Как называются модные украшения на шею
Какая девушка не любит оригинальные шейные украшения? Не успели с утра подобрать подходящие серьги или кольцо — аккуратная цепочка с оригинальной подвеской способна внести ту самую «изюминку» в любой образ. Даже выход в любимом чёрном платье оборачивается комплиментами и вопросами «ой, а это что, новое?». Нет, старое, но любимые бусы, колье, ожерелья и подвески способны преобразить его до неузнаваемости!
Различия по виду
Колье (фр. collier, от латинского collare — «шейная цепь, ошейник»)— вид украшения на шею с выраженной центральной частью или декоративным элементом, с чаще всего регулируемой застёжкой. Обычно под названием «колье» подразумеваю изделия из драгоценных металлов.
Колье-пластрон (фр. plastron — «нагрудник») — название массивного шейного украшения, покрывающего часть зоны декольте.
Колье-ривьера (фр. riviere — «река») составляют «однородные» камни, соединённые таким образом, чтобы не были видны места креплений. Французское название очень точно передаёт идею украшения: сверкающие драгоценные камни образуют единый «речной поток» и сверкают подобно солнечным бликам на воде. Такое колье считается подчёркнуто вечерним вариантом.
Бусы — украшение, составленное из нанизанных на нить округлых декоративных элементов (бусин).
Ожерелье отличается от колье одинаковыми или близкими по размеру вставками — центральная часть у него не выделяется.
Монисто (по разным версиям — от праиндоевропейского moni — «шея» и/или латинского monile — «ожерелье») — название ожерелья в восточном стиле, украшенного цепочками, монетками или округлыми металлическими пластинками.
Подвеска (на цепочке) — это украшение, подвешенное на шнур, цепочку или ленту. В таком украшении подвешенными могут быть все декоративные предметы, имеющие отверстие или петельку. Различаются как просто подвески-украшения, так и тематические подвески-талисманы — с подходящими по гороскопу драгоценными камнями или символами знака зодиака. Существуют также подвески «с секретом» — с раскрывающимися деталями в конструкции, внутри которых «прячется» какой-нибудь декоративный элемент.
Кулон, в отличие от подвески, крепится только на шею. Подвеска может быть прикреплена — по желанию владелицы — к серьгам, браслету, броши, сумке и головным уборам.
Медальон — подвеска в виде небольшого футляра, внутри которого может находиться какое-то вложение — например, миниатюрная фотография. Существуют и аромамедальоны — маленькие ёмкости для душистого эфирного масла, закреплённые на шнурке. Их носят как с декоративной целью, так и с практической: многие масла обладают целебными свойствами.
Камея — украшение с выпуклой художественной резьбой. Для барельефа могут использоваться драгоценные или полудрагоценные камни, а также морские раковины.
Различия по длине
Коллар («ошейник») — плотно обхватывающее нашейное украшение длиной от 30 см до 32 см. Располагается обычно ровно посередине шеи.
Популярный сегодня чокер чуть длиннее — от 35 до 40 см; его надевают ближе к основанию шеи.
Колье «Принцесса» — название классического шейного украшения длиной от 42 до 48 см. Оно располагается на ключицах и не спускается ниже верхней части зоны декольте.
Колье «Матинэ», длина которого составляет от 50 до 60 см, нередко обвивают вокруг шеи таким образом, чтобы один его «полукруг» располагался выше другого. В большинстве случаев «матинэ» называют жемчужную нитку.
Колье «Опера» длиной до 85 см располагается намного ниже грудной клетки, но не достаёт до талии, и представляет собой бусы из жемчуга или цепочку с декоративными вставками.
«Сотуар», или «Роуп» — название самого длинного шейного украшения: его длина может превышать канонические для данного изделия 112 см, порой доходя до рекордных 1,8 м. Это украшение со строгой пометкой «для вечера» иногда бывает сборным: разные его части крепятся друг к другу миниатюрными невидимыми замочками, а по желанию владелицы могут открепляться и становиться… короткими ожерельями и даже браслетами! Классические варианты сотуара или «оперы» можно подсмотреть на фотографиях легендарной Коко Шанель — бренд её имени и сейчас выпускает эти элегантные украшения.
