Когда будет моден детский смех
Смех малыша – заливистый и искренний – никого не оставляет равнодушными. Особенно умилительно хохочут младенцы, которые еще даже не научились говорить. В этой статье мы расскажем, в каком возрасте дети начинают смеяться в голос, как и почему это происходит или не происходит в конкретном случае, а также выясним, можно ли научить малыша смеяться.
Сроки и нормы
Сложно сказать, когда человечество начало смеяться. Ученые предполагают, что случилось это еще на самом раннем этапе развития цивилизации. Смеяться могут не только человеческие дети, но и детеныши обезьян, но только в ответ на щекотку. Смех человека далеко не всегда связан с физическим воздействием. Это психоэмоциональная реакция на самые разные жизненные ситуации.
Новорожденный ребенок смеяться не умеет, поскольку для того, чтобы произвести смех, должны нужным образом сокращаться мышцы лица, определенно меняться дыхание, а также работа голосовых связок. Единственный инструмент общения с миром новорожденного – крик. Им он показывает свои нужды и потребности и до определенного времени ему вполне хватает этого.
Да, груднички могут улыбаться, но улыбка эта физиологическая, непроизвольная, которая говорит не о позитивной эмоции, а о спонтанном сокращении лицевых нервов по случаю интенсивного становления и «отладки» нервной системы.
Первая осознанная улыбка может появиться у крохи тогда, когда он научится различать и узнавать лицо мамы, то есть не раньше, чем малыш научится фокусировать взгляд на близких предметах. Это обычно происходит к 2 месяцам и чуть позднее. Примерно в 2-3 месяца малыши начинают гулить. Они слышат собственный голос и поначалу их это настораживает, но по мере развития эмоциональной сферы крохи начинают воспринимать собственное гуление как довольно забавные звуки. Именно на период от 3 до 5 месяцев приходится долгожданное освоение нового навыка – ребенок начинается смеяться в голос.
Улыбаться и смеяться со звуком малыш будет тогда, когда сыт, когда он здоровый и сухой, когда ему комфортно и хорошо. Поначалу это будет тихий и осторожный смех, потом грудничок осмелеет и начнет смеяться громко. После полугода дети начинают накапливать дневные впечатления, и это может выразиться смехом во сне. Удивляться и бояться этого не надо, такой смех – этап формирования психического и эмоционального развития малыша.
С первым смехом вслух обязательно будут связаны и многочисленные родительские вопросы. Так, довольно часто мамы отмечают, что ребенок после смеха начинает икать. Это вполне нормально, волноваться не нужно, просто в смехе задействованы органы дыхания, происходят ритмичные выталкивания воздуха из легких. При этом слабая детская диафрагма может испытывать непривычные и незнакомые ранее спазмы, которые и проявятся ритмичной икотой после смеха.
Почему малыш не смеется?
Если карапуз достиг возраста, который считается оптимальным для начала смеха, но долгожданных звуков родители так и не слышат, то причин на то может быть несколько.
- Отсутствие готовности нервной системы. Это означает, что малыш физиологически не готов засмеяться, его нервная система окрепла недостаточно. Чаще всего такое наблюдается у детей, которые родились недоношенными, маловесными, с врожденными заболеваниями. Их физическое и эмоциональное развитие идет с некоторым вполне естественным отставанием. Если окружить ребенка вниманием и любовью и просто немного подождать, то малыш обязательно засмеется, когда придет «его время».
- Нет наглядного примера. Если в семье не принято выражать свои эмоции громким и искренним смехом, если мама редко улыбается, то ребенку просто негде обучиться такой форме выражения чувств, как смех. Дети с 2-3 месяцев начинают слушать не только себя, когда приходит пора агукать и гулить, но и окружающих. Для них не имеют значения слова, зато важны эмоции, интонации, тоновый окрас голоса взрослого человека. Когда мама смеется, ребенок быстро понимает, что это хорошо, и начинает подражать вслух.
- Такой характер. Есть дети смешливые, а есть серьезные и сосредоточенные. Все зависит от темперамента, склада характера, врожденных особенностей малыша. Если он «бука» и мыслитель, то заставить его засмеяться будет невероятно трудно. При этом он будет вполне нормально развиваться как физически, так и психически. В лучшем случае такой карапуз будет улыбаться, если что-то будет приводить его в восторг.
- Поражения нервной системы, заболевания. Отсутствие смеха может быть признаком эмоциональной незрелости, связанной с органическими поражениями головного мозга. Такое иногда встречается у детей, которые родились после тяжелой беременности, страдавших от гипоксии или от резус-конфликта. Причиной могут быть и тяжелые роды, кровоизлияние в мозг, водянка головного мозга, ишемические изменения, неврологические нарушения. Отсутствие смеха часто сопровождает аутизм и врожденное слабоумие.
