Как назывался самый модный импортный столовый сервиз

Сервиз “Мадонна” – культовая вещь для СССР. О нём мечтали, за ним давились в очередях, его перекупали с рук и тащили за тридевять земель из долгожданной командировки в ГДР. Кто его придумал и почему он был так популярен? Не ищите историю “Мадонны” в “Википедии”, её там нет. Она написана впервые автором этого канала специально для вас 🙂

Что там изображено?

Начать придётся с этого, потому что при подготовке статьи я чего только не вычитала в Интернете. И “две голые бабы друг друга лапают”, и “за что мальчика хотят сжечь, уже и хворост заготовили?” Ну нельзя же так! Просвещаю: на “Мадонне” изображены две очень известные мифологические сцены.

Первая – “соблазнение нимфы Каллисто Юпитером” (латинское погоняло Зевса). Юпитера можно отличить по полумесяцу на лбу.

А из кустов справа выглядывает бог любви Купидон – помогает соблазнению нимфы.

Нимфа была ну ооооочень осторожна на эти самые дела, и Юпитер принял вид богини Дианы, склонив Каллисто к ласкам… Но до конца действа он явно в женском теле не оставался, потому что через девять месяцев Каллисто как смогла – родила. Разразился скандал, в результате которого превращенная в медведицу нимфа с ребенком-медвежонком сбежали на небо и вуаля, превратились в созвездие Большой Медведицы.

Это не хворост для костра, это сломанные стрелы, которыми Амур поражает влюбленных!

Вторая сцена – “наказание Купидона” (он же Эрот и Амур). За что? Ну бога любви всегда есть за что 🙂 но в данном случает как раз за то, что способствовал соблазнению Каллисто. Видите, на предыдущей тарелочке он выглядывал из-за кустов? Небось и стрелу нимфе в сердце послал. За это Диана его связала и переламывает лук через колено. Диана – богиня-лучница и к тому же суровая девственница, ей можно.

Все эти картинки дизайнеры “Мадонны” не выдумали из головы, а взяли с картин швейцарской художницы Анжелики Кауфман.

Автопортрет Кауфман (1741-1807), женщины-уникума. Хранится в Эрмитаже.

Это была удивительная женщина, потому что в 21 год стать членом Флорентийской Академии художеств – для женщины и сегодня нечто особенное, а уж в конце XVIII века это была запредельная эмансипация.

Узнали? Это оригинальная рабоа Кауфман. На тарелочках она бывает развернута и вправо, и влево.

Кауфман бывала в Петербурге, и её тут очень любили. Известный художник Гавриил Скородумов изготавливал гравюры по мотивам ее картин, Шубин использовал их при оформлении Мраморного зала Мраморного дворца, автор “Медного всадника” Фальконе коллекционировал её произведения. А Державин – то вообще написал Кауфман оду: “Живописица преславна! Кауфман! Подруга муз!”

А это гравюра ирландского художника Томаса Бёрка с оригинала Кауфман. Тоже на тарелочках бывает развернута зеркально.

Так что при всей эстетической спорности “Мадонны” как сервиза, рисунки эти – из коллекции мирового культурного наследия.

Кто и когда начал выпускать эту посуду?

На вопрос “кто?” ответить просто – фабрика Оскара Шлегельмильх, что в местечке Лангезее в Тюрингии. Это название известно многим из тех, кто распродает остатки “Мадонн” в интернете.

“Когда” – сложнее. На форумы антикваров то и дело приходят люди с просьбой оценить “Мадонну”, “которая хранилась в нашей семье с конца XIX века!” Или “которую дедушка привез после Победы из Берлина!”

Увы – все это мифы. На каждой фарфоровой плошке есть клеймо, и эти клейма каждый завод время от времени меняет, в том числе во избежание подделок. По клейму время изготовления можно определить абсолютно точно, ведь никому не придёт в голову лепить на старинную посуду новые клейма!

Вот такое клеймо вы можете найти на бабушкином чайнике. Это – увы, послевоенное.