Какие шейные украшения из статьи вы бы немедленно забрали себе в коллекцию? Делитесь в комментариях!
- Какие существуют разновидности шейных украшений?
- В чем различия между ними?
- Что важно учитывать, чтобы правильно подобрать шейный аксессуар?
Ожерелье
Традиционно ожерелье – это украшение средней длины, располагающееся в верхней части груди или у основания шеи. Особенность в том, что все его элементы расположены равномерно. У ожерелья нет акцентированных деталей.
Преимущественно детали ожерелий выполняются из драгоценных или полудрагоценных камней / бусин / металлических пластин / звеньев и фиксируются внутри металлической оправы.
Колье
Колье имеет множество вариаций, может быть различной длины: от самого короткого («коллар», фиксирующийся непосредственно вокруг шеи) – до самых длинных («опера», достигающая уровня талии и ниже).
Характерная особенность колье в том, что центральная часть у него акцентирована – она более крупная / продолговатая / детализированная, чем остальная часть украшения.
Монисто
Достаточно крупное шейное украшение, составленное из множества плоских деталей. Изначально монисто изготавливали из монет или отшлифованных минералов округлой формы, которые крепились к цепочке или шнурку, а также между собой. Получалось «полотно», сотканное из миниатюрных деталей.
Такие изделия производят и сейчас. Однако, современное монисто имеет больше разновидностей. Кроме монет также используются стеклянные и металлические пластины разной формы / звенья / множественные цепочки.
Многослойное украшение
Это цельное изделие, составленное из нескольких уровней цепочек или нитей, украшенных различными деталями из металла / минералов / дерева и других материалов.
Многослойным может быть как ожерелье, на котором детали распределены равномерно, так и колье с акцентированной фронтальной частью.
Незамкнутое колье
Украшение, концы которого не замыкаются. Оно фиксируется за счет своей жесткой формы.
Может иметь любую длину / степень изогнутости / дополнительные декоративные элементы, как на концах, так и на самом основании изделия. Преимущественно такие украшения выполняются из металла.
Подвеска
Подвеска – это декоративный элемент, который фиксируется на цепочке, шнурке, ленте или другой основе.
Особенность подвески в том, что она может выступать не только шейным украшением. Подвеска может крепиться также к браслетам, серьгам.
Кулон
Кулон является разновидностью подвески и, в отличие от нее, носится исключительно на шее. Это украшение, состоящее из более или менее крупной декоративной детали и основания (цепочки / шнурка / ленты).
Длина варьируется – кулон может быть как достаточно коротким (располагаться у основания шеи), так и длинным, доходящим до пояса.
Цепочка
Это украшение, составленное из различных по размеру и форме металлических звеньев (также присутствуют цепочки из других материалов).
Однако, существуют и очень оригинальные решения, попадающие в подкатегорию цепей. Например, цепочки-топы, которые надеваются под одежду с открытым декольте и выглядят необыкновенно соблазнительно.
Медальон
Медальон – разновидность кулона. Состоит из цепочки или другой основы, а также декоративного элемента скругленной формы.
Также медальон – это украшение, складывающееся из двух створок, заключающих внутри какое-либо памятное изображение.
Камея
Камея представляет собой плоскую рельефную, чаще овальную часть камня с художественной резьбой. Фрагмент камня заключается в металлическую оправу, которая декорируется различными деталями – бусинами, кристаллами и минералами.
Камея может располагаться не только на шее, но и быть элементом кольца / браслета / броши, других аксессуаров. Это украшение привносит в образ винтажные нотки.
