Какая ткань была модной в европе в 15 веке
1
Какая ткань была самой модной в Европе в XV веке?
Шелк – бархат – сатин – ?
2 ответа:
2
0
Желание быть модным и неповторимым было у людей как в 15 веке, так и сейчас есть. Однако, если сейчас по ткани не всегда можно определить уровень дохода, ведь простой льняной пиджак от известного кутюрье может быть дороже не очень даже неплохого вечернего платья, то раньше именно ткань отличала людей из разных сословий. К примеру бедняки могли рассчитывать в лучшем случае на сатиновые изделия. Так как на рубаху из другой ткани им просто не хватило бы монет. А вот аристократия щеголяла в более изысканный тканях. Шелковые платья были очень востребованы среди средневековых можниц, однако пиком тренда не стали. Самым модным из тканей был БАРХАТ.
0
0
Далекий пятнадцатый век, разнообразия тканей в те времена не было. Но уже тогда понимали, что одеваться настоящим модникам в одежду и ткани простолюдинов не к лицу, поэтому и ткани выбирали совсем не сатиновые – это для бедняков.
Поэтому вопрос в выборе между шелком и бархатом.
Если даже обратиться к живописи, то можно обратить внимание, что одежда у вельмож и высокопреосвещенств преимущественно была из БАРХАТа.
И еще.
Читайте также
Флис -отличная, мягкая ткань, особенно для детей, она хороша еще тем, что совсем не сыпется, и края можно не обрабатывать. Из флиса хорошо шить домашнюю обувь, подошву делать из искусственной кожи, она совсем не дорогая, можно купить на любом рынке мебельной фурнитуры. Из флиса я сшила отличные съемные чехлы на Новогоднее шампанское. Для детей можно сшить различные игрушки, главное включить фантазию. А так же собрать из кусочков шапочки.Если кусочков очень много, сшейте плед, в технике пэчворк, швы можно делать в нахлест, он получится двусторонний
.
.
.
.
.
.
Для придания улучшенных качеств ткани, сейчас достаточно широко используются синтетические волокна. Вот такие ткани, которые в своем составе одновременно имеют натуральные и синтетические волокна и называют смесовыми.
Все смесовые ткани подразделяются на два основных типа.
Первый, это когда при прядении волокна различного состава переплетены между собой и получаемая ткань имеет одинаковую структуру как на лицевой стороне, так и на изнаночной.
При втором способе получения смесовой ткани используется саржевый метод переплетения. В этом случае ткань получается с одной стороны из синтетических волокон, а с другой из натуральных. Такая комбинированная ткань, как правило, используется для пошива специальной одежды.
Для украшения можно использовать стазы,бусинки, искусственные цветы. Сердце можно сшить не сплошное, как подушка, а вроде венка, с отверстием в середине и тогда искусственные цветы. Можно сделать общий фон из разных ярких лент разной ширины.Можно сделать на фоне мешковины аппликацию из маленьких красных сердечек и мелкие стразы. Если делать в виде венка,то можно навязать цветных ленточек так,чтобы оставались длинные свободные концы.Можно контур обработать рюшем из ленты или кружева.
Гладкая мышечная ткань или гладкая мускулатура у человека находится во внутренних органах, а также образует стенки кровеносных сосудов, дыхательных путей, желудка, кишечника, выделительных и половых органов. Существуют беспозвоночные, у которых гладкая мускулатура образует всю мускулатуру тела. Это сократительная ткань, которая не имеет поперечной исчерченности в отличии от поперечно-полосатой мышечной ткани. Для гладкой мышечной ткани характерно то, что в её клетках клеточных органоидов меньше, чем в поперечнополосатой мускулатуре, и располагаются они главным образом на полюсах ядра в цитоплазме, лишенной сократительных элементов. Для гладкой мускулатуры характерно медленное сокращение, а также способность длительное время находиться в сокращенном состоянии, не подвергаясь утомлению. При этом затрачивается относительно малое количество энергии. Чувствительная иннервация гладкой мускулатуры осуществляется отростками клеток спинальных ганглиев, а сократительная – отростками клеток вегетативной нервной системы. При этом специализированное нервное окончание имеет не каждая клетка гладкой мускулатуры.
Раз речь в вопросе идёт о ткани с густым, а тем более большим начёсом, то сразу же становится очевидным, что эта ткань прежде всего предназначена для теплоты.
