Как рождаются модные тенденции
Откуда появляются новые тенденции и смогут ли они радикально изменить моду будущего? Ответы на эти вопросы ищет Вера Попова.
image
Двухтысячные называют «незаметным десятилетием», вменяя им в вину, что за последние годы в моде не появилось ничего нового. Дизайнеры продолжают цитировать прошлые декады и изобретения великих: Ива Сен-Лорана, Коко Шанель и Кристобаля Баленсиаги. Вопрос о том, какое будущее ждет моду, актуален сегодня, как никогда, — есть ощущение, что в fashion-индустрии вот-вот произойдет нечто революционное. И чтобы понять, откуда его ждать, стоит разобраться, как рождаются новые тенденции.
image
Jil Stuart осень — зима 2005/06; Zac Posen; Balenciaga осень — зима 2007/08
Безусловно, всех секретов раскрыть невозможно. Дома моды охраняют их тщательнее, чем государственные тайны. Но некоторые источники буквально лежат на поверхности. Ежегодные выставки, посвященные моде, в нью-йоркском Метрополитен-музее позволяют ясно определить, что будут делать дизайнеры в грядущем сезоне. В начале 2007 года было объявлено, что следующая экспозиция будет посвящена Полю Пуаре. Через несколько месяцев знаменитые наряды для «Русских сезонов» (конечно же, в современной интерпретации) появились на подиумах, хотя источник вдохновения был очевиден. Николя Гескьер из Balenciaga добавил к ним футуризма, Альбер Эльбаз из Lanvin — драмы. С тех пор история повторяется каждый год. Например, последняя выставка «Elsa Schiaparelli and Prada: The Impossible Conversations» ответственна за появление сюрреалистичных нарядов практически у каждого бренда.
image
image
Выставка Paul Poiret King of Fashion в Метрополитен-музее
Громкие фильмы также влияют на создание коллекций. В 2005 году лента Софии Копполы «Мария Антуанетта» заставила дизайнеров обратиться к избыточным нарядам легкомысленной королевы. Выходящий на экраны в следующем году «Великий Гэтсби» уже этим летом вызвал моду на 1920-е. Cериал «Безумцы» захватил главных трендсеттеров — Марка Джейкобса и Миуччу Праду: в 2010 году они посвятили свои коллекции платьям из 1950-х.
image
Proenza Schouler, Alberta Ferretti весна — лето 2012, Stella Mccartney
Культурные события лишь частично объясняют, почему в моду периодически входит то одна, то другая декада. Экономика оказывает на дизайнеров не меньшее влияние — похоже, они тоже читают Wall Street Journal. Один из главных трендов этой осени — восточные мотивы — появился не просто так: самый агрессивный тон на мировом экономическом рынке сегодня задает Китай. Большинство потребителей роскоши тоже находятся на Востоке. Как бы то ни было, тенденции для производителей тканей по-прежнему диктует Европа.
image
Выставка Elsa Schiapparelli and Prada в Метрополитен-музее
image
Кадр из фильма «Великий Гэтсби», 2012 год
Парижская выставка Premiere Vision проходит дважды в год и собирает главных представителей модной индустрии. Именно там бренды закупают ткани и узнают информацию об актуальных в будущем принтах и материалах. По последним коллекциям понятно: в прошлом сентябре, когда дизайнеры начали готовить осенне-зимний сезон, на Premiere Vision был заявлен тренд «геометрия 1970-х». Но сегодня на модное будущее влияют скорее не орнаменты, а сами ткани. Эди Слиман, новый креативный директор Saint Laurent Paris, считает, что высокотехнологичные материалы меняют мир моды. «В производстве тканей есть неиссякаемые возможности, — считает дизайнер, — новые технологии в материалах могут изменить визуальный лексикон брендов и придать одежде более функциональную роль». В новом сезоне самые интересные ткани у Calvin Klein Collection и Alexander Wang — отшлифованная и залакированная пероксидом шерсть.
image
Prada осень —зима 2010/11, Calvin Klein Collection, Jason Wu
Другие перспективные пути развития моды, хором подтверждаемые дизайнерами, — онлайн-показы и презентации, экологичная одежда, какую делает Stella McCartney или Benhaz Sarafpour, и тотальная коммерциализация. Уже сейчас все больше дизайнеров выпускают по шесть коллекций в год и разбавляют этот коктейль капсульными линиями, не говоря уже о бессчетных сотрудничествах с бюджетными брендами, такими как Topshop и H&M. При этом в силуэтах моделей радикального прорыва пока не наблюдается — кажется, что все возможное давно придумано.
