Как назывался модный столовый сервиз в ссср

Всем здравствуйте!

Мой канал совсем молодой. Я пишу в основном о воспоминания и ностальгии по детству и различных вещах советских времен.

ЭПОХА ДЕФИЦИТА И УРАВНИЛОВКИ.

В Советском Союзе большинство жили боле-менее одинаково, похожие квартиры, планировки, одинаковая мебель, ковры, люстры, да даже одежда и обувь была одинаковой.

Помните, в школе мы подписывали сапоги, что бы не перепутать.

Ну что поделать – эпоха дефицита и всеобщей уравниловки.

И вот когда появлялось что то непохожее, не такое как у всех это сразу становилось мечтой.

После окончания ВОВ в СССР стали появились немецкие сервизы. Их качество сразу понравилось народу, ведь рисунки и формы отличались от советских, “агитационных”.

После раздела Германии, в ГДР фабрики по производству фарфора стали восстанавливать по присмотром властей СССР. Наши войска еще долгое время находились в ГДР, а по возвращении офицеры везли с собой фарфоровую посуду себе или родственникам.

СЕРВИЗ “МАДОННА”

На восстановленной фабрике Kahla, а также на фабрике Oscar Schlegelmilch, Wesswasser, Henneberg Ilmenau и т.д. выпускали сервиз с мотивами из древнегреческой мифологии .

Эти мифологические сюжеты с участием Купидона, граций, Дианы, Юпитера взяты с картин немецкой художницы Марии Анны Анге́лики Катарины Ка́уфман.

Название “Мадонна” дали сервизам у нас, в СССР, а выпускался он под другими названиями: “Мария”, “Ульрика”, “Фредерика”…

Сервиз “Мадонна” иллюстрация с сайта авито

Позже, в 70-х годах, популярность сервиза только выросла. Он был как маркер достатка, отличия, значит семья благополучная, “выездная” и достойная. Его стали производить специально для СССР в Чехии, Югославии, Польше.

При всей похожести и одинаковом названии, сервизы все же разные: есть сервизы с нарисованной лентой, есть кобальтовые, есть зеленые и красные. Да и комплект мог быть огромным, на 12 персон (с тарелками, подтарелками, супницами, салатниками и даже перечницей) так и просто чайным.

И конечно, такой сервиз стоял в зеркальном серванте, под “стеклом” и украшал собой интерьер.

Клеймо Kahla. ГДР. Сервиз “Мадонна” иллюстрация с сайта авито

Клеймо Kahla. ГДР. Сервиз “Мадонна” иллюстрация с сайта авито

Наверно, его популярность основана на том, что рисунок на этом сервизе совсем не похож на то, что выпускали в СССР.

Богатая роспись в стиле барокко, под старину, людям напоминала картины или даже сервизы императоров и королей. Откровенными и непривычными были для советских людей сцены с красавицами в легких одеждах, “отдыхающими” на лоне природы.

Хотя сам немецкий фарфор хороший – тонкий и звонкий, но никакой художественной ценности в рисунке нет. Да и это не ручная роспись, а деколь. Деколь – это наклейка с напечатанным рисунком, на подобие переводной картинки.

Да, я понимаю что все мы разные: кому-то нравится цветочные мотивы на посуде, кому-то графичные, кто то любит исключительно белую посуду, а кому-то подавай побольше рюшечки или горох.

Вот так и тут – этот вычурный сервиз “Мадонна” совершенно не мой.

Слишком он для меня аляпистый, слишком уж роскошный, весь такой из себя. И глазурь тоже странная – перламутровая, с разводами. Слишком много всего в одном сервизе.

  • А может это я ему не соответствую.

Да и эти картины меня сбивают с мысли, почему-то желание есть сразу пропадает.

Думаю, всему свое место и сюжеты из мифологии не уместны и не подходят для хрущевок. А вот такое несоответствие места и использования называется безвкусицей.

Сейчас старые сервизы 60-70- х годов “Мадонна” встречаются на сайтах по продаже и барахолке ( даже в родных коробках, не использованные). Они все также пользуются спросом, но уже как символ эпохи.

Хотя зря я думала, что эти сервизы остались в прошлом, но нет!

Они и сейчас производится разными чешскими фирмами и их легко найти в магазинах в разном составе (столовые, чайные).

И если я могу понять сервиз из прошлого, напоминающий об эпохе, детстве, о бабушке или маме, то вот чешские современные мне не понять. Да еще и по той цене, что сравнима с ретро-сервизом.