В мире существует много видов ткани, которые подходят по этим параметрам, так к ним относятся ( название, состоит из 5 букв :
1 Футер ( правда он бывает и без начёса ). Эта ткань не только тёплая, но и приятная на вид, поэтому из неё шьют свитера, кофты, теплые платья, костюмы для зимних видов спорта, городскую одежду.
2 Байка и сразу же вспоминается тёплое бельё, а также из неё шьют домашнюю одежду, халаты, пижамы, одежду для прогулок зимой: свитера, кофты, пальто, шарфы, одеяла, пледы, байковые детские одеяла, детская одежда, как для дома, так и для походов на улицу и спортивная одежда.
3 Велюр, вернее драп – велюр, у него начёс находится снаружи. Это материал чаще всего используют в качестве обивки мягкой мебели. Некоторые из её нарядности шьют пальто, детские куртки, шторы, накидки, головные уборы, юбки, театральные занавесы, декоративную и домашнюю обувь, обивку сидений автомобилей и т. д.
4 Ватин – вот у него точно большой ворс, а используют чаще всего для подкладок под теплую одежду и для утепления детских зимних вещей.
Как видите, выбор ест, а вам лишь нужно подходящее название подставить в кроссворд.
По-настоящему роскошные ткани появились достаточно поздно. На протяжении многих тысячелетий они отличались только качеством выделки
История ткани начинается примерно там же где и история человеческой цивилизации. В тот самый момент, когда первобытный человек снял с себя шкуры и листья, решив заменить их чем-то более удобным и подходящим. Однако в данной сфере прогресс двигался достаточно медленно, настолько, что большая часть современных тканей была изобретена в последние 500 лет, а техника ткачества Древнего Египта весьма мало отличается от техники 10-го века.
Конечно же в распоряжении обитателей темных веков были исключительно волокна естественного происхождения, которые причем большую часть таковых составляли шерсть и лен, которые массово производились практически во всех частях света. По этой причине ткани из них были самыми доступными широким слоям населения любой средневековой страны как на Западе, так и на Востоке. Еще со времен античности в Европе так же были известны шелк и хлопок. Однако привычная нам хлопчатобумажная ткань долгое время не находила отклика в Европейских странах, ибо не обладала никакими особыми качествами, а из-за длительной транспортировки ее стоимость многократно возрастала. В противовес ей шелк, чье производство веками тщательно охранялось в Китае еще со времен античности пользовался невероятной популярностью. До раскрытия секрета и налаживания его производства в Венеции в XIII веке, шелк заслуженно считался одной из самых дорогостоящих вещей в Европейских государствах и ни шел ни в какое сравнение с золотом или серебром. Более того, примерно до 6-8 века европейские страны почти не знали чистого шелка: он поставлялся в Европу “разбавленным” в виде полушелковых тканей, в которые так же добавлялись лен или хлопок. Но даже в таком формате спрос на него был колоссальный. Читайте также: 8 способов сделать карьеру в средневековье
Образец египетской ткани XII в. После X века возникает техника “гобеленов”, которая позволяет создавать узор на ткани во время самого ткацкого процесса. Прежде все изображения на ткани были результатом вышивки.
Однако шелковые одежды себе могли позволить единицы и долгое время шелк оставлялся атрибутом королей и духовенства. Все остальные (включая высшую знать) были вынуждены использовать вышеупомянутые шерсть и лен. Цена и качество таких тканей обычно зависела от производителя. Крестьянство и простые горожане зачастую были вынуждены использовать для одежд грубую домотканую ткань, которая при самом неудачном раскладе могла напоминать современную мешковину. Конечно же говорить о каком-либо комфорте не приходилось. Ткацкие станки в ту эпоху были весьма примитивны и потому умение хорошо прясть и ткать считалось редким и крайне ценным талантом. Это отражено в множестве европейских сказок, когда благодаря своему умелому навыку ткачества девушке удается выйти замуж за знатного господина или даже короля. Хорошая ткань должна была быть тонкой, но при этом плотной, мягкой, без грубых узлов или спущенных петель которые образовывали дырки. Таким образом, между тканями крестьянства и тканями знати была целая пропасть, не смотря на производство из одного и того же сырья. Хотя последнее тоже не стояло на месте и с развитием животноводства были определены наиболее подходящие для ткачества породы или изобретены новые способы обработки льна. Читайте также: История любви святой Елены и Констанция, императора Римского
Образец роскошной византийской ткани на шелковой основе, XI в. Много веков восток будет задавать тон в вопросах ткачества для всего цивилизованного мира.
К слову Европа существенно отставала от Азии не только в видах сырья, но и производства. Не смотря на то, что такие ткани как аксамит (разновидность парчи), бархат и тафта были изобретены до 10-го века, долгое время они были практически недоступны на Европейском рынке из-за высокой стоимости и наравне с шелком являлись атрибутами королей и Церкви. Прогресс в ткачестве наметился только к 12-13 векам в Италии, где за 150 лет появилось сразу несколько крупных мануфактур по производству шелка, а так же роскошных видов тканей из него. Статья от 17.02.2018
Еще больше интересного о средних веках в нашей группе: В шаге от трона
Если вам понравилась статья и вы хотите узнать больше о красителях средневековья, ставьте лайк и подписывайтесь на
канал.
- Литнет
- Литературные блоги
- Из чего шили одежду в эпоху Средневековья
Осмелилась и я пополнить копилку «матчасти» для авторов фэнтези. Благо за долгие и бесцельно прожитые годы занятия исторической реконструкцией хомяковые запасы скопились значительные. Ну, а начать делиться информацией я решила с того, что интересует всех женщин вне зависимости от века. Тем более что источников для изучения этого вопроса – кот наплакал. Да и те, в основном, иноземные. Так что, надеюсь, пригодится. Итак, о тряпках…
Оглавление статьи:
- Шерстяные ткани
- Льняные ткани
- Шелковые ткани
- Нестандартные ткани
Если верить небезызвестной интернет-энциклопедии, из тканей растительного происхождения в средневековой Европе наиболее распространены были лен, пенька, рами и хлопок.
Пеньку получали из волокон стеблей конопли, добывая путём долгого (до нескольких месяцев) отмачивания конопляной массы в проточной воде. Но ткань из нее выходила грубой, «дерюжной». И шла она только на очень дешевую верхнюю одежду. Иногда ее использовали и для изготовления не менее дешевых доспехов (пеньковая веревка нашивалась на холстинную основу). И выделывать коноплю так, чтобы из нее можно было шить рубашки, научились только в 16-17 вв.
Рами – это ткань, произведенная из растения, называемого «китайская крапива». Оно действительно относится к семейству крапивных. Завезли его в Европу из Азии. Полотно рами очень прочное. Его использовали при изготовлении парусов. Блеск волокна рами напоминает шёлк, оно легко поддаётся окрашиванию без потери шелковистости, поэтому позднее (в начале 20 в.) из крапивы стали делать элитные материи. Правда, назвать эту ткань «распространенной» было бы некоторым преувеличением. Завезли рами в Европу только при Елизавете I. И стоило такое полотно довольно дорого.
Хлопок европейцам, несомненно, был известен. Но вот как он изготавливается, они понятия не имели. Из книги «Приключения Сэра Джона Мандевиля» (около 1360 г.): «Там (в Индии) растёт удивительное дерево, из ветвей которого рождаются маленькие овечки. Эти ветви такие гибкие, что они склоняются вниз, давая возможность овечкам питаться, когда они голодны».
Конечно, сама книга носит развлекательный, а не научный характер. Но это верование закрепилось во многих европейских языках – в слове, обозначающем «хлопок». Например, в немецком «baumwolle», которое дословно переводится как «древесная шерсть».
По дошедшим до нашего времени сведениям, хлопок был доступен в качестве волокна – хлопка-сырца. В основном его применяли для изготовления фитилей в свечах высокого качества и иногда для набивки. Но он практически не использовался для производства одежды, кроме как в смешанных тканях, например, фастиане (см. ниже). Термином «хлопок» обычно обозначали шерстяную ткань с начесанным, но не подрезанным ворсом. К примеру, хлопковый рассет (coton russet).
Так что, интернет-энциклопедиям верить не стоит.
Основным же материалом для изготовления одежды была шерсть.
Виды шерстяных материалов
Все шерстяные ткани, производимые в средневековье, можно разделить на три группы:
- Сукно (wool) – это тканный материал. Но после изготовления полотна ворс дополнительно сваливали так, что сбитая поверхность полностью закрывала переплетение нитей.
- Камвольные ткани (worsted) – тканные материалы.
- Фетр (felt) – валянная ткань.
Самым дорогим считалось сукно. Его изготавливали на специальных сукновальных мельницах из мягкой шерсти, легко поддающейся сваливанию. На производство этого материала шла шерсть тонкорунных овец. Именно поэтому основным импортером такой ткани была (и остается) Англия.