image
Выставка тканей Premiere Vision
Возможно, для кого-то двухтысячные и прошли незаметно, но нам они запомнятся появлением на подиумах ярких имен и высокотехнологичных материалов. Благодаря им новое десятилетие рано списывать со счетов — как показывает история, эпоха застоя всегда заканчивается революцией. И история моды — не исключение.
image
12 октября 2012·Текст:
Попова Вера
Думала ли ты, почему одни и те же идеи приходят двум дизайнерам одновременно? Не могут же они буквально брать их из воздуха? Ответ простой – во всем виноваты тренды. На них ориентируются модельеры, создавая коллекции. А откуда берутся тренды?
Текст:
Екатерина Валетова·11 марта 2015
Как ты сама могла догадаться, дизайнеры – не волшебники, наколдовать тренды с помощью магических палочек не могут. И машину времени, чтобы подсмотреть коллекции следующего сезона, тоже еще не изобрели. Новые тренды модельеры не придумывают сами, а заказывают у специальных агентств или трендбюро, которые прогнозируют моду; самые известные – WGSN, Carlin Group, The Future Laboratory и Trend Union. Главная задача трендбюро – предсказать тенденцию, которую точно купят. Свои прогнозы агентства оформляют в специальные книги – трендбуки. Все, что может вдохновить творческого человека, собрано в этом увесистом фолианте: цветовые палетки, кусочки актуальных тканей, эскизы модных силуэтов, фотографии с подиума, произведений искусства, необычных интерьеров и даже красивой еды. Такой трендбук может купить любой желающий на выставке или сайте агентства.
Первыми модными аналитиками были it-girls 50-х. Они ходили на выставки, путешествовали и посещали модные показы, а в перерывах между вечеринками делились с модельерами своими знаниями. Эти девушки были не только подругами и помощницами кутюрье – они были их музами. Сейчас им на смену пришли профессиональные трендбюро. Модными аналитиками становятся дизайнеры, у которых за плечами обширный опыт. В 1975 году Ли Эделькорт основала профессиональное трендбюро Trend Union. На сегодняшний день это самое влиятельное агентство. Сначала бюро изучали только моду с подиума и улиц. Коренной перелом произошел в 1982 году, когда вышла книга «Мегатренды» Джона Нейсбита, она произвела настоящий бум в сфере услуг. После ее выхода футурология превратилась из науки в бизнес – прогнозирование будущего.
Иногда трендбюро специализируются на конкретных тенденциях, а не на общих прогнозах. Например, Pantone работает в области колористики. Это компания выбирает цвет года и палитру сезона. В этом году они выбрали насыщенный винный оттенок марсала.
Так как же делаются прогнозы? Шестое чувство? Математические расчеты? Хрустальный шар? Случайное совпадение? Ли Эделькорт сравнивает поиски трендов с археологией – только в будущем. Модный прогноз складывается из кусочков разных жизненных сфер, как лоскутное одеяло.
Прогнозы бывают короткие, на 1–2 года и долгосрочные. Первые заказывают байеры, шопер-стилисты – те, кто работает непосредственно с покупателями. За долгосрочными, как правило, обращаются модельеры. Трендбюро могут предсказать тенденции до 25 лет вперед. То есть уже сейчас они знают, что мы будем носить в 2040 году.
Трендбук стоит приблизительно $3500
Мода развивается по спирали. Новые тенденции начинаются с анализа предыдущих коллекций. У каждого тренда есть основа в прошлом. Аналитики «цепляются» за него и раскручивают историю моды, достраивая внешний вид тренда в будущем на основе стиля прошлого. Справиться с непростой задачей им помогает – не поверишь! – математика, а именно – математические модели. Прогнозисты изучают силуэты, разбивая их на три базовые формы: треугольник, овал и прямоугольник. С помощью формул они находят пропорциональное соотношение этих фигур в определенном сезоне. Затем аналитики подбирают сезон или историческую эпоху с аналогичной пропорцией форм. На этой основе получают циклы повторов и прогнозируют изменения в силуэтах.
