История модных журналов в россии

История модных журналов в Европе начинается ещё в XVII веке, но в России они появляются лишь с момента разрешения деятельности частных издателей, в конце XVIII века.

В 1779 году в Москве выходит журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Впервые в русском названии журнала мы встречаем слово «модный». Картинки мод с весьма забавными подписями на русском языке — «Щеголиха на гулянье», «Чепец победы», «Раскрытые прелести», — выходят в виде приложения и подвергаются издателем легкому осмеянию французского оригинала — нарядов французских модниц того времени. Тем не менее, эти странички считаются образцом русской модной иллюстрации.

Женщин из аристократических семейств весьма порадовало появление в 1827 году «Дамского журнала». Публикации новинок парижской моды, размещение первых цветных иллюстраций — вот, что нужно было светским львицам. «Листок для светских людей», выходящий в Санкт-Петербурге, в 1843 году писал: «Наш листок выписывал картинки прямо из Парижа, картинки большого формата, исполненные с совершенством, отпечатанные на лучшей атласистой бумаге — одним словом, достойные быть вставленными в рамку, под стекло».

В конце 50-х годов XIX века появляются более тридцати изданий, посвященных дамской тематике: «Меркурий мод», «Вестник парижской моды», «Московский телеграф» с публикациями приложений о модных новинках из Парижа и др. Эти журналы могут смело считаться прародителями современных журналов для женщин. В них наряду с воспитательными и образовательными темами, всё большее место отводится курсам женского рукоделия с рисунками в тексте, раскрашенными узорами в приложении и выкройками. Различные возрастные категории могли найти интересующие их инструкции по шитью и вышивке. Особо любимыми за крупные листы цветных картинок с выкройками и вышивками был журнал «Сандрильона» и «Дамский альбом рукодельных работ».

На рубеже XIX и XX веков, благодаря шагнувшим вперед полиграфическим технологиям, было создано множество новых журналов мод, в которых использовались фотографии и высококачественные репродукции. Наиболее известными в то время стали журналы «Дамский мир», «Домашняя портниха», «Модный свет», «Модный магазин», модные приложения к журналам «Новь» и «Нива».

Ошибочно считать, что в России в советское время моды не было. Существовали ателье и Дома мод, специализированная литература и журналы. Только и в этой сфере чувствовалась авторитарность управления, модельеры обезличивались. Массовое производство одежды определило характер изданий 30-х годов («Альбом моделей одежды швейной промышленности РСФСР»), а железный занавес, опустившийся в конце десятилетия, перекрыл свежий ветер из Европы.

В 1944 году правительство поручило открывшемуся Московскому дому моделей разработать новые модели одежды для послевоенного времени. И вновь авторитарность власти ощущается в самом названии: «Альбом моделей верхнего платья, принятых на всесоюзном просмотре» (1945).

С оттепелью 60-х годов увеличилось число изданий, посвященных теме моды, шитья, рукоделия. Как и в XIX веке выходили приложения с выкройками и чертежами к женским журналам. В 70-е — 80-е годы появились самостоятельные издания ГУМа – «Модели ГУМа», — альбомы сезонной одежды. В последующие годы стала возможной интеграция европейских модных тенденций посредством западных журналов, издаваемых на русском языке («Бурда», «Харпер базаар», «Вог» и др.)

На выставке представлена ретроспектива изданий, которые выходили в царской России, СССР и РФ, и эти издания во все времена помогали миллионам людей освоиться с новой модой, потому что она существует не только для подиумов и фотосессий, а прежде всего для человека. Особенность экспозиции состоит в том, что она даёт возможность проследить не только развитие модных тенденций, но и изменения отношения к моде в периодических изданиях перечисленных эпох.

См. также Журналы мод в электронной библиотеке РНБ

Кураторы выставки

Н. Малышева, Е. Пугина.

Источник

Журналы для женщин существуют в России более 200 лет. Во все времена дамская пресса рассказывала о моде и стиле. О том, как на страницах изданий менялся образ «идеальной женщины», — в материале портала «Культура.РФ».

XVIII век — романы, благонравие и пышные платья

Журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Часть IV. 1779 год

«Журнал английских, французских и немецких мод». Иллюстрация

«Журнал английских, французских и немецких мод». Иллюстрация

«Журнал английских, французских и немецких мод». Иллюстрация

В конце XVIII века в моде была начитанность и образованность. Аристократки, как и императрица Екатерина II, увлекались науками, писали стихи и переводили произведения с иностранных языков. Первый в России женский журнал появился в 1779 году. Он назывался «Модное ежемесячное издание. Библиотека для дамского туалета» и представлял собой литературный альманах. В нем публиковали любовные женские романы, стихи, сентиментальные рассказы. Среди авторов — популярные писатели Василий Майков и Александр Сумароков, редактором был крупнейший издатель эпохи Николай Новиков. «Доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение» — так Новиков определил предназначение журнала.

Красочных иллюстраций в «Библиотеке» не было, но в каждом номере помещали гравюру-карикатуру на легкомысленных дам. В гравюрах «Щеголиха на гулянье» и «Чепец победы» художник высмеивал чрезмерное внимание к нарядам, а в рисунке «Раскрытые прелести» — излишне кокетливое поведение. Особой популярностью у дам журнал Новикова не пользовался, и через год его закрыли.

Следующий женский вестник — «Журнал английских, французских и немецких мод» — тоже просуществовал недолго. Вышло всего три номера. По своему содержанию он отдаленно напоминал современный глянец: там подробно писали о европейских тенденциях в мире моды. Главными ориентирами были лондонские, парижские и берлинские кутюрье. Российским дамам давали советы по стилю: например, сообщали, что на бал нужно надевать пышное платье из английского или французского шелка, декольте следует украсить кружевами, а юбку — сшить одного цвета с рукавами.

В «Журнале» публиковали цветные миниатюры с изображением модных платьев, шляп и даже предметов мебели, печатали рисунки для вышивки и рукоделия. Несмотря на то что издание культивировало в своих читательницах любовь к роскоши и светскому образу жизни, особое внимание редактор Василий Окороков уделял нравственному воспитанию. В текстах подчеркивали, что особо украшают женщину скромность, доброта и благонравие.

XIX век: нарумяненные журналы и женщины-издатели

«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Часть 17. 1827 год

«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Иллюстрация

«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Иллюстрация

«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Иллюстрация

В начале XIX века у представительниц высшего света были в моде дорогие иностранные издания. Красочные журналы привозили из Европы. В 1823 году в России вышел первый номер «Дамского журнала», который по задумке издателя Петра Шаликова должен был заменить «дорогостоящую выписку из-за границы».

В издании было три раздела: литературный, критический и модный. В первом печатали стихи и прозу, сюда присылали произведения известные поэты — Василий Пушкин, Петр Вяземский, драматург Александр Писарев. В критическом отделе публиковались театральные рецензии и советы, какую постановку лучше посетить. В разделе моды было множество иллюстраций — здесь печатали черно-белые эскизы популярных в Европе платьев, шляп и туфель. Встречались и цветные «рисунки мод».

Авторы «Дамского журнала» превозносили женщин и постоянно осыпали их комплиментами. Похвал удостаивалась не только внешняя привлекательность. В статье «Взгляд на преимущества женского пола в России» говорилось о влиянии дам на развитие общества, на роль в истории. «Без женщин не образовались бы ни мирные села, ни города цветущие: люди навсегда остались бы дикими сынами природы!» — писал автор.

«Дамский журнал» просуществовал более 10 лет. Он пользовался популярностью среди женщин, но мужчины издание критиковали. Ведь чрезмерное увлечение своей внешностью в те годы считалось недостойным занятием — сродни любовным интригам. Кондратий Рылеев и Александр Бестужев саркастически называли «Дамский журнал» «нарумяненным», а министр духовных дел и народного просвещения князь Александр Голицын был возмущен тем, что в журнале «целью настоящей жизни и счастия поставляют чувственные наслаждения».

В XIX веке произошло важное событие: за издание дамского журнала взялась представительница женского пола. Елизавета Сафонова посвятила этому всю жизнь. В 1836 году она начала выпускать «Журнал новейшего шитья». Он был создан не для светских львиц, а для дам более простого происхождения, поэтому здесь содержались советы и инструкции — как сформировать и разнообразить свой гардероб. Еще одно творение Сафоновой — иллюстрированный журнал «Ваза» — стал долгожителем. Его издавали более пятидесяти лет. Помимо «рисунков мод», в «Вазе» был отдел модных новостей. В нем рассказывали о театральных премьерах, новых романах, открытии «роскошных и великолепных» магазинов в Париже.

Начало XX века: женщина-хозяйка и женщина-гражданин

«Журнал для хозяек и женская жизнь». Выпуск №17. 1915 год

«Журнал для хозяек и женская жизнь». Выпуск №15. 1915 год

Литературно-художественный семейный журнал «Женщина». Выпуск №16. 1915 год

Литературно-художественный семейный журнал «Женщина». Выпуск №15. 1915 год

В начале ХХ века в женской журналистике появилась семейно-бытовая тема. Теперь женщина была не только прекрасной дамой и музой, но и властной хозяйкой, хранительницей очага. В журналах начали публиковать советы по уходу за детьми, правильному питанию и физической нагрузке.

В 1912 году вышел «Журнал для хозяек» — многостраничное иллюстрированное издание для дам, которые посвятили себя материнству, заботе о семье и о доме. В нем было четыре раздела: «Общий» — с советами по ведению хозяйства и воспитанию детей, «Модный», «Рукодельный» и «Косметический» с рецептами народной косметики и правилами по уходу за собой. Также здесь выходили фельетоны и эссе. Например, посвященные тому, как хозяйке обойтись без прислуги.

Писали и о том, как женщинам нужно одеваться. Для замужней дамы и матери главным достоинством была скромность: «Преобладающий тон моды — простота. Истинное изящество, настоящая элегантность состоит именно в преследовании этой простоты».

С началом Первой мировой войны роль женщин изменилась. Многие из них стали сестрами милосердия, а некоторые даже пошли воевать. Одним из популярных изданий тех лет стал журнал «Женщина». На обложке первого номера за 1915 год изображена сестра милосердия, которая читает письмо раненому солдату. В одном из подзаголовков журнала авторы отразили новые социальные функции женщины XX века: «Мать — гражданка — жена — хозяйка».

В годы войны выпуски были полны серьезных тем. В журнале публиковали очерки о жизни девушек, чьи женихи уехали на фронт, о тяжелой доле женщин в оккупированных городах. Здесь помещались фотографии беженцев, покидающих свои города, снимки из лазаретов. Но и война не мешала издателям публиковать подробные описания актуальных нарядов с картинками. Автор модного обозрения писала: «На днях видела изящную блондинку в черной бархатной шляпе — треуголке, фасона адмиралтейских шляп». Блузы и платья тоже подчинялись «военной» тенденции. Их советовали шить из ткани цвета хаки, с большим воротником и погонами из пуговиц на плечах.

Накануне революции в России выходило огромное количество модных изданий. Только в Петербурге — около 40 газет и журналов, посвященных стилю, шитью и хозяйству. А с приходом советской власти многие издания для дам превратились в рупор партийных идей.

Автор: Мария Соловьёва

Источник

До революции в Петербурге была и мода, конечно же большей частью парижская, и магазины, и собственно журналы мод. Antenna Daily полистала страницы журналов и нашла много интересного.

Практически все подобные журналы, издаваемые в Петербурге до революции, сформировались уже к ХХ веку. Некоторые из них были приложениями: одни – к журналам «Нива», «Север», «Звезда», «Живописное обозрение», «Петербургская жизнь»; другие – к газетам «Нева», «Сын Отечества», «Родина». Но были и специальные издания – «для дам», «для портних», «для модисток», «моды, хозяйства и литературы». Были и отдельные издания с мужской модой.

