К классный час модные профессии
Аннотация
Данное занятие предназначено для профориентации обучающихся 8-х классов. Базируется на направлениях профориентационной работы: информационное и консультационное.
Данное занятие основывается на программах предпрофильной подготовки Е. А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”» и Г. В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Цель занятия: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессиий.
Основные задачи:
1. сформировать у обучающихся положительное отношение к труду;
2. расширить представления обучающихся о современном «рынке профессий»;
3. сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
4. научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
5. научить соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами;
6. научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Занятие состоит из теоретической и практической части: проведено анкетирование, тестирование, цикл бесед по профориентации.
Содержание занятия:
Многообразие мира профессий. История вопроса. Самый надежный способ выбора профессии.
Современный рынок труда. Самые востребованные профессии в мире.
Данная разработка будет полезна классным руководителям 5 – 11 классов, учащимся, выпускникам школы, родителям.
Время: 40 мин.
На мой взгляд, классный час удался. Все его компоненты были направлены на достижение цели. На протяжении всего занятия шла работа над формированием опыта эмоционально-ценностного отношения к жизни, так как он несёт большой воспитательный потенциал. Классный час прошел в хорошем темпе, учащиеся активно работали на протяжении всего занятия.
Ход классного часа:
Классный руководитель: В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача – помочь вам найти востребованную специальность.
Классный руководитель: Ребята, в целях расширения представления о различных профессиях мы с вами проводили ряд мероприятий. В 6-7 классах мы искали информацию о различных профессиях. А в 8-м классе мы уже говорим об осознанном выборе профессии. Ведь от правильного выбора профессии зависит очень многое: недаром говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.
Классный руководитель: Предлагаю вам составить списки профессий, которые модные и которые всегда нужны. Для этого разделимся на 2 группы. Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии», вторая группа – «Профессии, которые всегда нужны».
( Дети обсуждают, составляют списки.)
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные:, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, пластический хирург, президент, спикер и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: экономист, менеджер, юрист, врач, учитель, дворник, эколог, нефтяник, журналист, программист, автослесарь, строитель, шофер (водитель), парикмахер, полицейский, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
Кл. рук.: Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, системный администратор, главный бухгалтер, специалисты по информационным технологиям.
В последнее время в России появились новые профессии, которые вплотную вошли в нашу жизнь, такие как:
1.Web-программист, web-дизайнер – это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.
2. Аудитор – это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.
3. Бренд-менеджер – специалист, который придумывает образ продукта – бренд – и продвигает этот образ в массы.
4. Логистик – специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции.
5. Маркетолог – в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.
6. Мерчендайзер – это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении и т. д.
Классный рук: Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться». А сейчас мы узнаем, какие профессии вас привлекают.
(Выступления обучающихся о профессиях, которые им нравятся)
1.Очельдиев Дмитрий (о профессии программиста)
2.Дудин Роман (о профессии юриста)
3.Галдина Диана (о профессии учителя)
Классный руководитель: Сегодняшний классный час мы проводим, путешествуя по миру профессий. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас. «Мир современных профессий» – так называется тема нашего классного часа. Современный мир требует современных профессий. Сейчас мы узнаем об этих профессиях. Слайд 1.
Как вы думаете, какие самые востребованные профессии? (ответы детей)
Если 5-10 лет назад требовались специалисты с экономическим и юридическим образованием, то сейчас рынок труда переполнен представителями подобных профессий, и у многих возникает вопрос, какие профессии будут самыми востребованными в будущем, и какое образование получать.
Казалось бы, очень трудно ответить на этот вопрос, так как рынок труда – сфера непредсказуемая, однако некоторые исследования и прогнозы сделать можно. Итак, согласно исследованиям социологов, десять самых востребованных профессий ближайшего будущего для разных стран мира это:
2 слайд. Инженеры.
Именно инженеры технических специальностей займут лидирующие позиции на рынке трудоустройства. Западные инвесторы только еще начали открывать свои производства на территории Российской Федерации, и уже сейчас ощущается нехватка квалифицированных инженерных кадров на производстве: технических специалистов, руководителей разного уровня. Максимально востребованным будет сочетание техническое + экономическое или юридическое образование и владение иностранным языком.
3 слайд. Специалисты в сфере IT технологий
Ни одна современная фирма не обходится без компьютеров, соответственно на предприятии должны быть специалисты, которые отвечают за организацию и слаженную работу компьютерных сетей, настройку пользования Интернетом, обслуживание абонентских телефонных линий, оргтехники и т.д.