Погружаясь все больше и больше в фарфор, становится страшно от объема информации и стыдно немного оттого, что я этого ничего не знала. Иногда вы, подписчики и читатели, знаете больше меня. Чувствую себя маленьким слепым кутенком, который тыкается в разные уголки.

Я благодарна Вам за комментарии, за то, что делитесь своими фотографиями, мнениями и просто читаете.

Кому понравилась статья, не пожалейте лайка и подписывайтесь

Ну, а если кто напишет комментарий и выскажется – буду рада! Лайки и комментарии помогают статьям показываться в ленте. Если хотите поделится и кому-то отправить ссылку, то для этого есть специальные кнопочки социальных сетей.

Советский чайный сервиз “Голубые цветы”, Вербилки. Стоимость тогда и сейчас.

“Полевые цветы” на фарфоровом сервизе ученицы Малевича (ЛФЗ). Вещи СССР и люди.

Советский фарфор. “Каравелла” от ЛФЗ. Судьбы людей за рисунками.

Источник

фото – иллюстрация

Я помню, что кухня в 60-80-е годы прошлого века оказывалась очагом и эпицентром дома. Даже в самые дефицитные времена люди старались украсить свою кухню. К восьмидесятым годам интерьеры советских кухонь становятся лаконичными и функциональными.

Все тогда было очень простое, но каждый стремился как-то особенно выделить свою кухню. В ход шли интерьерные элементы, которые могли использоваться как по прямому практическому назначению, так и в виде украшения. Часто для этого использовались фарфоровые фигурки Дулевского завода или Гжели, а еще – самовары и жостовские подносы. На таких подносах, расписанных яркими цветами на черном фоне, хозяйки подавали торты.

иллюстрация: советская посуда

Была в те времена очень модна керамика, особенно рижская керамика. У всех стояли кувшины, какие-то столовые предметы, супницы, всякие стаканчики, чашечки и чайнички из керамики. Также в моде были всякие расписные дощечки, которые делали вручную. И дети их с удовольствием делали для подарка своих мамам. В то время как раз появились машинки для выжигания. Большой популярностью пользовалось тогда и цветное чешское стекло, немецкие столовые приборы.

Хрусталь также был всегда в моде. В типичные советские хрустальные вазочки можно было положить конфеты или салаты, а после застолья хрусталь очищали кефиром, и филигранная резьба сияла как новая. Хрусталь в квартирах путешествовал только от серванта к праздничному столу и обратно. Хрусталь всегда определял достаток в доме, и его многие старались приобретать. А так как у нас было массовое производство, и работали заводы-гиганты, заводы художественного стекла, товар их все-таки был не очень дорогой. То есть у нас массовое производство позволяло его удешевить, к нам за хрусталем приезжали даже иностранцы, например, финны.

иллюстрация: стопки СССР

В Ленинграде выдували посуду и интерьерные вещицы ничуть не хуже дефицитного богемского стекла. Хрусталь – это уникальный материал, стекловары очень долго бились над получением такого чистого искрящегося материала, абсолютно бесцветного, прозрачного. Стандарты советской стекольной промышленности были очень высокими. Тогда существовали так называемые художественные советы. Обсуждали и размер ножки стопочки, пяточка стопочки, силуэт этой самой стопочки, количество элементов декора. Вещи выходили на уровне эрмитажных коллекций. Стоит ли удивляться, что при таком подходе хрусталь в Советском Союзе представлял собой лучший подарок и даже неплохое вложение средств. Не говоря уже о том, что именно он служил едва ли не главным украшением любого праздничного стола.

иллюстрация: советский граненый стакан

Все знают, что неизменным атрибутом советского чаепития были стаканы в подстаканниках. Конечно, как правило, использовались граненые стаканы, но были и более изящные. Но особой популярностью пользовался именно граненый стакан. Он был во многих местах и обстоятельствах незаменим: из него пили чай в поездах дальнего следования всегда с подстаканником, в нем подавали компот в столовых, также стакан стоял в автоматах с газированной водой. Граненый стакан в СССР производился строго по ГОСТу, поэтому его можно было использовать как меру веса и объема, отмеряя молоко, сахар или муку. Им же находчивые хозяйки нарезали тесто – для вареников, пельменей или домашнего печенья.

иллюстрация: серебряный советский подстаканник 60-х – 70-х годов

Прочный, дешевый, доступный каждой семье даже во времена дефицита, граненый стакан теперь ассоциируется именно с советской эпохой. Хотя история его создания туманна и неопределенна. Форма граненого стакана существовала и в XIX, и еще даже в XVIII веке. У классического граненого стакана – 17 граней: именно такой образец впервые сошел с конвейера стекольного завода в городе Гусь-Хрустальный в 1943-м году.