Для правильной картины будущего моды мало изучать только ее одну. Работа аналитиков – это охота и собирательство. Они накапливают огромный визуальный архив – собирают тонны картинок. Фото последних выходов знаменитостей, красивой архитектуры и необычной техники складываются в своеобразную картотеку новинок. Также аналитики отслеживают научные открытия. Новые технологии помогают понять, какой материал появится на горизонте.
Футурология – это наука о будущем
Все, что нас окружает, может стать источником для нового тренда. Тенденции переходят из одной сферы в другую: несколько лет назад увеличились продажи шоколада и сигар. А через некоторое время коричневый стал популярен среди автоконцернов. Особенно он пришелся по душе производителям электрокаров, которые делают ставку на экологию. В бульоне из фактов, образов, математических моделей и предположений рождаются прогнозы. Их финальная трактовка – это тренд. Несмотря на обилие цифр – маркетинговых данных, формул и статистики, иногда интуиция аналитика играет решающую роль.
Главная цель любого тренда – понравиться покупателю. Маркетинг помогает понять аналитикам логику приобретений. Самая важная часть исследования – что мы покупаем и почему. Чтобы добыть информацию о потребителе, трендбюро идут на разные ухищрения. В 2009 году была создана уникальная программа, она отслеживает поведение покупателей в сети. Маркетологи изучают самые продающиеся модели, манипуляции в онлайн-магазинах и даже комментарии в соцсетях. Каждый раз, когда ты что-то покупаешь в сети, можешь быть уверена – за тобой шпионят.
В таком «социальном» шпионаже нет ничего нового. Популярные тенденции рождаются не в дизайнерских мастерских, а «одалживаются» у улиц. Моду на трикотаж ввела Коко Шанель – вещи из джерси она подсмотрела в гардеробе у простых рыбаков. А Мэри Куант придумала мини, наблюдая наряды девушек с рабочих окраин Лондона.
Аналитики изучают не только наши покупки, но и то, как мы их носим. Поп-культура, блогеры, субкультуры и стритстайл со всего мира – все это пища для размышления, чего на самом деле хочет потребитель. В трендбюро знают, что люди покупают не одежду, чипсы или машину, а образ жизни. Прогнозисты способны не только описать тенденции. Они могут создать эстетику, из которой рождаются идеи будущего.
Haute couture vs fast fashion
Мы привыкли думать, что fast fashion копирует тренды с подиумов, подглядывая коллекции на производстве и быстро отшивая их в Китае. Как же тогда на вешалках в масс-маркете модная одежда появлялась раньше, чем на показе в Париже? Все дело в том, что fast fashion-бренды пользуются услугами тех же трендбюро, что и известные кутюрье. Одно и то же агентство делает прогнозы для Donna Karan, Gucci, Gap и Marks & Spencer. Некоторые модельеры утверждают, что не нуждаются в услугах трендбюро. Несмотря на это, они все равно покупают трендбуки, в первую очередь ради силуэтов и материалов.
Многие компании тщательно скрывают свое сотрудничество с трендбюро. Поэтому заслуги прогнозистов редко признаются: кому захочется делиться курицей, несущей золотые яйца, с конкурентами, а в случае ошибки аналитика прослыть дураком? К услугам трендбюро обращаются не только компании, связанные с одеждой. Прогноз тенденций нужен любому бренду: от Estée Lauder, Samsung и Coca-Cola до голландского Министерства окружающей среды и транспорта.
В целом, тренды приживаются быстро. Самые спорные приживаются через 3 года после выхода с подиума
Что общего у машины Nissan Micra и куклы What’s her face от Mattel? Концепции обеих придумала Ли Эделькорт. Обе задумки –
уникальные в своем роде: первая стала машиной года в Европе в 93-м году, а у второй… не было лица. По задумке юная покупательница должна была нарисовать сама лицо кукле. Креативные агентства тоже обращаются к услугам трендбюро. Модные тенденции в рекламе помогают понять, что захочет увидеть потребитель будущего в ролике с хлопьями или шампунем.
Хороший модный прогноз увеличивает в разы шансы коллекции быть коммерчески успешной. В попытке угодить потребителю тенденции определяют все точнее и точнее не только силуэты и длину юбок, но даже размер и цвет горошка на платье. В прошлом сезоне некоторые критики забили тревогу. Если так пойдет и дальше, то для творчества в моде не останется места. Впрочем, дизайнеры не разделяют этих опасений.