Комбинирование шейных украшений
Шейные аксессуары можно носить не только по одному, но и создавать многослойность, использовать различную длину, формы, материалы и виды украшений в одном образе. Такие решения смотрятся очень эффектно и делают образ уникальным.
Для женщин элегантного возраста подойдет сдержанный вариант из 2-3 слоев. Короткие украшения длины коллар или чокер должны быть неконтрастными по отношению к коже.
При подборе для себя определенного украшения (и его деталей) учитывайте длину и толщину вашей шеи.
Шея – одна из самых привлекательных частей женского тела, поэтому подбирайте такие украшения, которые сделают ее более длинной и изящной.
- При более короткой шее используйте вертикали, вытянутые украшения.
- При достаточно длинной шее можете позволить себе короткие изделия, а также украшения с горизонтально расположенными деталями.
Существует много вариантов шейных украшений. Они способны преобразить любой образ, добавив необходимую изюминку, подчеркнув одежду, а иногда и скорректировав силуэт. Некоторые украшения подходят под ежедневный look, другие прекрасно дополняют вырезы и воротнички или служат вечерним аксессуаром. Давайте разбираться.
Виды шейных украшений
Колье (от лат. collare — шейная цепь, ошейник) — вид шейных украшений с акцентом на центральной части. Обычно главный элемент состоит из одного или нескольких подвесов. Колье различаются дизайном и длиной. Сегодня колье – это женский аксессуар, а раньше их носили и мужчины, при этом они были источником информации, рассказывающим о происхождении и роде деятельности человека.
Колье-пластрон (от фр. plastron — нагрудник) — крупное и массивное украшение на шее и зоне декольте. Такое колье прекрасно сочетается с минималистичными нарядами, играя роль statement (акцентного) украшения.
Колье-ривьера (от фр. riviere — река) состоит из одинаковых камней, соединённые друг с другом так, чтобы места сцепления остались незаметными. Название в полной мере передаёт суть изделия: камни, переливаясь и соединяясь воедино, напоминают реку или водопад, сверкающий на солнце. Этот вид колье принято носить с вечерними нарядами.
Колье-фермуар (от фр. fermoir — застёжка) — украшение, в котором центральным элементом является застёжка. Ранее именно она была самой дорогой частью колье, поэтому из неё сделали декоративный элемент. Сейчас колье-фемуар пользуется большой популярностью. Его носят и с повседневными образами из денима, и с праздничными нарядами для особого случая.
Колье-склаваж (от фр. esclavage – рабство) состоит из полоски ткани с закреплёнными на ней декоративными вставками: кристаллами, бусинами, камнями. Склаваж пользовался большой популярностью в XVIII-XIX вв.: многие наряды имели глубокое декольте, а колье-склаваж выгодно подчеркивал вырез платья.
Бусы — древнейший вид шейных украшений. Они состоят из округлых элементов (бусин, жемчужин, кристаллов и камней), нанизанных на нить. Бусы прекрасно сочетаются с одеждой из трикотажа, а также дополняют образ с классической рубашкой.
Ожерелье (от старославянского gerlo – передняя часть шеи, горло) – украшение в виде обруча или цепочки с различными декоративными вставками. Оно отличается от колье отсутствием акцента на центральной части. Вставки у этого украшения близкие по размеру или идентичные друг другу.
Монисто (существует две версии происхождения названия: от праиндоевропейского moni — шея или от латинского monile — ожерелье) — женское украшение из монет, жемчуга, металлических декоративных элементов или камней. Это шейное украшение, девиз которого «Все свое ношу с собой», ведь раньше монисто делали исключительно из монет. Ношение ценных предметов на теле было особенно удобным для кочевых народов. Сегодня монисто – стильное украшение для ежедневных нарядов. Этот аксессуар дополнит любой повседневный образ из джинсов и базовой футболки.
Подвеска — это украшение, название которого говорит само за себя. Декоративный элемент с помощью петельки или специального отверстия подвешивается на шнур, цепочку, леску, ленту или другое украшение. Подвеска может прикрепляться к браслету, броши, поясу или головному убору (например, при помощи булавки).
Кулон – ещё одно украшение, известное с давних времён. В отличие от подвески, он предназначен исключительно для ношения на шее.
Медальон (от итал. medaglia – медаль) — вид подвески с футляром, внутри которого может быть предмет или изображение: фотография, часы или гравировка.
Камеи – один из древнейших видов украшений. Это изделие с выпуклым изображением, выполненным в технике барельефа. Камеи родом из Александрии – города, который был основан в 332 г. до н.э. Александром Македонским. Предшественниками камей были инталии – разновидность геммы, выполненные в технике горельефа. Они служили в основном печатями.
Виды колье по длине
Коллар (от англ. сollar – ошейник») — плотно прилегающее к шее украшение длиной 30-32 см. Часто коллар состоит из нескольких рядов кристаллов, жемчужин или бусин. Вечернее платье с открытыми плечами отлично гармонирует с этим колье. Однако носить его следует аккуратно: коллар может визуально сделать шею короче.
Длина чокера (от англ. choker – душитель) варьируется от 35 до 40 см. В отличии от коллара он надевается на основание шеи. Обычно этот тип украшения имеет регулируемую застёжку, что позволяет найти комфортную длину каждой обладательнице модного аксессуара. Чокер пользовался популярность в Викторианскую эпоху. Сегодня почти каждая модница хранит в шкатулке это стильный аксессуар и комбинирует его с повседневными образами.
Колье «Принцесса» — классический по длине (от 42 до 48 см) вид шейного украшения. Универсальная длина позволяет сочетать его с практически любыми вырезами и видами декольте. Колье «Принцесса» очень лаконичное: его центральный элемент обычно располагается чуть ниже линии ключицы. Это украшение идеально сочетается с различными вырезами. Оно дополнит как офисный, так и вечерний образ.
Длина колье «Матинэ» от 50 до 60 см. Его центральный элемент располагается между ключицами и центром грудной клетки (бюста). Часто жемчужную нить, переброшенную дважды вокруг шеи так, чтобы части находились на разной высоте, называют «матинэ». Это универсальное украшение, которое приковывает взгляд к зоне декольте. Оно прекрасно смотрится с высокими вырезами и дополнит наряд в стиле casual или вечернее платье.
Колье «Опера», длина которого доходит до 85 см, располагается гораздо ниже грудной клетки, но не доходит до линии талии. Оно может быть выполнено из бусин в несколько рядов или камней. Деловые костюмы и вечерние образы отлично сочетаются с этим видом шейных украшений.
Сотуар или Роуп — удлиненное шейное украшение от 112 см до 180 см. Французское выражение porter en sautoire переводится «носить через плечо или на спине». В 20-е гг. ХХ в. его носили именно таким образом. Это придавало оригинальности и шарма любому образу. Сотуар пользовался особой популярностью в эпоху ар-деко. Он состоял из длинных нитей с нанизанными бусинами или нескольких ожерельев. Это украшение однозначно не подходит для повседневных образов. Сотуар – аксессуар с пометкой «для вечера». Иногда его конструкция может быть разъемной: части прикрепляются друг к другу маленькими почти незаметными замками. Легким движением руки за одну минуту это украшение может превратиться в короткое ожерелье или даже…браслет! Коко Шанель очень любила именно сотуары, это можно заметить и по фотографиям великой мадемуазель.
Лариат – необычное украшение-трансформер длиной 120-180 см. Название лариат (lariat) пришло из английского языка и означает «лассо» или “аркан”, т. е. верёвка с петлёй на конце. Традиционно концы лариата украшаются кисточками. Родиной этого украшения считается Турция, хотя похожие аксессуары делали на Балканах, в Австрии и на Русском Севере. Общепринятая в истории моды следующая версия возникновения лариата: во время Первой мировой войны турецкие военнопленные делали обереги в виде змеи. В дальнейшем они трансформировались в женское украшение. Сегодня лариант – почти исчезнувший вид украшений.
Чокер (от англ: «choker» — душитель) — короткое ожерелье, которое плотно прилегает к шее, оснащено регуляторами размера.
Такое украшение имеет множество разновидностей. Чокеры изготавливаются из ракушек, дерева, кости, драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, кожи, пластмассы, бархата, атласа и тому подобное. Этот подвид ожерелья впервые появился в ІІ веке до нашей эры и поныне сохраняет свою популярность. Стоит отметить, что это украшение имеет глубокий подтекст, трактовка которого зависит от типа микросоциума. Также чокер название тросовой петли при лесозаготовке трелёвочным способом.
История[править | править код]
Древность[править | править код]
Чокеры из фаянсовых бусин, датированные серединой III тыс. до н. э. и относящиеся к эпохе Древнего царства, находили на территории Египта[1][2]. Однако, по всей видимости, эта форма украшений не была распространена, так как наиболее известным типом древнеегипетских ожерелий являются оплечья из бусин и/или золота, покрывающие плечи и большую часть груди.
Считается, что первыми чокеры носили коренные жители Америки. Первая такая находка датирована II веком до н. э. и относится к цивилизации майя. У американских индейцев ожерелье-чокер являлось символом власти вождя, а также выполняло сакральную защитную функцию, выступая в качестве талисмана от злых духов. Чокеры изготавливались из костей птиц и зверей, из дерева или ракушек.
В некоторых регионах Азии (например, Мьянма) и Африки (народ ндебеле, ЮАР) с глубокой древности до настоящего времени практикуется «вытягивание шеи» при помощи узких и высоких ожерелий из множества колец. Обычай практикуется в основном в отношении женщин, начиная с детского возраста. Женщина с вытянутой шеей считается очень привлекательной для соплеменников.
В античности ошейник с медальоном являлся признаком раба. На ошейнике содержалась надпись, кому принадлежит раб, а также указывалось наказание за кражу раба или помощь ему.
Женщина из народа арапахо, США, 1898.
Девочка из племени падаунг с кольцами, удлиняющими шею. 1930-е.
Раб-германец; на происхождение указывают длинные волосы, на статус раба — ожерелье-ошейник с медальоном. IV век н. э.
Эпоха Возрождения[править | править код]
Массивные золотые чокеры (Саксонский воротник), украшенные жемчугом и драгоценными камнями, входят в моду в эпоху Позднего Средневековья в XV—XVI веках. Плотно облегающее шею золотое ожерелье могло быть в составе более крупного украшения, спускающегося на грудь. В Германии XVI века знатные дамы носили несколько рядов массивных золотых украшений на шее, верхнее из которых плотно охватывало шею. Эта мода нашла отражение на портретах того времени, особенно в работах немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего (1472—1553). По норме того времени, художник изображал персонажей библейской истории в современных ему нарядах первой половины XVI века.
Эпоха рококо[править | править код]
С началом эпохи Просвещения в моде появились платья с глубокими декольте и высокими причёсками. Для более гармоничного сочетания форм понадобились чокеры. В XVIII веке в моду вошли чокеры из ткани, чаще всего из чёрного бархата (бархотка или бархатка), а также голубые в виде ленты или из кружевной ткани под цвет платья. Бархотки сохранили популярность и на протяжении XIX века, во многом благодаря модному в 1840—1870-е стилю неорококо, подражающему эпохе Марии-Антуанетты. Чёрный окрас позволял подчеркнуть бледность кожи, которая свидетельствовала о благородном происхождении дамы. Бархатки носились без декора, либо украшались жемчугом и драгоценными камнями, к ним могли крепиться подвески. Часто бархатка крепилась не с помощью застёжки, а имела ленточки-завязки, таким образом, сзади образовывался бантик. Если к чокеру крепилась крупная брошь, зачастую в форме банта («брошь Савинье») — такое украшение называлось склаваж.
