История модных домов в россии



В статье рассматривается история создания и особенности деятельности Домов моды в России, роль известных отечественных модельеров в становлении индустрии моды.

Ключевые слова: понятие дом моды, Московский Дом моделей, Общесоюзный Дом моделей одежды, Дом российской моды

In the article the history of creation and activity of particular fashion houses in Russia, the role of the famous local fashion designers in the development of the fashion industry.

Понятие «дом моды» ввёл Чарльз Фредерик Уорт, французский модельер английского происхождения. Его считают «отцом» мировой моды. В 1858 году совместно с партнёром, совместив творческую мастерскую со светским салоном, Чарльз Уорт открыл свой дом моделей, в 1871 году стал его единственным владельцем. В 1868 основал «Синдикат высокой моды» — организацию, объединившую салоны, в которых одевались высшие слои общества. Синдикат действует до сих пор, а именоваться «кутюрье» имеют право лишь члены этой организации. [1]

Чарльзу Уорту принадлежит идея демонстрировать свои коллекции не на манекенах, а на женщинах. Кутюрье Уорт обслуживал 9 королевских домов, в том числе — Марию Фёдоровну Романову, супругу российского императора Александра III.

В России до революции 1917 года дома моды были, в основном, в Санкт-Петербурге, меньше — в Москве. Самым престижным был Дом Бризак, открытый в 1855 году. Клиентками Дома Бризак были императрица и великие княжны, жёны придворных, фрейлины. Популярными были Дом Гиндус и Дом Ольги Бульденковой, которые также одевали придворных дам. После революции дома моды были закрыты.

В 1885 году в Москве открыла портновскую мастерскую и школу прикладного искусства Надежда Петровна Ламанова. Её мастерская приобрела популярность в среде актёров, художников, режиссёров. Клиенткой Ламановой была императрица Александра Фёдоровна, княжны, примы-балерины Мариинского театра Матильда Кшесинская и Анна Павлова, актрисы Ольга Книппер-Чехова и Вера Холодная и другие. По приглашению К. С. Станиславского Н. П. Ламанова работала в Московском Художественном театре художником по костюмам. Платья Н. П. Ламановой хранятся в частных коллекциях, театрах, музеях, например, Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

После революции Н. П. Ламанова осталась в России. В 1919 году по её инициативе открыта Мастерская современного костюма, которая разрабатывает модели простой одежды, рассчитанной на широкие слои населения. В 1925 году на международной выставке в Париже платья Н. П. Ламановой в русском стиле произвели фурор. В 1923–1924 годах пыталась создать школу моды в Советской России — Студию художественного производственного костюма [2].

Понятие «Советский Дом мод» появилось в 1930-е годы. Это были модные ателье или опытно-технические лаборатории: Дом моделей Мосторга, отдел модельных платьев при Центральном универмаге Наркомвнутторга СССР, Дом моделей треста «Мосбельё», отдел модельных платьев опытно-технической фабрики треста «Мосшвея». Первый в СССР Дом моделей был создан в 1934 году, его художественным консультантом долгое время являлась Н. П. Ламанова, а руководителем стала модельер Надежда Макарова, племянница Ламановой. В 1938 году, после объединения Дома моделей с опытно-технической швейной фабрикой треста «Московшвей», появился Московский Дом моделей. В Доме моделей работали талантливые мастера: Надежда Сергеевна Макарова, Фёкла Антоновна Гореленкова, Елена Федотова, Елена Райзман, Александра Лямина [3].

В 1944 году в Москве, по адресу: улица Кузнецкий мост, дом № 14, открылся новый Дом моделей, который разрабатывал перспективные модели одежды для советских людей. Швейные фабрики изготавливали одежду по лекалам успешных модельных образцов. Московский Дом моделей шил небольшими партиями новые модели одежды и реализовывал их через коммерческие магазины и спецунивермаги. В 1945 году Московский Дом моделей начал проводить показы мод для населения. Модели демонстрировали манекенщицы, показы сопровождались комментариями искусствоведов.

