Как попасть в модный бизнес
Фото: Центр «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды»
Индустрия моды — это одна из тех отраслей, которые кажутся наиболее недостижимыми для построения карьеры, хотя на самом деле специалисты в сфере моды в нашей стране остаются одними из самых востребованных. Как грамотно построить карьеру в модной индустрии, чтобы не потерять ни дня, рассказывает руководитель магистерской программы «Менеджмент и маркетинг в индустрии моды» Ануш Гаспарян.
Ануш Гаспарян
В первую очередь, думая о мире fashion, молодые люди представляют себе обложки глянца, подиумы мировых недель мод, витрины Chanel и коллаборации Гоши Рубчинского с Vetements. Между тем, мода — это огромный и сложный механизм, в котором работает большое количество специалистов самых разных направлений. Сегодня рынку моды нужны байеры и категорийные менеджеры, маркетологи и бренд-менеджеры, визуальные мерчандайзеры и специалисты по розничным продажам, организаторы специальных мероприятий, SMM и пиарщики, операционные директоры, специалисты по электронной коммерции. Этот список можно продолжать долго, и путей в индустрию — великое множество. Давайте посмотрим на них.
Вариант 1
Самый простой вариант старта — начать работать продавцом-консультантом в магазине одежды. Выбирайте на свой вкус, что вам ближе, масс-маркет Zara, дизайнерский шоурум, бутики Третьяковского проезда или премиальный концепт-стор как КМ20. Здесь вы научитесь основам визуального мерчандайзинга, продажам, стайлингу, а также делать инвентаризацию, работать с покупателями, работать с кассовым аппаратом, принимать поставки, следить за закупками товара.
Каждый сотрудник офиса должен знать, что происходит с товаром, когда он попадает на полку магазина и как выглядит реальный, а не гипотетический покупатель марки. Многие крупные международные бренды проводят обязательный как минимум двухнедельный тренинг в торговом зале для специалистов всех уровней. Про то, как все байеры ЦУМа по наставлению их fashion-директора Аллы Вербер начинали свою карьеру в качестве продавцов на этажах, ходят легенды.
Также крупные компании вкладываются в образование сотрудников, проводя внутренние семинары или отправляя их на обучение в тренинговые компании, например, Fashion Consulting Group. Абсолютно обязательно параллельно активно заниматься самообразованием. Как минимум нужно быть в курсе всего, что происходит в индустрии моды, не только в трендах, но и в бизнесе, читать российские и международные порталы: fashionunited.ru, businessoffashion.com, wwd.com, vogue.com, buro247.ru, theblueprint.ru.
Карьера. Карьерный рост здесь есть в нескольких направлениях: можно стать администратором (директором) магазина и при хороших результатах продвигаться дальше в управлении розничными продажами или закупках, то есть не только контролировать работу консультантов, но также принимать поставки, следить за закупками товара и отвечать за мотивацию сотрудников магазина. Успешных директоров магазинов часто переводят на работу в региональный головной офис компании. Еще один вариант — стать тренером и обучать персонал. А если вы более творческий человек, то можно выбрать направление визуального мерчандайзинга и витринистики.
© Коллекция Signature/ iStock
Вариант 2
Устроиться на стартовую позицию ассистента. Здесь вам придется сразу выбрать направление и понять, кем вам больше хочется стать. В зависимости от этого идите работать ассистентом байера, визуального мерчандайзера, директора магазина, стилиста.
Здесь же — стажировки. Они могут быть неоплачиваемыми, но это не должно вас отпугивать. Ведь опыт намного ценнее любых денег. Здесь вас ждет жесткое и глубокое погружение сразу в профессию. Но тех, кто выдержит и справится, ждет суперприз – развитие в выбранном и смежных направлениях.
Путей найти стажировку несколько:
1) Самостоятельно отправьте резюме в заинтересовавшие вас компании. Обязательно дополните его емким и понятным сопроводительным письмом о том, какой вы классный. Шансы, что вам ответят, невелики, но есть.
2) Промониторьте сайты крупных компаний на предмет открытых вакансий и стажировок. Такие гиганты как Nike и Adidas всегда ищут стажеров в разные отделы на лето.
3) Ищите дополнительное образование и факультеты, которые сотрудничают с компаниями из индустрии, дают возможность совмещать работу full-time с учебой и способствуют организации подобной практики.
Карьера. Если вы ассистировали байеру, то можете быть и визуальным мерчандайзером, и закупщиком, и специалистом по продажам, и аналитиком. Если были ассистентом в PR или маркетинговом агентстве, то вас возьмут на работу бренд-менеджером, менеджером по продукту, SMM, маркетологом, PR, аналитиком.
