Я не люблю альбомов модных
0:52
Смирнова Лия – Агния Барто «Я – выросла!»
РуЛит.РФ
124 просмотратри месяца назад
0:34
Костылев Евгений
РуЛит.РФ
339 просмотровтри месяца назад
2:28
Бикмуллина Зарина – Памяти Муси Пинкерзона
РуЛит.РФ
51 просмотртри месяца назад
2:02
Серёдкина Юлия – Леонид Филатов “Деда, погоди”
РуЛит.РФ
369 просмотровтри месяца назад
1:13
Баканов Роман
РуЛит.РФ
72 просмотратри месяца назад
0:38
Бадретдинова Диана – Отрывок из сказки А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.
РуЛит.РФ
47 просмотровтри месяца назад
4:10
Мусаева Умсынай – Варварство
РуЛит.РФ
42 просмотратри месяца назад
1:34
Варвара Столярова
РуЛит.РФ
279 просмотровтри месяца назад
2:02
Ружинский Даниил, Бражниченко Юлия, Еременко Алиса
РуЛит.РФ
27 просмотровтри месяца назад
1:26
Клыкова Ирма
РуЛит.РФ
51 просмотртри месяца назад
1:15
Пунина Надежда
РуЛит.РФ
59 просмотровтри месяца назад
1:19
Гушев Андрей
РуЛит.РФ
196 просмотровтри месяца назад
2:36
Толок Елена
РуЛит.РФ
32 просмотратри месяца назад
2:15
Кузьминов Иван
РуЛит.РФ
350 просмотровтри месяца назад
3:47
Кочура Полина – Рассказ “Как меня учили музыке”, И.Пивоварова
РуЛит.РФ
29 просмотровтри месяца назад
2:39
Цуркану Виктория – Сказка о добром джине, Р.Рождественский
РуЛит.РФ
15 просмотровтри месяца назад
4:37
Ванина Агата – Рассказ “Шляпка”, Н.Теффи
РуЛит.РФ
28 просмотровтри месяца назад
0:57
Руденко Михаил
РуЛит.РФ
74 просмотратри месяца назад
1:02
Щукина Арина
РуЛит.РФ
667 просмотровтри месяца назад
0:51
Сергей Исаков – Крот
РуЛит.РФ
14 просмотровтри месяца назад
1:03
Саргсян Артём – И.А. Крылов «Ларчик».
РуЛит.РФ
18 просмотровтри месяца назад
3:06
Филиппова Елена – Выразительное чтение отрывка из рассказа В. Астафьева «Белогрудка»
РуЛит.РФ
25 просмотровтри месяца назад
0:49
Егорова Аделина
РуЛит.РФ
23 просмотратри месяца назад
3:17
Зямбаев Владимир – «Приключения Тома Сойера»
РуЛит.РФ
33 просмотратри месяца назад
0:31
Болтенко Екатерина – “Знай правила светофора”
РуЛит.РФ
33 просмотратри месяца назад
1:03
Искакова Жанерке
РуЛит.РФ
24 просмотратри месяца назад
1:39
Аккуратова Дарья
РуЛит.РФ
32 просмотратри месяца назад
0:43
Малкова Виктория
РуЛит.РФ
20 просмотровтри месяца назад
0:26
Яковлева Анастасия
РуЛит.РФ
56 просмотровтри месяца назад
0:23
Верещагин Денис – Ломоносов М.В. Ода на день восшествия …Императрицы Елисаветы Петровны
РуЛит.РФ
56 просмотровтри месяца назад
Давайте вспомним барышень, которые когда-то вели дневники, в кои складывали засушенные цветочки, записывали интересные стихи, пламенные речи и признания в любви, где оставляли автографы и рисунки. Эти дневники иначе назывались альбомами.
Альбом как жизнь, противоречий смесь,
Смесь доброго, худого пустословья:
Здесь дружбы дань, тут светского условья,
Тут жар любви, там умничанья спесь.
Изящное в нем наряду с ничтожным,
Ум с глупостью иль истинное с ложным
Идей и чувств пестреет маскарад…
(П. А. Вяземский)
Традиция их ведения пришла в Россию из Германии через французскую культуру. Вначале их вели только женщины, а в дальнейшем к ним присоединились и мужчины. Альбом был неким собранием разнородных записей, которые либо принадлежали самим владельцам, либо были им адресованы.
Такой литературно-бытовой альбом рассматривается как историко-культурное явление русской жизни XVIII—XX вв.еков. Почему литературно-бытовой? Все дело в том, что в нем записывались стихи, в которых отражались события, происходившие в повседневной жизни. Это были стихи, которые носили личностный характер и имели двоякий смысл, непонятный непосвященным.
До нашего времени таких альбомов сохранилось совсем немного, но даже и те, что сохранились, находятся либо в частных коллекциях, либо в закрытых архивах, которые недоступны широкому кругу читателей. Эти альбомы, в первую очередь, являются свидетельствами культурной жизни той эпохи. Ю. М. Лотман, говоря об альбоме конца XVIII — начала XIX века, сравнивает его с альманахом или рукописной книгой. Но в XX веке рукописный альбом исчез и на его месте появился фотографический.