Кроме навыков программиста, отлично, если у вас есть профессия дизайнера. Хорошие веб – дизайнеры очень востребованы, и их услуги стоят достаточно дорого. Многие компании готовы дорого заплатить за разработку узнаваемого логотипа и раскрутку их бренда в сети Интернет.
4 слайд. Специалисты в сфере нанотехнологий
Нанотехнологии основаны на атомно-молекулярном взаимодействии веществ, данные технологии позволяют использовать скрытые, полезные свойства веществ. Нанотехнологии-это технологии будущего, которые подразделяются на три основных раздела: производство наноразмерных роботов, микросхем, а также атомная инженерия. Согласно исследованиям социологов, все специальности, связанные с нанотехнологиями, будут востребованы. В скором времени нанотехнлогии охватят все сферы: пищевую промышленность, машиностроение, космические технологии, медицину, химическую промышленность и т.д. Есть мнение, что мировое лидерство ждет страну, которая добьется прорыва в развитии нанотехнологий.
5 слайд. Специалисты в области биотехнологий и биоинженерии
Понятие биотехнология означает современный метод, который использует любые биологические структуры, системы, и их части для решения той или иной задачи в рамках заданного технологического процесса. Особенно часто биотехнологии применяются в современных сельскохозяйственных предприятиях, на которых с применением методов генной модификации (генной инженерии) изменяют свойства выращиваемых продуктов, например, для повышения урожайности или устойчивости к вредителям. В фармакологии также применяют методы биотехнологий для создания лекарств на основе биологических организмов. Данная профессия потребует от человека знаний, как в области биологии, микробиологии, так и микроэлектроники.
6 слайд. Специалисты в сфере маркетинга
Российский рынок постоянно обновляется огромным количеством всевозможных товаров и услуг. При этом начинает сказываться перенасыщение различных сегментов рынка конкурирующей продукцией от разных производителей. Маркет – в переводе означает рынок, поэтому задачей маркетолога, является управление деятельностью компании, связанной с рынками сбыта продукции, удовлетворение интересов различных групп потребителей. Анализ рынка, исследование необходимых объемов выпуска, рынков сбыта продукции, формирование бизнес-плана предприятия – вот краткий перечень из задач, стоящих перед специалистом в сфере маркетинга.
7 слайд. Специалисты в сфере сервиса
Постепенно благосостояние людей в России и других странах мира улучшается, поэтому возникает все большая потребность в предоставлении качественных сервисных услуг. Профессий в сфере обслуживания множество – администраторы гостиниц и ресторанов, стилисты, имиджмейкеры, и многие другие. Спрос на подобных специалистов из года в год будет расти вместе с качеством жизни людей. При этом услуги должны оказываться на профессиональном уровне, причем важную роль имеют коммуникативные возможности сервисного персонала.
8 слайд. Специалист в области логистики
Под термином логистика понимают управление информационными потоками и материальными ценностями в ходе выпуска и реализации продукции. Россия все больше интегрируется в мировую рыночную систему, планируется её вступление во всемирную торговую организацию и другие организации. В связи с этим уже сейчас востребованной профессией является – логист. Коммуникабельность, умение быстро понять и оценить ежедневной работе. При этом необходимо еще немного разбираться в технике, транспорте, экономических вопросах, иметь географические навыки.
9 слайд. Специалист по экологической безопасности
В нашей стране, к сожалению, всегда уделялось мало внимания защите окружающей среды и здоровью человека по причине экологических проблем. Однако в настоящее время масштаб антропогенных воздействий достиг такого уровня, что без грамотных специалистов в области экологии не обойтись. Кроме этого, при сотрудничестве с иностранными партнерами, очень важны вопросы обеспечения экологической безопасности не только готовой продукции, но и самого процесса производства. Профессия специалист-эколог заставляет человека хорошо ориентироваться в таких сферах как биология, химия, экономика, уметь использовать компьютерные и геоинформационные технологии в своей работе.
10 слайд. Специалисты в области медицинских исследований.
Медицина постоянно развивается, появляются новые методы лечения, технологии, лекарства, поэтому специалисты в области медицинских исследований всегда будут востребованы. Профессия исследователя в области медицины ставит перед человеком огромные возможности для раскрытия своего таланта, использования своих знаний и навыков, опыта компьютерного моделирования. Трудиться на благо всего мира, проводя медицинские исследования – вот прекрасная цель! Причем данная профессия является достаточно оплачиваемой. Имеется ряд актуальных направлений медицинских исследований – борьба с известными заболеваниями, продолжение длительности жизни людей, разработка новых медицинских материалов и препаратов.