Чем лучше налажен эмоциональный и тактильный контакт между мамой и малышом, тем раньше кроха начинает улыбаться и смеяться. Именно поэтому все детки-отказники в Домах малютки выглядят такими грустными – нехватка общения с первых дней жизни, заторможенность психоэмоциональной сферы не располагают к лучезарным улыбкам и открытому искреннему смеху. Хотя и такие дети постепенно обучаются эти навыкам, ведь открывать мир вокруг – очень интересно и познавательно.
Смех как система сигналов и знаков
Когда малыш научится смеяться в голос, у него появляется дополнительный инструмент общения с миром. Теперь у него есть крик, улыбки и смех, а также отдельные способности к вокализации – он агукает или гулит. С этого момента маме нужно быть предельно внимательной – все свои новые способности ребенок будет использовать, чтобы показать, в чем именно и когда он нуждается.
Если малыш смехом реагирует на обращенные к нему ласковые слова или мамину песенку, это свидетельствует о налаженном контакте, о своевременном психоэмоциональном развитии. Смех без причины тоже совершенно естественен для ребенка до года. Маме не кажется смешным летящее перышко или пылинка, а малышу, который видит их впервые, они кажутся очень даже забавными.
Смех в ответ на собственное гуление – тоже норма. Так малыш получает первые доречевые навыки и ему это нравится. Рассматривание игрушки и последующий заливистый смех – выражение радости, восторга.
Нервный защитный смех, который свойственен детям-неврастеникам, в возрасте до года не проявляется, как и другие виды смеха, например, издевательский. Диагностировать психические заболевания по характеру, частоте и уместности смеха в той или иной ситуации в младенческом возрасте невозможно – симптомом определенных отклонений он становится не раньше, чем после 3 лет.
Можно ли научить?
Если малыш от рождения «бука» и меланхолик, научить его хохотать будет проблематично, но ничего невозможного для любящей мамы нет. А потому нужно браться за дело. Для начала проанализируйте, по каким из вышеперечисленных причин у малыша может отсутствовать смех. Если они патологические, связанные с неврологическими нарушениями, стоит посоветоваться с неврологом. Некоторым деткам назначают успокоительные препараты, ноотропные средства. Во всех остальных ситуациях все в руках мамы.
Рассмешить «несмеяну» помогут такие игры, как «Ку-ку»: мама закрывает лицо руками, а потом открывает его и говорит малышу «ку-ку» с обязательной улыбкой. Даже если в самом начале кроха будет лишь тревожно вглядываться в манипуляции родительницы, обязательно наступит день, когда знакомое движение в сочетании со знакомым звуком вызовут ответную улыбку и смех.
Малышей обычно очень веселит умеренная вибрация. А потому ручки крохи можно взять в свои и слегка потрясти кисти, а потом стопы ножек. Сопровождать эти действия можно любыми смешными звуками, например «бр-р-р-р» или «та-та-та». Не трясите ребенка слишком сильно, это может привести к нежелательным последствиям – нервная система грудничка перевозбудится, ему будет сложно вести себя спокойно.
С 3 месяцев малыши различают выражение лиц взрослых. Научитесь корчить смешные рожицы. Маме это полезно в качестве мимической гимнастики от морщин, а ребенку будет занятно наблюдать. Прежде чем продемонстрировать карапузу очередную рожицу, покажите ее себе в зеркале, чтобы случайно не испугать кроху.
Очень часто дети в возрасте от 4-5 месяцев начинают смехом реагировать на незнакомые им слова. Если вы заметили, что такое слово в вашем лексиконе нашлось, и оно вызывает интерес у ребенка, повторяйте его чаще, обращаясь именно к малышу. Это обязательно будет стимулировать смех. Самыми забавными детям до года видятся длинные слова, например, «электробезопасность».
Почти все дети реагируют на щекотку. Не стоит щекотать мрачного карапуза до изнеможения. Но легкое прикосновение зубами без нажима к пяточке и запястью малыша, к его животику с прибаутками вроде «Кого я сейчас съем?» чаще всего вызывают именно смешливую ответную реакцию. Точно таким же чудесным свойством обладает и обдувание частей тела ребенка потоком воздуха из собственных легких.
Внимательно изучите весь ассортимент игрушек грудничка. Отберите только яркие – желтые и красные, желательно звучащие. Если они нисколько не радуют малютку и он не хочет смеяться, покажите ему примитивный кукольный театр с выбранной игрушкой, покажите, как она топает, какие звуки издает, как она его «съест».
Нужен ли врач?
Если у ребенка достаточно общения, с ним играют и занимаются, развивают его, но малыш упорно не смеется, маме следует обратить внимание на сопутствующие симптомы. Если никаких других жалоб нет, то, скорее всего, отсутствие смеха – черта характера малыша. К тревожным сопутствующим симптомам можно отнести отсутствие аппетита, общую вялость, сниженный тонус, бледность или пожелтение кожных покровов, неумение и нежелание удерживать головку вертикально в 5 месяцев, обильное срыгивание, беспокойный сон, частный надрывный или монотонный плач.
При таких признаках ребенка обязательно нужно показать детскому неврологу и педиатру. Вполне возможно, что смеха нет по причине тяжелых патологий, серьезных заболеваний, которые ранее не были диагностированы.
Чтобы успокоить мам, отметим, что болезней, которые могут проявляться таким образом, существует не так уж много, и встречаются они не так уж часто. В большинстве своем при ранней диагностике они поддаются лечению и коррекции, а потому медлить с обращением не стоит.
О том, как развить у ребенка чувство юмора, смотрите в следующем видео от доктора Комаровского.
Самый первый смех ребенка возникает где-то между несколькими неделями и 4-5 месяцами. Как только дети начинают двигаться, они смеются гораздо больше, чем взрослые, потому что смех неразрывно связан с их развитием. Любопытство и ликование — вот что движет их вперед.
Самая первая улыбка
Единственная оплодотворенная яйцеклетка, зигота, не может испытывать счастье. Так же, как и маленький шарик клеток в бластоцисте или даже зевающий эмбрион размером с клубнику. Так когда же именно загорается свет? Когда же улыбка действительно становится улыбкой?
Никаких исследований, касающихся радости плода, не существует. Но внутриутробная боль – хороший ориентир, потому что и то, и другое поддерживается одинаковыми отделами мозга.
Для того чтобы кто-то испытал боль, нервные сигналы от неприятного раздражителя должны достичь коры головного мозга (сморщенной, мыслящей части), способной их обрабатывать. Если сигнал от какой-то части тела не доходит до мозга, мы будем испытывать только онемение. Если сигналы достигают ствола мозга и таламуса, но не передаются в кору головного мозга, мы ничего не чувствуем. Вот так и работает общая анестезия: блокируя все сигналы от ствола до коры.
18-недельный плод отодвигается от иглы и даже выделяет гормоны стресса, но боли он не чувствует. Только к 24 неделям нервные сигналы начинают проникать в кору головного мозга. С 26 недель плод может реагировать на свет, слышать голос матери и чувствовать ее прикосновения через стенки матки, а также «плакать» и «смеяться». Используя 4D-сканирование, психологи определили смех как высунутый язык и оттянутые назад губы, а плач как опущенную нижнюю губу и нахмуренный лоб.
Щекотка, хихиканье и радость от шутки
Что заставит вашего ребенка гарантированно смеяться? Скорее всего, щекотка. Она заложена в наших генах. Ее любят даже животные, в том числе, кошки и собаки. Щекотка вызывает смех даже у шимпанзе, бонобо, горилл и орангутангов. В 1970-х годах были замечены детеныши шимпанзе, которые просили щекотки. Детеныши крыс также любят, когда их щекочут. Удивительно, но их писк очень похож на человеческий смех.
Младенцы быстро понимают, что будет дальше, когда мы подходим, чтобы пощекотать их, и начинают смеяться в предвкушении. Их смех больше не является прямым физическим ответом на щекотку. Теперь это смех над какой-то идеей. Их самая первая шутка.
Малыши ловят дзен
Младенцы много смеются, потому что их жизнь полна сюрпризов и открытий. Они живут настоящим моментом и извлекают из него максимум пользы. Они просыпаются счастливыми и получают удовольствие от простых вещей. Они не торопятся! Через смех они делятся своим счастьем с семьей, друзьями и со всем миром.
Смех делает жизнь стоящей того, чтобы жить. Это приводит нас в восторг. И это заразно.
Когда вы счастливы, используйте это по максимуму. Успокойтесь и наслаждайтесь жизнью — вы будете рады, что сделали это. Если вы не совсем уверены, как это сделать, спросите ребенка.
А ваш ребенок часто смеется?
Отрывок из книги «Смеющийся ребенок: экстраординарная наука о том, что делает детей счастливыми» (Каспар Аддиман, 2020 год).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Подписывайтесь на нас здесь или в Telegram, если хотите читать наши материалы без рекламы.
Александр Роджерс: Мне в фейсбуке пришло письмо. С вложенным сочинением 11-летней девочки из Луганска.
Написано оно было к 9 мая, но из-за дизайна новой версии «Фейсбука», увидел я его только теперь.
Но не должно быть недошедших писем. Не должно быть непрочитанных рассказов…
Война –это авианалеты, грохот артиллерии и танков, канонада выстрелов… У нее много звуков и много лиц. Она подкрадывается и обрушивается на тебя всей своей силой, когда ты меньше всего ее ждешь. И прячась ты считаешь разрывы. Один. Два. Три… Господи, спасибо, что мимо. А потом орудия смолкают. И в этой тишине становится слышен плач ребенка.Тихие всхлипывания, похожие на жалобное мяуканье котенка. А потом снова начинается обстрел, заглушающий все… Именно поэтому дети войны тихи. Они знают, что их плач останется неуслышанным.
Лето 1941 года было очень жарким. Под палящим солнцем выгорали поля и мельчали речушки, а ночи по-прежнему были холодны и темны. Страна жила. Никто не ожидал, что беда постучится в дверь. Люди, конечно, понимали, что скоро может начаться война, но старались верить в лучшее, в добро. Как у нас в 2014 году.
Василию – одному из моих прадедушек, в 41-м исполнилось 17 лет. Он собирался поступать в институт и, приписав себе год, подал документы. Вот только его мечтам не суждено было сбыться. Пришла война. Тут уж стало не до института. Война может многое. Перемолоть в своих жерновах огромное количество людей, принести разрушения и голод. Она может изменить судьбу целого поколения, оставив в его памяти отметины и шрамы. Но если ты ей сопротивляешься, то война медленно отступает. И мы помним своих героев и то, как тяжело досталась эта победа.
Много это или мало – годы, отнятые у мирной жизни? Для всего народа 22 июня стало датой, изменившей жизнь на «до» и «после». Все эти долгие мучительные годы мои деды и родня боролись за победу и жизнь. Война проверяла их на прочность, закаляла характер и создавала из них личностей. И я горжусь, что никто из них не стал предателем и полицаем.
Мой прадедушка Василий был артиллеристом. Он выходил из окружения так же, как многие солдаты в то время. Можно было просто сдаться, но он с боем прорывался к своим. После контузии он снова вернулся к сослуживцам на фронт, убежав из госпиталя, потому что понимал – он защищает свою Родину, свою землю. По-другому не мог. Вся страна по-другому не могла. За это время его мама получила на него три похоронки и мне даже страшно представить, что она каждый раз чувствовала. Но, тем не менее, позже он освобождал Прагу и служил до 1949 года.
Другой прадедушка и обе прабабушки были слишком малы, поэтому остались в тылу. И еще неизвестно, где было тяжелей: на фронте или дома, где они работали наравне со взрослыми, сбивая руки в кровь и надрываясь. «Всё для фронта! Всё для победы!». Для них это были не пустые слова, поэтому никто не роптал. И каждый делал то, что мог. Ведь они верили в свою правоту, в необходимость победы над фашизмом ради будущего мира.
Кто-то приближал победу на фронте, кто-то – находясь в тылу. Не менялось только одно – дети войны взрослеют слишком быстро и слишком рано. Достаточно вспомнить о подвиге наших молодогвардейцев или о мальчишках, ставших сынами полка. Сколько бы им всем ни было, они перестали быть детьми, но все равно по-детски мечтали о конфетах и беззаботных деньках. И они стали невидимой опорой этой победы.
Сейчас мне 11 лет. Я живу в Луганске и мне известно, что такое артобстрел или авианалет. Половина моей жизни – война. Я не знаю, что чувствовали такие же дети, как я, в том тяжелом и страшном 41-м году, но мне кажется, что это похоже на все то, что испытывают сейчас дети Луганска и Донецка. Иногда мне очень хочется написать моим сверстникам из 1941 года письмо. Сказать им много слов поддержки, но потом я вспоминаю их жизненный путь, и понимаю, что их стойкости и самоотверженности может позавидовать каждый. Жизнь детей войны – это не истории об отчаянии, это истории о надежде, даже если они полны трагедий. И пусть, что тогда, что сейчас мы не знаем, что нас ждет завтра и будет ли оно у нас – это «завтра», но мы уверенно шагаем вперед. Мы не сломались и с каждым днем становимся только сильнее, потому что сила духа у нас в крови.
Когда я прихожу к могилам своих прадедов и думаю о них, я знаю, что продолжу их путь, ведь мы шли и идем в одном направлении. И я точно знаю, как и они, что война рано или поздно закончится, и мы будем создавать новое будущее. С памятью о войне, но с верой в мир. Будущее, в тишине которого будет услышана молитва детей о мире, и их смех. Потому что, когда раздается детский смех, война отступает.
Фаина Савенкова, ЛНР
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки