Кино модное российское про есенина
Сергей Есенин — поэт, труды которого не будут забыты. Книги с его стихами и на сегодняшний день интересны и актуальны, композиторы не устают сочинять песни по текстам известного поэта, а художники с удовольствием рисуют знакомые черты кудрявого светловолосового кумира.
Судьба этого неоднозначного и непредсказуемого поэта всегда вызывала интерес публики. И конечно, режиссерские взоры не могли пройти мимо этой яркой личности.
Поклонникам творчества Есенина в настоящее время доступны как художественные, так и документальные картины о любимом поэте. Представляем вам все художественные и документальные фильмы про Сергея Есенина — полный список.
Художественные фильмы
Айседора (1968)
В роли Сергея Есенина: Звонимир Чрнко
История трагической и яркой жизни одной из величайших танцовщиц ХХ века Айседоры Дункан.
Она очаровывала своими танцами искушенную публику и разбивала сердца великих. Её талантом и умом восхищались Пикассо, Роден, Анна Павлова, Станиславский, Кокто, Сара Бернар…
«Божественная босоножка» покорила не только Европу, Соединённые Штаты, — прекрасная Айседора без единого выстрела смогла завоевать красную Россию, а вместе с ней и самого Сергея Есенина.
Анна Снегина (1969)
В роли Сергея Есенина: Виталий Безруков
Телеопера по поэме С. Есенина.
Сергуша, молодой и талантливый поэт, устав от революционных событий и потрясений, возвращается на родину — в село Радово.
Сергуша рассказывает местным крестьянам о том, кто такой Ленин, чем живёт столица и о том, в каком положении оказалась страна после революции.
Вскоре к поэту приезжает его первая любовь — помещица Анна Снегова. Молодые люди вспоминают прошлое и свои наивные, но чистые мечты…
Пой песню, поэт… (1971)
В роли Сергея Есенина: Сергей Никоненко
Удивительно тонкое сочетание биографических фактов и фрагментов литературных произведений создают целостный образ великого поэта: в небольших киноновеллах Сергей Есенин и его лирический герой соединяются в единое целое.
Волшебник русского пейзажа, тонкий лирик, поразительно чуткий к звукам и краскам, Есенин запоминается нам как большой и смелый мастер рифм и ритма.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».
Золотая голова на плахе (2004)
В роли Сергея Есенина: Дмитрий Муляр
Революция, литературные суды, политические скандалы и женщины вдохновляли великого поэта: в творчестве Сергея Есенина, словно в зеркале, отразился бурный и немного безумный ХХ век.
Озорной московский хулиган, гениальный поэт, страстный любовник, — он неоднократно вызывал недовольство властей и становился участником громких судебных разбирательств.
О том, какими были последние годы жизни Сергея Есенина, рассказывается в художественном фильме Семёна Рябикова.
Есенин (2005)
В роли Сергея Есенина: Сергей Безруков
Середина 80-х годов ХХ века.
Полковник Хлыстов, следователь МУРа, разбирая почту, поступившую на его имя, обнаруживает странный конверт, в котором находится фотография мёртвого поэта Сергея Есенина.
Опытному следователю достаточно беглого взгляда, чтобы понять — поэту «помогли» уйти из жизни. Патологоанатом, с которым Хлыстова связывает давняя дружба, подтверждает догадки полковника и указывает на явные признаки насильственной смерти.
Хлыстов приступает к расследованию таинственной смерти поэта…
Маяковский. Два дня (2013)
В роли Сергея Есенина: Евгений Титов
Весна 1930 года.
Владимир Маяковский после того, как его муза и возлюбленная Лили Брик уехала в Берлин, пребывает в состоянии депрессии. Гнетущее чувство одиночества, нелестные отзывы когда-то восторженных поклонников о его творчестве — всё это влияет на душевное состояние поэта.
После скандальной встречи с читателями в Политехническом музее Маяковский пишет записку, в которой просит никого не винить в его смерти. А уже через два дня поэт уходит из жизни…
Документальные фильмы
Сергей Есенин (1965)
Редкие кадры кинохроники, подлинные документы, свидетельства очевидцев… Всё это призвано раскрыть невероятно сложный и трагический мир Сергея Есенина.