Портрет графини А.М. Воронцовой. Пьетро Ротари. Италия, Между 1756 и 1762 гг.
Девушка в красном платье. Пьетро Ротари, 1755.
Классицизм[править | править код]
В первые десятилетия XIX века чокеры вышли из моды, так как ампирная мода стремилась подражать античности. На смену плотно облегающим шею бархаткам пришли классические ожерелья. Также ношение чокеров было несовместимо с высокими воротниками-стойками (херусками), являвшимися украшением сами по себе. Новый пик популярности классических бархаток пришёлся на вторую половину XIX века и стиль неорококо.
В Великобритании мода на чокеры введена принцессой Уэльской, будущей королевой Александрой Датской[3]. В детстве Александра перенесла операцию, оставившую на её шее небольшой шрам[4]. Чтобы скрыть его, принцесса носила чокеры или платья с высоким воротником. Специально для неё начали изготавливать очень высокие бусы, которые тесно окружали шею до самого подбородка. Такое необычное украшение быстро положило начало новой моде. Вместе с высоким чокером в моду вошёл сетевой чокер. Бусы изготовляли не только из ажурной ткани, но и из драгоценных металлов.
XX — XXI века[править | править код]
Чокеры, преимущественно широкие, изготовленные из драгоценных металлов или рядов жемчуга, сохраняли популярность и в начале XX века, так называемую «прекрасную эпоху». Ювелиры-представители направления ар-нуво, в том числе Рене Лалик, изготавливали чокеры в виде широкой тканевой ленты, в центре которой была помещена драгоценная планшетка (Plaque de cou). Одновременно с этим в моде оставались и классические тонкие бархотки, и высокие ожерелья из нескольких рядов бриллиантов и жемчуга, остававшиеся атрибутом высшей аристократии.
После спада популярности в период между двумя войнами, чокеры вновь возвращаются в моду с середины XX века. Чокеры носили культовые актрисы и «звезды»: Марлен Дитрих, Мерилин Монро, Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Бриджит Бардо и другие. Кроме того, чокеры из драгоценных камней и жемчуга носила принцесса Диана, что, несомненно, способствовало популяризации этого украшения.
С 1980-х черные кожаные чокеры, украшенные шипами, цепями и металлическими заклепками становятся атрибутом неформальных молодежных субкультур и музыкальных направлений, таких как рок, панк и готика. Подлинный пик популярности чокеров пришелся на 1990-е годы, когда из украшения провокационного чокер стал модным трендом. В моде были как и «панковские» ошейники из черной кожи, так и чокеры из синтетических тканей ярко-кислотных цветов, либо животного окраса. Такое украшение дополнялось пластиковыми бусинками, бисером, стеклярусом или металлическими кулонами в виде геометрических фигур, сердец.
Параллельно с этим произошло внедрение чокеров в БДСМ-культуру, где украшения из кожи и латекса стали символом и атрибутом доминантно-сабмиссивных отношений.
Актриса Джерти Миллар в чокере, состоящем из драгоценной пластинки на основе из жемчужных бус.
Планшетка для чокера. Рене Лалик, Париж, ок. 1898-1900 гг.
Ошейник на женщине как элемент БДСМ-культуры.
См. также[править | править код]
- Шейная гривна
Примечания[править | править код]
- ↑ Necklace (англ.). collections.mfa.org. Дата обращения 12 ноября 2019.
- ↑ Elements of a choker (англ.). collections.mfa.org. Дата обращения 12 ноября 2019.
- ↑ Battiscombe, Georgina. Queen Alexandra. — London: Constable, 1969, p. 24-25
- ↑ Duff, David. Alexandra: Princess and Queen. — London: Collin, 1980, p. 37
Ссылки[править | править код]
- Колье-ошейник (чокер)
- История чокера
- The History Behind… The Choker