В 1914 году началась Первая мировая война и это не могло не сказаться на выпуске изданий не первой необходимости. Количество выпусков сократилось, осложняется доставка журналов подписчикам за пределами Петербурга и по России, в 1916-17 годах начинаются остановки в типографиях, связанные с переплетными материалами и отсутствием электроэнергии.

Журнал «Модный магазин» – самый «стойкий» журнал мод. Начало его издания – 1862 год

Периодическая печать появилась в России благодаря Петру Великому. В XVII веке издавался лишь рукописный листок с подборкой европейских новостей, назывался он «Куранты» и был предназначен исключительно для царских глаз. Петр  в 1702 году учреждает «Ведомости», в которых периодически пишет сам и редактирует статьи. В «Ведомостях» же появляются первые статьи, имеющие отношение к внешнему виду и косвенно к моде.

История модных журналов в россии

Петр учредил новый тип развлечения: «ассамблеи».  В «Ведомостях» было указано, в каком виде на эти события стоит являться. Собственно, модные издания вплоть до конца XVIII столетия были редкостью, как в России, так и в Европе. Их место занимала Пандора — путешествующая кукла в модном платье. Парижские портные и модистки одевали кукол в самые актуальные наряды и рассылали во все европейские столицы. Именно «по Пандоре» шили новые европейские платья придворные дамы Петровского времени. Русские императрицы Анна Иоановна, Елизавета Петровна и Екатерина II заказывали по кукле самые модные туалеты.

Парижские портные и модистки одевали кукол в самые актуальные наряды и рассылали во все европейские столицы

Самое раннее издание о моде в России – это московский «Магазин англ., франц. и нем. новых мод» 1791 года. Однако, еще в 1779 году было несколько выпусков журнала «Модное Ежемесячное Издание или Библиотека для дамского туалета», в котором были исключительно литературные статьи, а по части мод к нему прилагались только модные картинки.

История модных журналов в россии

Заметим, что единичные модные издания до 1850 года печатались в Москве, а с 1850 года количество модных «магазинов» (с англ. «magazine» – журнал) стало увеличиваться и издаваться в Санкт-Петербурге.

Основной перечень модных журналов, издававшихся в Петербурге до 1917 года

  • Журнал разного рода шитья и вышивок. 1838—1847. Редакция неизвестна. 
  • Мода. 1851—1861. Издательница Н. Ушилова. 
  • Модный магазин. 1862—1883. Издательница-редактор С. Г. Мей. 
  • Парижский Модный Зал. 1863. Гл. редакция Ав. Клемм в Париже и Штейн в СПб. 
  • Моды и Новости. 1866—1868. 
  • Новый Русский Базар. 1867—1898. 
  • Модный Свет. 1868—1883. (c 1883 г. «Модный Свет и Модный Магазин»). 
  • Модный Свет и Модный Магазин. 1883—1905. 
  • Парижские моды. 1871—1916. Приложение к журналу «Нива».
  • Модные Выкройки. 1872/73—1882/83.
  • Мужские моды. 1874—1884. Издатель-ред. Ф. Юргенс, с 1879 г. Б.Р. Рейхель. 
  • Неделя Парижских Мод. 1874—1875. Прил. к «Иллюстрированной Неделе». 
  • Моды и рукоделия. 1875—1880. Изд.-ред. Е. Ананьева, затем А. Волькенштейн. 
  • Парижские Модные Выкройки. 1876—1878. Издательница-редактор В. Лалош. 
  • Мужские парижские гардеробы. 1878. Издатель-редактор А. Волькенштейн. 
  • Парижские Моды. 1878—1902. Прил. к журн. «Живописное обозрение». 
  • Парижские Мужские Моды. 1878. Издатель-редактор Альберт Иванович Лишке.
  • Специальный журнал для дамского и мужского белья. 1878—1879. 
  • Парижские Моды. 1879—1883, в 1884 г. La Parisienne. Прил. к газете «Нева». 
  • Новейшие моды муж. платьев. 1884—1912. Изд.-ред. О. П. Пелицаро. 
  • Вестник Моды. 1885—1918. Издатель-редактор Н. П. Аловерт.
  • Новейшие Моды и Рукоделия 1886—1916.
  • Вестник Моды для модисток. 1889—1896. Издатель-редактор Н. П. Аловерт. 
  • Модистка. 1889—1898. Издательница-редактор А. П. Гоппе. 
  • Парижские Моды, Хозяйство и Домоводство. 1892—1914. 
  • Модный журнал. 1893—1902. Приложение к журналу «Звезда». 
  • Парижская Мода. 1893—1898. 
  • Вестник Моды для портних. 1894—1898. Издатель-редактор Н. П. Аловерт.
  • Модный Курьер. 1899—1916. Издатель-редактор Н. П. Аловерт. 
  • Модный Курьер: изд. для портних. 1900—1910. Изд.-ред. Н. П. Аловерт.
  • Парижские модели шляп. 1900—1903. Издатель-ред. Н. П. Аловерт. 
  • Новейшие моды. 1902—1905.
  • Моды и спорт. 1903—1905. Приложение к журн. «Петербургская жизнь». 
  • Детские платья и белье. 1903—1916. Издатель-редактор Н. П. Аловерт. 
  • Модный свет. 1910—1916. 
  • Моды для всех. 1910—1914. Редактор-издатель Н. Ф. Мертц. 
  • Мода. 1912. 