Джон Гюнтер, американский обозреватель, в своей книге «Россия сегодня» в 1957 году написал: «Одной из невероятных достопримечательностей города является Дом моделей, модный дом на Кузнецком мосту. Это советский эквивалент Баленсиаги или Кристиана Диора. Вход стоит 5 рублей. Там вы можете увидеть три или четыре раза в день демонстрации мод» [4].

С 1948 года Дом моделей переведён на государственное финансирование, вследствие чего прекратилось мелкосерийное и экспериментальное производство новых моделей модной одежды. В этом же году Московский Дом моделей реорганизован в Общесоюзный Дом моделей одежды. К 1949 году организовано 12 республиканских и областных Домов моделей, которые были объединены в единую систему во главе с Общесоюзным Домом моделей одежды. Единая система модельных домов существовала до 1990-х годов.

В Доме моделей на Кузнецком мосту работали талантливые руководители и мастера: Анна Бланк, Вера Аралова, Антонина Донская, Людмила Турчановская, Валерия Горовиц, Татьяна Ксенофонтова, Татьяна Осмеркина, Вячеслав Зайцев, Александр Игманд и многие другие [4].

В 2002 году владельцем Дома моделей стала группа МДМ, большинство из 150 сотрудников было уволено. В январе 2003 года Дом моделей закрыли, архивы частично утеряны, здание продано и в настоящее время в нём располагается магазин одежды «Podium concept store».

Сегодня Вячеслав Зайцев — дизайнер с мировым именем. Первым в стране Вячеслав Зайцев открыл собственный Дом моды. В 1982 году он возглавил Дом моды, созданный на базе фабрики № 19, занимавшейся индивидуальным пошивом, долгое время был единственным модельером. Дом моды Вячеслава Зайцева ежегодно создаёт сезонные коллекции, представляет их на российских и иностранных подиумах. Сегодня Дом моды Вячеслава Зайцева — это экспериментальный цех, салон индивидуального пошива с использованием эксклюзивных тканей, демонстрационный зал, Театр моды. С 1997 года существует «Лаборатория моды», в которой обучаются талантливые студенты — будущие модельеры. [5]. Дом моды Вячеслава Зайцева моделирует одежду для «первых леди», российских артистов, спортсменов, новую форму для работников милиции (в 1991 году).

Дом моды с демонстрационным залом и небольшим музеем «Валентин Юдашкин» открылся в Москве в 1993 году. В 1996 году Дом моды В. Юдашкина стал первым Домом высокой моды Haute Couture в России. В Доме моды Валентина Юдашкина проходят практику студены — будущие дизайнеры. Кутюрье планирует открыть Академию моды, создать российский Музей костюма, где можно будет увидеть платья ручной работы.

Дом моды Валентина Юдашкина проектирует костюмы для олимпийских сборных, форму для российской армии, шьёт одежду для политиков, артистов.

По данным сайта «Мода и стиль. История и современность» на сегодняшний день самыми популярными в России, помимо Домов моды «Слава Зайцев» и «Валентин Юдашкин», являются следующие Дома моды: «Вемина» (художественный руководитель Елизавета Романюк, основан в 1991 году), «Александра Серова» (основан в 2011 году), «Чапурин» (основан в 1998 году дизайнером Игорем Чапуриным), «Лидия Соселия» (основан в 1987 году), «Вива Вокс» (основан в 1997 году), «Татьяна Парфёнова» (основан в 1995 году), «Виктория Андреянова».

Популярные российские Дома моды одевают не только звёзд кино и шоу-бизнеса, телеведущих, политиков, банкиров, а также изготавливают качественную и модную одежду класса pret-a-porter, то есть готовую одежду для массового производства.

В декабре 2016 года в Москве, в торгово-гостиничном комплексе «Киевский», открылся «Дом Российской Моды» — bu Russian Fashion Roots. Это не просто магазин, в котором представлены коллекции более 400 дизайнеров из России и стран СНГ, предполагается, что здесь будут проходить регулярные мероприятия — показы новых коллекций, фотосессии, презентации, выставки, акции. По замыслу автора проекта компании «Russian Fashion Roots» «Дом Российской Моды» объединит «модных людей, сильнейших дизайнеров, молодые дарования, талантливых стилистов, успешных предпринимателей и вообще всех тех, кто неравнодушен к русской моде» [6].

Литература:

  1. Ермилова Д. Ю., История домов моды, М., «Академия», 2003 г., с. 14. [электронный ресурс] / Режим доступа: https://vikent.ru/enc/7429/ (дата обращения: 03.02.2017)
  2. Две капли «КОТИ» // Новая газета № 17 от 06 Марта 2003 г. [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2003/03/06/19230-dve-kapli-koti (дата обращения: 03.02.2017)
  3. Дом моделей на Кузнецком мосту [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.casual-info.ru/wiki/ (дата обращения: 07.02.2017)
  4. Потемкина О. Ф. Создание общесоюзного Дома моделей //Информпространство. -2014 — № 186 [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.informprostranstvo.ru/N186_2014/olgapotemkina.html (дата обращения: 07.02.2017)
  5. Лукьянов Алексей. Вячеслав Зайцев — кутюрье, художник, поэт [электронный ресурс] / Режим доступа: https://subscribe.ru/archive/history.suchistory/200909/03213306.html (дата обращения: 07.02.2017)
  6. Открытие Дома Российской Моды [электронный ресурс] / Режим доступа: https://fason.club/2016/12/31/dom-rossijskoj-mody-by-russian-fashion-roots/ (дата обращения: 08.02.2017)

Основные термины (генерируются автоматически): Дом моделей, дом моды, Россия, Дом, Москва, Московский Дом моделей, Кузнецкий мост, Общесоюзный Дом моделей одежды, Российская Мода, высокая мода.

Источник

Европейскую одежду в России стали носить благодаря реформам Петра I. До этого традиционные формы одежды были просты по покрою и не менялись в течение длительного времени. Всю одежду, как правило, шили дома: «Домострой» предписывал каждой женщине экономно вести хозяйство и уметь кроить, шить, вышивать одежду для всей семьи. Одежду передавали по наследству — в ней ценили качество и стоимость ткани. До XVII в. в России практически не было собственного ткацкого производства — одежду шили либо из домотканых тканей (холста, сукна), либо из привозных — бархата, парчи, объяри, тафты из Византии, Италии, Турции, Ирана, Китая, сукна из Англии. Привозные сукно и парчу использовали в праздничном костюме даже зажиточные крестьяне. Облачение для московского царя и его семьи шили в Мастерской Царицыной палаты. Там работали и женщины, и мужчины-портные — «наплечные мастера» (так как они одевали «царское плечо»). Исключительно мужскими работами было изготовление обуви, изделий из меха, головных уборов. Все наряды украшали вышивкой в Царицыной Светлице, в которой работали женщины царской семьи во главе с царицей, знатные боярыни и простые мастерицы.

Первые поклонники западной моды появились в первой половине XVII в. — они носили немецкое и французское платье. Например, боярин Никита Романов одевался у себя в деревне и на охоте во французское и польское платье. Но иноземную одежду было запрещено носить при дворе. Алексей Михайлович в 1675 г. издал указ, запрещавший носить все иноземное. Во время правления царевны Софьи европейская одежда становится все более популярной. При Петре Алексеевиче европейская мода активно проникает в Россию с одобрения царя, который сам предпочитал носить более удобный, чем традиционная русская долгополая одежда, костюм голландского или немецкого образца. Платья европейского покроя для Петра шили мастера Немецкой слободы, с 1690 г. — портные Мастерской палаты Кремля. Великое Посольство 1697—1698 гг. приобретало и заказывало костюмы модных покроев.

