Когда были модны туфли на платформе
Коллекции сезона весна-лето 2018: 1. Mary Katrantzou 2. Rick Owens 3. Celine 4. Marc Jacobs
В этом сезоне дизайнеры возносят своих клиенток на пьедестал: на показе Celine весна-лето 2018 модели прошлись в ортопедических кроссовках на платформе, похожих на те, что так часто носят европейские бабушки. Марк Джейкобс показал коллекцию веселых сандалий, которые предлагал носить с носками, а Рик Оуэнс — футуристичные модели на липучках, декорированных лентами.
Однако до Марка Джейкобса были Spice Girls и эпоха диско, а до них — еще целых 2000 лет истории платформы, которая не всегда имела отношение к моде.
Со времен античной Греции люди хотели казаться выше, чем они есть на самом деле. В 220-х годах до н.э. актеры древнегреческих театров носили кожаные сандалии на платформе, которые назывались «котурнусы».
Платформа в 15 см высотой выделяла наиболее важных персонажей на сцене — чем выше обувь, тем проще увидеть актера, исполнявшего главную роль.
В 1300-х годах на Ближнем Востоке деревянные сандалии украшали ракушками и слоновой костью. Их носили в общественных банях чтобы защитить ноги от нагретых и мокрых полов. При ходьбе сандалии издавали характерный хлопающий звук, поэтому их называли «кабкабами».
В средние века как дворяне, так и крестьяне носили высокие деревянные «чопины», чтобы не пачкать свою одежду о дорожную грязь и не заразиться болезнями — в то время в Европе на дорогах помимо помоев можно было найти также многочисленные смертельные вирусы и инфекции.
Чопины постепенно совершенствовались и стали более экстравагантными — теперь они часто украшались драгоценными камнями и достигали 80 см в высоту. Ходить в такой обуви без трости стало невозможным. В 1547 году Кэтрин де Медичи ввела в моду чопины высотой в 150 см, но их популярность продлилась недолго.
После того, как эту обувь стали носить путаны, платформа была объявлена вне закона для замужних женщин, наряду с макияжем и ювелирными украшениями. В наказание — развод с мужем, жесткие пытки и даже смертная казнь.
В 1700-х годах в Китае обрела популярность Пекинская опера, где мужчины-актеры носили шелковые сапоги на платформе.
Как и в случае с греческим театром, чем выше была платформа, тем важнее артист, и тем менее вероятно, что актерам придется выполнять сложные акробатические трюки, которые обычно достаются второстепенным персонажам.
1. Кадр из фильма «Я достану тебя, ублюдок» 2. Сандалии Salvatore Ferragamo
Сальваторе Феррагамо стал родоначальником современной обуви на платформе. В 1937 году итальянец представил и запатентовал высокие сандалии с радужной расцветкой, популярной и сегодня.
В 1970-е любителей диско можно было встретить в клубах, обутых в сандалии, туфли и ботинки на платформе. Чтобы выделяться из толпы танцоров, некоторые украшали обувь лампочками и даже аквариумами с живыми рыбками.
-
Наоми Кэмпбелл на шоу Vivienne Westwood весна-лето 1993
-
Spice Girls
Наоми Кэмпбелл и ее знаменитое падение на шоу Вивьен Вествуд в туфлях на 23-х сантиметровой платформе вернули им популярность (а заодно прославили саму модель).
В 1990-е «перчинки» из британской поп-группы Spice Girls выступали исключительно на гигантских платформах — разве что Виктория Бекхэм всегда оставалась верна шпилькам. Сникеры и туфли с подъемом вышли за пределы концертов и клубов, став повседневной обувью для многих модников 1990-х.
-
Ботильоны Alexander McQueen Armadillo
-
1. Marc Jacobs осень-зима 2016 2. Celine весна-лето 2012
Тенденция на ugly shoes пришла к нам в 2010 году вместе с платформой, и с тех пор никуда не уходила.
Alexander McQueen, Celine, Marc Jacobs и Givenchy постоянно демонстрировали гипер-высокую обувь на подиумах.
Независимо от того, являетесь ли вы поклонницей минимализма Celine, причудливого стиля Александра Маккуина или иронии Марка Джейкобса, обувь на платформе в вашем гардеробе наверняка есть. Этим летом оставлять свою пару на дальней полке гардеробной было бы преступлением — показываем, с чем ее носить.
Днем
Летний образ на каждый день тяжело представить без льняного платья и сандалий. Благодаря гигантским платформам ступня будет находиться на достаточном расстоянии от земли, так что в них можно долго гулять по прохладному асфальту и по горячему песку — хороши и для города, и для отдыха на побережье. К тому же, такая модель визуально удлиняет и стройнит ноги.
Вечером
Если вы устали от каблуков, но без них на вечеринку отправляться не хотите, интегрируйте в свой вечерний образ сандалии и кроссовки с подъемом.
Возьмите нарядную пару от See by Chloe, классические брюки с завышенной талией, блузу с актуальным принтом в горошек и не забудьте об аксессуарах. Клатч Michael Kors завершит образ.
Текст: Анна Крафт
Девушка в обуви на платформе выглядит одновременно и дерзко, и просто. Эта форма воплощает нехитрую идею: я выше всех и мне удобно. ИСТОРИЯ МОДЫ.
Девушка в обуви на платформе выглядит одновременно и дерзко, и просто. В платформе нет ни агрессивной сексуальности шпильки, ни незамысловатости балеток. Эта форма воплощает нехитрую идею: я выше всех и мне удобно.
Появление платформы в античном мире было связано с практической необходимостью: ее использовали в древнегреческом театре актеры, чтобы зрители с дальних рядов могли их разглядеть во время спектакля. В быту же популярной оставалась более простая обувь, почти без подошвы или на небольшом каблуке.
На Древнем Востоке существовали деревянные платформы. Японские гэта со шнуровкой носили и мужчины, и женщины. Так как семенящая походка считалась очень привлекательной, такой обувью японки подчеркивали свою сексуальность.
В Европе платформы стали популярны в XV веке в Италии, а именно в Венеции. Платформа стала своеобразным отражением идеалов той эпохи, ведь человек Возрождения стремился к возвышению во всем. Эта страсть отразилась и на его внешнем облике. Если бы современные модницы увидели жертв моды того времени, они бы поняли, что их страдания во время хождения на 15-сантиметровой шпильке несравнимы с тем, что переживали дамы в XV веке. Высота платформы итальянских туфель chopines достигала 60 сантиметров, так что женщина не могла перемещаться без посторонней помощи. Падение с такой высоты было небезопасным, тем не менее была очевидна и практическая необходимость chopines. Они помогали девушкам с легкостью преодолевать грязные лужи и казаться выше.
Высота платформы итальянских туфель chopines достигала 60 сантиметров
Мужчины эпохи Возрождения тоже увлекались обувью на платформе. Впрочем, в высшем обществе эта мода очень быстро прошла: причиной тому стала возрастающая популярность платформ в среде простолюдинов – они быстро поняли, как может быть удобна обувь на толстой подошве. Аристократы не желали иметь ничего общего с плебсом и постепенно отказались от платформ.
Высота платформы итальянских туфель chopines достигала 60 сантиметров
Огромные деревянные платформы также стали атрибутом венецианских проституток. Экстравагантная обувь была некоторым знаком отличия от обычных женщин. Почти как античные актеры, путаны были видны издалека, они в прямом смысле возвышались над толпой. Популярность платформ была недолгой: вскоре началась эпоха балов, и более удобными оказались туфли на тонкой подошве и небольшом каблуке.
Платформы снова стали популярны в ХХ веке. Сначала отголоски былой моды появились в моделях 30-х годов. Это было время культурных заимствований, и в моду входили то русские фасоны, то восточные орнаменты, то мистические мотивы Египта. Тем не менее, хотя эпоха начала ХХ века и была революционной для моды, многовековая традиция закрывать ступню так и не была разрушена. Женщины начали переобуваться в спортивные туфли, а босоножки на толстой подошве оставались пляжным вариантом.
До 70-х годов по улицам и подиумам ходили в балетках, сандалиях, сапогах – обувь сохраняла традиционную форму, а плотная подошва оказывалась только данью необходимости. Открытием века стала появившаяся в 50-е годы шпилька. И лишь во время популярности стиля хиппи и этнических мотивов модницы забросили классические лодочки и грубоватые ботинки и стали примерять простые и замысловатые сандалии на платформе.
современная модификация платформ
70-е годы стали временем немыслимых сочетаний. Юбки мини и макси, брюки клеш, теплые пончо и легкие маечки – все это носили с туфлями на платформе. Романтичные девушки в босоножках пляжного вида и серьезные дамы в сандалиях в римском стиле – женщины тех годов открывали разные образы. Пляжные сабо (вот оно, наследие японских гэта) могли дополняться удобной шнуровкой на античный манер, и открытая женская ножка оказалась одновременно сексуальной и естественной.
современная модификация платформ
Появились новые материалы: вместо тяжелого и непрактичного дерева использовались легкая пробка, каучуковый сплав, в Советском Союзе названный “манной кашей”. Кроме цельных платформ на подиумах появились варианты из нескольких каблуков, похожие на японские гэта. Какие только материалы не использовали дизайнеры в украшении прозрачных платформ: и полудрагоценные камни, и электронные датчики, и светящиеся элементы.
То, что в свое время стало идеальной обувью для венецианских девиц легкого поведения, сегодня оказывается символом независимости. Уже не японская сексуальность семенящих дев, а европейская резкая чувственность заставляет женщин вставать на деревянные, пластиковые, пробковые платформы и выходить на улицы городов. Дизайнеры создают новые модели, то делая более высокой подошву кроссовок, то создавая сапоги-чулки, которые были бы слишком вульгарными, если бы не повторяли фасоны, в которых на сцену выходили Мадонна и Милен Фармер.
Сексуальность каждой женщины индивидуальна. Одна выбирает утонченные шпильки, другая довольствуется кроссовками, а другая, вдохновленная Венецией или Японией, хиппи или Ивом Сен-Лораном , покупает туфли на платформе, чтобы взглянуть на все свысока, твердо стоя на ногах.
Действия прошлого века сказались не только на всех сторонах нашей жизни, но и моды. Красивые платья в пол, мини юбки и яркие пластмассовые украшения. Мода не требует постоянства, поэтому каждый год на модных подиумах мы видим новые и яркие образы. Изменялась ли обувь все это время? Конечно, и не хуже одежды и аксессуаров.
Одной статьи для показа модной обуви за последние 100 лет будет мало, но мы быстро пробежимся по самым ярким новинкам тех времён.
1910-е.
В эту эпоху сильно влияние нового стиля — модерна или ар-нуво, однако женская обувь все еще не уходит далеко от моды XIX века. Дама начала XX века переодевалась несколько раз в день. Домашнее платье, прогулочное, чайное, вечернее — почти все время светской дамы было посвящено смене туалетов и украшению себя. Поэтому и обувь к каждому образу должна быть соответствующая.
К домашнему платью, дама обычно надевала мягкие туфельки из ткани или кожи. Или без каблука – совсем плоские, или с небольшим каблучком. Зачастую они бывали бархатными, красиво оформленными вышивкой. Какими бы нарядными не были туфли, носить их нужно было только дома!
На улице, как правило, дамы тех годов одевали ботиночки (иногда высокие, похожие на сапожки). Такая обувь должна была обязательно прикрывать щиколотку и защищать женщин от грязи на улицах. По моему мнению, сапожки даже лучше для выхода на улицу, чем туфли.
Вечерняя обувь напоминала дневную, только была более нарядной – из лайковой кожи, атласа, шёлка или тафты. Были популярны туфли на низком каблуке в виде рюмки, который назывался Louis (в честь обуви времен Людовика XV), с декоративной пряжкой, бантом или пуговицами спереди.
1920-е.
В 20-е годы прошлого века везде танцевали чарльстон и танго, поэтому женщинам пришлось укорачивать юбки. Однако форма туфель осталась почти неизменной. В зависимости от назначения, носили туфли кожаные и атласные, замшевые и шёлковые, ботинки на шнурках, крючках и пуговицах. Для этого периода характерны перепонки почти на всех моделях туфель. Магазин итальянской обуви стал образцом. Самыми модными дизайнерами женской обуви той эпохи были Андре Перуджа и Сальваторе Феррагамо, Шарль Журдан и Израэль Миллер.
В 1920-е женщины продолжают носить оксфорды — туфли с закрытой шнуровкой, появившиеся в конце XIX века. Кроме того, в моду возвращаются сандалии, последний всплеск популярности которых приходился на эпоху ампирных мод начала XIX века. Отдельную категорию составляет функциональная женская обувь — спортивная, для езды на машине и т. д.
1930-е.
Великая депрессия не повлияла на желание людей, выглядеть они должны были достойно. В марте 1926 года журнал Vogue писал: «Ныне основная модная тенденция: чулки в сеточку или со стрелкой, туфли на каблуке и печаль в глазах». К обувным находкам стали относить: туфли на платформе и танкетке, босоножки с открытым носиком и даже полуботинки с рантом.
Накануне войны, дешевые материалы спровоцировали всплеск фантазий у дизайнеров. Например, в 1938 году корковую подошву начали обтягивать цветными тканями, которые имитировали дорогую вышивку. Босоножки же, названных поначалу пляжной обувью, начали носить на вечерние мероприятия. И именно в 30-е годы спортивная обувь выделилась в отдельную группу.
1940-е.
В конце 1930 года началась война, несмотря на это обувная промышленность сориентировалась на выпуске обуви с маленьким, но устойчивым каблуком (либо на плоской подошве) и круглым или квадратным носом. Самым популярным цветом был черный из-за своей практичности и универсальности.
Повысился спрос на спортивную и удобную обувь для прогулок, кроме того общественная мораль стала допускать обнаженную ступню. В результате появилось множество открытых моделей босоножек. Salvatore Ferragamo активно использовал традиционное кружево в своих моделях. Фасон высоких ботильонов нетипичен для 1940-х г. Однако его это не останавливало. Необычную форму каблука «прозрачных» босоножек зазвали в честь Ferragamo – F-heel (Ф-каблук).
1950-е.
Мода послевоенного десятилетия во всём мире имела особый признак — она была практичной. И даже из моделей высокой моды, которые показывали на подиуме, можно было выбрать что-то на каждый день. Элегантное сочетание цветов, роскошные силуэты и разнообразие моделей — всё это было свойственно моде 50-х годов.
Туфли были узкие, остроносые, на среднем или высоком каблуке, который становился все уже, и затем превратился в шпильку. Иногда носок туфли был как бы срезанным. Вечерним вариантом обуви были открытые босоножки из шелка или парчи. Они часто дополнялись пряжками из стразов. Также стали модными и балетки.
«Высокий каблук над Манхэттеном», 1950 год
Греческий стиль
Большим успехом пользовалась обувь Роже Вивьера, который оформлял все коллекции Диора. В 1953 году, к коронации Елизаветы Английской, он создал сандалии из золотой кожи с каблуками, усыпанными рубинами. В 1955 году Вивьер представил туфли с каблуком «шок», сильно скошенным вовнутрь.
Роже Вивье
Туфли, созданные Роже Вивьером для Christian Dior, 1958-1960 гг
1960-е
Очень модные в 1950-х годах шпильки постепенно уходят. Каблук становится шире и ниже, а носы туфель затупляются. Сумки и туфли теперь обязаны быть одного цвета. Женщины начинают носить сапоги наравне с мужчинами. Благодаря новым материалам, как ПВХ (винил), обувь могли массово производить по дешевке и в ярких цветах, чтобы соответствовать платьям. Низкий каблук позволял легко ходить в них. Лоферы, мэри джейны, монки и оксфорды — были переделаны в плоские туфли.
Женская обувь 1960-х годов английской обувной компании Rayne.
1965 г. Америка. Beth Levine придумала обувь из прозрачного винила.