Кроме журналов мод были попытки издавать в Петербурге журналы для парикмахеров, но это продлилось недолго – в 1877 году «Приложение к Французскому Журналу для парикмахеров».

Журнал «Модный магазин»

История модных журналов в россии

Журнал «Модный магазин» – самый «стойкий» журнал мод. Начало его издания – 1862 год. В 1883 году журнал теряет свою самостоятельность, но все же название «Модный Магазин» продолжает присутствовать до 1915 года в объединенных названиях – «Модный Свет и Модный Магазин», «Модный курьер, Модный Свет и Модный Магазин».

История модных журналов в россии

Его первым редактором-издательницей была Софья Григорьевна Мей. Содержание первых выпусков было в основном литературным с добавлением «модных» материалов. Вот как написано в самом издании (1862):

«Модный Магазин» выходит два раза в месяц книжками в 1,5 (осьмидольных) листа со следующими приложениями:

  • к одной книжке прикладывается: Парижская картинка мод, работы Жюля Давида, и лист с рисованными выкройками, узорами для вышивания и разными работами;
  • к другой: большая вырезная выкройка в натуральную величину, и узор – или канвовый, или тамбурный, или же Парижская картинка туалетных подробностей.
  • Кроме того подписчики получат в продолжении года 3 заграничных гравюры на стали.

Подписка принимается преимущественно в Редакции «Модного магазина» в С.Петербурге, у Владимирской, в Дмитровском (бывшем Хлебном) переулке, №9; и сверх того, в газетных экспедициях почтамтов и у всех, более известных, петербургских книгопродавцев. Гг. иногородние благоволят адресовать свои требования исключительно в Петербург, в Редакцию «Модного магазина».

Гоппе Герман Дмитриевич

Основатель крупной издательской фирмы «Книгоиздательство Германъ Гоппе» (1867—1914) в Петербурге. Издавая книги, календари, учебные пособия, беллетристику, он внёс свой заметный вклад в насыщение российского книжного рынка изданиями высокого качества, способствовал внедрению и развитию книгоиздательского и книготоргового дела в России.

История модных журналов в россии

История модных журналов в россии

Одновременно с изданием книг Гоппе приступает к изданию нового для своего времени типа журнала мод «Моды и новости», затем широко известный «Модный свет» и в дальнейшем другие журналы. После скоропостижной смерти Германа Дмитриевича в 1885 г. делами издательства занимались его вдова Адель Павловна Гоппе и брат Эдуард Дмитриевич Гоппе.