иллюстрация: набор посуды 80-х годов

На виду в советской кухне ставили все красивое, дорогое, изысканное. Обыденные вещи закрывали в шкафчиках или ставили на верхние полки. Там располагались алюминиевые кастрюльки, эмалированные тазики, закопченные чугунки, сковородки и прочее. Но бидон всегда стоял на видном месте, чтобы его можно было срочно взять и бежать занимать очередь. За молоком, за квасом, за молоком и даже за пивом ходили с бидоном.

За молоком ходили практически каждый день, если были в доме маленькие дети. Меня часто отправляли с бидончиком за молоком, мне это нравилось, очень было удобно. Я бы и сейчас с удовольствием пошла бы в магазин или на рынок с бидоном, у него удобный и прекрасный дизайн. За квасом приходили с большим бидоном на всю семью, чтобы еще и на окрошку хватило. По субботам все ходили за пивом. Конечно, за ним мужчин посылали. И мужчины с охотой всегда шли за пивом, они отпивали по дороге значительную часть пива из этого бидона.

иллюстрация: сервиз чайно-столовый “Мадонна” 70-х годов

Все, что было импортным, вызывало особый восторг в стране, где были закрыты все границы. Импортная посуда в СССР очень ценилась, не столько за счет качества, сколько за счет оригинальных форм и необычных росписей. Например, на бело-перламутровой, иногда черной основе были рисунки глазурью: Сикстинская Мадонна, Мадонна с младенцем, дама с горностаем и прочее. Это был своего рода кич. На немецком сервизе «Мадонна» изображались утонченные полуобнаженные красавицы, символ роскошной жизни. Поэтому советские хозяйки пуще глаза берегли это произведение гэдээровского искусства. Пили чай из сервиза «Мадонна» только по очень большим праздникам.

Первые сервизы «Мадонна» попали в СССР после войны: эту посуду очень полюбили генеральские жены. К восьмидесятым годам сервиз по лицензии производили еще и чехи, но качество фарфора было не то. Поэтому все старались достать немецкий комплект.

иллюстрация: фарфоровый сервиз 60-х – 70-х годов

О сервизе «Мадонна» мечтали, конечно, все, но подавляющее большинство советских граждан довольствовалось ленинградским фарфором или изделиями других отечественных фарфоровых фабрик. К слову, это был очень качественный фарфор.

иллюстрация: фарфоровый сервиз 80-х годов

А самое главное, он всегда стоил одинаково: на донышке чашки или блюдца непременно была указана фиксированная цена, отпечатанная краской. Это было обязательно: ставили печать, штемпель с ценой, потому что цена не менялась. А не менялась она потому, что использовали наши отечественные материалы, цена на которые тоже не менялась. И не менялась она до тех пор, пока у нас в 90-е годы не началась денежная реформа.

Источник

Узнайте, сколько может стоить содержимое бабушкиного серванта.

1. Фарфоровые сервизы

В советские времена фарфоровые сервизы имелись почти в каждой квартире. Обычно их вставили на самое видное место и использовали только во время праздничных застолий. Но несмотря на бережное обращение, какие-то из хрупких фарфоровых предметов непременно разбивались, терялись или приобретали сколы.

Сегодня сложно найти полностью сохранившийся фарфоровый сервиз советских времен без видимых повреждений. Если у вас есть такой, то вы можете выгодно продать его.

Примеры цен:

Сервиз “Мадонна” из 46 предметов на 6 персон 60-х годов (производство ГДР) — 35 тысяч рублей.

Чайный сервиз “Олимпиада 80” (производство Ликино-Дулево) на 5 персон — 11 тысяч 500 рублей.

Фарфоровый чайник 4 литра 80-е годы (производство Ликино-Дулево) — 3 тысячи рублей.

2. Наборы столовых приборов

Как и в случае с фарфоровыми сервизами, высоко ценятся полноценно укомплектованные наборы столовых приборов с клеймом производителя. Наличие сундучка для хранения в комплекте — большой плюс. При выполнении этих двух условий, можно выручить несколько тысяч рублей даже за простой мельхиоровый набор.

Серебренные приборы и приборы, декорированные народные умельцами можно продать за пару тысяч рублей даже в количестве нескольких штук или единственном экземпляре.

Примеры цен:

Столовый набор из 24 мельхиоровых приборов — 8 тысяч 500 рублей.