Тот значок Шлегельмильх, которым помечены сервизы наших бабушек, применялся на фабрике с 1953 года, когда она была национализирована, до 1972 года, когда ее закрыли. И сколько “Мадонн” на “Авито” и Ebay автор этого канала ни проверял – картина везде одинаковая.

Зато при желании можно найти “предшественников” Мадонны!

Не “Мадонна”, но похоже!

Вот чайная пара с Ebay, ее продают в Великобритании за 30 фунтов (около 2500 рублей). На донышке – довоенное клеймо, так называемый “улей” (1925-1932 года).

Так изделия Шлегельмильх помечались до 1932 года.

Как видите, очень похоже: тот же богатый барочный стиль, те же цвета, тоже мифологическая тематика.

А вот еще одна вещица Шлегельмильха, с редким клеймом 1946-1949 года, то есть послевоенным. Представьте: разрушенная войной Восточная Германия, стране нужны дешевые тарелки и чашки, денег на дорогие вещи ни у кого нет. Однако люди тянутся к прекрасному.

На обратной стороне этой шкатулочки клеймо, применявшееся в 1946-1949 годах – после войны, но до национализации предприятия.

Неудивительно, что (как говорят) первые сервизы “Мадонна” немцы просто смели из магазинов и завалили партию и правительство просьбами выпускать таких побольше. И их выпускали в изобилии, в том числе другие фабрики. У вас дома вполне может оказаться “Мадонна” фабрики Kahla (это предприятие до сих пор работает, и успешно). Итак, время выпуска “Мадонн” – после 1953 года. Довоенных в природе не существует.

Почему она так называется?

На западных сайтах такие чайные пары идут без названия – “шапо, Шлегельмильх, хорошее состояние”. “Мадонна” – это наше, советское название. Видимо, для неискушенных советских граждан любые красивые и малоодетые тётеньки были “Мадоннами”. Ну как у Рафаэля. А что вы смеётесь, ведь до сих пор есть люди, которые считают, что на этих тарелочках “какие-то бабы друг друга лапают”.

Модель “Розовая лента” во всей своей красе и славе – то есть в серванте с зеркальной стенкой, все по канонам советского дизайна!

Эти сервизы в самых разных вариациях делались в ГДР именно для советского рынка. “Мадонна” отражала мечту советского человека о чем-то неземном, ненашенском, заграничном. Из сегодняшнего дня перламутровая глазурь выглядит аляповато, но тогда это был образец роскоши. Кстати, вы замечали “Мадонну” в советских фильмах? Я лично нет. Думаю, это не случайно – она явно считалась признаком буржуазности.

“Мадонна” после СССР

В Германии “Мадонн” перестали выпускать в 1995 году. После развала СССР они просто никому не были нужны. Однако на выпуск сервизов с таким или похожим рисунком тут же переключились Чехия, Польша и вообще кто угодно. Деколь (переводная картинка на фарфоре) у них попроще, а цвета просто дикие. Легенда вышла в тираж и изжила себя.

О неутомимые чехи! Как хотите, граждане, но суп в “Мадонне” это чересчур, да и цвета не те…

Что делать, если вы являетесь обладателем бабушкиной “Мадонны”? Эта вещь никогда не станет антиквариатом, до Мейссена ей далеко. Но это очень хороший фарфор (если мы говорим о производстве ГДР) и вещь с историей. Найдите ей место на кухне за стеклом, чтобы была под рукой и почаще использовалась в ежедневной жизни. Совсем не обязательно громоздить на стол всех нимф сразу – подайте чай в белой чашечке, а для пирожного припасите блюдце от Шлегельмильх. И конечно, за чаепитием расскажите гостям про Анжелику Кауфман 🙂

Источник

Ни один дом не может обойтись без столового сервиза на нескольких персон. Он может быть выполнен из разных материалов, но наиболее дорогой и изящной считается фарфоровая посуда. Она ассоциируется с престижем и благополучием хозяев. Бывает, что сервиз передается по наследству из поколения к поколению, но некоторые хозяева мечтают обзавестись новыми изделиями российского, китайского производства, а также созданными на заводах Чехии или Германии. Цена комплектов варьируется от недорогих, до люксовых. Сервиз из белого фарфора – это не только яркое украшение обеденного стола, но и прочная, практичная и гипоаллергенная посуда с разнообразным декором поверхности. Купить изделия российских производителей по разной цене, в том числе и недорого, соответствующие ГОСТу, можно как в розничных, так в и интернет-магазинах.