© Коллекция Essentials/ iStock
Вариант 3
Завести блог. Это вариант для тех, кто не просто интересуется модой, но по-настоящему ей увлечен и мечтает работать в Buro24/7 или Vogue (хотя сейчас, честно говоря, мечтать уже лучше о Theblueprint.ru). Попробуйте сделать качественный телеграм-канал, инстаграм или твиттер. Но учтите, что спрос на качественный и уникальный контент сейчас высок как никогда. Профанация, собранные в Википедии факты из биографии Кристиана Диора и советы по стилю для высоких девушек вряд ли принесут успех и признание. Заниматься постоянным самообразованием придется и здесь — вы должны знать о моде буквально все. Можно к примеру, пройти дистанционные курсы о моде, а еще активно посещать любые открытые лекции и мастер-классы специалистов из индустрии.
Карьера. Но если вы действительно держите руку на пульсе современной моды, знаете всех микро- и макроинфлюенсеров и даты всех будущих дропов лимитированных коллекций, всегда есть шанс попасть в модный коллектив и заниматься SMM-продвижением, написанием текстов для интернет-магазина или email-маркетинга или подключиться к работе над специальными изданиями модных онлайн-магазинов. Вот, например ASOS Magazine, Porter, Bosco Magazine, Wildberries.
Вариант 4
Открыть собственный стартап. Но сразу скажем, это дорогостоящая учеба на своих ошибках. Зато узнаете обо всем на свете, от построения коллекции и швейных производств до продвижения в инстаграм и создания собственного интернет-магазина. Чтобы избежать ошибок, все же для начала лучше подучиться. Есть краткосрочные курсы в Fashion Consulting Group (www.fashionconsulting.ru) или долгосрочные программы в Высшей школе экономики (www.moda.hse.ru).
Карьера. Даже если бизнес со временем надоест и вы поймете, что это не ваш вариант, то перспективы перед вами откроются богатые. Ведь после собственного дела вы сможете практически все.
Фото: Центр «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды»
Вариант 5
Системное образование в индустрии моды, совмещенное с нетворкингом, проработкой кейсов ведущих компаний, стажировкой и возможностью получить гранты и карьерный старт уже во время учебы. Звучит малореально, но такое есть. Такое образование предлагает Центр «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» в НИУ ВШЭ (ModaHSE). Программы центра реализуются под патронажем Академического совета, в который вошли руководители ведущих fashion-компаний. Академический совет не только дает возможность стажировок, стипендии лучшим студентам, персональное кураторство ведущих экспертов, аналитические работы с прикладными кейсами на семинарах и в рамках дипломных работ, но и перспективы целевого трудоустройства для выпускников. ModaHSE сотрудничает по стажировкам и трудоустройству с такими компаниями, как H&M, Sela, Lamoda, KupiVIP, Radical Chic, Henderson, VASSA, Viktoria Andreyanova, Incity, Bosco di Cilliegi, Дикая Орхидея, Glance, Guliver, Butik.ru, Chepe и другие.
На программах магистратуры и дополнительного образования вы узнаете все, что нужно для работы в индустрии, и сможете начать построение карьеры уже в процессе учебы. Здесь вам не нужно учиться на своих ошибках. Практики индустрии расскажут и научат, как делать правильно.
Карьера. С дипломом ВШЭ вы выйдете уже работающим специалистом с колоссальным опытом и, что немаловажно, сетью знакомств в индустрии. Вы сможете быть ритейл-директором, бренд-менеджером, маркетологом, PR, специалистом по электронной коммерции, байером, продакт-менеджером. Подробнее: www.moda.hse.ru
Fashion влечет к себе с каждым годом все больше и больше молодежи по всему миру. Многие вздыхают робко: «Как же хочется там работать». Да, мода всегда была, есть и будет точкой притяжения. И если раньше речь шла исключительно об образе жизни, то сейчас мода является одной из самых популярных индустрий и мощной сферой влияния.
Годы идут, а стереотипы о том, что работа в моде – это сплошное удовольствие, все еще существуют. Многие из тех, кто небезразличен к моде, но напрямую с ней не связан, полагают, что это лишь глянец, деньги, слава и бесконечные вечеринки. Однако хотя бы раз побывав в самой гуще событий, понимаешь, что это не так. Работа в fashion-индустрии – это кропотливый труд, который дает возможность творить самому и преображать других. В мире моды добиваются успеха те, кто много работает: нужно запастись терпением и планировать будущее.
Молодые и амбициозные смотрят на модную индустрию через призму своей неопытности. Необязательно те, кто обладают вкусом, могут стать модными экспертами, а те, кто ведут свои блоги в соцсетях, – редакторами глянцев. Однако для того, чтобы стать успешным в этой индустрии, необходимо еще разбираться в визуальном контенте, работать на результат, начинать с малого, а уже потом претендовать на масштаб.
