Классный час модно ли это

В сервисе «Советы» педагоги не так давно обсуждали практику проведения классных часов. Поводом к обсуждению стал вопрос учителя о том, кому нужны классные часы в старшей школе, если дети всеми силами демонстрируют, что им они точно не нужны.

Классный час модно ли это

Классные часы необходимы!

Отвечавшие на этот вопрос педагоги были единодушны: классные часы необходимы!  Вот некоторые ответы:

«Классный час очень даже нужен. Подростки проводят своё время в интернете и часто не интересуются историей, политикой и прочими нужными вещами. Об этом и нужно им рассказывать в доступной для них форме».

«Классный час нужен всем! Это живое общение! И надо проводить его в форме обсуждения радостей и проблем, которые возникают у обучающихся».

«Я учитель с большим стажем педагогической работы и чем больше я работаю, тем сильнее убеждаюсь ,что Классные часы нужны».

«Я считаю, что классные часы просто необходимы в школе. Во-первых, учитель может узнать микроклимат класса, его интересы, проблемы, желания. Во-вторых, именно с помощью воспитательного часа (анкетирование, диспуты, круглые столы и т,д,) классный руководитель составляет план мероприятий и воспитательных часов (руководствуясь интересами детей и их родителей)».

А что думают школьники?

Я, размышляя о роли классного часа в воспитательной работе классного руководителя, поговорила с несколькими знакомыми старшеклассниками, спросив у них, что они думают о классном часе и какие классные часы им запомнились. Мои собеседники тоже были единодушны: классные часы – это пустая трата времени!

Вот как ответили на мои вопросы школьники:

«Классный час – это дань традиции. Может быть, когда-то они и были интересны детям, но сейчас толку от них никакого. Я не могу вспомнить ни одного классного часа, на котором было бы нескучно: обычно либо речь идет о каких-то организационных вопросах, либо классный час напоминает урок истории, на котором рассказывается о Сталинградской битве или полете Гагарина в космос». 

«Не помню, чтобы на классном часе обсуждалось что-то интересное».

«У нас прогрессивный классный руководитель, она не мучает нас классными часами. Если надо, на перемене собираемся у нее в кабинете, решаем какие-то проблемы насчет экскурсии, подготовки к концерту или пробного ЕГЭ, и расходимся. Полноценные классные часы у нас были только в средней школе, и я уже не помню, о чем там шла речь».

«Если бы была возможность обсудить то, что нас действительно волнует, наверное, это было бы интересно. Но у нас на классном часе либо говорят о вреде курения и алкоголизма, либо о всяких памятных датах. Каждый год одно и то же. Нам это не нужно».

Ориентироваться на интересы детей

«Но как же так?!» – подумала я, выслушав все эти мнения. Учителя в «Советах» писали, что они понимают, насколько важно выбирать интересную для учеников тему классного часа, привлекать самих детей к подготовке этого урока. 

Вот, например:

«Тема классного часа должна заинтересовать детей. Пусть дети выберут свою тему, которая им интересна».

«Классный час- это встреча с детьми. Готовить классные часы гораздо сложнее, чем обычный урок. Если вы к ним внимательны и готовы беседовать не только на темы, которые волнуют вас, как педагога, но и о том,  что волнует ребят, то ваши встречи станут нужными и полезными. Для начала предложите темы и выявите ту, которая востребована. Придумайте фишку для классного часа. Что-то такое, что можно получить только на классном часе и больше нигде (маленький презент, розыгрыш, переходящий знак, музыкальный подарок и т.д.) Обязательно привлекайте в подготовке лидеров класса, детей, которых уважают за какие-либо успехи. И формы стоит менять».

«Я стараюсь проводить классный час своим студентам завуалировано, без громкого объявления темы. Просто начинаю рассказывать «о жизни», они это очень любят, а потом подвожу к какому-то выводу. Так многие темы классных часов проникают к студентам».

«Нужно вовлечь детей в процесс подготовки классного часа, выбирать темы интересные для учащихся».

«Темы должны быть детям важны, интересны, многогранны и полезны. И готовить классные часы должны сами дети, сами выбрать тему. У детей должна быть возможность высказать свое мнение по тому или иному вопросу и услышать мнение других».

«Обсудите с детьми, а что им «не пофиг», ведь не обязательно сидеть в кабинете, можно пойти на берег реки и просто поговорить, сходите в кафе и послушайте музыку, дайте возможность детям подготовить диспут о молодежных движениях или пригласите их в детский дом. Только сам учитель может сделать классный час важным в воспитании  – вы же педагогику изучали».

«Очень важно поинтересоваться, что не по фиг. Какая тема интересна. Пусть это будет нечто даже на первый взгляд страшное, противоречивое. Даже лучше если в нем будет проглядывать противоречие. И обязательно надо дать всем высказаться. Возможно, сначала анонимно задать вопросы темы, а затем самим ответить на эти вопросы. Только учитель, я думаю, должен еще обязательно найти еще провокационные вопросы по теме».

