открывать дверь – то я это феминизмом не считаю. Ну а с харассментом еще сложнее. Думаю, разбираться с этим стоит, когда это причиняет систематически дискомфорт. К счастью, я с этим не сталкивалась. Зато сталкивалась вот с чем: охранник, например, отказывается поднять коробку в кабинет со словами ” я не грузчик” и передает эту коробку хрупкой девочке-редактору. А еще видела операторов, которые сидели в машине, пока журналистка тащила связку книг для съемки. Вот это как расценить? Разве это явление тотального вымарывания мужественности не стоит тоже обсуждать?

Что думаете о “феминизации” российского общества? 

Это большой всемирный тренд. И, конечно, он проявляет себя и в России, но на данном этапе не в том масштабе, чтобы что-то изменить в укладе, устоях жизни.

Почему сейчас в журналистике преимущественно женщины? 

Да мужчины всегда были в ней редкой птицей. В Барнауле, например, на телевидении на кастинге у мужчин всегда было преимущество – потому что их мало.

О том, чтобы мечты сбылись (смеется)

Источник