11 слайд. Специалисты в области химии и химических исследований
Энергетика-это сфера, в которой химические специальности будут максимально востребованы. Подсчитано, что мировых запасов нефти хватит всего на несколько десятилетий, и уже сейчас ученые ищут и исследуют альтернативные источники энергии. В скором времени, человечество начнет активно применять исследования на практики, а химические профессии станут одними их самых востребованных.
Такова ситуация по России и в мире в целом, но выбирая профессию, вы можете обратиться в государственную службу занятости и получить список наиболее востребованных профессий именно в вашем регионе. Но не стоит забывать, что настоящие профессионалы своего дела будут всегда необходимы, независимо от специальности и отрасли.
А сейчас послушаем рубрику «Занимательные факты» о самых редких профессиях.
1. Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер – дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом – исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, – смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.
2.Еще одна редкая профессия – постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством – в театре пастижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре пастижеры – это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия пастижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.
3.Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия – это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты. Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха – все, что вы видите на рекламе, – это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода – холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно.
Заключительное слово учителя.
Учитель: Выбор профессии серьезный шаг в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы не выбрали, вам всегда нужны будут знания, полученные в школе. Пробуйте себя в самых разных областях деятельности. Один мудрец сказал: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы получить опыт нужно ошибаться».
Учитель: Ни всегда наши желания совпадают с нашими возможностями. Если вы не хотите отказываться от своей мечты, займитесь самовоспитанием. Застенчивые люди – больше общайтесь, а нетерпеливые – учитесь внимательно слушать, будьте сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда мечта станет реальностью. Я искренне вам этого желаю!
Рефлексия: Слайд 12.
Теперь я попрошу вас продолжить предложения данные на листочках:
1.Сегодня на уроке я узнал…..
2. Эта информация пригодится мне для ….
3. Теперь я смогу……
4. Мне было интересно узнать что…
5. Сегодня на уроке мне понравилось….
6.Сегодня на уроке мне не понравилось……
Список литературы
1. Бендюков М. А., Соломин И. Л., Палагин А. А. Азбука профориентации.- СПб., 2008. – 218 с.
2. Бендюков М. А., Соломин И. Л., Степанов А. Н. Ищу работу. – СПб.: Литера плюс, 1995. – 284 с.
3. Основы планирования и реализации профессиональной карьеры. Рабочая тетрадь по профориентации молодежи. – СПб., 2010. – 42 с.
4. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.; Воронеж: Модек, 1996.
5. Психология популярных профессий / Под ред. Л. А. Головей. СПб.: Речь, 2003.
6. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. – СПб.: Речь, 2003.
Соломин И. Л. Экспресс – диагностика персонала. – СПб.: Речь, 200Классные часы по теме “Профориентация” 8 класс
19.01.11 17:36 Давыдова А.В.
Классные часы: 8 класс / Авт-сост. А.В.Давыдова – М.:ВАКО, 2010. – 288с.- (Учебный год)
Классный час по теме “Мир современных профессий”
Цель:
Расширить знания учащихся о профессиях;
Помочь в определении своих интересов и способностей;
Воспитать интерес и чувство ответственности к выбору профессии;
Информировать их о качествах , присущих людям тех или иных профессий.
Ход классного часа
Учитель: Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия. (Слайд 1).
Каждое утро вы приходите в школу учиться – это ваш главный труд, а ваши родители идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные обязанности или как говорят ещё, имеют разные профессии. Давайте посмотрим, кем работают, например, ваши мамы? (Слайды 2-6)
Мир профессий – огромен, их насчитывается более 50 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает и видоизменяется. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен – это буфетчик, а менеджер – управляющий.
В следующем году вы девятиклассники. Не все из вас после окончания девятого класса пойдут в десятый. Как вы думаете, а сможете ли вы устроиться на работу? Почему? (Ответы ребят).
Верно. Сначала нужно приобрести профессию. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.
II. Так что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?
Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или других учебных заведениях. Обратимся сначала к толковому словарю, чтобы найти ответ на вопрос : Что такое профессия? (Слайд 7).
Слово “профессия” происходит от двух латинских слов: “professio” – официально указанное занятие, специальность и “рrofitero” – объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.
Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
III. Сегодня мы с вами не только познакомимся с конкретными профессиями , но и постараемся узнать и выявить ваши склонности к тем или иным профессиям. Но для начала проведем игровую разминку в виде игры.
Игра “Угадай профессию” (Слайд 8)
(О каких профессиях идет речь?)
Куй железо, пока горячо. (Кузнец).
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак).
Не игла шьет, а руки. (Портной, швея).
Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник).
Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится. (Пахарь).
Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх).
Учитель:
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. (Слайд 9).Чтобы выбрать профессию, нужно узнать , какие профессии существуют. Это первый шаг, нам помогут сделать наши товарищи .
Выступления учащихся о профессиях.
А вы хотели бы узнать , к каким профессиям вы склонны?
Существует много разных профессий и специальностей, и ” найти для себя работу по душе довольно сложно.
Что же нужно учитывать при выборе профессии?
Первое – это интерес. Одному интересно путешествовать , другому – программировать что-либо на компьютере, третьему – исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов. Интересы могут меняться.
Второе, на что нужно обращать внимание, – это склонности. Склонности зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас
– Технарь, кто-то гуманитарии, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам.Чтобы выявить склонности, можно ответить на вопросы дифференциально-диагностического опросника. (Слайд 10)
Этим мы сейчас и займемся. Я буду зачитывать примеры видов деятельности, а вы в листах ответов – ставить напротив номеров этих видов деятельности знаки “+” или “-“.
“+” нравиться;
“++” очень нравиться;
“-” не нравиться;
“- – ” очень не нравиться.
Вопросы по опроснику: (Слайды-11-13)
1а. Ухаживать за животными.
16. Обслуживать машины, приборы, составлять программы для ЭВМ.
2а.Помогать больным людям.
26. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов.
36. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл).
46. Рекламировать, продавать товары.
5а. Обсуждать научно-популярные статьи.
56. Осуждать пьесы, концерты.
6а. Выращивать животных.
6б. Помогать товарищам в работе, спорте.
7а. Настраивать музыкальные инструменты.
76. Управлять трактором, тепловозом и т.д.
8а. Давать людям информацию (в справочном бюро, на экскурсии)
86. Оформлять выставки, участвовать в подготовке концертов.
9а. Ремонтировать вещи, изделия.
96. Искать и исправлять ошибки в текстах, в рисунках.
10а. Лечить животных.
106. Выполнять вычисления, расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений.
116. Конструировать машины, проектировать дома.
12а. Разбирать споры между людьми убеждать, разъяснять
126. Разбираться в чертежах, схемах.
13а. Наблюдать за работой художественной самодеятельности.
136. Изучать жизнь микробов.
14а. Налаживать медицинские приборы.
146. Оказывать людям медицинскую помощь.
15а. Составлять отчеты о наблюдаемых явлениях.
156. Художественно описывать события.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
166. Осматривать больных, назначать лечение.
17а. Красить стены, расписывать изделия.
176. Монтировать здания, собирать машины.
18а. Организовывать культпоходы, экскурсии
186. Участвовать в концертах, спектаклях.
19а. Изготовлять детали, строить здания.
196. Чертить, копировать карты
20а. Бороться с болезнями растений.
206. Работать на пишущей машинке.
Обработка результатов. Теперь надо посчитать в каждом столбце таблицы количество плюсов и минусов. Выберите столбик , в котором больше всего плюсов и меньше минусов. Наибольшая сумма плюсов укажет на предпочитаемую Вами группу интересов, и возможно, склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности. Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу профессий. (Учащиеся сами подсчитывают результат).
П
Т
Ч
ЗС
ХО
1а
1б
2а
2б
3а
3б
4а
4б
5а
5б
6а
7б
6б
9б
7а
10а
9а
8а
10б
8б
11а
11б
12а
12б
13а
13б
14а
14б
15а
15б
16а
17б
16б
19б
17а
20а
19а
18а
20б
18б
Подведем итоги тестирования.
– К какому типу профессий по вашим интересам вы относитесь? (Слайд 14).
“Человек – природа” – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством( агрономы, животноводы, собаководы, работники зоопарков, лесопитомников и т.д.)
“Человек – техника” – все технические профессии (строители, машинисты, пилоты, водители всех видов транспорта, работники текстильной, химической деревообрабатывающей).
Человек – “Знаковая система” – профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками(программисты, операторы ЭВМ, почтальоны, библиотекари, лингвисты, экономисты и др.)
Человек – “Художественный образ” Это архитекторы, художники, певцы, музыканты, композиторы, модельеры, дизайнеры артисты театра, кино, цирка, визажисты, и стилисты.
Итак, вы смогли определить , к какому типу профессии вы имеете склонности. Но кроме интереса и склонностей, нужно ещё иметь способности к профессии. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны дл работы , а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать.
Также можно выявить непригодность к выбранной профессии. Например, отклонения в здоровье, несовместимые с данной профессией ( человек, имеющий аллергию на пыльцу растений, вряд ли должен становиться цветоводом), особенности темперамента ( меланхолик не должен выбирать профессию, когда нужно быстро ориентироваться в изменяющихся условиях; флегматик вряд ли будет успешно работать там, где требуется мгновенная реакция).
IV. Игра “ Самая- самая” (Слайд 15)
Попробуйте ответить на вопросы с элементами юмора.
Назовите профессию:
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);
Самая денежная (банкир, модель,….);
Самая волосатая (парикмахер, ….);
Самая смешная (клоун, пародист, юморист);
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод…);
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель…);
Самая серьезная (сапер, хирург, психолог…).
Требования, предъявляемые профессиями к человеку.
Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества приобретают большее значение личностные качества, умения, трудолюбие человека, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма. Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли.
Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.
Условно, эти составляющие формулы профессий можно обозначить как “хочу” , “могу”, “надо”. Коротко формулу “хорошего выбора” можно выразить тремя словами (Слайд 16).
Хороший выбор
надо
хочу
могу
(Беседа с учащимися):
– Как вы понимаете формулу “хороший выбор”?
(Ответы учащихся).
Вывод классного руководителя:
“Хочу” – (интересы и склонности).
Интерес – стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его. Склонности – стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.
“Могу” – (человеческие возможности, способности, состояние здоровья).
Способности – индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.
“Надо” – (потребности общества в кадрах).
Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных факторов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.
Общая структура профессионального образования (Слайд 17).
Профессию можно получить, в различного рода учебных заведениях, в зависимости от того, какой уровень профессионального образования вы выбираете:
Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.
Начальное профессиональное образование – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.
Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование.
При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам.
Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами. При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства.
Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях (Слайд 18).
Сведения об учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение, можно получить:
В справочниках для поступающих в учебные заведения;
В телефонных справочниках;
В компьютерных информационно-поисковых программах в сети
INTERNET;В рекламных объявлениях;
В библиотеках;
В ОППК;
В районных центрах занятости;
В беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;
При встречах с учащимися и выпускниками;
При личных посещениях учебных заведений.
Типичные ошибки выбора профессии (Слайд 19).
Итог классного часа:
Сегодняшний классный час я хочу закончить таким стихотворением:
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе предсказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь , пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
Самоанализ классного часа “Мы и мир профессий”
Цели классного часа:
Расширить знания учащихся о профессиях;
Помочь в определении своих интересов и способностей;
Воспитать интерес и чувство ответственности к выбору профессии;
Информировать их о качествах , присущих людям тех или иных профессий.
Классный час структурно выдержан.
1. Начало классного часа: введение в тематику, озвучивание цели.
2. Воспитательная деятельность: началась с необычной формы: просмотр слайдов “путешествие” по местам работы родителей учащихся.
Уточнение понятия “профессия” как рода трудовой деятельности, требующей определенной подготовки являющейся обычно источником существования.
Также был проведен игровой момент, в ходе которого было определено, смогут ли учащиеся по пословице определить профессию, которой занимается человек. Большинство профессий учащимися были определены, за исключением профессии- конюха.
Учащиеся подготовили также информацию, которой поделились с одноклассниками, рассказав им о профессиях инженера-программиста, корреспондента, модельера, летчика.
Учителем было рассказано, что для выбора профессии нужно учитывать три составляющих: интерес, склонность, способность человека.
Дальше была проведена диагностическая работа, которая состояла: 1) из объяснения, как отвечать на вопросы дифференциально-диагностического опросника; 2). как обработать свои результаты и узнать предпочитаемую группу интересов.
По итогам тестирования было определено, что из 14 учащихся, присутствующих на классном часе:
4 (29%) имеют склонности к типу “человек-природа” – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (агрономы, животноводы, собаководы, работники зоопарков, лесопитомников и т.д.);
4 ( 29%) – к типу “человек-человек” – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением(педагоги, врачи, продавцы, экскурсоводы, юристы, милиционеры , парикмахеры и т.д.);
4( 29%) – “человек -техника” – все технические профессии (строители, машинисты, пилоты, водители всех видов транспорта, работники текстильной, химической деревообрабатывающей профессии, обувщики и т.д.);
1(6,5%) – к типу “человек-знаковая система” – профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными ?