История модных журналов в россии
История модных журналов в Европе начинается ещё в XVII веке, но в России они появляются лишь с момента разрешения деятельности частных издателей, в конце XVIII века.
В 1779 году в Москве выходит журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Впервые в русском названии журнала мы встречаем слово «модный». Картинки мод с весьма забавными подписями на русском языке — «Щеголиха на гулянье», «Чепец победы», «Раскрытые прелести», — выходят в виде приложения и подвергаются издателем легкому осмеянию французского оригинала — нарядов французских модниц того времени. Тем не менее, эти странички считаются образцом русской модной иллюстрации.
Женщин из аристократических семейств весьма порадовало появление в 1827 году «Дамского журнала». Публикации новинок парижской моды, размещение первых цветных иллюстраций — вот, что нужно было светским львицам. «Листок для светских людей», выходящий в Санкт-Петербурге, в 1843 году писал: «Наш листок выписывал картинки прямо из Парижа, картинки большого формата, исполненные с совершенством, отпечатанные на лучшей атласистой бумаге — одним словом, достойные быть вставленными в рамку, под стекло».
В конце 50-х годов XIX века появляются более тридцати изданий, посвященных дамской тематике: «Меркурий мод», «Вестник парижской моды», «Московский телеграф» с публикациями приложений о модных новинках из Парижа и др. Эти журналы могут смело считаться прародителями современных журналов для женщин. В них наряду с воспитательными и образовательными темами, всё большее место отводится курсам женского рукоделия с рисунками в тексте, раскрашенными узорами в приложении и выкройками. Различные возрастные категории могли найти интересующие их инструкции по шитью и вышивке. Особо любимыми за крупные листы цветных картинок с выкройками и вышивками был журнал «Сандрильона» и «Дамский альбом рукодельных работ».
На рубеже XIX и XX веков, благодаря шагнувшим вперед полиграфическим технологиям, было создано множество новых журналов мод, в которых использовались фотографии и высококачественные репродукции. Наиболее известными в то время стали журналы «Дамский мир», «Домашняя портниха», «Модный свет», «Модный магазин», модные приложения к журналам «Новь» и «Нива».
Ошибочно считать, что в России в советское время моды не было. Существовали ателье и Дома мод, специализированная литература и журналы. Только и в этой сфере чувствовалась авторитарность управления, модельеры обезличивались. Массовое производство одежды определило характер изданий 30-х годов («Альбом моделей одежды швейной промышленности РСФСР»), а железный занавес, опустившийся в конце десятилетия, перекрыл свежий ветер из Европы.
В 1944 году правительство поручило открывшемуся Московскому дому моделей разработать новые модели одежды для послевоенного времени. И вновь авторитарность власти ощущается в самом названии: «Альбом моделей верхнего платья, принятых на всесоюзном просмотре» (1945).
С оттепелью 60-х годов увеличилось число изданий, посвященных теме моды, шитья, рукоделия. Как и в XIX веке выходили приложения с выкройками и чертежами к женским журналам. В 70-е — 80-е годы появились самостоятельные издания ГУМа – «Модели ГУМа», — альбомы сезонной одежды. В последующие годы стала возможной интеграция европейских модных тенденций посредством западных журналов, издаваемых на русском языке («Бурда», «Харпер базаар», «Вог» и др.)
На выставке представлена ретроспектива изданий, которые выходили в царской России, СССР и РФ, и эти издания во все времена помогали миллионам людей освоиться с новой модой, потому что она существует не только для подиумов и фотосессий, а прежде всего для человека. Особенность экспозиции состоит в том, что она даёт возможность проследить не только развитие модных тенденций, но и изменения отношения к моде в периодических изданиях перечисленных эпох.
См. также Журналы мод в электронной библиотеке РНБ
Кураторы выставки
Н. Малышева, Е. Пугина.