Сервиз из фарфора – это белые, прочные изделия из глины, которые обладают легкостью и прозрачностью. Отличительной чертой такой посуды является чистый и долгий звон, исходящий от нее при постукивании. Изготовление фарфора происходит путем обжига в муфельных печах при высоких температурах. В состав материала входит: глина, каолин, кварц и полевой шпат. Согласно ГОСТ стандартам производства, фарфор способен хорошо переносить как низкие, так и высокие температуры, а также ее перепады.

История создания

Первые упоминания о фарфоровой посуде относятся к четвертому веку. Изделия начали производить в Китае, и на протяжении целого тысячелетия только там пользовались их преимуществами. Технология производства держалась в строжайшем секрете, и только в XIV веке эта фарфоровая роскошь стала известна в европейских странах. В то время ее нельзя было назвать недорогой, она ценилась на вес золота. Только самые зажиточные люди могли себе позволить приобрести для дома столовый или чайный сервиз из фарфора.

Многие мастера из Европы пытались разузнать секрет уникальных качеств фарфорового черепка, но только в XVIII веке немецкому ученому Беттгеру в конце концов это удалось. Он выяснил, что в составе материала присутствует каолин (белая глина) и полевой шпат, которые обжигаются в печах при высокой температуре. Благодаря данному открытию, люди из России, Германии, Чехии, Франции и других стран могут наслаждаться красотой и высоким качеством фарфоровых изделий по разной цене, включая недорогую.

Разновидности

Фарфоровая посуда делится на несколько видов, в зависимости от состава и способа обработки:

  • из мягкого фарфора;
  • из твердого;
  • из костяного.

В составе любого фарфора присутствует глина, полевой шпат и каолин. «Твердая» разновидность еще называется шпатевой, в честь основного составляющего элемента. Чем больше концентрация каолина в материале, тем тверже получится фарфор. Твердый вид имеет высокую прочность черепка, жаростойкость, не подверженность негативному влиянию кислот. Внешний вид такой посуды имеет чистый белый цвет, утонченную прозрачность и раковистый излом.

Мягкий фарфор имеет в составе стекловидные вещества (фритты), он характеризуется как плавленое стеклоподобное вещество с некоторой долей глины. Такая посуда имеет еще большую прозрачность, сливочный оттенок, прямой излом. Она считается менее прочной, чем твердая разновидность, и не такой устойчивой перед воздействием высоких температур.

Костяной фарфор имеет в составе, помимо каолина и шпата, фосфат извести из пережженной кости. Данная разновидность по качеству находится между твердым и мягким фарфором. Она прочнее и тверже мягкого, но не такого белого цвета, как у твердого вида.

Наиболее элитным и презентабельным считается именно твердый фарфор. Такую посуду можно встретить в дорогих ресторанах и на званых ужинах знаменитостей. Остальные виды фарфора считаются недорогими и доступными по цене вариантами, они используются во многих домах жителей России и других стран.

Декор поверхности

Более красивой и утонченной на сегодняшний день считается фарфоровая и фаянсовая посуда чисто белого цвета без лишнего декора. Высококлассному материалу не нужны украшения, чтобы показать свою изысканность, элегантность и безупречное качество. Но, несмотря на это, многие все-таки предпочитают иметь у себя дома сервиз из расписного фарфора. Можно выделить два вида декора посуды: красочный и рельефный.