Чтобы помочь вам воплотить мечту в реальность, предлагаем подборку актуальных вакансий в индустрии моды.
LBK Production
Волонтеры
LBK PRODUCTION – ведущий show-production полного цикла в Украине и странах СНГ. Среди клиентов агентства такие бренды, как LITKOVSKAYA, PASKAL, CHAKSHYN, Ksenia Schnaider, FLOW, George Keburia, Anouki. За плечами команды более 5 лет работы в организации показов, 100 шоу в Киеве, Париже и Тбилиси.
Ежесезонно перед стартом Недель мод продакшен объявляет о наборе волонтеров. Лучшие из добровольцев попадают на стажировку и работу к брендам – клиентам агентства.
Требования:
- горящие глаза;
- работа на результат;
- сообразительность.
Подать заявку можно, перейдя по ссылке.
Дедлайн подачи заявок: 26 января
Первый тренинг состоится 28 января.
Helen Marlen Group
Продавец-стилист в бутик Salvatore Ferragamo
Kомпания Helen Marlen Group – лидер украинского retail-рынка – объявляет конкурс на вакансию продавца-стилиста в бутик Salvatore Ferragamo.
Обязанности:
- Консультирование клиентов по представленным в магазине коллекциям;
- Обеспечение высокого уровня обслуживания клиентов;
- Развитие и поддержание отношений с клиентами;
- Выполнение плана продаж.
Требования:
- Высшее образование;
- Желателен опыт работы в продажах одежды, обуви, аксессуаров Lux-сегмента;
- Приветствуется знание кассовой дисциплины, 1С;
- Ориентация на результат и клиента;
- Коммуникабельность, грамотная речь.
Детали по ссылке.
BANT
Бренд-менеджер
BANT – молодой украинский бренд одежды, который существует 4 года. Бренд приглашает в коллектив не просто нового сотрудника, а человека, который станет частью команды.
Обязанности:
- Разработка стратегии продвижения бренда;
- Внедрение стратегий по продвижению и контроль;
- Прогнозирование и планирование продаж;
- Формирование положительного имиджа компании;
- Работа со средствами массовой информации, блогерами и т.д.;
- Изучение особенностей товара, выявление слабых и сильных сторон бренда;
- Составление и планирование маркетингового бюджета.
Требования:
- Опыт работы на аналогичной должности от 2 лет;
- Креативное мышление, активная позиция в работе, инициативность, ориентированность на результат;
- Понимание сферы fashion-индустрии Украины, понимание особенностей продвижения в сфере моды.
- Доступ к различным медиаканалам и профильным СМИ приветствуется;
- Знание современных технологий маркетинга, основ интернет-маркетинга.
Детали по ссылке.
Читайте также:
Главный редактор, дизайнер, стилист и фотограф делятся своим опытом
Как получить работу в мире моды? С чего начать и о чем важно помнить? Чтобы разобраться в теме, ELLE обратился за комментариями к экспертам: дизайнерам Александру Терехову и Анастасии Романцовой, стилисту Владиславу Лисовцу, фотографу Николаю Бирюкову и главному редактору Елене Сотниковой.
Елена Сотникова, главный редактор ELLE Russia:
«Профессия редактор моды пока не базируется в нашей стране на специальном образовании. По крайней мере, школы, которые заявляют о том, что готовят специалистов в области моды, не способны выдать результат, соответствующий европейским стандартам. Именно поэтому реальных профессионалов в нашей глянцевой индустрии до сих пор единицы. Человек, решивший стать редактором моды, должен быть ярким визуалом, иметь хорошее общее образование и талант подражания лучшим западным образцам. Почему именно подражания? Очень часто, почти всегда, попытки создать «свое» выглядят местечково; надо сначала научиться хорошо делать базовые вещи, а потом претендовать на масштаб. Этот человек должен иметь высокий уровень самокритики и постоянно изучать мировой опыт. Именно отказ от понимания логики мирового модного процесса приводит к тому, что человек остается внутри своих представлений о моде, далеких от прогрессивных западных стандартов, и пытается изобрести велосипед. Условно говоря, чтобы стать гениальным абстракционистом, художник изначально должен быть прекрасным классическим рисовальщиком. У нас до сих пор лучшие журналисты могут быть изначально по профессии врачами и инженерами, а выпускники журфака пишут с жуткими грамматическими ошибками. Примерно то же самое происходит в моде».
Александр Терехов, дизайнер Alexander Terekhov:
«Молодым дизайнерам, которые ищут работу, я бы посоветовал быть настойчивее и не бояться показывать свои работы, участвовать в конкурсах, проходить стажировки – только так о вас узнают и предложат коммерческое сотрудничество. Важно тщательно продумывать не только свою коллекцию или модели, но и их подачу в виде лукбука или портфолио. Очень часто сталкиваюсь с тем, что при хорошей первоначальной идее дальнейшее воплощение оставляет желать лучшего. И не опускайте руки, когда у вас что-то не получается, пробуйте, старайтесь, создавайте проекты, которые смогут показать ваш талант».
Анастасия Романцова, дизайнер A La Russe Anastasia Romantsova:
«Многим кажется, что мода – это рафинированный мир, в котором все легко и просто, но этот стереотип быстро развеивается, как только человек попадает внутрь и начинает работать. Шанс попробовать себя на этом поприще подвернулся случайно: когда я перевелась учиться в Москву и проходила практику в МИДе, подруга предложила помочь с организацией Недели моды. После нее была программа о моде, где я работала консультантом, затем ведущей. Параллельно я училась в Высшей школе экономики по специальности маркетинг в fashion-индустрии, и однажды к нам с лекцией приехал модный критик Годфри Дини. Он говорил о том, что один из самых интересных периодов русской истории до сих пор не задействован в моде: тот самый «русский стиль», который Европа полюбила благодаря нашему авангарду. Дини словно озвучил мои мысли! Интуиция подсказывала, что образы Анны Павловой и Зинаиды Юсуповой все еще актуальны. Убедились мы в этом после показа первой же коллекции, когда клиенты признавались, что нашли в нашем бренде то, чего им давно не хватало – элегантности, женственности. Поэтому мой совет начинающим дизайнерам – найти свой почерк, который будет отличать вас от других, выбрать идею, которая станет главным кодом ваших коллекций, любить ее и кропотливо изучать. А также собрать профессиональную и надежную команду, никогда не бояться ответственности перед собой, командой, клиентами и стремиться к совершенству».
Николай Бирюков, fashion-фотограф:
«Одно из самых важных качеств, которым должен обладать fashion-фотограф, – коммуникабельность. Нужно знать, как найти правильный подход в общении с клиентом, четко понимать, что требуется в той или иной ситуации, и сделать все возможное, чтобы на выходе предоставить ожидаемый результат. В то же самое время, нужно быть верным себе. Потому как, если обратились именно к тебе, ты должен вложить в проект часть себя. Я считаю, что фотограф должен принимать участие во всех процессах – кастинг, мейк-ап, волосы, стайлинг и сет. Немаловажно помнить, что съемка – это командная работа. Правильная команда – залог успеха. Все с чего-то начинают, но в идеале команда должна постепенно развиваться и со временем научиться понимать друг друга с полуслова! Также я бы посоветовал постоянно развиваться и быть в курсе происходящего в мире. Актуальность – один из ключевых законов модной индустрии. Нельзя работать по одной и той же схеме в нашем изменчивом мире. Один из лучших советов который дали лично мне – «Главное не для кого, а как!»
Для того, чтобы начать работать для печатных изданий, нужно иметь базовое портфолио. Чаще всего это модельные тесты или собственные проекты. Нужно понимать, что каждый журнал имеет свою историю, имидж и визуальные предпочтения. Фотограф должен адекватно оценивать свои возможности и стиль, в котором он работает, перед тем, как обращаться к тому или иному журналу. Если вы хотите работать для какого-то конкретного издания, хорошо изучите его историю, посмотрите на свое портфолио со стороны и подумайте насколько оно подходит. Fashion- и фото-редакторы получают огромное количество писем от начинающих фотографов. Если вам не ответили – не стоит расстраиваться, нужно продолжать рехтовать свое портфолио и писать снова и снова, пока вам не ответят и не предложат встретиться. А вот уже при личной встрече у вас будет 5-10 минут для того, чтобы убедить собеседника, что вы именно тот человек, которому можно дать шанс».
Владислав Лисовец, стилист, эксперт моды, телеведущий:
«Начнем с того, что стилист должен быть не только креативным, знать тренды и иметь свой личный взгляд на моду, но и деятельным. Еще один важный момент – актуальность. Чтобы развиваться в этой профессии, необходимо помнить, какой сегодня год. Хороший стилисту должен молниеносно впитывать новые тренды и создавать актуальные образы.
Для меня весомым критерием для оценки начинающих стилистов является личный инстаграм. Допустим, стилист хочет со мной работать в качестве ассистента. Конечно, его внешний вид важен, но фото и тексты, которые он транслирует на своих социальных страницах, для меня очень важны. В тоже время, умение общаться, быть контактным, преподнести себя – тоже значимые факторы. Когда в молодом стилисте напор, желание и уверенность сочетаются с интеллигентностью, результат не заставит себя долго ждать. Из личного опыта: стилист, с которым я сотрудничаю сейчас, просто проходил мимо моего салона, набрался смелости, зашел и предложил свои услуги. Внимательно просмотрев его фото и оценив внешний вид, я начал с ним работать».
10 февраля 2015·Текст:
Кряквина Елена