В 1867 году Гоппе начинает издавать богато иллюстрированный журнал «Модный свет», который вмиг становится очень популярным в первую очередь из-за обилия картинок

Герман Гоппе родился в Германии и в 25 лет был приглашен в Россию заняться работой в немецком книжном магазине. Разобравшись в особенностях издательского дела, Гоппе открыл простую истину: люди любят картинки, но издатели почему-то дают им только тексты. В 1867 году Гоппе начинает издавать богато иллюстрированный журнал «Модный свет», который вмиг становится очень популярным в первую очередь из-за обилия картинок, а в 1869 России был представлен его главный проект «Всемирная иллюстрация» целиком построенный на изображениях. В 1870-1880-х годах Гоппе ведет активную экспансию: открывает несколько новых проектов, выкупает журналы у пожилых издательниц эпохи Елизаветы Сафоновой  и реформирует их,  приобретает лицензию на немецкий журнал «Der Bazaar» и начинает издавать его переводной вариант под названием «Новый русский базар». Примечательно, что редактировать журналы моды Гоппе приглашал все-таки женщин.

История модных журналов в россии

Аловерт Николай Павлович

В 1879—1883 годах был редактором журнала литературы, науки и искусств «Огонек». В разные годы был отв. редактором журналов «Железнодорожное дело», «Фотограф», «Электричество». Автор ряда поваренных книг для женщин: 100 блюд из картофеля, 100 кушаний из остатков, 100 блюд из овощей, 100 рецептов приготовления грибов.

История модных журналов в россии

Издатель-редактор журналов для женщин:

  • Вестник Моды. Иллюстрированный журнал моды, хозяйства и литературы. 1885—1918. СПб. Еженедельно. 1889—1890 годах выпускалось ежемесячное приложение «Библиотека Вестника Моды».
  • Вестник моды для портних. Иллюстр. журнал моды. (Перевод с франц. журнала «Moniteur de la Mode»). 1894—1898, 1900—1906. СПб. Еженедельно.
  • Вестник моды для модисток. 1889—1896. СПб. Ежемесячно.
  • Модный Курьер. Журнал моды, хозяйства и литературы. (Для семьи). 1899—1916. СПб. 4 раза в месяц.
  • Модный Курьер: издание для портних. 1900—1910. СПб. 2 раза в месяц.
  • Парижские модели шляп. Журнал для модисток. 1900—1903 СПб. 10 раз в год.
  • Детские платья и белье. 1903—1916. СПб. Ежемесячно.
  • Титульные страницы журнала «Вестник моды» №1 за 1885 год (стартовый номер) и №1 за 1913 год.

История модных журналов в россии

Много лет основу журнала составлял перевод парижских журналов «La Moniteur de la Mode» и «La Mode illustree», причем редакция непременно обращала внимание читателей, что «французские журналы в Париже и «Вестник Моды» в Петербурге выходят одновременно». Готовые выкройки имелись к каждому рисунку в 2-х размерах: 48 и 51 см в окружности груди, которые можно было купить как в редакции журнала, так и по пересылке.

Издатели яростно соперничали друг с другом, но стратегии Аловерта принесли ему успех. В начале ХХ века он выкупил старые издания Гоппе и к 1913 году единолично контролировал все крупные модные издания в стране. Николай Аловерт создал издательскую империю, в которую входили дамские журналы самых разных направлений. Он четко разделял аудиторию, понимая интересы каждой из групп своих читательниц.

История модных журналов в россии

Такое положение сохраняется до конца 1914 года. Идет Первая мировая война (для России с августа 1914 г.) и с №1 1915 г. журнал меняется – дизайн обложки становится сильно упрощенным, военное время накладывает отпечаток на содержание номеров. С первых номеров 1916 года появляются модные материалы из Лондона и их количество в «Вестнике Моды» постепенно увеличивается. На 33 году издания августовским сдвоенным №9–10 1918 г. «Вестнике Моды» прекратил свое существование.

История модных журналов в россии

История модных журналов в россии

История модных журналов в россии