Картины из цикла модный брак
«Модный брак» (англ. Marriage à-la-mode) — цикл из шести картин Уильяма Хогарта, созданный в 1743—45 годах. В этом цикле Хогарт высмеивает высшее общество.
История создания
Сатирическая серия «Модный брак» стала первой в Англии, высмеивающей нравы высшего общества. В ней отображена история женитьбы и дальнейшей супружеской жизни сына обедневшего аристократа и дочери богатого торговца. Во всех шести картинах чётко проработаны фигуры персонажей и тщательно продуман интерьер. В те времена модные браки были очень распространены среди беднеющих аристократов, которые стремились сблизится с богатыми буржуа, это и послужило вдохновением для Хогарта.
В этой серии художник высмеивает ситуацию, в которой оказались люди из-за безнравственности общества, поэтому герои картин вызывают у зрителя скорее жалость, чем насмешку. На основе серии Хогарт в дальнейшем создал серию гравюр.
По-настоящему серия была оценена лишь в XX веке. Сейчас все шесть картин из цикла находятся в Национальной галерее Лондона.
Модный брак. Брачный контракт
“Брачный контракт” повествует о начале типичной для того времени истории. Граф по фамилии Сквандер (“мот”) решил женить своего молодого сына на дочери преуспевающего городского торговца. Действие происходит в одной из комнат дворца графа.
Богато одетый пожилой граф (крайний справа) гордо восседает на диване, демонстрируя лист со своим генеалогическим древом. Тут же видны и принадлежащие ему костыли, без которых он уже тоже не может обойтись из-за развившейся подагры. Склонность к расточительству (помимо говорящей фамилии графа) и тут имеет наглядное подтверждение: сквозь окно видно здание нового еще недостроенного дворца.
Торговец, весьма скромно одетый, держит в руках текст брачного контракта в то время, как его дочь, сидящая позади него, внимательно слушает молодого адвоката по фамилии Сильвертан (“сладкоречие”). Сын графа, Виконт, тем временем любуется своим лицом, изучая его прелести при помощи зеркала. Две собачки, объединенные одной цепью (нижний левый угол), возможно, символизируют брачный союз.
Отдельные детали, особенно картины, висящие на стене, являются дополнительными комментариями к произведению. Так, большой портрет, выполненный во французской манере, висящий на стене рядом с окном, сильно контрастирует с находящейся на соседней стене головой Медузы, выражающей ужас. Очевидно, что ничего не предвещает этому браку счастья.
“Вскоре после свадьбы”
Из картины “Вскоре после свадьбы” ясно видно, что брак молодого аристократа и дочки торговца даёт первую трещину. Молодые люди быстро поняли, что они очень и очень разные люди, и поэтому стараются проводить свободное время порознь.
Утомленная жена, которая, похоже, провела предыдущий вечер за партией в карты, завтракает в ставшем общим для неё с мужем новом дорогом доме: пьёт кофе, как знатная дама, но при этом вульгарно потягивается. Повсюду заметен беспорядок. Виконт, уставший и измотанный, сидит на стуле: он только недавно вернулся домой после ночного кутежа. Всю ночь его не было дома, возможно, молодой аристократ пропадал в борделе. Наглядное доказательство этому — дамский чепчик, который вытаскивает у него из кармана собачка.
Посетивший семейную чету дворецкий (слева) медленно удаляется, унося деловые бумаги, и, глядя на окружающий беспорядок, в отчаянии возносит вверх правую руку.
Декорации комнаты и здесь являются символами. Картина, размещенная над камином, — это Купидон над руинами, общим беспорядком в доме, семье. Стоящий на камине бюст со сломанным носом символизирует импотенцию, возможные нежелательные последствия супружеской неверности молодого аристократа.
Модный брак. Визит к шарлатану
Действие “Визита к шарлатану” происходит в комнате так называемого доктора, которого зовут месье де ла Пилюль. Виконт сидит на стуле, а справа от него — его любовница, возможно, содержанка, совсем ещё девочка; слева от него, возможно, мать девочки.
Очевидно, что это не визит вежливости. Более того, это не первое посещение месье де ла Пилюля. Виконт болеет венерическим заболеванием. Об этом свидетельствует чёрное пятно на его шее (символ венерического заболевания для художника). В то время единственным средством излечения от подобного считалось принятие ртутных пилюль, что и посоветовал ему принимать “доктор”.
Похоже, что пилюли не подействовали, поэтому все требуют от доктора найти альтернативный способ излечения. Виконт держит в руке коробочку с бесполезными пилюлями, желая их вернуть и обменять на что-то действительно стоящее или получить назад свои деньги. Ещё одна коробочка — на стуле Виконта, и ещё одна — в руке девочки-проститутки.
В качестве способа убеждения посетители используют не только слова: в левой руке Виконта увесистая трость, угрожающе приподнятая; женщина, предполагаемая мать девочки, сжимает в руках нож…
Модный брак. Будуар графини
После смерти престарелого графа жена его сына становится графиней, о чём свидетельствует корона над кроватью и туалетным столиком в комнате новоявленной аристократки. Она также стала матерью, и у её ребенка, лежащего в люльке, режутся первые зубки.
Адвокат Сильвертан (“Сладкоречие”, говорящая фамилия), сидящий справа от знатной дамы, уговаривает её принять участие в предстоящем маскараде, именно на изображение маскарадного шествия он и указывает. Граф на картине отсутствует вовсе. Возможно, между адвокатом и графиней завязался настоящий роман.
Остальные гости, расположившиеся в стороне (слева вдоль стены), с интересом слушают оперного певца, возможно, кастрата, которому аккомпанирует флейтист.
Африканский паж (справа) распаковывает коллекцию редких вещей, купленных на аукционе, включая статую древнегреческого мифологического героя Актеона.
Картину “свободной любви”, начинающей царить в новой семье аристократов, дополняют некоторые из картин, висящих на стенах в комнате графини: “Лот с дочерьми” и “Юпитер и Ио” Антонио Корреджо (центральная стена) и портрет адвоката и “Похищение Ганимеда” Микеланджело (стена слева).
Модный брак. Дуэль и смерть графа
Эпизод происходит в багнио. Первоначально под словом “багнио” в Англии подразумевались кофейни, где также можно было посетить турецкие бани, но к 1740-м гг. значение слова изменилось: теперь так стали называть дома с множеством комнат, любую из которых без лишних вопросов мог снять каждый желающий на любой срок (например, на ночь).
Графиня и адвокат после шумного бала-маскарада изрядно подустали и решили снять в таком багнио себе комнату, где графиня изменила своему мужу. Виконт тем временем, ещё прежде заподозрив неладное, проследил за влюбленными голубками и застал их во время постельной сцены. Отношения решили выяснять тут же при помощи дуэли на шпагах, в результате которой муж графини получил смертельную рану.
На картине запечатлен момент, когда графиня просит прощения у умирающего мужа. Второй дуэлянт успешно ретировался через окно. Встревоженные шумом в комнату входят хозяин багнио и сторож.
Картину всеобщей горечи и разврата дополняют висящие на стене картины — “Суд Соломона” и портрет куртизанки.
Действие происходит в доме отца графини, городского торговца. Девушка приняла яд, узнав о смерти своего любовника-адвоката, который был повешен за убийство графа, её мужа. Об этом она узнала из листовки, лежащей у её ног.
Дитя-калека обнимает тело своей бездыханной матери, а отец графини снимает с её руки кольцо, поскольку по законам Англии того времени имущество самоубийцы конфисковывалось. В центре картины аптекарь обвиняет слугу в том, что он по просьбе графини достал яд, и просит его во всём признаться.
Сквозь окно виднеется Старый лондонский мост. За всей этой суматохой никому нет дела ни до вида из окна, ни до того, что делается на столе. Собака городского торговца, отца графини, не теряет времени даром: она взгромоздилась на стул и поедает жареную курицу.
Простоватые картины голландских мастеров на стенах дома при этом иллюстрируют не только вкусы хозяина дома. Это — иллюстрация обыденности, типичности и вместе с тем жизненности и актуальности семейной трагедии, представшей перед нами в серии “Модный брак”, не подвластной ни времени, ни пространству.
« Модный брак» (англ. Marriage à-la-mode) — цикл из шести картин Уильяма Хогарта, созданный в 1743—1745 годах. В этом цикле Хогарт высмеивает высшее общество.
Сатирическая серия «Модный брак» стала первой в Англии, высмеивающей нравы высшего общества. В ней отображена история женитьбы и дальнейшей супружеской жизни сына обедневшего аристократа и дочери богатого торговца. Во всех шести картинах чётко проработаны фигуры персонажей и тщательно продуман интерьер. В те времена модные браки были очень распространены среди беднеющих аристократов, которые стремились сблизиться с богатыми буржуа, это и послужило вдохновением для Хогарта. В этой серии художник высмеивает ситуацию, в которой оказались люди из-за безнравственности общества, поэтому герои картин вызывают у зрителя скорее жалость, чем насмешку. На основе серии Хогарт в дальнейшем создал серию гравюр.
По-настоящему серия была оценена лишь в XX веке. Сейчас все шесть картин из цикла находятся в Национальной галерее Лондона.
Брачный контракт. 1743—45
«Брачный контракт» — первый эпизод цикла, в котором показано подписание брачного контракта. Примечательно, что супруги не смотрят друг на друга: жених любуется своим отражением в зеркале, а невеста заигрывает с другим молодым человеком, адвокатом по имени Сильвертанг. Отец жениха граф Сквандер держит в руках свиток с изображением генеалогического древа, а отец невесты — брачный контракт. Отцы супругов больше заинтересованы в браке детей, чем они сами. Благодаря браку семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты купит себе связи в высшем обществе.
На картине присутствуют несколько символов. Это собаки, скованные одной цепью и символизирующие описанный брак и картины на стенах («Давид и Голиаф», «Мученичество св. Лаврентия», «Убиение Авеля», «Св. Себастьян», «Юдифь и Олоферн»), пророчащие печальный конец этого предприятия.
Вскоре после свадьбы. 1743—45
“Вскоре после свадьбы” – второй эпизод описывает утро из жизни супружеской пары. Часы на стене показывают 1:20. Супруга энергична и радостна, из чего можно заключить, что она только встала, а супруг, судя по костюму и шляпе всю ночь провёл вне дома. Из его кармана торчит дамский чепчик, которым заинтересовалась собачка, но он его даже не замечает. У ног мужа лежит сломанная шпага. Возможно, это намёк на его импотенцию. Из комнаты выходит управляющий имением, держащий в руках неоплаченные счета и лишь один оплаченный. Беспорядок в комнате свидетельствует о празднестве, которое проводилось недавно. На стене висит картина, изображающая амура среди развалин. Амур играет на волынке, но у него нет стрел. Всё это символизирует неудачный брак.
Графиня провела вечер за игрой в карты. У её ног лежит книга Эдмонда Хойла (Edmond Hoyle) о висте, а чуть дальше разбросана колода карт. В отличие от мужа она бодра и довольно потягивается. Сидит она в неженственной позе с широко раздвинутыми ногами. На юбке графини виднеется большое влажное пятно. Полузакрытыми глазами она смотрит вправо и как будто с помощью карманного зеркальца даёт сигнал кому-то, находящемуся за пределами картины.
На стене в дальней комнате висят три портрета апостолов и одна картина, вероятно, настолько неприличная, что её закрыли зелёной занавеской, из-за которой видна лишь обнажённая ступня.
Визит к шарлатану. 1743—45
“Визит к шарлатану” – Действие третьего эпизода происходит в комнате доктора-шарлатана по имени де ла Пилюль. Доктора посетил виконт вместе с любовницей, стоящей справа от него, которая ещё очень молода, и её матерью. Судя по чёрному пятну на шее, виконт болен венерической болезнью. Доктор посоветовал виконту принять ртутные пилюли, считавшиеся в то время способом излечения от венерической болезни. Видимо, пилюли не подействовали, и поэтому все присутствующие требуют от доктора другого способа лечения.
Коробочки с пилюлями держат в руках доктор и девочка, ещё одна коробочка есть на стуле виконта[9]. Виконт угрожающе приподнял трость, а предполагаемая мать девочки держит в руках нож.
Будуар графини. 1743—45
«Будуар графини» описывает утренний туалет графини, во время которого она принимает гостей и кокетничает со своим любовником — тем самым Сильвертангом, с которым она заигрывала на первой картине. То, как вольготно адвокат расположился на софе, говорит о его особом положении среди гостей. Он показывает графине приглашение на бал-маскарад. За спиной леди Сквандер стоит парикмахер, проверяющей температуру щипцов для завивки на листе бумаги. Слева от графини сидит её подруга, увлечённая оперным певцом. Оперный певец поёт под аккомпанемент флейты. Их слушают двое джентльменов, один из них ещё не вышел из состояния сонливости и подносит к губам чашку с горячим шоколадом, а другой делает вид, будто слушает певца и пытается дирижировать. За ними сидит тучный джентльмен, похрапывающий открытым ртом. Он не выдержал скуки, царящей на этом приёме. Судя по стеку, который он держит в руках, это сельский сквайр.
Со времени свадьбы прошло некоторое время, художник подчёркивает это с помощью двух деталей. Зеркало на столике и кровать увенчаны короной, а это значит, что отец мужа умер, и сам муж стал графом. На спинке стула графини висит красная лента с коралловой соской, намекающая, что графиня стала матерью. Возможно, няня уже приносила ребёнка для утреннего поцелуя и забыла соску.
Графиня, будучи дочерью торговца, ставшей аристократкой, пытается копировать ритуал «утреннего выхода короля» (фр. lever du roi), практиковавшийся при французском дворе. Он состоял из «малого выхода» (petit lever), когда высшие чиновники сообщали королю последние новости, и «большого выхода» (grand lever) — более открытого приёма, на котором король пил шоколад, его одевали и надевали на него парик. На картине показано, как леди Сквандер устраивает некое подобие «большого выхода». На ней утреннее платье, а на коленях часы, показывающие два часа дня. Когда парикмахер закончит свою работу, графиня, вероятно, наденет выходное платье и отправится наносить визиты. Об этом свидетельствует множество приглашений, валяющихся под стулом одного из музыкантов. Некоторые приглашения написаны на рубашке игральных карт. Тем самым художник показывает, что карточные игры были обычным времяпрепровождением в окружении графини.
Вероятно, что полный певец, изображённый в левом нижнем углу картины, — кастрат. Он одет в чрезмерно пышный костюм, в ухе — серьга, на все пальцы надеты кольца, шпилька галстука украшена бриллиантом, а пряжки на штанах и туфлях также инкрустированы бриллиантами. Худой флейтист комично контрастирует с толстым певцом, чей шёлковый жилет едва сдерживает его обрюзгшее тело.
На полу недалеко от графини лежат вещицы, купленные ей на аукционе. С них ещё не успели снять номерки. Слуга-негритёнок в индийском тюрбане показывает на фигурку с оленьими рогами — символ обманутого мужа. Эта статуэтка изображает Актеона, которого Артемида превратила в оленя за то, что он увидел её обнажённой во время купания. После этого Актеон был разорван собственными собаками. В корзинке рядом со статуэткой лежит поднос, на котором видны совокупляющиеся Леда и лебедь. Этот эротический сюжет выбран Хогартом неслучайно. Он намекает на запретные удовольствия и неверность в браке, ведь и Леда, и Зевс, превратившийся в лебедя, изменяли своим супругам.
У ног адвоката художник поместил книгу, на которой можно увидеть название «Le Sopha». Это скандальный роман «Софа» французского писателя Клода Кребийона, написанный в начале 1740-х гг. и вскоре переведённый на английский язык. В нём рассказывается о человеке, наказанном Брахмой и ставшего софой в следующей жизни. Так главный герой стал свидетелем любовных связей, происходивших скорее не из страсти, а от скуки. Книга была написана изящным языком, позволявшим разгуляться воображению, что быстро сделало её популярной.
Картина содержит много намёков на надвигающуюся беду.
Дуэль и смерть графа. 1743—45
“Дуэль и смерть графа” – действие пятого эпизода разворачивается в Багнио (дом, где можно снять комнату). Судя по костюмам и маскам, лежащим на полу, графиня и адвокат вернулись с маскарада и сняли эту комнату, где и произошла измена мужу. Граф, следивший за ними, вторгся в комнату и застал их.
Было решено выяснить всё с помощью дуэли на шпагах. Во время дуэли граф получил смертельное ранение. Его соперник убежал в окно, в комнату вбежали хозяин багнио и охранник. В этот момент графиня стоит на коленях и просит у мужа прощения. На стене висят картины «Суд Соломона» и портрет куртизанки.
Смерть графини. 1743—45
“Смерть графини” – последний эпизод описывает смерть графини. Прочитав в газете, валяющейся у её ног, что Сильвертанг казнён, графиня принимает смертельный яд. К ней подносят дочку для прощания. На лице дочки чёрное пятнышко от супа — признак сифилиса, доставшегося ей от отца, кроме того она хромает на одну ногу. Так художник подчёркивает, что потомство этой семьи вряд ли выживет. Так как у супругов нет детей мужского пола, титул потерян. Отец графини снимает с её руки обручальное кольцо, немного в стороне доктор разговаривает со слугой и обвиняет его в приобретении яда. На стенах висят картины фламандских художников, описывающие жизнь низших классов. Собака тянется к пище на столе.
Цикл картин Уильяма Хогарта “Модный брак” очень интересно рассматривать. С одной стороны. Там великое множество говорящих деталей. С другой стороны… я не очень люблю это делать – уж очень это местами неприятно и печально.
Начинается история с того, что заключается брак между сынком разорившегося графа и девушкой из богатой семьи. Ничего личного, как говорится – брак по расчёту.
“Брачный контракт”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон)
Разряженный жених даже не смотрит на невесту (впрочем, как и она на него), любуется собой в зеркале и демонстрирует нам огромную мушку на шее. Как пишут искусствоведы, мушка (заметим, на английском этот аксессуар без всякого кокетства именовали “чёрным пластырем”), которую мы видим на всех изображениях этого персонажа, видимо, прикрывает след либо от сифилиса, либо от золотухи. Перед нами молодой, но уже успевший вкусить жизни тип. Помимо этой мушки, на подбородке ещё одна, а брови явно подведены. Так что, возможно, маленькая мушка всё-таки красоты ради. Или прикрывает мелкий дефект.
“Брачный контракт”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон). Деталь.
На второй картине муженёк явился домой, уставший и растрёпанный.
“Вскоре после свадьбы”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон).
А на шее…
“Вскоре после свадьбы”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон). Деталь.
На третьей он отправляется к врачу. Ну как к врачу… К шарлатану-знахарю.
“Визит к шарлатану”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон).
Наш герой прихорошился – типичный щёголь той поры.
“Визит к шарлатану”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон). Деталь.
И протягивает таблетки с ртутью, которыми пробовал вылечить сифилис. Не помогли! Так что он требует вернуть деньги. Женщина, которая и сама разукрашена мушками, либо помощница аптекаря, либо… женщина пониженной социальной ответственности.
“Визит к шарлатану”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон). Деталь.
Его жена тем временем принимает у себя во время утреннего туалета “избранное общество”.
“Будуар графини”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон).
Особенно хороши два типчика, один – с папильотками на голове (есть версия, что это сам супруг), другой – с веером и с мушкой на нижней губе. Наверняка герпес!
“Будуар графини”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон). Деталь.
Семейка эта плохо кончила. Муж погиб на дуэли-экспромте с любовником жены (видите, негодяй вылезает в окно?).
“Смерть графа”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон).
Впрочем, любовника повесили. А жена, вернее, уже вдова, узнав о казни, покончила с собой…
“Смерть графини”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон).
Вот к её уже бездыханному телу поднесли попрощаться дочку. С таким образом жизни, как у папеньки и маменьки, дитя тоже нездорово: тонкие рахитичные ножки выравнивают и поддерживают с помощью специального приспособления, а на щеке… Всё та же мушка. Спасибо тебе, папенька, за сифилис.
“Смерть графини”, Уильям Хогарт, 1743-45. Из коллекции Национальной галереи (Лондон). Деталь.
Мораль? Видимо, что надо вести здоровый образ жизни…
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И… чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!