Даже ботинки были на плоских каблуках. Благодаря ПВХ и интересу к футуристическим вещам, высокие сапоги белого или серебристого цвета стали новыми черными. Все носили их. Они отлично смотрелись с короткими платьями и юбками. Более скромные люди носили ботинки и полусапожки коричневого цвета.
1967 г. Франция. Beth Levine – ввела в моду сапоги-чулки в середине 1950-х г. В 1960-ые мода достигла пика.
Сапоги, Herbert Levine Inc. и Roger Vivier, модные в 1960-х годах
Сандалии, как и шлепанцы, дебютировали на пляжах в 1960-х годах. Женщины носили их с повседневной одеждой. Сандалии Birkenstock стали символами хиппи. Большинство скандалий 60-х делались из блестящей пластмассы, в ярких цветах, с тонкими ремешками и плоскими каблуками.
1970-е.
Мода 70-х полностью растворила легкомысленный цветастый образ 50-хи 60-х, заявив о себе. «Будь собой, и ты сможешь прожить 9 жизней в течение одной» – цитата из знаменитого журнала Vogue за 1971 год. Это десятилетие сочетало множество стилевых направлений: этно, классика, романтика, фольклор, хиппи, спорт, милитари, сафари, диско, унисекс, панк.
Трендом начала 70-х была неуклюжая обувь на платформе. Впервые она была замечена в конце 1930-х годов, но возродилась в поисках ностальгии в 70-х годах. Дизайнеры обуви персонализировали платформы для разных аудиторий. Украшенные шипами или стразами, они сделали поп-звезды популярными на сцене. Основные дизайны характеризовались лоскутами, вышивкой, кожей или росписью. С высокими ремешками на щиколотках и фруктовыми оттенками – персиковый, желтый, фисташковый – даже простые туфли на платформе были яркой расцветкой на фоне нейтрального наряда.
Винтажные танцевальные туфли 20-х и 60-х годов возвращают женщинам изящные каблуки в середине 70-х. Т-образный ремешок, мэри джейны, поперечные ремешки и ремешки на тонких, но крепких шпильках. Они были особенно популярны как вечерние туфли и каблуки для дискотек. Змеиные принты были частью каждой коллекции дизайнеров обуви.
Ботинки, в частности высокие ботинки на шнуровке из гобеленовой ткани или кожи, сочетались с длинными крестьянскими платьями. Модные ботинки го-го все еще носили в первые годы с мини-платьями и юбками. Ковбойские сапоги вошли в моду в Америке. Женщины чувствовали себя сильными и мощными в сапогах.
1980-е – 1990-е
Восьмидесятые и девяностые – это комфорт, унисекс и минимализм ! «Быть самим собой» – таков лозунг моды последних десятилетий ХХ века.
Стиль 80-х, 90-х формировался под влиянием культа красивого и здорового тела, субкультур, а также модной индустрии и экранных образов.
Маноло Бланик – обувные короли, диктующие сегодня свои правила в бизнесе моды, впервые заявили о себе в эпоху молодёжного бума. Но кризис всё же призвал к порядку разошедшихся модельеров – покупатели не желали иметь «вещь на час».
Конец декады ознаменовался появлением классических лодочек на среднем каблуке и возрождением полузабытой конструкции высоких ботинок. В Лондоне Вивьен Вествуд открывает свой первый бутик для молодёжи, желающей получить устрашающую обувь.
Всё больше поклонников завоёвывают ботинки доктора Мартенса с металлическими подносками.
Туфли-лодочки на невысоком каблуке, в которые неизменно облачалась принцесса Диана. Леди Ди всегда считалась иконой женственности и безупречного вкуса. Тренд 80-х – белоснежные лодочки. Такой яркий акцент на женские ножки поневоле притягивал взгляд. «Вернула к жизни» белые остроносые туфли, но уже на высоком каблуке Сара Джессика Паркер, одна из самых стильных и сексуальных женщин нашего времени.