Каждый год появляются новые имена. У начинающих дизайнеров нет денег на трендбуки. Они создают яркие, ни на что не похожие коллекции, руководствуясь собственным чувством стиля и интуицией. К тому же модный прогноз не дает готовых решений. Трендбуки подсказывают, в каком направлении работать над коллекцией. Новые веяния и вечные тренды (милитари, спорт, сафари или деним) – рекомендации для творческого поиска. Их трактовка и видение остаются за модельером. Как будет выглядеть военная тема – тяжелое пальто-бушлат в пол или нежные кружевные шорты цвета хаки, – решать дизайнеру. Вряд ли Миучча Прада будет сильно озабочена, если размер полосок в ее коллекции не будет совпадать с советом из трендбука…
Как у любого продукта, у тенденций есть свои сроки годности. Для модных домов прогнозы в среднем делают на 12–15 лет, для автомобильных концернов – на 7 лет, косметические фирмы заказывают тенденции на 4 года, а что будет у нас в холодильнике, можно узнать на 2 года вперед. Самые нелюбимые прогнозы в среде аналитиков – для гаджетов. В этой сфере все слишком быстро меняется, и прогнозы выходят поверхностными и неточными
На вешалках магазинов одежды опять появились нелепые брюки, велосипедки а-ля 90-е и кофты как у бабули, и вы спрашиваете себя: «Кто все это придумал?» Оказывается, есть специалисты, которые выявляют модные тренды и предсказывают, что мы будем носить в следующем сезоне.
Мы в AdMe.ru решили раз и навсегда разобраться в том, как появляется мода на одежду и почему люди отдают огромные деньги за уродливые кроссовки или сумочку, в которую даже телефон не влезет.
Специально обученные люди наблюдают за тем, что мы носим
Как магазины решают, что в этом году нужно продавать свитер будто побитый молью или платье в рюшах? За этот выбор отвечают вполне конкретные люди — трендвотчеры (англ. trendwatcher — «наблюдающий за трендами»).
Трендвотчеры следят за женщинами и мужчинами на улице. Они подмечают, во что одеваются простые люди. Если девушки все как одна носят высокие босоножки, подворачивают джинсы или закатывают рукава, значит, скоро все это станет модным.
Хороший трендвотчер не просто смотрит, во что одеваются люди, он отслеживает все, чем живет его целевая аудитория. Кофейни, куда вы заглядываете по пути на работу, любимые соцсети и даже популярные сериалы влияют на становление моды в следующем сезоне.
Маркетологи сначала собирают информацию о предпочтениях, а потом внедряют эти тренды в жизнь. Именно поэтому люди легко приняли и уродливые кроссовки, и дырявые свитеры: мы уже видели это на улице, в инстаграме или в сериале.
Например, показ сериала «Чернобыль», выступления Греты Тунберг и популярность темы экологии привели к тому, что бренды стали делать одежду из переработанных материалов и активно заботиться о природе. С точки зрения маркетологов экология — это тренд, который можно продать людям по высокой цене.
Маркетологи используют знаменитостей, чтобы вызвать у нас определенное чувство
Маркетологи не зацикливаются на звездах вроде певиц или актрис, а используют термин «влиятельные люди». Это журналисты, селебрити, эксперты, блогеры и даже популярные ученые, к которым прислушиваются простые смертные. Все, что они носят, едят или пьют, скорее всего, захотим попробовать на себе и мы. И все дело в легкой зависти.
Вообще-то желание подражать естественно для человека. Чуточку завидовать и стараться походить на тех, кто красивее, умнее, спортивнее тебя, вполне нормально. И этой особенностью нашей психики пользуются маркетологи.
Мы невольно идентифицируем товар, который представляет звезда, с ее личными качествами. Например, когда Дженнифер Энистон рекламирует парфюм, женщины, считающие ее милой, идут в магазин за флаконом этих самых духов.
Вспомните героиню Сары Джессики Паркер в «Сексе в большом городе», пропиарившую дорогую обувь Manolo Blahnik, или семейство Кардашьян — Дженнер, представители которого считаются законодателями моды. Если вы хотите купить туфли «как у Керри» или помаду «как у Кайли», вам, скорее всего, не нужны конкретно эти вещи: вам нравится образ, который эти женщины создают на экране (не без помощи маркетологов, кстати).
Когда бренды проводят рекламные кампании с участием влиятельных личностей, с каждого вложенного доллара они зарабатывают в среднем $ 6,85. Заметили, что звезды стали пользоваться наушниками или внезапно полюбили минералку определенной марки? Знайте: все это кому-то выгодно.