Журналы для женщин существуют в России более 200 лет. Во все времена дамская пресса рассказывала о моде и стиле. О том, как на страницах изданий менялся образ «идеальной женщины», — в материале портала «Культура.РФ».
XVIII век — романы, благонравие и пышные платья
Журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Часть IV. 1779 год
«Журнал английских, французских и немецких мод». Иллюстрация
«Журнал английских, французских и немецких мод». Иллюстрация
«Журнал английских, французских и немецких мод». Иллюстрация
В конце XVIII века в моде была начитанность и образованность. Аристократки, как и императрица Екатерина II, увлекались науками, писали стихи и переводили произведения с иностранных языков. Первый в России женский журнал появился в 1779 году. Он назывался «Модное ежемесячное издание. Библиотека для дамского туалета» и представлял собой литературный альманах. В нем публиковали любовные женские романы, стихи, сентиментальные рассказы. Среди авторов — популярные писатели Василий Майков и Александр Сумароков, редактором был крупнейший издатель эпохи Николай Новиков. «Доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение» — так Новиков определил предназначение журнала.
Красочных иллюстраций в «Библиотеке» не было, но в каждом номере помещали гравюру-карикатуру на легкомысленных дам. В гравюрах «Щеголиха на гулянье» и «Чепец победы» художник высмеивал чрезмерное внимание к нарядам, а в рисунке «Раскрытые прелести» — излишне кокетливое поведение. Особой популярностью у дам журнал Новикова не пользовался, и через год его закрыли.
Следующий женский вестник — «Журнал английских, французских и немецких мод» — тоже просуществовал недолго. Вышло всего три номера. По своему содержанию он отдаленно напоминал современный глянец: там подробно писали о европейских тенденциях в мире моды. Главными ориентирами были лондонские, парижские и берлинские кутюрье. Российским дамам давали советы по стилю: например, сообщали, что на бал нужно надевать пышное платье из английского или французского шелка, декольте следует украсить кружевами, а юбку — сшить одного цвета с рукавами.
В «Журнале» публиковали цветные миниатюры с изображением модных платьев, шляп и даже предметов мебели, печатали рисунки для вышивки и рукоделия. Несмотря на то что издание культивировало в своих читательницах любовь к роскоши и светскому образу жизни, особое внимание редактор Василий Окороков уделял нравственному воспитанию. В текстах подчеркивали, что особо украшают женщину скромность, доброта и благонравие.
XIX век: нарумяненные журналы и женщины-издатели
«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Часть 17. 1827 год
«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Иллюстрация
«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Иллюстрация
«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Иллюстрация
В начале XIX века у представительниц высшего света были в моде дорогие иностранные издания. Красочные журналы привозили из Европы. В 1823 году в России вышел первый номер «Дамского журнала», который по задумке издателя Петра Шаликова должен был заменить «дорогостоящую выписку из-за границы».
В издании было три раздела: литературный, критический и модный. В первом печатали стихи и прозу, сюда присылали произведения известные поэты — Василий Пушкин, Петр Вяземский, драматург Александр Писарев. В критическом отделе публиковались театральные рецензии и советы, какую постановку лучше посетить. В разделе моды было множество иллюстраций — здесь печатали черно-белые эскизы популярных в Европе платьев, шляп и туфель. Встречались и цветные «рисунки мод».
Авторы «Дамского журнала» превозносили женщин и постоянно осыпали их комплиментами. Похвал удостаивалась не только внешняя привлекательность. В статье «Взгляд на преимущества женского пола в России» говорилось о влиянии дам на развитие общества, на роль в истории. «Без женщин не образовались бы ни мирные села, ни города цветущие: люди навсегда остались бы дикими сынами природы!» — писал автор.
«Дамский журнал» просуществовал более 10 лет. Он пользовался популярностью среди женщин, но мужчины издание критиковали. Ведь чрезмерное увлечение своей внешностью в те годы считалось недостойным занятием — сродни любовным интригам. Кондратий Рылеев и Александр Бестужев саркастически называли «Дамский журнал» «нарумяненным», а министр духовных дел и народного просвещения князь Александр Голицын был возмущен тем, что в журнале «целью настоящей жизни и счастия поставляют чувственные наслаждения».