Две серебренных (875 проба) ложки 50-х годов — 3 200 рублей.

Набор из шести ножей с ручками, расписанными под Хохлому — 1800 рублей.

3. Самовары

Электрические самовары начали производить в СССР с 1956 года и они, как и фарфоровые сервизы с мельхиоровыми наборами были во многих семьях. Обычный электрический никелированный или латунный трехлитровый самовар с вмятинами, потертостями и сколами стоит не больше 500 рублей.

Попросить сумму больше можно за идеальное состояние в сочетании с возрастом более 40-50 лет, декорирование народными промыслами или нестандартно большой объем самовара.

Примеры цен:

Дровяной никелерованный самовар 7 литров — 12 тысяч рублей.

Сувенирный самовар из гжельского фарфора 3 литра — 7 тысяч рублей.

Тульский электрический никилерованный самовар 3 литра — 2500 рублей.

4. Хрусталь

Хрустальных ваз, тарелок и бокалов советского производства в закромах наших граждан скопилось больше чем фарфоровых сервизов, мельхиоровых наборов и самоваров вместе взятых и продать их за какую-то ощутимую сумму пока еще сложно.

При условии, что в них нет крупных вставок из серебра или они не входят в состав полноценно укомплектованного набора из нескольких десятков предметов в идеальном состоянии.

Примеры цен:

Графин их хрусталя и серебра с шестью стаканами — 120 тысяч рублей.

Конфетница из серебра и хрусталя — 18 тысяч рублей.

Набор из 18 хрустальных бокалов в идеальном состоянии — 6 тысяч рублей.

5. Турки (джезвы)

Алюминиевые турки с деревянной ручкой, которые встречались на советских кухнях чаще всего стоят от 50 до 200 рублей, в зависимости от степени износа. Высоко ценятся серебренные турки, либо медные и мельхиоровые ручной работы.

Примеры цен:

Серебренная джезва (производство Кубачи) — 10 500 рублей.

Медная турка ручной работы — 2700 рублей.

Мельхиоровая турка (производство Кольчугино) — 1000 рублей.

6. Формы для выпечки печенья

Формы для выпечки цельного печенья производства СССР — выгодная инвестиция. Во-первых, качество гарантирует возможность использования формы вашими потомками в течении пары сотен лет. А во-вторых, тяжелый вес делает форму эффективным оружием для спонтанной самообороны.

Примеры цен:

Форма для печенья “Орешки” как новая — 6500 рублей.

Форма для майонезного печенья почти в идеальном состоянии — 4000 рублей.

Форма для печенья “Грибочки” в сильно потрепанном состоянии — 1000 рублей.

7. Подстаканники

Чем больше вес ценных металлов в подстаканнике, тем дороже он ценится. Так же относительно выгодно можно продать сувенирные подстаканники, выпущенные ограниченной серией, приуроченной к важному историческому событию.

Примеры цен:

Серебренный подстаканник “Лебеди” c очень крупной серебряной ручкой — 16 000 рублей.

Подстаканник серебро с позолотой “Кубачи” — 4200 рублей.

Мельхиоровый подстаканник “Спартакиада 1959” — 1500 рублей.

8. Чугунная посуда для приготовления пищи

Чугунные сковородки передаются в семьях в нашей соотечественников из поколения в поколение и существует миф, что со времен еда в них получается все вкуснее и вкуснее. При правильном уходе (не замачивать надолго и не храните в сковороде еду) чугунные сковородки могут быть пригодны к использованию до 100 и более лет.

Примеры цен:

Чугунная сковорода для жарки цыпленка табака — 6500 рублей

Простая чугунная сковорода без ручки диаметром около 30 см — 2000 рублей

Чугунный казан — 2500 рублей

Точную цену вашей посуды может сказать профессиональный оценщик винтажа и антиквариата, которые сам не заинтересован в ее покупке и она может в разы отличаться от примеров цен в статье, как в меньшую, так и в большую сторону. Цена очень сильно зависит от региона и степени износа вещи.

Источник

фото – иллюстрация

Понятие антиквариат появилось ещё в 18 веке. Вещи стали считать антикварными, если они существенно теряли свое первоначальное практическое назначение и превращались в символ прошлого.

Часто слово «антикварный» используют в качестве синонимов слов «раритетный» и «винтажный», однако это разные понятия. Если к антиквариату относят предметы старше 50-100 лет, то винтажные изделия обычно имеют возраст от 15 до 50 лет. Также винтажными считают те вещи, которые когда-то были популярными и сегодня снова стали таковыми. А раритет — это редкая вещь, которая часто существует в единственном экземпляре или выпущена малым тиражом.