Визит в театр Wells, Лондон, 1990
Кроссовки Reebok и Adidas, кеды Converse на которые едва ли не молились. Относились к спортивной обуви с необычайным трепетом. С практической точки зрения кроссовки стали вполне обоснованным явлением моды 80-х годов, ведь повальному увлечению танцами и аэробикой требовалось нечто удобное, легкое и практичное.
Ботфорты, которые когда-то задумывались как обувь для верховой езды, в 80-е пережили второе рождение. Тогда эти сапоги превратились в настоящий эротический фетиш. Неприлично облегающие ногу ботфорты из винила, латекса и тонкой кожи на высоченных каблуках – тренд десятилетия, проходившего под лозунгом агрессивной сексуальности.
2000-е -2010-е
Высокие сандалии: ремешки, замки, пряжки
Стиль милитари прочно утвердился среди обуви для женщин. И летние ботинки не исключение.
Шоколадная кожа, вставки защитного цвета, замки, большие пряжки, заклепки – вот это характерные специфики подобных босоножек. Причем все это не отменяет наличие каблучка. Высокого и тонкого. Декораторы совмещают, кажется, не сочетаемое.
Традиционные модели босоножек (акуратные каблуки, матовая кожа или лак, моно-цвет (черный, красный, белый), обычные фасоны) . Одно, что добавили в эту направленность декораторы в летнее время года – это противоположные комбинирования (каблук –подошва, подошва – ремни) и трудные переплетения ремешков.
Вьетнамки, как пляжная обувь, держится на пике популярности в 2000-2010 годах.
Лаковая обувь была необычайно востребована тогда. Причем лак (или материал под лак) бывает как гладким, так и выпуклым с наличием рисунка (клетка, полоска). Высокие толстые лакированные каблуки, маленькая платформа, широкие ремешки вокруг щиколотки, украшенные пряжкой или клепками – вот насущный вариант летних босоножек. Они выглядят несколько грубо, зато очень практичны и удобны.
На пике моды 2010 года находятся туфли с открытым мыском, а также ботинки и сапоги. Также можно выявить некоторую склонность дизайнеров к практичности, которая проявилась в предложении большого количества моделей на невысоком, устойчивом квадратном каблуке, которые, при этом тоже отличается изысканным декором. В ряде случаев модная обувь осень-зима 2010 не дополняется большим количеством декоративных элементов, поскольку главным украшением, на котором делается основной акцент, становится каблук. Он может быть выполнен, опять же, в старинном стиле, а также приобретать самые причудливые формы, ограниченные только полетом фантазии творца.
2020 год
Недавно наступило новое десятилетие – 2020 год, и он уже диктует правила всем модницам мира. В этом году модели, которые были актуальны ранее, поэтому можно носить большую часть своего гардероба!
Все также популярны ботинки на грубой подошве, которые мы полюбили за их практичность, удобство и идеальную совместимость с любой одеждой. Для сторонниц консервативного стиля есть лаконичные кожаные модели без декора. А для более рискованных- массивные боты, украшенные клепками, ремешками, шипами, пряжками и прочими деталями с нотками рока.
Анималистичный принт- главный тренд 2020 года
Полусапожки на каблуке-шпильке с рисунком «зебра» Steve Madden
Кожаные ботинки челси с леопардовым узором ASOS DESIGN April
Популярна сейчас и обувь с громоздкой платформой, которая была известной в 70-х (и, как мы знаем, была позаимствована ещё из 40-х).
Любовь многих модниц – казаки!
Настроение Дикого Запада все еще потряхивает умы художников. Как результат – большая известность казаков. В данный момент в тренде разная длина этих сапожек, но острый нос и размашистый скошенный каблук остаются постоянными.
Дизайнеры сказали, собственно что эта элегантная обувь очень хорошо подходит и для дам за 50, выпустив на подиум манекенщиц белее зрелого возраста.
Сейчас мода демократична как никогда. Каждый выбирает то, что ему ближе: простые и удобные вещи или смелые и дерзкие эксперименты. На этом подборочка и краткое описание популярной обуви за последние 100 лет подошла к концу. Я очень надеюсь что вам понравилось! И, хочу добавить, чтовсе новое это хорошо забытое старое!
Спасибо за прочтение!