В XIX веке произошло важное событие: за издание дамского журнала взялась представительница женского пола. Елизавета Сафонова посвятила этому всю жизнь. В 1836 году она начала выпускать «Журнал новейшего шитья». Он был создан не для светских львиц, а для дам более простого происхождения, поэтому здесь содержались советы и инструкции — как сформировать и разнообразить свой гардероб. Еще одно творение Сафоновой — иллюстрированный журнал «Ваза» — стал долгожителем. Его издавали более пятидесяти лет. Помимо «рисунков мод», в «Вазе» был отдел модных новостей. В нем рассказывали о театральных премьерах, новых романах, открытии «роскошных и великолепных» магазинов в Париже.
Начало XX века: женщина-хозяйка и женщина-гражданин
«Журнал для хозяек и женская жизнь». Выпуск №17. 1915 год
«Журнал для хозяек и женская жизнь». Выпуск №15. 1915 год
Литературно-художественный семейный журнал «Женщина». Выпуск №16. 1915 год
Литературно-художественный семейный журнал «Женщина». Выпуск №15. 1915 год
В начале ХХ века в женской журналистике появилась семейно-бытовая тема. Теперь женщина была не только прекрасной дамой и музой, но и властной хозяйкой, хранительницей очага. В журналах начали публиковать советы по уходу за детьми, правильному питанию и физической нагрузке.
В 1912 году вышел «Журнал для хозяек» — многостраничное иллюстрированное издание для дам, которые посвятили себя материнству, заботе о семье и о доме. В нем было четыре раздела: «Общий» — с советами по ведению хозяйства и воспитанию детей, «Модный», «Рукодельный» и «Косметический» с рецептами народной косметики и правилами по уходу за собой. Также здесь выходили фельетоны и эссе. Например, посвященные тому, как хозяйке обойтись без прислуги.
Писали и о том, как женщинам нужно одеваться. Для замужней дамы и матери главным достоинством была скромность: «Преобладающий тон моды — простота. Истинное изящество, настоящая элегантность состоит именно в преследовании этой простоты».
С началом Первой мировой войны роль женщин изменилась. Многие из них стали сестрами милосердия, а некоторые даже пошли воевать. Одним из популярных изданий тех лет стал журнал «Женщина». На обложке первого номера за 1915 год изображена сестра милосердия, которая читает письмо раненому солдату. В одном из подзаголовков журнала авторы отразили новые социальные функции женщины XX века: «Мать — гражданка — жена — хозяйка».
В годы войны выпуски были полны серьезных тем. В журнале публиковали очерки о жизни девушек, чьи женихи уехали на фронт, о тяжелой доле женщин в оккупированных городах. Здесь помещались фотографии беженцев, покидающих свои города, снимки из лазаретов. Но и война не мешала издателям публиковать подробные описания актуальных нарядов с картинками. Автор модного обозрения писала: «На днях видела изящную блондинку в черной бархатной шляпе — треуголке, фасона адмиралтейских шляп». Блузы и платья тоже подчинялись «военной» тенденции. Их советовали шить из ткани цвета хаки, с большим воротником и погонами из пуговиц на плечах.
Накануне революции в России выходило огромное количество модных изданий. Только в Петербурге — около 40 газет и журналов, посвященных стилю, шитью и хозяйству. А с приходом советской власти многие издания для дам превратились в рупор партийных идей.
Автор: Мария Соловьёва
До революции в Петербурге была и мода, конечно же большей частью парижская, и магазины, и собственно журналы мод. Antenna Daily полистала страницы журналов и нашла много интересного.