Процесс производства был трудоемким и многоступенчатым. Сукно вручную чесали, поднимая ворс, подстригали и затем завяливали поверхность. И только потом красили. Именно поэтому стоимость такой ткани была очень высока.
Ворстед (камвольные ткани) производились по более простой технологии. Ткали материал из шерсти с толстым длинным волокном, которую тщательно чесали. Но, не смотря на выделку, в нитях часто попадался остевой волос. Такие ткани были достаточно грубыми и ощутимо кололись.
Существовали дорогие и дешевые сорта ворстеда. Перед тем как ткать, пряжу красили. Поэтому полотно могло иметь разноцветные уток и основу (продольные и поперечные нити).
Ткали шерстяные материалы по-разному. Они могли иметь полотняное (tabby) переплетение, когда уток (горизонтальная нить) проходила попеременно над и под основой (вертикальной нитью). Или саржевое переплетение (twill), при котором 3 вертикальные нитки, пропускали над и под горизонтальными нитями не через одну, а, например, через две (две сверху и две снизу — 2/2). Данная технология позволяет плести узорчатую ткань, к тому же такое плетение эластично при натяжении по косой.
Финиширование — выделка (чесание, валяние, подстригание) помогало производить роскошные мягкие ткани с валяным и подрезанным ворсом, который делал ткань пушистой на вид, скрывая плетение. Но многие, особенно дешевые, материалы не имели валяной поверхности.
Ассортимент шерстяных полотен был очень широким. Ткани различались плетением, качеством выделки, способом окраски и т.д.
Бродклос (broadcloth) – эта ткань являлась основой английского экспорта. Имела простое полотняное переплетение. Сильно заваляная поверхность и ворсование придавали ей вид тонкого войлока, делая ее теплой и водонепроницаемой. Обычно этот материал красился после изготовления. Качество и цена сильно различались. Некрашеная ткань стоила 1 шиллинг 4 пенса за ярд, в то время как окрашенная кермесом в малиновый цвет стоила уже 13 шиллингов 4 пенса за ярд. Для низших сословий она была недоступна.
Сорта бродклоса различались по типу, качеству выделки и цвету. В алый окрашивали только ткань лучшей выделки и она была самой дорогой. Такой сорт так и назывался – «алый бродклос». Кроме него существовали еще:
- планкет – дешевая голубая или серая ткань;
- мастердевиллес – дешевая серая ткань хорошего или среднего качества;
- бланкет – дешевая некрашеная ткань.
Ворстед (worsted) – камвольная ткань. Название «ворстед» было общим для саржевых полотен с видимым переплетением. Такие ткани раличались по качеству. Но был и отдельный вид материалов, носящих тоже название. Существуют упоминания, что из легкого ворстеда высокого качества шили дублеты.
Керси (kersey) – грубая шерстяная материя. Довольно тяжелая ткань среднего качества. Имела саржевое переплетение. Ее производили на юге Англии – отсюда и название. Часто упоминается, что ее использовали для изготовления шосс (нижних мужских брюк, «колготок»).
Рассет (russet) – грубая красновато-коричневая или серая ткань домашнего производства. Дешевый материал, обычно серого или коричневого цветов.
Фриз (friese) – грубая ворсистая шерстяная ткань. Полотно имело саржевое плетение. Доступнее всего был материал производства валлийских мануфактур. Нередко фриз продавался неокрашенным. Использовался для подкладок или пошива дешевой одежды.
Кендал (kendal) – грубая ткань обычно зеленого цвета. Производилась на северо-западе Англии, изначально в местечке Кендал. Чаще всего использовалась для изготовления головных уборов и верхней одежды.
Рэй (ray) – полосатая ткань, для изготовления которой брались нити разных цветов. Часто использовалась для пошива ливрей слуг. Рэй утратила популярность в течение всего 1 века, т.к. полосатые ткани в Европе стали «персоной нон грата». Ей на замену пришел бродклос высокого качества.
Виды льняных материалов
Льняные ткани были вторым по популярности материалом, из которого шили одежду в средневековье. Эти полотна обычно имели полотняное переплетение, часто отбеливались и качество выделки у них тоже было разным.
В основном такие материалы шли на пошив нижнего белья. Лен нечасто использовался для отделки верхней одежды и редко красился, так как его волокна плохо удерживают натуральные пигменты. Хотя в качестве подкладки для дорогой и хорошей одежды зачастую использовался черный лен.