Возвращаясь к веку XIX, стоит отметить, что в этот период альбом из низовой семейной культуры «вырос» и превратился в достояние великосветской моды, увлечение им стало всеобщим. В зависимости от интересов владельца, альбомы разделялись на:
1) альбомы тщеславия;
2) альбомы артистов;
3) альбомы литераторов;
4) альбомы женщин;
5) альбомы девиц;
6) альбомы мужей;
7) альбомы ученические и т. д.
Об этих «рукописных книгах» писали много. Так, Е. А. Баратынский в одном из своих стихотворений говорит о том, что альбом необходимо вести всем девушкам, чтобы не забыть имена всех своих поклонников. В другом стихотворении он называет альбом кладезем воспоминаний, так как в старости или на чужбине очень приятно полистать его страницы и вспомнить былые времена, друзей, возлюбленных. В последнем своем стихотворении Баратынский сравнивает альбом с кладбищем — ведь пестрые его листы являются некими памятниками прошлой жизни. Нужно сказать, что многие желали оставить о себе память на страницах этих рукописных книг.
В. А. Жуковский в своем стихотворении, посвященном альбому, восхваляет его и благодарит создателя: «Тот истинный мудрец, кто выдумал альбом!» А. С. Пушкин в своем стихотворении «И. В. Сленину», наоборот, пишет не очень приятные слова:
Я не люблю альбомов модных,
Их ослепительная смесь
Аспазий наших благородных
Провозглашает только спесь.
Пушкин предпочитал оставлять записи только в дружеских альбомах, он сравнивал их с «приятным домом» для пишущих. А альбомы светских дам или сельских барышень высмеивает, так как считает одни слишком вычурными, а другие безвкусными.
В начале XX века об альбомах упоминается в стихах В. Я. Брюсова и М. И. Цветаевой (Цветаева назвала свою первую книгу «Вечерний альбом»). В этот период альбомная культура претерпела очень серьезные изменения — ведь изменился образовательный уровень их владельцев, художественный вкус и, конечно же, культурный быт.
Подводя итог, стоит подчеркнуть, что альбом хоть и отражал обстановку конкретного времени, в первую очередь, был все-таки личным дневником. В нем хранились воспоминания конкретного человека, поэтому многие записи несли тайный смысл, который был понятен лишь их владельцу.
Картинные книги. «Я не люблю альбомов модных…»
В 1820-е годы входит в обычай украшать страницы альбомов виртуозно выполненными натюрмортами. Чаще всего это тщательные акварельные штудии, почти иллюзорно передающие глянцевитые огненно-красные лепестки маков, испещренные тонкими черными прожилками, нежно-голубые цветы незабудок, сохранившие в розетках капли росы, либо изящно изогнутые головки нарциссов в прозрачном стакане, наполненном водой. Однако теперь это уже не рисунки-символы, перекладывающие на «язык цветов» тончайшие душевные движения, предназначенные для «прочтения» альбомному адресату, а максимально близкие к натуре изображения, свидетельствующие о куда более высоком, нежели прежде, уровне художественной подготовки рисовальщика. Это своеобразная ставка на профессионализацию рисунка.
«Рисованные с натуры цветы, букеты в стеклянных сосудах, фрукты, ягоды с упавшими на них росинками, бразильские птички с их разноцветными, с металлическим отблеском перышками, бабочки с их фантастически испещренными крыльями, стрекозы, жуки» являются теперь непременной принадлежностью памятных книжек. Общность манеры рисунков нз разных альбомов позволяет говорить о существовании моды, подражающей не только манере Ф.П. Толстого, как то было в натюрмортах, по имитирующей также некоторые аллегорические композиции О. А. Кипренского, жанровые сцены А.О. Орловского, архитектурные пейзажи Тома де Томона.
Альбомные рисовальщики пользовались той же техникой, что и мастера, избранные ими для подражания. Они делали наброски пером, карандашом, сепией, сангиной или углем в сочетании с белилами или акварельной подцветкой. Нередко встречались прямые копии работ западноевропейских художников, известных в России по гравированным отпечаткам. Как правило, это были библейские или античные сюжеты, своего рода стилизации, связанные с отголосками классицистических тенденций.
В это же время получает распространение вклеивание в альбомы набросков известных профессиональных художников. Нередким становится выполнение ими собственноручных рисунков непосредственно на страницах памятных книжек: в альбоме Аннеты Людерт появляется набросок К.П. Брюллова, а в альбоме Е.П. Бакуниной (сестры лицейского товарища Пушкина) рисунки О. А. Кипренского. Такие вкрапления делаются предметом гордости владельца и свидетельствуют об изменении альбомного эталона — перерождении домашнего альбома в коллекционный. Не случайно Пушкин упоминал в «Евгении Онегине» «альбом… украшенный проворно / Толстого кистью чудотворной / Иль Баратынского пером».
Теперь альбом уже не столько памятник дружбы с нехитрыми записями к знаменательным датам, сколько собрание замечательных автографов, поэтических экспромтов известных поэтов, акварелей и рисунков знаменитых художников. В таких альбомах
…суждено храниться именам
Всем чувством к вам любви, почтения влекомых,
Быть должен список всех не токмо вам знакомых,
Но всех, кто знает вас, хоть и не знаем сам…
Альбомы становятся летописью светской жизни, собранием раритетов.
Меня с тобою познакомил
Неоцененный твой альбом
— таковы строки, находящиеся в черновом варианте альбомного мадригала, принадлежащего перу К. Ф. Рылеева. Многие из подобных альбомов хорошо известны и подробно описаны. Они представляют собой своеобразные коллекции, как, например, альбом Каролины Собаньской. В нем содержались письма Ф.-Р. Шатобриана, И.-Г. Лафатера, А. Мицкевича, Дельфины Ге, герцога Веллингтона, Беп-жамена Констана, Жермены де Сталь и других. Особенно прославило этот альбом стихотворение Пушкина, позднее вошедшее в собрание сочинений под названием «Что в имени тебе моем?».
Перечень «альбомов-коллекций», подобных альбому Собаньской, можно было бы продолжить: здесь и альбомы А.Е. Шиповой, И. Юсуповой, М. Шимановской и других. Подобное явление было продиктовано требованиями великосветского салона, его страстью к коллекционированию автографов и произведений изобразительного искусства. Время памятных книжек, альбомов «уездных барышень» постепенно отходило в прошлое. Их сменили собрания блестящих имен. «Визитных душ ревизская тетрадь, в которой дань с рабов сбирает знать» — назвал такие альбомы П. А. Вяземский. «Новое умонастроение общества предопределяет перерождение формы альбома в альбом-коллекцию, который не подчиняется законам альбомного жанра, поскольку часто выполняет всего лишь функцию удобного храпения материала, имеющего случайный характер». Позднее альбомы подобного типа переродятся в роскошно оформленные сборники, сохраняющие связь с альбомной традицией лишь по формальным признакам.
В начале 1820-х годов происходит более четкое, нежели до сих пор, разделение альбомов па литературные и рисованные. Обе линии начинают постепенно обосабливаться и приобретать самостоятельное значение. Рисунки подписываются, датируются, снабжаются пространными пояснительными надписями и диалогами. Текст в таких случаях приобретает служебное значение, поясняющее рисунок.
В 1830-х годах этот процесс принимает более отчетливые формы, а в 1820-х — только начинается.
Галереи сцен и типов помещичьей, чиновничьей, военной жизни развертываются на их страницах, создавая яркую живую панораму быта того времени: столица и провинция, уличная суета и мирные беседы в кругу друзей, театральные разъезды и маскарады.
© Все права защищены https://www.portal-slovo.ru
Образ жизни — 13:23, 16 января 2021
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Wallows, Лана Дель Рей и «Архитектурные излишества»
Новости, Новости — 16 января, 13:23
Мишель Кеннелли хочет удалить тикток
Кино — 16 января, 10:38
11 важных гей-фильмов. Версия Дениса Виленкина
Новости, Новости — 16 января, 10:27
Тиктокер превращает переписки в драматичные треки об аренде дома и украденном рецепте запеканки из брокколи
Побудь в шкуре директора SRSLY!
Новости, Новости — 16 января, 00:51
Кантемир Балагов снимет для HBO пилотный эпизод сериала по игре The Last of Us
Популярная темаПопулярно
Новости — 25 декабря 2020, 10:09
SRSLY подвел итоги года и назвал главных блогеров России
Обзоры — 11 декабря 2020, 19:17
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Мадонна, Хакамада и дрэг
Интервью — 11 декабря 2020, 15:34
О сериалах, «Оскаре» и жизни на Патриарших. Интервью с Надеждой Михалковой
Новости, Новости — 15 января, 21:35
Февральский номер Elle выйдет с 25 обложками: на них Росси Де Пальма, Дэвид Ганди и другие
Герои — 15 января, 20:17
Жизнь в бассейне. Интервью с чемпионами по плаванию Чупковым, Гриневым, Насретдиновой
Новости, Новости — 15 января, 17:00
Еще одна международная коллаборация: Лиза Анохина сняла видео с испанским тиктокером Бенджи Кролом
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Новинки Samsung: Galaxy S21, Galaxy S21+, Galaxy S21 Ultra. Разбираемся, что к чему
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Это топ! Новые беспроводные наушники Samsung с объемным звуком и интеллектуальной системой шумоподавления
Новости, Новости — 13 января, 06:22
Каково это — быть директором SRSLY и не сойти с ума
Новости, Новости — 11 января, 10:41
Такси в соцсетях, или Как мы перестали ловить машины на улицах
Новости, Новости — 29 декабря 2020, 19:15
Как доставить подарки за пару дней до Нового года
Новости, Новости — 15 января, 14:16
Лайфхак для кулинаров: на Spotify появились плейлисты-таймеры, помогающие приготовить идеальную пасту
Интервь?