Практически все подобные журналы, издаваемые в Петербурге до революции, сформировались уже к ХХ веку. Некоторые из них были приложениями: одни – к журналам «Нива», «Север», «Звезда», «Живописное обозрение», «Петербургская жизнь»; другие – к газетам «Нева», «Сын Отечества», «Родина». Но были и специальные издания – «для дам», «для портних», «для модисток», «моды, хозяйства и литературы». Были и отдельные издания с мужской модой.
В 1914 году началась Первая мировая война и это не могло не сказаться на выпуске изданий не первой необходимости. Количество выпусков сократилось, осложняется доставка журналов подписчикам за пределами Петербурга и по России, в 1916-17 годах начинаются остановки в типографиях, связанные с переплетными материалами и отсутствием электроэнергии.
Журнал «Модный магазин» – самый «стойкий» журнал мод. Начало его издания – 1862 год
Периодическая печать появилась в России благодаря Петру Великому. В XVII веке издавался лишь рукописный листок с подборкой европейских новостей, назывался он «Куранты» и был предназначен исключительно для царских глаз. Петр в 1702 году учреждает «Ведомости», в которых периодически пишет сам и редактирует статьи. В «Ведомостях» же появляются первые статьи, имеющие отношение к внешнему виду и косвенно к моде.
Петр учредил новый тип развлечения: «ассамблеи». В «Ведомостях» было указано, в каком виде на эти события стоит являться. Собственно, модные издания вплоть до конца XVIII столетия были редкостью, как в России, так и в Европе. Их место занимала Пандора — путешествующая кукла в модном платье. Парижские портные и модистки одевали кукол в самые актуальные наряды и рассылали во все европейские столицы. Именно «по Пандоре» шили новые европейские платья придворные дамы Петровского времени. Русские императрицы Анна Иоановна, Елизавета Петровна и Екатерина II заказывали по кукле самые модные туалеты.
Парижские портные и модистки одевали кукол в самые актуальные наряды и рассылали во все европейские столицы
Самое раннее издание о моде в России – это московский «Магазин англ., франц. и нем. новых мод» 1791 года. Однако, еще в 1779 году было несколько выпусков журнала «Модное Ежемесячное Издание или Библиотека для дамского туалета», в котором были исключительно литературные статьи, а по части мод к нему прилагались только модные картинки.
Заметим, что единичные модные издания до 1850 года печатались в Москве, а с 1850 года количество модных «магазинов» (с англ. «magazine» – журнал) стало увеличиваться и издаваться в Санкт-Петербурге.
Основной перечень модных журналов, издававшихся в Петербурге до 1917 года
- Журнал разного рода шитья и вышивок. 1838—1847. Редакция неизвестна.
- Мода. 1851—1861. Издательница Н. Ушилова.
- Модный магазин. 1862—1883. Издательница-редактор С. Г. Мей.
- Парижский Модный Зал. 1863. Гл. редакция Ав. Клемм в Париже и Штейн в СПб.
- Моды и Новости. 1866—1868.
- Новый Русский Базар. 1867—1898.
- Модный Свет. 1868—1883. (c 1883 г. «Модный Свет и Модный Магазин»).
- Модный Свет и Модный Магазин. 1883—1905.
- Парижские моды. 1871—1916. Приложение к журналу «Нива».
- Модные Выкройки. 1872/73—1882/83.
- Мужские моды. 1874—1884. Издатель-ред. Ф. Юргенс, с 1879 г. Б.Р. Рейхель.
- Неделя Парижских Мод. 1874—1875. Прил. к «Иллюстрированной Неделе».
- Моды и рукоделия. 1875—1880. Изд.-ред. Е. Ананьева, затем А. Волькенштейн.
- Парижские Модные Выкройки. 1876—1878. Издательница-редактор В. Лалош.
- Мужские парижские гардеробы. 1878. Издатель-редактор А. Волькенштейн.
- Парижские Моды. 1878—1902. Прил. к журн. «Живописное обозрение».
- Парижские Мужские Моды. 1878. Издатель-редактор Альберт Иванович Лишке.
- Специальный журнал для дамского и мужского белья. 1878—1879.
- Парижские Моды. 1879—1883, в 1884 г. La Parisienne. Прил. к газете «Нева».
- Новейшие моды муж. платьев. 1884—1912. Изд.-ред. О. П. Пелицаро.
- Вестник Моды. 1885—1918. Издатель-редактор Н. П. Аловерт.
- Новейшие Моды и Рукоделия 1886—1916.
- Вестник Моды для модисток. 1889—1896. Издатель-редактор Н. П. Аловерт.
- Модистка. 1889—1898. Издательница-редактор А. П. Гоппе.
- Парижские Моды, Хозяйство и Домоводство. 1892—1914.
- Модный журнал. 1893—1902. Приложение к журналу «Звезда».
- Парижская Мода. 1893—1898.
- Вестник Моды для портних. 1894—1898. Издатель-редактор Н. П. Аловерт.
- Модный Курьер. 1899—1916. Издатель-редактор Н. П. Аловерт.
- Модный Курьер: изд. для портних. 1900—1910. Изд.-ред. Н. П. Аловерт.
- Парижские модели шляп. 1900—1903. Издатель-ред. Н. П. Аловерт.
- Новейшие моды. 1902—1905.
- Моды и спорт. 1903—1905. Приложение к журн. «Петербургская жизнь».
- Детские платья и белье. 1903—1916. Издатель-редактор Н. П. Аловерт.
- Модный свет. 1910—1916.
- Моды для всех. 1910—1914. Редактор-издатель Н. Ф. Мертц.
- Мода. 1912.
Кроме журналов мод были попытки издавать в Петербурге журналы для парикмахеров, но это продлилось недолго – в 1877 году «Приложение к Французскому Журналу для парикмахеров».
Журнал «Модный магазин»
Журнал «Модный магазин» – самый «стойкий» журнал мод. Начало его издания – 1862 год. В 1883 году журнал теряет свою самостоятельность, но все же название «Модный Магазин» продолжает присутствовать до 1915 года в объединенных названиях – «Модный Свет и Модный Магазин», «Модный курьер, Модный Свет и Модный Магазин».
Его первым редактором-издательницей была Софья Григорьевна Мей. Содержание первых выпусков было в основном литературным с добавлением «модных» материалов. Вот как написано в самом издании (1862):
«Модный Магазин» выходит два раза в месяц книжками в 1,5 (осьмидольных) листа со следующими приложениями:
- к одной книжке прикладывается: Парижская картинка мод, работы Жюля Давида, и лист с рисованными выкройками, узорами для вышивания и разными работами;
- к другой: большая вырезная выкройка в натуральную величину, и узор – или канвовый, или тамбурный, или же Парижская картинка туалетных подробностей.
- Кроме того подписчики получат в продолжении года 3 заграничных гравюры на стали.
Подписка принимается преимущественно в Редакции «Модного магазина» в С.Петербурге, у Владимирской, в Дмитровском (бывшем Хлебном) переулке, №9; и сверх того, в газетных экспедициях почтамтов и у всех, более известных, петербургских книгопродавцев. Гг. иногородние благоволят адресовать свои требования исключительно в Петербург, в Редакцию «Модного магазина».
Гоппе Герман Дмитриевич
Основатель крупной издательской фирмы «Книгоиздательство Германъ Гоппе» (1867—1914) в Петербурге. Издавая книги, календари, учебные пособия, беллетристику, он внёс свой заметный вклад в насыщение российского книжного рынка изданиями высокого качества, способствовал внедрению и развитию книгоиздательского и книготоргового дела в России.
Одновременно с изданием книг Гоппе приступает к изданию нового для своего времени типа журнала мод «Моды и новости», затем широко известный «Модный свет» и в дальнейшем другие журналы. После скоропостижной смерти Германа Дмитриевича в 1885 г. делами издательства занимались его вдова Адель Павловна Гоппе и брат Эдуард Дмитриевич Гоппе.
В 1867 году Гоппе начинает издавать богато иллюстрированный журнал «Модный свет», который вмиг становится очень популярным в первую очередь из-за обилия картинок
Герман Гоппе родился в Германии и в 25 лет был приглашен в Россию заняться работой в немецком книжном магазине. Разобравшись в особенностях издательского дела, Гоппе открыл простую истину: люди любят картинки, но издатели почему-то дают им только тексты. В 1867 году Гоппе начинает издавать богато иллюстрированный журнал «Модный свет», который вмиг становится очень популярным в первую очередь из-за обилия картинок, а в 1869 России был представлен его главный проект «Всемирная иллюстрация» целиком построенный на изображениях. В 1870-1880-х годах Гоппе ведет активную экспансию: открывает несколько новых проектов, выкупает журналы у пожилых издательниц эпохи Елизаветы Сафоновой и реформирует их, приобретает лицензию на немецкий журнал «Der Bazaar» и начинает издавать его переводной вариант под названием «Новый русский базар». Примечательно, что редактировать журналы моды Гоппе приглашал все-таки женщин.
Аловерт Николай Павлович
В 1879—1883 годах был редактором журнала литературы, науки и искусств «Огонек». В разные годы был отв. редактором журналов «Железнодорожное дело», «Фотограф», «Электричество». Автор ряда поваренных книг для женщин: 100 блюд из картофеля, 100 кушаний из остатков, 100 блюд из овощей, 100 рецептов приготовления грибов.
Издатель-редактор журналов для женщин:
- Вестник Моды. Иллюстрированный журнал моды, хозяйства и литературы. 1885—1918. СПб. Еженедельно. 1889—1890 годах выпускалось ежемесячное приложение «Библиотека Вестника Моды».
- Вестник моды для портних. Иллюстр. журнал моды. (Перевод с франц. журнала «Moniteur de la Mode»). 1894—1898, 1900—1906. СПб. Еженедельно.
- Вестник моды для модисток. 1889—1896. СПб. Ежемесячно.
- Модный Курьер. Журнал моды, хозяйства и литературы. (Для семьи). 1899—1916. СПб. 4 раза в месяц.
- Модный Курьер: издание для портних. 1900—1910. СПб. 2 раза в месяц.
- Парижские модели шляп. Журнал для модисток. 1900—1903 СПб. 10 раз в год.
- Детские платья и белье. 1903—1916. СПб. Ежемесячно.
- Титульные страницы журнала «Вестник моды» №1 за 1885 год (стартовый номер) и №1 за 1913 год.
Много лет основу журнала составлял перевод парижских журналов «La Moniteur de la Mode» и «La Mode illustree», причем редакция непременно обращала внимание читателей, что «французские журналы в Париже и «Вестник Моды» в Петербурге выходят одновременно». Готовые выкройки имелись к каждому рисунку в 2-х размерах: 48 и 51 см в окружности груди, которые можно было купить как в редакции журнала, так и по пересылке.
Издатели яростно соперничали друг с другом, но стратегии Аловерта принесли ему успех. В начале ХХ века он выкупил старые издания Гоппе и к 1913 году единолично контролировал все крупные модные издания в стране. Николай Аловерт создал издательскую империю, в которую входили дамские журналы самых разных направлений. Он четко разделял аудиторию, понимая интересы каждой из групп своих читательниц.
Такое положение сохраняется до конца 1914 года. Идет Первая мировая война (для России с августа 1914 г.) и с №1 1915 г. журнал меняется – дизайн обложки становится сильно упрощенным, военное время накладывает отпечаток на содержание номеров. С первых номеров 1916 года появляются модные материалы из Лондона и их количество в «Вестнике Моды» постепенно увеличивается. На 33 году издания августовским сдвоенным №9–10 1918 г. «Вестнике Моды» прекратил свое существование.