Весь период жизни русского поэта, с момента, когда он покинул родной дом, и до трагической смерти в номере гостинцы «Англетер» прослеживается в чёрно-белом документальном фильме, созданном режиссёрами П. Русаковым и Б. Карповым.
Для тех, кто любит факты и желает знать больше…
Сергей Есенин. Ночь в «Англетере» (2004)
28 декабря 1925 года — эта дата хорошо известна всем поклонникам творчества великого русского поэта Сергея Есенина: этот день стал последним в его жизни.
Недоброжелатели, которых у великих всегда достаточно, не удивились тому, что поэт повесился в гостиничном номере. Однако нашлись и те, кто поставил под сомнение версию о самоубийстве Есенина.
Расследование обстоятельств смерти проводилось крайне небрежно: акты, несколько формальных и весьма поверхностных протоколов дознания — вот и всё, что сохранилось в папке. К сожалению, никто не провёл следственный эксперимент, не составил протокол с описанием места происшествия…
Журналисты ставят под сомнение версию о самоубийстве поэта и начинают собственное расследование.
Сергей Есенин: Дорогие мои! Хорошие! (2005)
Расследование обстоятельств смерти проводилось крайне небрежно: акты, несколько формальных и весьма поверхностных протоколов дознания — вот и всё, что сохранилось в папке. К сожалению, никто не провёл следственный эксперимент, не составил протокол с описанием места происшествия…
Журналисты ставят под сомнение версию о самоубийстве поэта и начинают собственное расследование.
Сергей Есенин. 1925—2010 (2011)
«Хулиган, похабник, пил безнадежно, в итоге повесился»…
Именно такой штамп, тщательно создаваемый советской властью, накрепко вбился в умы обывателей. Однако автор фильма, изучавший биографию и творчество Сергея Есенина на протяжении нескольких лет, убеждён, что поэта оклеветали.
О том, почему искажались факты, рассказывается в картине «Сергей Есенин. 1925—2010».
Санкт-Петербург, 3 октября.
Ровно 121 год назад, 3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Александрович Есенин. Яркая и насыщенная жизнь поэта не могла пройти мимо режиссёрских взоров. НЕВСКИЕ НОВОСТИ представляют вашему вниманию 5 лучших, по мнению редакции, фильмов и сериалов, в которых был воплощён образ Сергея Есенина.
«Айседора», 1968.
Режиссёр: Карел Рейш.
Роль Есенина: Звонимир Чрнко.
Под конец своей жизни знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан надиктовывает мемуары своему секретарю и вспоминает самые яркие моменты из прошлого. В далёком детстве она решила, что обязательно посвятит свою жизнь искусству, и обещание самой себе выполнила: Дункан добилась большого успеха и стала революционером в мире танцев.
К сожалению, искусство и любовь в жизни Айседоры сочетались крайне редко. Её разрывы с возлюбленными были очень драматичны. У неё было двое мужей: художник Роджер и богатый промышленник Зингер. В обоих браках у неё появились дети, которые погибли в результате трагического случая.
В начале 20-х годов XX века в жизни Айседоры Дункан произошёл резкий поворот: её пригласили в Советский Союз, где она познакомилась с поэтом Сергеем Есениным.
«Анна Снегина», 1969.
Режиссёр: Виктор Серков.
Роль Есенина: Виталий Безруков.
В Советском Союзе сняли телевизионный фильм-спектакль по поэме Сергея Есенина «Анна Снегина» в чёрно-белом формате. Специфика телеоперы заключается в данном случае в том, что видеоряд здесь чётко рассчитан с моментальными перебивками. В отличие от классической оперы, здесь есть крупные планы и стремительная смена мест действия.
Лирический герой поэмы в «Анне Снегиной» является и рассказчиком, и героем произведения, а также участником событий предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается лирическими нотками. Герой поэмы не был в родных краях несколько лет, он хочет спокойной жизни, но события врываются в его жизнь сами.
«Пой песню, поэт…», 1971.
Режиссёр: Сергей Урусевский.
Роль Есенина: Сергей Никоненко.
Фильм состоит из новелл, которые иллюстрируют жизненный и творческий путь поэта Сергея Есенина. В кинокартине выстроена пересекаются факты биографии Сергея Есенина с фрагментами его литературных произведений. Образ поэта и лирического героя в фильме соединён.
В фильме можно услышать фрагменты из различных произведений Есенина: «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель», «Письмо к женщине», «Чёрный человек», «Исповедь хулигана», «Анна Снегина», «Ленин», «Страна негодяев», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Письмо от матери», «Русь советская», «Не жалею, не зову, не плачу» и многих других.
«Есенин», 2005.
Режиссёр: Игорь Зайцев.
Роль Есенина: Сергей Безруков.
Пожалуй, это самое известное киновоплощение поэта. Режиссёр Игорь Зайцев снял многосерийный художественный телефильм «Есенин», по мотивам произведения Виталия Безрукова «Сергей Есенин», в котором автор излагает конспирологическую версию смерти великого русского поэта.
В сериале идут две сюжетные линии. Первая проходит в 80-е годы XX века, когда следователь МУРа Хлыстов получает посмертную фотографию Сергея Есенина по почте и начинает своё собственное расследование.
Вторая сюжетная линия повествует о жизни поэта с момента службы в армии и до похорон. Режиссёр ярко описал приезд Есенина в Петроград, становление его как поэта, общение с Троцким, путешествия сначала по стране, а затем и по миру, совместная жизнь с Айседорой Дункан и другие романы поэта.
В сериале большое внимание уделяется последним годам и дням жизни Сергея Есенина. Подробно показан последние часы жизни Есенина. Во завершении фильма во время похорон поэта режиссёр решил рассказать о судьбе тех людей, с которыми был связан Есенин.
«Маяковский. Два дня», 2011.
Режиссёр: Дмитрий Томашпольский, Алёна Демьяненко.
Роль Есенина: Евгений Титов.
В телесериале описываются события двух последних дней жизни поэта Владимира Маяковского. Параллельно «всплывают» ассоциации и воспоминания предыдущих лет. Сериал сняли в 2011 году, но по телевидению показали спустя два года к 120-й годовщине со дня рождения Маяковского.
Автор: Надежда Дроздова
Фильм «Холоп» о современном мажоре, сынке богатых родителей, неожиданно оказавшемся в барской усадьбе 1860 года и ставшего крепостным, стал самым кассовым российским фильмом, собрав свыше 3 млрд. рублей. Еще не скоро кто-то сможет побить этот рекорд, учитывая ситуацию, связанную с пандемией. В скудные на культурную жизнь времена карантина режиссер «Холопа» Клим Шипенко вместе с продюсером Теймуром Джафаровым неожиданно выпустили 12-минутную короткометражку «Сверхчеловек». И поделились с «МК» своими впечатлениями.
Десять лет назад они вместе работали над картиной «Кто я?», и теперь сделали фильм в вертикальном формате, так что можно его смотреть на экране мобильного телефона. Но есть и более привычная горизонтальная версия. Героем стал дьявол во плоти. Плоть принадлежит Федору Бондарчуку, который, согласно сценарию Клима Шипенко произносит монолог, написанный Бернардом Шоу почти сто лет назад. Он о природе зла, о том, что человек – это изобретатель гильотины, электрического стула, ядов, бездарный пачкун в мирной жизни. Раз есть дьявол, то в роли Дон Жуана нам предлагают Александра Петрова. Кого же еще? Он самый востребованный артист отечественного кино, к тому же сыграл главную роль в другой картине Клима Шипенко «Текст» по одноименной книге Дмитрия Глуховского. В начале года «Текст» получил сразу четыре кинопремии «Золотой орел», в том числе и как лучший фильм 2019 года.
А два года назад картину Шипенко о космосе «Салют 7» тоже наградили «Золотым орлом» как лучший фильм, что вызвало шок: на кону стояли еще и «Аритмия» Хлебникова, «Нелюбовь» Звягинцева, «Большой» Тодоровского и «Время первых» Киселева. Но Клим не растерялся и сказал тогда «МК», что получил награду заслуженно, а проект был трудным и первопроходческим, работа над ним продолжалась больше трех лет. Мы поговорили с Климом Шипенко об успехе его картин и о том, что ждет наше кино дальше.
Клим Шипенко и Иван Янковский на съемках фильма «Текст». Предоставлено съемочной группой.
– Как проводите время в карантине?
– Я много читаю, что-то смотрю. А что еще можно делать? Все так проводят время.
– Некоторые ваши коллеги работают и даже снимают кино.
– Чтение – тоже часть моей работы. Вы имеете в виду screen life? Я этого не делаю. Занимаюсь девелопментом будущих проектов, которые, надеюсь, будут запущены после карантина.
– Верите в жизнь после? Вдруг останетесь в истории как самый кассовый режиссер эпохи «до»?
– Докоронавирусной эпохи? Я занимаюсь еще и продюсерской деятельностью.
– Новый для вас этап?
– Не то, чтобы новый этап, скорее, нормальное и закономерное развитие. Я могу много снимать, но всего сам не сделаешь чисто физически. Продюсирование – близкое к режиссуре занятие, где тоже все пытаешься проконтролировать.
– «Холоп» принес не только зрительский успех, но и обвинения в популизме. Вас обвиняли в том, что вы решили проучить богатенького мальчика, к которому нет сочувствия. Тяжело было выдержать критику?
– Достаточно просто. Я, честно говоря, никаких упреков не почувствовал, поскольку не читаю ни положительную, ни отрицательную критику, за редким исключением – когда приходится это делать по какой-то причине. Я, как и мои продюсеры, вся группа, обрадовались успеху «Холопа». Зрительская любовь все остальное сильно перевесила. В полемику я не вступал. Люди имеют право говорить все, что хотят. Я сделал то, что сделал, а дальше пусть высказывают свои мнения, пусть будет какая-то реакция. Сделав кино, я отпускаю его от себя. Дальше оно принадлежит зрителям. Они его обсуждают, ругают, хвалят.
Милош Бикович в фильме «Холоп». Предоставлено съемочной группой.
– Вы такой разумный или у вас крепкие нервы и толстая кожа? У творческих людей такое обостренное восприятие, и они с трудом воспринимают любые «но».
– Не знаю, разумность ли это или толстая кожа. Когда настолько большой кассовый успех, это свидетельствует о том, что зрителю фильм в большей степени понравился, чем не понравился. А тем, кому что-то не понравилось, остались в явном меньшинстве. Что мне их слушать? Наверное, это разумный подход. Можно и так сказать.
– «Текст» и «Холоп» создавались, чуть ли не параллельно? Как вы совладали сразу двумя большими проектами?
– Я же не снимал ночью один, а утром другой. Просто между ними не было перерыва. Закончил монтаж одного, пошел постпродакшен, и я начал готовится к другому. Ничего нечеловеческого в этом нет. Люди и тяжелее работают в других профессиях – как сейчас врачи. Мне кажется, им сложнее, чем было мне снимать два фильма.
– Обстоятельства, в которых все мы оказались, расставили приоритеты? Врачи и ученые должны иметь соответствующий статус, к ним нужно прислушиваться, прежде всего, а не к каким-нибудь третьеразрядным сериальным артисткам.
– Я могу судить только по себе. У меня всегда было большое уважение к врачам, которые делают ценнейшее дело, спасая жизни в мирные дни и во время эпидемий. Пренебрежения к другим профессиям, к врачам, например, никогда не было, как и восхваления, третьеразрядных артисток, как вы сказали. Для меня ценности примерно так и были расставлены, как сейчас. Когда мы переживем это странное событие, что-то, наверное, изменится. Какие-то истории станут менее актуальными. Наверное, на жизнь мы посмотрим по-другому, с точки зрения ее ценности. У меня пока нет ответа. Развлекательная индустрия все равно будет нужна. Вопрос только в том, какой она будет, к каким историям обратится. Вот это интересно.
С Милошем Биковичем(слева) на премьере фильма «Холоп». Предоставлено съемочной группой.
– Кино больших бюджетов может на время исчезнуть?
– Наверное, не исчезнет, просто его будет меньше. Это связано с тем, что нанесен мощный удар по кинотеатральному прокату. Сомневаюсь, что через месяц зрителей запустят в залы на 200-300 мест сидеть бок о бок. Значит, не все кинотеатры откроются, какие-то разорятся. Фильмы, которые будут выходить, соответственно и соберут меньше. Значит, и картин с большим бюджетом станет меньше, поскольку это рискованное предприятие. Не думаю, что они исчезнут совсем. Все равно будет спрос на большое кино. Понятно, что крупнобюджетный проект сложнее запустить, чем малобюджетный. Это и без вируса происходило, а теперь все станет еще сложнее.
– Успех двух ваших картин как-то сказывается? Чувствуете к себе другое отношение?
– Переломный момент случился не после «Текста» и «Холопа», а после «Салюта 7». Сейчас я ничего такого не почувствовал, как тогда. Теперь все как будто еще раз убедились в том, что я что-то могу.
С актрисой и режиссером Соней Карпуниной и дочерью Клементиной в Лондоне. Пресс-служба Недели российского кино в Лондоне.
– Делать кино большого формата?
– Да, большое кино, которое будет и коммерчески успешно, и отмечено наградами, и признано критиками. После «Салюта 7» продюсеры подумали: он удачно снял фильм с большим бюджетом, значит, ему можно доверять, а уж маленькие картины точно сделает. На «Салюте 7» бюджет был 400 миллионов. У «Холопа» и «Текста» бюджет значительно меньше.
– Как-то Никита Михалков сказал, что вкусив большого кино, трудно возвращаться к камерным картинам. А вы почему-то решили сделать короткий метр.
– Для меня вопрос так не стоит. «Текст» по бюджету – можно сказать, малобюджетная картина, и меня это нисколько не смущало. Скорее стоял вопрос соответствия бюджета и истории. Там все соответствовало тому, что я хотел рассказать. Денег в кино никогда много не бывает. Их всегда не хватает и на малобюджетных, и на крупных проектах.
– Но в лифте снимать не очень интересно?
– Почему бы и нет? Дело же не в том в лифте все происходит или нет. Это вопрос существа вашей истории, того, что снимать? Когда ты входишь в определенный материал, у тебя нет такого понятия, как плохая локация, даже если она простая и дешевая.
С Соней Карпуниной на «Золотом орле». 2018 год.
Фото: Геннадий Авраменко
«Никто не принесет мешки денег, не скажет: «Снимай, что хочешь»
– В работе вы сговорчивый или упрямый?
– Упрямый, конечно. Все зависит от ситуации: с кем-то надо быть упрямым, с кем-то важно создавать иллюзию сговорчивости. С разными людьми разговариваю по-разному, пытаюсь к каждому найти подход, понять, на кого что действует. Это психология общения, управления людьми, применимая к каждому по отдельности. Нет такого, что я со всеми одинаковый.
– Насколько вы свободны в художественных решениях?
– На «Холопе» и «Тексте» были одни и те же продюсеры, доверявшие моему художественному вкусу. Я так говорю не для того, чтобы показать, что я главный. Действительно, не было такого, чтобы меня заставляли что-то вырезать, вставлять, менять. В «Тексте» вообще не было никакого вмешательства. На «Холопе» от продюсеров поступили какие-то предложения, показавшиеся мне разумными и уместными. Я их с удовольствием внедрил, и они сделали фильм чуть лучше. Если работаешь с людьми, которые взяли тебя не от безвыходности, а потому что доверяют и хотят, чтобы именно ты это сделал, зачем же им влезать и что-то навязывать? Они могли пригласить кого-то другого.
– Вполне вероятно, что когда-нибудь вам захочется сделать то, что не заинтересует продюсеров. Мы видим такие примеры, когда серьезные режиссеры не могут реализовать свои идеи.
Кино – дорогой вид искусства, и режиссер или его продюсеры должны искать деньги на свои проекты. Как на авторское, так и на коммерческое кино найти их тяжело. И до коронавируса деньгами никто не бросался, а уж теперь тем более. Если режиссер находится в сегменте авторского кино, то нужно собирать невозвратные деньги по фондам. В коммерческом кинематографе есть шанс, что ты их вернешь. Под каждый проект надо найти средства. Никто не принесет мешки денег, не скажет: «Снимай, что хочешь».
Чувствую душой, что Есенин – самый русский поэт.
– Звезда «Холопа» Милош Бикович проводит карантин в монастыре, где служит его брат, и неизвестно, когда к нам приедет. Как вы с ним начали работать? Сами выбрали или продюсеры предложили?
– Он был первым, кто пришел мне в голову, а продюсеры меня поддержали. Я его хотел пригласить с самого начала.
– Что в нем особенного? Чем он лучше наших актеров?
– Это комбинация факторов, которые есть и у российских актеров, просто их не так много. Милош – молодой человек, умный, обаятельный, красивый, талантливый. Вы не назовете и десяток актеров, обладающих всеми этими качествами, позволившими ему сыграть главного героя, за которым интересно наблюдать. У кого еще такая харизма? Может быть, найдется 2-3 человека, не больше. Но конкретно на фильм «Холоп» больше всего подходил именно Милош Бикович в силу своего обаяния. Таких актеров мало. Я всегда говорю и искренне считаю, что Милош – сербский подарок российскому кинематографу.
– Не удивляйтесь, но вы с ним в чем-то похожи. Адекватностью оценки своих возможностей, простотой и естественностью, отсутствием понтов.
– Да я и сам чувствую с ним схожесть. Мы вместе с удовольствием проводим время и вне съемочной площадки, катаемся на сноубордах в горах. Мне близка его легкость, схожесть в мировоззрении и вкусах.
– Что бы вы хотели сделать, когда пройдет пандемия?
– Мне бы хотелось снять фильм про последние дни жизни Есенина. Сценарий мы написали вместе с моим отцом Алексеем Шипенко. Верю в то, что все получится этой зимой. Я готовлюсь к работе. Уж не знаю, хорошо это меня характеризует или плохо, но я прочитал самую толстую за всю мою жизнь книгу. В ней – более тысячи страниц, и написана она Захаром Прилепиным о Есенине.
– Так у вас оригинальный сценарий или экранизация?
– Оригинальный сценарий. Просто я готовлюсь, читаю про Есенина, думаю, как бы я это сделал. Отталкиваешься от реальности, а дальше уже уводишь ее в художественное пространство. Я не хочу делать биографическое кино. Когда не бегаешь, не раздаешь указания, а размышляешь над материалом, это тоже важный процесс. Прежде чем что-то кому-то говорить, надо хорошо подумать. Сейчас у многих режиссеров и сценаристов как раз появилось для этого время, подумать о том, о чем говорить дальше. Я уже давно пытаюсь снять фильм о Есенине, и может быть, даже хорошо, что раньше не получалось. Благодаря карантину я углубился в материал, и это позволит подойти к нему более осмысленно.
– Это связано с юношеским увлечением поэзией Есенина?
– С поэзией тоже, но в большей степени с его трагической фигурой и загадочной смертью и каким-то чувством родства. На личное не претендую, только на духовное. Чувствую душой, что Есенин – самый русский поэт. Его натура и стихи понятны самым разным людям.
– Трудно найти актера на роль Есенина? Почему бы не пригласить Милоша Биковича?
– Вопрос пока открыт. У меня еще нет такого артиста и однозначного решения. Требуются пробы. Нужно смотреть, но пока, к сожалению, делать этого нельзя. Самое важное сейчас, чтобы все были живы и здоровы и вместо паники занимались бы подготовкой к жизни после коронавируса.