  • Красочный. Роспись на фарфоре с помощью специальных красок может быть как подглазурная, так и надглазурная. Китайские изделия славятся именно подглазурной росписью. Технология предполагает нанесение на поверхность черепка узора, после чего происходит процесс обжига уже вместе с глазурью. Надглазурная техника представляет собой роспись эмалевыми красками, которые имеют один недостаток – ограниченную палитру оттенков.

Красочный узор на разных видах фарфора выглядит по-разному. Например, на твердом он выделяется небольшим рельефом, так как краски не могут обжигаться при высоких температурах, а, значит, с глазурью они не соединяются. Рисунок на мягком фарфоре, наоборот, расплавляется в процессе обжига вместе с глазурью и, как бы сливается с ней.

  • Рельефный. Данный вид декора формируется на поверхности фарфоровой посуды путем гравировки, перфорации или другой техники. Изделия могу отливаться в специальных формах, с заранее сделанным рельефом, или же узор может формоваться отдельно (листья, цветы, фигуры и т.д.), а, затем, наклеиваться.

Советы по уходу

Чтобы фарфоровая и фаянсовая посуда надолго сохранила свой привлекательный внешний вид, ее эксплуатация требует аккуратного обращения, при этом за ней должен осуществляться определенный уход. Здесь можно выделить несколько полезных рекомендаций:

  • Для фарфоровой посуды лучше отказаться от мытья в посудомоечной машине. Материал дольше сохранит привлекательный внешний вид, если не будет соприкасаться с другими предметами, например, столовыми приборами. В процессе мытья лучше использовать жидкие моющие средства и мягкие губки. Следует отказаться от бытовой химии с абразивной структурой, которая может повредить верхний слой посуды и даже деформировать рисунок.
  • Не следует ставить фарфоровую посуду, особенно с металлическим декором, в микроволновую печь.
  • Слишком горячая вода не подходит для мытья. Это может нанести вред красочному декору. Не следует оставлять в раковине фарфоровые изделия на продолжительное время. Сразу после мытья посуду необходимо высушить, протерев мягким полотенцем или салфеткой.
  • Если поверхность со временем потемнела и потеряла прежнюю привлекательность, белый цвет легко вернуть, если протереть изделия кусочком ватного тампона, смоченного в винной кислоте или скипидаре. Следы от черного чая или кофе можно убрать, протерев поверхность уксусом или содовым раствором. Избавиться от других пятен поможет раствор нашатырного спирта, разведенный с водой.
  • Фарфоровые тарелки и блюдца прослужат дольше, если хранить их стопкой, проложив между ними салфетки.

Если на первом месте стоит безопасность и гипоаллергенность фарфоровой посуды, в соответствии с ГОСТ стандартом, то прежде чем купить набор, следует убедиться, что его цветной декор не имеет перламутровых оттенков. Такие краски могут содержать в составе примеси свинца или кадмия, которые считаются небезопасными. Это особенно важно, если приобретается детская фарфоровая посуда.

Посуда из фарфора разных стран

Фарфоровая и стеклянная посуда производится во многих странах мира и имеет различную цену, в том числе и недорогую. И каждый производитель наделяет свои изделия уникальными чертами, отличающими его продукцию от другой. Все предметы имеют высокое качество материала (в России оно соответствует требованиям ГОСТ), уникальный декор, изящные, утонченные формы. Некоторые заводы начали свою работу сравнительно недавно, а какие-то существуют уже не одно десятилетие и пользуются все большей популярностью. Среди известных стран-производителей фарфоровых изделий можно выделить: Китай, Россию, Чехию и Германию.

Китайская

Именно Китай считается родиной фарфора. Китайские мастера научились изготавливать фарфоровую столовую посуду более двух тысяч лет назад. В производстве они использовали особую глину – каолин в комбинации с другими веществами, при обжиге которых получалось белоснежное, полупрозрачное, прочное и удивительно красивое изделие.