Самые лучшие сорта льна импортировались из Фландрии, Германии и Франции. Хотя в Англии и Ирландии тоже была развита льняная промышленность.
Холст (canvas) – грубый тяжелый лен или конопляная ткань, часто неокрашенная. Применялась для хозяйственных нужд.
Бакрам или бакерам (buckram) – жесткий материал, использовавшийся для подкладки, например, дублетов или гоунов.
Лен (linen) – общее название для льняного полотна среднего качества.
Полотно (holland) – простой лен высочайшего качества. Иногда полотно стоило очень дорого. Из самого названия несложно понять, что основным производителем такой ткани была Голландия.
Парижская ткань и узорчатое полотно (paris and diaper) – великолепный материал c повторяющимся рисунком. Узорчатый диапер называли «льняным дамаском». В английском завещании от 1438 года фигурирует «скатерть из диапера, длинной в 10 ярдов». Такие вещи передавали по наследству.
Виды шелковых материалов
Так любимый авторами фэнтези шелк был невероятно дорогим. Его изначально привозили с Ближнего Востока и Западного Средиземноморья. Но уже в 15 в. материал начали производить в Лионе (Франция). Причём пищей для гусениц шелкопряда служил местный тутовник. И шелк стал более доступным. Например, люди, принадлежащие к среднему классу, могли использовать его для изготовления пояса к женскому гоуну или для воротника на дублете. В обоих случаях это была маленькая, но наглядная демонстрация богатства.
В случае с воротом дублета эффект заключался в том, что создавалась иллюзия, будто и весь наряд сделан из шелка, поскольку он был скрыт под верхней одеждой.
Такой же фокус проделывали и с пристегивающимися (точнее, привязывающимися) рукавами. Практика замены дорогой ткани на более дешевый материал в тех местах, где шелк перестает быть видимым, широко известна.
В законе «О Роскоши» Эдуарда IV и в его же заметках об одежде для сервантов и вассалов прослеживалась четкая иерархия и соответствие того или иного типа ткани статусу. Рыцари носили одежды из бархата и узорчатого шелка (дамаска), сквайры – из сатина, а их пажи – из шерсти. Естественно, не ежедневно. Но именно в таких нарядах они должны были появляться на «официальных» мероприятиях.
Сарсенет (sarcenet) – легкая шелковая ткань полотняного переплетения. Широко использовалась для подкладок.
Сатин или атлас (satin) – шелковая ткань с характерной переливающейся поверхностью. Такой блеск получался из-за особенности плетения нитей. Именно сатин наиболее часто использовался средним классом для отделки верхней одежды.
Дамаск (damask) – шелковая узорчатая ткань, часто с раппортом «гранатовый цвет». Дорогая, но как ни странно, самая дешевая из «люксовых» шелков. На миниатюрах нередко можно увидеть пристегивающиеся к киртлу (верхнему платью) рукава, изготовленные именно из дамаска.
Бархат (velvet) – сложная в изготовлении и очень дорогая ткань. При производстве бархата в основу по особой технологии вплетались дополнительные нити, которые затем подрезались для создания ворсистой поверхности.
Редкие и дорогие материалы
Фастиан (fustian) – обычно смесовая ткань с основой из льна и утком из хлопка. Тяжелый материал, чесанный или подрезанный так, чтобы образовалась «войлочная» поверхность. Фастиан обычно был белым (отбеленным) или окрашенным дешевой черной краской. Использовался для «льняных» доспехов (арминг-дублетов, жаков), а иногда для дублетов и даже гоунов (верхняя одежда). Однако этот материал был запрещен для низших сословий законом «О Роскоши» от 1463 года. Но позже он стал гораздо более доступным и завоевал большую популярность.
Дамаст (дама, камка, камчатка) — ткань (обычно шёлковая), одно- или двухлицевая с рисунком (как правило, цветочным), образованным блестящим атласным переплетением нитей, на матовом фоне полотняного переплетения. Начиная с 12 в. ткань привозилась в Европу с Востока. Позже, примерно с 16 в., её стали производить в Европе.
Тафта – разновидность глянцевой плотной тонкой ткани полотняного переплетения из туго скрученных нитей шёлка. Само слово «тафта» персидского происхождения и означает «сотканное». Для тафты характерны жёсткость, плотность и ломкость складок. Известна в Европе с середины 12 в. И вплоть до 15-16 вв. использовалась исключительно для пошива церковной атрибутики, например, покровов на алтари. Импортировалась из Византии и Востока.