«Есть много способов привлечь учащихся к тем темам, которые ИХ волнуют. Конечно, им не интересно то,. что мы предлагаем (нам кажется, что им должно быть интересно). Исходим из желаний учащихся. В старших классах те дети, которые с детства приучены к необходимости серьёзных разговоров об их проблемах и проблемах их социума, на 80-85 % делают всё сами, а классный руководитель подсказывает и тайно руководит, делая так, что всё – заслуга и труд самих учащихся. Я хочу сказать, что в этом плане с детьми нужно работать с детства».

И тут я окончательно запуталась. Учителя в Советах пишут о том, что надо с детьми обсуждать те темы, которые им интересны, а дети мне говорят, что никакие интересные темы с ними на классных часах не обсуждают. 

Тематический план классных часов

Я потратила пару часов на поиск в интернете тем классных часов, которые проводятся в современной школе. Не знаю уж, насколько найденные мной списки тем имеют отношение к действительности, но они выложены на сайтах школ, в некоторых случаях даже с конкретными датами проведения.

Приведу один такой список. Это тематический план классных часов в 10 классе в 2017-2018 учебном году.

Урок Мира. Символика России.
Классный час, посвященный профилактике экстремизма 
Профилактика ДТП с участием детей, правила поведения вблизи дорог  (в том числе и железной дороги) и в транспорте, правила поведения вблизи дорог  (в том числе и железной дороги); правила пользования малолитражным транспортом (скутеры, мотоциклы, мопеды и т.п.)
Единый классный час «Молодежь – за здоровый образ жизни!»
Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения  # Вместе ярче
Классный час, посвященный профилактике преступлений против детей.
Классный час, посвященный вопросам полового воспитания и профилактики заболеваний, передающихся половым путем
Классный час по интернет-безопасности 
Безопасные каникулы: профилактика правонарушений и преступлений против детей, курения, наркомании, алкоголизма, ДТП (в том числе и на ЖД транспорте) и пожаров
Классный час – 100 лет революции 1917 года в России.
Классный час – Международный день толерантности.
Всероссийский открытый урок «День единых действий по информированию детей и молодежи против ВИЧ/СПИДа «Знание – ответственность – здоровье»
Классный час, посвященный Дню Конституции Российской Федерации
Классный час – День Героев Отечества в России
Безопасные каникулы: профилактика правонарушений и преступлений против детей, курения, наркомании, алкоголизма, ДТП (в том числе и на ЖД транспорте). Правила поведения на льду.
Классный час «Твой выбор» по профилактике курения
Классный час, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста .
Классный час, посвященный разгрому советской армией немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.
Классный час – День юного героя-антифашиста
Классный час, посвященный Дню Российской науки
Классный час по профилактике проявления жестокости и экстремизма
«В службе честь!» – классный час, посвященный Дню защитника Отечества
Классный час – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Классный час по профилактике ДТП (в том числе и на ЖД транспорте): «Дорога – зона повышенного внимания». (Анализ причин и последствий безответственного поведения вблизи автомобильного и железнодорожного транспорта. Значение светоотражательных элементов одежды и аксессуаров)
Классный час, посвященный выбору президента России.
Классный час, посвященный Дню космонавтики.
Классный час по правовому воспитанию.
Классный час – День пожарной охраны.
Классный час – День памяти Чернобыльской трагедии
Классный час – У войны не детское лицо
Классный час – Профессиональное самоопределение «Я хочу, я могу»
Классный час по профилактике конфликтов
Безопасные каникулы: профилактика правонарушений и преступлений против детей, курения, наркомании, алкоголизма, ДТП (в том числе и на ЖД транспорте). Правила поведения на воде.

Возникают вопросы: какие из этих тем реально интересны современным подросткам? На какие из этих тем может получиться интересный и живой разговор в классе? Почему выбраны именно такие темы?

Это еще одна формальность

Эти вопросы я задала учителю, классному руководителю 10 класса, Светлане Борисовне Черкасовой.