Появился новый вид рекламы, в ловушку которой попадается много людей
Несколько лет назад маркетологи столкнулись с проблемой: люди перестали смотреть рекламу по ТВ и переключились на соцсети, а там традиционные ролики не работают. Из-за этого появился инфлюэнсер-маркетинг — новый вид рекламы, на крючок которого мы дружно попадаемся.
Теперь блогеры с целыми армиями подписчиков рассказывают нам, что модно, а что нет. А кто же рассказывает им? Те же маркетологи, которым очень нужно что-то продать (пусть и совсем нелепое).
Согласно опросу, 70 % маркетологов известных брендов пользуются услугами блогеров для продвижения товара. А недавнее исследование говорит, что 40 % пользователей сети покупают себе обновку после того, как видели ее у себя в ленте твиттера, фейсбука или инстаграма.
Трюк в том, что всех этих блогеров мы воспринимаем почти как друзей, а не как рекламных агентов. Известные бренды дарят им образцы товаров, чтобы те их «выгуливали» на мероприятиях. Помните крошечные сумочки Jacquemus, которые в прошлом году были у всех модниц? По некоторым данным, 30 % дохода бренду принесла микросумка, которой и пользоваться-то невозможно. А все благодаря тому, что креативный директор бесплатно раздал аксессуар блогерам перед Неделей моды в Нью-Йорке.
Брендам со скромными доходами приходится платить за рекламу. Существуют специальные сайты, которые помогают подобрать блогера для каждой целевой аудитории: подростки, бьюти-блогеры, домохозяйки или брутальные мачо.
Если звезды, на чьи страницы вы подписаны, стали ходить в обнимку с определенной моделью сумочки или все надели лосины и вам тоже срочно захотелось то же самое, задумайтесь. Возможно, именно в этот момент бренды проталкивают очередную модную новинку, которая через 3 месяца никому не будет нужна.
Маркетологи используют ваши отзывы, чтобы продвигать свой бренд
По статистике, вы проводите в интернете минимум 2 часа в день, а перед покупкой обновки, путешествием или просмотром нового кино читаете, что по этому поводу думают другие пользователи сети. На самом деле отзывы — это мощный маркетинговый инструмент, который незаметно влияет на ваши решения.
Маркетологи умеют продвигать хорошие отзывы покупателей. Конечно, серьезные бренды не пишут о себе хвалебные речи, они влияют на вас по-другому. Например, Victoria’s Secret сделала на сайте систему оценок каждого товара и тег «проверено покупателями». И если вы не доверяете рекламе бренда, то к мнению обычной женщины охотно прислушаетесь.
Люксовые марки играют на нашем самолюбии
Психологи говорят, что люди покупают предметы роскоши и дорогие брендовые вещи, чтобы поднять самооценку или вознаградить себя за тяжелую работу («Я этого заслуживаю»). Поэтому люксовые бренды играют на нашем самолюбии и желании принадлежать к кругу избранных и не продают свои вещи кому попало. Таким образом они создают искусственный дефицит. А как известно, то, чего нельзя, очень хочется.
Вариантов масса: закрытые клубы, лимитированные распродажи, пропуск по приглашениям. Например, смартфоны марки OnePlus продавались только по приглашению друзей, и за год их купил миллион человек. Некоторые люксовые бренды вроде Chanel, Céline не продают одежду онлайн, чем подчеркивают свою эксклюзивность. А Burberry, Louis Vuitton и другие вообще сжигают нереализованные остатки одежды, лишь бы не продавать их со скидкой и не уронить престиж.
Вещи люксовых марок стоят в десятки раз дороже масс-маркета вовсе не из-за невероятного качества. В их цену заложены расходы на сотрудничество со звездами, подиумные показы, продвижение и много другое. Громкое имя не гарантирует того, что сумку за несколько тысяч долларов вы передадите внукам по наследству.
К чему приведет эта гонка?
В конечном итоге повальное увлечение трендами приводит к появлению антимоды. Яркий ее приверженец — актер Шайа Лабаф, который носит одежду, будто вынутую из шкафа с закрытыми глазами. Но даже такая антимода нашла своих поклонников, и, похоже, от трендов не убежишь.
А вы следите за модными новинками или предпочитаете удобную практичную одежду?