Такое открытие послужило толчком бурного развития производства. Простому народу роскошная посуда была недоступна из-за высокой цены, зато императоры заказывали для своего дворца огромные наборы чайных и столовых предметов.

Китайские мастера достигли небывалых высот и в росписи своих фарфоровых изделий. Практически все именитые люди считали своим долгом приобрести набор фарфоровой посуды, вазы и прочие изделия для украшения своего жилища.

Технология производства китайского фарфора хранилась в строжайшем секрете, но, в конце концов, его удалось раскрыть молодому немецкому ученому Фридриху Беттгеру, да и то, только в начале XVIII века.

Современные заводы Китая продолжают производство фарфоровой посуды, используя традиционные технологии и новые методы. Сейчас иметь у себя дома набор посуды китайского производства уже не считается чем-то диковинным, а изделия стали доступны и среднему классу.

Чешская

Наверное, каждый слышал о высоком качестве чешской фарфоровой посуды. Изделия отличаются изысканностью, тонкостью и легкостью материала. Но, в отличие от посуды китайского и японского производства, стоит фарфор из Чехии недорого.

Как и большинство заводов по производству фарфора, чешское предприятие возникло вблизи месторождения белой глины – каолина. Это был район Карловых Вар, и уже в конце XVIII века на заводе были выпущены первые фарфоровые наборы.

Первые чешские мануфактуры принадлежали немцам, потому мастерам были доступны все секреты, благодаря которым создавалась немецкая фарфоровая посуда. Чехия богата месторождениями уникальной по составу глины, которая позволяет производить прочные и красивые изделия, а в комбинации с достижениями немецких мастеров, чешский фарфор сумел завоевать мировое признание.

В настоящее время многие заводы Чехии продолжают работу над изготовлением фарфоровых чайных и столовых сервизов. Они верны традициям, но не отказываются внедрять в производство новые тенденции и веяния моды. Купить чешский фарфор под силу каждому, существуют как элитные, так и недорогие по цене наборы посуды. Но, в любом случае, фарфор из Чехии известен и пользуется популярностью во все мире, а иметь у себя дома такие изделия считается признаком утонченного вкуса и достатка.

Эксклюзивным для Чехии является луковый декор посуды, или «цибулак». Эта роспись представляет собой растительные мотивы с изображением граната. Не менее популярным считается розовый фарфор. Название он получил благодаря окрашиванию в розовый цвет фарфоровой массы.

Российская

Фарфор из России известен уже более двух веков. Изделия отличаются высоким качеством по ГОСТу, изяществом форм и декора и пользуются популярностью во всем мире. Процесс создания начался в середине XVIII века, с тех пор появилось много заводов и фабрик по производству столовых и чайных наборов, а также других изделий из фарфора. Российские изделия, соответствующие ГОСТ стандартам, пользуются не меньшей популярностью, чем немецкая фарфоровая посуда.

В XIX-XX веках, каждый зажиточный человек считал своим долгом иметь у себя дома фарфоровый сервиз, произведенный на заводах России по ГОСТу. Сейчас изделия стали доступны многим, практически каждая семья может приобрести как недорогой по цене, так и набор класса люкс. Но, несмотря на это, материал не теряет своих свойств и уникальных декоративных качеств. А предметы, соответствующие ГОСТу, пользуются популярностью не только в России, но и по всему миру.

Признаком достатка и благополучия считается фарфоровая чайная посуда, которая в настоящее время присутствует практически в каждой семье, в том числе и в России. Высокое качество, соответствующее ГОСТу, и привлекательный внешний вид делают изделия настоящим украшением обеденного стола. Чтобы обеспечить фарфоровому набору долгий срок службы с сохранением безупречных внешних данных, следует соблюдать элементарные правила по его уходу и эксплуатации. При желании, купить подходящий сервиз можно и недорого, при этом он не будет сильно отличаться от элитных изделий.

Источник: https://kuhniclub.ru/aksessuari/farforovaya-posuda.html

Если Вам понравилась наша статья, то подписывайтесь на наш канал

Источник