– Я абсолютно согласна с тем, что классный час, особенно в старших классах необходим. И точно так же поддерживаю мысль, что темы нужно выбирать с учетом интересов детей, лучше всего – вместе с ними. Но в реальности я лишена возможность претворять эту хорошую идею в жизнь. Потому что темы примерно половины классных часов – это требование администрации или каких-то учреждений. Регулярно в школу спускаются требования провести мероприятия, посвященный такой-то теме или другой. Все классные часы, посвященные ПДД, ЗОЖ, вреде табакокурения, наркомании, алкоголизма, безопасному поведению на водоемах, безопасному обращению с огнем, опасности ВИЧ и т.д. мы не просто обязаны включить в план, провести, но и должны сдать заму по воспитательной работе конспекты, а иногда еще и сделать фотофиксацию и предоставить фотографии. Конечно, хороший учитель может и на любую набившую оскомину в зубах тему провести интересный, живой и увлекательный разговор, но я признаюсь честно – у меня нет времени и сил полноценно готовить классный час каждую неделю. Максимум, что я могу, – взять готовые методические материалы и провести классный час с их помощью. И да, я понимаю, что большинству детей на классном часе скучно. Но я стараюсь компенсировать это нормальным человеческим общением на переменах, после уроков, во время поездок на экскурсии. А классные часы?… Ну что ж, это еще одна формальность. Провести, отчитаться и забыть. 

Ясности у меня так и не появилось. Кому же реально нужен классный час в современной российской школе?  

Источник

Инга (Москва) 07.11.2017 Рубрика: Образование

Обязателен ли для посещения пятиклассником классный час, если он не включен в учебный план, не отражен в расписании и идет седьмым уроком? Расписание уже содержит максимальную нагрузку.

Владимир Иванов

Консультаций: 591

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО).

Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15.

Таким образом, школа как общеобразовательная организация разрабатывает образовательную программу с учетом ФГОС ООО и Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Поэтому при определении правомерности в изложенной ситуации проведения классного часа в 5 классе следует руководствоваться этими документами.

Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (абз. 2 п. 13 ФГОС ООО).

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность, согласно абз. 4 п. 13 ФГОС ООО.

План внеурочной деятельности разрабатывается отдельно от учебного плана, исходя из положений п. 18.3.1 и 18.3.1.2 ФГОС ООО.

Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34-35 недель. Максимальное число часов в неделю в 5 классах при 34 учебных неделях составляет 28 часов, а при 35 учебных неделях – 32 часа (п. 3.1 Примерной основной образовательной программы основного общего образования).

Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов (п. 3.1.2 Примерной основной образовательной программы основного общего образования).

Поскольку образовательная программа основного общего образования предусматривает урочную и внеурочную деятельность, то обучающийся обязан посещать как учебные занятия, так и занятия в рамках внеурочной деятельности. Занятия в рамках внеурочной деятельности в учебный план не входят.

Источник

Вопросы и ответы

Вопрос:

Можно ли в учебное расписание включать классные часы?

Ответ:

Согласно приказуМинобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется образовательной организацией. Расписание обязательных учебных занятий должно соответствовать учебному плану образовательной организации.
Согласно приказуМинобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69″Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений” классное руководство рассматривается как та часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника.  Следовательно, в учебное расписание работу из личного плана педагогического работника включать не следует.
Однако в данном вопросе первостепенно значение имеет не то, что правильно с точки зрения требований к расписанию как к документу, правовой статус которого должен быть установлен в рамках конкретной образовательной организации, а то, насколько внесение тех или иных форм работы с обучающимися соответствует правам обучающимся и гарантирует защиту их здоровья.
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”   Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Согласно позиции Минобрнауки России  (Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»)  процесс обучения может быть организован через урочную и внеурочную деятельность, поэтому ограничения, накладываемые п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10, касаются только той части внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план общеобразовательного учреждения (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса) и не относятся к реализации внеурочной деятельности в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом образовательного учреждения.
Классные часы не перечисляются в актах Минобрнауки России в числе форм внеурочной деятельности (например, письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 N 03-296″Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”), хотя экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и др. указываются.
Классный час, таким образом, это и форма внеурочной деятельности (классный час может быть организован как экскурсия) и форма постоянной воспитательной работы педагога, являющейся неотъемлемым элементом образовательной деятельности. В последнем случае этот классный час может быть приближен к учебному занятию: имеет регулярный характер (еженедельно) и предполагает пребывание ребенка в классе в сидячем положении и с концентрацией внимания, то есть обладает признаками учебной нагрузки. В ряде случаев педагогическому работнику рекомендуется программа классного часа, близкая к плану проведения уроков гуманитарного цикла. Так, например, в письме Минобрнауки России от 22.04.2014 N ВК-758/09″Об учебном занятии” рекомендовано, что для проведения тематических учебных занятий в образовательных организациях и организациях среднего и профессионального образования по теме: «Крым и Севастополь: их историческое значение для России” в 5 – 8 классах предлагается 2 формы: в рамках классных часов и внеурочных занятий. Тем самым тематическое учебное занятие в форме классного часа должно быть включено в учебное расписание и учитываться при определении нагрузки на обучающихся.
Для выхода из создавшейся ситуации (отсутствие нормативного правового регулирования статуса воспитательной деятельности педагогов, учебных занятий и учебного расписания) необходимо данные вопросы урегулировать в рамках локального нормативного акта образовательной организации.

Все права защищены © 2020 г.

Источник