В нашей стране расцвет антиквариата пришелся на начало 19 века, когда старинные предметы начали собирать, как царские представители, знать, так и предприниматели и купцы. И за последние столетия рынок антиквариата только развивался и становился всё популярнее.

фото – иллюстрация

Ещё несколько десятилетий назад посуда времен СССР казалась простыми предметами быта, а сегодня многие её виды уже переходят в категорию антиквариата. Это происходит потому, что в мире много ценителей красивых и качественных предметов старины, к которым уже относится и содержимое бабушкиного серванта.

Посуда нередко передается из поколения в поколение, даже старая, даже некрасивая. Для кого-то это память о бабушках и мамах, кто-то всё еще пользуется кастрюлей с середины прошлого века, а кому-то просто жалко выбрасывать её.

фото – иллюстрация

Иногда приятные сюрпризы можно обнаружить в своём серванте, если хорошо присмотреться. Кому-то из обладателей старой посуды может крупно повезти. Стоимость посуды хорошего качества всегда высока, но не выше, чем советского антиквариата. Особенно в кругах коллекционеров ценятся вещи, которые сложно сохранить, а это ткани и посуда. За некоторые такие вещи сейчас можно получить хорошие деньги.

Посуда СССР: какая-то тарелка, чайник, старая чашка — всё, что угодно может попасть в категорию антиквариата. Любая символика СССР на ней уже чего-то стоит.

иллюстрация: тарелка Министерства Морского флота, середина 70-х годов

В большой цене посуда, связанная с советской властью и военной тематикой. Например, посуда с обозначением флота и отдельных учреждений. Или агитационная тематика. Чаще всего это чьи-то портреты и даже лозунги, посуда с некоторыми из них выпускалась небольшими партиями, а потому она очень дорога.

Разнообразные столовые и чайные сервизы – это одни из самых дорогих и ценных лотов антиквариата. За одно только блюдо из сервиза можно неплохо выручить, а представьте полную цену сервиза.

иллюстрация: столовый сервиз из ГДР

Посуда ГДР, которая была популярна у советских граждан, также пользуется особым спросом. Здесь любая вещь хороша. Например, сервиз «Мадонна» фирмы Кахла (Kachla). Продать посуду этой фирмы легко, она всегда в цене. Присмотритесь к своей посуде внимательнее, особенно к той, что пылится на верхних полках старых шкафов.

иллюстрация: сахарница фаянсовая 70-х – 90-х годов

Очень часто в бабушкиных сервантах можно обнаружить посуду ЛФЗ, Дулёвского фарфорового завода, «Фарфора Вербилок», Гжельского фарфорового или Конаковского фаянсового заводов. Все эти предприятия были основаны в XVII–XVIII веках, так что такие находки вполне могут представлять ценность и немалую.

иллюстрация: посуда из СССР

Сейчас всем известно, Советская посуда может стоить неожиданно дорого, только не надо лениться искать её у себя на полках. Может, у вас по-прежнему есть бабушкин немецкий сервант, а в нем стоит богемский хрусталь или большой столовый сервиз на 12 персон с клеймом ЛФЗ.

Ведь многие вещи тогда были действительно красивые и качественные. Особенно ценилась посуда из тонкого фарфора и хрусталя, (предпочитали Чехословацкий богемский).

Самая дорогая посуда, которая может быть у вас, и которая была популярной в СССР, сейчас может стоить немалые деньги. Например, хрустальная посуда. Особо ценятся целые наборы и изделия из красного и синего хрусталя, можно выручить за них от 20 до 40 тысяч рублей.

фото – иллюстрация

Или наборы столовых приборов. За коробочку с набором мельхиоровых или серебряных приборов могут дать несколько тысяч рублей. Все зависит от завода (должно быть клеймо), пробы серебра, рисунка. Некоторые серебряные наборы могут достигать 40000 рублей. А вот цена подстаканников зависит от веса ценных металлов. Представьте себе, что особо ценные серебряные подстаканники с авторским клеймом могут доходить даже до сотен тысяч рублей. Ну, и посуда из фарфора тоже в цене. Особо ценятся сервизы и отдельные изделия из фарфора известных советских заводов, таких, как ЛФЗ, Дмитровский, Дулевский (но, конечно, с клеймом этих заводов). Некоторые такие сервизы могут стоить 440 000 рублей.

Надеюсь, Вы поняли, на что обращать внимание, изучая содержимое бабушкиных сервантов.

Источник