Петр I запретил носить дворянам и горожанам старый русский костюм 29 августа 1699 г., в январе 1700 г. повелел всем носить платье на манер венгерского, в августе — «всех чинов людям», кроме духовенства и пахотных крестьян, носить платье венгерское и немецкое. В последующих указах было велено носить немецкое платье по будням и французское — по праздникам. С 1 января 1701 г. европейский костюм предписывалось носить и женщинам. Русское платье было запрещено носить, его производить и им торговать. Нарушителям грозили штрафы, ссылка на каторгу с конфискацией имущества. Образцы моделей европейского покроя были выставлены на улицах, бедные люди получили отсрочку, чтобы износить старую одежду, но с 1705 г. уже все городское население должно было носить новое платье под угрозой штрафа. Секреты европейских портных стали осваивать и русские мастера. После смерти Петра I часть городского населения вернулась к допетровской одежде — до конца XIX в. в костюме купечества и мещанства сохранялись элементы традиционного костюма. Поэтому портные специализировались либо на европейском, либо на «русском» платье.

В XVIII в. городское население шило одежду на заказ из тканей фабричного производства — у портных, сапожников, шляпников, шапочников, скорняков и т.д. При Петре I начало развиваться собственное производство тканей — в Москве и Петербурге были основаны шелковые и шерстяные мануфактуры. В 1721 г. было разрешено «всякого звания людям» заводить и содержать на свои деньги шелковые фабрики. В XVIII в. российское ткацкое производство уже добилось больших успехов, почти полностью удовлетворяя внутренние потребности в шелковых и шерстяных тканях. Екатерина II предписывала носить только ткани собственного производства — по большим праздникам дамам и кавалерам носить московские парчи, в прочие дни — шелковые материи, кавалерам — сукно. Были открыты веерные фабрики и кружевные мастерские.

При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне русский двор уже ориентировался на французскую моду. Влияние французской моды особенно усилилось во время правления Екатерины И. Богатые вельможи выписывали платья прямо из Франции. В России работали французские портные — преимущественно в Москве и Петербурге. До середины XVIII в. информацию о новейших европейских модах получали по манекенам, которые привозили из Парижа и Лондона. Во второй половине XVIII в. распространяются модные альманахи и журналы. В 1779 г. было основано русское «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (издатель Н. И. Новиков).

В XIX в. в России активно развивалось производство разнообразных тканей — шелковых, льняных, хлопчатобумажных, шерстяных. Были основаны мануфактуры братьев Сапожниковых, Прохоровых, Коноваловых (П. Коновалов был основателем хлопчатобумажной промышленности), Ниссена, Классена (льнопрядильная фабрика). Во второй половине XIX в. развивалось производство готовой одежды. Первоначально в мастерских готового платья шили униформу — военную форму и форму для различных ведомств. Затем стали шить мужские костюмы, сорочки, брюки, жилеты, пальто, дамские накидки. Менее обеспеченные слои городского населения одевались в «Домах готового платья».

В конце XIX — начале XX в. в Санкт-Петербурге существовали фабрика белья и галстуков Р. М. Гершман, фирма «Мандль» (фабрики и магазины мужского и женского готового платья); в Москве — «Герасимов и сыновья» (производство и продажа готового платья), «Спирин и К» (готовое дамское платье). Готовая одежда продавалась и в универсальных магазинах, например в торговом доме «Мюр и Мерилиз» — крупнейшем универмаге в России начала XX в.

Большинство горожан шило одежду на заказ, как правило, у частнопрактикующих портных. Русские портные в XIX в. нередко ездили совершенствовать свое мастерство в Лондон или Вену в портновские школы. Иностранные портные держали мастерские в Москве и Петербурге, и у них работали главным образом русские мастера. В провинции основную массу одежды шили по манекенам, сделанным по фигуре постоянных заказчиков. Портные-кустари руководствовались модными журналами и картинками. В XIX в. подобных изданий было множество — с 1834 г. выходил журнал «Библиотека для чтения» с модными картинками, с 1836 г. — «Современник» и «Московитянин». Богатые дамы из провинции выписывали туалеты из Москвы и Петербурга, иногда — из Парижа.

Существовали портные-универсалы, но, как правило, портные имели специализацию: одни шили военную форму, другие — одежду духовенства, третьи — форму чиновников, четвертые — гражданские костюмы. Знаменитым фрачником в Петербурге был Руч. Он в конце 1820-х гг. нанял для рекламы своих изделий двух молодых людей, которые прогуливались по Невскому проспекту — один во фраке горохового цвета, другой — в плаще альмавива. Модные салоны в Москве и Петербурге по уровню исполнения моделей вполне можно было сравнить с парижскими домами моды. В Петербурге в первой половине XIX в. были известны салоны модисток Адель Менне и Сихлер. Во второй половине XIX — начале XX в. были открыты ателье «Анри» (мастерская мужских мод) и ателье дамских мод «М. Г. Амирагов» (мастерская и магазин), «А. Л. Бризак», «А. Г. Гиндус», «А. Т. Иванова», «Жюль Флоран», «В. И. Чернышев». Мастерские «Госпожа Ольга» и «Изамбар Шансо» поставляли императорскому двору парадные придворные платья. В Санкт-Петербурге большинство модных ателье находилось в районе Невского проспекта, Мойки и Морской улиц, в Москве — Петровки и Кузнецкого Моста. Последний уже в конце XVIII в. славился своими модными магазинами и ателье. В середине XIX в. был известен салон модной женской одежды «Маргарита Минангуа»; во второй половине XIX — начале XX в. — мастерские и магазины мужского платья «Айе» на Тверской, «Братья Алексеевы» на Рождественке, «Братья Чистяковы» на Лубянской площади, «Деллос» на Сретенке, «Жорж» на Тверской, «Дюшар» и «Смите и сыновья» на Кузнецком мосту. Модную женскую одежду производили и продавали «Город Лион» на Лубянке, «Луи Крейцер» и «Мадам Жозефин» на Петровке, «Петуховы и сын» на Ильинке, «Мандль» на Тверской и др. К концу века модели русских портных ничем не уступали парижским. Например, Н. П. Ламанова выполняла заказы придворных дам и знаменитых актрис, поэтому одеваться у нее было не менее престижно, чем в парижских салонах.

Надежда Петровна Ламанова родилась в 1861 г. в деревне Шузилово Нижегородской губернии в семье военного. После окончания восьмилетней гимназии ей пришлось идти работать, чтобы содержать младших сестер после смерти родителей. Н. П. Ламанова два года училась в школе кройки О. Суворовой в Москве, после чего стала работать закройщицей («моделистом») в мастерской Войткевич. В 1885 г. Н. П. Ламанова открыла собственную мастерскую на Большой Дмитровке. Она, несомненно, обладала талантом кутюрье, который ценили современники. Ламанова стала самым известным модельером в Москве: «Острота глаза, тонкое художественное чутье помогали ей мгновенно оценить особенности фигуры и всего облика человека, верно угадать наиболее «выигрышные» для него фасон и цвет костюма»[1]. Ее заказчицами были блестящие аристократки и знаменитые актрисы. К началу Первой мировой войны салон Н. П. Ламановой был одним из самых известных в России. Как и большинство парижских кутюрье, Ламанова работала методом наколки, накалывая ткань на фигуре клиентки или манекенщицы, добиваясь гармонии пропорций костюма и фигуры. Несколько ее платьев сохранилось в Эрмитаже — они доказывают несомненное мастерство Ламановой и умение создавать изысканные модели в соответствии с канонами парижской моды, соединяя отточенную форму, выверенные пропорции и свойственный русской традиции разнообразный декор. С 1901 г. Н. П. Ламанова работала в костюмерной мастерской МХАТа, с 1902 г. участвовала в международных выставках.

Источник